Структурирование человеческого ума

И все же были и тогда люди (пророки, если хотите), которые понимали, что ключ к великим достижениям, о которых они мечтали (свобода от голода, болезней, нападений и т. д.) заключался в структурировании человеческого ума. Ум был величайшим инструментом в их распоряжении, и с его помощью можно было улучшить жизнь. Сравнительное изучение древних традиций, в том числе и сохранившихся до наших дней, вроде бы показывает, что во всех регионах мира использовалась та же самая основная структура ума. Базовая модель вселенной, будь то американская, индийская, китайская, египетская и т. д., была практически везде одна и та же.

Это может свидетельствовать об одном из трех. Во-первых, возможно, существовала универсальная или всемирная культура, влияние которой распространялось во все уголки земного шара тысячи лет назад (как сегодня почти весь мир носит джинсы). Из-за геологических катаклизмов или войн эта цивилизация могла исчезнуть, оставив после себя только свою философию. По другой теории, все различные культуры просто познали универсальные истины. Вероятно, их философии отражают истинное состояние вселенной. Третья теория предполагает, что структура мира, как он воспринимается каждой культурой, является отражением универсальной структуры самого человеческого ума.

Универсальна не только сама философия, ко и методы обучения. Детям (или тем, кто только начинает изучать систему) рассказывают истории, которые позволяют познакомиться с принципами философии, которая будет изучаться позже. Философия есть многоуровневая система, в которой настоящий смысл маскируется. По мере того как ученик проходит через последовательные стадии обучения, ему преподается все более глубокий смысл слов, которые он читает или слышит.

Вот почему бесполезно пытаться интерпретировать древние тексты, не имея понимания глубоких смыслов изучаемой системы. В предыдущей главе мы говорили о даосской сексуальной йоге, которая интерпретирует древние алхимические тексты о смешении киновари и свинца для получения эликсира бессмертия как указывающие на воздержание от оргазма для достижения той же цели. Противоречия всегда окружают истинные смыслы этих древних текстов. Если бы их можно было правильно и точно понять, мы получили бы ключ к пониманию эволюции человеческого ума как интеллектуального инструмента. Это могло бы помочь решению таких сложных проблем современности, как война и бедность.

Моя интерпретация смешения свинца и киновари совершенно иная. «Свинец» относится к мужскому принципу (связанному с семенной жидкостью в даосской алхимии), а «киноварь» — к женскому принципу. Женский принцип — это великая пустота, полная безграничной потенциальной энергии, источник силы творения. Мужской принцип — это актуальная энергия, форма, ум. Достижение оргазма означает соединение этих двух энергий. Использовать силу Инь (женскую) и при этом быть способным создавать форму (Ян), не растворяя эту форму в союзе Инь и Ян, — вот в чем смысл сексуальной алхимии. «Бессмертие», о котором говорится в трактатах, связано с поддержанием формы, будь то форма культуры или любой другой созданной человеком сущности, путем избегания естественного хода роста и упадка, рождения и смерти. Достичь бессмертной культуры, образа жизни, основанного на гармонии, — такую интерпретацию предпочитает автор настоящей работы.

Для этого учения о личном бессмертии существует здравое теоретическое обоснование. Ученики Тайцзи вырабатывают у себя прочную структуру энергии, центр которой находится в Дань-тяне. Этот центральный фокус энергии, паук в центре своей паутины, начинает ощущаться как твердый шар, а энергетическая структура, эманирующая из него, чувствуется как твердая сеть волокон. Она так же вещественна в своем роде, как и физические объекты.

Мы легко можем принять идею, что физические объекты могут существовать огромные периоды времени. Но по даосским учениям, физические объекты суть лишь поверхностное восприятие более фундаментальных энергетических структур. Если физический объект вроде горы существует веками, то это потому, что лежащая в его основе энергетическая структура существовала все это время.

Мы уже узнали, что, работая с нашими собственными энергетическими структурами, мы можем изменять наше физическое самочувствие, возвращая себе молодость, гибкость и жизненную силу и хоть немного увеличивая продолжительность жизни. Наша практика Тайцзи-цюаня, таким образом, дает нам возможность контролировать энергию, которая порождает физическую материю. Если мы можем уплотнить эту энергию так, чтобы она не рассеивалась потоком окружающих энергий, то теоретически возможно (в рамках этой концепции) сохранять тело неопределенно долго.

Другая интерпретация бессмертия заключается в том, что, хотя тело и умирает, энергетическая структура остается и сохраняет все свои качества в новом теле. Все качества, приобретенные в течение одной жизни, передаются следующему телу, в которое вселится энергетическая структура. Таким образом, для тех индивидуумов, которые могут развивать плотную энергетическую структуру, существует экстрахромосомная наследственность.

У тех же, кто этого не может, их энергетическая структура, поддерживавшая их жизнь, растворяется в общем потоке энергии, возможно, привнося свои качества в общую энергетическую структуру вида, но не сохраняя достаточной обособленности, чтобы войти в нового индивидуума в той же самой форме, что в предыдущей жизни.

Хотя эта энергетическая структура и уплотняется в ученике Тайцзи-цюаня, ей нельзя позволить стать жесткой. Прочная структура не обязательно обладает силой. Она должна сохранять чувствительность, мягкое, уступчивое качество, которое позволит ей маневрировать после смерти тела и войти в нового человека. Плотность — это янское качество, и оно символизируется свинцом; чувствительность — качество иньское, символизируется киноварью.

Выживание человеческого рода в целом в принципе подобно выживанию индивидуальной энергетической структуры. Если наше физическое бытие, включая структуры, которые мы построили, обозначить как Ян, а нашу культуру, идеи и институты — как Инь, то мы можем связать выживание нашего вида с даосским учением о бессмертии. Способность нашей культуры, идей и институтов быть текучими и приспосабливаться к новым обстоятельствам так же существенна для нашего выживания, как и поддержание нашего физического благополучия. Научные достижения являются одним из показателей этой текучести. Открытия в областях генной инженерии и компьютерной технологии, например, создают новые отрасли промышленности и новые источники богатства (новаторские идеи, а не природные ресурсы).

Другой способ получения богатства и силы — захватывать страны, слабые в военном отношении, но богатые ресурсами (минеральными или людскими). Этот же, в принципе, подход практикуют те мужчины-даосы, которые вместо того, чтобы развивать качество Инь в себе, пытаются похитить его у женщин посредством метода сексуальной йоги, о котором мы говорили. Так они надеются достичь личного бессмертия.

Мои возражения против даосской йоги, как можно видеть, не основаны на неверии в принципы, лежащие в основе учений о бессмертии, но касаются их применения. Анализируя эти учения и их символизм, я надеялся вызвать у читателя ощущение, что то, как мы живем как индивидуумы, и действия и качества нашего общества в целом — взаимосвязаны.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх