ТОЛЬКО В БЕЗМОЛВИИ

Вопрос: Существуют ли быстрые и медленные пути достижения?

Ответ: Если человек видит, что бесконечное время есть ум, то он достигнет быстро, но если он намечает цель в своем уме и стремится к ее осуществлению, он достигнет медленно. Мудрый человек знает, что его ум и есть путь, глупый же человек намечает путь за пределами своего ума. Он не знает ни то, где находится путь, ни то, что ум сам по себе есть путь.

Вопрос: Почему человек достигает быстро?

Ответ: Поскольку ум образует путь, то достижение приходит быстро. Глупцы намечают сроки, исходя из своих стандартов, поэтому они вынуждены намечать цель согласно своим заблуждениям.

Вопрос: Какая часть ума образует путь?

Ответ: Ум подобен дереву или камню, из которого человек вырезает изображение. Если он вырежет дракона или тигра и, увидев его, испугается, то он подобен глупцу, рисующему картину ада и затем боящемуся смотреть на нее. Если он не боится ее, тогда его ненужные мысли исчезнут. Часть ума производит зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и осязательные впечатления, а из них вырастают алчность, гнев и неведение со всеми сопутствующими им симпатиями и антипатиями. Таким образом, сеется семя, из которого выростает большое страдание. Если человек понимает, что сущность ума с самого начала пуста и спокойна, он не должен знать никакого конкретного времени или места. Вместо этого он создает образ тигра, льва, дракона, демона, воина или какого-нибудь другого чудовища, распознает их путем сравнения и порождает симпатии, тогда он должен знать, что сущность ума не имеет формы, поэтому эти образы — не что иное, как иллюзии. Когда он поймет этот факт, он освободится в то же самое мгновение.

Вопрос: Что такое естественный, простой ум, и что такое искусственный, усложненный ум?

Ответ: Слова и речи исходят от искусственного, усложнен-ного ума. В материальном и нематериальном мире человек стоит или идет, сидит или лежит, и движется невинно или, можно сказать, в естественном, простом уме. Если человек остается незатронутым наслаждением или страданием, его ум можно назвать естественным, простым умом.


* * *

Ум является проблемой и одновременно решением. Ум как эго является проблемой; ум без какого-либо эго является решением. Ум с маленькой буквы «у» является проблемой; ум с большой буквы «У» является решением. Ум с маленькой буквы «у» является частью личности; ум с большой буквы «У» является универсальным. Это не ваш, не мой ум; он не принадлежит никому или принадлежит каждому. Универсальный ум содержит все сознание.

Можно выразить то же самое иначе, так, как говорят в дзэне: ум — проблема, а не-ум — решение. He-ум — это просто другое название для космического ума, универсального ума. Приставка «не» означает отрицание эго, а не ума, помните это «Не» означает отрицание личного, а не универсального. «Не" просто означает отрицание всех ограничений и помогает вам стать таким бесконечным, каким вы являетесь.

Это наиболее фундаментальная истина о буддах. Их работа состоит в том, чтобы помочь вам растворить личный ум, подобный капле росы, в универсуме, который подобен океану.

Некоторые люди называют этот океанический ум «Богом» Это название прекрасно, но оно породило свои проблемы. Как только вы называете его Богом, возникает идея о поклонении церквях, храмах, ритуалах, и через заднюю дверь пролазит низ-ший ум. Вы становитесь христианином, индуистом или мусульманнном, и вы снова пойманы в те же цепи, может быть, иначе окрашенные, — и вы снова оказываетесь в тюрьме. Снова вы становитесь четко определенным и ограниченным, снова вы теряете контакт с целым.

Личное иллюзорно; это именно личное делает вас идиотом, Универсальное истинно. Пока человек не будет готов умереть в универсальном, он не сможет достичь истины.

Истина — есть смерть, смерть эгоистического ума, хотя она есть также воскресение — воскресение в универсальном. Вы умираете как личность и возрождаетесь как Бог, как Будда, как Христос.

Следовательно, путь представляет собой понимание ума и его функционирование. Эгоистический ум хочет пребывать постоянно занятым. Это один из его способов обманывать вас: он держит вас таким занятым, что у вас совершенно не остается времени взглянуть внутрь. Все занятия экстравертивны. Смот-реть внутрь означает быть незанятым; никакого «внутреннего занятия» как такового не существует. А если вы заняты и внутри себя, тогда вы обманываете самого себя.

Вы можете декламировать мантру внутри себя, но декламирование мантр внутри себя — это просто самообман, потому что и — это не мантра и мантра по-прежнему вне вас. Возможно, она не вне вашего тела, но она вне вашего сознания. Вы можете следить за своим декламированием, вы можете видеть свое декламирование, вы можете наблюдать его. Это означает, что вы вне нее и она вне вас. Никакое занятие не является медитацией.

Поэтому трансцендентальная медитация Махариши Махеш Йоги — ложный феномен; она не является ни трансцендентальной ни медитацией. Это просто смена одного занятия другим, Один человек поет песню из кинофильма, а другой распевает имя Бога; здесь по сути нет никакой разницы — оба они заняты.

Это первое, что следует понять, если вы действительно хотите выйти за пределы ума, так называемого обыденного ума, и достичь универсального. А достижение универсального — это просветление; привязанность к низшему — неведение (невежество).

Первый урок состоит в том, чтобы научиться быть незанятым, хотя бы в течение нескольких секунд; никакого занятия, внутреннего или внешнего, потому что все занятия являются внешними, даже так называемые внутренние. Никакого занятия, и вы немедленно выходите за пределы обыденного ума. Вы выходите за пределы ограничений, вы выходите за пределы границ. Вы внезапно становитесь океаном; капля росы исчезает. В этом океаническом переживании человек освобождается, избавляется.

Обыденный ум всегда жаждет дела; годится любое дело, Дайте ему дело. Имейте какую-нибудь мишень, цель — деньги, власть, престиж; а если вы устали от всего этого, тогда медитация, Бог, рай, истина. Но вы снова замещаете старые цели новыми, старые честолюбивые устремления новыми; ничто радикально не изменилось. Вы останетесь таким же самым, ваш гештальт остается тем же самым, изменяется просто объект. И благодаря изменению объекта вы можете чувствовать себя очень духовным, очень святым.

Ум хитер. Осознайте, что он может существовать только тогда, когда вы в деле, когда вы заняты делом. Когда вы не заняты, он испаряется; он не может существовать без дела. Поэтому люди заняты делом, даже не имея дела.


Студентка лежала вместе со своим дружком и пыталась образумить своего нетерпеливого молодого кавалера: «Итак, тебя зовут Том. Я знаю, что Джордж означает любящий лошадей, Филипп означает возлюбленный, Дон означает вождь. А ты знаешь, что означает Том?»

«Дело, девочка, дело!»

Но это именно то, что означает ум: постоянное дело, день за днем. Проснувшись, вы занимаетесь делом, заснув, вы тоже занимаетесь делом. Возможно, вы видите сны, но эго тоже дело.

Ум не оставляет вам даже на несколько секунд чистое небо, без облаков, когда вы можете увидеть реальность такой, какова она есть. Он поддерживает ваши глаза затуманенными, полными пыли: пыли желания, пыли мыслей, пыли памяти и воображения. И эти многочисленные слои пыли полностью покрыли ваше зеркалоподобное сознание, которое обладает способностью отражать все, что угодно. Он всегда удерживает вас в каком-то другом месте. Он никогда не позволяет вам быть здесь и теперь, поскольку быть здесь и теперь означает быть незанятым. Это второй урок, который необходимо выучить.

Поэтому все будды настаивают на том, чтобы вы выжили в настоящем, существовали от настоящего к настоящему. Ум может оставаться занятым только в прошлом или в будущем. Как он может оставаться занятым в настоящем? Это невозможно, Настоящее просто разрушает эго; настоящее устраняет весь хлам, весь угиль из вашего ума. Оно оставляет вас просто открытым, доступным, уязвимым, восприимчивым; потрясенным, экстатическим, конечно, но не занятым.

Как только вы находитесь здесь и теперь, вас нет. Разрешите мне повторить это: как только вы находитесь здесь и теперь, вас нет; есть Бог, есть буддозддобность Потому что здесь и теперь ваш маленький ум существовать не может; он плавится, он исчезает.

Ум может существовать только при наличии несуществующего. Это редкое явление, противоречивое с поверхностной точки зрения: ум может существовать только при наличии несуществующего, — поскольку сам ум является несуществующим, он питается несуществующим.

Есть две вещи, которые являются самыми несуществующими в мире: одна из них — прошлое, которого уже нет, а вторая — будущее, которого еще нет. Ум держится на этих двух подпорках: «уже нет» и «еще нет». А между ними двумя находится крошечный промежуток, микроскопический промежуток. Он так мал, что пока вы не станете абсолютно бдительным и сознающим, вы непременно будете упускать его.

Быть в настоящем означает не быть. А небытие — это дверь к Богу, дверь к истине, дверь к реальности.

Эти утверждения очень просты, если их понять. Но мы постоянно претендуем на понимание без понимания, потому что понимание рискованно, опасно, подобно смерти И в некотором мысле так оно и есть Правильно понять способ существования ума — значит подготовить свою смерть

Саньяса — это смерть; она всегда была смертью. Поэтому лишь немногие мужественные люди способны вступить на путь — люди, которые так глубоко любят истину, что готовы пожертвовать самими собой. Какой бы ни была цена, они готовы заплатить ее, потому что они сыты по горло ложью жизни.


Гинзбург однажды пришел домой с работы очень рано, в полной уверенности, что его жена имеет любовника. Он как сумасшедший обыскивает весь дом. Разумеется, он находит маленького человечка, съежившегося под грудой одежды в клозете.

«Какого дьявола ты здесь делаешь?» — завопил Гинзбург.

«Ну, должны же мы где-то быть», — ответил бедняга.


Ум должен где-то быть — либо в прошлом, либо в будущем, Если вы уберете из-под него эти две подпорки, он не сможет существовать. Он просто упадет на пол Он немедленно умрет. Он не сможет дышать — даже ни одну секунду.

В этом и состоит медитация встреча с настоящим во всей его потрясающей красоте, просто пребывание в настоящем Внутри ум останавливается. Вовне мир полностью изменяется Это больше не тот обыденный мир, который вы знали раньше. Фактически вы не знали его вообще Ваш ум все искажал, ваш ум тврил фантазии. Ваши глаза были полны фантазий, и вы смотрели сквозь призму этих фантазий. Они никогда не позволяли вам видеть то, что есть Если ум уходит, хотя бы на секунду, внезапно все существование обрушивается на вас.


Норман лежал обнаженным па траве в отдаленной части парка, с изумленным, но удивительно счастливым выражением на лице.

«Что случилось?» — спросил полицейский. «Я занимался своим делом, — промычал мужчина, — как вдруг явилась шайка девушек из женской организации, они набросились на меня и сорвали одежду. А потом…»

«А потом что?»

«А потом небо рухнуло!»


Возможно, с Норманом это и не случилось, но это случается, когда ум абсолютно не занят, когда ум предельно сосредоточен в данном моменте, когда он находится не где-то в другом месте, а здесь и теперь. А быть здесь и теперь, позвольте мне напомнить вам, означает, что ума больше нет. Да, тогда небо рухнет, Внезапно на вас дождем посыпятся белые лотосы. Благодаря этому вся ваша жизнь приобретает совершенно иное качество. Тогда все, чего вы коснетесь, превратится в золото, и все, что вы увидите, будет невероятным, ошеломляющим.

Ум непрерывно подсовывает вам идеи о реальности, но это идеи ума, а ум крайне идиотичен. Верить своему уму — это самая большая глупость в мире, которую вы можете сделать, но поскольку вы хотите верить в свою собственную важность (значительность), вы продолжаете верить своему уму. А ум очень хитер по части убеждения своего клиента Даже если он не убеждает вас, он прекрасно знает ваше слабое место, потому что вы хотите верить, что вы особый, незаурядный, выдающийся очень святой.

Вчера я прочитал одно заявление Иди Амина. Он говорит что он самый красивый человек в мире. Вы только подумайте о лице Иди Амина! Но он говорит: «Журналисты настроены против меня, поэтому они публикуют мои фотографии, на которых я выгляжу как обезьяна».

Человек, который брал у него интервью, спросил: «На каком основании вы утверждаете, что вы самый красивый человек в мире?»

Он сказал: «Так говорит моя мать, так говорит моя жена, и другие мои жены тоже, — потому что у него много жен, — так говорят мои любовницы. Они говорят, что я самый красивых человек в мире, а зачем им лгать?»

Вы только посмотрите на этот аргумент! Каждая мать гово-рит своему ребенку: «Ты самый красивый», то же говорят каждая жена и каждый муж, каждый друг. Но если вы захотите поверить в это… а вы хотите поверить этому! Так что если даже Иди Амин смог поверить, что он самый красивый человек в мире, тогда вы сможете поверить во все, что угодно.

И я согласен с ним, что он не похож на обезьяну. Он похож на гориллу, или даже еще хуже, потому что в том же интервью он говорит, что он пробовал человечину. И он авторитетно заявил, что это самая деликатная вещь, какую он когда-либо пробовал. Деликатность человеческой плоти такова, говорит он что это невозможно выразить; это неописуемое переживание. И этот человек считает себя самым красивым в мире! Но. так думает каждый. Не смейтесь над Иди Амином — такой ум у каждого. Он достаточно глуп для того, чтобы делать такие за явления. Люди не делают таких заявлений, но глубоко внутри они знают…

Одна богатая американская леди посетила индийского гуру, который объявил себя самым величайшим. Его поставили в известность о том, что она собирается пожертвовать очень крупную сумму на его деятельность.

Когда наступило время для гуру появиться на его даршане, приеме, он увидел эту посетительницу в толпе, которая пришла почтить его.

— Я вас слушаю, — сказал он ей сразу же.

— Кто является величайшим человеком в мире? — спросила она.

— Кока-кола, — ответил гуру, ни минуты не колеблясь. После даршана его главный помощник спросил его, почему он дал такой странный ответ.

— Какая тайная мудрость кроется в этом, о Великий Учитель?

— Дело вот в чем, — ответил махатма. — Я, конечно, знал, что величайший человек в мире — это я. Но когда я увидел по надписи на ее тенниске, что она почитает кого-то другого, я сказал самому себе: «Дело прежде всего! В конце концов, он, вероятио, уже умер, поэтому не будет вреда, если я воздам ему почести!»

Каждый знает в глубине самого себя, что он — самый величайший. Не только Иди Амин или Мухамед Али считают себя величайшими; каждый идиот считает так. Это сама суть идиотического ума.

Будды считают себя самыми ординарными людьми — действительно великие считают себя заурядными людьми. Это означает, что они страдают комплексом неполноценности или имеют комплекс превосходства. Действительно великий человек не имеет ни комплекса неполноценности, ни комплекса превосходства, потому что эти два комплекса на самом деле не два разных комплекса, а две стороны одной и той же монеты. Это именно неполноценный человек претендует на превосходство, это неполноценный человек, претендуя на превосходство, сталкивается с многочисленными проблемами, когда оказывается не в состоянии доказать свое превосходство — ему это очень часто не удается, поэтому у него возникает ощущение своей неполноценности. Эти два качества не различны: неполноценность проецирует превосходство. Если вы не можете доказать свое превосходство, вы впадаете в глубокую депрессию и начинаете чувствовать себя неполноценным. Но действительно бдительный человек — ни тот, ни другой. Он просто есть и этого более чем достаточно.

Не слушайтесь ума и не слушайте то, что он говорит вам. Он дает вам неверную информацию; он неизбежно дает вам представления, не являющиеся реальными. Он окружает вас иллюцинацнями. Он не только ночью создает сновидения, но даже днем он поддерживает вас в сновидном состоянии. Закройте в любой момент свои глаза и вы увидите неощутимые сновидения, которые текут в глубине. На поверхности вы продолжаете чем-то заниматься, делаете свое дело, но глубоко внутри ум продолжает создавать свои сновидения. Он постоянно держит вас в бессознательном сонном состоянии.

Учтите эти простые факты, и тогда слова Бодхидхармы станут очень ясными для вас.


Первый вопрос: «Существуют ли быстрые и медленные способы достижения?»


Бодхидхарма уже сказал вопрошавшему, что нет никакого достижения. Все достигаемое уже содержится в вас. Это всего лишь открытие, а не достижение — или нет, даже не открытие, а просто воспоминание, распознавание, потому что вы уже не сете в себе все, чем вы можете быть. А если вы не такой, то это просто означает, что вы пытаетесь быть кем-то другим.

Это и есть то, чему вас научили. Вас научили быть похожими на Христа, на Будду, на Кришну, на Мухамеда. Вот вы и пытались осуществить это — очень религиозно, очень искренне — и все, к чему это привело, так это то, что вы стали псевдо, фальшивым, липовым. Вы не можете быть Христом, вы не можете быть Буддой, вы не можете быть Кришной. Вы не можете имитировать кого-то другого, вы можете только быть самим собой. И этого более чем достаточно — ведь вы являетесь Богом! Вы должны только принять свою реальность такой, какова она есть, не искажая ее, не перекрашивая свое лицо под Будду; это не поможет.

Реальная жизнь — не пьеса. Вам не нужно репетировать ее, упражняться в ней.

Бодхидхарма сказал, что достижения как такового не существует. Ничего не нужно достигать, потому что вы ничего не утрачивали. Вы уже являетесь тем, чем вы хотите быть, чем вы ждете стать. Поэтому это не вопрос достижения, это просто углубление в свое собственное существо: «Кто я?» Этого достаточно.

Но вопрошающий задает вопрос в другом аспекте. Теперь он спрашивает: «Существуют ли быстрые и медленные пути достижения?»

Если нет достижения, то как же могут быть быстрые или медленные пути? Но он упустил эту предельную истину. Видя, что он упустил ее, Бодхидхарма дает ему не такой предельный ответ.

Мастера должны учитывать ваш уровень; они не могут давать вам то, чего вы не можете усвоить. Сначала они всегда пытаются дать вам самую чистую истину, абсолютную истину — истину и ничего кроме истины, но если они видят, что вы неспособны воспринять ее, тогда они должны спуститься немножко ниже, чтобы стать более доступным для вас. Их сострадание таково, что если это потребуется, они спустятся на тот самый уровень, где вы стоите, чтобы иметь возможность говорить с вами, как друзья, чтобы вы смогли понять.

Bы можете понять только то, что дается вам на том же самом плане, на котором вы находитесь. Одного дзэнского Мастера постоянно заставали на похищении разных мелочей — пуговицы, чьей-нибудь уголки, одного башмака, чьей-то чашки… А он был таким уважаемым Мастером, что его ученики говорили: «Зачем ты делаешь такие смешаные вещи? С какой целью вообще ты это делаешь? Мы готовы дать тебе все, в чем ты нуждаешься — тебе не нужно воровать».

Но Мастер только посмеивался и не говорил ни слова. Его вновь и вновь заключали в тюрьму на несколько дней, выпускали, он снова крал и его снова сажали в тюрьму.

Когда он умирал, ученики спросили: «Господин, теперь, пожалуйста, открой нам секрет».

Он ответил: «Секрет очень прост. Я хотел помочь заключенным в тюрьме, а они могли бы понять меня только в том случае, если бы я тоже был заключенным. Никакого другого способа помочь им не было. Я должен был опуститься до их уровня, чтобы помочь им подняться на мой план».

Он, очевидно, был исключительно сострадательным буддой, раз опускался до уровня заключенных, чтобы помочь им. Поскольку они не поймут святого, они не поняли бы и дзэнского Мастера; они могли понять только вора. Они знают воровской жаргон и могут вступить в общение с вором. И дзэнский Мастер действительно многих преобразил. Он продолжал приходить в тюрьму снова и снова, но люди, с которыми он вступал в общение в тюрьме, больше туда никогда не возвращались. Он спас множество людей.

И умирая, он сказал: «Точно так же обстоит дело и с миром. Будда рождается, как и все остальные, из такой же утробы; он точно так же растет, ест и спит, живет точно так же. Поскольку этот мир является большой тюрьмой, он приходит в эту тюрьму, чтобы помочь другим пленникам освободиться. Вы не можете помочь пленникам освободиться, пока не встанете с ними на дружескую ногу. А они будут относиться к вам по-дружески только в том случае, если вы находитесь на их плане, иначе они всегда будут относиться к вам подозрительно. Вы останетесь чужаками, и они не примут вас в свое сердце».

Бодхидхарма сказал предельную истину: достигать ничего не нужно, нет никакой цели, к которой нужно стремиться. Жизнь — это творческая игра, не имеющая никакой цели как таковой. Она никуда не идет, она не движется ни в каком направлении. Она является игрой энергий. Это просто энергия, танцующая без всякой цели, просто ради радости танцевания. Существование — это танец.

Но это осталось непонятым; вопрос пришел снова. Теперь он должен отвечать на более низком плане.

Бодхидхарма говорит: «Если человек видит, что бесконечное время есть ум, то он достигнет быстро, но если он намечает цель в своем уме и стремится к ее осуществлению, он достигает медленно. Мудрый человек знает, что его ум и есть путь, глупый же человек намечает путь за пределами своего ума. Он не знает ни то, где находится путь, ни то, что ум сам по себе есть путь».

Хотя он говорит на языке вопрошающего, он по-прежнему дает намеки, выходящие за его пределы. Это не чистая, загрязненная истина. Есть солнце, но есть также и облака. Если вы достаточно разумны, вы сможете взглянуть на солнце и не станете обращать внимание на облака, но если вы не так разумны, тогда это единственный путь. Вы интересуетесь облаками, поэтому вам нужно дать облака. Может быть, однажды, случайно, через облака вы увидите реальность солнца.

«Если человек видит, что бесконечное время есть ум…»

Это необходимо понять. Так говорит Будда, так говорит Бодхидхарма, так говорю и я: что ум и время — это не две разные вещи. Ваш ум, конечный ум, ум, который мы знаем как эго, есть не что иное, как время. Поэтому когда исчезает ум, открывается вечность, открывается вневременность.

«Если человек видит, что бесконечное время есть ум…»

…что это именно ум создает бесконечное время, что это создание ума, плод ума…

Почему ум создает время? Потому что он не может существовать иначе; для его существования необходимо время. Прошлое — это время, будущее — время; а настоящее — не время, настоящее не создано умом. Настоящее является природой универсального ума, космического ума. Оно не имеет ничего общего с вашим умом. Ваш ум фабрикует будущее, фабрикует прошлое.

Вы будете удивлены, узнав, что все, что вы помните о прошлом — это не факты, а фикция. Каждый человек в старости начинает считать, что его детство было чудесным: «Мое детство… это было время, настоящее время, золотое время». Но спросите любого ребенка, и никто из них не скажет вам: «Это золотое время». Каждый ребенок хочет поскорее вырасти, потому что он видит, что взрослые наслаждаются жизнью, что они обладают властью. Он видит, что им командуют, его подгоняют, подталкивают— заставляют делать то, что он не хочет. Он хочет как можно скорее стать взрослым. Все его молитвы сводятся к тому, чтобы детство поскорее окончилось. Он хочет иметь власть и командовать.

И маленькие дети пытаются всеми возможными способами показать, по крайней мере самим себе, что они взрослые. Если отца нет дома, они усядутся в его кресле, копируя его жесты.;

Они могут закурить его сигарету точно так же, как это делает он. Возможно, они не смогут читать газету — они, может быть, будут держать ее вверх ногами, — но они будут держать газету точно так же, как это делает отец, потому что это — признаки взрослого.

Однажды 20 лет тому назад я вышел на утреннюю прогулку и увидел ребенка, не старше шести—семи лет, с накладными усами — и он шел с таким величием! Увидев меня, он устыдился и убежал в дом. Я пошел вслед за ним. Он закрыл дверь. Я постучал. Дверь открыл его отец; и тут все стало ясно: его отец имел такие же точно усы — настоящие, разумеется.

Я спросил: «Где ваш сын? Я хочу видеть его».

Он вывел сына; тот уже снял усы. Я спросил его: «Где усы и почему ты их носишь?»

Он ответил: «Я изображал своего папу, мне это нравится. Мне приходится выходить очень рано утром, когда никто меня не видит».

Маленькие дети всегда стремятся стать старше. Но впоследствии эти же самые люди будут говорить, что их детство было настоящим золотым веком. Это фикция: они это выдумали, это не настоящее воспоминание.

Поэтому я абсолютно не верю автобиографиям, потому что люди пишут свои автобиографии в возрасте 70–80 лет и сообщают о том, что произошло 70 лет тому назад. Прошло 70 лет, а теперь они пишут об этом. Все эти сообщения являются фальшивыми, фиктивными. Они сочиняют свое детство таким, каким они хотели, чтобы оно было, хотя они делают это очень бессознательно— нельзя сказать, что они сознательно пытаются обмануть других. Они хвалятся своим детством, своими успехами, своими школьными и университетскими годами — и все это они восхваляют. Иногда восхваление может принять форму осуждения; это тоже способ восхваления.

Святой Августин пишет о своем детстве и своей юности с таким осуждением, что вы будете сбиты с толку. Вы подумаете: «По крайней мере он, должно быть, не врет, так как он доказывает, что является величайшим мыслимым грешником». Но это просто стратегическая уловка ума. Сначала он доказывает, что был таким большим грешником, а потом он преобразился. Естественно, когда большой грешник преображается, он становится великим святым. Если вы заурядный грешник и вы преобразились, то ваша святость также оказывается заурядной; она будет пропорциональна вашей греховности.

Махатма Ганди пишет о своем детстве и своей юности очень уничижительно. Он копирует святого Августина — именно это он и делает. Он изображает его в таких темных, мрачных и зловещих тонах, что на этом фоне небольшое количество белой краски засветит и засияет, как серебро. Единственный способ доказать, что вы великий махатма — это доказать, что вы были великим, величайшим грешником. Но эго обладает той особенностью, что даже когда вы говорите о грехе, вы не можете соблюсти умеренность, вы непременно должны быть величайшим грешником. Величайший святой или величайший грешник — никто не хочет быть посредственным. Если вы грешник, просто обыкновенный грешник, то это оскорбит вас.

Люди создают свое прошлое. Я не думаю, что есть хотя бы одна автобиография, которая является действительно правдивой. Такой автобиографии и не может быть, потому что мы толкуем и перетолковываем свое прошлое в свете последующего опыта. Мы так сильно подправляем картину, что она полностью теряет сходство с оригиналом; появляется нечто другое. Мы так часто перерисовывали эти картины в свете новых инсайтов, новых опытов, что они больше не являются подлинными.

Мы создаем прошлое, и мы живем в прошлом; это одно измерение времени. Другим измерением является будущее: мы создаем будущее и мы живем в будущем. Конечно, в случае будущего мы располагаем большей свободой, потому что тут еще ничего нет, все пусто. Мы можем делать с будущим все, что угодно.

Сядьте как-нибудь и подумайте о будущем — и вы станете президентом или премьер-министром. Дайте волю уму — и вы будете удивлены: вскоре вы станете Александром Великим, вы — величайший император в мире. Позже вы будете смеяться, но ум делал и постоянно делает это. Каждый человек воображает свое будущее и творит свое прошлое.

Время имеет два измерения, а не три: прошлое и будущее. Настоящее — не часть времени, это вторжение вечности.

Бодхидхарма говорит: «Если человек видит, что бесконечное время есть ум, то он достигнет быстро…»

Если вы сможете понять, что время есть ум, тогда достижение может произойти очень быстро, может быть немедленным, потому что тогда вы прекращаете создание прошлого и будущего; прошлое и будущее — ложны, воображаемы. Внезапно вы погружены в настоящее, и в нем вы начинаете осознавать истину.

«…но если он намечает цель в своем уме и стремится к ее осуществлению, он достигнет медленно».

Но если вы делаете цель, место назначения, которое следует достигнуть, из буддоподобности, христоподобности, богоподобности, если вы поставили это целью, объектом в вашем уме, тогда это опять новые трюки, новые способы ума создать другое будущее— духовное будущее, святое будущее. Это гораздо более опасно, так как если вы считаете яд святым, священным, то вы наверняка выпьете его искренне, без всякого колебания.

Думать «я завтра должен стать Буддой» более опасно, чем думать: «завтра я должен стать великим императором». Это не так опасно, потому что сама идея о том, чтобы стать Буддой завтра, так прельщает, так завораживает, так гипнотизирует… Но это один и тот же яд — «завтра» является ядом. То, чем именно вы хотите стать завтра, не имеет значения.

Если вы делаете из этого цель в своем уме, говорит Бодхидхарма, и ваш ум начинает работать в направлении будущего для достижения намеченного, тогда рост непременно будет очень медленным; может быть, он потребует целого ряда воплощений. А ум так хитер и так изворотлив, что когда вы пресытитесь одним объектом, он немедленно подсунет вам другую игрушку, более сложную, чем прежняя, более замысловатую, чем раньше, так что вам потребуется больше времени на то, чтобы увидеть, что это снова игрушка. И наилучшие игрушки — это духовные цели.

Поскольку вы по определению не можете ничего сообщить о невыразимом, то некий дервиш стал размышлять о том, каким образом можно продемонстрировать хотя бы часть чудес, которые он испытал.

«Аналогия послужит доказательством», — сказал он самому себе и сосредоточил свои мысли в этом направлении… После длительных проб и ошибок он научился ходить по воде.

После этого он созвал всех местных крестьян во главе с мэром и медленно пошел через озеро.

«Ну, что вы скажете об этом?» — спросил он их после того, как перебрался на другой берег.

Одно мне непонятно, — сказал мэр, — почему ты не научился плавать, как все нормальные люди?»

Но все ваши так называемые духовные, святые люди делают одно и то же на протяжении веков. Они ставят себе какую-нибудь дурацкую цель: хождение по воде, чтение чужих мыслей, сотворение предметов из ничего, и они считают это духовными вещами. Но они не духовные. Это снова то же самое эго, которое пытается что-то доказать, претендует на то, что «я превосхожу других». Так называемые духовные люди голодали и мучили свое тело или занимались йогой и коверкали свое тело всеми возможными способами только для того, чтобы доказать остальным людям, что они особенные.

Я видел человека, который стоял в течение 10 лет, ни разу не присев. Теперь он не может сесть, даже если бы захотел. Его ноги сильно растолстели, а тело похудело: вся кровь и все остальное собралось в его ногах. Он очень болен; его ноги отмерли. Он не может двигаться; его должны переносить другие люди. И он не спит, не сидит; он остается в стоячем положении, Людям приходится поддерживать его ночью, чтобы он не упал.

И всю ночь поют киртаны и бхаджаны, ходят вокруг него, что бы он не уснул. Он в таком ужасном состоянии, что когда я увидел его, я его искренне пожалел. Однако тысячи людей поклоняются ему — просто потому, что он стоял в течение 10 лет. Спрашивается, что это за достижение?

Но этот вид обмана легко привлекает внимание людей, потому что люди тоже чересчур отождествляются со своим телом. Эти вещи производят впечатление сверхъестественного могущества, но им грош цена.


Однажды встретились два псевдоучителя мистического пути, и один сказал другому (после обычного обмена комплиментами): «У меня есть ученик, который постоянно просит о каком-нибудь задании и хочет достичь озарения. Как ты думаешь, что ему можно предложить?»

Другой озаренный ответил: «Это любопытно: у меня тоже был аналогичный случай. Я велел ему выпить кружку керосина».

Они расстались, а спустя несколько месяцев снова встретились.

Первый мистик сказал: «Я испробовал твою идею на своем ученике. Он зажег спичку, чтобы прикурить сигарету, загорелся и сгорел дотла!»

«Верно, — сказал другой, — то же самое случилось и с моим…»


Есть люди, которые дают советы другим, ничего не зная об истинной духовности. Но поскольку они способны часами стоять на голове и вообще коверкать свое тело всевозможными способами, они производят впечатление йогинов и махатм. Поскольку они могут поститься целыми месяцами… кстати, это очень простая практика. Если человек здоров, он может поститься в течение по крайней мере 90 дней без опасности для жизни. Вы накапливаете так много лишних пищевых веществ в своем теле, что можете существовать на этих излишках в течение трех месяцев. Вы будете худеть все больше и больше, но не умрете. Поэтому это не такое большое достижение; вы просто становитесь каннибалом, вы едите самого себя, вот и все. Вы перевариваете свою собственную плоть и кровь.

Фактически, пост следует считать очень насильственной, уродливой практикой. Может быть, изредка, в медицинских целях, можно рекомендовать пост, но только в медицинских целях.

И стояние на голове опасно, разрушительно. Видели ли вы когда-нибудь, чтобы йогин, стоящий часами на голове, обладал разумом. Я знал многих йогинов, но ни у одного в глазах не, светился разум — все они были тупыми, глупыми, очень посредственными. Это вполне закономерно, потому что стояние на голове отрицательно влияет на разум; оно разрушает очень тонкую нервную систему в вашем мозгу. Слишком большой приток крови к мозгу разрушает его. И это держит ваш мозг в чрезмерном напряжении, это не позволяет ему расслабиться.

Вот почему вы нуждаетесь в подушке ночью: потому что благодаря подушке кровь не приливает к голове. Если вы попытаетесь спать без подушки, то вы не сможете уснуть, потому что кровь будет приливать к голове и будет поддерживать ваш мозг в беспокойном, функционирующем состоянии. Подушка помогает; голова располагается немного выше, к ней поступает меньше крови.

Фактически, человек стал человеком только благодаря тому, что он перестал ходить на четырех конечностях и стал ходить прямо. Прямохождение означает, что к вашему мозгу поступает Минимальное количество крови, потому что ей приходится преодолевать силу тяжести. Ни одно животное не является разумным по той простой причине, что к голове поступает слишком много крови и разум невозможен.

Йога — это движение назад; она не помогает вам увеличить разум, гений, осознание. Да, она может дать вам очень сильное тело — это возможно, животные обладают сильным телом, — она может продлить вашу жизнь, однако в конечном счете не имеет значения, долго вы живете или нет. Все, что имеет значение — это интенсивность вашей жизни, а не ее продолжительность; ваша интенсивность — ваше страстное созвучие с жизнью, а не то, как долго вы влачите растительное существование:

Бодхидхарма говорит: «Мудрый человек знает, что его ум и есть путь…»

Не беспокойтесь слишком много о теле; нет совершенно никакой необходимости осваивать так много йогических поз. Да, немного упражнений — это полезно. И наилучшими являются естественньїе упражнения: ходьба, плавание, бег, бег трусцой. Йоговские упражнения сложны и опасны: они могут годиться для одного человека, но быть неподходящими для другого. То, что было правильно для Патанджали, может не быть правильно для вас. Но бег и плавание — это простые упражнения; они подходят каждому. Они несложны, и вам не нужно ни к кому идти, чтобы обучиться им; они очень просты, вы их уже знаете.

Вы будете удивлены, узнав, что плавание является естественным упражнением. Один психолог в Японии попробовал обучать плаванию шестимесячных детей — и они немедленно научились. Шестимесячные дети начинают плавать! Фактически ребенок плавает в утробе своей матери; он живет в жидкой среде в течение девяти месяцев, потому что ребенок начинает свою жизнь в материнской утробе как рыба. С этого пошло человечество: мы все вначале были рыбами, плававшими в океане.

Каждый ребенок повторяет всю историю эволюции, разумеется в сильно ускоренном виде; за девять месяцев он повторяет миллионы лет эволюции. Но каждый раз, когда в материнской утробе появляется ребенок, он начинает с самого начала, как рыба.

Если человек начинал свою эволюцию как рыба, если каждый ребенок начинал свою эволюцию как рыба, тогда плаваниявляется естественным феноменом. Вам просто нужно немножко помочь. Фактически вас не нужно учить плавать; все, что требуется, это немного мужества, нужно, чтобы кто-то следил за вами с берега реки, чтобы вы не волновались и не боялись. Если шестимесячные дети могут научиться плавать… а теперь этот психолог пробует учить трехмесячных детей и заявляет, что рассчитывает на успех. Если шестимесячные дети могут плавать, тогда почему трехмесячные дети не смогут?

Бег естественен, бег трусцой естественен. Немного упражнений — хорошо, но не создавайте вокруг них большую шумиху, потому что реальный путь — не тело, а ум.

«…глупый человек намечает путь за пределами своего ума»

Глупый человек направляет свой ум на что-то отдаленное находящееся за пределами его ума. Мудрый человек не имеет цели, он наблюдает свой ум, следит за своим умом, способами его функционирования, его обманными приемами, его способами создания галлюцинаций, и наблюдая все это, постепенно становится таким бдительным, таким исполненным света, что ум исчезает наподобие тьмы.


Мадам: Мона, что вы умеете делать?

Мона: Не люблю хвастаться, но я могу заниматься любовью, стоя на голове!

Мадам: Тогда вы как раз та, кто мне нужен… там внизу ждет один, йогин!


Вы можете заниматься любовью, стоя на голове, и это может показаться достижением, но это просто бессмысленное занятие. Берегитесь! Ваш ум может очень легко сбить вас с пути.

И по мере того, как вы все больше и больше концентрируетесь на одной цели, ваш ум высвобождает в вас некоторые энергии, которые не являются обычными. Вы становитесь способны совершать вещи, на которые не способен обычный человек; это дает вам больше эго. Да, вы можете приобрести способность читать чужие мысли. Вы можете приобрести способность создавать некоторые иллюзии для людей. Вы сможете очень легко гипнотизировать людей и заставлять их видеть и ощущать вещи, которых в действительности нет…

33 % людей так внушаемы, так легковерны, что вы можете с этими людьми вытворять все, что угодно, и они охотно поверят в это. Таковы 33 %, которые собираются вокруг людей, подобных Сай Баба. Это люди, которые потворствуют так называваемым свершителям чудес, потому что они готовы поверить всему, чему угодно. Они страстно желают верить, они жаждут, они хотят верить, так что с ними можно делать все, что угодно. Они цепляются за любое верование, за все необычное.

Человек, обладающий некоторым разумом, мудрый, бдительный, не попадает в эти ловушки. Его единственное усилие будет состоять в том, чтобы полностью осознавать все приемы ума, грубые и тонкие, потому что это единственный способ освободиться от него. А когда вы освободитесь от своего ума, вы станете доступны для ума Бога, и ум Бога станет доступен вам.


Второй вопрос: «Почему человек достигает быстро?»

Глядя на эти вопросы, я вновь и вновь ощущаю, что Бодхидхарма, должно быть, находился в очень сострадательном настроении. Этот человек нуждается в хорошей трепке! Что с Бодхидхармой? Вот что меня удивляет. Он не известен с этой стороны. Неужели он забыл о своем посохе и его нет при нем? Бодхидхарма очень редко отвечает на такие вопросы. С императором By он вел себя так твердо… со всеми он вел себя твердо.

Может быть, вопрошающий так глуп, что он ощутил к нему глубокое сожаление. Может быть, вопрошающий так глуп, что бить его бесполезно; он не понял бы этого. Поэтому он и продолжает отвечать ему.

«Почему человек достигает быстро?» — спрашивает вопрошающий.

Бодхидхарма отвечает: «Поскольку ум образует путь, то достижение происходит быстро. Глупцы намечают сроки, исходя из своих стандартов, поэтому они вынуждены намечать цель согласно своим заблуждениям».

Вы не можете наметить цель, потому что если вы наметите цель, вы выберете ее в сфере своих заблуждений. Она будет частью ваших снов и поэтому достигнуть ее будет очень трудно; фактически достигнуть ее невозможно — ведь это сновидение, Вы будете продолжать попытки, а она будет отступать, как горизонт; поэтому вы никогда не достигнете ее. Следовательно, вам понадобится бесконечное время, и все же вы будете так же далеки от нее, как и прежде.

Не намечайте цель, потому что все, что вы можете сделать прямо сейчас, является иллюзорным. Все, что вы наметите сделать своим умом, неизбежно окажется ошибочным. Сначала пробудитесь. Тогда события начнут происходить быстро.

Третий вопрос: «Какая часть ума образует путь?» Бодхидхарма отвечает: «Ум подобен дереву или камню, из которого человек вырезает изображение. Если он вырежет дракона или тигра и, увидев его, испугается, то он подобен глупцу, рисующему картину ада и затем боящемуся смотреть на нее».

Это как раз то, что все мы делали и делаем: мы налагаем наши проекции, а затем начинаем реагировать на них.


Дзэнская история гласит: У одного человека умирала жена. А жена полностью держала мужа под каблуком. И он потихоньку радовался, что жена умирает; близился день его освобождения.

Но жена не собиралась покидать его так легко. Уже находясь при последнем издыхании, она сказала: «Смотри! Не радуйся так, потому что я стану духом и буду следить за тобой, чтобы ты не сделал ничего дурного. Не волочись ни за кем, потому что я буду еженощно следить за тобой!»

Жена умерла. Муж сильно боялся, но спустя несколько дней подумал: «Теперь она мертва. Кто знает, стала она духом или нет? Почему бы теперь не позволить себе, что душе угодно? Я всегда точил зубы на таких-то женщин. Я хотел сходить в кабак. Теперь время приспело! Прошло так много дней, а она не появлялась».

В ту ночь кто-то постучал в дверь. Он открыл дверь — за порогом стояла жена! Она сказала: «Итак, ты размечтался и начал строить планы! Берегись! Я недалеко, я всегда здесь, видишь ты меня или нет! Не думай о своей свободе и о прочем, брось эту чепуху!»

И она пересказала ему все, о чем он думал — сходить в кабак, переспать с соседкой — она сказала все. Теперь стало абсолютно ясно, что она действительно знала, и это создавало большие затруднения. Его жизнь стала очень несчастной; он был свободен и вместе с тем не свободен.

С того дня жена стала приходить к нему почти каждую ночь и говорила ему, о чем он думал на работе, что он подумал о машинистке — абсолютно все мысли!

Он устал от всего этого, пошел к дзэнскому мастеру и попросил его: «Помоги мне! Она мучила меня всю мою жизнь, теперь она умерла и убивает меня! Я не имею покоя ума. Я не могу даже спокойно видеть сны! По крайней мере когда она была жива, я свободно видел сны — а теперь она читает даже мои сновидения. Утром она трясет меня и говорит: «У тебя было сексуальное сновидение!»

Дзэнский мастер засмеялся. Он дал ему небольшой мешочек и велел ему не открывать его. «В нем содержится несколько камешков. Возьми его домой, и когда придет твоя жена, спроси ев, сколько камешков в мешочке. Если она сможет дать тебе правильный ответ — сосчитай их немедленно — если она сможет дать тебе правильный ответ, тогда приходи ко мне. Если она не сможет дать тебе правильный ответ, тогда она просто фантазия твоего ума, твоя проекция. Тогда тоже приходи ко мне и расскажи об этом».

Человек пришел домой. Жена уже ждала. Когда он вошел в комнату, жена сидела в его кресле. Она сказала: «Значит, ты ходил к этому треплу, этому дзенскому мастеру? Я хорошо знаю его. Он дал тебе мешочек — в нем камешки — и велел тебе спросить у меня, сколько в нем камешков», Человек сильно испугался, потому что она уже все знала! Однако мастер предупредил его, что она будет знать. Тогда он вспомнил его указания и сказал: «О'кей, ты все знаешь. Теперь назови мне количество камешков».

И жена исчезла! Поскольку он сам не знал количество камешков, он не мог спроецировать это. Кресло было пустым. Он огляделся кругом, жены не было. С того дня жена перестала приходить.

Он пошел к дзэнскому мастеру и сказал ему: «Что за хитрость ты сделал? Какая магия в этом мешочке?»

Мастер ответил: «Здесь нет никакой магии». Он открыл мешочек: в нем было только несколько камешков. Он сказал: "Здесь нет магии, нет ничего. Это очень просто. Ты спроецировал ре; а поскольку ты был проецирующим, то твоя проекция отражала твои сновидения, твои идеи, твои мысли. Так вот, раз ты не знал, сколько было камешков в мешочке, то откуда она могла знать? Она была твоей проекцией! Если бы ты знал… она знала, что ты был у дзэнского мастера, потому что ты это знал. Она сказала, что я сказал тебе, потому что ты это знал, но она не смогла назвать тебе число камешков, и теперь она никогда не вернется. С ней покончено!»


Мы можем создать тысячу и одну галлюцинацию о себе, мы можем наделить их реальностью — и они могут выглядеть такими реальными. Есть много людей, боящихся ада — но ад сотворили мы сами; никакого ада не существует. И есть много людей, жаждущих попасть в рай — но и рай сотворили мы; никакого рая не существует. Мы создаем проекции и стонем под их временем — боимся, жаждем, страшимся. Мы создали наших богов в храмах, в церквях, и мы же им поклоняемся. Мы пoклоняемся своим собственным созданиям! Таков образ действий глупого ума.

Разумный человек прекращает создание, прекращает проецирование и наблюдает за умом с такой ясностью, что ум не может ничего проецировать. Когда проекции исчезают, исчезает и мир. Однажды, когда больше нет ума и ничто не проецируется, все становится прозрачным.

«Ум подобен дереву или камню, из которого человек вырезает изображение. Если он вырежет дракона или тигра и, увидев его, испугается, то он подобен глупцу, рисующему картину ада и затем боящемуся смотреть на нее. Если он не боится ее, тогда его ненужные мысли исчезнут. Часть ума производит зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и осязательные впечатления, а из них вырастают алчность, гнев и неведение со всеми сопутствующими им симпатиями и антипатиями. Таким образом, сеется семя, из которого вырастает большое страдание. Если человек понимает, что сущность ума с самого начала пуста и спокойна, он не должен знать никакого конкретного времени или места. Вместо этого он создает образ тигра, льва, дракона, демона, воина или какого-нибудь другого чудовища, распознает их путем сравнения и порождает симпатии и антипатии. Если он знает, что с самого начала нет такой вещи, тогда он должен знать, что сущность ума не имеет формы, поэтому эти образы — не что иное, как иллюзии. Когда он поймет этот факт, он освободиться в то же самое мгновение».

Освобождение — это освобождение от вашего мизерного ума и его игр. В действительности вы не окованы цепями, вы только верите в это. Вы не заключены в тюрьму, это только ваша идея. Вы думаете, что вы христианин; это только ваша идея — вы можете в любой момент избавиться от этой идеи. Очень много людей здесь уже избавились от своего христианства, индуизма, джайнизма, иудаизма, буддизма. Вот почему священники всех религий настроены против меня. Они боятся, что если люди будут приходить ко мне, то они ускользнут из-под их власти, их господства, уйдут из их паств.

Возможно, это единственное место на всей земле, где никто не беспокоится о том, кто вы — христианин, индуист или мусульманин. Вы просто люди. Вы так легко ускользнули из своих клеток потому, что эти клетки нереальны. Вы должны были сами ^поддерживать их. Вы — и тюрьма, и тюремщик, и заключенный. Вы — все во всем; нет больше никого. Поэтому когда вы принимаете решение выйти из вашей тюрьмы, никто не сможет воспрепятствовать вам; нет никого, кто станет препятствовать вам. Вы поверили, потону вы и оказались в ловушке. Вашей проблемой является ваше верование, никаких других проблем нет. Свободный человек — это человек без верований, человек без предубеждений. А быть свободным — значит быть разумным.

Бодхидхарма говорит: наш ум создает и страх, и алчность. Это два основных инстинкта, дающих начало аду и раю. Вы боитесь потерять что-то, чего вы не имеете, и хотите приобрести что-то, что у вас с самого начала уже имеется. И теперь вы создаете себе ненужные проблемы. Как же вы можете получить то, что вы уже имеете? Это невозможно. И зачем бояться потерять то, чего у вас нет? Люди боятся потерять вещи, которых они вообще не имеют, алчут вещей, которые были уже даны им с самого рождения. Они присущи вашему существу. Увидев это, вы начнете громко смеяться над собой.

Глупцы смеются над другими. Умные люди смеются над самими собой и своим прежним абсурдным, смехотворным поведением.


Четвертый и последний вопрос: «Что такое естественный, просто ум, и что такое искусственный, усложненный ум?»

Бодхидхарма отвечает: «Слова и речи исходят от искусственного, усложненного ума».


Язык — это стихия усложненного ума; молчание (безмолвие) — стихия простого ума. Реальная медитация не словесна, реальная — медитация абсолютно безмолвна. Реальная молитва не словесна, реальная молитва — это абсолютное безмолвие в сердце. Ничто не шевелится, не ощущается глубокое благоговение. Это ощущение, а не размышление.

«Слова и речи исходят от искусственного, усложненного ума».


Однажды усталый Джо зашел вечером в заполненный ресторан в Латинском квартале Парижа.

«ЧИК?» — спросила спешащая официантка. Видя полное недоумение на лице Джо, она объяснила, что она очень занята. Аббревиатура ЧИК. означает «чай или кофе»; что, значит, ему нужно — ЧИ К?

Джо попросил кофе.

Когда официантка проходила мимо, он схватил ее за руку и сказал: «ПИСИ». Видя изумление на ее лице, он объяснил: «Пожалуйста, изобразите сахару иноземцу».

Когда ему подали счет, он пошел к кассе вместе с официанткой. Он взглянул на нее и прошептал: «НОЧЬЮ». Видя ее растерянность, он объяснил: «Наличные окончились, чего юлишь.»

Официантка молча показала ему на выход. Джо сказал: «ХРЕН».

«А это что означает (буквально: а это на что встает?)?» — спросила официантка.

Джо улыбнулся. «Встает на всех, носящих юбки, только не на тебя».


Ум очень изощрен насчет слов. Он может фабриковать их до бесконечности. Таким путем возникли все ваши философии: это нескончаемая фабрикация слов, сложных слов, трудных слов. И чем более бессмысленна философия, тем больше она опирается на громкие и головоломные слова.

Если вам нужен пример, загляните в книги Гегеля. Фраза громоздится на фразу… Вы найдете предложения на полстраницы, на целую страницу, с — таким огромным количеством оговорок и отступлений, что к тому времени, когда вы доходите до конца предложения, вы забываете начало.

Гегель считается одним из самых глубоких мыслителей Европы. Однако это не так. Впечатление глубины создается его словесным жонглированием. Он был жонглером; он играл словами и сочинял такие запутанные предложения, что никто ничего не мог понять. А люди устроены так, что если они не могут ничего понять, они думают, что это нечто глубокое.

В действительности истина очень проста. Она так проста, что ее можно передать даже молчанием. Фактически она может быть передана только молчанием.

«Слова и речи исходят от искусственного, усложненного ума. В материальном и нематериальном мире человек стоит или идет, сидит или лежит, и движется невинно или, можно сказать, в естественном, простом уме».

Быть простым означает быть несловесным, нелингвистическим. Ваш подход к реальности не должен опираться на язык. Но мы так механически привыкли к языку, что как только вы видите розу, ваш ум немедленно говорит: «Что за прекрасный цветок!» Какая в этом необходимость? Поможет ли это вам постигнуть розу? Зачем повторять это в уме? Разве вы не можете просто созерцать красоту розы, впитывать ее, пить ее? Нужен ли здесь язык?

Случилось следующее:


Один человек обычно ходил на утреннюю прогулку вместе с Лао-цзы. Лао-цзы сказал этому человеку: «Запомни одну вещь — не разговаривай; иначе я не разрешу тебе ходить со мной».

Этот человек знал Лао-цзы; он знал, что если Лао-цзы что-то сказал, то юн имел в виду именно то, что сказал; поэтому этот человек, молчал. Много раз он хотел сказать что-нибудь о погоде, о восходе солнца или о прекрасных цветах и птицах, но сдерживал себя.

Однажды к нему пришел гость, который много слышал о Лао-цзы и тоже захотел погулять а его компании. Итак, онії оба пошли на прогулку с Лао-цзы. Гость не знал о поставленном условии, а его хозяин ничего не сказал ему об этом; он полностью забыл сказать ему. В течение нескольких часов они молча шли на холмы. Затем взошло солнце и гость сказал: (Какой чудесный солнечный восход!»

Лао-цзы тут же остановился и сказал своему соседу: «Достаточно! Не ходи больше со мной. Немедленно забери своего гостя — он слишком много разговаривает»,

Всего одна фраза за три часа: «Какое чудесное утро! Какой чудесный восход!» — и Лао-цзы заявляет, что он слишком много разговаривает и что в этом нет никакой необходимости: «У меня есть глаза, я могу видеть красоту, я могу ощущать восход солнца. Зачем он говорит об этом? Неужели он считает меня слепым'? Это оскорбительно для меняі»

И Лао-цзы прав. Какая в этом необходимость? Разве вы не можете просто ощущать тепло восходящего солнца? Неужели вам нужно что-то сказать об этом?

Даже если вы находитесь в одиночестве, вы продолжаете разговаривать с самим собой. Вы не можете остановить эту непрерывную болтовню ума. А ее необходимо остановить, иначе она не позволит вам увидеть вещи такими, каковы они есть.

Быть простым означает быть бессловесным, быть полностью сенситивным без слов. Слова не пригодны для выражения истины; только молчание может содержать истину. Быть безмолвным означает быть простым; быть безмолвным означает быть невинным. Безмолвие — мост от обыденного ума к космическому уму, от ума к не-уму. Научитесь безмолвию и путям безмолвия.

Но мы так загипнотизированы языком и словами, что если вы любите женщину, вы должны повторять ей вновь и вновь: «Я люблю тебя». Неужели вы так подозрительны? Неужели вы боитесь, что если не говорите ей это, то она не поймет? Если ваша любовь не может быть передана без слов, то в ней немного любви. Если вы действительно любите кого-то, вы не сможете произнести слова: «Я люблю тебя». Они будут выглядеть такими неадекватными, такими бесполезными, такими поверхностными! Вы можете сказать «Я люблю тебя» только в том случае, если не любите человека, и будете повторять это снова и снова. Вы будете убеждать словами другого человека, что любите его, а другой человек также будет убеждать вас словами.

Истинная любовь не нуждается в словах; она затопляет обоих любящих. Истинное переживание красоты приводит вас в такое благоговение, что вы не можете сказать ни слова; оно делает вас немым.

Бодхидхарма прав: быть безмолвным значит быть невинным. А быть безмолвным — это естественный путь, спонтанный путь. Тогда вы действуете из своей спонтанности, а не из своего знания.

«Если человек остается незатронутым наслаждением или страданием, его ум можно назвать естественным, простым умом».


Джо вступил в монастырь, в котором очень строго соблюдали обет молчания. Монаху разрешали немного поговорить с аббатом и только один раз в семь лет.

Джо пробыл в монастыре семь лет и пришло его время говорить.

«Ты хочешь что-нибудь сказать?» — спросил аббат.

«Да, — ответил Джо. — Постель слишком жесткая!»

Прошло еще семь лет и брату Джо снова было разрешено говорить.

«Хочешь что-нибудь сказать?» — спросил аббат.

«Пища отвратительная!» — сказал Джо.

Спустя еще семь лет молчания он снова предстал перед аббатом.

«Ну как, хочешь что-нибудь сказать?»

«Да, я ухожу!»

«Прекрасно, — сказал аббат. — Я чертовски рад слышать это. Ты с самого поступления только и делал, что жаловался!»


Действительно, человек, который после семи лет молчания приходит просто для того, чтобы сказать «Постель слишком жесткая» или «Пища отвратительная», "не может быть безмолвным. В течение семи лет он непрерывно думал: «Постель слишком жесткая и пища отвратительная. Придет время и я скажу это!» Должно быть, эта навязчивая мысль преследовала его день и ночь. Иначе после семи лет молчания ему бы нечего было сказать. Он бы поклонился. Он бы даже не сказал: «Благодарю вас», потому что это слишком мало и не стоит того, чтобы это говорить. Но случилось иначе. lib крайней мере Джо сдерживал себя — в течение семи лет!

Я слышал одну историю:


Мулла Насреддин и три его друга решили практиковать молчание. Услышав от меня много всякого о молчании — о том, что молчание это золотой мост, радужный мост к Богу, — они уединились в пещере, чтобы практиковать молчание в течение недели.

Однако спустя один час все они вышли оттуда.

«Что случилось?» — спросил я.

Они сказали: «Дело окончилось неудачно! Мы четверо сидели молча с закрытыми глазами. Спустя 10–12 минут один из нас сказал: «Я беспокоюсь, выключил я свет или нет». А второй сказал: «Ты что, забыл, что мы приняли обет молчания, на семь дней?» И третий сказал: «Дурак! Ты тоже заговорил!» А Насреддин добавил: «А я — хвала Богу! — был единственным, кто еще не заговорил!»








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх