• 1. Историческая обстановка
  • 2. Параллели между Деян. 2 и Деян. 10
  • 3. Природа «говорения языками»
  • 4. Цель «говорения языками»
  • Выводы
  • Глава 5

    Языки в Деяниях 10

    Третье место в Новом завете, где упоминается «говорение на языках», — Деян. 10. Таким об разом, читающий Деяния переходит из Иерусалима, города первого проявления дара языков среди иерусалимских евреев в день Пятидесятницы (Деян. 2:1–13) в языческий город Кесарию (Деян. 10:1, 24).

    1. Историческая обстановка

    Первое крещение язычников, как говорится в Деян. 10, произошло в городе Кесария. Оно было проведено вслед за обращением Корнилия, римского сотника (10:48), но только после того, как были преодолены многие трудности и барьеры, воздвигнутые иудеями между собой и не евреями.

    Ангел явился Корнилию, человеку благочестивому и «боящемуся Бога» (10:2)[41], принимавшему участие в служении в синагоге. В глазах иудеев подобные люди по–прежнему оставались нечистыми и мирскими и в обычной жизни не могли иметь ничего общего с евреями. Поэтому евреи подобных людей за стол не приглашали, пусть даже они и боялись Бога. Нет, они были нечистыми и нечистивыми не с точки зрения еврейской Библии, Ветхого Завета, но на основании раввинских традиций, сурово объединявших иудеев от их современников не евреев.

    Ангел повелел Корнилию послать за апостолом Павлом в Иоппию. Тем временем Петр, по–прежнему находившийся в плену традиционных еврейских табу относительно не евреев, через видение был приготовлен преодолеть унаследованные иудейские (раввинские) предрассудки и войти в дом к язычнику (10:10–16). Когда Святой Дух повелел Петру пойти вслед вестникам, он послушался и вошел в дом Корнилия (10:23–25). После того, как Петр рассказал о своем опыте (10:26–29), а Корнилий поделился своим (10:30–33), апостол «отверз уста» (10:34) и произнес проповедь, исключительно соответствующую случаю. Он поведал о жизни и деятельности Иисуса до его распятия, а также о его смерти и воскресении, о Его поручении проповедовать народам (10:34–43).

    Петр еще проповедовал, когда «Дух Святой излился на язычников» (Деян. 10:44). Слушателями, на которых излился Дух Святой, были Корнилий, его родственники и близкие друзья (10:24). На других христиан, которые пришли вместе с Петром из Иоппы, Святой Дух излит не был.

    2. Параллели между Деян. 2 и Деян. 10

    Опыт «говорения языками» в Кесарии весьма важен. В нем просматриваются отчетливые параллели с опытом первых последователей Иисуса в Иерусалиме в день Пятидесятницы. Мы их перечисляем ниже:

    1.Об Обе группы состояли из верующих[42].

    2.Св Святой Дух «излился» (epepsen)[43] на обе группы неожиданно.

    3. Проявление Святого Духа в обеих группах произошло в среде слушателей, «ибо слышали их говорящими языками» (10:46).

    4. Обе группы говорили о Боге и его делах.

    5. В обоих случаях используется выражение «говорили языками».

    6. Обе группы пережили нечто, о чем услышали (akouo) другие.

    7. В обеих группах люди пережили нечто новое, исходящее от Святого Духа, чего с ними прежде никогда не случалось, хотя, безусловно, Святой Дух работал над ними и прежде.

    8. Обе группы находились в центральных городах, в которых проживали люди с различным языковым потенциалом.

    Выражение «говорить языками» (lalounton glossais) из 10:46 несомненно идентифицируется с иными языками Пятидесятницы через слова «как и мы» (hos kai hemeis) в 10:47. Эта связь исключительно важна для того, чтобы отождествлять опыт домашних Корнилия (Деян. 10) с опытом дня Пятидесятницы.

    В Деян. 2:11 слушавшие сказали, что они «слышали» их «нашими языками говорящих о великих делах Божьих». Эта фраза эквивалентна последующей: «слышали их говорящими языками и величающими Бога» (Деян. 10:46) в Кесарии. Взаимосвязь здесь в том, что а) в обоих опытах было «услышано» нечто особенное и б) услышанное касалось достигнутого Богом в Иисусе Христе.

    В обоих группах верующие получили дар «говорения» иностранными языками в стратегически важных городах, Иерусалиме и Кесарии соответственно. Иерусалим был известным иудейским городом, в котором проживали этнические меньшинства, говорящие на иностранных языках и диалектах. В дни годовых праздников в Иерусалиме собирались люди всей еврейской диаспоры, со всего цивилизованного мира тех времен.

    Кесария была римской метрополией в Иудее на берегу Средиземного моря. Город был расположен на большом караванном пути из Тира в Египет и, таким образом, был исключительным по значению коммерческим центром и центром морской торговли. Он был отдан Ироду Великому Кесарем Августом в 30 г. до Р. Хр. Ирод отстроил его как достопримечательность Востока. Смешанное население представляло греческую культуру с элементами римской. В городе также была влиятельная иудейская община.

    Знание иностранных языков верующими могло помочь им в возвещении Евангелия в самой Кесарии и среди людей, чей путь лежал через эту метрополию.

    3. Природа «говорения языками»

    Идентичность двух проявлений языков — как в Деян. 2, так и в Деян. 10 — подчеркивается Петром как свидетелем в Деян. 11:15: «Сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале». Обращаясь к братьям в Иерусалиме, Петр объединил эти два события. Он сказал: «Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа» (11:17). Петр был убежден, что дар иных языков верующим в Кесарии был «тем же даром» (греч. ten isen dorean) чудесного говорения иностранными языками, который он и другие верующие в Иисуса получили в день Пятидесятницы[44].

    4. Цель «говорения языками»

    Благословение тем же даром — даром говорить иностранными языками — верующих из язычников в Кесарии служило христианам из иудеев несомненным внешним знамением принятия Богом язычников на том же основании[45], и в особенности явно потому, что Святой Дух излился только на верующих. Сошествие Святого Духа на язычников, как отмечает Кистемейкер, «показывает, что и язычники являются частью Церкви, причем на равных с христианами из иудеев».

    Дар языков означает, что и христиане из язычников, и христиане из иудеев имеют равную долю в деле евангелизации мира. Те и другие были благословлены одинаковым духовным даром, который сносит языковые барьеры и позволяет быстро распространять Благую Весть среди людей.

    Выводы

    Из Деяп. 10 очевидно следующее:

    1. Барьеры, воздвигнутые иудейской традицией между иудеями и язычниками, из Церкви удалены. Святой Дух нелицеприятен.

    2. На Петра и других верующих иудеев в день Пятидесятницы был излит Святой Дух, и на Корнилия, язычника, но «боящегося Бога», и на его домашних излился тот же Дух и тем же самым образом. Оба излития — одно на верующих из иудеев, другое на верующих из язычников — совпадают по употребляемой в описании терминологии для уяснения происхождения, природы и цели явления.

    3. «Говорение языками» в Деян. 2 и Деян. 10 есть один и тот же дар, и оба эти случая лицезрел апостол Петр. Это чудесное владение иностранными языками с целью возвещения всем Благой Вести.

    4. Святой Дух снизошел на «боящихся Бога» из числа язычников в Кесарии до их крещения, являя тем самым, что а) крещение Святым Духом и водное крещение могут сопровождать друг друга и б) обряд обрезания как таковой христианам более не нужен (тем самым обращается внимание на обрезание сердца).

    5. Луке нет нужды растолковывать феномен «говорения языками», поскольку Петр сам объединяет опыт Пятидесятницы и опыт язычников в Кесарии. Оба феномена идентичны и оба они являются проявлением Святого духа в верующих. Петр свидетельствует, что в Деян. 2 и 10–11 сошествие Святого Духа есть дар идентичный.


    Примечания:



    4

    Деян. 2:8 — te idia dialecto hemon.



    41

    Боящиеся Бога были язычниками, которые поклонялись Богу, но не были интегрированы в иудейскую общину.



    42

    Хотя в Деян. 10:46 специально не упоминается вопрос о вере, он неизбежно подразумевается. Петр в Деян. 11:17 совершенно определенно говорит: «нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа», у то недвусмысленно означает, что Святой Дух снизошел на язычников, когда они уверовали.



    43

    Тот же самый глагол используется для описания сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы в Иерусалиме (Деян. 11:15) и здесь, в Кесарии (Деян. 10:44).



    44

    «Говорение на иных языках» описывается теми же словами, как и в главе II.



    45

    Чейз предположил у что сошествие Святого Духа в Кесарию было «Пятидесятницей языческого мира». В этом следует разобраться. Несмотря па многие отчетливые параллели между происшедшим в день Пятидесятницы и опытом в Кесарии, все же дар Святого Духа в Кесарии следует за Пятидесятницей и указывает па значение Пятидесятницы в деле спасения язычников, также имеющих долю в великом поручении еваигелизироватъ весь мир.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх