Ту-160


Экипаж 4 чел.

Стратегический многорежимный бомбардировщик Tv-160 - самый крупный и, вероятно, самый мощный в мире на сегодняшний день боевой самолет. Он предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных объектов в удаленных географических районах и глубоком тылу континентальных театров военных действий. Ту-160 первый отечественный серийный бомбардировщик, при создании которого приняты меры по снижению радиолокади-оной заметности.

Во второй половине 1960-х годов, когда стало ясно, что ракетное оружие не в состоянии решать всех стратегических задач современой войны, в нашей стране вновь возобновился интерес к пилотируемым бомбардировщикам с межконтинентальной дальностью. Ряд ведущих авиационных ОКБ в содружестве с ЦАГИ и другими отраслевыми институтами приступил к работам по формированию облика перспективного сверхзвукового бомбардировщика, предназначенного для замены морально устаревших самолетов ЗМ и Ту-95 и призванного играть роль «противовеса» американскому стратегическому самолету AMSA - прообразу бомба рдировщи ка Рокуэлл В-1, исследования которого начались в США в 1965 г.


Работы велись на конкурсной основе в опытно-конструкторских бюро А.Н. Туполева, П.О. Сухого, где проектировался самолет Т-4ТМ (развитие среднего бомбардировщика Т-4), а также В.М. Мясищева (создававшийся там самолет М-18 внешне напоминал американский бомбардировщик Рокуэлл В-1 А). Первоначально ОКБ АН Туполева предложило проект межконтинентального бомбардировщика по схеме «бесхвостка» на базе аэродинамической компоновки сверхзвукового пассажирского самолета (СПС) Ту-144. Параллельно, по рекомендации ЦАГИ, исследовалась и альтернативная конфигурация много режимного самолета с крылом изменяемой стреловидности. Именно этому проекту в 1975 г. и было отдано предпочтение.

Общее руководство программой Ту-160 осуществлялось генеральным конструктором А.А. Туполевым, разработка и постройка самолета велись под непосредственным руководством главного конструктора В. И. Близ ню ка и его заместителей - Л.Н. Базенкова и АЛ. Пухова. В программе принимали участие коллективы ЦАГИ/ ЛИИ, НИАС, В И AM, НИ AT, ряда КБ и объединении, а также сотен других гфедприятий МАП и смежных отраслей промышленности.

Впервые при проектировании боевого самолета значительное внимание уделялось вопросам снижения радиолокационной и ИК-заметности.

В 1977 г. в ОКБ им. Кузнецова началась разработка двигателя для многорежимного бомбардировщика. ТРДДФ НК-32 создавался на базе двигателей НК-144, НК-22 и НК-25, устанавливаемых на СПС Ту-144 первых серий, а также бомбардировщиках Ту-22М2 и Ту-22МЗ. Летные испытания новых ТРДДФ НК-32 были начаты в 1980 г. на летающей лаборатории Ту-95.



Первый полет опытного самолета Ту-160 состоялся 19 декабря 1981 г. (командир экипажа - Б.И. Веремей).

Поступление бомбардировщиков в строевые части советских ВВС началось в 1987 г. После распада Советского Союза практически все серийные бомбардировщики (19 самолетов) остались на Украине, на авиационной базе Прилуки. В1992 г. первые самолеты этого типа поступили на вооружение 1-го тяжелобомбардировочного авиационного полка ВВС России, базировавшегося в г. Энгельсе. К началу 1997 г. в составе этого подразделения насчитывалось пять самолетов Ту-160, еще шесть самолетов находилось в Жуковском и один - на заводе в г. Казани.

Велись переговоры о передаче России и бомбардировщиков, оставшихся на Украине (в 19% г. было достигнуто принципиальное соглашение о возвращении первой партии -10 самолетов).

Высокие характеристики Ту-160 подтверждены 44 мировыми рекордами. Например, полет по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км с полезной нагрузкой 30 т был выполнен со средней скоростью 1720 км/ч. В полете на расстояние 2000 км со взлетной массой 275 т дс›стигнута средняя скорость 1678 км/ч и высота полета 11 250 м.



Совместно с НПО «Радуга» ведутся работы по созданию на базе бомбардировщика Ту-160 самолета Ту-160СК, предназначенного для запуска космической ракеты-носителя «Бурлак».

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ Особенностью планера является интегральная схема аэродинамической компоновки, при которой корневая неподвижная часть крыла выполнена неразъемной с фюзеляжем и составляет с ним единую конструкцию. Это позволяет более полно использовать внутренние объемы для размещения грузов, топлива, оборудования, а также уменьшить число конструктивных стыков, что способствует снижению массы планера.

Основным конструкционным материалом планера является высокопрочный алюминиевый сплав. Для сильно нагруженных узлов и отсеков применены титановые и стальные сплавы. В обтекателях стыка крыла с фюзеляжем, створках бомболюков и в оперении использованы сотовые конструкции и стекл сп^столитовые выклейки.

Фюзеляж - полумонококовой конструкции со стрингерным набором, шпангоутами и продольными балками. Передняя часть фюзеляжа выполнена по интегральной схеме. В наплывах расположены топливные баки кессонной конструкции. В фюзеляж встроен центроплан, к шарнирным узлам которого крепятся поворотные отъемные части крыла. В хвостовой части фюзеляжа размещаются три топливных кессон-бака и технические отсеки.

Отъемная часть крыла (ОЧК) имеет в плане трапециевидную форму. Стреловидность ОЧК меняется от 20 до 65°.

Конструкция консолей - многолонжеронная, кессонного типа. ОЧК соединяется с центропланом при помощи поворотного узла. Поворот осуществляется приводом, расположенным в районе переднего лонжерона. Основой ОЧК является кессон, образованный лонжеронами, нервюрами, верхними и нижними панелями крыла. Кессон является топливным баком.

На каждой консоли крыла имеются: четырех секционный предкрылок, трехсекционный двухщелевой закрылок, шес-тисекционный интерцептор и флаперон. Крыло снабжено подвижными створками, закрывающими снизу щель между кессоном и последним звеном закрылка.

Поворотный гребень, установленный в корневой части ОЧК, предназначен для оптимального сочетания ОЧК с центропланом на режимах, близких к минимальной стреловидности крыла. Горизонтальное и вертикальное оперение состоит из целъноповоротного стабилизатора, поворотной части киля и нижней части киля, закрепленной на фюзеляже. Стабилизатор - цельноповоротный, со стреловидностью по передней кромке 44°.

Поворотная часть киля имеет трапециевидную форму. Большая площадь поворотной части обеспечивает хорошую управляемость самолетом на всех режимах полета.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА Четыре ТРДДФ НК-32 (4 х 25000 кгс) установлены под крылом в симметрично расположенных спаренных гондолах.

Воздухозаборники имеют вертикально расположенный клин. Каждая пара воздухозаборников обслуживает два двигателя и имеет раздельные каналы для подвода воздуха к ним.

Топливо размещается в 13 кессон-баках Каждый двигатель имеет автономную систему питания топливом с расходным баком и систему перекрестного питания.

Имеется убираемая штанга-топливоприемник системы дозаправки в полете (в качестве самолетов-заправщиков используются Ил-78 или Ил- 78М).

ОБОРУДОВАНИЕ. Бомбардировщик оснащен прицельно-навигационным комплексом, обеспечивающим автоматический полет и боевое применение. В его состав входит ряд систем и датчиков, позволяющих поражать наземные цели вне зависимости от времени суток, региона и метеоусловий. На Ту-160 установлена сдублированная инерциальная навигационная система, система астронавигации, аппаратура спутниковой навигации, многоканальный цифровой комплекс связи и развитая система радиоэлектронной борьбы, обеспечивающая обнаружение радиолокационных станций противника в широком диапазоне, постановку мощных активных и пассивных помех

Имеется огггикоэлектронный бомбардировочный прицел, обеспечивающий бомбометание с высокой точностью в дневных условиях и при низком уровне освещенности В дальнейшем возможно оснащение самолета лазерной системой подсветки наземных целей, позволяющей применять с больших высот корректируемые авиационные бомбы различных типов.

В хвостовом конусе размещены многочисленные контейнеры с ИК-ловушками и дипольными отражателями. В крайней задней части фюзеляжа установлен теплопеленгатор, обнаруживающий приближающиеся с задней полусферы ракеты и самолеты противника.

Кабина летчиков оборудована стандартными электромеханическими приборами, в целом аналогичными установленным на бомбардировщике Ту-22М-3. Однако управление самолетом осуществляется не при помощи традиционного для тяжелых кораблей российских ВВС штурвала, а посредством ручки управления «истребительного» типа.

ВООРУЖЕНИЕ. В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках может размещаться различная целевая нагрузка общей массой до 40 000 кг. Она включает управляемые ракеты типа Х-55. Допускается оснащение самолета и другими типами УР, корректируемыми и свободнопадающими бомбами, а также иными средствами поражения, что позволяет использовать бомбардировщик практически против наземных и морских целей всех классов.


РАЗМЕРЫ Размах крыла 55,7/35,6 м; длина самолета 54,1 м; высота 13,1 м; диапазон углов стреловидности крыла 20-65°.

МАССЫ, кп Максимальная взлетная 275.000, нормальная взлетная 267.600, топлива 140.600, максимальная боевая нагрузка 40.000.

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. Максимальная скорость на большой высоте 2000 км/ч; максимальная скорость у земли 1030 км/ч; посадочная скорость (при посадочной массе 140.000-155.000 кг) 260-300 км/ч; максимальная скороподъемность 60-70 м/с; практический потолок 16 000 м; практическая дальность полета: с нормальной нагрузкой 14.000 км, с максимальной нагрузкой 10.500 км; длина разбега (при максимальной взлетной массе) 2200 м; длина пробега (посадочная масса 140.000 кг) 1800 м; максимальная эксплуатационная перегрузка 2,5 g.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх