G6M1 - ЯПОНСКИЙ "ЭСКОРТНЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ"


Осенью 1937 г. в Китай прибыли советские добровольческие авиагруппы. Они представляли собой эскадрильи ВВС РККА того времени (по 31 самолету в каждой), укомплектованные отборным летным составом и современной техникой. Многие уже имели боевой опыт, полученный в Испании.

Советским пилотам удалось изрядно потрепать японскую авиацию, уже привыкшую к отсутствию отпора в воздухе. Особенно досталось японским бомбардировщикам, летавшим днем и без истребительного прикрытия. Это вызвало принятие ряда мер японским командованием. Истребители спешно оснащались подвесными баками, усиливалось оборонительное вооружение бомбардировщиков.

Для налетов на города в глубоком тылу китайцев использовались обладающие большой дальностью морские бомбардировщики Мицубиси G3M2. Для них истребительное прикрытие по-прежнему оставалось невозможным - даже с подвесными баками ни один японский истребитель не мог сравниться радиусом действия с этой машиной (предельная дальность у нее достигала 6 200 км - куда больше, чем у нашего ДБ-3).

Поэтому в 1938 г. специалисты Арсенала морской авиации в Йокосуке (фактически это был научно-исследовательский, летно-испытательный и конструкторский центр со своим заводом) предложили создать специальный "эскортный истребитель" для сопровождения дальних бомбардировщиков. Идея была близка к советскому ЦКБ-54 -самолет сопровождения на базе бомбардировщика. Огромная дальность, минимум маневренности и оборона только за счет мощного вооружения, в том числе пушечного.

За основу предложили взять самолет Мицубиси G4M1, он же "тип 1 модель 11", тогда только проектировавшийся.

Это был большой двухмоторный бомбардировщик, готовившийся на смену G3M2. Он создавался под руководством сперва И.Хаттори, а затем Т.Хоньо. Моноплан, оснащенный двумя двигателями "Касей" по 1530 л.с, и без того имел достаточно сильное вооружение из четырех 7,7-мм пулеметов и одной 20-мм пушки. Экипаж G4M1 состоял из семи человек. 23 октября 1939 г. испытатель К.Сима впервые поднял эту машину в воздух.

Разработка модификации "эскортного истребителя" велась в Йокосуке параллельно с доработкой бомбардировочного варианта в конструкторском бюро "Мицубиси". На самолете сопровождения, названном G6M1, ликвидировали бомбоотсек, полностью отказавшись от бомбового вооружения. Там разместили большой бензобак, заменивший баки в консолях. Интегральные баки для горючего между моторами и фюзеляжем сохранили. Для повышения живучести бак в бывшем бомбоотсеке запротектировали в три слоя. Частично протектировали и баки в крыле - спереди и сзади. Из-за увеличения веса вооружения и боеприпасов запас горючего пришлось уменьшить с 4900 л до 3640 л.

Вооружение значительно усилили. Под фюзеляжем закрепили гондолу с двумя 20-мм пушками тип 99-1: одна стреляла вперед, а другая - назад (по другим данным - ставилась только одна пушка). Два пулемета, стрелявших через окна в бортах, заменили еще одной пушкой. Носовой 7,7-мм пулемет и 20-мм пушка в хвосте стандартного G4M1 у "эскортного истребителя" сохранялись. За счет стрелков экипаж G6M1 пришлось увеличить до десяти человек.

Выпуску самолетов сопровождения отдали приоритет по сравнению с бомбардировщиками. Развертывание серийного производства последних затормозили. Заводу "Мицубиси" выдали заказ на 30 G6M1. Первый из них собрали в августе 1940 г.

Но оказалось, что рост веса не прошел для машины бесследно. Максимальная скорость полета резко упала. Если опытный экземпляр G4M1 показывал на испытаниях 445 км/ч, то G6M1 не дотягивал и до 415 км/ч. Это означало, что он мог идти в строю с G3M2 при полной бомбовой нагрузке последних, но после сброса бомб начинал отставать от сопровождаемых им машин.

Поэтому производство G6M1 быстро свернули. Встал вопрос - что делать с 30 уже построенными самолетами. После небольшой переделки их передали в эксплуатацию как "большие учебные самолеты тип 1" (G6M1-K), использовавшиеся для переучивания экипажей на новые G4M1. А позднее демонтировали подфюзеляжные гондолы и превратили в транспортно-десантные самолеты G6M1-L2.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх