МиГ-29


Экипаж 1 чел.

МиГ-29 - один из наиболее совершенных в мире истребителей четвертого поколения. К его созданию приступили на рубеже 1960-1970-х годов, когда советским ВВС потребовался легкий фронтовой истребитель (ЛФИ), предназначенный для замены самолетов МиГ-21 и МиГ-23. Новый самолет был призван противостоять таким противникам, как американские истребители четвертого поколения Макдоннелл-Дуглас F-15 и F/А-18, а также Локхид F-16.

Работы по формированию облика самолета нового поколения были начаты в ОКБ А.И. Микояна в сотрудничесгвс с ЦАГИ в 1969 г. Уже на первом этапе была отвергнута аэродинамическая компоновка по схеме «бесхвостка» и был сделан выбор в пользу нормальной аэродинамической схемы. В результате большого объема теоретических и экспериментальных работ к началу 1971 г. была сформирована концепция высокоманевренного истребителя с высокой (›1) тягово-оруженностью, имеющего «интегральную» компоновку.

Тактико-технические требования к ЛФИ были выпущены ВВС в 1972 г., а техническое проектирование нового самолета началось в 1974 г. Основными задачами машины являлись: завоевание превосходства в воздухе (уничтожение истребителей противника в ходе высокоманевреннъгх воздушных боев); борьба со средствами воздушного нападения, угрожающим войскам и объектам, расположенным на линии фронта; уничтожение разведывательных самолетов, самолетов ДРЛО и РЭБ; сопровождение ударных самолетов; противодействие всем средствам воздушного наблюдения противника. Дополнительными задачами являлись ведение воздуш-I юй разведки, а также уничтожение при помощи свободно-падающих бомб, НАР и пушки наземных и морских малоразмерных целей.

МиГ-29 наряду с МиГ-31 стал первым самолетом ОКБ АН. Микояна с двухконтурными турбореактивными двигателями Он явился, также, первой принципиально новой машиной, созданной под руководством генерального конструктора РА Белякова (после кончины в 1970 г. А.И. Микояна - одного из основателей ОКБ).

Первый из 11 построенных опытных самолетов «9-12» совершил первый полет 6 октября 1977 г. (летчик-испытатель А В Федотов), серийное производство истребителей началось в Москве в 1982 г. Первые 30 серийных машин имели в хвостовой части аэродинамические гребни, впоследствии упраздненные. Строился, также, экспортный вариант самолета «9-12» - ислребитель «9-12Б».

29 апреля 1981 г. начались летные испытания двухместного учебно-боевого самолета «9-51», запущенного в 1985 г в серийное производство на Горьковском авиационном заводе под обозначением МиГ-29уБ.

4 мая 1984 г. начались летные испытания истребителя МиГ-29 «9-13», имеющего гаргрот увеличенных размеров, в котором размещалось дополнительное БРЭО (в частности, аппаратура РЭБ) и топливо. Самолет получил два подкрылье-вых ПТБ (2 х 1150 л), что, в сочетании с подфюзеляжным ПТБ, позволило достичь перегоночной дальности 2900 км Бомбовая нагрузка самолета «9-13» возросла, по сравне!гию с «9-12»,с20б0до3000кг.

Для ВВС Малайзии серийно строился истребитель МиГ-29Н, имеющий усся^ршенствованную БРЛС Н0-193 М, дополнительную радиостанцию с пультом плавной настройки, а также ряд элементов БРЭО западной разработки (в частности, приемники системы ближней радионавигации TACAN и системы инструментального захода на посадку VOR-ILS, блок спутниковой навигации GPS) В состав вооружения включены УР РВВ-АЕ В ходе доработки на эти самолеты устанавливаются топливо приемник и системы дозаправки в воздухе Для малазийских ВВС создан также учебно-боевой самолет МиГ-29НуБ.

Дальнейшим развитием истребителя МиГ-29 является Миг-29М (МиГ-33). Самолет имеет усовершенствованггую конструкцию планера и оснащен современным БРЭО.

Первый полет самолета Миг-29М состоялся в 1986 г Предполагается выпуск этих истребителей для ВВС России, а также поставок на экспорт.

По оценке специалистов боевые возможности МиГ-29М близки американскому истребителю Локхид F-22.

К январю 19% г. МАПО было построено 1250 самолетов МиГ-29 всех модификаций. Более 200 УБС МиГ-29уБ выпущено в Нижнем Новгороде. К концу 19% г 443 истребителя МиГ-29 находилось на вооружении российских ВВС и еще 35 - в составе авиации ВМФ. 22 самолетами МиГ-29 располагают ВВС Болгарии, 28 - Венгрии, 24 Германии, 80 - Индии, 14 - Ирана, 30 - Ирака (21 из них интернирован в Иране), четырьмя - Йемена, 22 - Казахстана, 14 Румынии, 24 - Словакии, 30 - Северной Кореи, 18 - Малайзии, 30 - Польши, 40 - Сирии, 62 - Украины, четырьмя - Хорватии, 16 - Югославии. Кроме того, истребители МиГ-29 имеются у республики Беларусь, Кубы и Перу (последние приобретены в Беларусии в 19% г.)

Весной 1997 г. достипгуго росатйско-болгарское соглашение о поставках ВВС Болгарии 14 истребитечей МиГ-29 Девять самолетов МиГ-29 ВВС Чехии в декабре 1995 г проданы Польше. Самолеты иранских ВВС проходят доработ ку, в ходе который они оснащаются штангой топливоприемника системы дозаправки в полете.



В начале 1997 г. израильские ВВС арендовали три истребителя МиГ-29 у одной из неназванных восточноевропейских стран. Самолеты использовались для сравшггельных испытаний с истребителями F-15 и F-16, состоящими на вооружении ВВС Израиля. В течение двух недель они находились на авиабазе в 1густыне Негев и после завершения цикча испытаний возвращены постоянному владельцу Истребители МиГ-29 «произвели впечатление» на израичьские ВВС Особо были отмечены нашлемная система целеуказания и О1ттико-лока пион пая система.

В настоящее время МАПО-МИГ проводится большая работа по модернизации самолетов МиГ-29 .Для увеличения дальности полета предполагается разработка ПТБ емкостью по 1800 л, что позволит довести перегоночную дальность до 3500 км. Проходит испытания система дозаправки в воздухе, которая в ходе доработки может быть смонтирована на самолетах МиГ-29 всех модификации. При ее установке дальность полета с тремя ПТБ и одной дозаправкой в воздухе может достигать 5200 км.




Предполагается также увеличить внутренние запасы топлива на 1000 кг за счет установки накладного бака, освобождения дополнительных объемов за счет перехода к воздухозаборнику с решеткой по типу МиГ-29М, а также установки более компактного бортового оборудования.

Дальнейшее повышение маневренных характеристик истреоителя планируется достичь за счет установки двигателей РД-133 с системой управления вектором тяги (с этими ТРДДФ самолет не будет уступать по маневренным характеристикам истребителям пятого поколения).

Возможна установка на МиГ-29 перспективного комплекса гЭП (как во встроенном, так и в контейнерном исполнении), включающего станцию предупреждения об облучении, станцию активных помех с возможностью перепрограммирования библиотеки угроз и изменения программы создания помех в процессе предполетной подготовки, а также устройства выброса ложных целей.

Самолет ггредполагается оснасить перспективными УР класса «воздух-возджух», в том числе ракетами «обратного старта», высокоточными ракетами класса «воздух-поверхность» с большой дальностью пуска (вне зоны ПВО противника), а также перспективными уР класса «воздух-корабль» с дальностью до 200 км. Реализации существующих планов доработки истребителя МиГ-29 позволит сохранить его на вооружении до 2010-2015 гт.

Германская фирма «DASA» совместно с ВПК МАПО-МИГ зимой 1997 г. завершила доработку первого из истребителей МиГ-29, находящихся в составе Лкхртваффе. Перегоночная дальность полета истребителя увеличена до 2900 км за счет установки подкрылъевых ПТБ емкостью по 1150 л (ранее самолеты МиГ-29 из состава германских ВВС несли лишь под фюзеляжный ПТБ емкостью 1500 л). Кроме того, проведен ряд доработок планера и бортового оборудования, продлен ресурс самолета.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ. Истребитель выполнен по интегральной аэродинамической схеме с плавным сопряжением низкорасположенного крыла и фюзеляжа, дающей повышенные (примерно в два раза по сравнению с истребителями 1тредьщущего поколения) несущие свойства, двумя разнесенными двигателями и двухкилевым вертикальным оперением. Доля КМ (по массе) в конструкции планера составляет около 7%, наиболее широко применяется углепластик, с использованием которого выполнены поверхности управления.

Крыло имеет развитые корневые наплывы, обеспечивающие высокие несущие свойства на больших углах атаки. Угол стреловидности по передней кромке консолей крыла 42°, корневых наплывов (у борта фюзеляжа) 73,5°, отрицательный угол поперечного V равен 2°, корневая хорда 5,60 м, концевая - 1,27 м, удлинение 3,5. Механизация крыла включает автоматически управляемые маневренные предкрылки по всему размаху и закрылки.

Фюзеляж - цельнометаллический, типа полумонокок, с плоскими боковыми стенками в районе кабины летчика и резким уменьшением площади поперечного сечения за кабиной. Аэродинамика самолета улучшена установкой на штанге ПВД пластин-вихрегенера-торов. Между соплами двигателей расположены расщепляющиеся тормозные щитки и контейнер тормозного парашюта.

Кабина МиГ-29 гораздо просторнее, чем на предыдущих МиГах. Козырек фонаря односекционнъгй и не имеет переплета. Катапультируемое кресло К-36ДМ располагается с углом наклона спинки 10° и обеспечивает аварийное покидание самолета во всем диапазоне высот и скоростей полета, включая режимы движения по земле.


МмГ-29М(МмГ-33)


На УБС МиГ-29уБ над задней кабиной установлен убирающийся в полете перископ, обеспечивающий летчику хороший обзор вперед при взлете и посадке.

Хвостовое оперение установлено на балках, служащих продолжением гондол двигателей. Кили с развитыми фор-килями и рулями направления, отклонены наружу от вертикали на 6 , угол стреловидности килей по передней кромке около 48", расстояние между килями по основанию 3,38 м.

Стабилизатор - цельноповоротный дифференциальный, угол стреловидности по передней кромке около 50°

Шасси трехопорное с одноколесными основными и двухколесной носовой стойкой. Основные стойки убираются в корневые части крыла с поворотом на 90°, передняя стойка убирается назад в отсек между воздухозаборниками. Носовая стойка управляемая в пределах ±30°. На носовой стойке установлен подвижный грязезащитный щиток, обеспечивающий дополнительную (помимо перекрытия каналов воздухозаборников) защиту двигателей от попадания посторонних предметов при движении самолета по земле.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА. На самолете МиГ-29 установлено два ТРДДФ РД-33 (2 х 8340 кгс).

ВООРУЖЕНИЕ. Имеется встроенная пушка ГШ-301 (30 мм, боекомплект 150 патронов). Ракетное вооружение МиГ-


29 включает две УР класса «воздух-воздух» средней дальности типа Р-27 с радиолокационным полуактивным наведением или ТТС (до шести единиц) и УР малой дальности Р-73 или Р-60М (до шести единиц).

Неуправляемое вооружение включает блоки НАР С-8 (80 мм, 40 или 80 ракет) или две-четыре НАР С-24Б (240 мм), свободнопадающие бомбы калибром 250 и 500 кг на четырех узлах внешней подвески, а также до четырех контейнеров малогабаритных грузов КМГУ-2.

РАЗМЕРЫ. Размах крыла 11,36 м; длина самолета 17,32 м; высота самолета 4,73 м; площадь крыла 38,0 м2.

МАССЫ И НАГРУЗКИ, кг Нормальная взлетная 14500 («9-12») или 15240 («9-13»); максимальная взлетная 18.500 («9-13» -19.700); топлива во внутренних баках 3700; боевой на-грузки: 2000 («9-12») или 3000 («9-13»).

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость 2450 км/ч (М=2,3); максимальная скорость на малой высоте 1480 км/ч; посадочная скорость 250-260 км/ч; практический потолок 17 000 м («9-13»); максимальная скороподъемность на уровне моря 330 м/с («9-13» - 300 м/с); практическая дальность без ПТБ 1500 км; перегоночная дальность: с одним ПТБ - 2100 км, с двумя ПТБ - 2900 км; максимальная эксплуатационная перегрузка 9,0 g.

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ. Незначительное число самолетов МИГ-29 молдавских ВВС применялось во время конфликта в Придаестровье в 1992 г.

В составе ВВС Ирака несколько самолетов этого типа использовались в ходе боевых действий в районе Персидского залива в январе-феврале 1991 г. Несмотря на утверж-деьгия западных средств массовой информации о том, что истребителям ВВС! США F-15C удалось сбить шесть самолетов МиГ-29, по признанию начальника штаба ВВС США, сделаному в ходе пресс-конференции в Москве осенью 1991 г., у него не имелось информации о том, что хоть один МиГ-29 был уничтожен авиацией союзников. В то же время, по утверждению иракской стороны, самолетами МиГ-29 было уничтожено несколько истребителей многонациональных сил (в том числе, как минимум, один самолет Панавиа «Торнадо» английских ВВС, сбитый над северо-западным районом Ирака).

По характеристикам маневренности, разгона и скороподъемности самолет МиГ-29 превосходит все серийные зарубежные истребители. В ходе учебных воздушных боев МиГ-29 ВВС ФРГ с самолетами ВВС США Макдоннелл-Дуглас F-15C «Игл» было продемонстрировано некоторое преимущество МИГа над американской машиной в маневре, а также в возможностях бортовой РЛС. Аналогичные результаты дали и учебные бои МИГ-29 с самолетами Дженерал Дайнэмикс F-16C и Дассо «Мираж»2000 - наиболее современными истребителями ВВС стран НАТО.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх