О связи йоги и гипнотических явлений

История освоения человечеством состояний транса уходит в глубокую древность. Многие обряды примитивных племен вполне способны вызывать такие состояния у склонных к этому индивидуумов. Шаманские пляски и песнопения, употребление специальных веществ должно было повысить вероятность вхождения в транс у шаманов и их паствы. Древнеегипетские папирусы прямо указывают на методы погружения в гипноз, которые не утратили свою актуальность и поныне. Имеются упоминания относительно введения в гипноз и в древнеиндийском произведении Махабхарата (10 в. — 8 в. до н. э.). Данные касательно силы внушения постепенно накапливались в ходе истории человечества, однако научно к гипнозу впервые подошел английский хирург Джемс Брэйд в 19 веке. Он создал первую научную теорию гипноза и придумал сам термин «гипноз» для обозначения этого явления. К сожалению, несмотря на накопление огромного количества фактов и появление многих блестящих теорий гипноз и по сей день остается загадкой для ученых. Гипнозу поддаются не только люди, но и многие виды животных, что указывает на глубинные общебиологические корни этого феномена. Автор этой книги полагает, что в основе гипнотических явлений лежит десинхронизация процессов, происходящих в различных отделах головного мозга. Этот процесс напоминает процесс фибрилляции в сердечной мышце.

Особое внимание хотелось бы обратить на возможность отключения ощущений боли и страдания в глубоком гипнозе, поскольку в оригинальном тексте Йога-сутры теме избавления от страдания уделяется весьма большое внимание. Сфера восприятия ощущений от органов чувств также становится подконтрольной внушению в этом состоянии. Люди, владеющие самовнушением, могут достигать подобных эффектов без участия гипнотизера путем вызова в воображении различных образов, что указывает на единую психическую природу этих явлений. Помощь в достижении такого умения может оказать аутогенная тренировка, которая, кстати, произошла от йоги. К сожалению, достигать глубокого гипноза и аутогенного транса быстро способна лишь сравнительно небольшая группа людей истероидного типа (от 5 % до 15 % по оценкам различных авторов). Для остальных — достижение глубокого гипноза может потребовать слишком много времени, либо быть недостижимым вообще. Как же повысить процент лиц, способных достигать глубокого гипноза? По мнению автора, в системе йоги для этого предназначены дыхательные упражнения. Доказано рядом ученых, что гипервентиляция (учащенное дыхание) деполяризует мембраны нейронов ЦНС и повышает их возбудимость, а также способность к групповой и ритмообразующей активности. Это иногда приводит к временной остановке дыхания и судорогам. В частности, такова стандартная проба при съеме энцефалограммы у эпилептиков. В то же время задержка дыхания приводит к накоплению углекислоты, которая благодаря способности растворяться в жирах имеет наркотическое воздействие, и имеет успокаивающий и снижающий возбудимость нейронов эффект. Хотя научных доказательств влияния дыхания на гипнабельность нет, йогические тексты содержат сведения, что такое влияние имеется. Возможно, повышению гипнабельности также способствуют терапевтические дозы судорожных ядов, действующих на пресинаптическом (пикротоксин) и постсинаптическом (стрихнин) уровнях. Не зря последний назначают при психастении, явлении противоположном истерии. Но это также не подтверждено научно. Некоторые авторы (Барук[6]) указывают на возможность вызывать каталептические состояния при помощи химических препаратов. В частности бульбокапнина, скополамина с хлоралозом и др.

По мнению автора, дыхательные упражнения должны применяться совместно с тренировкой в контроле над органами чувств и удержанию устойчивых образов (более сильных, чем реальный раздражитель) в сознании для обретения способности входить в состояние транса (который обуславливается изменением нормальной согласованной работы различных функциональных систем мозга) тем людям, которые не обладают такой способностью от природы.

Множество примеров исчезновения ощущения боли и других нарушений сенсорной сферы при сохранности чувствительных органов дают различные заболевания психики. При этих болезнях сознание и способность к действию часто сохраняется. В этой связи стоит особо упомянуть истерию. Это заболевание было известно еще жрецам древнего Египта (папирусы Кахун и Эберса) около 4-х тысяч лет назад. Название болезни придумал великий Гиппократ, а ее психическую природу установил англичанин Сиденгам в 17 веке. Одним из самых удивительных симптомов при этой болезни является утрата болевой чувствительности на различных участках тела, которая не сопровождается никакими органическими проявлениями, доступными современным методам диагностики. Истерики, как правило, высокогипнабельны — то есть способны легко входить в глубокие стадии гипнотического транса. По мнению автора, Патанджали вполне мог обладать данными об истерии, методах вызова гипнотического транса и достигаемых при этом эффектах которые, наряду с другими фактами из сферы физиологии и фармакологии, легли в основу его произведения.

Применение диссоциативных анестетиков фенциклидина (ангельской пыли), кетамина, каллипсола дает такую же картину — общая анестезия при сохранении сознания (при некоторых дозах). Иногда при употреблении этих препаратов наблюдается каталепсия. Следует, однако, заметить, что эти препараты вызывают своеобразное опьянение, а при длительном приеме вызывают привязанность и разрушение личности. При раздражении током некоторых зон коры мозга возникают ощущения, не отличимые от реальных; в то же время при наркозе в коре головного мозга регистрируется активность, которая не попадает в сознание благодаря подавлению ретикулярной формации. Описано заболевание, при котором человек перестает ощущать страдание от болевого раздражителя, хотя сам раздражитель он ощущает и реагирует на него. При перерезке путей, соединяющих лобные доли с таламусом (префронтальная лоботомия) также наблюдается индифферентность человека к болевым раздражителям, иногда очень сильным при сохранении восприятия самого раздражителя. Все это подтверждает возможность существования состояния сознания, при котором способность к рассудочной деятельности сохраняется, а сенсорные ощущения возникают или же не возникают в зависимости от состояния психических структур, ответственных за их обработку. Ощущения же, генерируемые воображением, в таком состоянии могут достигать силы и глубины реальных ощущений, а память может многократно усилиться.

Это состояние отчасти напоминает некоторые формы протекания глубокого (сомнамбулического) гипноза, отчасти фазу каталепсии по Форелю. На первую оно походит из — за возможности действовать активно и высокого контроля над сенсорной сферой и отличается сохранностью памяти и способностью к самоконтролю, на вторую походит сохранением способности к самоконтролю и отличается большим контролем над сенсорной сферой. Такое состояние, как правило, достигается путем специальной тренировки мозга в условиях, способствующих возникновению гипнотического состояния. Возможность путем тренировки мозга обучить его вхождению в трансовые состояния обусловлена высокой пластичностью мозга. Последние данные экспериментальной науки, описанные в книге [23] заставляют нас расширить представления о границах пластичности коры головного мозга в норме и патологии.

Приведенные выше факты свидетельствуют в пользу общей психофизиологической природы явлений, возникающих при гипнозе и медитативном трансе.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх