Невзрывные заграждения

Заграждения являются важным элементом укрепленной позиции, составной частью инженерного оборудования местности. Их развитию и совершенствованию уделялось большое внимание. С незапамятных времен заграждения сопровождают всякое фортификационное строительство как на поле боя непосредственно, так и при заблаговременном создании укреплений.

Основное назначение заграждений – остановить и задержать наступающего противника, создать в его рядах замешательство, чтобы нанести ему максимальные потери огнем своих средств и сорвать его наступление. Заграждения значительно повышают боевую эффективность огневых средств по поражению пехоты, танков и другой боевой техники противника.

Во всех прежних войнах применяли частоколы и ограды, лесные засеки и завалы, земляные рвы и насыпи, волчьи ямы и ежи, сети и заборы из колючей проволоки и другие невзрывные заграждения 1* . Рвы, земляные валы и каменные стены были неотъемлемой частью крепостных укреплений. Многокилометровые полосы каменных и железобетонных надолб, металлических ежей, многорядных заборов из колючей проволоки опоясывали укрепленные районы накануне второй мировой войны.

Заблаговременные системы заграждений строились искусно в сочетании с естественными препятствиями – реками, озерами, болотами, лесными массивами и т. п.

Инженерные заграждения широко применялись во время второй мировой войны. Великая Отечественная война советского народа дала много примеров применения заграждений всех видов, среди которых значительное место занимали невзрывные заграждения. Например, в системе оборонительных рубежей на подступах к Москве в сентябре – октябре 1941 г. было устроено до 1500 км лесных завалов, 600 км противотанковых рвов и много других заграждений.

Защитники Ленинграда при активном участии жителей города в короткое время построили на подступах к городу 626 км противотанковых рвов, 400 км эскарпов, установили около 50 тыс. надолб, 635 км проволочных заграждений, а в самом городе построили более 25 км уличных баррикад.

На сталинградских оборонительных рубежах было построено до 500 км различных противотанковых заграждений, 11 км проволочных противопехотных заграждений, 82 камнемета, 180 надолб, 165 ежей, 39 баррикад.

Не менее значительным было количество инженерных заграждений, применявшихся в других операциях Великой Отечественной войны. Они сыграли серьезную роль в разгроме противника, особенно в период оборонительных сражений 1941-1942 гг.

В отдельную группу в ходе войны выделились минно- взрывные заграждения, устраиваемые с применением взрывчатых веществ и мин различного назначения. Минно-взрывные заграждения получили большое распространение и в послевоенные годы; в настоящее время они непрерывно развиваются и совершенствуются.

Вследствие особенностей устройства и применения минно-взрывные заграждения обычно рассматриваются -особо, хотя на поле боя они применяются не только самостоятельно, но и в сочетании с невзрывными заграждениями.

По современной классификации невзрывные заграждения делятся на противотанковые, противопехотные, противодесантные и противотранспортные. В особую группу выделяют водные заграждения, а также разрушения.

Противотанковые невзрывные заграждения в условиях насыщения современных армий танками, боевыми машинами пехоты и другой самоходной техникой становятся очень важным элементом укрепленной позиции. Сомнения в целесообразности невзрывных противотанковых заграждений вызывались большой трудоемкостью их устройства и ограниченными возможностями маневрировать заграждениями. Но жизнь отвергла эти сомнения. Значение их вопреки мнению некоторых специалистов нисколько не утрачено.

Наиболее распространенным видом невзрывных противотанковых заграждений являются рвы. Профили рвов могут быть различными в зависимости от рельефа местности, крепости грунта, но в любом случае профиль рва (форма, глубина, ширина) должен учитывать характеристики танков, против которых создается такое заграждение.

Помимо рвов могут устраиваться эскарпы, контрэскарпы, воронки и ловушки. В слабых грунтах крутости земляных заграждений должны укрепляться каким- либо местным материалом.

Стремление повысить эффективность земляных противотанковых заграждений, сделав их труднопреодолимыми, привело к созданию комбинированного заграждения, включающего целую систему рвов, насыпей различной формы и глубины, расположенных в определенном порядке. Такие заграждения могут устраиваться на основных танкодоступных направлениях. Предполагается, что уничтожение танков на таких заграждениях должно обеспечиваться гранатометчиками, укрывающимися в рвах.

Другим видом комбинированного заграждения является сочетание эскарпа по берегу водной преграды с высоким земляным валом. Такой вид заграждения применялся израильтянами по берегу Суэцкого канала в арабо-израильской войне 1973 г.

Могут быть и другие комбинации земляных заграждений, например двойной ров.

Особенностью таких заграждений является большой объем земляных работ – до 5000 м 3 грунта на 1 км протяженности заграждения. Поэтому в современных операциях при устройстве укрепленных позиций должна широко применяться высокопроизводительная землеройная техника.

Противотанковые рвы могут устраиваться и взрывным способом. В этом случае по трассе будущего рва закладываются заряды взрывчатого вещества в специальные шурфы или в траншею, которые засыпаются грунтом и маскируются; перед засыпкой между зарядами прокладывается электровзрывная сеть. Взрыв зарядов производится непосредственно перед наступающими танками противника. Образованный таким образом ров и внезапное его появление обычно вызывают у противника замешательство; остановившиеся танки уничтожаются огнем противотанковых средств.

Помимо земляных заграждений против танков могут применяться заграждения в виде надолб, ежей, крупных камней, барьеров и стенок. Они могут устраиваться из бревен, железобетона, металлических балок и т. п. При достаточной ширине таких заграждений (10-15 м) они достаточно эффективны, особенно в сочетании с рвами и взрывными заграждениями.

Преимуществами такого рода заграждений являются простота их устройства и возможность использования разнообразных местных материалов.

Большой объем работ по устройству противотанковых заграждений вызывает необходимость подготовки их заблаговременно, т. е. до начала боевых действий и с максимальным использованием средств механизации.

Придавая этому вопросу серьезное значение, в странах НАТО (например, в ФРГ) даже в мирное время проводятся подготовительные мероприятия к устройству заграждений. На важнейших автомагистралях устраиваются колодцы для размещения зарядов взрывчатых веществ, скважины для быстрой установки металлических и железобетонных надолб, а в горах подготавливаются к обрушению на дорогу с помощью взрыва крупные камни и специальные железобетонные блоки.

Противопехотные заграждения являются самыми массовыми на поле боя. К ним относятся проволочные заборы и сети на кольях, рогатки и ежи, спирали и пакеты из колючей и гладкой проволоки, проволока внаброс и др. Все эти виды заграждений известны уже много лет и к настоящему времени в своей основе мало изменились. Однако развитие технической мысли привело к ряду значительных усовершенствований в конструкциях этих заграждений.

Вместо колючей проволоки в армиях ряда стран (США, ФРГ, Франции и др.) стала применяться стальная колючая лента. Изготовленная из высококачественной стали и упакованная в мотки-кассеты, колючая лента обеспечивает быстрое устройство заграждений. Задерживающие свойства колючей ленты, как полагают специалисты, выше, чем у колючей проволоки, а расход металла на заграждение на 20-30% меньше.

Другой разновидностью подобных изделий является колючая лента, усиленная стальной проволокой, запрессованной в ленту. Упругие свойства проволоки обеспечивают изготовление колючих спиралей по типу широко известных спиралей Бруно. Спирали в заводских условиях плотно упаковываются в кассеты диаметром 1,2 м и массой до 50 кг. Извлечение спиралей из кассет и установка их с растяжкой на местности могут производиться как вручную, так и с различных транспортных средств (автомобилей, бронетранспортеров). Спирали на местности могут устанавливаться в один или два яруса. При двухъярусной установке общая высота заграждения достигает 2,4 м, чем обеспечивается более высокая эффективность его по задержанию наступающего противника.

Главным направлением в развитии противопехотных заграждений является их индустриализация, т. е. массовое изготовление в заводских условиях и быстрая установка на позиции с помощью технических средств.

При применении невзрывных заграждений важным вопросом является выбор места и расположения их на местности. При правильном расположении заграждений на местности должны быть обеспечены хороший обзор подступов к заграждениям и удобство ведения огня из всех огневых средств. Кроме того, заграждения не должны быть заметны для противника.

Места расположения заграждений определяются на рекогносцировке одновременно с определением мест размещения огневых средств с учетом рельефа местности, маскировки и имеющихся естественных препятствий.

Длина отдельных участков (фасов) заграждений определяется дальностью стрельбы прикрывающих их огневых средств и может составлять для противотанковых заграждений 500-1000 м, а для противопехотных – 300-500 м.

Удаление заграждений от огневых точек в зависимости от местности возможно в пределах 150-300 м для противопехотных и 500-1000 м для противотанковых, а их высокая эффективность достигается сочетанием противотанковых и противопехотных заграждений и усилением их минно-взрывными средствами.

Выбор типа заграждения зависит от характера местности, боевой задачи, имеющихся сил, средств, материалов и времени на выполнение работ. Если на равнинной, пустынной и степной местности основным видом противотанковых заграждений будут рвы и надолбы, то на пересеченной местности более эффективны эскарпы, контрэскарпы. Противопехотные заграждения в этих условиях могут применяться всех видов. В горной местности против танков более целесообразны эскарпы, обвалы и воронки на дорогах, надолбы из крупных камней и т. п. Из противопехотных в горах лучше применять переносные типы заграждений.

В лесистой местности предпочтительны лесные завалы, засеки, барьеры из бревен, оплетка колючей проволокой пней, деревьев, кустов. В населенных пунктах широкое применение найдут баррикады всех видов, надолбы и ежи из рельсов и бетонных столбов, рогатки, спирали и другие переносные заграждения.

Против транспортных средств противника могут применяться противотанковые заграждения, а там, где не ожидается появление танков, устраиваются противотранспортные. Обычно это барьеры из бревен, легкие надолбы, камни внаброс, неглубокие (0,5-0,7 м) и узкие рвы, расположенные в несколько рядов, и др. Сети из тонкой гладкой проволоки типа известного МЗП также эффективны как противотранспортное заграждение.

Водные заграждения создаются затоплением или заболачиванием местности, а в отдельных случаях – активным попуском воды из водохранилища. Создание водных заграждений возможно при соответствующих условиях рельефа и гидрогеологических характеристиках местности. Решение этой задачи требует специальных инженерных знаний и расчетов.

Развитие инженерной строительной техники обеспечивает большие возможности по созданию в короткие сроки разнообразных невзрывных заграждений.

Таким образом, в современных условиях с массовым применением подвижной боевой техники следует ожидать и широкого применения заграждений всех видов, в том числе невзрывных, которые будут составным элементом укрепленной позиции.

1* В некоторых источниках невзрывные инженерные заграждения называются фортификационными заграждениями.-Лет.


Примечания:



Невзрывные заграждения

Заграждения являются важным элементом укрепленной позиции, составной частью инженерного оборудования местности. Их развитию и совершенствованию уделялось большое внимание. С незапамятных времен заграждения сопровождают всякое фортификационное строительство как на поле боя непосредственно, так и при заблаговременном создании укреплений.

Основное назначение заграждений – остановить и задержать наступающего противника, создать в его рядах замешательство, чтобы нанести ему максимальные потери огнем своих средств и сорвать его наступление. Заграждения значительно повышают боевую эффективность огневых средств по поражению пехоты, танков и другой боевой техники противника.

Во всех прежних войнах применяли частоколы и ограды, лесные засеки и завалы, земляные рвы и насыпи, волчьи ямы и ежи, сети и заборы из колючей проволоки и другие невзрывные заграждения 1* . Рвы, земляные валы и каменные стены были неотъемлемой частью крепостных укреплений. Многокилометровые полосы каменных и железобетонных надолб, металлических ежей, многорядных заборов из колючей проволоки опоясывали укрепленные районы накануне второй мировой войны.

Заблаговременные системы заграждений строились искусно в сочетании с естественными препятствиями – реками, озерами, болотами, лесными массивами и т. п.

Инженерные заграждения широко применялись во время второй мировой войны. Великая Отечественная война советского народа дала много примеров применения заграждений всех видов, среди которых значительное место занимали невзрывные заграждения. Например, в системе оборонительных рубежей на подступах к Москве в сентябре – октябре 1941 г. было устроено до 1500 км лесных завалов, 600 км противотанковых рвов и много других заграждений.

Защитники Ленинграда при активном участии жителей города в короткое время построили на подступах к городу 626 км противотанковых рвов, 400 км эскарпов, установили около 50 тыс. надолб, 635 км проволочных заграждений, а в самом городе построили более 25 км уличных баррикад.

На сталинградских оборонительных рубежах было построено до 500 км различных противотанковых заграждений, 11 км проволочных противопехотных заграждений, 82 камнемета, 180 надолб, 165 ежей, 39 баррикад.

Не менее значительным было количество инженерных заграждений, применявшихся в других операциях Великой Отечественной войны. Они сыграли серьезную роль в разгроме противника, особенно в период оборонительных сражений 1941-1942 гг.

В отдельную группу в ходе войны выделились минно- взрывные заграждения, устраиваемые с применением взрывчатых веществ и мин различного назначения. Минно-взрывные заграждения получили большое распространение и в послевоенные годы; в настоящее время они непрерывно развиваются и совершенствуются.

Вследствие особенностей устройства и применения минно-взрывные заграждения обычно рассматриваются -особо, хотя на поле боя они применяются не только самостоятельно, но и в сочетании с невзрывными заграждениями.

По современной классификации невзрывные заграждения делятся на противотанковые, противопехотные, противодесантные и противотранспортные. В особую группу выделяют водные заграждения, а также разрушения.

Противотанковые невзрывные заграждения в условиях насыщения современных армий танками, боевыми машинами пехоты и другой самоходной техникой становятся очень важным элементом укрепленной позиции. Сомнения в целесообразности невзрывных противотанковых заграждений вызывались большой трудоемкостью их устройства и ограниченными возможностями маневрировать заграждениями. Но жизнь отвергла эти сомнения. Значение их вопреки мнению некоторых специалистов нисколько не утрачено.

Наиболее распространенным видом невзрывных противотанковых заграждений являются рвы. Профили рвов могут быть различными в зависимости от рельефа местности, крепости грунта, но в любом случае профиль рва (форма, глубина, ширина) должен учитывать характеристики танков, против которых создается такое заграждение.

Помимо рвов могут устраиваться эскарпы, контрэскарпы, воронки и ловушки. В слабых грунтах крутости земляных заграждений должны укрепляться каким- либо местным материалом.

Стремление повысить эффективность земляных противотанковых заграждений, сделав их труднопреодолимыми, привело к созданию комбинированного заграждения, включающего целую систему рвов, насыпей различной формы и глубины, расположенных в определенном порядке. Такие заграждения могут устраиваться на основных танкодоступных направлениях. Предполагается, что уничтожение танков на таких заграждениях должно обеспечиваться гранатометчиками, укрывающимися в рвах.

Другим видом комбинированного заграждения является сочетание эскарпа по берегу водной преграды с высоким земляным валом. Такой вид заграждения применялся израильтянами по берегу Суэцкого канала в арабо-израильской войне 1973 г.

Могут быть и другие комбинации земляных заграждений, например двойной ров.

Особенностью таких заграждений является большой объем земляных работ – до 5000 м 3 грунта на 1 км протяженности заграждения. Поэтому в современных операциях при устройстве укрепленных позиций должна широко применяться высокопроизводительная землеройная техника.

Противотанковые рвы могут устраиваться и взрывным способом. В этом случае по трассе будущего рва закладываются заряды взрывчатого вещества в специальные шурфы или в траншею, которые засыпаются грунтом и маскируются; перед засыпкой между зарядами прокладывается электровзрывная сеть. Взрыв зарядов производится непосредственно перед наступающими танками противника. Образованный таким образом ров и внезапное его появление обычно вызывают у противника замешательство; остановившиеся танки уничтожаются огнем противотанковых средств.

Помимо земляных заграждений против танков могут применяться заграждения в виде надолб, ежей, крупных камней, барьеров и стенок. Они могут устраиваться из бревен, железобетона, металлических балок и т. п. При достаточной ширине таких заграждений (10-15 м) они достаточно эффективны, особенно в сочетании с рвами и взрывными заграждениями.

Преимуществами такого рода заграждений являются простота их устройства и возможность использования разнообразных местных материалов.

Большой объем работ по устройству противотанковых заграждений вызывает необходимость подготовки их заблаговременно, т. е. до начала боевых действий и с максимальным использованием средств механизации.

Придавая этому вопросу серьезное значение, в странах НАТО (например, в ФРГ) даже в мирное время проводятся подготовительные мероприятия к устройству заграждений. На важнейших автомагистралях устраиваются колодцы для размещения зарядов взрывчатых веществ, скважины для быстрой установки металлических и железобетонных надолб, а в горах подготавливаются к обрушению на дорогу с помощью взрыва крупные камни и специальные железобетонные блоки.

Противопехотные заграждения являются самыми массовыми на поле боя. К ним относятся проволочные заборы и сети на кольях, рогатки и ежи, спирали и пакеты из колючей и гладкой проволоки, проволока внаброс и др. Все эти виды заграждений известны уже много лет и к настоящему времени в своей основе мало изменились. Однако развитие технической мысли привело к ряду значительных усовершенствований в конструкциях этих заграждений.

Вместо колючей проволоки в армиях ряда стран (США, ФРГ, Франции и др.) стала применяться стальная колючая лента. Изготовленная из высококачественной стали и упакованная в мотки-кассеты, колючая лента обеспечивает быстрое устройство заграждений. Задерживающие свойства колючей ленты, как полагают специалисты, выше, чем у колючей проволоки, а расход металла на заграждение на 20-30% меньше.

Другой разновидностью подобных изделий является колючая лента, усиленная стальной проволокой, запрессованной в ленту. Упругие свойства проволоки обеспечивают изготовление колючих спиралей по типу широко известных спиралей Бруно. Спирали в заводских условиях плотно упаковываются в кассеты диаметром 1,2 м и массой до 50 кг. Извлечение спиралей из кассет и установка их с растяжкой на местности могут производиться как вручную, так и с различных транспортных средств (автомобилей, бронетранспортеров). Спирали на местности могут устанавливаться в один или два яруса. При двухъярусной установке общая высота заграждения достигает 2,4 м, чем обеспечивается более высокая эффективность его по задержанию наступающего противника.

Главным направлением в развитии противопехотных заграждений является их индустриализация, т. е. массовое изготовление в заводских условиях и быстрая установка на позиции с помощью технических средств.

При применении невзрывных заграждений важным вопросом является выбор места и расположения их на местности. При правильном расположении заграждений на местности должны быть обеспечены хороший обзор подступов к заграждениям и удобство ведения огня из всех огневых средств. Кроме того, заграждения не должны быть заметны для противника.

Места расположения заграждений определяются на рекогносцировке одновременно с определением мест размещения огневых средств с учетом рельефа местности, маскировки и имеющихся естественных препятствий.

Длина отдельных участков (фасов) заграждений определяется дальностью стрельбы прикрывающих их огневых средств и может составлять для противотанковых заграждений 500-1000 м, а для противопехотных – 300-500 м.

Удаление заграждений от огневых точек в зависимости от местности возможно в пределах 150-300 м для противопехотных и 500-1000 м для противотанковых, а их высокая эффективность достигается сочетанием противотанковых и противопехотных заграждений и усилением их минно-взрывными средствами.

Выбор типа заграждения зависит от характера местности, боевой задачи, имеющихся сил, средств, материалов и времени на выполнение работ. Если на равнинной, пустынной и степной местности основным видом противотанковых заграждений будут рвы и надолбы, то на пересеченной местности более эффективны эскарпы, контрэскарпы. Противопехотные заграждения в этих условиях могут применяться всех видов. В горной местности против танков более целесообразны эскарпы, обвалы и воронки на дорогах, надолбы из крупных камней и т. п. Из противопехотных в горах лучше применять переносные типы заграждений.

В лесистой местности предпочтительны лесные завалы, засеки, барьеры из бревен, оплетка колючей проволокой пней, деревьев, кустов. В населенных пунктах широкое применение найдут баррикады всех видов, надолбы и ежи из рельсов и бетонных столбов, рогатки, спирали и другие переносные заграждения.

Против транспортных средств противника могут применяться противотанковые заграждения, а там, где не ожидается появление танков, устраиваются противотранспортные. Обычно это барьеры из бревен, легкие надолбы, камни внаброс, неглубокие (0,5-0,7 м) и узкие рвы, расположенные в несколько рядов, и др. Сети из тонкой гладкой проволоки типа известного МЗП также эффективны как противотранспортное заграждение.

Водные заграждения создаются затоплением или заболачиванием местности, а в отдельных случаях – активным попуском воды из водохранилища. Создание водных заграждений возможно при соответствующих условиях рельефа и гидрогеологических характеристиках местности. Решение этой задачи требует специальных инженерных знаний и расчетов.

Развитие инженерной строительной техники обеспечивает большие возможности по созданию в короткие сроки разнообразных невзрывных заграждений.

Таким образом, в современных условиях с массовым применением подвижной боевой техники следует ожидать и широкого применения заграждений всех видов, в том числе невзрывных, которые будут составным элементом укрепленной позиции.

1* В некоторых источниках невзрывные инженерные заграждения называются фортификационными заграждениями.-Лет.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх