Focke-Wulf FW 190A3

23 июня 1942 г. англичане получили неожиданный подарок – на аэродроме в Пэмбри приземлился новенький FW 190А-3 с серийным номером 130313. Его пилотировал обер-лейтенант Армии Фабер.

В составе своей эскадрильи незадачливый пилот летел на штурмовку английского аэродрома Морлэ, когда немцы были перехвачены «Спитфайрами».

Потеряв ориентировку, отбившийся от своих Фабер принял Бристольский залив за Ла-Манш, перелетел его, и, пребывая в полной уверенности, что возвратился во Францию, совершил посадку на первый же попавшийся аэродром.

Так Фабер попал в плен, а его «Фокке-Вульф» был изучен специалистами RAF. Об испытаниях самолета в Великобритании было написано немало (см. «А и К» № 5-6/2000). Тем не менее, нам кажется интересным представить читателям перевод статьи, посвященной истребителю FW 190А-3, которая была опубликована в журнале «Aeroplane» от 14 августа 1942 г. Ниже приведен ее перевод с небольшими сокращениями, касающимися технического описания конструкции самолета, но сохранена оценка англичанами самолета и его элементов.


The Focke-Wulf FW 190А-3

Легенды первых военных дней о превосходстве истребителя Мессершмитт Bf 109 в последние несколько месяцев слогоют и о новейшем германском истребителе Focke-Wulf Fw 190. Впервые самолеты этого типа были использованы в боях в сентябре 1941 г. Теперь появилась возможность судить об этом самолете на основе реальных фактов. Он – хороший, даже очень хороший. Однако ничего мистического в этом истреби теле нет, он вовсе не непобедимый.

Если бы вдруг представилась возможность выбрать для инспекции и облета любой германский аэроплан, то мы остановили бы свой выбор на FW 190. И что же? Такой самолет совершил вынужденную посадку на территории нашей страны несколько недель назад. Неделю назад мы смогли осмотреть истребитель и оценить его поведение в полете.

Резюме будет следующим: Focke-Wulf FW 190А-3 представляет собой очень компактный и эффективный скоростной истребитель с мощным вооружением и хорошей бронезащитой. В то же время его никак нельзя считать истребителем высшего класса, это далеко не Bf 109F. За счет высокой посадочной скорости FW 190 достаточно сложен в пилотировании. В то же время на высотах от 16 000 до 24 000 футов FW 190 представляет собой грозного противника, здесь он лучше любого другого современного истребителя в мире. Выше и ниже самолет не столь опасен.


Отсек пушки MG 151


Кабина FW 190


Приборная доска FW 190


Основная стойка шасси Fw 190


С технической точки зрения наибольший интерес представляет использование в качестве двигателя истребителя мотора воздушного охлаждения. С аэродинамической точки зрения машина не выдерживает критики, но конструкция – превосходна. Электорооборудование – первый класс. Очевидно, что самолет спроектирован с учетом упрощения технологии производства. Управляемость в полете восхитительна, но двигатель не сразу реагирует на изменение режима работы. Радиус полета ограниченный.

Немного цифр. Максимальная скорость на высоте 18 000 футов при нормальном режиме работы двигателя составляет 375 миль в час (600 км/ч). При чрезвычайном режиме работы двигателя на высоте 20 000 футов удалось развить скорость 390 миль в час (625 км/ч). Выше и ниже максимальная скорость резко и быстро уменьшается. На высоте 4500 футов самолет не хотел лететь быстрее 326 миль в час (520 км/ч). Заход на посадку выполняется на скорости 125 миль в час, касание – при скорости 110 миль в час. Удачен вынос колес шасси вперед, за счет чего на пробеге можно эффективно использовать тормоза.

Вооружение состоит из четырех пушек и двух пулеметов. Пулеметы Рейнметалл-Борзиг калибра 7,92 мм установлены на фюзеляже перед кабиной пилота. Они стреляют через диск винта. Скорострельность составляет 600 выстрелов в минуту, боекомплект – 1000 патронов на ствол. В сумме масса минутного залпа двух пулеметов составляет 35 фунтов – столько же сколько у одного нашего Браунинга.

Две пушки Маузер калибра 20 мм установлены в центроплане. Они, также как и пулеметы, стреляют через диск винта. Впервые пушки синхронизированы с вращением винта. Пушка Маузер представляет собой прекрасный образец авиационного вооружения с высокой скорострельностью и высокой начальной скоростью снаряда. Скорострельность без учета синхронизации составляет 950 выстрелов в минуту, но учитывая ширину лопастей воздушного винта реальная скорострельность вряд ли превышает 700 выстрелов в минуту. Но и такая скорострельность может считаться достаточной, масса минутного залпа двух пушек будет составлять 350 фунтов – в десять раз больше, чем у пулеметов. Боекомплект на каждую пушку составляет 200 снарядов – их хватит всего на 17-секундную очередь.

Две крыльевых пушки, установленных вне ометаемой площади винта – плохое оружие. Это 20-мм Эрликоны со скорострельностью всего 450 выстрелов в минуту. Начальная скорость снаряда низкая. Рядом с каждой пушкой установлен магазин барабанного типа на 60 снарядов, но снаряжается в него не 60, а 55 снарядов – очередь продолжительностью 7,5 с. Масса минутного залпа двух Эрликонов – 225 фунтов.

Суммарная масса минутного залпа всего вооружения – 610 фунтов, огромная величина. Однако на коротких дистанциях вооружение не очень эффективно из-за наличия пулеметов и пушек Эрликон. Наши недавно появившиеся четырехпушечные истребители эффективнее.

FW-190 представляет собой очень небольшой компактный аэроплан. При осмотре становится очевидным, что самолет проектировала великолепная команда конструкторов планера, двигателя и бортовых систем. Все системы, исключая тормоза колес и изменение шага винта, имеют электроприводы. Тормоза и механизм изменения шага винта – гидравлические. Электрооборудование – качественное и надежное, немцы в последние годы зарекомендовали себя в этой области настоящими мастерами.


Оперение FW 190. Открыт инспекционный лючок


Выхлопные патрубки двигателя


Компоновка Fw 190, составленная после изучения машины Фабера


С аэродинамической точки зрения FW 190 является свободнонесущим низкопланом с трапециевидным крылом. Двигатель BMW-801D очень незначительно выступает за переднюю кромку крыла. Двигатель прост в обслуживании, за исключением инспекционных осмотров, которые должны проводиться через каждые 10 часов наработки. Осмотр всех агрегатов двигателя затрудняется плотной компоновкой моторного отсека.

В целом аэродинамика самолета плоха. Максимальное по площади сечение фюзеляжа сильно смещено вперед. Ничего общего с каплеобразной аэродинамикой американских истребителей с двигателями воздушного охлаждения самолет FW-190 с аэродинамической точки зрения не имеет. Отделка планера очень грубая, особенно в части стыков панелей обшивки и амбразур под стволы пушек и пулеметов. Сравнивать ее с отделкой серийных британских истребителей просто не имеет смысла.

Конструкция самолета производит хорошее впечатление. Как ни странно, фюзеляж представляет собой цельную конструкцию.


Силовая установка FW 190АЗ




Элерон FW 190


Закрылок FW 190


Кабина имеет небольшие размеры, но очень эргономична. Трения в тягах управления практически не ощущается. Обзор из кабины неожиданно хороший, за исключением обзора при рулении. Фонарь кабины сдвигается назад вместе с гаргротом, в воздухе и даже при просто работающем двигателе фонарь открыть невозможно. В аварийной ситуации фонарь сбрасывается с помощью пиропатрона. Вентиляция кабины превосходна – отработанных газов от двигателя не чувствуется совсем. В кабине установлен полный комплект приборов.

Бронирование размещено очень продуманно. Заголовник кресла выполнен из брони толщиной 14 мм, за креслом установлена бронеспинка толщиной 8 мм, толщина лобового бронестекла козырька кабины 2,25 дюйма. Передний ряд цилиндров двигателя закрыт кольцом из броневой стали толщиной 5 мм, второй ряд цилиндров – кольцом толщиной 3 мм. Вывести из строя самолет FW 190 пулеметным огнем почти невозможно, но от снарядов пушек он уязвим.

Топливные баки в крыльях отсутствуют, два бака расположены в фюзеляже, один под кабиной летчика, второй – за ней. Баки – протектированы.

Двигатель – сердце самолета. Мотор BMW-801D очень компактный. Очень широкие лопасти воздушного винта сравнительно небольшого диаметра можно считать недостатком при полетах на большой высоте, но увеличение диаметра винта ограничено высотой стоек основных опор шасси. С конструктивной точки зрения шасси являются едва ли не лучшими в мире. Лучше разве только шасси американского истребителя «Мустанг».

Самолет FW 190 приятен в пилотировании. Управлять элеронами можно кончиками пальцев. Истребитель легко крутит бочки на высоких скоростях полета, быстро разгоняется на пикировании. Скорость пикирования очень высокая. Однако из-за высокой нагрузки на крыло, FW 190 имеет большой радиус виража. Радиус виража британских истребителей меньше.

Очевидно, что FW 190 создавался как истребитель воздушного боя, а не как истребитель-бомбардировщик. Это подтверждается тем фактом, что FW 190 вытесняют на Западном фронте Bf 109F (впрочем, это была оценка самолета на 1941 г. Дальнейший ход событий показал, что FW 190 стал исключительно удачным истребителем-бомбардировщиком. Прим. редактора «АиК»),

Курту Танку и его команде удалось создать сложный самолет, который прост в производстве. По отдельности конструкция, приборное оборудование, электросистема и силовая установка превосходны. Самолет в целом представляет собой совершенную систему оружия, аэроплан, который следует тщательно изучать. Общее впечатление после знакомства с FW 190 сложилось следующее – хороший самолет, но далеко не феномен.


Владимир Котельников, Михаил Никольский







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх