"89" (Ту-16 2ВК-1)


Самолет-фоторазведчик, опытный


По Постановлению Совета Министров СССР №2474-974 от 10.06.50 г серийный самолет Ту-14 производства завода №39 подлежал переоборудованию в самолет-фоторазведчик "8IP", впоследствии этот проект по КБ получил обозначение самолет "89", официальное Ту-16 2ВК-1. По Постановлению, самолет "89"должен был иметь следующие основные летные данные:

- максимальная скорость на высоте 5000 м - 860 - 890 км/ч;

- практический потолок - 12000 м;

- дальность полета - 3500-4800 км.

Проектирование самолета "89" началось во второй половине июля 1950 года, тогда же были получены ТТТ от ВВС. 25 сентября был закончен и предъявлен на утверждение ВВС эскизный проект. Расчетные данные самолета "89" были близкими к данным серийного Ту-14.

По проекту разведчик отличался от Ту-14: негерметичной средней кабиной, в которой размещались два фотоаппарата; установкой в грузоотсеке двух подвесных топливных бака и фотоаппарата, установкой в хвостовой части фюзеляжа фотоаппарата для перспективной съемки.

Для ведения дневной разведки на "самолете 89" были установлены: две автоматические качающиеся аэрофото-установки АКАФУ-33 под фотоаппараты АФА-33 с фокусным расстоянием 50, 75 и 100 см для планового фотографирования; фотоустановка для перспективного фотографирования под фотоаппарат АФА-33 с фокусным расстоянием 50 и 75 см; фотоустановка для планового фотографирования под фотоаппарат АФА-33 с фокусным расстоянием 20 см.

Обе автоматические качающиеся установки были смонтированы в средней кабине и могли фотографировать либо 4 параллельных маршрута при совместной работе, либо 2 маршрута при независимой работе. Учитывая, что самолет "89" наиболее эффективно мог работать на больших высотах, углы отклонения фотоустановок были рассчитаны в основном на применение аппаратов с фокусом 100 и 75 см. В этом случае при 4-х маршрутной съемке перекрытие кадров составляло 22-26 %.

При установке аппарата с фокусом 50 см перекрытие двух средних кадров составляло 28%, а средних и крайних кадров - 42%. При 2-х маршрутной съемке перекрытие кадров для всех типов аппаратов составляло 22-26 %.

Перспективная фотоустановка имела возможность менять углы наклона фотоаппарата в полете для аппарата с фокусом 50 см от -15 до -45°, а для аппарата с фокусом 75 см - от -9 до -45°. Изменение наклона производилось с помощью электромеханизма по команде с пульта штурмана.

Все четыре фотоаппарата устанавливались в специальных контейнерах, имеющих снизу оптическое защитное стекло. Направленная струя теплого воздуха обдувала защитное стекло и предупреждала его запотевание и обледенение. Для предупреждения попадания на стекла контейнеров грязи и пыли, люки под фотоустановками были сделаны со створками, открывавшимися и закрывавшимися по команде штурмана с помощью электродистанционного управления. Работа фотоаппаратов была сблокирована с положением створок люков. Электроподогрев в контейнерах позволял автоматичнеки поддерживать вокруг фотоаппаратов температуру не ниже -5 градусов независимо от температуры наружного воздуха.

Для ведения ночной разведки вместо 4-х аппаратов типа АФА в средней кабине устанавливались 2 аппарата НАФА-Зс с фокусом 50 см, с наклоном 10°, что обеспечивало перекрытие между кадрами 20%. Фотоустановки под аппараты НАФА-Зс позволяли отклонять их в полете до угла в 15 градусов от вертикали с фиксацией через каждые 2,5°.

Радиолокатор "ПСБН-М" помимо навигационных выполнял на "самолете 89" функции разведаппаратуры. Для фотографирования радиолокационного изображения индикатор радиолокатора был снабжен специальной фотоприставкой.

Параллельно с аппаратной разведкой летчик и штурман имели возможность наговаривать на магнитофон МАГ-9 свои визуальные наблюдения.

При использовании "самолета 89" для ночной фоторазведки в бомбовом отсеке вместо двух подвесных баков и фотоаппарата АФА-33/20 подвешивались 16 бомб типа ФОТАБ-50/35, ФО-ТАБ-100, САБ-100/55, САБ-100/75. Эти бомбы предназначались для освещения местности при фотографировании или визуальном наблюдении.

В случае необходимости самолет-фоторазведчик можно было выпускать в варианте бомбардировщика, при этом его тактические возможности ничем не отличались от базового Ту-14.

В марте 1951 года закончилось переоборудование в разведчик второго серийного Ту-14. Заводские испытания проводились с февраля по май 1951 года, летчик-испытатель А.Д.Перелет, ведущий инженер - Б.Н.Гроздов. Первый полет - 23 марта 1951 года. Оценка по результатам заводских испытаний была положительная, в том числе и работы фотооборудования. Однако, несмотря на положительную оценку самолета "89", машина на государственные испытания не передавалась, так как было принято решение строить в серии для ВВС самолет-разведчик Ил-28Р, созданный на базе массового фронтового бомбардировщика Ил-28.

Опытный самолет "89" после окончания заводских испытаний использовался в программе отработки средств спасения штурмана.

Впоследствии самолет "89" использовался как летающая лаборатория для испытаний различного оборудования.

Основные данные опытного самолета "89" (Ту-16 2ВК-1)

- длина самолета - 21,95 м;

- размах крыла - 21,7 м;

- высота самолета -5,69 м;

- площадь крыла - 67,36 м2;

- нормальная полетная масса - 21000 кг;

- максимальная скорость

па высоте 5000 м - 859 км/ч;

- практический потолок* - 11900 м;

- дальность полета - 3240 км;

- оборонительное вооружение - 4 х НР-23;

- экипаж - 3 чел.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх