• 1. ПОСТАНОВКА СИСТЕМ КАЧЕСТВА
  • 2. ВНЕСЕНИЕ КОРРЕКТИВОВ
  • 3. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
  • КОНТРОЛЬ НАД РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА

    Плох тот план, который нельзя изменить.

    (Публий Сир )

    Контроль над реализацией проекта включает в себя и постоянный мониторинг, и корректировку этапов проекта. Также, кроме контроля над качеством, владение приемами мониторинга и корректировки поможет наладить систему профилактики и разрешения проблем. Контроль над реализацией подразумевает и владение методами бюджетирования. От выбора оптимального типа бюджета зависят грамотное распределение материальных ресурсов и увеличение прибыльности проекта.

    ...

    Даже самое грамотное планирование не может полностью гарантировать ожидаемый результат. Изменение внешних и внутренних обстоятельств, проблемы с ресурсами, динамика финансовой политики страны и рыночных отношений провоцируют ведение постоянного контроля над развитием проекта, применение современных систем качества, корректировку этапов проекта, а временами – и самой цели, поставленной перед организацией.

    Кроме этого, для успешной работы над проектом необходимо установить критерии, по которым определяется качество производимой продукции или предоставляемых услуг. С этой проблемой поможет справиться выбор одной из систем управления качеством (TQM или ISO/BS).

    Владение современными техниками контроля над реализацией проекта необходимо для избежания ошибок, которые могут привести к отрицательному результату. Умение использовать эти техники поможет наладить надежную систему управления качеством, научит вносить коррективы по результатам мониторинга, использовать оптимальную и наиболее удобную систему бюджетирования.

    Контроль над реализацией проекта включает:

    • постановку систем качества;

    • внесение коррективов;

    • бюджетирование проекта ,..

    1. ПОСТАНОВКА СИСТЕМ КАЧЕСТВА

    Создание качественного товара или предоставление качественной услуги – процесс управляемый, поэтому менеджеры всех уровней должны использовать его в работе и заботиться о том, чтобы постановка систем качества стала частью культуры компании.

    ...

    Качество – сильнейший аргумент в конкурентной борьбе.

    ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ

    Тотальное управление качеством (TQM) и системы управления качеством (ISO/BS) имеют различие в целях, организации работы персонала, принципах действия. Эффективность работы TQM основана на сочетании гибкости организационной структуры команды проекта и вовлечения всего персонала в процесс постоянного совершенствования качества. Структура ISO/BS работает за счет высокой стабильности и четкого следования утвержденным стандартам. Руководитель проекта должен сам решить, какой из этих подходов более уместен для работы.


    ...

    Помните

    Потребитель быстро теряет интерес к стабильно качественному товару, поэтому его необходимо стимулировать к повторному приобретению с помощью повышения качества продукта и придания ему новых характеристик.

    Цели

    Главная цель команды, выбравшей тотальное управление качеством (TQM), – установление процесса постоянного совершенствования качества продукта или услуги.

    Главная цель команды проекта, избравшей систему управления качеством (ISO/BS), – соответствие стандарту качества и получение сертификата, подтверждающего это соответствие. Покупатель, приобретающий товар или пользующийся услугой, имеющей сертификат ISO/BS, получает уверенность в заявленном уровне качества.

    Принципы действия

    Эффективность тотального управления качеством достигается с помощью постоянного изучения нужд потребителя. Одной из целей команды проекта является грамотно построенный канал связи с клиентом. Он позволяет своевременно узнавать о новых требованиях, предъявляемых к товару, и спланировать работу организации таким образом, чтобы удовлетворить эти потребности.

    Систему управления качеством оценивают и утверждают эксперты. Сначала они занимаются документацией, описывающей системы достижения качества, потом проверяют соответствие задокументированного и реального состояния дел, после чего выдают сертификат соответствия или несоответствия уровня качества установленному стандарту.

    ...

    Слово «тотальное» означает, что все сотрудники, привлеченные к работе над проектом, должны быть заинтересованы в качественном выполнении работы.

    Люди

    TQM подразумевает вовлечение в процесс управления качеством менеджеров всех уровней. TQM призвано изменить отношение людей к работе таким образом, чтобы каждый член команды ставил своей целью создать продукт, который превзошел бы ожидания потребителя.

    ISO/BS требует от персонала четкого следования рабочим процедурам, не предусматривает проявления инициативы по поводу улучшения качества продукции и услуг от работников (особенно низших звеньев). От команды проекта требуется лишь беспрекословное соблюдение критериев качества, предусмотренное уровнем принятого стандарта.

    ...

    Конечные результаты работы команды обязательно должны быть проверены на качество.

    ПЯТЬ ЭЛЕМЕНТОВ КАЧЕСТВА (ПО БЭНКУ)

    Труд определения элементов измерения качества взял на себя Бэнк, выделив 5 критериев, которым должен соответствовать качественный продукт или услуга. К ним относятся:

    • спецификация;

    • соответствие;

    • надежность;

    • стоимость;

    • поставка.

    Спецификация

    Спецификация подразумевает подробное описание качества, размера, количества и прочих характеристик товара или услуги, которые ожидает получить потребитель. Обычно описание характеристик оформляется документально и прилагается к договору, однако часто достаточно бывает словесного описания желаемых критериев качества товара.

    В спецификацию товара входят технические данные, особенности, комплект поставки, цена, количество, цвет. Спецификация услуги может включать вид работ, цену за услугу, сроки выполнения работ, особенности, поставку и т. д. Спецификация проекта (например, ремонт и переоборудование помещения) может быть разбита на множество спецификаций: на дизайнерские услуги, стройматериалы, проведение технологических и ремонтных работ, элементы дизайна, обстановки, оснащения и т. д.

    Соответствие

    Уже воспользовавшись товаром или услугой, потребитель решает, соответствует ли его ожиданиям действительность. Он оценивает приобретение по важным для себя критериям. Ими могут являться не зафиксированная документально совокупность характеристик, необходимых для удовлетворения нужд покупателя, либо соответствие требованиям, предусмотренным нормативными документами.

    ...

    Спецификация может оформляться в форме таблицы, простого перечисления характеристик товара, перечисления разбитого по типам характеристик.

    ...

    Цель команды проекта состоит не только в изготовлении и удачной продаже продукта своей деятельности, но и в стремлении к полному соответствию этого продукта ожиданиям клиента.

    Если характеристики товара или услуги не оправдывают ожидания, значит, этот продукт не соответствует второму элементу качества.

    Надежность

    Надежность товара или услуги – способность сохранять эксплуатационные качества в течение определенного срока. Для потребителя важно, продолжает ли приобретаемый товар соответствовать его требованиям в течение длительного времени.

    Надежность включает в себя безотказность и долговременность действия, ремонтопригодность. Если раньше она определялась лишь как низкая или высокая, то в наше время научились измерять надежность некоторых изделий или услуг с помощью обработки статистических данных, натурных испытаний, расчетов, математического моделирования. Если продукты деятельности команды проекта имеют репутацию надежных, значит, они соответствуют третьему элементу качества.

    Стоимость

    Вопрос о стоимости товара или услуги определяется не только соотношением между уровнями затрат и прибылей, но и политикой руководителей проекта. Стоимость является немаловажным для потребителя элементом характеристики товара. Вопрос о цене приобретения одним из первых возникает у покупателя и зачастую является определяющим при выборе одного товара или услуги из ряда аналогичных. При этом не всегда решающее значение играет более низкая цена, часто именно высокая стоимость является гарантом качества и надежности изделия или услуги.

    ...

    Стоимость – это выраженный в денежной форме и воплощенный в товаре или услуге общественный труд производителей.

    Поставка

    Немаловажным для потребителя является и вопрос поставки, т. е. установление определенных сроков получения товара или услуги. Между фактами перехода продукта из собственности производителя или поставщика в собственность потребителя существует промежуток времени, в который и осуществляется поставка. Кроме установления определенных сроков, между покупателем и продавцом может быть решена проблема оплаты за услугу поставки. Вопрос срочности получения товара или услуги часто является решающим при выборе и считается немаловажным элементом измерения качества.

    ...

    Помните

    В условиях работы команды проекта вопрос поставки может являться двусторонним: команда может быть как клиентом поставки, так и поставщиком.

    ...

    Тотальное управление качеством – система ценностей и взглядов, при которой каждый член команды направляет свои усилия на достижение наивысшего качества товаров и услуг.

    ТОТАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ (TQM)

    Подход TQM несет в себе идеи, способствующие воспитанию эффективных менеджеров внутри команды, образованию прочной связи «потребитель – поставщик».

    Руководитель проекта, пользуясь преимуществами метода, должен знать и о негативных аспектах TQM.

    Основные положения

    Если стремление к тотальному управлению качеством стабильно, запросы потребителя постоянно повышаются, а прогресс не стоит на месте, то в процессе повышения качества невозможно поставить точку, этот процесс бесконечен. Команда, избравшая данную систему управления качеством, владеет источником преимущества в конкурентной борьбе, так как критерии качества диктует потребитель, а он быстро теряет интерес к статичному товару, тем самым провоцируя постоянное усовершенствование качества товара или услуги.

    Достоинства

    Тотальное управление качеством имеет несомненные достоинства:

    • так как текущий уровень качества никогда не является достаточным, TQM способствует постоянному повышению стандартов качества, что рождает явное преимущество в конкурентной борьбе;

    • так как все члены команды вовлечены в процесс усовершенствования товара или услуги и зачастую сами являются потребителями, до руководства доходит большой объем ценных предложений и «тревожных звонков», т. е. TQM способствует созданию высокого уровня информированности;

    • так как критерием измерения качества являются согласованные требования потребителя, TQM способствует функционированию цепочки «потребитель – поставщик»;

    • слоганом команды, практикующий TQM, можно считать фразу «вызвать у потребителя восхищение», так как довольные покупатели, как правило, не просто становятся постоянными клиентами, но и привлекают дополнительные звенья цепочки потребителей.

    Недостатки

    Тотальное управление качеством имеет и недостатки:

    • так как успех действия TQM основан на отношении людей к работе, а не на четких системах контроля, то вероятна возможность возникновения безответственного отношения к работе сотрудников средних и низших звеньев;

    • так как последователи TQM действуют по принципу «удовлетворить запросы потребителя», они могут упустить важные направления развития рынка, невидимые для покупателя;

    • «битва за потребителя», свойственная коллективам, использующим подход TQM, способна не только успешно завершить работу над проектом, который осуществляет сильная команда, но и провалить деятельность группы менее конкурентоспособной, что усиливает негативные отношения в организации.

    СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ISO/BS

    В основе системы управления качеством (ISO/BS) лежит стандартизация производства и международная сертификация. ISO/BS включает описание процессов и систем, использующихся в работе над проектом, внедрение системы, исключающей отклонения от производства однородного по параметрам товара. Пользуясь преимуществами системы, необходимо знать и о негативных аспектах систем ISO/BS.

    Основные положения

    Для соответствия заданному уровню качества и постоянного повышения этого уровня необходимо наличие конкретных стандартов. Они должны быть документально оформлены и соответствовать определенным требованиям потребителя. Стандарт ISO/BS включает в себя критерии определения качества, диктуемого потребителем, описывает процедуры его обеспечения.

    Достоинства

    Применение командой проекта стандарта ISO/BS несет в себе несомненные достоинства:

    – определяясь с выбором товара или услуги, потребитель ориентируется на совокупность характеристик и достоинств, обещанных ему производителем, использование стандарта позволяет не применять к товару или услуге собственные системы проверки качества;

    • команда, использующая ISO/BS, имеет официальное подтверждение определенного уровня качества и тем самым утверждает свое положение и конкурентоспособность;

    • использование ISO/BS, экономит время и средства, так как стандарт обеспечивает качество производства на всех стадиях, процедуры и операции не требуют частой реорганизации и доработки.

    ...

    Как правило, использование системы ISO/BS гарантирует определенный, не всегда высокий, но вполне приемлемый уровень качества. Создание же культуры постоянного повышения качества совершенствует систему и сводит к минимуму ее недостатки.

    Недостатки

    Системы управления качеством имеют свои недостатки:

    • сертификат качества выдается как при высоком уровне качества, так и при минимально допустимом, т. е. применение системы ISO/BS не всегда стимулирует повышение его уровня;

    • так как затраты на получение стандарта ISO/BS довольно высоки, поддержание системы требует времени, эта система неудобна для малого бизнеса;

    • в силу высоких требований к документированию процедур системе грозит бюрократизация, которая в свою очередь лишает управление проектом гибкости и провоцирует опасность перерождения стандарта из средства управления качеством в предмет формального соблюдения процедур.

    СПЕЦИФИКАЦИЯ ПРОЕКТА

    При реализации проекта необходимо выполнить ряд работ. При этом потребуются определенные материалы, документация, оборудование. Все это прописывается в специальном документе – спецификации проекта.

    Составление спецификации преследует две основные цели:

    1) информативную.

    2) контрольную.

    В спецификации четко указано, какие именно материалы, оборудование и документы должны использоваться.

    На завершающей стадии проекта спецификация позволит контролировать правильность его выполнения.

    ...

    Правильное составление спецификации позволит исполнителям в дальнейшем не совершать ошибок.



    Спецификация оборудования

    Сюда записываются необходимые оборудование, материалы, документы. Здесь не пишется то, что необходимо для выполнения отдельных работ. Например, в спецификации проекта «Организация выставки продукции фирмы» помещение с необходимой площадью в первый столбик будет включено, а фотографии для стенда – не будут. Они являются необходимым материалом для выполнения работы «Создание выставочных стендов» и будут указаны в спецификации именно к данной работе.



    Спецификация работ

    Сюда записываются все работы, мероприятия, которые необходимо провести в ходе реализации проекта. Спецификация каждой из работ затем выносится в отдельную таблицу, где рассматривается более подробно.



    В таблицу можно включать и другие столбцы (например, можно указывать ответственного за выполнение, срок окончания и прочие необходимые данные).

    Важные моменты

    Сюда записывается все, что не может быть отнесено ни к оборудованию, ни к работам, но тем не менее представляется важным для реализации проекта. Можно упомянуть о том, чего нельзя допустить при выполнении проекта. Например, при реализации проекта под названием «Создание отдела маркетинга» нельзя задействовать площадь и ресурсы других отделов. Это – важный момент.

    ...

    Помните

    Руководитель может заранее подготовить варианты решения возможных неблагоприятных ситуаций.

    2. ВНЕСЕНИЕ КОРРЕКТИВОВ

    Реализация проекта точно по плану возможна лишь в теории. В реальной жизни перед командой возникают непредвиденные обстоятельства, приводящие к осложнениям и нарушению течения процесса. Поэтому менеджер должен уметь постоянно работать над планом: сверять показатели, применять коррекцию, пересматривать цели.

    ИТЕРАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ПЛАНИРОВАНИЯ

    При планировании используются круговые итерационные модели, в которых по завершении одной итерации производятся мониторинг и по обстоятельствам либо пересмотр плана, либо продолжение работы над следующим этапом.

    Итерационный характер планирования включает в себя постоянное согласование и внесение коррективов на разных уровнях, определяется как последовательное приближение к осуществлению проекта.

    Мониторинг

    Перед началом выполнения работы устанавливаются определенные цифровые или другие индикаторы, позволяющие контролировать процесс. С помощью этих индикаторов на протяжении всей работы проводится диагностика соответствия реальных результатов плановым показателям. По результатам диагностики, если это требуется, проводится корректировка задач и рабочих заданий. Если отклонения от плана незначительны, работа идет прежним курсом. Если мониторинг выявляет наличие серьезных проблем, допускается пересмотр плана.

    ...

    Необязательно ждать завершения работы нас этапом проекта, чтобы проверить степень и качество его выполнения.



    Альтернативы решений

    По результатам мониторинга принимается 3 варианта решений:

    • план остается без изменений;

    • в него вносятся коррективы;

    • происходит пересмотр плана или целей.

    Первый вариант используется в том случае, если отклонения от первоначального плана столь незначительны, что могут разрешиться в рабочем порядке и не потребуют привлечения дополнительных ресурсов.

    Ко второму варианту прибегают тогда, когда происходят серьезные отклонения от плана, нормы не выполняются, сроки не соблюдаются.

    Третий вариант приводят в действие в том случае, если причинами отклонения от нормы являются неверно поставленная цель и неправильно составленный план.

    После стабилизации обстановки проводят следующую итерацию.



    ОПИСАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ СЦЕНАРИЕВ И ДЕЙСТВИЙ

    Планируя этапы реализации проекта, опытные менеджеры обязательно продумывают риски. На каждый из рисков расписывается сценарий противодействия, к которому и прибегают в случае возникновения неблагоприятных обстоятельств. Особое внимание уделяется пакету информации, точному определению сроков, подбору команды.

    ...

    Многие проблемы увидеть заранее совсем несложно, особенно если их причинами являются нехватка ресурсов времени, проблемы с сотрудниками.



    Команда

    Эффективность преодоления непредвиденной проблемы во многом зависит от подбора команды и грамотной организации ее функционирования. Необходимо привлекать персонал к процессу просчитывания рисков, составлению планов по ликвидации негативных обстоятельств. Это важно для быстрого реагирования всех уровней персонала в случае возникновения осложнения. Для развития навыков оперативного реагирования персонала можно сымитировать проблемную ситуацию и решить ее в рамках тренинга.

    ...

    Для правильного взаимодействия и координации важно организовать процесс постоянной информированности каждого сотрудника с помощью стендовой информации, совещаний, пятиминуток.

    Информация о ресурсах

    Возникновение неблагоприятной ситуации могут провоцировать как изменения ситуации на рынке и в финансовой политике страны, так и нехватка человеческих, технических, финансовых ресурсов. С проблемой поможет справиться информационная карта, в которой указываются пути нахождения дополнительных ресурсов. Руководитель должен не только постоянно иметь под рукой информацию о пополнении ресурсов, но и постоянно обновлять ее, корректировать, поддерживать связь с поставщиками, деловыми партнерами, консультантами. Важно включать в процесс подготовки информации персонал: он должен заранее знать о планируемом задании для того, чтобы подготовить и предоставить в распоряжение руководства свой информационный пакет.

    Сроки

    Важно точно определить сроки начала и завершения работ. При выполнении проекта трудно избежать возникновения неблагоприятного стечения обстоятельств, мешающего выполнению задач точно в срок. Опытный менеджер при составлении плана учитывает возможность появления этих обстоятельств и резервирует дополнительный запас времени на каждый из этапов проекта. Кроме того, определяются и усиливаются те пункты плана, несоблюдение сроков выполнения которых может наиболее негативно повлиять на реализацию проекта. Усилить их можно с помощью как привлечения дополнительных ресурсов, так и резервирования запаса времени.

    ...

    При реализации проекта не менее важно уделить внимание согласованию сроков выполнения отдельных этапов проекта между собой.

    3. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

    Бюджет – это документ, соединяющий в себе планирование и финансовый аспект.

    В бюджете фиксируются данные об ожидаемых доходах и расходах организации на определенный отрезок времени. Этот документ позволяет контролировать оборот материальных средств, организовывает процесс их рационального использования, учитывает риски и экономические кризисы.

    ВИДЫ БЮДЖЕТОВ

    Существует 5 видов бюджета. Одни позволяют учитывать изменение внешних факторов, оказывающих влияние на бюджет, другие являются более статичными.

    Для выбора наиболее оптимального метода необходимо ознакомиться со всеми и остановиться на том, который больше подходит данной организации.

    Жесткий

    При использовании жесткого бюджетирования исходные данные не изменяются ни при каких обстоятельствах. Каким бы образом ни развивались события, какие бы реальные затраты ни несла организация, плановые показатели остаются неизменными. Данная система чревата осложнениями, связанными с возникновением незапланированных проблем и изменением обстоятельств, так как сведения, полученные при использовании системы жесткого бюджета, не всегда дают верную информационную картину.

    Гибкий

    При использовании системы гибкого бюджетирования изменение внешних обстоятельств может воздействовать на исходные данные бюджетного плана. В этом случае пропорционально отклонениям меняются и некоторые плановые показатели. Использование гибкого бюджета позволяет определить изменение прибыли и затрат на разных уровнях производства.

    ...

    Анализ данных предыдущих гибких бюджетных планов помогает определить результаты работы и избежать некоторых осложнений при планировании бюджета на последующие проекты, позволяет адекватно реагировать на меняющиеся обстоятельства.

    Скользящий

    Особенностью скользящего бюджета является разделение плана на сравнительно небольшие временные периоды. Задачи и ресурсы планируются на длительный срок (год), который разбивается на части. Анализ данных первого периода позволяет вовремя внести изменения в последующие, поменять и откорректировать задачи, манипулировать ресурсами и затратами. Методика построения скользящего бюджета позволяет оперативно реагировать на любые изменения, перераспределять ресурсы между частями организации в зависимости от обстоятельств, не беспокоиться по поводу изменений, которые могут произойти на протяжении длительного периода планирования.

    ...

    Бюджет «от достигнутого» все реже используется в организациях, так как препятствует развитию и способствует накапливанию ошибок.

    Бюджет «от достигнутого»

    Использование метода составления бюджета «от достигнутого» предусматривает использование предыдущего бюджетного плана в качестве основы для будущего. При таком подходе учитываются ошибки и недостатки плана-основы, вносятся изменения, связанные с динамикой внешней среды и внутренних обстоятельств. Способ экономичен по времени, так как часто заключается лишь во внесении коррективов в уже существующий бюджетный план.

    Бюджет с нулевого базиса

    Метод составления бюджета с нулевого базиса не предусматривает использования данных уже выполненного проекта, а предлагает начать бюджетное планирование «с нуля».

    Составление нового плана на основе предыдущего отвергается по причине динамики внешних обстоятельств, появления новой цели. При этом подходе отдельно составляются бюджеты для разных уровней деятельности, после чего составляется общий план по принципу «от минимального уровня».

    ...

    Использование бюджетирования с нулевого базиса позволяет определить взаимосвязь между уровнями, ресурсами, затратами.

    ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОГО ТИПА БЮДЖЕТА

    Различают 3 главных бюджета, которые поступают на утверждение менеджерам высшего звена, после чего утверждаются либо отправляются на доработку:

    • бюджет на основе отчета о движении денежных средств;

    • бюджет на основе баланса;

    • бюджет на основе отчета о прибылях и убытках.

    В зависимости от обстоятельств руководители компании должны выбрать наиболее оптимальный тип бюджетного плана.

    ...

    Опытный планировщик подготовит сценарий и на реализацию незапланированных излишков.

    ...

    Все три главных бюджета утверждаются советом директоров.

    Бюджет на основе отчета о движении денежных средств

    Данный бюджет распределяет поток денежных средств по небольшим временным периодам.

    Главное назначение бюджета на основе отчета о движении денежных средств – регулирование материальных средств таким образом, чтобы не возникало их дефицита, а излишки работали на увеличение прибыли. Важно не только грамотно распределить средства, но и подготовить план реагирования на случай возникновения неблагоприятной ситуации (например, договориться о финансовых займах).

    Бюджет на основе баланса

    Бухгалтерский баланс является одной из форм бухгалтерской отчетности и демонстрирует финансовое положение организации на определенную дату. Обычно он оформляется в виде таблицы, состоящей из двух частей: левой (активы) и правой (пассивы), данные которых должны быть равны. Показатели баланса характеризуют состав, размещение, источник и назначение денежных средств на определенную дату. Данный тип бюджета ставит своей целью прогноз окончательного баланса на конец конкретного временного периода.

    Бюджет на основе отчета о прибылях и убытках

    Данный бюджет документально фиксирует затраты и ожидаемые доходы, что помогает увидеть масштаб возможной прибыли. В главу «Затраты» могут войти расходы на оплату труда, закупки материалов, развитие маркетинга, рекламу, расширение рынков сбыта, увеличение производственных мощностей, социальные потребности персонала, капитальные вложения и пр. Сложение всех этих затрат и вычитание их из суммы доходов показывают планируемый уровень прибыли.

    ...

    Бюджет на основе отчета о прибыли И убытках позволяет также спрогнозировать уровень убытков. Подобный прогноз помогает вовремя принять меры по предупреждению этой проблемы или ослабления ее последствий.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх