Наука

Есть еще одна «культура», о которой я хотел бы поговорить, — наука. Я включаю науку в число культур, поскольку она имеет свои собственные правила, свои точки зрения и оказывает свое воздействие на образ жизни граждан, ориентированного на науку общества. Городской образ жизни во времена научно-технической революции совершенно отличается от образа жизни деревушки, затерянной где-то в джунглях. И отличается не только явным технологическим прогрессом, но и тем, как этот прогресс влияет на культуру.

Научные общества (то есть организации ученых, работающих в определенных отраслях знания) начали расправлять плечи примерно в XVI в. в Европе, становясь независимыми от политической власти церкви. Католическая церковь, вынужденная мириться с растущим влиянием ученых и уважением к ним со стороны общества, могла утешаться тем, что ученые придерживались политики невмешательства в духовные вопросы. Наука предпочитала заниматься только материальным миром и оставляла познание духа церкви. Наука, таким образом, стала методикой описания физических феноменов и открытия причинных связей между этими феноменами.

Церковная власть ограничивала круг тем научных исследований и строго следила за тем, чтобы запрет не нарушался. Хотя многие ученые были членами или даже лидерами мистических орденов, их верования или точки зрения по ряду вопросов тщательно скрывались, чтобы не создавать проблем для научных организаций.

Все эти ограничения создавали специфическую структуру науки. Сегодня, когда наука пользуется таким же уважением, как и организованная религия, и больше не должна склонять голову перед авторитетом церкви, она, казалось бы, должна расширить свои горизонты. Но, как это бывает со всеми движениями и традициями, когда структура уже установлена, ее трудно изменить.

Эта структура основана па фундаментальном отделении наблюдателя от наблюдаемого, ума от физического мира и индивидуума от его окружения. О связи между индивидуумом и окружением, сердце магических учений, говорить строго избегается, за исключением, разве что, экологии, которую я отношу к наукам нового поколения. Квантовая и релятивистская физика — это тоже новые науки, которые прорвали ограничения традиционной науки.

Влияние этих «новых» наук сейчас уже начинает ощущаться на культурном уровне. Интерес к экологии и объединению научных и духовных сфер во многом способствовал росту интереса к Тайцзи, традиции американских индейцев и другим альтернативным путям. Но чувство отдельности и изолированности, происходящее от видения мира как изолированных мертвых объектов, управляемых математическими законами, все еще доминирует в нашей культуре. Идея личного роста, поиска видения и медитации только начинает покидать область смешного в сознании большинства людей.

Многие из нас до сих пор верят, что наука когда-нибудь решит все наши проблемы и что медитация и духовные занятия — это рудименты невежественного и варварского прошлого. Однако возможность уничтожения всей жизни на земле заставила кое-кого призадуматься: может быть, жизнь — это больше, чем математика, прибыль и новые потребительские товары. Наука сама по себе — не больше чем один из способов познания. И в ее методах нет ничего, что ограничивало бы науку ее нынешними горизонтами. Все ограничения такого рода имеют политическое происхождение, и я верю, что со временем они отпадут.

С моей точки зрения, существуют два основных принципа в науке, которые в настоящее время претерпевают некоторые изменения. Один из них — линейно-причинный принцип. Согласно ему, одно событие вызывает другое. Затем второе событие является причиной третьего и так далее, в линейной последовательности. Так и работает вся вселенная. Эта точка зрения, очевидно, отражает наш способ мышления. При логическом мышлении одна мысль, действительно, следует за другой. Тогда мир — воистину, продукт мышления. Это естественный результат западной мистической основы западной культуры.

Другой принцип — это принцип солнечной системы, единственной мощной центральной сущности, окруженной меньшими сущностями, которые притягиваются к ней. Старая модель атома с ее центральным ядром и окружающими ее электронами построена по этому же принципу.

Но давайте рассмотрим еще один принцип, основанный на модели нервной системы. Хотя головной мозг — это самое большое единое скопление нервных синапсов (сигналообмен-ных контактов между нервами), в теле есть еще несколько меньших скоплений, «ганглиев», например солнечное сплетение. Многие из нервных сигналов тела никогда не достигают мозга, но передаются через солнечное сплетение. Нервная система, таким образом, более децентрализована в смысле энергии. Кроме того, нервная система — система интегрированная. Это значит, что всякая активность отдельных нервов постоянно влияет на все нервы. Мускульная, эндокринная и прочие деятельности тела, находясь под влиянием нервной деятельности, и сами, в свою очередь, воздействуют на нервы. Невозможно выделить линейную последовательность действий нервов, которая бы описывала все функционирование нервной системы.

Централизованная модель нашей вселенной является признаком централизации внимания нашей нервной системы из-за сосредоточения на мышлении. А это, в свою очередь, привело ко многим переменам в наших телах и нашей физиологии, что мы уже обсуждали выше. Развитие более децентрализованной уравновешенной экологической модели по типу модели децентрализованной нервной системы окажет благотворное воздействие на индивидуумов, а также на политику.

Линейно-причинный принцип, согласно которому вселенная видится как простая цепочка событий, прослеживается в библейских пророчествах о приходе спасителя и конце света. Конечно, если продолжать жить неэкологически, то последняя перспектива станет реальностью. Совпадение ли это, что западное религиозное мировоззрение с его верой в финальное уничтожение мира в конце концов выработало и способ это осуществить?

Но в нашей власти создать другое будущее, создав другую модель жизни. Экологическое мировоззрение гармонично сочетается с природо-ориентированными культурами, поскольку они скорее цикличны, чем линейны. Время они понимают как бесконечное круговращение, а не движение в одном направлении, заканчивающееся полным забвением. Даже обновление земли, о котором мы несколько раз упоминали, — это не тотальное уничтожение, но циклическое явление сродни ледниковым периодам или землетрясениям.

Изучение культурных моделей может помочь нам понять истоки наших насущных проблем. Как маги, мы можем изменять наш мир, изменяя свое видение мира. Тайцзи предлагает практическое, земное мировоззрение, которому близки экология и современная теоретическая физика. Не удивительно, что за последние несколько лет интерес к этому древнему мировоззрению невероятно вырос, ведь оно особенно настаивает на взаимозависимости всего живого, единстве индивидуума и среды, ума и тела, сознания и бессознательного и обеспечивает надежную основу для выживания жизни на нашей планете.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх