• 3. 1. НЕКОТОРЫЕ КВАНТОВЫЕ ЭФФЕКТЫ
  • 3.2. ПОД ГИПНОЗОМ ИДЕИ
  • 3.3 ИНТЕРЕС
  • 3.4. ПОИСКОВЫЙ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
  • 3.5. ХУЛИГАНСТВО
  • 3.6. СТРЕМЛЕНИЕ К ОПАСНОСТИ
  • 3.7. ДЕДОВЩИНА
  • 3.8. БЕСПОЛЕЗНАЯ БОЛТОВНЯ
  • 3.9. Цепная реакция интереса
  • ГЛАВА 3

    НЕКОТОРЫЕ ВАРИАНТЫ ЗЛА

    Для большинства читателей значение слова «идея» понятно само собой. Но некоторые, может быть, захотят иметь более четкое определение. На всякий случай я даю два. Это не философские и не психологические определения, они вообще не вполне научны. Это рабочие определения, которые вполне справедливы лишь в тексте этой книги. Везде, где я говорю "идея", я имею в виду одно из них.

    1) ИДЕЯ – ЭТО ВСЕ ТО, ЧТО МОЖНО ПОНЯТЬ. (Можно понять не только мысль, но и настроение, и художественный образ – поэтому и то, и другое, и третье в данной книге объединяются термином "идея").

    С другой стороны, все то, что мы понимаем в течение своей жизни, образует наш опыт. Идеи – это элементы опыта. Причем это мельчайшие, неделимые его элементы, так же как молекулы – это мельчайшие элементы вещества. Если идею можно разложить на части, то на самом деле мы имели несколько идей. Идея всегда приходит целиком, в ней обязательно чувствуется целостность и, даже если она пока не ясна, то выступает из тумана единой глыбой, как айсберг. Поэтому понимание идеи – всегда скачок.

    Идея Коперника о Солнце в центре Вселенной была поначалу лишь удобным способом для расчета положений планет; она избавляла (не полностью) вычислителей от многих эпициклов. Достаточно было сместить точку зрения – и математические трудности отпали сами собой. Вернадский смещает точку зрения и появляется концепция ноосферы. Моне смещает точку зрения и появляется импрессионизм.

    Человечество не идет по пути своего развития, а прыгает, как воробышек или кенгуру, и каждый новый прыжок есть смещение точки зрения. Дискретно, как по ступенькам, каждая ступенька есть идея, родившаяся в голове отдельного человека и продолжишая свою жизнь в мире, отдельно от творца, на благо людям или во вред им. 2) ИДЕЯ – МЕЛЬЧАЙШАЯ НЕДЕЛИМАЯ ЧАСТИЦА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОПЫТА, КОТОРАЯ МОЖЕТ ПЕРЕДАВАТЬСЯ ОТ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА К ДРУГОМУ.

    3. 1. НЕКОТОРЫЕ КВАНТОВЫЕ ЭФФЕКТЫ

    Название условно.

    Квантовые эффекты психики, вообще говоря, состоят в том, что ВЛИЯНИЕ ОТДЕЛЬНОЙ ИДЕИ МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ СИЛЬНЕЕ И ЗНАЧИТЕЛЬНЕЕ, ЧЕМ ВЛИЯНИЕ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ МОТИВОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА, ВКЛЮЧАЯ ИНСТИНКТ САМОСОХРАНЕНИЯ.

    1) Эффект раздвоения.

    ПРИМЕР 18. Я не смог остановиться.

    Когда мне было лет двенадцать, я попал в больницу с тяжелым переломом ноги. Я никак не могу понять почему я получил эту травму. Я любил лазить по деревьям и в тот раз влез на высокую березу. Потом вспомнил, что куда-то спешу и стал быстро спускаться. По пути вниз я стал ногой на тоненькую веточку, сухую, короткую и толщиной примерно с мизинец. Я вовремя понял, что нельзя на нее становиться, что я упаду, я понял это совершенно точно, но все равно стал и упал с большой высоты. Может быть потому что устал или спешил, но мне показалось, что я как бы два в одном, движения и ум – и движения идут чуть-чуть впереди ума. Может быть потому что я увидел эту веточку неожиданно. А совсем недавно я таким же образом расстался с женой. У нас была ссора и я сказал ей такое, после чего не может быть прощения. Я очень жалею об этом, особенно потому, что в тот момент я понял по ее лицу, что она уже хочет примирения. Ее лицо мне даже снится теперь, мне ее очень жаль, потому что как раз тогда она решила сдаться и кончить ссору. И как раз тогда я сказал. Ее лицо как будто обрушилось, и обрушилось все то, что было между нами. Прежде чем сказать, не знаю, на какую-то долю секунды раньше, я очень четко понял, что говорить этих слов нельзя и понял все последствия, о которых буду жалеть всю жизнь. Но все равно сказал, не смог остановиться.

    Эффект заключается в том, что восприняв идею, которая может воплотиться в действие мгновенно, мы иногда НЕ УСПЕВАЕМ ЕЕ КОНТРОЛИРОВАТЬ. Это может приводить к тяжелым или вообще катастрофическим последствиям. Например, многие бытовые убийства, совершенные "в пылу", не случились бы, не будь этого эффекта.

    Эффект также проявляется в тех видах спорта, которые требуют мгновенной реакции на неожиданность и может быть причиной абсолютно неоправданного риска.

    2) Эффект откушенного языка

    ПРИМЕР 19. Игра со случаем

    Однажды я ехал в автобусе по неровной дороге. Поездка была долгой и я устал. Я поставил ногу на выступ внизу (под ним было колесо) и оперся локтем на колено, а на руку оперся подбородком. Мой язык был между зубами, и я давил как раз на нижнюю челюсть: как только автобус тряхнуло, я, конечно, сразу прикусил кончик языка. Я очень испугался, потому что мог бы остаться вообще без языка, если бы кочка была побольше, автобус трясло так, что я иногда подскакивал над сиденьем. Мне просто повезло. Но как только мне повезло, я опять, не меняя позы, просунул язык между зубами. Мне хотелось, чтобы на следующей кочке я успел среагировать и разжать зубы. Одновременно я понимал, что шансы выиграть в этой игре против случая очень невелики. И пока я думал о том, что я делаю и зачем я это делаю и нужно ли мне это делать, автобус снова тряхнуло, теперь уже очень сильно и я с размаху щелкнул челюстями. Было ужасно больно и рот наполнился кровью. Вначале я думал, что совсем откусил язык. Обошлось, слава богу.

    Эффект заключается в том, что если мы осознали, что некоторое дейстие опасно и не вполне избежали опасности, хочется повторить это действие, но так, чтобы полностью справиться с ситуацией. Иногда это ощущается как притягательность опасности: опасных мест, опасных людей, опасных поступков.

    Так преступник возвращается на место преступления – для того, чтобы почувствовать себя в безопасности.

    3) Эффект неожиданного повторения

    ПРИМЕР 20. Лилипуты.

    Со мной довольно часто происходят странные совпадения. Долгое время они меня просто удивляли, а потом я даже стал вести дневник и их записывать.

    Например, я прочел рассказ о лилипутах, включил телевизор, а там идет программа о лилипутах. Но и рассказ о лилипутах и программа о них до сих пор встречались в моей жизни только один раз. Я нахожу незнакомое слово в словаре, а вечером этого же дня встречаю его в книге. Я сажусь в такси три дня подряд, и три дня подряд, выходя из машины встречаю неимоверно толстого мужчину, но каждый раз разного мужчину. Но кроме таких, случайных совпадений, есть и другие, символичные. Это цепочки совпадений, которые до сих пор ничем хорошим не заканчивались. Однажды я в течение недели каждый день встречал похороны, а несколько дней спустя погиб мой знакомый. Я уже предчувствовал, что нечто подобное случится.

    Приведу свой пример – это то, что случилось, лично со мной. Однажды за одно утро я встретил в разных местах города двоих бывших учеников одного и того же класса. Совпадение привлекло мое внимание и вскоре, к моему удивлению, я встретил еще одного. Потом я встретил уже четвертую ученицу из того же класса (все закончили школу несколько лет назад) и она рассказала, что все утро встречает одноклассников. Позже, по пути домой, я встретил еще одного в метро, то есть совпадения продолжались. Часа полтора спустя я рассказал о совпадениях жене и как только закончил рассказ, произошла еще одна встреча, теперь уже последняя. Ничего другого необычного в этот день не произошло.

    То есть, полный цикл таков: вначале случаются несколько совпадений, субъективных, таких, что заметны только тебе, ты замечаешь это и потом происходит еще несколько совпадений, теперь уже почти невероятных, ты рассказываешь об этом случае кому-то и потом совпадение случается последний раз.

    Я говорю о цикле, потому что такую же структуру совпадений я наблюдал еще раз. Тогдя я не знал в какой институт поступить и мог поступить куда угодно.

    Мне встретился знакомый, который, уже не помню почему, заговорил о Януше Корчаке. Я не имел понятия о том, кто такой этот Корчак, но поддакивал и делал вид, что знаю очень много. Но хорошо притвориться мне не удалось и после этой встречи остался неприятный осадок. Пару дней спустя я отправился в библиотеку; мне нужны были учебники. Я открыл первый попавшийся ящик каталога и попал на имя:

    Януш Корчак. Я перелистал карточки – там было три книги этого автора. Корчак оказался знаменитым педагогом. Удивившись совпадению, я запомнил названия книг.

    Когда я вышел из библиотеки, начался дождь и вскоре стал сильным. Мне пришлось вбежать в дверь первого попавшегося магазина – и это оказалась букинистика. От скуки я стал смотреть на полки и вдруг увидел именно те три книги Корчака, названия которых только что прочел в каталоге. В кармане у меня было, если не ошибаюсь, рубль и семь копеек. Я спросил сколько стоят эти книги и оказалось, что все три вместе – ровно рубль и семь копеек. Я их купил. Под впечатлением этого сопадения я пошел в приемную комиссию университета, зашел в случайную дверь и что-то спросил. Мне сразу же стали предлагать педагогическое отделение и именно под впечатлением от великого педагога Корчака я согласился. Так я стал педагогом, хотя никогда в жизни и не думал об этом. А лет восемь спустя я рассказал об этих совпадениях моей коллеге-учителю (мы были в трудовом лагере с детьми, в селе) и в тот же день, зайдя в сельский книжный магазин, она увидела, что на полке появилось новое издание Корчака.

    Здесь возможны, как минимум, три объяснения – религиозное, мистическое и психологическое. Оставим первые два людям верующим и верящим и рассмотрим последнее.

    Возьмем тот пример, когда человек читает рассказ о лилипутах и в тот же вечер видит телепрограмму о лилипутах. Вероятность такого совпадения чрезвычайно мала. Но очень многие происходящие с нами события, вообще говоря, имеют почти нулевую вероятность. Почти нулевой была вероятность того, что на свет родится данный человек, вы или я, что гены скомбинируются именно таким образом и что соединятся именно эти родительские клетки. Если мы засечем абсолютно точно время смерти некоего старика, то окажется, что вероятность его смерти именно в этот момент была близка к нулю. Если бы после прочтения рассказа о лилипутах телепрограмма оказалась не о лилипутах, а любой другой, она не обратила бы на себя внимания. То есть, любая вновь воспринятая идея оставляет после себя медленно гаснущий след внимания и, выражаясь образно, любая пылинка, попавшая в этот след, вспыхивает как звездочка. Новая идея заставляет обратить внимание на ближайшую сходную с нею. Можно объяснить и тройные, и более сложные совпадения. Если я два раза за утро встречаю людей, принадлежащих к одной группе, ИДЕЯ СОВПАДЕНИЯ овладевает моим вниманием – и дает тот самый гаснущий след, который есть возможность следующего совпадения. Та струкрура совпадений, которая приведена в примере о Януше Корчаке, настолько сильно овладела моим вниманием, что ее след растянулся на годы и "вызвал к жизни" следующую подобную структуру.

    К этой же категории неожиданных совпадений можно отнести и вещие сны, предсказания будущего, гадания и приметы, полосы везения и невезения. То есть, большая часть суеверий представляют собой квантовые эффекты психики.

    Примечание:

    Это объяснение не является единственным и имет свои недостатки. Одним из существенных недостатков является то, что оно не объясняет эстетическую сторону дела – то, что линии судьбы очень часто сплетаются КРАСИВО, чему можно найти множество примеров как в повседневной жизни, так в биографиях великих людей или произведениях писателей.

    4) Эффект снежного кома

    Иногда кажется, что сильная идея, овладевшая человеком, организует события в свою пользу. Если человек очень сильно стремится к цели, то совершенно независимые от него события начинают происходить таким образом, что «работают» на идею. Случайности складываются так, чтобы помочь достижению цели. Иногда кажется, что тебя несет какая-то волна случайностей, будто кто-то направляет твое движние по избранному пути. На самом деле «воспламенившая» человека идея включает дополнительные механизмы сознательного и подсознательного сканирования возможностей, скрытых в окружающем мире и самом себе. Если раньше мы проходили мимо смутной подсказки, не замечая ее, то теперь она кажется очевидной.

    Аналогичный процесс наблюдается при вдохновении: совершенно случайные ассоциации складываются таким образом, что работают на пользу творческому образу.

    3.2. ПОД ГИПНОЗОМ ИДЕИ

    Иногда идее посвящается и отдается вся жизнь, какой бы странной эта идея ни была. Есть люди, которые стремятся к необычным рекордам: отрастить самые длинные на свете волосы или ногти, как можно больше раз проткнуть себя шпагой, сделать на себе как можно больше татуировок, сьесть как можно больше килограмм металлической стружки, или стать самым тяжелым в мире. Все великие завоеватели истории жили под гипнозом идеи – идеи большого завоевания. Все люди, которые добились чего-либо чрезвычайного ценой многолетних усилий, тоже жили под гипнозом идеи. Почему тренируется спортсмен-профессионал, если он хочет поставить рекорд и пока не выдохся? Только ли ради денег? Нет, он живет под гипнозом идеи – идеи рекорда. Чувство, которое он испытывает на всякой успешной тренировке – интерес, или даже ВОСТОРГ ИНТЕРЕСА.

    Интерес – эта нить, с помощью которой идея привязывает нас к себе.

    1) Пора за работу

    Обычная фраза бездарного политика, развалившего страну: "Теперь пора браться за работу". Эта фраза может служить даже индикатором политической бездарности. Эти слова произносятся обычно после длительного периода неудач, когда все прошлые идеи оказались несостоятельны, все попытки – бесплодны, все козлы отпущения найдены. То есть, когда некоторая неверная идея ГИПНОТИЗИРОВАВШАЯ данного политика, полностью дискредитировала себя, зато на горизонте забрезжила новая, столь же неверная, но зато ИНТЕРЕСНАЯ. "Нам не удалось построить коммунизм, увы! Теперь будем строить развитой социализм – вот теперь пора браться за работу." Несколько лет спустя: "Не удалось построить развитой социализм, увы! Теперь будем строить социализм с человеческим лицом – вот теперь-то и пора браться за работу." Новая идея постепенно разворачивает весь государсьвенный корабль из одного неверного направления в другое.

    Грамотный политик берется за работу с самого начала.

    2) Не рисуй себе смерть

    Если у человека неудачно сложилась жизнь, он более склонен действовать под влиянием случайной идеи – той, которая сулит ему хотя бы маленькое счастье. И ради синицы в руке отказывается от журавля в небе. Так некрасивая девушка ПОД

    ГИПНОЗОМ НЕУДАЧИ выходит замуж за алкоголика и сразу же убеждается, что гораздо лучше было не выходить вообще. Так человек с призванием поэта после многих неудачных попыток опубликовать свои стихи смиряется со своей возможной бездарностью, бросает писать и начинает работать штукатуром или водопроводчиком.

    Талантливый химик или юрист теряют квалификацию, не найдя себя или разуверившись в себе, и занимаются мелкой спекуляцией на рынке и только потому, что однажды им предоставилась такая возможность заработать деньги. ПОД ГИПНОЗОМ НЕУДАЧ мы можем протянуть руку кому попало, заняться не своим делом, потерять себя.

    Многие из таких решений – решения навсегда. Возможно, что на один пробившийся талант приходятся сотни или тысячи сломаных. Обычно говорят: "если талантлив, то пробьется" – но это мнение основано на наблюдении характеров действительно пробившихся талантов – людей, сумевших реализовать себя несмотря ни на что.

    Такие характеры действительно сильны и закалены трудностями. А тех, кто сломлен, не замечают. МНОГИЕ ЛУЧШЕ ЛЮДИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА РОЖДАЮТСЯ И ЖИВУТ ВХОЛОСТУЮ. Это одна из худших бед – если бы не это, развитие цивилизации и культуры ускорилось бы во много раз.

    Однажды мне попались на глаза переписанное от руки стихотворение неизвестного поэта. Первая строка его была такой: "нарисуй себе смерть".

    Стихотворение о самоубийстве. Я помню еще одну строку: "и брызнут по кафелю алые звезды". Больше ничего. Тот человек был не из тех, которые пробиваются.

    Он учился в педагогическом, а печатать свои стихи даже не собирался. Скорее всего он спокойно и тихо проживет свою жизнь, как-нибудь и где-нибудь, а потомкам останутся от него лишь две случайно уцелевших строки – или ничего не останется. Я обращаюсь к слабому, хотя это и бесполезно: не рисуй себе смерть.

    3.3 ИНТЕРЕС

    Интерес "бескорыстен", непрактичен. Например, школьнику гораздо интереснее знать, сколько рогов у носорога, чем сколько корней у квадратного уравнения – даже если на носу у него контрольная работа. Взрослому иногда интереснее узнать, на какие деньги сосед купил машину, чем имя-отчество того же соседа.

    Большинство, хотя и не все интересные вещи бесполезны или даже вредны.

    "Интересная" литература почти всегда, за небольшим исключением, плоха, а «хорошая» – неинтересна.

    Это свойство интереса используется во всяческих системах "убивания времени": от кроссвордов до компьютерных игр. Интерес заставляет людей часами заниматься абсолютно пустым делом: подбирать буквы или пытаться открыть какой-нибудь виртуальный засов, за которым будет новая дверь с новым засовом – и так почти бесконечно. Тысячи и тысячи часов драгоценной и единственной человеческой жизни расходуются зря, в буквальном смысле слова убиваются, в бесполезных поисках бесполезных результатов.

    Но, с другой стороны, интерес – это главная система, с помощью которой человек расширяет свой опыт, с помощью которой человечество наращивает свои достижения; это единственное зерно из которого вырастает интеллект – ребенок, который мало чем интересуется, вырастет тупым.

    3.4. ПОИСКОВЫЙ И ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

    Интерес – это далеко не безобидная вещь, это "присоска", которой идея прочно прикрепляется к человеку. Интерес может причинять как вред, так и пользу. Сейчас нас интересуют вредные свойства интереса.

    Есть две формы интереса: испытательный (хочется попробовать) и поисковый (хочется узнать). Когда подросток впервые пробует наркотик, ему интересно ПОПРОБОВАТЬ. Когда старуха всю ночь не спит, подслушивая о чем говорят соседи за тонкой стенкой, – ей интересно УЗНАТЬ. Испытательный и поисковый интерес так сильно отличаются друг от друга, что даже непонятно, почему во всех языках они называются одним и тем же словом.

    Решать кроссворды, искать ответы на бесполезные вопросы или совать нос не с свое дело нас заставляет поисковый интерес – этим его «вредность» практически исчерпывается.

    ПОИСКОВЫЙ ИНТЕРЕС – ЭТО ЧУВСТВО, КОТОРОЕ ИСПЫТЫВАЕТ ЧЕЛОВЕК, ПРИБЛИЗИВШИСЬ К ИДЕЕ.

    Идея не заразила его, но уже привлекает, заставляет стремиться к себе, заставляет искать. Мы не знаем ничего подобного этому в области телесных или психических болезней. Идея меняет психику человека не только заражая его, но уже просто приблизившись. Мы ощущаем близость ответа (т е. новой идеи) также легко и отчетливо, как кошка ощущает близость стакана с молоком. Кошка ощущает запах, мы – поисковый интерес. Любой более или менее умный человек знает чувство близости решения. Знает и смутное ощущение того, что "здесь что-то не так" – чувство того, что в стене есть дверь, пока что невидимая, но способная открыться и повести в завораживающую неизвестность. Это чувство приятно; для того, чтобы переживать его, человечество изобрело загадки, детективы и брейн-ринг.

    Поисковый интерес начинается с проблемы заканчивается решением проблемы – то есть, появлением новой ИДЕИ. Испытательный не имеет отношения к проблемам: он заставляет проверить или испытать новую идею.

    ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС – ЭТО СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА, УЖЕ ЗАРАЖЕННОГО ИДЕЕЙ.

    Испытательный интерес заставляет испробовать новую идею во всех вариантах и ситуациях. Но эти пробы не всегда безвредны. Они могут быть неэтичны, опасны, антисоциальны или преступны. Приведу пример неэтичного поведения.

    ПРИМЕР 21. Чтобы перепробовать страсть

    Она была у меня первой женщиной, а я был у нее первым мужчиной. Она часто повторяла, как она сильно меня любит и я тоже самое повторял, но не любил ее ни капельки. Я относился к ней так же, как к любой встречной – не было ни малейших чувств. Как выяснилось позже, у нее были. Я изо всех сил старался разжечь ее страсть, но с единственной целью: чтобы перепробовать страсть во всех ее разновидностях и хорошенько всему научиться. Это было захватывающе. Я специально придумывал, к чему бы ее еще склонить и потом склонял. Если описать, что мы тогда пережили, получился бы настоящий роман. Кино тоже можно снять.

    Перед тем, как она стала моей, я ее долго и очень неумело добивался, мне казалось, что я влюблен, но потом вся любовь прошла, как отрезало. Говорю, я просто хотел испробовать все варианты страсти. Это было так интересно, как играть в казино. Идея была совершенно сознательна и ни капли меня не смущала.

    А даже если бы и смущала, я бы не мог иначе. Помнится, я даже рассуждал, что если она немножко за мной побегает и помучится, то ее не убудет, а вот если я в свои шестнадцать, или то-то вроде этого, лет не буду уметь хорошо обращаться с девушками, то это может сделать несчастной всю мою последующую судьбу. Поэтому из двух зол я должен выбирать меньшее. Я так и делал, обманывая ее изо всех сил. Когда я научился вроде бы всему, мне стало скучно, я сделал так, чтобы она меня оставила и еще осталась при этом виноватой.

    А еще, чуть не забыл, я помню, с чего все это началось. Когда она меня поцеловала в первый раз, я был просто ошарашен тем, что все это так просто. Я еще пару дней ходил и повторял про себя "так просто, так просто". Мне казалось, что я понял гигантскую истину. С того и началось. Ей нельзя было делать это так просто.

    Испытательный интерес гораздо опаснее поискового – он заставляет не искать, а действовать – и действия эти часто совершенно нелогичны, странны, и бесполезны. Иногда они преступны или разрушительны. Мы понимаем новую (или подзабытую старую) идею и она заставляет нас испытать ее. Она должна врасти, встроиться в наш опыт, и одного понимания для этого мало. Понять – не значит познать. Нужны испытательные действия. Действия эти этически неопределены, то есть, новая идея может толкать как к хорошему, так и к плохому.

    Есть три основных пути, по которым к нам приходят идеи:

    а) мы понимаем что-то новое, решив проблему;

    б) мы можем неожиданно наткнуться на идею;

    в) идея может возникнуть случайно, в результате мутации.

    Рассмотрим в отдельности каждый из этих случаев.

    а) Зло, как результат решения проблемы.

    Наука уже давно стала силой, способной вызвать процессы глобального масштаба. Внезапное теоретическое подтверждение безумной гипотезы вызывает непреодолимое желание ее проверить. Это желание может оказаться даже сильнее потребности самосохранения.

    Почему были сброшены первые атомные бомбы? – есть еще одна причина, кроме тех, которые обычно перечисляют энциклопедии и учебники истории – это испытательный интерес. Физики и политики, создавшие бомбу, десятилетиями шли к этому супероружию, и наконец, добились результатов. Нужно иметь нечеловечески твердые моральные принципы, чтобы в такой ситуации не испробовать созданное.

    Когда человек взрывал первый ядерный заряд, он имел теорию процесса, но ведь теория могла оказаться и неверной. Ядерный взрыв мог оказаться каким угодно: он мог бы уничтожить половину планеты, а своих создателей – тем более.

    И все-таки люди пошли на это, движимые потребностью воплотить идею. А сколько новых великих открытий будет дарить нам наука? И всегда ли удача будет сопутствовать нам?

    ЕСЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИДЕИ ОКАЗЫВАЕТСЯ ПРИНЦИПИАЛЬНО ВОЗМОЖНЫМ, ТО ОНА РАНО ИЛИ ПОЗДНО БУДЕТ ОСУЩЕСТВЛЕНА, КАКИМИ БЫ КАТАСТРОФИЧЕСКИМИ ПОСЛЕДСТВИЯМИ ЭТО НИ ГРОЗИЛО.

    Но проблемы существуют не только в науке. Всем нам приходится сталкиваться с бытовыми или семейными проблемами. Наше решение таких проблем не всегда правильно, но найдя "решение", мы сразу же попадаем под влияние новой идеи и действуем в соответствии с ней. Особенно драматической будет ситуация, если человек находится в безвыходном положении или считает свое положение безвыходным. Например, женщина живет с нелюбимым супругом и не может его бросить. Или кто-либо получил возможность вас шантажировать и стал регулярно пользоваться этой возможностью. Или в течение года вам нужно отдать большой долг, а денег нет и не будет. Или сосед по лестничной клетке ради развлечения натравливает на вас собаку. Обобщая, скажем: происходит что-то такое, чего вы уже не можете терпеть, но от чего не можете избавиться.

    Жизнь человека, попавшего в безвыходное состояние, продолжает катиться по инерции, постепенно замедляясь. Он выполняет привычные обязанности, но уже не как человек, а как автомат. Ему становится все тяжелее и тяжелее. Если он ясно осознает безвыходность, то время от времени с ним случаются приступы тихого, буйного или «свинцового» отчаяния. Наконец, он может найти "решение", которое на самом деле решением не является. Таким решением может оказаться преступление, например, убийство или самоубийство.

    Вначале решение является в виде условной гипотезы: как хорошо было бы, если б он умер… Потом оно оформляется в смутные мечты: его собьет автомобиль или он заболеет и умрет… И, наконец, решающая стадия: а почему бы и нет? С этого момента несчастный попадает под гипноз собственной идеи и часто живет в этом состоянии очень долго. Идея глядит на него как удав. Такие преступления могут планироваться годами и подумываться до мельчайших деталей. Похожая ситуация описана в романе Набокова "Король, дама, валет". Многие сочинители детективов паразитируют на этом сюжете.

    б) Зло, как результат встречи с идеей

    Новый мат, услышанный по телевизору, мгновенно заражает детей определеного возраста. Новая форма агрессии, особенно успешной агрессии, увиденная на улице или в фильме быстро поражает наблагополучного подростка и путем заражения передается его друзьям и знакомым. Все новое, что творит идол, герой или любимая поп-звезда становится объектом подражания.

    ПРИМЕР 22. (Цитата) Хекхаузен. «Мотивация и деятельность.»

    Детям показывали фильм, герой которого проявлял вербальную агрессию необычным для них образом. Далее он в одном случае наказывался, в другом – вознаграждался, в третьем – его поведение не вызывало никакой реакции. После этого детей ставили в ситуацию, предоставляющую возможность воспроизвести наблюдавшееся ими поведение. В тех случаях, когда кинообразец поощрялся, подражание имело место чаще, чем тогда, когда он наказывался. Затем увиденное в фильме поведение детям предложили воспроизвести возможно более точно и обещали наградить их за это. И дети, которые перед этим воздерживались от повторения агрессивного поведения образца по собственному почину (по-видимому, в силу преобладающего торможения агрессивности), на этот раз получили максимальные показатели, что может служить признаком достаточной усвоенности и включенности в репертуар потенциальных действий данной формы поведения.

    То есть, новую форму агрессии ОСВАИВАЕТ КАЖДЫЙ. Вирус поражает нас сразу, после первого же информационного контакта.

    И немного статистики:

    Самоубийство – чисто человеческое действие, распространено у всех народов и во все времена. В США – 1,5 процента от общего чиста смертей – самоубийства: ежегодно 30000 человек. Это превышает количество убийств. Мужчины совершают 80 процентов самоубийств, зато женщины пытаются покончить собой в несколько раз чаще, чем мужчины. Вопреки распространенному мнению, только от 15 до 25 процентов тех, кто покончил с собой, оставляют записки. А теперь еще одна цифра: в США, например, каждое сообщение о самоубийствах в средствах массовой информации вызывает в среднем 58 новых самоубийств, что объясняется заражением идеей поступка. То есть, каждое такое сообщение убивает 58 человек (Р. Чалдини). Сколько из этих тридцати тысяч могли бы выжить? И сколько других ИДЕЙ МАССОВОГО ПОРАЖЕНИЯ подбрасывают нам газеты и экраны?

    в) Идеи-мутанты

    Сквозь нас постоянно струится поток странных и нежизнеспособных идей, выживает из которых лишь малая доля процента. Прислушайтесь к себе и вы ощутите движение этого потока. Вы ощутите, как абсурдные идеи и желания стаями проплывают сквозь вас. Все это сумасшедшие, нелогичные случайные уродцы, которые сразу же умирают, чуть-чуть прикоснувшись к нижнему порогу сознания.

    Они создают постоянный идейный шум, к которому мы так привыкли, что уже не замечаем. Чтобы этот шум стал слышнее, нужно отвлечься от всяких целей и мыслей и просто смотреть. А после совсем небольшой тренировки можно замечать эти идеи даже не прекращая заниматься каким-либо делом.

    Примеры 23 По неизвестной причине.

    1) Мысль топнуть по луже, чтобы обрызгать рядом идущего, так как он очень берег чистые светлые брюки.

    2) Писала ручкой, потекла ампула. Захотелось вымазать кого-нибудь ей.

    3) Ехал в метро. Увидел грязного, замызганного хиппи с изрезанными джинсами и грязными волосами. Захотелось поязвить по этому поводу. Но смолчал.

    4) Готовил ужин. Когда приготовил и поел сам, захотелось как-нибудь его испортить.

    5) Дома. Были на кухне я, сестра и мама. Мама сказала что-то смешное.

    Сестра засмеялась. В это время мы пили компот и мне захотелось вылить компот ей в лицо.

    6) Два года назад. Днем мы сидели у подруги. Она живет на восьмом этаже и я предложила взять и кинуть кому-нибудь на голову куриное яйцо. И мы кинули.

    7) Пришел ко мне знакомый. Стали мы с ним и болтали в подъезде. Попросили меня вынести воды. Я пошла, набрала воды и выхожу с чашкой и мне захотелось взять и вылить воду на него.

    8) Сидели в комнате на диване. У моей сестры длинные волосы, она как раз их распустила, а я как раз вымыла руки и мне захотелось взять и намочить их.

    9) Пришла ко мне подружка. Мы с ней посидели, поговорили. Потом она собралась уходить. Проходила мимо меня к зеркалу и мне захотелось поставить ей подножку. Но я не поставила.

    10) Увидела банку с помидорами, стоящую на балконе, и захотелось один из них бросить в прохожего.

    11) Потому что шел первый в этом году дождь, захотелось свистнуть на всю улицу. Что и произошло в последующие пять минут.

    12) Захотелось облить своего брата водой из водяного пистолета (по неизвестной причине).

    13) Увидел табличку: "главный врач". Захотелось ее оторвать. Задумался: почему захотелось. И вспомнил: вчера, когда делал ремонт, выкручивал много шурупов, а табличка "главный врач" прикручена такими же. Как только представил поворачивающийся шуруп, так и захотелось оторвать.

    14) Давным-давно, не помню когда. Захотелось бросить банкой с испорченной сметаной в проходящую мимо противную бабульку. Самое интересное, как она на это отреагирует.

    В тринадцати из четырнадцати случаев, приведенных выше, возникало желание причинить зло. Желание это вызывалось появлением ИДЕИ, зародившейся, чаще всего, по случайной ассоциации. Такие идеи не обязательно должны быть разумными, серьезными, или хотя бы чуть-чуть логичными. Они могут быть просто мутировавшими уродцами – как в примере тринадцатом, когда захотелось оторвать табличку "главный врач". (А ведь какой-нибудь малолетний деликвент действительно бы оторвал – и только потому что вчера выкручивал шуруп; поди-ка угадай причину поступка!) Назовем эти идеи, по анологии с живыми существами ИДЕЯМИ-МУТАНТАМИ. Обычно они сразу же отвергаются, как неприемлемые, но иногда воплощаются, как в примерах 6 и 11.

    Иногда воплощаются – ведь любая новая идея побуждает к действию.

    Действовать под влиянием новой идеи можно двумя способами:

    а) можно попытаться воплотить ее и увидеть результат;

    б) можно передать ее другому человеку и увидеть его реакцию.

    Первый случай объясняет такие соврешенно иррациональные формы человеческого поведения, как хулиганство и стремление к опасности, возможно, к смертельной опасности.

    Второй – не менее иррациональнуе дедовщину, бестолковую болтовню, которая может длиться часами, и болезненное «миссионерство» – стремление внедрять в окружающих свои вздорные идейки.

    3.5. ХУЛИГАНСТВО

    Вам никогда не казалось странным, что кто-то способен действовать из хулиганских побуждений? Хулиганские побуждения – это такие странные побуждения, которых вроде бы и нет, а гадости все-таки делаются. Делаются просто так, но с настойчивостью и постоянством. Кажется, что здесь мы сталкиваемся со стремлением ко злу в чистом виде. Если негодяй твоит зло ради какой-либо выгоды, а садист ради удовольствия мучить, то хулиган – просто ради самого зла.

    Хулиган часто действует даже в ущерб собственным интересам. Может быть, он стремиться обратить на себя внимание? – далеко не всегда.

    ПРИМЕР 24. Лезвие и игла

    Этот мальчик учился в седьмом классе. Он доставлял немало неприятностей учителям. Например, если в классе наступала тишина, он сразу же падал со своего стула, вызывая всеобщий смех. Когда остальные склоняли спины, пыхтя над самостоятельной работой, он начинал запускать самолетики. После того, как в классе сделали ремонт, он отрывал проводки, царапал обои и откручивал болтики.

    Для этого он специально приносил из дому инструменты. Его поведение не было демонстративным, он не стремился привлечь внимание к себе. Наоборот, совершив очередную пакость, он старался, насколько возможно, прикинуться невиновным.

    Однажды я заметил совершенно жуткую вещь. Выйдя из класса во время урока, он вставил кусочки бритвенного лезвия в перила, по которым дети будут скользить руками. Нечто подобное я видел несколько лет спустя, когда отдыхал на курорте.

    На дорожке, прикрытая листиком, торчала специально установленная игла, острием вверх. Кто-то специально сделал так, чтобы некто, ВСЕ РАВНО КТО, на эту иглу наступил.

    ЛЮБАЯ новая идея, в том числе и идея-мутант, побуждает к действию.

    Такое действие может быть блокировано во-первых, предвидением неприятных последствий поступка и, во-вторых, собственными моральными убеждениями. Но человек, который живет сиюминутно, не заглядывая в будущее и не интересуясь им, который умеет избежать наказания и, самое главное, не имеющий принципов и моральных убеждений, будет склонен действовать ПОД ВЛИЯНИЕМ СЛУЧАЙНОЙ ИДЕИ – то есть, будет склонен к хулиганскому поведению.

    Он будет творить случайное зло – зло, не объяснимое разумными причинами.

    Итак, хулиган это человек, творящий зло не из мести, не ради выгоды, не по убеждению, а из интереса, «бескорыстно» (вспомним, что интерес бескорыстен) – человек, который действует, побуждаемый случайной идеей, идеей-мутантом. Но почему идеи, приходящие в его голову, это идеи зла? Почему хулигана не тянет построить скворечник или посадить дерево?

    Хорошо известно, что любой объект тем интереснее, чем большую реакцию он дает в ответ на малое усилие. То есть, простейшие интересные идеи – это те, которые с помощью небольшого усилия могут вызвать большую реакцию. Это: а) идеи разрушения (разрушить легче, чем создать) или б) идеи воздействия на человека – так как небольшое (хотя бы словесное) воздействие на человека может дать очень сильную реакцию. И самую сильную и заметную реакцию дает причинение боли – и физической, и моральной. Значит, основными действиями хулигана будет: разрушение и причинение боли. Обычно идеи разрушения и причинения боли блокируются нормами, принятыми в обществе, в том числе и юридическими. Эти нормы либо аппелируют к морали, либо грозят наказанием.

    Поэтому хулигана характеризуют две обязательные черты: а) моральная недоразвитость и б) тупая беззаботность, позволяющая воообще не думать о возможности наказания. Последняя черта в редких случах заменяется особенным хитроумием и способностью к изощренной лжи и мошейничеству, что позволяет длительное время избегать наказания.

    Возможны два пути борьбы с хулиганским поведением (так же, как с любым видом преступности). Первый: создание объективных препятствий к преступлению. Второй: создание субьективных препятствий – то есть, внутренних барьеров, делающих преступление невозможным. Такие барьеры, в отличие от объективных трудностей, блокируют преступление всегда и везде, в любой ситуации, независимо от внешнего контроля. Поэтому они предпочтительнее.

    Но пока что основные усилия сосредоточены на первом пути. И даже предполагаемое фантастическое лечение преступника в знаменитом "Механическом апельсине" тоже создает объективные препятствия и иногрирует субъективные.

    3.6. СТРЕМЛЕНИЕ К ОПАСНОСТИ

    ПРИМЕР 25. (Цитата) Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна»

    И он уселся на землю, как раз между мной и Томом, прислонился спиной к дереву и вытянул ноги так, что одной ногой чуть не задел мою. Тут у меня зачесался нос. Так зачесался, что слезы выступили на глазах, а почесать я боялся. Потом начало чесаться в носу. Потом зачесалось под носом. Я просто не знал, как усидеть на месте. Такая напасть продолжалась минут шесть или семь, а мне показалось, что много дольше. Теперь у меня чесалось в одиннадцати местах разом. Я решил, что больше минуты нипочем не вытерплю, но кое-как сдержался: думаю, уж постараюсь. И тут как раз Джим начал громко дышать, потом захрапел, и у меня сразу все прошло.

    Хочется почесаться именно тогда, когда нельзя. Хочется пошевелиться в тот момент, когда важно сохранять полную неподвижность. Но не всегда хочется, а лишь тогда, когда возникла соответствующая идея. Тело не чесалось бы в одиннадцати местах, если бы вначале не зачесался нос или персонаж не обратил на это внимание. Также можно запросто сохранять полную неподвижность в ответственный момент, если ты сосредоточен на основной цели. В этом случае посторонние идеи не отвлекают.

    Любая идея заставляет действовать. Достаточно попасть в ситуацию, допускающую возможность определенного действия и осознать такую возможность, как сразу хочется это действие выполнить. В следующем примере, ребенок очевидно, однажды увидел лежащее зеркало и испугался. Возникла идея, которая толкала его к действию. Позже идея возможности прыжка, возникшая, скорее всего, ассоциативно, заставила прыгнуть.

    ПРИМЕР 26. Большой глоток

    Одно из яркий самых ярких детских воспоминаний. В доме меня больше всего пугало зеркало. Оно стояло прислоненное к стене, на тумбочке. Когда я оставалась сама, не помню сколько мне было, тогда время не двигалось и не значило, я стягивала зеркало с тумбочки и клала его на пол. Я дожидалась этого момента. Я хотела, чтобы все ушли и боялась. Я боялась зеркала.

    Когда зеркало оказывалось на полу, под полом открывалась сияющая пропасть. Там были даже окна с перевернутым небом. Я стояла над пропастью и мне казалось, что я сейчас туда упаду. А потом я перепрыгивала через нее. Это было очень страшно и чем страшнее, тем больше меня влекло. Когда мне было пятнадцать, я оказалась над обрывом, он был метров в двадцать высотой, внизу был песок и склон внизу был песчаным – и я прыгнула, и это было то же самое, не знаю почему, но это похоже на большой глоток, не могу объяснить, и даже не знаю кто проглатывает, я или меня. Я приземлилась очень мягко, но совсем рядом со мной торчала небольшая коряга. Полметра – и ты в аду.

    Идея заставляет действовать – это именно то, что выше мы назвали испытательной мотивацией. Испытательная мотивация может быть очень сильной и очень нелогичной. Даже анти-логичной. Она может перевесить инстинкт самосохранения. В этом случае желание попробовать часто описывается как желание рискнуть.

    ПРИМЕР 27. (Цитата) Гоголь «Вий»

    И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завывание, и скоро раздались тяжелые шаги, звучавшие по церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь он был в черной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его, засыпанные землею, ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки были опущены до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо на нем было железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома.

    "Подымите мне веки: не вижу!" сказал подземным голосом Вий – и все сонмище кинулось подымать ему веки. "Не гляди!" шепнул какой-то внутренний голос философу. Не вытерпел он, и глянул.

    "Вот он!" закричал Вий и уставил на него железный палец. И все, сколько ни было, кинулись на философа. Бездыханный грянулся он на землю…

    Не вытерпел он, и глянул. Глянул – и погиб.

    Из библии: "Жена же Лотова оглянулась позади него, и стала соляным столпом". Не вытерпела, и глянула. Глянула – и погибла. Когда человек смотрит вниз, наклонившись через перила двадцать пятого этажа, иногда возникает желание прыгнуть. Когда стоит у окна, опершись лбом о стекло, возникает жалание придавить стекло сильнее. Подобные желания могут противоречить здравому смыслу, а могут и не противоречить – они просто не обращают внимания на здравый смысл, они существуют в другой плоскости.

    ПРИМЕР 28. Жизнь по цене апельсина.

    Там было большое озеро, не слишком глубокое, такое, что в двух местах посредине торчали камыши. Шириной около километра, на той стороне лес и автобусная дорога. Я не слишком хороший пловец, но однажды сплавал до камышей и вернулся. Некоторое время я считал это достижением, а потом захотел переплыть на ту сторону. Я специально приехал к озеру. Мне не повезло. Во-первых, дул ветер и плескались волны, во вторых, было поздновато и я сомневался, что успею переплыть озеро до темноты. И день был прохладный, в воде я замерзал. А за час или два смог бы замерзнуть сильнее. С собой у меня было два апельсина. Я съел один и решил, что съем другой, когда вернусь. Спрятал вещи и поплыл. Я собирался отдохнуть на островке в камышах, но островка не было, камыши росли из глубины, поэтому я очень устал, пока доплыл на ту сторону. Когда я выбирался из воды, то мышцы спины схватила судорога, не очень сильно, но понятно было, что обратно я не доберусь. Я немного посидел под берегом и заметил, что обратно было бы намного труднее плыть, потому что ветер гнал волну в лицо. И становилось темно. Я решил перейти обратно по мосту, до моста было километров восемь. Я отдохнул минут двадцать и уже собрался идти к мосту. Но тут вспомнил об апельсине. Не скажу, что мне очень хотелось апельсин, но я намечал сьесть его, когда вернусь. А сейчас это откладывалось до полуночи, а может быть и до утра. И это решило дело. Я вернулся, вошел в воду и поплыл обратно. Я собирался съесть этот апельсин именно тогда, когда наметил – это ощущалась как дело какого-то дурацкого принципа. На обратном пути я несколько раз захлебылася и один раз был уверен, что уже умер. Не хватало дыхания, но как только я открывал рот, в него попадала волна. Добрался я каким-то чудом, а проклятый апельсин запомнил на всю жизнь.

    В последнем примере человек чуть было ни погиб только потому, что вспомнил об апельсине. Идея перевесила инстинкт самосохранения.

    В популяции крыс есть те, которые склонны к риску. Они чаще вылазят из нор, забираются в самые неожиданные места и раздражают людей своим нахальным поведением. Они часто гибнут, но таким образом вид расширяет свое жизненное пространство. А есть такие, которые не любят рисковать. Они предпочитают сидеть в темноте, есть и размножаться. И те и другие нужны для выживания вида.

    Те люди, которые предпочитают риск, выбирают рискованные профессии: дрессировщик, пожарный, военный, шпион. Или занимаются рискованными видами спорта: акробатика, спортивная гимнастика, автогонки, бобслей, в котором переворачивание саней часто означает смерть, скоростной спуск. Такие люди устанавливают всевозможные странные и опасные для жизни рекорды. Они опасно развлекаются, это тореодоры, игроки в рулетку. Они занимаются опасным бизнессом и чаще всего проигрывают: там они разоряются, а у нас их просто убивают за неуплату долга.

    Но опасность привлекает и всех остальных.

    Герои популярных фильмов очень сильно и я бы даже сказал – преувеличенно рискуют – и это привлекает зрителей, дает им возможность в безопасности пережить острые ощущения. То есть ощущение острого риска, которое, например, лично мне неприятно, все же нравится большинству людей, в разбавленных дозах. Тогда, когда нет угрозы для собственной жизни. Большинство игр также привлекают возможностью риска.

    ПРИМЕР 29. Герой в бочке.

    24 июля 1883 года в 16.00 капитан Мэтью Вебб первым попробовал переплыть Ниагару под водопадом. Он бросился в воду на глазах тысяч людей и погиб. Его тело нашли лишь спустя четыре дня. Но уже через три года следующий герой переплыл Ниагару в бочке и остался цел. На следующий год водопад переплывают с пробковым поясом, потом в лодке и так далее. Поток желающих испытать себя не ослабевает, хотя многие попытки заканчиваются трагически.

    ТАК ИДЕЯ УКРЕПЛЯЕТ СВОИ ПОЗИЦИИ, ЖЕРТВУЯ ЧЕЛОВЕКОМ.

    3.7. ДЕДОВЩИНА

    Одним из обыкновенных действий по испытанию идеи является передача этой идеи другим людям. Такая передача гораздо чаще будет злом, чем добром потому что, во-первых, другие люди не просят нас о такой услуге; во-вторых, трудно донести кому-то идею, которую он не хочет воспринимать – трудно, если не использовать насилие.

    Обратим внимание на последнюю фразу примера 23: "Самое интересное, как она на это отреагирует".

    Маленький ребенок тянется к карандашам еще в том возрасте, когда не умеет рисовать ничего, кроме каракулей. Как только он закончит рисовать очередную "картину", то несет и показывет ее маме или воспитательнице. Ему интересно, как она на это отреагирует.

    Когда моя кошка была еще глупым котенком, она вскарабкивалась на все высокие деревянные предметы в доме, например, на двери. Покорив очередную высоту, она мяукала и ждала, пока придут люди и посмотрят на ее достижение. И только потом спускалась. Самое интересное, как люди на это отреагируют.

    Довольно обычная вещь – желание подшутить над кем-то. Особенно приятно подшутить над новичком. И снова: самое интересное, как он на это отреагирует.

    Но почему это интересно?

    Просто самый простой способ испытать идею – сообщить ее кому-то и понаблюдать за реакцией.

    Дедовщина – это издевательства, с помощью которых объясняют новобранцу некоторые тонкости военной службы. В ней есть определенное сходство с обрядом инициации, который практикуется у племенных народов. Обряд инициации – это тяжелые физические и моральные испытания, которые нужно пройти ребенку, чтобы его можно было считать взрослым. Армия вроде бы, кроме всего прочего, преследует ту же цель – сделать из мальчика мужчину. Однако сходство далеко не полное. Инициация обычно добровольное испытание. Армия, по крайней мере наша, принудительна. При инициации ребенка мучают ради чего-то, ради некоторой отвлеченной идеи, а при дедовщине мучают просто так, получая удовольствие от мучительства. При инициации мучительство оформлено в четкие ритуальные процедуры, каждая деталь которых имеет глубокий сакральный смысл, а при дедовщине мы наблюдаем хаотические издевательства по принципу: кто во что горазд. Некоторая обрядность, которая наблюдается при дедовщине, связана с тем, что армейское мучительство, как и все в армии, ограничено определенными рамками.

    Обряды мучительства – это просто самые «интересные» процедуры, которые умещаются в эти рамки. Школьная дедовщина, не менее распространенная, чем армейская, еще более хаотична. Основная мотивация армейских издевательств – это интерес: интересно ударить, избить, оскорбить, особенно интересно выдумать новенькое свежее издевательство. В обрядах же инициации нет и намека на интерес – они выполняются с серьезностью религиозного долга. Самое интересное при дедовщине это наблюдение реакции жертвы, то есть, все то же "как он на это отреагирует".

    Дедовщина это не испытание новичка на прочность, а СРЕДСТВО СДЕЛАТЬ НОВИЧКА ПОХОЖИМ НА СЕБЯ. Средство сделать здорового больным. НАСИЛЬСТВЕННОЕ ЗАРАЖЕНИЕ идеей зла. Как только новичок перестает быть новичком и усваивает армейское зло в полном обьеме, как только его личность перестанет отличаться от личности «авторов» издевательств, издевательства прекращаются. Результат достигнут. ИДЕЯ РАЗМНОЖИЛА СЕБЯ, овладев еще одним человеческим существом.

    Но дедовщина это не только средство идей размножиться, но и форма естественного отбора, инструмент эволюции идей. В каждом конкретном случае сопротивления издевательствам, идея зла проверяется на прочность и изменяется, обычно в сторону большей изощренности и жизнеспособными. В некоторых, редких случаях, она отвергается и гибнет.

    Дедовщина – это не только армейский порок, она существует везде, где старые идеи встречают еще незараженное сознание: в школе, в тюрьме, в молодежных группировках, даже в семьях и отношениях соседей.

    3.8. БЕСПОЛЕЗНАЯ БОЛТОВНЯ

    Существует эффект индуцированной помощи. (Впервые описан мною в статье "Познавательная активность и понимание", Вопросы психологии, 1994, N 3). Эффект состоит в следующем: в школьном классе излагается совершенно новый, но понятный материал. Сразу же за пониманием новой идеи должны следовать испытательные действия. Но вариантов таких действий есть всего два: а) можно ответить у доски или б) обсудить только что понятое с соседом. Действительно, многие поднимают руки и хотят отвечать. Но учитель намеренно никого не вызывает, то есть, не позволяет испытательных действий первого типа. И тогда в классе возникают пары типа ученик-учитель. СЛАБЫЕ ученики начинают объяснять новый материал СИЛЬНЫМ (обратное гораздо реже). Но слабые – это те, которые узнали для себя больше нового.

    Мы помогаем особенно охотно в том, что ТОЛЬКО ЧТО ПОНЯЛИ САМИ. Помогаем даже там, где наша помощь не нужна. Вы встречали зануд, которые по нескольку раз объясняли вам понятные вещи – потому что сами недавно поняли их? Там, где для нас нет ничего нового, мы не помогаем или помогаем неохотно. Нам просто неинтересно помогать. Этим объясняется хорошо известный "эгоизм отличников", которые действительно меньше склонны к бескорыстной помощи. Этим объясняется и удивительная черствость професиональных бюрократов.

    Но особенно интересной будет ситуация в классе, если два слабых ученика окажутся за одной партой. Они начнут объяснять новый материал друг другу, при этом друг друга не слушая. Их разговор является искусственно созданной моделью такого распространенного занятия, как бесполезная болтовня.

    Бессысленной болтовне с увлечением предаются в первую очередь женщины, глупые люди и старики. Следовательно, особенно склонны к ней глупые старухи.

    Для того чтобы болтовня не прекращалась, нужны две глупых старухи. Если же одна из старух умная, то пустой разговор заканчивается, он "обваливается под собственной тяжестью". Но и для обсуждения в школьном классе нужны были два слабых ученика.

    Мужчина, или умный человек независимо от пола, обычно действует, если что-то интересное привлекло его внимание. Говоря другими словами, он ДЕЙСТВУЕТ, заразившись некоторой идеей. Те же, кто имеет меньше возможностей для действий

    (женщины, дети, старики), должны довольствоваться просто СООБЩЕНИЕМ идеи друг другу. Двое болтушек могут прекрасно разговаривать, не слушая друг друга – так же, как объясняют новый материал друг другу слабые ученики. Слова другого не обязательно слушать, но обязательно нужно видеть реакцию собеседника на свои слова. Чем больше «ахов» и "охов", в такой беседе, тем более она "интересна".

    Самое интересное – как он или она на твои слова отреагирует.

    Делятся именно последними впечатлениями. Поделившись, успокаиваются до тех пор, пока не встретят нового собеседника – и тогда, с тем же увлечением, передают идею ему. Повторять одно и то же совсем нескучно. Аналогичным образом, совсем нескучно много раз рассказывать один и тот же анекдот – разным людям, разумеется. Интересно в том случае, если они на него реагируют.

    Так информационный вирус размножается, проникая во все новые и новые сознания.

    Иногда впечатление настолько сильно, что не поделиться им невозможно.

    Есть распространенная сказка, которую пересказывают и переписывают в самых разных вариантах. Идея примерно такова: у некоторого короля под короной росли рога. Под страхом смерти король приказал своему парикмахеру об этом не рассказывать. Но старый парикмахер умер и пришлось взять молодого. Молодой был так удивлен, что не смог молчать даже под страхом смерти. И снова мы видим тот же самый удивительный феномен: движущая сила идеи оказывается сильнее инстинкта самосохранения.

    3.9. Цепная реакция интереса

    Выше я говорил о том, что спортсмен, улучшающий свои результаты на каждой тренировке, может ощущать восторг интереса. А тот спортсмен, чьи результаты не улучшаются, постепенно теряет интерес. Интерес связан с совершенствованием.

    Совершенствование – это цепная реакция интереса: каждое новое достижение позволяет решать новые микропроблемы, а значит, усиливает познавательный интерес, оно же дает новые идеи, а значит, усиливает испытытельный интерес. Под влиянием интереса мы продолжаем активно действовать и приходим к новому достижению. И цикл повторяется.

    Но важный факт состоит в том, что мы совершенствуем себя не только на тренировках, а всегда и везде, в любых мелочах. Без совершенствования мы бы погибли как без пищи и воды, или даже как без кислорода.

    Когда человек занимается чем-то, не требующим работы всего тела, например, читает лекцию, незадействованные части тела (в случае лекции – руки и ноги) заняты чем-то посторонним. Похоже, что освободившись от центрального контроля, они занялись своими собственными делами. Давайте посмотрим чем именно. Лектор может постукивать пальцами по кафедре, может даже слегка задирать ногу и вертеть в воздухе туфлем – если думает, что никто этого не видит. А когда ученик или студент пересказывает некоторый сложный материал, то ему будет легче, если он возьмет в руку карандаш (или любой другой маленький предмет) и станет вертеть его. Последнее вы можете проверить сами. Попытайтесь выучить наизусть длинное стихотворение. Как только вы начнете вертеть что-нибудь в пальцах, работа пойдет легче и быстрее.

    На первый взгляд может показаться, что эти фоновые движения, постукивания, пощипывания, накручивания ниток или волос случайны. Но все они подчиняются простым и красивым закономерностям.

    Проведем экперимент. Заставим человека ждать и положим около него рулетку.

    Через некоторое время он берет рулетку в руки и начинает ее вертеть. Рулетка – гибкая метеллическая лента с кольцом на конце, скурченная в спираль внутри коробочки. Вначале он (мужчнина осоло сорока лет, не знающий о наблюдении) вытягивает линейку и отпускает. Потом вытягивает и прижимает к одной стороне коробочки. Потом к двум сторонам. Потом к трем. Потом к четырем (получилась петля). Потом делает петлю рядом с коробочкой. Двойная петля. Тройная петля.

    Петля с одним переворотом. С двумя переворотами. С тремя. То же, но большая петля.

    То есть, КАЖДОЕ СЛЕДУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ ЭТО УСЛОЖНЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО.

    Потом, когда действия становятся слишком сложными, мужчина делает ПАУЗУ и снова берется за кольцо. И начинает строить из ленты волну. И снова: каждое следующее действие усложняет предыдущее. Движения продолжают оставаться фоновыми, мужчина не думает о них и кажется, что его пальцы действуют сами по себе. Для чего это нужно? И какая в этом польза?

    В 1928 году в работе А. Карстен впервые появился термин "психическое нсыщение". Она заставляла школьников выполнять как можно дольше одни и те же небольшие задания типа рисования черточек. Через некоторое время выполнение задания нарушалось и отвращение к нему становилось НЕПРЕОДОЛИМЫМ. При переключении на другое задание эффективность работы сразу восстанавливалась.

    Психическое насыщение обычно связывают с "информационной недостаточностью". Для хорошего самочувствия и эффективной работы требуется некоторое разнообразие поступающией информации. Без такого разнобразия мы легко выдерживаем несколько минут, а потом сами его создаем. Иначе невозможно.

    В эсприменте по психическому насыщению ребенок вначале рисует черточки или буквы подряд, затем не выдерживает и начинаются вариации. Он пишет строчками, столбиками, по краю листа, через одну, выстраивает разные узоры и рисунки. Все это помогает продержаться дольше. И снова, как в опыте с рулеткой, каждое следующее действие вытекает из предыдуего и совершенствует его.

    Таким образом средство избежать насыщения – не изменение действий, а СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ.

    То же самое совершенствование заметно и при «бескорыстном» общении. Два человека говорят о чем попало. Случайно возникает новая тема и начинает развиваться, совершенствоваться. Она совершенствуется до тех пор, пока разговор не станет сложным или пока не вклинится случайным образом новая тема. И новая тема начинает совершенствоваться тоже.

    Та же тенденция легко обнаруживается при анализе рисунков, которые человек создает "от нечего делать", без цели. Возьмите в руки карандаш и позвольте ему двигаться по листку без всякого контроля разума. У меня только что получилась линия, которая выросла в крест, крест превратился в квадрат, а из сторон квадрата выросли кружки. Каждый следующий вариант совершенствовал предыдущий.

    Так же мы выбираем свои увлечения. Случайно находим что-нибудь, что покажется интересным, и занимаемся этим до тех пор, пока можем совершенствоваться. Затем находим что-нибудь другое и начинаем снова. Иногда, если повезет, встречаем вещи, которые позволяют совершенствоваться бесконечно – и тогда у нас появляется увлечение на всю жизнь.

    Так же мы совершенствуем свой характер. И людей, которых будем любить, мы либо встречаем случайно и неожиданно, либо выбираем как усовершенствованный вариант прошедшей любви.

    Мы всегда везде и во всем совершенствуем себя, иначе мы не можем существовать. Мы не можем стоять на месте, мы должны постоянно двигаться куда-то. Проходит год или два и мы вспоминаем, удивляясь, себя – какими мы были раньше. Мы не можем не меняться. Жизнь никогда не останавливает движения; неподвижность есть свойство смерти или мраморных статуй. Мы движемся в сторону добра, в сторону зла или параллельно границе между ними. А если большинство путей к совершенствованию отрезаны, то приходится выбирать из оставшихся.

    Иногда все эти варианты – варианты зла. И совершенствуясь во зле, человек может ощущать такой же восторг интереса, как и перспективнЫй спортсмен на тренировках.

    Поэтому зло может привлекать само по себе, поэтому можно стремиться ко злу бескорыстно и даже в ущерб собственным интересам.

    Жизненные дороги не неподвижны. Они подобны движущимся эскалаторам, которые все время разгоняются. Ступив на какой-либо путь, мы начинаем двигаться по нему, ускоряясь, даже если намеревались просто постоять и осмотреться. Поэтому любой шаг может быть решающим. Любой шаг может оказаться непоправимым.

    ПРИМЕР 30. Признания убийцы-садиста.

    Эти строки написал будущий убийца. Написал их тогда, когда был ребенком тринадцати лет. Года четыре спустя он зарежет соседского мальчика, зарежет его очень жестоко, нанеся множество ножевых ран. В данном «сочинении» он говорит о том, что ему хочется. Орфография сохранена.

    Имена пропущены.

    Написать на кавонибуть на доске. Закрыть кому-нибуть рот. Побить малых.

    Разбить стекло. Поставить подножку какому-нибуть хорьку. Избить … Украсть бутылку сетра. Покопирывать директора. Украсть банку сока в столовой. Удавить всех учителей кроме некоторых. Избить сестру. Не зделать уроки. Спрятать дневник. Кого-нибуть послать куда-нибуть. Вешать кошек. Обворовывать алкашей.

    Ударить Алкаша. Кинуть … в его голову пять копек. Избить … Кинуть в … палку. Убить … Поиграть в карты на деньги. Растоптать мел. Разломать компьютер в школе. Крупно похамить учителю и ударить его. Пообзывать …

    Взломать сейф. Разбить …. пачку. Порвать … тетрадку.

    В следующие годы стиль поведения этого ребенка совершенствовался. Он становился все более наглым, несдержанным и вызывающе неприличным. К счастью, после первого убийства он был быстро пойман и изолирован. Иначе его совершенствование могло бы продолжиться.

    По школьным характеристикам семилеток можно довольно точно предсказать, что из них вырастет потом. Процент ошибок, к сожалению, невелик.

    Я читал много школьных характеристик детей – от шести до шестнадцати лет.

    Совершенстование определенных черт характера бросается в глаза. Возникает слегка жуткое чувство, что сквозь судьбу человека пробивается, прорастает и разрастается некое темное растение, распуская ветви и давая метастазы здесь и там. В первом классе мальчик плохой друг, во втором дергает за косички девочек, в четвертом – совершил мелкую кражу, а по окончании школы попал в тюрьму за угон мотоцикла. А в шестом он просто сказал тебе «спасибо» за то, что ты купил ему, голодному, булочку. Но ты не помнишь, какие у него были глаза.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх