• 1. МЕТОД «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
  • 2. МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ
  • 3. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
  • 4. ТРЕНИНГИ
  • 5. МЕТОД АНАЛОГИЙ
  • МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИДЕЙ

    Идеи – это капиталы, которые приносят проценты лишь0 в руках таланта.

    (Антуан де Ривароль )

    Все возникающие проблемы должны быть решены по возможности с положительным эффектом, однако не всегда существуют готовые решения. В процессе осуществления своей хозяйственной деятельности, руководство организации принимает много решений по всем направлениям, проводит поиск вариантов для ликвидации проблем, а также разрабатывает методики формирования новых идей на базе своей организации для быстрого разрешения подобных вопросов.

    Самыми распространенными методами формирования идей часто называют следующие методы:

    • «мозговой штурм» и его разновидности;

    • индивидуальный, письменный, прямой и массовый виды, а также известны двойной метод, метод с оценкой идеи, обратный метод, метод «корабельного совета», метод «конференции идей»;

    • метод фокальных объектов;

    • морфологический анализ;

    • юнинги.

    В зависимости от конкретной проблемы или задачи, может применяться тот метод, который будет наиболее эффективен, или несколько методов, их перекрестное применение часто дает наиболее высокий конечный результат.

    1. МЕТОД «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

    Процесс генерации подразумевает быстрый сбор различных вариантов ответов (решений) по конкретному поставленному вопросу для дальнейшей экспертной обработки и прогнозирования результативности отобранных вариантов решения.

    «Мозговой штурм» – это метоп, который основан на процессе генерации информации, проводимом группой специалистов.

    Существуют некоторые принципы, сформировавшиеся в процессе использования метода «мозгового штурма».

    1. Цели и ограничения должны быть четко обозначены.

    2. Всем участникам метода должна быть предоставлена максимальная свобода, выражающаяся в:

    • безграничной свободе идей;

    • обязательном высказывании мнения каждого участника.

    3. Формирование состава участников должно быть тщательным, необходимо помнить:

    • об ограничении количества группы;

    • об определении наименований специальностей, необходимых для выполнения поставленной задачи;

    • создании соответствующей психологической атмосферы;

    • об определении уровня квалификации участников;

    • возможности целенаправленного введения в группу инакомыслящего участника.

    4. Нужно заранее определить, как будет протекать «мозговой штурм». Например, сбор всех вариантов на каждом уровне, затем оценка жизнеспособности каждого варианта и выбор лучшего, а затем «расширение» каждого одобренного варианта.

    5. Роль ведущего в группе подразумевает следующее:

    • наличие навыков создания необходимой атмосферы;

    • наличие навыков управления группой.

    В процессе использования метода «мозгового штурма» в различных ситуациях во многих сферах жизнедеятельности, данный метод разделился на девять видов, которые могут быть использованы в соответствии с предъявляемыми требованиями области исследования. Виды «мозгового штурма»:

    Можно сказать, что данный метод имеет несколько особенностей, например, таких, как высокая вероятность возникновения конфликтов, большой объем работы, а также зависимость результатов от профессионализма участников.

    • индивидуальный метод;

    • письменный метод;

    • прямой метод;

    • массовый метод;

    • двойной метод;

    • «мозговой штурм» с оценкой идей;

    • обратный метод;

    • «корабельный совет»;

    • «конференция идей».

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МЕТОД

    При использовании данного метода число участников может быть сведено до минимума, до одного человека. Суть его в том, что в течение десяти минут сотрудник должен зафиксировать на диктофон или на бумагу свою идею, но без оценки.

    Положительный эффект индивидуального метопа заключается и экономии и оперативности получения результата.

    ПИСЬМЕННЫЙ МЕТОД

    Письменный метод чаще всего используется при большой удаленности участников группы. Все возможные варианты решения, идеи фиксируются в письменном виде и передаются ведущему данного мероприятия. Эффективность этого метода в том, что есть возможность привлечь самых высококвалифицированных специалистов из одной или нескольких стран.

    К недостаткам этого метода можно отнести длительность самого процесса.

    ПРЯМОЙ МЕТОД

    Прямой метод характерен тем, что его проведение сведено к минимуму времени и максимуму общения. Другими словами, ведущий может прямо спросить каждого участника, ограничив при этом его время и область изысканий. В группе создается неформальная атмосфера, что должно расположить участников к общению и творчеству.

    МАССОВЫЙ МЕТОД

    Главная характерная черта этого метода заключается в том, что вся глобальная проблема разбивается на составные части и по каждой части проводится «мозговой штурм». Затем проводится сбор руководителей всех групп, принимавших участие в решении проблемы, на котором обсуждаются все выявленные идеи и варианты решения проблемы.

    При возникновении сложных и массовых проблем часто используется «массовый метод» как разновидность «мозгового штурма».

    МЕТОД «КОНФЕРЕНЦИИ ИДЕИ»

    Данная разновидность «мозгового штурма» отличается тем, что на ней разрешена положительная критика. Таким образом, обстановка менее формализована, а значит, общение протекает естественнее.

    МЕТОД «КОРАБЕЛЬНОГО СОВЕТА»

    Метод «корабельного совета» является разновидностью метода «мозговой штурм». Его главное и единственное отличие – это строгая последовательность высказывания своего мнения. К недостаткам метода относят тот факт, что после прохождения своей очереди и уже высказанного мнения участник не имеет права голоса и не может добавить свои новые мысли и идеи. Таким образом, потери при использовании данного метода могут быть очень существенными для организации.

    ОБРАТНЫЙ МЕТОД

    При использовании этого метода – разновидности «мозгового штурма» – весь процесс поиска новой идеи делится на отдельные этапы, которые должны быть выполнены правильно, иначе произойдет срыв всего процесса из-за неверного выполнения одного этапа. Чаще всего данный метод может содержать следующие этапы:

    • Составление перечня всех вероятных недостатков, которые уже существуют, могут появиться, а могут не появиться в будущем.

    • Последующее их ранжирование по уровню сложности или объему возможного ущерба.

    Метод называется обратным, так как он используется не для создания новых идей, а для анализа уже существующих явлений или планов на предмет наличия недостатков.

    МЕТОД «С ОЦЕНКОЙ ИДЕЙ»

    Метод «с оценкой идей» по своей сути является суммой нескольких методов: обратного, двойного и индивидуального. Такое сложение свойств и качеств трех методов позволяет решить сверхсрочные проблемы. Метод «с оценкой идей» может состоять из нескольких этапов, которые зависят от самой поставленной перед участниками задачи:

    • генерации идеи;

    • выяснения участниками всех сторон каждой идеи, сбора комментариев и самостоятельных оценочных балов по каждой идее;

    • отбора лучших вариантов, при этом обязательно указание положительных и отрицательных сторон каждого варианта;

    • обсуждения каждого варианта с использованием «мозгового мини-штурма»;

    • отбора из лучшего списка самых жизнестойких вариантов;

    • проведения презентаций каждого варианта;

    • коллективного ранжирования всех оставшихся вариантов.

    Использование этого метопа возможно только в том случае, когда есть возможность собрать высококвалифицированную команду с опытом, знаниями и навыками по определенным специальностям, другими словами, к участникам предъявляются повышенные требования.

    ДВОЙНОЙ МЕТОД

    Двойной метод как разновидность метода «мозгового штурма» отличается от всех остальных методов тем, что содержит дополнительный этап обязательной критики каждой идеи. В зависимости от поставленной задачи, перечень этапов может быть разным, например таким:

    • «мозговой штурм»;

    • обсуждение каждого выдвинутого варианта;

    • выдвижение новых идей на основании изученных выше двух этапов.

    2. МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ

    Данный метод основан на возможности переноса случайно выбранных объектов на исследуемый объект, находящийся в фокусе переноса.

    Целью метода является совершенствование или развитие конкретного объекта на основании получения большого количества различных вариантов с разными свойствами. Смысл метода определяется по названию, т. е. «фокальный» буквально означает «находящийся в фокусе», в центре внимания. Чаще всего в начале работы разрабатывают и уточняют план действий:

    • деление объекта, который необходимо усовершенствовать;

    • уточнение цели;

    • отбор случайных объектов;

    • описание каждого случайного объекта по характерным свойствам, признакам;

    • перенесение свойств, случайно выбранных объектов на заданный объект, смешение и получение новых свойств и признаков;

    • применение свободных ассоциаций для получения новых свойств на основе смешения различных признаков и свойств в предыдущих этапах;

    • письменная фиксация новых ассоциаций и идей относительно поставленной задачи, объекта;

    • проведение оценки всех полученных вариантов;

    • отбор жизнеспособных вариантов.

    Оригинальным подходом считается поиск и последующее развитие различных сочетаний Г тем свободных ассоциаций, связанных с поставленной задачей.

    К отрицательным сторонам – невозможность применения при решении сложных задач, а также сложность разбора по критериям полученных свойств для готового объекта с его старыми свойствами.

    В результате, при использовании данного метода можно получить новые по своим свойствам и качествам варианты исследуемого объекта. Метод фокальных объектов имеет свои достоинства и недостатки. Так, к положительным качествам относят безграничность поиска новых вариантов, оригинальность идей, а также простоту в применении.

    3. МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

    Сущность метода морфологического анализа состоит в том, что поставленная проблема разделяется участниками процесса на более мелкие этапы, которые в последующем будут проанализированы и оценены отдельно друг от друга. В процессе анализа составляются все возможные варианты сочетаний вероятных свойств и принципов действий, затем для каждого составляется соответствующий проект. Общепринято использование следующего порядка применения данного метода.

    1. Отбор необходимой системы и определение целей.

    2. Построение «морфологического ящика», т. е. оси координат. На данном этапе вероятны затруднения с выбором осей «ящика», в таком случае можно воспользоваться некоторыми шагами:

    • расширить варианты систем осей координат для «ящика»;

    • провести сравнения между найденными вариантами;

    • выявить главные и существенные свойства осей, выбрать те оси, которые отвечают требованиям поставленной задачи.

    3. Составление окончательного варианта осей координат «ящика».

    4. В случае необходимости – введение «универсальных осей», которые могут служить добавочным критерием при проведении оценки вариантов решения проблемы. Например, можно использовать такие оси «ящика», как «энергопитание», «назначение», «соответствие» и т. д.

    5. Составление графического вида готовой таблицы, в которую необходимо занести все выбранные данные по конкретной проблеме.

    6. Отбор только тех сочетаний, которые соответствуют заданным требованиям.

    7. Анализ полученных результатов по всем возможным направлениям и описание каждой вероятной ситуации.

    Существуют некоторые особенности проведения морфологического анализа проблемы. Во-первых, при составлении морфологического ящика необходимо проводить сравнение, как минимум, двух объектов; во-вторых, участники процесса должны чувствовать и четко понимать весь процесс и все предлагаемые составные части «ящика», все грани осей. И, в-третьих, в таблице необходимо ввести понятия «начало», «нуль», отправной точки всего процесса.

    Преимущество данного метода в том, что его может использовать даже один сотрудник при необходимости решить срочную задачу или проблему.

    Проведение морфологического анализа предполагает построение двухмерной таблицы, в которой обе оси координат – это свойства некоторой системы, а клетки в этой таблице – пустые места для записи различных идей.

    4. ТРЕНИНГИ

    Понятие «тренинг» чаще всего используется как термин групповой работы людей. Изначально это понятие зародилось в научной психологии, но с течением времени стало очень распространенным во многих сферах современной жизни, в том числе и в менеджменте.

    Если рассматривать конкретный «морфологический ящик», то можно понять суть действия данного метода. Осями координат выбраны идеи, в данном случае всегда будет срабатывать прямая зависимость количества вариантов решений от числа идей по обеим осям. Если же ввести третью ось координат, то количество вариантов увеличится пропорционально данным третьей оси координат.

    Тренинг – это занятие, на котором человеку даются необходимые навыки, предоставляется возможность их отработать и закрепить.

    В менеджменте тренинги используются как способ повышения уровня знаний сотрудников без отрыва от производства, улучшения психологической атмосферы в коллективе, а также для выявления новых потенциалов в каждом человеке. Кроме того, тренинги могут использоваться с целью ускоренного решения некоторых срочных проблем, вопросов и задач на производстве. Таким образом, область применения тренингов в различных сферах деятельности человека постоянно расширяется и углубляется.

    На данный момент тренинги чаще всего применяются:

    • для приобретения недостающих знаний;

    • для устранения и исправления некоторых недостатков сотрудников;

    • для закрепления полученных навыков;

    • для обретения повышенной устойчивости к негативным влияниям.

    Одним из важных моментов использования тренингов в организациях является возможность обыграть определенную ситуацию, возможные последствия и так далее, наработать определенные рефлексы, способные оказать положительную помощь сотруднику в работе и в жизни.

    Очень распространено на данный момент использование тренингов в качестве обучения сотрудников в группе, т. е. применяется командный метод работы с сотрудниками в организации.

    Положительными факторами использования и применения тренингов в организации служат не только повышение эффективности коллективного труда, но и вклад отдельно взятого человека в общий труд, повышение уровня его профессиональной компетенции, снижение числа конфликтных ситуаций на рабочих местах, выравнивание общей поведенческой линии каждого участника тренингов и улучшение общего психологического климата.

    В качестве вывода можно сказать, что применение тренингов в деятельности человека, организации стало постоянным инструментом управления жизненными процессами при осуществлении хозяйственной деятельности на современном рынке товаров и услуг.

    СУЩНОСТЬ ТРЕНИНГА

    Сущность тренинга включает в себя в числе прочего:

    • повышение квалификации специалистов путем развития их профессиональных навыков;

    • развитие организационно-управленческих связей в организации.

    Со стороны организации следует найти баланс, который уровняет возможности сотрудников и организации и удержит их в лоне организации.

    В целом, тренироваться можно в любой области производства и науки, следовательно, предметом тренинга могут быть любые направления жизнедеятельности. Различное значение в сущность тренинга вкладывают потребители и организации, предоставляющие услуги по бизнес-тренингу. Например, такие организации предлагают:

    • достижение нового уровня с помощью их тренеров;

    • получение новых возможностей личностного роста в организации;

    • улучшение коммуникационного обмена;

    • другие преимущества в зависимости от вашего уровня.

    Следовательно, при выборе тренинга необходимо проявлять максимум внимания. Дело в том, что сотрудники будут рады получить дополнительное обучение за счет организации, а затем могут оценить себя выше и уйти в другую. Это естественный риск, но не нужно из-за него снижать качество обучения. Желательно найти компромисс, условия которого могли бы удовлетворить обе стороны.

    ОСОБЕННОСТИ ТРЕНИНГА

    Тренинги имеют некоторые существенные различия с общеизвестными семинарами, среди которых можно назвать самые главные:

    • активное участие участников тренинга;

    • активное слушание участников тренинга;

    • возможность самореализации и самовыражения участников тренинга.

    Активное участие участников

    Одним из главных отличий тренинга от семинаров является то, что участники тренинга вынуждены принимать очень активное и непосредственное участие в процессе проведения тренинга. Это обеспечивает получение практических навыков на тренингах и практических решений тактических проблем на рынке товаров и услуг.

    Активное слушание участников

    Для того чтобы повысить отдачу от тренинга, участники должны не только слушать тренера, но и обдумывать его слова, реагировать на них. Такой метод называется активным слушанием участников тренинга. Грамотное использование психологического ритма человеческого мозга тренерами-консультантами на тренингах обеспечит необходимую степень эффективности запоминания теоретического и практического материала. Также положительной особенностью активного слушания является возможность управления мыслительными процессами и вниманием всей группы с помощью различных ролевых игр и других методик педагогики.

    Приобретение таких знаний и навыков способствует повышению эффективности работы, сотрудники становятся более самостоятельными, ответственно принимают решения.

    Возможность самореализации участников

    Если в обыденной жизни сотрудники не могут или не имеют возможности донести свои мысли, дела до общества, своих коллег и руководства, то на тренингах такие возможности даются каждому человеку. Очень часто многие люди просто не знают о том, какие способности «дремлют» в их подсознании, и при грамотной помощи консультанта такие способности открываются, что может привести к повышению самооценки сотрудника и пересмотру его жизненных позиций. Кроме того, участие в тренингах дает возможность взаимно обмениваться опытом среди присутствующих на данном мероприятии.

    ПРОБЛЕМЫ ТРЕНИНГА

    Как у каждого мероприятия, так и у любого тренинга есть свои проблемы, которые часто являются препятствием для выполнения своих функций, а также повышения качественного профессионального уровня. Самой распространенной проблемой тренингцентров считается недостаток профессионалов, которые могли бы проводить учебные мероприятия. Также российской организации сложно найти специалиста, владеющего русскими разработками и методиками, а не преподающего традиционные и инновационные методики Запада, так как западные методики не всегда могут способствовать развитию российского бизнеса. Современное положение на российском рынке сложилось так, что при росте популярности бизнес-тренеров, уровень стоимости услуг на их профессиональные услуги снижается.

    Тренинг предоставляет участникам возможность самореализоваться.

    Кроме перечисленных проблем существует еще одна очень странная проблема, которая может просуществовать сравнительно долго: после проведения консультаций клиент может отказаться от рекомендаций И предпочитает действовать по собственному плану.

    Нехватка специалистов

    Одна из главных проблем тренинговых организаций – это явная нехватка кадров: тренеров, консультантов, экспертов. Общеизвестно, что даже самый лучший специалист не может выполнять больше работы, чем позволяют человеческие способности. Очень часто бывает так, что один квалифицированный специалист несет на себе ответственность за все, что только можно: за проведение тренингов, за аналитическую работу по отраслям, за внутренние работы организации по сбору и распространению тренинговой информации и т. д. Для того, чтобы организации могли осуществлять свою деятельность на рынке в полном объеме и на высоком уровне необходимо располагать обязательным ресурсом кадров, от профессиональности которых зависит процесс развития многих хозяйствующих субъектов рынка.

    Засилие западных методик

    Отсутствие современных отечественных методик на российском рынке привело к тому, что популяризовались западные методики проведения тренингов и обучения сотрудников различных организаций без адаптации к российским реалиям рыночной структуры. На создание российских методов требуется время, и на данном этапе участникам рынка – организациям придется использовать западные методики, приспосабливая их к нашим условиям, внося свои изменения, найденные опытным, практическим путем.

    Не способствует стабильности и то, что процесс решения российских проблем К проводится с помощью западных методик, которые не всегда дают желаемый результат.

    Обесценивание услуг консультанта

    На российском рынке товаров и услуг на фоне появления новых видов организаций, предоставляющих услуги по проведению тренингов, снижается уровень спроса на данную (новую!) услугу. Вероятно, это связано с тем, что не еще все субъекты рыночной экономики осознали необходимость использования данных услуг. Организации отказываются предоставлять своим сотрудникам возможность обучения на производстве и оплачивать из своего бюджета, довольствуясь дипломами вузов. Надежда на то, что можно воспользоваться временными бесплатными консультациями иностранных специалистов-консультантов отрицательно влияет на развитие консультативного бизнеса в России.

    Многие рекомендации и выводы по проделанной работе, а также прогнозы на будущие периоды не воспринимаются заказчиком серьезно и не применяются на практике.

    Отказ клиента от рекомендаций консультанта

    Проведение аналитической работы в организации с последующими тренингами для сотрудников не всегда оказываются эффективными. Подобные случаи не редкость на российском рынке товаров и услуг: тратятся значительные финансовые ресурсы, но по определенным причинам (недоверие, самоуверенность или простое непонимание) не используются полученные результаты, которые могли бы в подавляющем большинстве случаев повысить эффективность деятельности организации.

    САМООБУЧЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

    Само понятие «самообучение в организации» подразумевает самостоятельную работу сотрудника по повышению уровня своего образования, опираясь на помощь коллег и руководства. Значение данного метода обучения сотрудников уже известно на практике, оно широко применяется во многих сферах жизнедеятельности, постоянно расширяя свои возможности на всех уровнях управления. В зависимости от вида деятельности организации процесс самообучения сотрудников на базе организации может быть различным, но общие основы всегда одинаковы. Таким образом, процесс самообучения можно представить как несколько последовательных этапов, например:

    • постановка и описание проблемы;

    • проведение активного слушания хозяина проблемы;

    • поиск вариантов решения проблемы методом «мозгового штурма» и использование чужого опыта;

    • процесс принятия решения хозяином проблемы;

    • осуществление положительной обратной связи.

    После того как проблема была названа и определились все ее составляющие, можно перейти к следующему шагу – это поиск необходимых ресурсов.

    Использование техники активного слушания позволяет повышать уровень пропаж в торговле, увеличивать объемы заказов, а также завоевывать новые ниши на рынке товаров и услуг.

    Постановка и описание проблемы

    Процесс постановки проблемы и ее последующее описание являются первым этапом в цепочке решения проблемы. Только после осмысления и обозначения проблемы можно сделать следующий шаг по направлению к результату. Суть постановки проблемы состоит в том, чтобы понять разницу между настоящим, текущим положением дел и желаемым уровнем, который необходимо достичь. Кроме того, необходимо понять и тот факт, что сама по себе проблема не есть некоторая неприятность, которая имеет статус нерешаемости, и в ней не надо никого винить. Ресурсы для решения проблемы желательно искать среди доступных ресурсов в организации, т. е. использовать собственные ресурсы. В случае, когда недостаточно собственных ресурсов, надо искать и использовать сторонние ресурсы, т. е. чужие ресурсы, например чужой опыт при решении подобной проблемы.

    Активное слушание

    Активное слушание заслуживает более внимательного изучения, чем простои интерес, уже только потому, что оно универсально в применении. Эту технику можно использовать в любой сфере жизнедеятельности, в том числе в профессиональной и в обыденной жизни. Техника «активное слушание» чаще всего включает в себя несколько шагов, которые раскрывают весь процесс использования данной техники.

    Существует также ряд обязательных рекомендаций, соблюдение которых увеличивает шансы получения положительного результата. К подобным рекомендациям относят следующие:

    • слушатель не должен много говорить и давать советы;

    • слушатель должен быть терпеливым, не должен торопиться завершить разговор;

    • слушатель не должен выражать агрессию, не должен притворяться в собственных высказываниях.

    Необходимо создавать раскрепощенную атмосферу для общения. Вторым шагом можно использовать стадию встречных вопросов по обсуждаемой теме. Однако необходимо помнить о том, что некоторые вопросы могут остановить разговор и решение проблемы не будет найдено, поэтому не нужно использовать критику, спорить.

    Достоинства техники «активное слушание» немногочисленны, но неоспоримы: экономия рабочего и личного времени обеих сторон, отсутствие передачи проблемы в другие руки, получение навыков самостоятельного поиска решения проблем, а также укрепление дисциплины.

    На фоне раскрепощенной обстановки сотрудник быстрее изложит суть своей проблемы.

    Желательно использовать все возможные вербальные и невербальные методы общения для того, чтобы сотрудник четко понял искреннюю заинтересованность в его проблеме.

    «Мозговой штурм» и чужой опыт

    Следующим этапом в общей последовательности должен быть поиск вариантов решения с использованием методов «мозгового штурма». Все участники группы должны высказать все возможные и невозможные идеи по обозначенной теме в определенный срок. В качестве дополнительной помощи при поиске решений используется опыт присутствующих участников группы, так как существует большая вероятность того, что кто-то из участников уже имеет определенный опыт решения проблем в аналогичной сфере или владеет некоторой информацией по данной теме. Положительными эффектами являются экономичность, расширенные возможности поиска решения проблемы, а также извлечение дополнительных результатов из работы группы, например получение новой информации, нового сотрудничества, обогащение чужим опытом.

    Процесс принятия решения

    На основании набранного материала относительно конкретной проблемы, можно провести отбор самых жизнеспособных и интересных вариантов решения поставленной задачи, проблемы. Часто таких вариантов несколько, и между ними может быть определенная конкуренция, т. е. выбранные варианты должны быть подвергнуты дополнительной обработке и анализу. Чаще всего используется повторение предыдущего этапа – проведение «мозгового штурма» и использование чужого опыта присутствующих участников группы. При повторном анализе выбирается основной вариант решения, а в «запасе» необходимо оставить те варианты, которые набрали очень высокие баллы в процессе оценки всех предложенных на рассмотрение вариантов решений.

    В результате, за небольшое время появляется не общий вариант решения проблемы, а несколько рабочих и несколько запасных вариантов.

    Заключительный этап называется обратной связью, тан паи по законам психологии любой результат необходимо закреплять только положительными эмоциями.

    Положительная обратная связь

    После того как выскажутся все участники группы самообучения модератор (ведущий) должен закрепить эффект положительными высказываниями участников в адрес выступавшего хозяина проблемы.

    Существует несколько оснований для образования положительной обратной связи всех участников:

    • повышение уверенности в своих профессиональных возможностях;

    • укрепление внутреннего человеческого самосознания;

    • повышение уровня мотивации, поиску новых ориентиров в процессе работы.

    ОБУЧЕНИЕ С ТРЕНЕРОМ

    Главное преимущество этого метода в том, что в групповом общении раскрываются скрытые возможности всех участников, одни знания дополняются другими, происходит обмен практическим и теоретическим, а также жизненным опытом. Тренер выполняет несколько функций: ведет мероприятие, контролирует поведение всех участников тренинга, а также является лектором и т. д. Такой метод распространен в организациях, в которых постоянно требуется обучение сотрудников новым навыкам. Это актуально при большой текучести кадров, в связи с расширением структуры или изменением направлений деятельности, по другим причинам.

    «Обучение с тренером» обычно подразумевает общение в группе.

    5. МЕТОД АНАЛОГИЙ

    Основой метода аналогий является принцип заимствования подобных идей из совершенно других областей и сфер жизни и науки. Для того чтобы использовать на практике метод аналогий, необходимо провести следующие действия:

    • выделить основную причину затруднений; максимально приблизить ее к форме понимания специалистами других областей науки и производства;

    • определить цели и ограничения;

    • найти и определить родственные области науки и производства;

    • организовать группу специалистов;

    • организовать проведение процесса «мозгового штурма»;

    • отобрать варианты решения из общей массы предложенных.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх