Межконтитенталъная баллистическая ракета РТ-23. 15Ж43

13 января 1969 года был подписан приказ министра общего машиностроения "О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23". Сразу после прекращения разработки РТ-20П Конструкторское бюро "Южное", возглавляемое Михаилом Янгелем приступило к созданию железнодорожного комплекса. Вскоре были разработаны эскизные проекты.

Впервые с подвижным ракетным комплексом ФАУ-2, смонтированном на железнодорожных платформах и размещенном в железнодорожных вагонах, советские специалисты познакомились в Германии в 1945 году.

В конце 1950-х годов в СССР разрабатывались первые проекты железнодорожных ракетных комплексов. В ОКБ-301 под руководством Семена Лавочкина прорабатывался вариант размещения межконтинентальной крылатой ракеты "Буря" на железнодорожной платформе. В ОКБ-586 под руководством Михаила Янгеля разрабатывался вариант железнодорожного базирования ракеты средней дальности Р- 12. Состав должен был включать двадцать вагонов, шесть из которых имели пусковые установки ракет. Оба проекта не получили дальнейшего развития.

В 1960-е годы разрабатывалось несколько железнодорожных вариантов. В ОКБ-1 под руководством Сергея Королева велись работы над проектом твердотопливной МБР РТ-2 железнодорожного базирования. В ОКБ-586 под руководством Михаила Янгеля разрабатывались железнодорожные комплексы РТ-21 и РТ-22. Эти проекты также не были реализованы.

Мобильный железнодорожный комплекс, обладая характеристиками грунтового комплекса, имел важное преимущество. На железнодорожную пусковую установку можно было разместить ракету, имеющую большую стартовую массу и обладающую возможностью доставки к цели большей полезной нагрузки. Однако создатели первого в мире БЖРК столкнулись с большими проблемами.

В октябре 1975 года на Павлоградс- ком механическом заводе началось строительство корпуса сборки твердотопливных двигателей для МБР РТ-23 и БРПЛ Р-39.


РТ-23. 15Ж43

РТ-23. 15Ж43 - боевой железнодорожный ракетный комплекс с твердотопливной трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой. Разработка велась в КБ "Южное" под руководством Михаила Янгеля в соответствии с приказом министра общего машиностроения "О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23" от 13 января 1969 года. В октябре 1975 года на Павлоградском механическом заводе началось строительство корпуса сборки твердотопливных двигателей для МБР РТ-23.

Межконтитенталъная баллистическая ракета РТ-23. 15Ж44

Учитывая сложности, возникшие при разработке боевого железнодорожного ракетного комплекса РТ-23, правительство страны 23 июля 1976 года приняло постановление о разработке в КБ "Южное" под руководством Михаила Янгеля шахтного варианта РТ-23 под индексом 15Ж44 с моноблочной головной частью.

Первый эскизный проект шахтной ракеты с моноблочной ГЧ был завершен в марте 1977 года. 1 июня 1979 года вышло постановление правительства о разработке для ракеты РГЧ ИН. Второй, доработанный, эскизный проект ракеты с РГЧ ИН 15Ф143 и повышенной энергетикой был выполнен в декабре 1979 года.

Летно-конструкторские испытания шахтного варианта начались в декабре 1982 года. 10 февраля 1983 года решением Совета Обороны СССР ракета РТ-23 (15Ж44) не принята на вооружение.

РТ-23. 15Ж44 РТ-23. 15Ж44 - твердотопливная трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета для шахтных пусковых установок. Разработка велась в КБ "Южное" под руководством Михаила Янгеля в соответствии с постановлением правительства страны от 23 июля 1976 года.


Межконтитенталъная баллистическая ракета РТ-23. 15Ж52 (РС-22)

Новое постановление правительства о разработке железнодорожного ракетного комплекса РТ-23 вышло 6 июля 1979 года. В КБ "Южное" разработка железнодорожного варианта ракеты 15Ж52 велась одновременно с шахтным вариантом 15Ж44. В июне 1980 года разработан эскизный проект БЖРК РТ-23.

"Постановлением правительства в 1983-1985 годах предусматривалось оборудование трех маршрутов движения для БЖРК с местами стоянок. В итоге в головном позиционном районе был оборудован в инженерном отношении и подготовлен к эксплуатации маршрут протяженностью около 2000 километров". (Ракетные войска стратегического назначения / Под. ред. И.Д.Сергеева - М.: ЦИПК, 1998. С. 105). 10 февраля 1983 года решением Совета Обороны СССР ракета РТ-23 (15Ж52) железнодорожного базирования принята в опытную эксплуатацию. Испытания ракеты на полигоне Плесецк проходили до апреля 1985 года.

Весь период эксплуатации ракета находится в транспортно-пусковом контейнере. Контейнеры размещены на пусковых установках в специальных железнодорожных вагонах. РГЧ ИН оснащена десятью боевыми блоками, размещенными на платформе разведения в один ярус.

Первая ступень МБР РТ-23 унифицирована с первой ступенью баллистической ракеты для подводных лодок Р-39 главного конструктора Виктора Макеева. Разработка двигателя первой ступени морской ракеты Р-39 была возложена на КБ "Южное" в сентябре 1973 года. Огневые испытания двигателя ЗД65 в составе ракеты были начаты в январе 1980 года. Серийное производство первых ступеней ракет РТ-23 и Р-39 развернуто на Павлоградском механическом заводе. Серийное производство двигателей третьей ступени 15Д291 развернуто на Пермском заводе химического оборудования (ПЗХО).

Автономная система управления разработана в Московском НИИ автоматики и приборостроения под руководством Владимира Лапыгина. Ракета оснащена комплексом средств преодоления ПРО. Смесевое топливо и твердотопливные заряды для ракеты РТ-23 разработаны в НИИ-125 под руководством Бориса Жукова.

Командный модуль для управления пусковой установкой БЖРК РТ-23 разработан в ЦКБ ТМ под руководством Бориса Аксютина и Александра Леонтенкова.

Вот что рассказал мне генеральный директор-генеральный конструктор Государственного предприятия "ЦКБ тяжелого машиностроения" Александр Леонтенков:

"При создании командного модуля БЖРК (главный конструктор комплекса - академик Владимир Федорович Уткин, главный конструктор ПУ - Алексей Федорович Уткин) мы столкнулись с целым рядом научно-технических проблем. Надо было обеспечить связь в условиях сложной электромагнитной обстановки, связанной с электрификацией железных дорог. Необходимо было также обеспечить магнитную совместимость различного рода электронного оборудования, находящегося в сравнительно небольших объемах. Все эти проблемы были нами решены.

Для обеспечения средств связи собственными антенными устройствами мы paзработали выдвижные, встроенные антенны и антенны, размещаемые под радиопрозрачной крышей вагона".


РТ-23


РТ-23 в транспортно-пусковом контейнере на железнодорожной платформе


Пишет академик Владимир Уткин:

"Нужно много "Першингов", чтобы уничтожить ракетный поезд. Это схватка не один на один, как при шахтном варианте, а соотношение совсем иное… А потому это, конечно же, уникальный боевой комплекс. Американцы тоже хотели сделать нечто подобное, но их остановили, во-первых, частные железные дороги, и, во- вторых, отсутствие разветвленной железнодорожной сети. Вспомним, они пережили трудные времена с железнодорожным транспортом и лидерство захватили авиация и автотранспорт.

Ну а наша страна настолько огромная, что затеряться на наших железных дорогах с нашими поездами легко, а, следовательно, для потенциального противника задача поиска таких ракетных комплексов усложняется, что и требуется". (Владимир Губарев. Южный старт. -М.: Некое, 1998. С. 66).

Из книги "Днепровский ракетно- космический центр":

"Разработка и создание впервые в мире боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК), находящегося и поныне на боевом дежурстве, позволяет при внезапном нападении сохранить ракетно- ядерный потенциал и нанести ответный удар". (Паппо-Корыс- тин В., Платонов В., Пащенко В. Днепровский ракетно-космический центр. - Днепропетровск. ПО ЮМЗ-КБЮ, 1994. С. 19).

РТ-23. 15Ж52( РС-22) РТ-23.15Ж52 - твердотопливная трехступенчатая межконтинентальная баллистическая ракета для БЖРК. Оснащена РГЧ ИН с десятью боевыми блоками. Разработана в КБ "Южное" под руководством Михаила Янгеля и Владимира Уткина. Разработка начата в 1976 году. Постановление правительства вышло 6 июля 1979 года. Комплекс принят в опытную эксплуатацию 10 февраля 1983 года.

Автономная система управления разработана в Московском НИИ автоматики и приборостроения под руководством Владимира Лапыгина. Пусковая установка разработана в Ленинградском КБ Спецмаш под руководством Алексея Уткина. Способ старта - минометный. Ракета оснащена комплексом средств преодоления ПРО. Смесевое топливо и твердотопливные заряды разработаны в НИИ-125 под руководством Бориса Жукова. Командный модуль разработан в ЦКБТМ под руководством Бориса Аксютина и Александра Леонтенкова.

Серийное производство ракет было развернуто на Павлоградском механическом заводе. Железнодорожная пусковая установка серийно выпускалась Юргинским машиностроительным заводом.

Максимальная дальность стрельбы - 10 000 км.

Максимальная стартовая масса - 104 т.

Масса ракеты в ТПК - 126 т.

Масса головной части - 4,05 т.

Количество ядерных боевых блоков - 10.

Длина ракеты - 22 м.

Максимальный диаметр корпуса - 2,4 м.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх