ФИНАЛ СТАЛИНГРАДСКОЙ ЭПОПЕИ

Вид немецкого аэродрома в Армавире после налета Ил-2, февраль 1943 г.


10 января 1943 г. войска Донского фронта после 55 минутной артиллерийской и авиационной подготовки перешли в наступление, прорвали оборону противника и 2 февраля ликвидировали в северной части Сталинграда последнюю немецкую группировку. В битве за Сталинград была поставлена точка.

Подводя итоги боевых действий штурмовиков Ил-2 в битве за Сталинград, можно констатировать, что ставка командования Красной Армии на эти самолеты вполне оправдалась. В ходе битвы роль бронированных штурмовиков Ильюшина неуклонно возрастала. Так, если в оборонительный период (12 июля – 18 ноября) Ил-2 совершили только 8,6% всех самолето-вылетов (что составило 6673 боевых вылетов), то в период контрнаступления (19 ноября – 2 февраля) удельный вес боевых действий "горбатых" почти удвоился и составил 15,2% всех самолето-вылетов (или 5463 боевых вылетов). При этом в 82% случаях "ильюшины" действовали непосредственно в интересах наземных войск на поле боя, около 9,6% самолето-вылетов было затрачено ими на удары по аэродромам, 3,9% – на патрулирование и воздушную разведку, 1,4% боевых вылетов – для действий по резервам, железнодорожным и автомобильным перевозкам противника, на прочие задачи пришлось 3,1% самолето-вылетов.

Вместе с тем, тактика и способы выполнения повторных атак штурмовиками Ил-2 все еще оставались не отработанными. Продолжительность огневого воздействия на противника была небольшой, боевые задачи зачастую выполнялись наспех, без должной подготовки на земле, а атаки целей – с одного захода без учета обстановки и характера цели. Сигналы для перестроения,

перехода в атаку и сбора группы экипажами не отрабатывались, вследствие чего штурмовики продолжали нести неоправданные потери от истребительной авиации и зенитной артиллерии противника.

По поводу недостатков в боевой работе штурмовиков Ил-2 в период контрнаступления под Сталинградом в директиве командующего 8-й ВА генерал- майора авиации Т.Т.Хрюкина №0059 от 7 марта 1943 г. указывалось следующее: "…Применение боеприпасов в соответствии с характером цели и тактической обстановкой не всегда было грамотным.

При действии по танковым колоннам применялись пушки ШВАК, РС-82, а иногда и пулеметы ШКАС без учета типа танков, тогда как по танкам типа Артштурм и Т-3 эти средства малопригоды… Разведка и доразведка, а особенно фотографирование целей и контроль выполнения поставленных задач поставлены плохо. Вследствие недостаточного изучения летным составом поставленной задачи, маршрута следования, характера цели и тактической обстановки, а также стремления выполнить задачу без детального просмотра цели и выбора наивыгоднейших точек прицеливания, имелись случаи поражения своих войск, а также бомбометание и штурмовка по нескольку раз по уже уничтоженным или поврежденным танкам и автомашинам".

В свою очередь, приказ командующего ВВС КА генерал-полковника авиации А.А.Новикова от 17 марта 1943 г., определявший порядок оценки эффективности действий штурмовой авиации, констатировал: "Наблюдением за боевой работой… штурмовой авиации установлено, что командиры соединений и частей не занимаются решением огневой задачи и не интересуются окончательными результатами боевых действий своих частей, а именно установлением, в какой степени оказалось действительно поражение заданной цели…"

В этой связи командующий ВВС потребовал от командующих воздушных армий "…впредь до отработки фотоконтроля боевой работы штурмовиков оценку боевых действий групп давать не на основании доклада ведущего, а на основании наблюдения контролера в воздухе от полка или дивизии".

По официальным данным штаба ВВС КА боевые потери штурмовиков Ил-2 различных модификаций по всем воздушным армиям и ВВС фронтов в 1942 г. составили 1676 машин, из них: 169 самолетов были сбиты в воздушных боях с немецкими истребителями, 203 штурмовика уничтожены огнем зенитной артиллерии, 14 машин потеряно на аэродромах и 1290 "Илов" не вернулось с боевого задания (необходимо иметь ввиду, что большая часть этих потерь приходится на истребительную авиацию люфтваффе).

К этому числу необходимо добавить штурмовики Ил-2, потерянные авиацией флота. Согласно официальным данным штаба ВМФ КА, ВВС флотов в период с 22.06.41 г. по 21.06.42 г. потеряли 66 Ил-2, из которых 39 машин погибли на Черном море, остальные – на Балтике (списанные по акту "ильюшины" при подсчете не учитывались).

Средний налет на одну боевую потерю штурмовиков Ил-2 всех модификаций по всем воздушным армиям и ВВС фронтов во второй год войны составил примерно 17 боевых самолето-вылетов. При этом необходимо учитывать, что в начале 42 го боевые потери "ильюшиных" были значительно выше, чем в конце года, так как после перевооружения штурмовых авиачастей на двухместный Ил-2, увеличения численности и изменения тактики их боевого применения боевые потери "Илов" уменьшились в среднем в 1,5-2 раза.

Так, если в период с 22.06.41 г. по 01.07.42 г. средний налет, приходящийся на одну боевую потерю Ил-2 по всем фронтам по официальным данным ВВС, составил 13 самолето-вылетов, то в период с 01.08.42 г. по 01.06.43 г. – уже 26'самолето-вылетов на одну боевую потерю.

Ясно, что усреднение по отдельным полкам и направлениям даст результат, отличающийся от приведенного выше. Например, 567-й шап 2-й РАГ Северо- Западного фронта в период 31.03- 14.06.42 г. имел средний налет на одну боевую потерю Ил-2 – 6-7 боевых вылетов (6 часов налета), 874-й шап 267-й шад 2-й ВА Воронежского фронта в период 27.07-18.09.42 г. – 9 боевых вылетов, 945-й шап 206-й шад 8-й ВА Сталинградского фронта в период 13.1022.12.42 г. – 11 боевых вылетов, и т.д.

Для сравнения, в период битвы под Сталинградом на одну боевую потерю истребителя ЛаГГ-3 пришлось 43 боевых вылета, Ла-5 – 40, Як-1 – 45, а бомбардировщика Пе-2 – 54 боевых самолето-вылетов.

Средний процент неисправных Ил-2 в штурмовых авиачастях в 1942 г. снизился до 21,4% (с 32% в 1941 г.). Однако в отдельных случаях процент неисправной техники оставался весьма и весьма высоким. В декабре 42-го в 8-й ВА, "из-за неправильной экплоатации материальной части и халатности со стороны командного, летного и технического состава произошло 39% общего количества неисправностей". Последнее же "в значительной степени отражалось на интенсивности боевой работы…"

Другими словами, напряженность боев была чрезвычайно высокой, а подготовка летного и технического состава штурмовых авиачастей Красной Армии во всех отношениях оставляла желать лучшего.

Надо сказать, что подобное положение дел с матчастью наблюдалось и на других фронтах. Поэтому в начале февраля 1943 г. состояние самолетного парка ВВС КА стало предметом специального обсуждения Государственным Комитетом обороны. В результате вышло Постановление ГКО № 2819 от 03.02.43 г., согласно которому количество неисправной авиатехники в строевых частях в ВВС КА отныне не должно было превышать 15%. Этим же постановлением при Управлении ИАС ВВС КА было создано Управление полевого ремонта и Управление капитально-восстановительного ремонта, а в воздушных армиях и округах – Отделы полевого ремонта.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх