РОССИЯ Ту-22 ОКБ им. А. Н. ТУПОЛЕВА


Бомбардировщик Экипаж 3 чел.



Модификации. «105» (1958 г.) и «105А» (1959 г.) -опытные самолеты; Ту-22Б (1960 г.) - бомбардировщик; Ту-22П (1960 г.)-самолет РЭП; Ту-22Р (1960 г.), Ту-22РД (1962 г.), Ту-22РМ (1975 г.) и Ту-22РДМ - разведчики-бомбардировщики; Ту-22У - учебно-тренировочный самолет, Ту-22К (1962 г.) и Ту-22КП - ракетоносцы. Ряд самолетов Ту-22 использовался в качестве летающих лабораторий.

Размеры. Размах крыла 23,6 м; длина самолета 41,6 м (42,6 м со штангой дозаправки); высота самолета 10,0 м; площадь крыла 162,3 м2 ; угол стреловидности по 1/4 хорд 55°.

Двигатели. ТРДФ ВД-7М (2x156,9 кН/2Х X 16 000 кгс, опытные и первые серийные самолеты) или РД-7М-2 (2X161,8 кН/2х16 500 кгс).

Массы и нагрузки, кг: максимальная взлетная 84 000-92 000 (в зависимости от модификации); максимальная взлетная с четырьмя пороховыми ускорителями 94 000 (Ту-22К); нормальная взлетная 85 000; нормальная посадочная 60 000; топлива 42 500.

Летные данные. Максимальная скорость на высоте 1510 км/ч (с ТРДФ ВД-7М) или 1610 км/ч; практический потолок с боевой нагрузкой на сверхзвуковой скорости 14 700-13 300 м (в зависимости от модификации); практическая дальность полета 4900 км, перегоночная дальность полета 5650 км; дальность полета с одной дозаправкой в воздухе 7150 км; практический радиус действия (в зависимости от профиля полета и боевой нагрузки) 1300-2200 км; длина разбега 2250 м; длина пробега 2170 м (с тормозным парашютом 1650 м); посадочная скорость 310 км/ч.

Конструктивные особенности. Два ТРДФ расположены над хвостовой частью фюзеляжа. Теоретические обводы самолета выполнены по «правилу площадей».

Оборудование. Обзорно-прицельная РЛС «Рубин-1» или (на Ту-22К) более мощные станции «ПН», обеспечивающие обнаружение крупных морских целей на удалении до 500 км; оптический бомбардировочный прицел ПСБ-11; РЛС управления огнем оборонительного вооружения ПРС-3; телевизионный прицел оборонительного вооружения ТП-1А; радиовысотомер РВ-25; доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-1; радиокомпас АРК-11.

Самолеты первых серий не имели оборудования для дозаправки топливом в полете, однако в дальнейшем были оснащены топливоприемником системы шланг-конус.

Катапультные кресла К-22 (разработаны в ОКБ Г. И. Северина) по специальным направляющим опускаются вниз, «вывешиваясь» из самолета, и члены экипажа поднимаются на них в кабины, как на лифтах (подъем кресел производился при помощи электролебедок или вручную, с помощью специальных штурвалов). Катапультирование осуществляется вниз.

Самолет Ту-22П оборудован системами постановки активных и пассивных помех в метровом, дециметровом и сантиметровом диапазонах волн. Самолет Ту-22Р имеет оборудование для ведения радиотехнической, радиолокационной и визуальной разведки, а также фоторазведки и топографической аэрофотосъемки во всем диапазоне высот.

Средства РЭП бомбардировщика и разведчика включают станции активных и пассивных помех индивидуальной и групповой защиты.

Вооружение. На самолете Ту-22К под фюзеляжем в полуутопленном положении размещается УР типа Х-22, предназначенная для поражения морских, стационарных наземных радиоконтрастных или площадных целей, а также работающих наземных или корабельных РЛС. Дальность пуска УР 140-400 км, диапазон высот пуска 1000- 13 000 м, диапазон скоростей пуска 900-1700 км/ч, максимальная скорость УР соответствует М = 3,5. Различные модификации ракеты имеют активное радиолокационное, пассивное пеленгационное самонаведение, а также наведение посредством радиоуправления с борта самолета по дальности и курсу.

Максимальная бомбовая нагрузка достигает 12 000 кг и включает бомбы калибром от 250 до 9000 кг (в частности, 24 ФАБ-500 или одну ФАБ-9000), а также один или несколько спецбоеприпасов. Диапазон скоростей бомбометания 300- 1300 км/ч. Сброс осуществляется одиночно и сериями.

Оборонительное вооружение - пушка Р-23 (23 мм) в кормовой установке с дистанционным управлением (по радиолокационному и телевизионному каналу).

Состояние. Находится на вооружении ВВС и ВМС России, ВВС Ливии и Ирака.

Дополнительные сведения. Разработка начата в 1953 г. (главный конструктор Д. Марков). Первый полет первого опытного самолета «105» состоялся 21 июня 1958 г. (командир корабля лет- чик-испытатель Ю. Алашеев), самолета «105А» (прототип серийного бомбардировщика) - 7 сентября 1959 г.

Серийное производство начато в 1960 г. на Казанском авиационном заводе. Самолет принят на вооружение в 1962 г., выпускался до 1969 г. (построено более 300 самолетов, в том числе 10 Ту-22Б, не передававшихся в строевые части и использовавшихся в основном в испытательных целях). В 1962 г. создан Ту-22РД со штангой-топ- ливоприемником системы дозаправки в полете (с 1965 г. все серийные самолеты оснащались системой дозаправки). Ту-22К был подготовлен к испытаниям в 1961 г., однако они завершились лишь в 1967 т. После доработки Ту-22Р (установлено новое БРЭО и системы РЭП) самолеты получили обозначение Ту-22РМ, в начале 1980-х годов, после оснащения их новым разведывательным оборудованием, был создан Ту-22РДМ.

В 1960-х годах велись проектные работы по самолету «106» с ТРДФ НК-6 (2X20 000 кгс), крылом стреловидностью 60°, взлетной массой 94 000- 99 000 кг, практической дальностью 6750 км и максимальной скоростью 2000 км/ч (самолет построен не был).

Ту-22 применялся в боевых действиях в Афганистане, Ирано-иракской войне 1980-1988 гг. (один самолет получил боевые повреждения в результате атаки истребителя F-4 с УР «Спэр- роу»), а также в конфликте в Судане и Республике Чад (потерян один самолет, сбитый французским ЗРК).








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх