• «Миллионы ныне живущих никогда не умрут»
  • Глава 8. Самооправдание и устрашение

    При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои, — разумен

    ((Притчи 10:19).)

    Чарльз Тейз Расселл, назвавший себя «глашатаем Божьим», умер в 1916 году. Он оставил после себя пророчества о сроках, ни одно из которых не принесло предсказанных результатов. После его смерти остались также тысячи сбитых с толку последователей.

    В книге «Свет I» [Light I], изданной в 1930 году, на с. 194 ситуация описывается следующим образом:

    Весь народ Господа с радостным нетерпением ждал 1914 год. Когда он настал и прошел, последовало много разочарований, скорби и печали, и на народ Господа посыпалось множество упреков. Над ним особенно насмехались священники и их союзники, на него показывали с презрением, потому что так много говорилось о 1914 годе и о том, что должно было произойти, а эти «пророчества» не исполнились.

    Когда прошел 1914 и 1915 год, а ни одного из предсказанных событий: ни полного разрушения всех царств и человеческих учреждений, ни принятия Христом полного правления над землей, ни перехода помазанников к небесной жизни, ни разрушения «Вавилона Великого», ни обращения Израиля в христианство — ничего этого не произошло, как предсказывалось, у последователей Общества Сторожевой башни возникли серьезные сомнения. Война действительно началась, но она не привела к предсказываемой всемирной анархии.

    В октябре 1916 года, незадолго до смерти, Расселл, в предисловии к новому изданию книги «Время близко» постарался приуменьшить значимость того, что его предсказания относительно 1914 года оказались неверными. Следующая цитата показывает, какой путь он избрал:

    Автор признает, что в этой книге он представляет мысль, что святые Господа могли ожидать, что окажутся с ним в Его славе при конце времен язычников. Это была естественная ошибка, в которую мы попали, но Господь все изменил так, что это оказалось благословением для Его народа. Мысль о том, что Церковь будет собрана в славе до наступления октября 1914 года, без сомнения, оказала очень стимулирующее и освящающее влияние на тысячи людей, каждый из которых может за это славить Господа — даже из — за ошибки. Действительно, многие могут сказать о себе, что они благодарны Господу, что осуществление надежд Церкви не было достигнуто, когда мы его ожидали; и что у нас, как у народа Господа, есть дальнейшая возможность совершенствовать святость и участвовать вместе с нашим Господином в дальнейшем представлении Его Вести Его народу.

    Если мы вовлекаем Бога и Христа в наши ошибки, словно Бог «все изменил» в отношении наших предсказаний, это может показаться очень удобным выходом из неловкого положения, когда мы справедливо должны принять на себя ответственность, когда то, что мы называли «Божьими сроками» оказались вовсе не «Божьими сроками», а продуктом неправомочных человеческих рассуждений. Оказывается, даже от ложных предсказаний была польза — они оказали «стимулирующее и освящающее влияние», так что и за них каждый «может славить Господа — даже из — за ошибки». Можно вспомнить высказывание истинного пророка, когда он верно передает слова Бога:

    Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким![156]

    Пока Расселл еще был жив и в течение нескольких лет после его смерти, его последователи сохраняли надежду. После окончания войны ситуация в мире начала нормализоваться, и с каждым годом возникало все больше вопросов по поводу предлагаемой хронологии.

    Такое положение дел унаследовал судья Рутерфорд (он был избран Президентом Общества в январе 1917 года, на ежегодной встрече корпорации). Перед ним стоял выбор: исправить положение, искренне признав ошибку, или попытаться оправдать предсказания своего предшественника. Он избрал путь оправдания.

    Действуя быстро для того, чтобы оживить слабеющее доверие части читателей «Сторожевой башни», Рутерфорд через год после смерти Расселла организовал издание книги «Свершившаяся тайна», вышедшей в свет в 1917 году.

    В книге были сделаны попытки передвинуть некоторые из ожидавшихся событий с 1914–го на 1918 год при помощи параллели с разгромом еврейского восстания римлянами. Римляне разрушили Иерусалим в 70 году н. э., но борьба завершилась только спустя 3,5 года в 73 году н. д. Итак, к осени 1914 года был добавлен тот же срок и «Свершившаяся тайна» указывала теперь на весну 1918 года как на новую дату величайшего значения.

    В приводимом ниже отрывке из книги выделены жирным фразы, показывающие, что предсказывалось на этот раз. Читая, обратите внимание на манеру изложения и спросите себя, действительно ли бы человек «вычитывал из книги то, чего там на самом деле не было», если бы заключил, что в тексте содержатся прямые предсказания и ставится сознательная цель пробудить ожидания, которые так и не исполнились.

    «Свершившаяся тайна», стр. 62

    Сведения, предоставленные в комментарии на Откр. 2:1 доказывают, что завоевание Иудеи не завершилось до дня Пасхи 73 г. н. э., и в свете вышеуказанных текстов Писания доказывают, что весна 1918 года принесет христианскому миру мучительные судороги, которые будут сильнее тех, что он испытал осенью 1914 года. Изучите еще раз таблицу соответствий в «Исследовании писаний», том 2, стр. 246 и 247; замените 37 на 40, 70 на 73 и 1914 на 1918, и мы верим, что эта таблица верна, и будет исполнена «с силою многою и славою» (Марка 13:26). До завершения октября 1915 года было абсолютно невозможно предвидеть, хотел ли наш Господь, чтобы 70–й или 73–й год служил нам руководством для определения времени, когда Иудейская государственность пришла к концу. Более того, мы видели обещанные знамения, «на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится; люди издыхали от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную», и у нас есть об этом слова Господа, что «Царство Божие близко, при дверях», что «приближается избавление» наше. Возможно, что 1980 год ознаменует повторный сбор всего Израиля по плоти из их плена в смерти. Это было бы ровно через 70 лет с того времени, когда Пастор Расселл в 1910 году дал свое великое свидетельство Еврейскому народу в Нью — йоркском зале. См. стр. 551 (1).

    Но если время ожидаемых мук Сиона (Иса. 66:8) должно придти весной 1918 года, а нам остался всего «один день» (один год) до события, о котором упоминает Пророк, что мы должны тем временем ожидать относительно того, что произойдет с «малым стадом»? Символические муки в вышеупомянутом пророчестве указывают на великое Время Бедствий — муки, которые должны придти на номинальную Евангельскую церковь, Великий «Вавилон», из которого некоторые окажутся достойными спасения.

    Таким образом, 1918 год должен был ознаменоваться «мучительными судорогами» в христианском мире, сильнее, чем в 1914 году, когда началась Первая Мировая война. В действительности же, в 1918 году война завершилась перемирием.

    В книге также предсказывалось, что остаток «помазанников», «последние из класса Илии» в том году будут вознесены на небо, как говорилось на странице 64:

    Через 40 дней после своего воскресения, Христос вознесся на небо. Это подтверждает надежду прославления Церкви через 40 лет (день за год) после пробуждения спящих святых весной 1878 года. Семь дней перед потопом могут представлять семь лет, с 1914 по 1921 год. В середине этой «годовой недели» последние члены Мессии перейдут за завесу. Класс Великого Множества будет отрезан при ее конце — тот факт, что, как мы видим, первая половина недели так явно отмечена приводит нас к ожиданию того, класс Великого Множества будет свидетельствовать еще три с половиной года; ибо похоже, что с самого начала творения до сих пор Небесный Отец осуществляет Свою работу именно так, по неделям и половинам недели. Завет с Авраамом (в 2045 году до н. э.) произошел в половине срока (2081 год в оба направления) между падением Адама (в 4127 году до н. э.) и обращением Корнилия (в 36 году н. э.). Последнее соблюдение Израилем символического юбилея (в 626 году до н. э.) произошло в половине срока (2500 лет в оба направления) между концом Дня Адама (в 3127 году до н. э.) и началом Времени Восстановления (в 1874 н. э.). Пленение (в 606 году до н. э.) отмечает начало Времен Язычников, произошло в половине срока (2520 лет в оба направления) между концом Тысячелетнего Дня Адама (в 3127 году до н. э.) и концом Времен Язычников в 1914 году. Пленение (в 606 году до н. э.) отмечает половину срока (3520 лет в оба направления) между падением человека (в 4127 году до н. э.) и его полным восстановлением в благоволении Бога в 2914 г. н. э. Смерть Христа (в 33 году н. э.) была в половине срока (1845 лет в оба направления) между смертью Иакова (в 1813 году до н. э.) и возобновлением благоволения к Израилю (1878 г. н. э.). Смерть Христа (в 33 году н. э.) была в половине срока (3,5 года в оба направления) между Его крещением (в 29 году н. э.) и обращением Корнилия в 36 г. н. э.

    Пробуждение спящих святых в 1878 г. н. э. произошло в половине (3,5 года в оба направления) между началом Времен Восстановления в 1874 году и завершением Высшего Звания в 1881–м. Наше предложение состоит в том, что прославление Малого Стада весной 1918 г произойдет в половине (3,5 года в оба направления) между завершением Времен Язычников и закрытием Небесного Пути в 1921 г.

    Это предсказание не сбылось, как и предсказание в отношении 1881 года. Пожалуй, самые сильные слова были использованы при предсказании ужасного разрушения, которое должно было придти на церкви христианского мира и их членов в 1918 году, когда утверждалось, что их трупы будут разбросаны и непохоронены. На страницах 484 и 485 мы находим несколько примеров этого пророчества:

    ЦЕРКВЕЙ НЕ БУДЕТ

    24:20, 21 И сказал я им: ко мне было слово Господне: скажи дому Израилеву: так говорит Господь Бог: вот, Я отдам на поругание святилище Мое, опору силы вашей, утеху очей ваших и отраду души вашей, а сыновья ваши и дочери ваши, которых вы оставили, падут от меча. — Бог сообщает причину. Это была картина или прообраз того, что случится с христианским миром. До 1878 года номинальная Церковь в некотором смысле была Божьим святилищем или Храмом; но с того времени он должен был отвергнуть ее, с кульминацией в 1918 году, при помощи удара или язвы ошибочных учений и Богом позволенных действий. Церковь была силой христианского мира, вокруг нее сосредотачивалась его жизнь, и вокруг нее строились его учреждения. Она была похотью очей для людей, ее любили все христиане. Тем не менее, Бог собирался явить осквернение, которое произвели церковники в христианской Церкви, и сделать так, что церковные организации стали для Него мертвецом, чем — то нечистым, к чему нельзя прикасаться или что нельзя оплакивать. И «дети церкви» погибнут от меча войны, революции и анархии, и Меч Духа заставит их увидеть, что они потеряли свою надежду жить в духовной сфере — что «дверь закрыта».

    24:22 И вы будете делать то же, что делал я; бороды не будете закрывать, и хлеба от чужих не будете есть; — Настолько повсеместными и ужасными будут бедствия, что мертвые будут буквально лежать непогребенные и неоплаканные. Когда живые сталкиваются с проблемами, которые хуже, чем смерть, они не могут оплакивать мертвых.

    _______________

    ПАСТОР РАССЕЛЛ УМЕР — НО ВНОВЬ ГОВОРИТ

    24:25, 26. А что до тебя, сын человеческий, то в тот день, когда Я возьму у них украшение славы их, утеху очей их и отраду души их, сыновей их и дочерей их, — в тот день придет к тебе спасшийся оттуда, чтобы подать весть в уши твои. — Также, в 1918 году, когда Бог разом уничтожит все церкви и миллионы их членов, будет так, что все, кто избежит этого, придут к работам пастора Расселла, чтобы познать, что означает падение «христианства».

    24:27. В тот день при этом спасшемся откроются уста твои, и ты будешь говорить, и не останешься уже безмолвным, и будешь знамением для них, и узнают, что Я Господь. — Голос Пастора Расселла успокоился в смерти; и его голос, сравнительно говоря, безмолвен в отношении того, каким он будет. Он начнет говорить во время революции и анархии, и больше не будет безмолвным к тем людям, кто избежит уничтожения в тот день. Пастор Расселл будет им «знамением», рассажет им истину о Божьем предназначении бедствий, когда они, рассеянные по всему христианскому миру, числом в 10 миллионов, прочитают его книги. Его слова будут знаком надежды для них, позволят им с оптимизмом смотреть в будущее и с нетерпением ждать установления великого Царства Бога. Тогда «они познают Господа».

    Не только церкви христианского мира, но и правительства неожиданно постигнет катастрофа и отвержение:

    Стр. 513 Христианский мир не выживет

    31:14. Это для того, чтобы никакие дерева при водах не величались высоким ростом своим и не поднимали вершины своей из среды толстых сучьев, и чтобы не прилеплялись к ним из — за высоты их дерева, пьющие воду; ибо все они будут преданы смерти, в преисподнюю страну вместе с сынами человеческими, отшедшими в могилу. — Никакая из человеческих систем не может следовать примеру гордости церквей: ибо все они, как системы, преданы смерти, в одно из самых низких мест бесчестия в обществе.

    31:15 Так говорит Господь Бог: в тот день, когда он сошел в могилу, Я сделал сетование о нем, затворил ради него бездну и остановил реки ее, и задержал большие воды и омрачил по нем Ливан, и все дерева полевые были в унынии по нем. — В 1918 году, когда христианский мир как система падет в отвержение (Шеол), куда за ним пойдут и республики с их революциями, Бог сделает сетование. Он на короткий период сдержит и отложит угрожающие волны анархии. Он сделает так, что народы будут сетовать, плакать по христианскому миру, и все человеческие системы (дерева) мира (полевые) будут в унынии по нем. — E392, 372.

    31:16 Шумом падения его Я привел в трепет народы, когда низвел его в преисподнюю, к отшедшим в могилу, и обрадовались в преисподней стране все дерева Едема, отличные и наилучшие Ливанские, все, пьющие воду; — Бог заставит народы трепетать и трястись в огромных революциях, когда он сбросит мирской христианский мир, как организованную систему, в отвержение (как он сделал с Евреями в притче о Богаче).

    31:17 ибо и они с ним отошли в преисподнюю (Шеол), к пораженным мечом, и союзники его, жившие под тенью его, среди народов. — Но они вместе с христианским миром также пойдут в отвержение (Шеол)(E392, 372), как и те, на которых он опирался, кто жил под его защитой среди народов.

    Все это предсказывалось на 1918 год, но ничего из этого не исполнилось. Но в книге также предсказывались грандиозные события на 1920 год. Гигантские революции, которые должны были начаться в 1918 году, достигнут в этом году кульминации, и в результате всякое упорядоченное правительство исчезнет:

    258 Свершившаяся тайна Отк. 16

    Чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его — вина от лозы земной — Отк. 14:17–20; Иер. 8:14; Ис. 51:17–29; Иер. 25:26–28; Отк. 18:6.

    16:20 И всякий остров убежал. — Даже республики исчезнут осенью 1920 года.

    И гор не стало. — Все царства земли погибнут, их поглотит анархия.

    16:21 И пал на людей — В греческом перед словом людей — определенный артикль, т. о. люди — поклонники зверя и его образа, то есть духовенство.

    Град с неба — истина, спрессованная, как град, с разрушительной силой. Это последнее высказывание, описывающее появление перед поклоняющимися зверю и его образу седьмого тома «Исследования Писаний». — Отк. 11:19; Иса. 28:17, 30:30; Иез. 13:11; Иис. Нав. 10:11.

    Величиною в талант. — 113 фунтов [ок 50 кг] (Мал. 3:10). Еще одно описание седьмого тома «Исследования Писаний», каким его видят поклонники зверя и его образа, находится в сообщении о последней казни на Египтян, смерть их первенцев, начиная от фараона и кончая всеми людьми (Исход, главы 11 и 12). Когда эта казнь пришла на египтян, они сами упрашивали евреев выйти, и предлагали им драгоценности из серебра (Великое Множество) и драгоценности из золота (Малое Стадо). В связи с утверждением, что «не было дома, где не было бы мертвеца», мы признаем, что если некоторые секты были пропущены в списке, который приводится в комментарии на Отк. 8 и 9, это произошло случайно и будет исправлено в следующих изданиях. Три дня, в течение которых войска фараона преследовали Израильтян в пустыне, означают три года, с 1917 по 1920, когда все посланники фараона будут поглощены морем анархии. От их колесниц — организаций — будут отняты колеса.

    Таким образом, даже радикальные элементы, которые в 1918 году произведут революции в христианском мире и породят «трудовые» и социалистические правительства, увидят конец этих движений. Это произойдет потому, что так же, как эти движения должны были привести к падению правительств в христианском мире, так же и сами эти движения будут свергнуты анархистами в 1920 году:

    Свершившаяся тайна, с 542, Иез. 35

    …на церковников и христианство в гневе и ярости и с ненавистной завистью, так же и Бог поступит с социал — лейбористским порядком вещей. Как они помогали в разрушении христианства, так и анархисты разрушат их.

    35:12 И узнаешь, что Я, Господь, слышал все глумления твои, какие ты произносила на горы Израилевы, говоря: «опустели! нам отданы на съедение!» — лейбористы и другие узнают, что Бог правит в делах людей, и что Всемогущий обратит внимание на их высказывания против народов (гор) христианского мира (Израилевы), когда, после падения церковничества, лейбористы скажут: «Народы опустошены, они отданы нам, рабочему классу, чтобы мы могли поделить их между собой».

    35:13 Вы величались предо Мною языком вашим и умножали речи ваши против Меня; Я слышал это. — Социалистические и родственные им движения, хотя они грубо говорят о капитализме и с завистью о христианстве, в действительности они говорили против порядка, допущенного Богом, где был сам Бог — в жилищах Своего Святого Духа, в истинных христианах, живущих в этих системах. Когда эти движения высказывают свою решимость вывести мир из тьмы ужасных экономических, социальных и политических условий, они тем самым неблагоразумно хвастаются перед Богом, будто они смогут выполнить задачу, которую Бог запланировал для Своей верной Церкви, и которую невозможно выполнить никаким устройством, которое меньше, чем Церковь. Бог не оставит незамеченными слова Социалистов, синдикалистов, лейбористов и других. Он услышит их, и вспомнит их для справедливого возмездия.

    35:14 Так говорит Господь Бог: когда вся земля будет радоваться, Я сделаю тебя пустынею. — Когда придут Времена Восстановления всего, одно из того, что не будет восстановлено, это Социалистическое, лейбористское движение. Когда все общество будет радоваться новому порядку вещей, устроенному от Бога, Социалистическое государство будет в полностью и навечно заброшено.

    35:15. Как ты радовалась тому, что удел дома Израилева опустел, так сделаю Я и с тобою: опустошена будешь, гора Сеир, и вся Идумея вместе, — и узнают, что Я — Господь. — Как все христианские отступники, погрязшие в плотских помыслах, солидарные с радикалами и революционерами, возрадуются тому наследию опустошения, которое достанется христианскому миру после 1918 года, так и Бог поступит с победным революционным движением; оно будет полностью опустошено, «все вместе». Все его следы исчезнут в ярости всемирной всепоглощающей анархии осенью 1920 года (Отк. 11:7–13).

    «Всемирная, всепоглощающая анархия осенью 1920 года». Несмотря на эти грозные, тревожащие слова и убежденность этих заявлений, ничего из этого не произошло.

    Так же как прошел 1914–й, так прошли и 1918–й и 1920–й годы, но предсказанных «мучительных судорог» в христианском мире так и не случилось, правительства не были свергнуты, церкви не были разрушены, миллионы их членов не были убиты, переход помазанников на небо не случился.

    Вместо этого, Рутерфорда и шестерых других главных служащих Общества судили и приговорили к тюремному заключению за публикацию провокационных утверждений в военное время в книге «Свершившаяся тайна» и других публикациях. В следующем, 1919 году из освободили и полностью реабилитировали.

    Поэтому они могли на свободе ждать, как должны были исполниться слова из «Свершившейся тайны» о том, что к осени 1920 года все республики и «каждое царство на земле» будет «поглощено в анархии».

    Однако, к тому году были разработаны и провозглашались новые предсказания. Еще даже не закончился 1920 год, как была выдвинута новая дата, которую нужно было теперь ждать.

    «Миллионы ныне живущих никогда не умрут»

    «Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали»

    ((Иеремия 23:21).)

    В 1920 году Президент Общества Рутерфорд опубликовал брошюру под названием «Миллионы ныне живущих никогда не умрут». Эта броская фраза использовалась организацией и в недавнее время. Однако в то время она основывалась на новом предсказании, произнесенном Президентом Сторожевой башни. В этом заявлении о том, что миллионы живших в то время людей никогда не умрут, все было привязано к новой дате, к 1925 году. Обратите внимание на то, что говорится в высказываниях, выделенных жирным.

    С. 88

    Простое вычисление этих юбилеев подводит нас к такому важному факту: 70 юбилеев по 50 лет составляют всего 3500 лет. Этот период, начавшийся в 1575 г. до н. э., несомненно закончится осенью 1925 года, и в это время кончается образ и должен начаться великий прообраз. Что же тогда мы должны ожидать? В образе должно быть полное восстановление; следовательно, великий прообраз должен обозначить начало восстановления всего. Главное, что должно быть восстановлено, это человеческая раса к жизни; и так как другие тексты писания определенно подтверждают факт, что Авраам, Исаак, Иаков и другие верные древности будут воскрешены, и что они получат первое благоволение, мы можем ожидать, что в 1925 году мы увидим возвращение этих верных израильских мужей из состояния смерти, их воскресение, полное восстановление к человеческому совершенству, а также то, что они станут видимыми, законными представителями нового порядка вещей на земле.

    <…>

    с 89

    ЗЕМНЫЕ ПРАВИТЕЛИ

    Как мы указали выше, великий юбилей должен начаться в 1925 году. В это время получит признание земная фаза царства. Апостол Павел в 11–й главе послания Евреям перечисляет длинный список верных людей древности, которые умерли до распятия Господа и до начала выбора церкви. Они не могут стать частью небесного класса; у них нет небесных надежд; но Бог приготовил для них кое — что. Они будут воскрешены совершенными людьми и будут князьями, или правителями, на земле, согласно его обещанию (Псалом 44:17; Исаия 32:1; Матфея 8:11). Следовательно, мы можем с уверенностью ожидать, что 1925 год принесет с собой возвращение Авраама, Исаака, Иакова и верных пророков прошлого, в частности тех, которых Апостол упоминает в 11–й главе Евреям, к состоянию человеческого совершенства».

    ________

    с. 97

    Учитывая вышеприведенный аргумент о том, что прежний порядок, ветхий мир заканчивается и поэтому скоро погибнет, что наступает новый порядок, и что 1925 год принесет воскресение достойных праведников древности и начало восстановления, представляется разумным заключить, что миллионы людей, живущих сейчас на земле, все еще будут на земле в 1925 году. Тогда, основываясь на обещаниях Слова Бога, мы должны придти к уверенному и неоспоримому заключению о том, что миллионы ныне живущих никогда не умрут.

    Конечно, это не значит, что каждый будет жить. Некоторые отвергнут повиновение Божьим законам, но те, кто были злыми, но обратятся к праведности и будут повиноваться праведности, будут жить и не умрут…

    И в новой книге по истории, и в других публикациях, как например в «Пробудитесь!» за 1993 год, процитированном в предыдущей главе, организация стремится представить взгляд, будто внимание привлекалось к определенным датам просто ради «возможных ожиданий», что не было никакого догматизма или убежденности. В публикациях приводятся тщательно отобранные цитаты, в которых высказываются призывы к осторожности, отказ от непогрешимости или богодухновенности. Однако, в чем по — настоящему состоит разница, когда, с одной стороны, люди целенаправленно употребляют фразу «во имя Иеговы», а с другой стороны, утверждают, что события, которые согласно их предсказаниям должны произойти в 1925 году, «основаны на обещаниях Слова Бога», так что на возвращение Авраама, Исаака и Иакова в 1925–м году можно не просто надеяться, но чего можно «с уверенностью ожидать»? Во имя кого они тогда так говорят? На каком основании они призывают читателей быть уверенными в этих обещаниях? И какая разница в том, чтобы, с одной стороны, утверждать, что ты являешься безошибочным, и твои слова не могут не исполниться, а, с другой стороны, утверждать, что, основываясь на Божьих обещаниях, «мы должны придти к уверенному и неоспоримому заключению о том, что миллионы ныне живущих [т. е. живущих в 1920–м году, когда была опубликована брошюра] никогда не умрут»? Разница будет только в выборе слов, но не в смысле этих слов, не в силе заявлений, и не в последствиях, которые произведут эти утверждения на сознание людей.

    Эта информация легла в основу так называемой «Кампании «Миллионы»», двухлетней международной кампании с целью привлечь внимание к этой вести. Во всех крупных городах были воздвигнуты большие рекламные щиты со словами «Миллионы ныне живущих никогда не умрут». Эти старания поддерживались рекламой в газетах. Все публичные речи, с которыми в то время выступали представители Общества, сосредотачивались на этой теме.

    В новой книге об организации эти заявления и эта обширнейшая, международная кампания, представлены как просто событие, представляющее исторический интерес. Тем не менее, провозглашаемые утверждения, по заявлениям Общества, были основаны не на мнении какого — нибудь человека, но на Слове Бога, и ввиду такой прочной обоснованности, заслуживали полного доверия. Ни в этой книге по истории движения Сторожевой Башни, ни в других публикациях, не было сделано признаний того, какое сильное влияние это оказало на жизни и надежды людей, и какое сильное разочарование последовало после того, когда эти утверждения не сбылись. Не было высказано сожаления, что Слово Бога было сознательно «привязано» к предсказаниям, которые являлись ничем иным как продуктом человеческих рассуждений и воображения. Создается впечатление, что моральное значение этих факторов не имеет большого значения, что об этом можно серьезно не думать.

    В 1921 году Рутерфорд опубликовал свою первую книгу в полном смысле этого слова, которая называлась «Арфа Божия» [The Harp of God]. В ней подтверждалась уверенность Общества в том, что с 1799 года начались «последние дни» и что в 1874 году Христос начал свое «невидимое присутствие». В приводимых ниже отрывках обратите внимание на то, как характерные для того времени учения были представлены в качестве «неопровержимого» свидетельства в поддержку этих дат.

    Стр. 236

    Хронология, по меньшей мере в некоторой степени, зависит от точности подсчетов, и следовательно, всегда возможны ошибки. Однако, исполнившиеся пророчества включают в себя ряд физических фактов, которые существуют в настоящее время, и они ясно определены. Они являются молчаливыми свидетелями, чьи свидетельства мы должны считать неопровержимыми.

    400 Мы должны ясно различать, и не должны путать, две важных даты: начало «времени конца» и «присутствия Господа». Как указано выше, «время конца» включает в себя период с 1799 года н. э. до полного ниспровержения империи Сатаны и установления царства Мессии. Как показано выше, время второго присутствия Господа началось в 1874 году. Конечно, последний период находится «внутри» первого и одновременно в конце периода, известного как «время конца».

    __________

    404 Начиная с того времени, во всех науках происходило увеличение познаний во всех отраслях знания. Общая школа, которой всегда сопротивлялось Папство, предоставило людям из любого социального круга возможности для общего образования и увеличения знаний. Колледжи и университеты увеличились числом по всему миру. С увеличением знания в разных отраслях было сделано множество изобретений, и у человека сегодня есть машины, призванные экономить время и человеческий труд.

    405 До 1799 года средства передвижения были только такие, что человек мог преодолеть за день лишь короткое расстояние. Он должен был ехать либо на повозке, запряженной лошадьми или волами, или идти пешком; а при передвижениях по морю ему приходилось плыть на очень медленных судах. В 1831 году был изобретен первый паровой двигатель для локомотивов. В этой области был достигнут такой чудесный прогресс, что сейчас можно путешествовать почти по всему миру с большой скоростью по железной дороге. Позднее появились электрический двигатель и электромобили, а также газовый двигатель, так что сегодня в каждой части мира очень много путешественников. Не является необычным путешествовать со скоростью 75 или 100 миль в час, это особенно верно в отношении очень нового изобретения, летающей машины.

    406 Вышеупомянутые изобретения относятся к «дню приготовления Бога» во время присутствия Христа (Наум 2:1–6)

    407 В 1844 году был изобретен телеграф и позднее телефон. Сначала для передачи сообщений по всей земле с использованием этих инструментов требовались электрические провода, но сейчас, когда было сделано еще одно изобретение, провода больше не нужны, и сообщения можно передавать по воздуху по всему миру при помощи этих инструментов.

    408 Это громадное увеличение знаний и огромнейшее количество передвижений живущих во всех частях мира людей во всех направлениях без сомнения является исполнением пророчества, свидетельствующего о «времени конца». Эти физические факты неопровержимы, и их достаточно, чтобы убедить любую рассуждающую голову в том, что с 1799 года мы живем во «время конца».

    409 Иисус определил последнюю часть «времени конца» как время жатвы, когда он говорит: «Жатва есть кончина мира [века]». Он говорил, что в то время он будет присутствовать. Начиная с 1874 года идет эта последняя часть периода «времени конца». Как указано выше, время второго присутствия Господа началось с 1874 года. Апостол Павел, перечисляя много вещей, произошедших с Израилем, говорит, что все это «описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1 Коринфянам 10:11). Тогда мы должны предположить, что эти вещи будут поняты во «время конца».

    __________

    410 Классы трудящихся были всегда притесняемы и подчинены финансовым, церковным и политическим князьям. Именно в год присутствия нашего Господа, в 1874–м, в мире была создана первая трудовая организация. С того времени происходило невероятное увеличение света, и было сделано такое множество изобретений и открытий, что невозможно их все здесь перечислить. Но мы приводим некоторые из тех открытий, которые были сделаны после 1874 года, в качестве дальнейшего свидетельства о том, что Господь присутствует с этого времени: автоматические муфты, автомобили, алюминий, антисептическая хирургия, асинхронный электродвигатель, аэропланы, бездымный порох, беспроводная телеграфия, Божий План Веков, велосипеды, газовые двигатели, динамит, дисковый плуг, железнодорожные сигналы, заочные школы, искусственные красители, карборунд, кассовые аппараты, кинофильмы, колючая проволока, комбайны, линотипы, метро, монотипы, монтажные машины, небоскребы, Панамский Канал, пастеризация, пишущие машинки, подводные лодки, пылесосы, радий, Рентгеновские лучи, сапожнические машины, светящийся газ, Северный Полюс, сепараторы молока, суммирующие машины, телевидение, телефоны, фонографы, целлулоид, чернейшая Африка, электроплиты, электропоезда, электросварка, эскалаторы, Южный Полюс.

    Обратите в частности внимание, что после перечисления развития таких понятий, как Библейские Общества, увеличения количества колледжей и университетов, способов передвижения при помощи пара, электричества и бензина, появления телеграфа и телефона, что все это привело к огромному увеличению знания и передвижений, в книге, на странице 239 говорится:

    [Это] без сомнения является исполнением пророчества, свидетельствующего о «времени конца». Эти физические факты неопровержимы, и их достаточно, чтобы убедить любую рассуждающую голову в том, что с 1799 года мы живем во «время конца».

    Если мы говорим, что что — то «без сомнения», «несомненно» правда, это то же самое, если мы говорим, что в этом нет ошибки. Хотя в книге не было сказано, что все эти высказывания «безошибочны» — то есть не было употреблено именно это слово, но в реальности сделано заявление, значащее то же самое. А если кто — нибудь все же сомневался и его не удавалось убедить такими аргументами — что ж, у него просто не было «рассуждающей головы» на плечах. Это также интеллектуальное запугивание, оружие, которым твердо обоснованной истине никогда не нужно пользоваться.

    Какое бы «стимулирующее и освящающее влияние» не произвели эти новые предсказания и сильные заявления о старых датах, к 1922–му году, через 8 лет после 1914–го, уверенность многих людей в пророчества Общества о конкретных сроках таяла. Методы, которыми воспользовалась штаб — квартира организации для преодоления проблемы, говорят о многом. Подобным же образом Общество будет действовать и позднее, после неоправдавшихся надежд в связи с 1975–м годом.

    Вместо того, чтобы придерживаться более умеренных заявлений и более скромных взглядов на свое право действовать и говорить таким образом, организация стала гораздо настойчивее требовать подчинения принятой точке зрения, заявления о точности ее хронологии стали еще более догматичными. О «преданности» учениям «верного и благоразумного раба» (тогда этот термин применялся совершенно определенно к Пастору Расселлу) стали говорить с все возрастающей настойчивостью. Тех, кто подвергал сомнению хронологию Расселла (которая, в свою очередь, была основана на учениях Н. Х. Барбора, Джона Акилы Брауна и других), считали людьми, у которых не только было мало веры, но и считающих себя слишком умными, гордыми, эгоистичными, честолюбивыми, своевольными, упрямыми, введенными в заблуждение противником, виновными в том, что они якобы отвергли Господа. Если кто — то был склонен больше доверять древним историческим свидетельствам, которые противоречили срокам организации, то о нем говорили, что он поверил «агентам империи Сатаны».

    Если вам трудно в это поверить, посмотрите на высказывания, с завидным постоянством появлявшиеся в выпусках «Сторожевой башни» за 1922 и 1923 годы. Обратите внимание на частое употребление таких слов и фраз как «неопровержимый», «вне всякого сомнения правильный», «заверенный Богом», «явно и абсолютно верный», «неоспоримо установленный», «доказанный, несомненный факт», «божественного происхождения» — все эти понятия использовались для описания всей хронологической схемы, включающей 1799 год (начало последних дней), 1874 (начало невидимого присутствия Христа), 1878 (начало воскресения помазанников), 1881 (время, когда Господь полностью назначил Расселла своим домоправителем), а также 1914, 1918, и самую последнюю дату:1925 год, о которой было сказано, что у нее «столько же поддержки в Писании, как и у 1914 года». Для удобства читателя, некоторые места выделены жирным.

    Отрывок из «Сторожевой башни» за 1 марта 1922 года:

    ВРЕМЯ ЖАТВЫ

    Иисус сказал, что мир закончится жатвой, при которой он будет присутствовать, и что он тогда пошлет своих вестников для сбора своих избранных (Матфея 13:24–30; 24:31). Нужно ожидать, что во время жатвы Господь провел бы на земле какое — нибудь свидетельство, чтобы объявить, что его присутствие и жатва начались. Вот еще несколько дополнительных свидетельств, являющихся убедительными доказательствами этого; эти дополнительные физические факты, которые говорят громче всяких слышимых слов таковы: именно Брат Расселл объявил начало жатвы и присутствие Господина жатвы. Именно он первым пошел по земле и провозглашал: «Жатва началась, выходите в поле и трудитесь!». И тысячи других, принявших этот призыв, присоединились к нему в провозглашении этой вести.

    Иисус ясно сказал, что во время его присутствия у него будет верный и благоразумный раб, которого он будет использовать для того, чтобы раздавать дому (веры) пищу во время. Каждый, у кого сегодня есть знание Божьего плана веков должен правдиво ответить, что он получил эти знания, изучая Библию в связи с тем, что написал Брат Расселл; что до этого времени никто даже не знал, что у Бога есть план спасения. Каждый, кто сегодня радуется свету истины Слова Бога понимает, что в истину его привел Господь, и Он раскрыл ее через служение и труд, которые Брат Расселл начал скоро после начала присутствия Господа.

    Под заголовком «Мудрый Бога» (так описывался Расселл), в статье с пренебрежительностью говорится о тех, кто «думает, что у них больше мудрости, чем у других», и объясняется, что такие люди обычно «высказывают утверждения в догматичной форме». В абзацах, которые следуют ниже, приводятся «неопровержимые факты» о 1799–м и 1874–м годе. То, что у других называется «догматизмом», у авторов статьи очевидно является «искренним убеждением».

    Мудрый Бога

    Был ли он мудрым? Если понимать это слово так, как его понимают в мире, особенно среди духовенства, то нет, он не был мудрым. И слава Богу. Если бы у него было больше мирской мудрости, как например у его поносителей, то Господь никогда бы не использовал его. Заметьте, что эти так называемые образованные священнослужители обвиняли его в том, что он не знал Греческого или Еврейского языков. Это обвинение верно. Факты показывают вне всякого сомнения, что большинство тех, кто знает Греческий или Еврейский, слишком серьезно себя воспринимают. Они начинают думать, что они знают так много, что им нужно заявить о чем — то совершенно поразительном, чтобы нарушить то, что сделали другие. Они отклоняются от пути Господа и полагаются на свой собственный разум, что противоречит Его Слову (Притчи 3:5,6). Они обычно говорят и пишут в такой манере, что обычному уму этого не понять; и они делают это в надежде превознести свою собственную мудрость в глазах других. Так как они думают, что у них больше мудрости, чем у других, они высказывают утверждения в догматичной форме, неважно, правда это или нет, в ожидании, что другие «проглотят» их слова, так как они не могут понять эту предполагаемую мудрость.

    ________

    Неопровержимые факты, таким образом, показывают, что «время конца» началось и 1799 году; что второе присутствие Господа наступило и 1874 году; что затем последовала жатва и еще более яркий свет пролился на Слово Бога. Обратим, поэтому, внимание на слова Иисуса: «Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его пришед найдет поступающим так» (Мф. 24:45–46).

    Через два месяца журнал за 1 мая 1922 года продолжил кампанию, направленную на то, чтобы разгромить всякие попытки подвергнуть сомнению учения организации; была употреблена та же тактика.

    ПЛОДЫ ЧЕСТОЛЮБИЯ

    То и дело появляется кто — нибудь, кто следовал за Господом, по крайней мере в течение некоторого времени, у кого есть до некоторой степени красота ума и характера, и, возможно, личности, но кто слишком серьезно себя воспринимает. Такой человек успешно убеждает себя, что Господь назначил его заботиться о божьих вещах и вывести народ Бога из пустыни. И, идя по этому пути, он приходит к выводу, что Господь ошибся, когда выбрал Брата Расселла для этой цели, и это сомнение ведет позже к выводу, что Брат Расселл вовсе не был «тем верным рабом». Он начинает сомневаться в том, что писал Брат Расселл, и говорит об этом. Теперь он уже пренебрегает Словом Господа, которое говорит: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум свой. Во всех путях твоих познавай его, и он направит стези твои».

    Отвергая это предостережение, и находясь под руководством противника, он убеждает себя, что его священная обязанность разрушить все, чему учил Брат Расселл, и самому направить взгляд церкви в правильном направлении. Он пишет работу и схемы в поддержку своего взгляда. Он раздает их другим, и когда ему дают совет, что его взгляды неверны, он воспринимает это так, что другие не дают сиять его свету, и он игнорирует этот совет. Он так впечатлен мыслью, что ему нужно учить людей и разрушить то, чему учили прежде, что он начинает опубликовывать свои взгляды и рассылать их посвященным. Его аргументы кажутся убедительными для тех, кто изучает их только поверхностно, и в особенности для тех, кто забыл, чему они уже научились. В умах читающих появляются сомнения. Теперь начинается испытание.

    Преданность учениям Общества, полученным от Расселла, приравнивалась к преданности Богу и Христу. Отвергнуть учения Расселла, значило отвергнуть Христа. Это поразительное утверждение приводилось в том же выпуске «Сторожевой башни»:

    Иисус дал ясно понять, что во время его второго присутствия у него будет среди церкви верный и благоразумный служитель, который от Него будет раздавать дому веры пищу во время. Есть несметное количество свидетельств о втором присутствии Господа, о времени жатвы, и о том, что положение этого служителя занял Брат Расселл. Это не в коей мере не является почитанием человека. Не имеет значения, кем был Чарльз Т. Расселл — доктором, помощником каменщика или продавцом рубашек. Святой Петр был рыбаком, Святой Павел законником. Но это не имеет значения. Превыше всего было то, что эти мужчины были избранными сосудами Господа. Какова бы ни была профессия Брата Расселла на земле, он был служителем Господа. Значит, отвергать его и его труд, это то же самое, что отвергать Господа, на основании принципа, изложенного выше.

    Точно такой же тип рассуждения использовался и пол века спустя, в 1980–х годах, при осуждении так называемых «отступников». И тогда, и сейчас, хронология играет важную роль, является своего рода «проверкой веры» и истинности чьих — либо христианских убеждений. В этом же номере «Сторожевой башни» высказывались предупреждения о том что сомнения в системе дат Общества, включающей 1799, 1874, 1914 и 1925–годы, в конечном итоге приведет к «отвержению Бога и нашего Господа Иисуса Христа и крови, которой мы были искуплены». В статье говорилось:

    Снова начинается испытание. Сейчас испытанию подвергается хронология. И, продолжая двигаться в том же ключе в противодействии и сомнениях, можно будет увидеть, что человек станет сомневаться во втором присутствии Господа, во времени жатвы, в должности «верного раба» и в том, кто ее занял, в свидетельствах о конце мира, в том, что царство получило власть, что восстановление человека близко, и в конце концов это приведет к отвержению Бога и нашего Господа Иисуса Христа и крови, которой мы были искуплены.

    Снова и снова в выпусках «Сторожевой башни» привлекалось внимание к хронологии Общества, с пренебрежением говорилось о любых свидетельствах, которые бы ей противоречили, и превозносилась точность собственной системы дат организации. 1914 год был лишь одной из дат, и «Сторожевая башня» настойчиво утверждала, что все даты (и связанные с ними обещания) являлись верными, были результатом руководства Бога, поэтому, конечно, нельзя было сомневаться ни в одной из них. Вот отрывок из «Сторожевой башни» за 15 мая 1922 года:

    ХРОНОЛОГИЯ

    У нас нет абсолютно никаких сомнений в отношении хронологии и дат 1874, 1914, 1918 и 1925 годов. Некоторые утверждают, что нашли новый свет в связи с периодом «семидесяти лет запустения» и израильского плена в Вавилоне, и они ревностно стараются доказать другим, что Брат Расселл ошибался.

    Апостол Иаков заверяет нас, что «если у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему». Мы верим этому обещанию и ежедневно просим о небесной мудрости и благодати и правильного руководства. Мы также верим, что молитвы святых ежедневно возносятся к престолу небесной благодати с просьбами о божьем руководстве в том, что будет опубликовано в «Сторожевой башне», и мы очень ценим этот факт.

    Читателей предупреждают, чтобы они не слишком быстро верили свидетельствам, которые предлагает светская история, если такие исторические данные не совпадают с хронологией Общества. Обратите внимание на заключительные слова в следующем абзаце:

    Иногда даже их самые лучшие «авторитеты», такие как, например, Иосиф Флавий и Птолемей, оказываются ненадежными. Эти историки жили в первом и втором столетии после Христа. У них были трудности с составлением своих трудов, потому что у них не было возможности собрать все данные. Несомненно, в своих ограниченных обстоятельствах они сделали все, что было в их силах. Общепризнанно, что они являются одними из лучших светских историков. Обычно писатели — историки черпают у них и у других определенные даты; но что общепризнанно, не обязательно является абсолютно точным. Однако, для того, чтобы впечатлить читателей весом своей мудрости, эти выводы часто делаются в уверенной манере, и исследователи склонны принимать их за чистую монету, не проводя более глубоких исследований.

    Сравните это последнее высказывание с тем, в какой манере сами авторы «Сторожевой башни» призывают принять их систему дат:

    ЗАПЕЧАТАНО БОЖЬИМ ОДОБРЕНИЕМ

    Именно с такой точки зрения были установлены эти даты: 1874, 1914 и 1918 годы; и Господь утвердил и закрепил 1914 и 1918 годы своей печатью, которую невозможно стереть. Какое еще свидетельство нам нужно?

    Используя ту же мерку, начиная со вступления детей Израиля в Ханаан и отсчитывая 70 полных циклов по 50 лет (это ясно видно из того, что Иегова послал евреев к Вавилон на 70 полных лет), легко обнаружить 1925 год, скорее всего, осень этого года, как начало прообразного юбилея. Сомнений по поводу 1925 года может быть не больше, чем по поводу 1914–го. Тот факт, что в 1914 году исполнилось не все, что некоторые ждали, ни на йоту не меняет хронологии. Убедившись, что эта дата столь значительно отмечена, ограниченному уму очень просто прийти к выводу, что вокруг нее должно сосредотачиваться все, и потому многие склонны ожидать больше, чем на самом деле предсказывалось. Так было в 1844–м, в 1874–м, 1878–м, и так же было в 1914–м и 1918–м. Оглядываясь назад, мы можем легко увидеть, что эти даты ясно обозначены в Писании, и Господь несомненно хотел, чтобы они ободряли его народ, что и было на самом деле, а также для того, чтобы они послужили для испытания и отсеивания, когда не исполнилось все, что ожидали. То, что в 1925–м году может не исполниться все то, что некоторые ожидают, ни на одну йоту не изменит этой даты, так же, как это не изменило и прошлых дат.

    Снова все провалившиеся ожидания в связи с предыдущими пророчествами о сроках приписываются Господу, словно это он их сообщил, что он «несомненно хотел», чтобы эти даты «ободряли его народ». В том, что Бог или Христос якобы будут пользоваться ложью для того, чтобы ободрять своих служителей, не видят ничего странного. Однако в Писании мы читаем, что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы»[157]. Писанию чужда мысль о том, что Бог или его Сын для руководства христианами якобы пользуются ошибочными учениями. Это явная попытка нападения на тех, кто подвергает сомнению такие человеческие учения, так как таких людей относят в категорию жалобщиков против Бога.

    Большой упор делался на то, что если изменить предлагаемую хронологию хотя бы на один год, это окажется для нее роковым, «разрушит всю хронологическую систему», выдвигаемую Обществом[158]. В действительности, позднее Общество существенно меняло большинство своих дат относительно событий, происходивших до нашей эры.

    Когда нужно было с настойчивостью писать о правильности того, что тогда называли «хронологией теперешней истины», казалось, годилось любое прилагательное, не существовало слишком сильных слов. Имея в виду то, что с того времени значительная ее часть была отвергнута, прочитайте следующие утверждения, взятые из «Сторожевой башни» за 15 июня 1922 года:

    ДАЛЬНЕЙШИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ХРОНОЛОГИИ ТЕПЕРЕШНЕЙ ИСТИНЫ

    В математике есть хорошо известный закон, который называется «закон вероятностей». Этот закон часто применяется в повседневной жизни в вопросах, когда может возникать неопределенность. В семье, в которой есть дети, если где — то что — то было сломано, существует вероятность — большая вероятность — того, что это сделал кто — то один из детей, и что другие этого не делали. Если ночью что — то сломалось в семье, где нет детей, тогда, согласно закону вероятностей, скорее всего это произошло просто случайно; если в двух домах произошло какое — нибудь необычное повреждение, то, возможно, это было не случайностью, а делом рук какого — нибудь человека; а если это одинаковым образом случилось в трех или более домах, то это происшествие переходит из разряда случайностей в разряд сделанных кем — либо умышленно, причем это можно заключить с большой достоверностью.

    Хронология теперешней истины могла бы считаться случайностью, если бы не повторения в двух великих циклах 1845 и 2520 лет, которые переводят ее из категории случайного в категорию несомненной уверенности. Если бы в этих циклах были только одна — две соответствующих друг другу даты, они могли бы быть случайными совпадениями, но когда соответствия дат и событий встречаются десятки раз, никак невозможно, чтобы это было случайностью, это свидетельствует о плане или замысле единственной Личности, способной создать такой план, — самого Иеговы; и сама хронология должна быть верной.

    В великой пирамиде Хеопса совпадение одного или двух измерений с хронологией теперешней истины могло бы быть случайным, но соответствие десятков измерений доказывает, что один и тот же Бог создал и пирамиду, и план, — и в то же время доказывает правильность хронологии.

    Согласие хронологии с определенными размерами Скинии и Храма Иезекииля является дальнейшим подтверждением ее правильности.

    Мы утверждаем это именно на основе таких и многих других соответствий — согласно самым разумным законам, известным науке. Согласно Писанию, науке и истории, хронология теперешней истины верна вне всякого сомнения. Ее надежность с избытком подтверждена датами и событиями 1874, 1914 и 1918 годов. Хронология теперешней истины является стабильным основанием, на котором посвятившиеся Богу люди могут стремиться к будущим вещам (1 Петра 1:11,12; Иоанна 16:13)

    В статье говорилось, что хронология стояла «прочной скалой, основанной на слове Бога», подчеркивая, что доверять этой хронологии было «вопросом веры в Иегову и его вдохновленное Слово». Авторы настаивали на «божественной» природе в настоящее время в значительной степени отвергнутой хронологии, причем не только некоторых ее элементов, но всей хронологии целиком, «абсолютно» всей. На ней была «печать одобрения Всемогущего Бога». Так, в «Сторожевой башне» за 15 июля 1922 года под заголовком «Прочная хронологическая нить» говорилось:

    Во — первых, хронология теперешней истины является, как и другие хронологии, серией дат. Эти даты следуют одна за другой в определенном порядке, известно, сколько лет от одной до другой даты, и каждый шаг подтверждается самым надежным свидетельством, какое только может быть. Но если бы этим ограничивалось подтверждение этой хронологии, то нельзя было бы с определенностью утверждать, что она достовернее светских хронологий. Хронология является цепочкой дат, и она не прочнее своего самого слабого звена.

    Однако, между датами в хронологии теперешней истины имеются хорошо известные отношения. Эти взаимные связи между отдельными датами придают этой хронологии гораздо больше силы, чем есть в других хронологиях. Некоторые из этих связей настолько потрясающие, что они ясно показывают, что это хронология не какого — нибудь человека, но Бога. Имея божественное происхождение и будучи заверенной Богом, хронология теперешней истины стоит особняком от всех других, являясь явно и абсолютно верной.

    ______________

    НЕОСПОРИМО УСТАНОВЛЕНА

    Если какая — нибудь дата подтверждается несколькими линиями доказательств, она является твердо установленной. Научный закон вероятностей говорит о том, что совокупная прочность хронологической нити намного превышает сумму всех нитей доказательств по отдельности. Этим законом безусловно пользуются в важных делах, а именно, когда к выводу нас подводит что — то одно, такой вывод возможен, если есть два свидетельства, то он почти наверняка верен, если три и более, то обычно почти невозможно, что это просто случайность или что вывод неверен; и когда мы добавляем доказательства, то переносим вывод из сферы предположений в сферу доказанных фактов.

    Этим принципом ежедневно пользуются в самых серьезных судебных слушаниях. В свидетельстве одного человека можно сомневаться, но если есть два или три свидетеля, то это неоспоримо устанавливает истину.

    В хронологии теперешней истины есть столько много взаимных отношений между отдельными датами, что она перестает быть просто нитью или цепочкой дат, она становится прочнейшей твердо соединенной цепью — объединенной Богом системой, в которой большинство дат настолько невероятно соотнесены друг с другом, что эта система не может быть человеческого происхождения.

    ___________

    ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БОЖЕСТВЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

    Будет ясно показано, что хронология теперешней истины представляет собой неопровержимое свидетельство божественного предвидения ключевых дат, и что это является доказательством божественного происхождения, и что эта система является не человеческим изобретением, но находкой божественной истины.

    Доказательство основывается на множестве взаимно поддерживающих друг друга отношений между датами. Без этих отношений эта хронология не отличалась бы от светских систем, но благодаря их наличию мы верим, что на ней стоит печать одобрения Всемогущего Бога.

    В качестве серьезного доказательства божественного происхождения выдвигаемых систем рассматривался «параллелизм». Повторяющиеся периоды в 1845 лет и 2520 лет применялись к значительному числу исторических дат и событий. В статье, помещенной в этом же выпуске «Сторожевой башни» о системе использования параллелизмов говорилось:

    Параллелизмы такого рода являются доказательством божественного происхождения хронологии теперешней истины, так как они демонстрируют предвидение. В приведенном примере, разделение Израиля и христианского мира, одно произошедшее за 2520 лет до другого, являются свидетельством того, что Бог позволил первое разделение и предвидел второе. Это заключение верно, потому что наблюдается сходство в природе событий, и в отношении прошедшего времени. Предвидение становится очевидным, когда становится известно о серии или системе параллельных дат, состоящих из парных дат, разделенных периодами в 2520 лет. Было бы абсурдно заявлять, что обнаруженные отношения не были результатом божьего замысла. Только у Бога есть такое предвидение, и это доказывает, что он так руководил временами и событиями, что они оказались красиво и гармонично вплелись в единое целое, которое является слишком грандиозным, чтобы быть случайным совпадением или человеческим изобретением.

    Еще раз, есть ли в действительности разница в том, когда человек говорит о том, что хронология «вдохновлена Богом» и в том, когда он говорит о «божественном происхождении хронологии теперешней истины»? Насколько бы это ни показалось ироническим, хотя в приведенных публикациях о хронологии ясно говорили, что она является продуктом божественного предвидения, так что отвергнуть ее надежность и значимость было бы «абсурдно», с того времени вся система использования параллелизмов была отвергнута организацией.

    Похоже, что весь этот материал, отгоняющий всякую склонность подвергать пророчества о сроках сомнениям, пророчества, которые играли столь важную роль во всей доктринальной структуре организации, похоже, что этот материал готовил читателей «Сторожевой башни» к предстоящему событию. Видимо, было необходимо развить определенный дух и отношение до начала областного конгресса в Сидар — Пойнте в 1922–м году. Об этом конгрессе часто говорится как о крупной вехе в истории организации, в ключевой его речи развивались моменты, уже заложенные ранее статьями «Сторожевой башни». Сегодня организация цитирует небольшой отрывок в поддержку 1914 года из той речи. Но Общество игнорирует тот факт, что в предлагаемой аргументации и в заключении, к которому должны были прийти слушатели, с равной силой фигурировали 1799–й и 1874–годы. Это можно увидеть в следующих отрывках из «Сторожевой башни» за 1 ноября 1922 года.

    Библейские пророчества показывают, что Господь должен был появиться для своего второго присутствия в 1874–м году. Исполнившиеся пророчества вне всякого сомнения показывают, что он действительно появился в 1874 году. На исполнение пророчества указывают физические факты, и эти факты неоспоримы. Все настоящие наблюдатели знакомы с этими фактами, указанными в Писании и объясненными особым служителем Господа.

    Иисус сам говорил, что во время своего присутствия он совершит жатву своего народа, когда он соберет к себе своих истинных и преданных последователей. Эта работа продолжается уже несколько лет, и сейчас она близится к завершению. Он говорил, что во время его присутствия у него будет кто — то, кто займет положение его верного и благоразумного служителя, через которого Господь будет давать своему народу пищу во время. Все эти факты показывают, что пророчества исполнились.

    ДЕНЬ ПРИГОТОВЛЕНИЯ

    Для чего пришел Царь? Для того, чтобы установить свое Царство и править в качестве Царя. Но до начала своего царствования, ему нужно было выполнить работу, работу по приготовлению. Так как вместе с ним в его царстве должны быть члены его тела, их нужно было собрать и приготовить к началу царствования. Времена язычников под предводительством бога века сего закончились 1 августа 1914 года. До наступления этой даты для Господа, Царя славы, было бы непоследовательно облечься великой силой и править (Иезекииль 21:27). Так как с 1874 года он присутствует, получается, что период с 1874 по 1914 является днем приготовления. Это нисколько не противоречит мысли о том, что «время конца» происходило с 1799 до 1914–го. Времени с 1799 до 1874 нельзя назвать днем приготовления, это день увеличения света. Неразумно предположить, что Царь начал делать приготовления еще до того, как он стал присутствовать.

    В течение шести тысяч лет Бог проводил приготовления для своего Царства. В течение 19 столетий он собирал из среды людей класс царства. С 1874 начал присутствовать Царь славы; и за это время он провел жатву и собрал себе храмовый класс. С 1914 года Царь славы принял власть и правит. Он очистил уста класса храма и рассылает их с вестью. Важность вести о царстве нельзя переоценить. Это весть вестей. Это своевременная весть. Обязанность всех, кто принадлежит Господу — возвещать ее. Царство небесное приблизилось. Царь правит, империя Сатаны рушится, миллионы ныне живущих никогда не умрут.

    Верите ли вы этому? Верите ли вы, что Царь славы присутствует с 1874 года? Верите ли, что за это время он провел жатву? Верите ли вы, что в течение этого времени у него был верный и благоразумный раб, через которого он руководил работой и раздавал верующим пищу? Верите ли вы, что Господь сейчас в своем храме, проводит суд над народами земли? Верите ли, что Царь славы начал царствовать?

    Тогда обратно в поле, о сыны Всевышнего Бога! Препояшьтесь оружием! Будьте трезвы, будьте бдительны, будьте активны, будьте смелы. Будьте верными и истинными свидетелями Господа. Вступайте в битву пока от Вавилона не останется ни малейшего следа. Провозглашайте весть повсюду. Мир должен узнать, что Иегова есть Бог и что Иисус Христос есть Царь царей и Господь господствующих. Это день всех дней. Вот, Царь правит! Вы его вестники. Поэтому возвещайте, возвещайте, возвещайте Царя и его царство.

    Несмотря на горячие призывы оставаться «преданными» учениям и хронологии Пастора Расселла, эта речь, произнесенная на конгрессе в 1922–м году примечательна тем, что в ней можно заметить первые признаки постепенного отказа от этих самых учений. В книге «Время близко» Расселл учил, что «1878 год соответствует в этом сравнении году принятия Им [Христом] силы и власти и явственно отмечает время, когда наш духовный, невидимо присутствующий Господь на самом деле принял свою власть Царя царей — время, когда он взял в свои руки великую власть царствования». Своей речью в Сидар — Пойнте Рутерфорд передвинул все эти действия — невидимые действия — с 1878 на 1914 год, год, в который не произошло ни одно из предсказанных и ожидавшихся тогда событий. Это было начало процесса, когда почти все события, приписываемые датам до 1914 года будут перенесены на 1914–й или позднее.

    Как было написано в брошюре «Миллионы ныне живущих никогда не умрут», организация теперь учила, что юбилейный цикл (который, согласно закону, который Бог дал через Моисея, включал в себя последовательные периоды в 50 лет, и каждый пятидесятый год считался Юбилеем) указывал на 1925 год как время явления правления Христа и возвращения пророков древности на землю. В 1924–м году организация опубликовала брошюру для молодежи, которая называлась «Дорога в рай». Посмотрите, с какой уверенностью эти предсказания, включая описание земного Иерусалима, который должен был стать столицей мира восстановленного человечества, предлагались тем молодым людям:

    Стр. 224–227 Дорога в рай: Князья по всей земле

    …Бог доказал, что он смог легко найти достаточно людей из среды язычников, чтобы заполнить самые почетные места в его царстве. Для Иудеев будет очень унизительно узнать, что они упустили.

    Формально, Иудейский год начинается осенью, приблизительно 1 октября по нашему календарю. Поэтому 1926 год начнется около 1 октября 1925 года. Будет очень разумно ожидать увидеть некоторое возвращение Божьей благосклонности к еврейскому народу как к одному из народов мира, вскоре после этой даты. Многие иудеи уже с нетерпением ждут возвращения на свою старую родину, Палестину. Как мы уже видели, время Бога для язычников (как народов) закончилось в 1914 году. Так как Иудеи как народ потеряли благосклонность Бога, когда распяли Христа, а языческие народы потеряли свое признание перед Богом, Христос скоро начнет иметь дело с миром через отдельных людей, начав — через достойных людей древности — с евреев. Поэтому скоро после 1925–го года мы должны ожидать пробуждения Авеля, Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Мелхиседека, Иова, Моисея, Самуила, Давида, Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Иоанна Крестителя и других упомянутых в 11–й главе Евреям людей.

    Они сформируют ядро нового мира на земле. Одну из первых вещей, которую нужно будет сделать, это привести Иерусалим в состояние, в котором он мог бы быть столицей мира. Потребуется провести очень много работы, но будет очень много желающих работников. Текущие известия говорят о том, что Палестина уже привлекает много внимания, и тысячи евреев хотят вернуться туда. Уже проведено много работы по строительству лучших дорог и возделыванию полей. Однако, не стоит ожидать больших систематизированных дел, пока не проснутся эти «князья» и не начнут руководить работой.

    Столица любой страны должна иметь прямые и быстрые связи с любыми частями своей территории. Если Иерусалим должен стать столицей мира, у него должна быть возможность быстрой связи с каждым уголком земли. В течение тысячи лет царство Христа должно исправить все зло, произошедшее за предыдущие 6 тысяч лет. Старые методы работы не подойдут. Мы уже видим, как происходят огромные изменения. При помощи беспроводной радиосвязи можно передавать сообщения почти по всему миру, а когда восстанут князья, эти изобретения будут усовершенствованы, так, что можно будет передавать сообщения в любой уголок мира.

    Все в мире будут жить, так сказать, в одном доме. Этот «дом» будет немного побольше, чем те дома, где мы проводим встречи, но что из того? Сейчас, когда мы читаем Исаия 2:3 и Захария 14:16,17, мы понимаем, как легко будет людям «пойти в Иерусалим». При помощи радиосвязи, князья могут легко передавать свои указания в любую часть планеты. Представьте, что например, у Князя Авраама есть какое — нибудь указание, и он говорит: «Внимание!», и все люди по всей земле слушают, и ясно слышат каждое слово, которое он говорит, как будто он обращается к ним со сцены в общественном зале!

    Конечно, если кто — нибудь захочет побывать в Иерусалиме, чтобы лично поговорить с князьями, или если князья сами захотят лично проконтролировать выполнение какой — нибудь общественной работы, аэропланы скоро усовершенствуются настолько, что для путешествия из Иерусалима в любой уголок земли или обратно займет всего несколько часов. Это будет воистину новый мир, славный во всех отношениях (Захария 14:20,21; Откровения 21, Псалом 71 и 144.

    Если потребуется, эти достойные люди прошлого смогут пользоваться «жезлом железным», усмиряя своевольных и непокорных. Все должны знать, что неправедность не будет позволена. Справедливость — это основа закона нового царства (Псалом 36:9, 10, 2, 38).

    Без сомнения, многие из мальчиков и девочек, которые читают эту книгу, доживут до времени, когда увидят Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Даниила и других верных мужей древности, когда они восстанут в славе своего «лучшего воскресения», совершенные телом и умом. Христу не понадобится много времени, чтобы назначить их на почетные и властные посты, чтобы они были его земными представителями. Мир и все современные удобства поначалу покажутся им странными, но они скоро привыкнут к новым методам. Сначала им многое может показаться забавным, ведь они никогда не видели телефонов, радио, автомобилей, электрического света, аэропланов, паровых двигателей и многого другого, что так знакомо нам.

    Какое же это преимущество — жить сейчас и увидеть завершение старого и приход нового! Это самое чудесное время из всех в истории человечества.

    Излишне говорить, что мальчики и девочки, к которым была обращена эта публикация, сейчас уже пожилые мужчины и женщины, им по меньшей мере 80 с лишним лет.

    Иногда Общество пользовалось этой броской фразой, «Миллионы ныне живущих никогда не умрут», чтобы привлечь внимание к тому, что число Свидетелей превысило несколько миллионов. Но здесь есть очевидное искажение действительности. Утверждение, что «Миллионы ныне живущих никогда не умрут» было обращено не к людям, живущим в 1990–х годах, а к тем, кто жил в начале 1920–х. Среди сегодняшних почти шести миллионов Свидетелей Иеговы очень немногие жили в то время. Говорить о том, что предсказание хоть в какой то степени исполнилось, можно было бы только если сегодня было бы больше, чем 2 миллиона Свидетелей старше 75 лет, а это определенно не так.

    В 1925 году, к которому относилось обещание, что «миллионы ныне живущих никогда не умрут», не исполнилось ничего, что было предсказано. Учение оказалось безосновательным, просто полетом фантазии, и в связи с этим предсказанием организация допустила оплошность.

    Несмотря на такую историю, все, что появлялось в журнале «Сторожевая башня» и других публикациях, предположительно являлось «пищей во время», которую Бог предоставлял через свой канал сообщения, канал, который якобы особо одобрен и используется для руководства ныне правящим Иисусом Христом. По собственным заявлениям руководителей организации, они говорили как «настоящий пророк» Бога.

    Однако, то, что 1925 год прошел, и предсказания не исполнились, доказало, что те, кто высказывал эти предсказания, не были «верным и благоразумным рабом». Они не придерживались верно и смиренно вдохновленного Слова Бога, а только его можно назвать «явно и абсолютно верным», «неопровержимым», «неоспоримо установленным». Они также и не были благоразумными, когда на протяжении всех этих лет по всему миру публиковали такие догматичные заявления (в сущности, это признал сам Рутерфорд, когда сказал, что выставил себя сущим ослом).

    Запугивающая манера, в которой «Сторожевая башня», самопровозглашенный Божий «канал», отзывалась о всех, кто не хотел идти по такому же самонадеянному пути, намеки на честолюбие, гордость и неверность Христу среди тех, кто не соглашался с организацией, несомненно способствовали тому, что большинство шло за руководителем, даже если он делал (по собственному признанию) «ослиные» заявления. Однако многие пришли к выводу, что не могут продолжать поступать столь же безответственно, и после 1925 года организация потеряла значительное число своих приверженцев[159].

    Как ситуация в связи с 1925–м годом описывается в публикациях организации? Приводимая ниже цитата из «Ежегодника Свидетелей Иеговы за 1975 год» (с.146) является характерным: оно взваливает ответственность за проблему не на организацию, которая опубликовала информацию, но на «братьев», которые ее прочитали:

    1925 год пришел и ушел. Помазанные последователи Иисуса все еще были на земле как класс. Верные мужчины прошлого — Авраам, Давид и друге — не были воскрешены и не стали князьями на земле. (Пс 44:17). Поэтому, как вспоминает Анна Макдоналд, «1925 год был грустным годом для многих братьев. Некоторые из них преткнулись; их надежды были разбиты. Они надеялись увидеть воскресшими некоторых из «достойных людей древности». Вместо того, чтобы считать это всего лишь возможностью, они вычитывали уверенность, а некоторые приготовились встречать своих любимых, ожидая, что они воскреснут».

    Если просмотреть утверждения, опубликованные в «Сторожевой башне», многие из которых были приведены в этой книге выше, можно ли действительно оправдать такую попытку переложить всю ответственность на «братьев», как будто это они сами внушили себе такие высокие ожидания, а потом эти ожидания не оправдались?

    В «Ежегоднике» на 1980 год (он был опубликован в том же году, когда президент Френц рассказал Вефильской семье в штаб — квартире о том частном высказывании Рутерфорда) оправдание было представлено в том же самом ключе.

    Там сообщается о поездке Рутерфорда на конгресс в Швейцарии в мае 1926 года, где на одной из встреч произошел такой разговор:

    Вопрос: возвратились ли эти достойные люди древности?

    Ответ: Конечно же они не возвратились. Их никто не видел, и было бы глупо объявлять об этом. В книге «Миллионы» говорилось, что было бы разумно ожидать их возвращения вскоре после 1925 года, но мы просто высказали свое мнение.

    У каждого есть право высказывать свое мнение. Но у людей, которые утверждают, что являются представителями Бога, что их слова прочно подтверждаются Словом самого Бога, и настаивают на том, чтобы их слова так и воспринимались, конечно же нет права просто высказывать свое мнение. Если люди по всему миру публикуют какую — то информацию и называют ее при этом вестью Бога для человечества, духовной «пищей во время», упорно настаивают на ее правильности, принижая всех, кто с ней не соглашается, или, еще хуже, ставя под сомнение их преданность Богу и смирение перед ним, и при этом эта информация является всего лишь их безответственно высказанным ошибочным мнением — таких людей конечно же нельзя назвать ни «верными», ни «благоразумными».

    В 1930 году в Сан — Диего, штат Калифорния, обществом был построен дом, названный «Бет-Сарим». О нем в книге «Новый мир» [The New World], которую написал Фред Френц, говорилось:

    Стр. 104 НОВЫЙ МИР

    …Господь Иисус сейчас пришел в храм для суда, и он собрал остаток живущих еще на земле членов «тела его» как бы в свой храм, в состояние совершенного единства с собой (Малахия 3:1–3). Поэтому, сейчас каждый день мы можем ожидать возвращения из мертвых верных людей прошлого. Писание дает нам серьезные основание верить, что это произойдет незадолго до того, как разразится Армагеддон.

    Руководствуясь такими ожиданиями в 1930–м году в Сан — Диего, Калифорния, был построен дом, названный «Бет — Сарим», что значит «Дом Князей» который уже получил известность из — за злобной критики религиозных врагов. Сейчас этот дом сохраняется для того, чтобы князья могли там жить после своего возвращения. Самые последние факты показывают, что религиозники этого обреченного мира скрежещут зубами из — за свидетельства нового мира, которое несет этот «Дом Князей». Этим религиозникам и их союзникам возвращение этих верных людей прошлого для суда над людьми не принесет ничего хорошего.[160]

    Как было показано в одной из предыдущих глав, в 1941 году, спустя всего лишь 16 лет после 1925–го года, на конгрессе в Сент — Луисе, штат Миссури, глава организации, президент Рутерфорд снова заверил детей, что очень скоро возвратятся к жизни верные мужчины и женщины библейских времен. Они якобы помогут молодым людям выбрать себе брачных спутников, что делало вступление в брак нежелательным до того времени. Когда в «Сторожевой башне» описывался тот конгресс, выпущенная там книга «Дети» была названа «данным Господом средством для более эффективной работы в оставшиеся до Армагеддона месяцы».

    Что ж, примерно через триста месяцев, в 1966–м году, была выдвинута новая дата: 1975 год.


    Примечания:



    1

    Смотрите «Сторожевую башню» за март 1883, февраль 1884, 15 сентября 1885. Фотокопии оригинальных изданий можно найти в книге «В поисках христианской свободы», с. 72–76 (Commentary Press, Атланта, США, 1999).



    15

    Я сам женился только в 1959 году, когда мне было 36 лет. У нас с женой нет детей, поскольку в течение значительного времени мы постоянно пользовались противозачаточными средствами.



    16

    Смотрите Ежегодник Свидетелей Иеговы 1975 года, сс. 186–188. В книге «Свидетели Иеговы — возвещатели Царства Бога» на с 670 приводится фотография того, как выглядел Виктор Шмидт после того, как мы привезли его домой и сняли окровавленную одежду.



    156

    Исаия 5:20



    157

    1 Иоанна 1:5



    158

    «Сторожевая башня», 15 июня, 1922 года, с. 187



    159

    Среди них был брат моего отца, самый младший из четырех братьев, Элвин Френц.



    160

    Через несколько лет после издания книги (в 1942 году) дом был продан. На конгрессе, проходившем на стадионе Янки а Нью — Йорке в 1950–м году, Фред Френц выступал с речью, в которой официально отказались от предсказанного возвращения перед Армагеддоном «князей». Было сказано, что представители Общества в собраниях уже выполняют функции князей.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх