ИСТРЕБИТЕЛИ-БОМБАРДИРОВЩИКИ


Су-17

Экипаж 1 чел.

Су-17 - редкий пример в истории военного авиастроения, когда на базе истребителя 2-го поколения, созданного в середине 1950-х годов, удалось создать удачный боевой самолет нового поколения, сохранившийся на вооружении до 1990-х годов. Разработка проекта глубокой модернизации истребителя-бомбардировщика Су-7Б, заключающейся, в первую очередь, в применении крыла изменяемой стреловидности, значительно улучшающего взлетно-посадочные характеристики, началась в 1964 г, а 2 августа 1966 г. модернизированный самолет С-22И, переоборудованный из Су-7Б, совершил первый полет (летчик-испытатель - B.C. Ильюшин). В 1970 г. серийное производство истребителей-бомбардировщиков, получивших обозначение Су-17, развернули на заводе в г. Комсомольск-на-Амуре, где раньше строили самолеты Су-7Б. В том же году первые 10 новых истребителей-бомбардировщиков постуили в Центр боевого применения ВВС в г. Липецке.

Дальнейшим развитием этого самолета стал Су-17М (С-32М), оснащенный новым двигателем АЛ-21ФЗ. Кроме того, модернизированный истребитель-бомбардировщик получил топливные баки увеличенной емкости. Был создан экспортный вариант самолета - Су-20.

В декабре 1973 г. на летные испытания вышел истребитель-бомбардировщик Су-17М2 (С42) с навигационным комплексом КН-23, лазерным дальномером «Фон» и другим усовершенствованным БРЭО. Это потребовало удлинения на 200 мм носовой части фюзеляжа. Несколько позже на С42 установили доплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-7, расположенный в обтекателе под воздухозаборником (этот вариант получил обозначение Су-17М2-Д). Серийный выпуск Су-17М2 осуществлялся в 1975-1977 гт. Для поставок на экспорт был создан вариант этого истребителя-бомбардировщика - Су-22 с двигателем Р-29БС-300, унифицированным с двигателем наиболее массового советского серийного самолета 1970-х годов - МиГ-23, широко поставлявшегося в зарубежные страны.

Несмотря на постоянное совершенствование истребителя-бомбардировщика Су-17, в его конструкции сохранялись некоторые недостатки предшественника - Су-7Б. В частности, нарекания летчиков вызывал неудовлетворительный обзор из кабины, затруднявший поиск и опознавание наземных целей. Это обусловило начало в 1977 г. работ по созданию двух новых модификаций-одноместного истребителя-бомбардировщика и двухместного учебно-боевого самолета. При этом более приоритетным считался УБС: строевые летчики полков, оснащенных Су-17, по-прежнему продолжали выполнять тренировочные полеты на устаревших Су-7УБ, имеющих характеристики, существенно отличающиеся от характеристик новых истребителей-бомбардировщиков .

На учебно-боевом самолете Су-17УМ (С52У) полностью перепроектировали носовую часть фюзеляжа, придав ей больший угол наклона вниз. Кроме того, был увеличен объем фонаря кабины, что потребовало и изменения формы гарг-рота. Другим нововведением стало применение унифицированного катапультного кресла К-36Д, разработанного в НПО «Звезда» (С52У стал первым самолетом, оснащенным этим креслом). Комплекс оборудования Су-17УМ остался практически тем же, что и на С32М2. На «спарке» была демонтирована левая пушка, а в комплексе управляемого вооружения остались лишь УР Х-25 и Р-60.

Первый полет Су-17уМ состоялся в сентябре 1975 г. (лет-чик-испъггатель - В. Кречетов), его серийное произвордство началось в 1976 г. и продолжалось до 1981 г. Выпускалась также экспортная модификация - Су-22у.

Истребитель-бомбардировщик Су-17МЗ (С-52) имел конструкцию, унифицированную с Су-17уМ. Объем задней кабины был занят БРЭО, а в гаргроте располс кили дополнителънъгй топливный бак. В ходе производства в конструкцию самолета был внесен ряд дополнительных изменений, в частности, установили подфюзеляжный гребень (что было вызвано выявленной в ходе госиспытаний 1-го этапа неудовлетворительной путевой устойчивостью при максимальном угле стреловидности), на центроплане разместили дополнительные пилоны для подвески двух дополнительных УР ближнего боя Р-60, а топливные баки заполнили пеноуретаном.



В состав оборудования включили лазерную станцию «Клен-ПС», выполняющую задачи дальномера и системы подсвета целей.

Первый полет Су-17МЗ состоялся в 1976 г., в том же году началось и серийное производство, продолжавшееся до конца 1981 г.

Экспортный вариант этого самолета с ТРДФ Р-29БС-300 и упрощенным бортовым оборудованием, созданный в 1977 г. и в 1979-1981 гт строившийся серийно, получил название Су-22М (С52К). С 1981 г. начался серийный выпуск самолета Су-22МЗ (С52МЗК) с полным комплектом БРЭО Су-17МЗ, завершившийся в том же году.

В декабре 1979 г. поднялся в воздух экспортный учебно-тренеровочный самолет Су-22у (С52УК) - вариант Су-17уМ с двигателем Р-29БС-300.

Один из серийных Су-17уМ в 1978 г. был оснащен полным комплектом БРЭО истребителя-бомбардировщика Су-17МЗ. Кроме того, самолет получил удлиненную законцов-ку киля и подфюзеляжный гребень, что устранило вявлен-ную у Су-17уМ путевую неустойчивость при максимальных углах стрегтовидности на малых скоростях. Самолету был присвоено название Су-17УМЗ (С52уМЗ). Новая «спарка» совершила первый полет в октябре 1978 г., ее серийное производство началось в конце того же года. В1979-80 гг. все Су-17УМ на авиаремонтных предприятиях ВВС также были доработаны по образцу Су-17УМЗ.

В 1982 г начался серийный выпуск УБС Су-22УМЗ (С52УМЗК) - экспортного варианта Су-17уМЗ с ТРДФ Р-29БС-300. Однако в 1983 г. было принято решение, разрешающее поставки двигателей АЛ-21Ф-3 на экспорт, после чего производство Су-22уМЗ прекратилось.

Последней серийной модификацией стал истребитель-бомбардировщик Су-17М4 (С54). Его разработка началась в марте 1977 г. На самолете отказались от регулируемого воздухозаборника, что упростило конструкцию, но привело к снижению скоростных характеристик. С54 получил цифровой прицельно-навигационный комплекс ПрНК-54, в состав которого вошел лазерный дальномер-целеуказатель «Клен», инерциальная навигационная система, ЦВМ, телевизионный кабинный индикатор и другое оборудование. Для размещения новой электроники, помимо отказа от регулируемого воздухозаборника, потребовалось, также, уменьшить объем внутрифюзеляжных топливных баков. Для охлаждения мощного БРЭО перед килем был установлен допошгительньгй воздухозаборник. Вместо катапультного кресла К-36М было установлено более совершенное К-36ДМ.



Три опытных самолета С54 переоборудовали из серийных Су-17МЗ в 1978 г., а в 1980 г. в Комсомольске-на-Амуре началось серийное производство истребителей-бомбардировщиков Су-17М4.

Экспортный вариант самолета - Су-22М4 (С54К) с двигателем АЛ-21Ф-3 серийно выпускался с 1984 г.

Производство самолетов семейства Су-17 было прекращено в 1990 г., за двадцать лет выпущено более 1200 истребителей-бомбардировщиков всех модификаций.

В течение последних 20 лет в 15 стран было поставлено более 400 истребителей-бомбардировщиков Су-20 и Су-22, большинство из которых в настоящее время продолжает нести службу. ОКБ Сухого, авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре и компания «Росвооружение» осуществляют программу модернизации самолетов этих типов. При этом основные усилия направлены на разработку мер по продлению ресурса, повышение дальности полета и боевой эффективности, расширению состава вооружения.

Самолет предполагается оснастить тоштивоприемником системы дозаправки в воздухе. Съемную штангу намечено смонтировать в носовой части фюзеляжа, справа от фонаря кабины летчика. Кроме того, топливная система самолета должна быть модернизирована для того, чтобы обеспечить прием от самолета-заправщика топливо со скоростью 800-1000 л/мин. (в качестве заправщиков могут использоваться самолеты Ил-78 и Су-24 МК). Применение системы дозаправки в воздухе позволит увеличить боевой радиус действия самолетов Су-20/Су-22 до 1700 км, а дальность полета - на 70%.

По желанию заказчика истребитель-бомбардировщик может быть оснащен новым радиотехническим оборудованием для дальней навигации, а также системой освещения, обеспечивающей дозаправку топливом в воздухе ночью. На модернизированных Су-20/22 предполагается установить многофункциональную импульсно-доплеровскую БРЛС «Копье» в контейнерном варианте. Станция, подвешиваемая под фюзеляжем, имеет обзор по азимуту и углу места ±40° и максимальную дальность обнаружения воздушной цели класса «истребитель» 57 км. Она способна одновременно обнаруживать до 10-12 целей и управлять пуском ракет с радиолокационным самонаведением по двум из них. Масса станции (без контейнера) 115 кг. Сообщалось о переговорах с французской фирмой Tomcoh-CSF о совместных работах по модернизации эктортных самолетов Су-22 путем установки доработанной на базе французской электроники БРЛС «Копье», получившей название «Фазом», а также другого западного оборудования.

На истребителе-бомбардировщике Су-22 возможна установка и более совершенной БРЛС «Суперкопье», находящейся в стадии разработки. Масса станции уменьшена до 85 кг, зоны обзора увеличены до ±60°, дальность обнаружения целей - до 75 км, число одновременно сопровождаемых целей -до 24 и одновременно обстреливаемых уР класса «воздух-воздух»-до четырех. БРЛС может быть выполнена как в подвесном, так и во встроеном (в конусе воздухозаборника, вместо лазерного дальномера-цел еуказателя «Клен») варианте.

Су-20/ Су-22, оснащенные радиолокационным оборудованием, а также УР Р-27 и Р-73, получат способность вести ракетный бой на малых и средних дальностях вне зависимости от погодных условий и времени суток с такими противниками, как истребители Локхид-Магтин F-16A/C, Дассо «Мираж»Ш и «Мираж»2000, Макдоннелл-Дуглас F/A-18 и даже F-15A/C.

Эффективность истребителя-бомбардировщика при действиях по наземным целям должна быть увеличена за счет его оснащения корректируемыми бомбами массой 500 и 1500 кг с ИК- и телевизионным самонаведением.

Для борьбы с морскими целями самолет предполагается вооружить противокора бельными ракетами Х-35 и Х-31 А, а для подавления ПВО противника и поражения самолетов ДРЛО - противорадиолокационнь1ми УР Х-31 П.

АО РПКБ (г. Раменское) разработало для модернизируемых самолетов (в том числе и Су-20/22) навигационную систему СНУ, объединяющую ИНС, блок спутниковой навигации ГЛОНАСС/NAVSTAR, ЦВМ, трехмерную электронную базу географических данных, средства сопряжения с другим самолетным оборудованием (БРЛС, радиовысотомером, тепловизионным оборудованием, средствами индикации). Система обеспечивает возможность длительного маловысотного полета над равнинной местностью на высоте 30- 50 м (на коротких участках - до 10-30 м) в автоматическом, директором и ручном режиме. Трехмерная цветная графическая цифровая «картинка» лежащей по курсу местности может выводится на ИЛС или на мнгофункциональньгй кабинный дисплей, на другой дисплей выводится цифровое картографимеское изображение. Система СНУ может бьгтъ выполнена как в контейнерном, так и во встроенном варианте.

Систему постановки активных радиолокационных помех СПС-141 намечено заменить на более совершенную систему «Гардения» (уже устанавливаемую на экспортном варианте истребителя Су-27). Кроме того, самолет должен бьгтъ оснащен усовершенствованными средствами радиолокационной разведки и оповещения.

Другие усовершенствования включают модернизацию кислородной системы, усиление бронирования кабины и двигателя, а также дополнительное протектирование топливных баков.

Все вышеперечисленные усовершенствования должны повысить боевую эффектив!юсть истребителей-бомбардировщиков Су-20/Су-22 на 150-200%, приблизив ее к уровню истребителей четвертого поколения. Расчеты показывают, что стоимость модернизации одного самолета не будет превышать 30-50% стоимости нового истребителя.



ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с крылом изменяемой геометрии, цельноповоротным вертикальным оперением и трехопорным шасси. Планер выполнен в основном из алюминиевых сплавов.

Крыло состоит из неподвижной части и консолей, способных изменять стреловидность в пределах 30-63°. Поворот консолей обеспечивается посредством двух гидромоторов, приводящихся в действие двумя независимыми гидросистемами. Имеется специальная система синхронизации, с›беспечивающая симметричную перекладку консолей. Средства механизации крыла включают закрылки на центроплане и консолях и предкрылки по передней кромке консолей.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. Су-17 оснащался ТРДФ АЛ-7Ф1 (1 х 9600 кгс). На Су-17М, Су-17М2, Су-17МЗ, Су-17М4, Су-20 и Су-22М4 устанавливается ТРДФ АЛ-21ФЗ (1 х 11.200 кгс), на Су-22, Су-22М, Су-22М2 и Су-22МЗ - ТРДФ Р-29БС-300(1 х 11.200 кгс).

ВООРУЖЕНИЕ. Су-17М4 имеет десять узлов подвески, на которых может размещаться боевая нагрузка общей массой до 4000 кг, в том числе УР класса «воздух-земля» с телевизионной ГСН Х-29Т, ракеты с лазерным полу активным наведением Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л, противорадиолокацио!!-ные ракеты Х-28, Х-27ПС, Х-25МП и Х-58, корректируемые бомбы с лазерным наведением КАБ-500Л, свободнопадаю-щие бомбы калибром до 500 кг, контейнеры малогабаритных грузов, подвесные пушечные установки СППу-22, НАР различных типов (в том числе и С-25 калибром 325 мм).

Для ведения воздушного боя самолет может оснащаться двумя УР класса «воздух-воздух» с ТГС Р-60.

Для поражения наземных РЛС на Су-17МЗ и Су-17М4 может подвешиваться контейнер с системой «Вьюга», обеспечивающей целеуказание для противорадиолокационных ракет.

РАЗМЕРЫ Размах крыла 10,04/13,70 м; длима самолета 18,9 м (Су-17М4 -19,02 м); высота самолета 4,97 м; площадь крыла 34,50/38,49 м2.

МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг: максимальная взлетная 16280 (Су-17М4 19500), нормальная взлетная (с 1000 кг бомб) 14280 (Су-17М416400), топлива во внутренних баках 2800 (Су-17М4 - 4000), топлива с учетом ПТБ 7200.

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (Су-17М4) Максимальная скорость у земли 1350 км/ч; максимальная скорость на большой высоте 1900 км/ч (Су-17-Су-17МЗ - 2230 км/ч); практический потолок 15200 м; боевой радиус действия: без ПТБ 390 км, с ПТБ 570 км; перегоночная дальность с ПТБ 2750 км; длина разбега 1050 м (Су-17М4); длина пробега 950 (Су-17М4); максимальная эксплуатационная перегрузка 7,0 с.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ. Впервые истребители-бомбардировщики Су-17 (точнее, экспортные машины Су-20)

были применены в боевых условиях в 1973 г. во время арабо-израильской войны. К нача^гу военных действий ВВС Сирии располагали 15 самолетами этого типа. Уже в первый день конфликта, 6 октября, 12 сирийских Су-20 под прикрытием восьми МиГ-21 нанесли удар по центру управления израильской авиацией «Хеврон» В ходе войны сирийские Су-20 выполнили 98 боевых вылетов, потеряв при этом восемь самолетов (50% первоначального состава). Все они были сбиты огнем зенитной артиллерии или ЗРК. В воздушные бои Су-20 не вступали, хотя их летчики и были подготовлены к ведению воздушного боя в составе звена).

Су-17 и Су-17М Кзыл-Арватского авиаполка 49-й воздушной армии стали первыми ударными самолетами советских ВВС, размещенными на Афганской земле после ввода туда 25 декабря 1979 г. «ограниченого контингента советских войск». Самолеты разместились на аэродроме Шинданд В марте 1980 г. они уже участвовали в боевых действиях, нанося удары бомбами и НАР по группам мятежников. В дальнейшем, сменяя друг друга, на ТВД направлялись различные истребительно-бомоардировочные подразделения советских ВВС, оснащенные, преимущественно, самолетами Су-17МЗ и Су-17М4.

В Афганистане широко использовались и разведывательные Су17МЗ-Р и Су-17М4~Р с контейнерами ККР-1 в различной комплектации. Они вели аэрофотосъемку в дневных и ночных условиях, вели ИК- и радиотехническу ю разведку (выявление радиостанций противника). В дальнейшем разведчики начали применять новейший телловизионный комплекс «Зима», имеющий высокую точность и позволяющий обнаруживать по тепловому излучению такие цели, как след проехавшего автомобиля или недавно потухший костер.

Су-17 сыграли видную роль во время наступательной операции в провинции Фориаб в декабре 1981 г. (из 44 участвовавших в ней боевых самолетов 24 были Су-17МЗ). В мае 1982 г. при наступлении в долине реки Пандшер успех операции в значительной мере был обеспечен действиями разведчиков Су-17, которые в течение 10 дней отсняли 2000 км2 местности, контролируемой 1тротивником.

На заключительном этапе войны, в 1988 г., использовались и Су-17, оснащенные доработанной радиосистемой дальней навигации, обеспечивающей автоматический полет к цели на большой высоте и бомбометание по шющадям. Зимой 1989 г. последние советские Су-17М4 покинули афганские аэродромы. На самолетах Су-20 и Су-22М действовали афганские летчики 355-го авиаполка, базировавшегося в Баграме. Два афганских Су-22М были сбиты в 1988 г. пакистанскими истребителями F-16A вблизи афгано-пакистанской фаницы.

Ливийские Су-22М применялись в 1980-х годах в боевых действиях в Чаде, несколько самолетов было уничтожено огнем зенитной артиллерии.

В 1982 г., к моменту начала боевых действий в Ливане, ВВС Сирии располагали и сгребите лями-бомбар дировихика-ми Су-20, а также одной эскадрильей Су-22М. Эти самолеты с первых дней войны активно использовались для нанесения бомбовых ударов по позициям израильских войск. 10 июня восемь Су-22М, каждый из которых был вооружен восемью бомбами ФАБ-500, нанесли удар по штабу израильских войск в Южном Ливане. Цель была уничтожена (с большими потерями для израильтян) ценой гибели семи самолетов, сбитых истребителями F-16A ВВС Израиля.

Еще одной областью применения Су-22М в Ливане стало ведение воздушной разведки (самолеты комплектовались контейнерами ККР-1).

Всего в ходе боевых действий в Ливане истребители-бомбардировщики Су-22М совместно с МиГ-23БН совершили 42 боевых вылета, уничтожив 80 танков и два батальона израильской мотопехоты (при этом потери составили семь Су-22М и 14 МиГ-23БН).

Ирак достаточно успешно применял Су-20 и Су-22 в боевых действиях против Ирана. В ходе операции «Буря в пус-тьше» Су-20 и Су-22М в боях не использовались, однако, по утверждению американцев, два самолета этого типа было перехвачено истребителями F-15C при попытке перелететь на территорию Ирана.

В январе-феврале 1995 г. Су-22М ВВС Перу использовались в. боевых действиях на границе с Эквадором, причем эквадорские пехотинцы, вооруженные российскими ПЗРК «Игла», 10 февраля сбили два истребителя-бомбардировщика Су-22М и один штурмовик Цессна А-37В.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх