Сравнение западных и восточных учений

Обсуждая западную мистическую систему, мы старались показать, как разные культуры подходят к задаче обучения сходным принципам и умениям. Теперь мы можем яснее видеть уникальность Тайцзи и поместить его в более широкий контекст учений, имеющих дело с развитием человека. Понимая, какие аспекты учения относятся к данной культуре, а какие — универсальны, мы можем брать эти универсальные аспекты, не обременяя себя необходимостью приспосабливаться к чужой культуре. Кроме того, мы можем оценить, насколько творческими являются развивающие техники, ведущие учеников к более высоким состояниям сознания.

Вы могли уже заметить и много сходных черт у западного мистицизма и Тайцзи-цюаня, и много отличий. Если мы ставим перед собой задачу создать мир без угрозы экологического разрушения, войны, подавления человеческого духа, нетерпимости, то, возможно, нам придется создать новую культуру, взяв самое лучшее из культур, уже существующих. А для этого очень полезно провести сравнительное изучение фундаментальных строительных блоков каждой культуры.

Беседуя с продвинутыми учителями западного мистицизма, я часто слышал, что, в своих глубинных учениях, эта система гораздо ближе к Тайцзи-цюаню, чем можно было бы ожидать. Кажущиеся различия существуют только на уровне ученика. Я возражаю на это, что очень мало кто достигает этих продвинутых стадий в любом учении. Для многих людей стадия продвинутого ученика — это максимум, на который они могут рассчитывать. Большинство же не заходит и настолько далеко, оставаясь частью общенародной культуры с разбавленным вариантом глубоких учений, принятым в этой культуре. Как учителя мы должны иметь дело с тем, что действительно значимо для повседневной жизни людей. Вот почему я старался при-вести учения Тайцзи- цюаня, равно как и западного мистицизма, к повседневным терминам.

Сколько людей в нашем западном обществе изучают Каббалу? И все же эта древняя система является сердцем нашей культуры. Учитель Каббалы может возразить, что наша общенародная культура настолько далеко отошла от своего источника, что уже имеет совсем мало общего с Каббалой. Но мне кажется, что, изучая источники каждой культуры, мы можем понять, как развились общенародные варианты этой культуры. Занимаясь этим, мы можем более ясно понять и нашу собственную жизнь, даже и не будучи учениками более глубоких и таинственных учений.

Западный мистицизм — это не единая система, как Тайцзицюань. Он взял понемногу из разных культур: египетской, кельтской, друидской, шумерской, вавилонской, древнееврейской и т. д. Поэтому все учителя и школы — немного разные. Описывая выше западный мистицизм, я старался оставаться в рамках общепринятых понятий, чтобы дать возможно более унифицированную картину того, что в противном случае выглядело бы как нечто совершенно бессистемное. Я приношу свои извинения всем, кто связан с этой системой, за то, что не дал более полного ее описания. Моей целью было не писать книгу о западном мистицизме, но использовать его для контраста, чтобы лучше осветить настоящую тему этой книги — Тайцзицюань. Не забывая об этом, давайте рассмотрим сходства и различия между этими двумя фундаментальными мировыми учениями.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх