НОВОСТИ МИРОВОЙ АВИАЦИИ

Болгария
Аннулирование контракта на модернизацию вертолетов Ми-17 и Ми-24

Модернизированный Ми-24 "Sova-Attack"


Министр обороны Болгарии Николай Свинаров в марте 2005 г. сделал официальное заявление об аннулировании программы модернизации вертолетного парка, несмотря на то что контракт на сумму 57 млн. Евро (77 млн. долл) был подписан всего месяц назад – в феврале 2005 г. Согласно контракту, израильская фирма Элбит Системз должна была модернизировать шесть тактических транспортных вертолетов Ми-17 и 12 боевых вертолетов Ми-24Д/В. Фирма Элбит была объявлена победителем тендера на проведение модернизации вертолетов в декабре 2004 г. Предусматривалось проведение ремонта с целью продления ресурса вертолетов и усовершенствование бортовых систем и оборудования. В тендере также принимали участие отделение Lohav израильской фирмы IAI, французская фирма SAGEM и британская BAE Systems.

Согласно болгарским источникам, представители фирмы Элбит не сумели получить лицензию на производство ремонтных работ у держателя авторских прав на вертолеты – Московского вертолетного завода им. Миля. Израильтяне рассчитывали получить лицензию в период подведения итогов тендера, но правительство России отказалось предоставить лицензии израильским фирмам, принимавшим участие в болгарском тендере, кроме того, был заявлен протест со стороны России министерству обороны Болгарии. В начале февраля 2005 г. министр обороны России Сергей Иванов заявил, что контракт с фирмой Элбит на модернизацию болгарских вертолетов является «нелегальным».

Представители фирмы Элбит заявили, что решение об аннулировании контракта стало для них сюрпризом и что они рассчитывают на дальнейшие переговоры с Болгарией о возможности перезаключения контракта.

МВЗ им. Миля предлагал министерству обороны Болгарии собственные варианты модернизации вертолетов в 2003 и в 2005 г.г., основанные на использовании оборудования российской разработки, однако так как Болгария стала членом НАТО, российское оборудование и вооружение сочли не отвечающим стандартам НАТО.

Тем не менее, программа модернизации вертолетного парка вооруженных сил Болгарии де факто перешла в стадию реализации. Весной 2005 г. появились сообщения о состоявшимся еще 16 января первом полете модернизированного международным консорциумом ATL вертолета Ми-24. В доработке вертолета принимали участие южноафриканские, французские и болгарские специалисты. На вертолете установлены гиростабилизированный комплект датчиков южноафриканской фирмы Кентрон в носовой части фюзеляжа (ИК обзорно-прицельная система, низкоуровневая ТВ система, лазерный дальномер/целеуказатель) и 20-мм пушка Кентрон F2. В систему управления оружием интегрированы южноафриканские ПТУР ZT-35 «Ингве» с лазерным наведением. Приборное оборудование кабин летчика и оператора вооружения выполнено совместимым с очками ночного видения. Полностью обновлено навигационное оборудование, установлен приемник спутниковой навигационной системы. Практически вертолет представляет собой упрощенный вариант модернизации, проведенной южноафриканцами на Ми-24 ВВС Алжира. При модернизации широко использован опыт, приобретенный специалистами ЮАР при разработке и производстве боевых вертолетов «Руивалк».

Модернизированный вертолет впервые поднялся в воздух с аэродрома авиаремонтного завода министерства обороны Болгарии в Софии. Вертолет имеет южноафриканскую гражданскую регистрацию «ZU-SOW» (ранее данный вертолет Ми-24Д состоял на вооружении ВВС Болгарии и имел бортовой номер «123»). Вертолет был куплен у Болгарии в 2004 г., его планируется использовать в качестве демонстратора технологий потенциальным заказчикам, прежде всего из стран Восточной Европы. Вертолет после модернизации получил наименование «Sova-Attack». Сообщается, что работы модернизации вертолета «борт123» никак не связаны с программой модернизации парка болгарских вертолетов Ми-24 и Ми-17, но в сие верится с трудом…


Ирак – Польша
Поставки вертолетов для армии Ирака

Два контракта было подписано 15 декабря 2004 г. Согласно контрактам армия Ирака получит из Польши 20 вертолетов PSL-Свидник W-3 «Сокол» и 24 вертолета Ми-17. Сумма контракта на поставку вертолетов W-3 «Сокол» составляет 132 млн. долл., предусмотрена поставка четырех вертолетов из 20 в VIP-конфигурации и четырех в санитарном варианте, остальные 12 вертолетов будут поставлены в транспортно-ударной модификации. Сделка предусматривает подготовку иракских летных экипажей и инженерно-технического состава. Поставка первых вертолетов ожидается в ноябре 2005 г.

Второй контракт на сумму 105 млн. долл. заключен с польской государственной военно-промышленной компанией BUMAR. 24 вертолета Ми-17 (об источнике поступления вертолетов не сообщается, но это не вновь построенные вертолеты) перед отправкой в Ирак пойдут ремонт на авиаремонтном заводе WSL-1 в Лодзи, Польша.

Дополнительно часть польских вертолетов, в настоящее время находящихся в Ираке, будет передана новой иракской армии.


Великобритания
Перспективы и состояние вертолетного парка вооруженных сил

Британские вертолеты "Линке" и АН-64 "Апач Лонгбоу"


Крайним сроком принятия новой программы строительства вертолетного парка Великобритании определено лето 2005 г. Ряд вертолетостроительных программ неоднократно подвергался критике со стороны Национального аудиторского управления Великобритании за неудовлетворительный менеджмент, кроме того отмечалась количественная нехватка вертолетов, желание высшего военного и промышленного руководство избежать риска, без которого невозможно сделать «первоклассный» проект. В июле 2004 ассигнования на верто- летостроительные программы министерства обороны были урезаны на 1,4 млрд. фунтов стерлингов до чуть больше 3 млрд. фунтов стерлингов, в то же время старение существующего парка вертолетов заставляет ускорить принятие решение о перспективах оснащения вооруженных сил вертолетами.

Практически все британские вертолетостроительные программы неоднократно пересматривались и корректировались. Основными являются программы Support Amphibious Battlefield Rotorcraft (SABR, винтокрылый аппарат поддержки десантных операций), Battlefield Light Utility Helicopter (BLUH, легкий многоцелевой вертолет поля боя), Surface Combatant Maritime Rotorcraft (SCMR, вертолет поддержки морских и наземных операций) и Merlin Capability Sustainment Programme (CSR, программа модернизации вертолета «Мерлин»). Все эти программы подверглись ревизии, а суммы ассигнований на них значительно пересмотрены. В настоящее время представители закупочного агентства министерства обороны считают, что упор следует делать на «замене типов», а не на модернизации и продлении ресурса.

Вертолеты Уэстленд «Пума» НС.1 и Уэстленд «Си Кинг» НС.4 являются устаревшими, они не способны эффективно использоваться в условиях жаркого климата и высокогорья, характерных для Ближнего Востока и Афганистана. Восемь вертолетов сил специальных операций Боинг «Чинук» НС.З находятся на хранении, их рассматривают в качестве основных кандидатов на замену эскадрильи вертолетов «Пума» ВВС Великобритании. Замена вертолетов «Си Кинг» из состава ВМС представляется более проблематичной. Существует программа разработки механизма складывания лопастей несущих винтов вертолета «Чинук». Вертолет «Чинук» со складывающимися лопастями несущих винтов можно будет хранить в подпалубных ангарах авианосцев. Для отработки конструкции механизма складывания лопастей необходимы ассигнования в размере 100 млн. фунтов стерлингов. Альтернативой «Чинуку» являются вертолеты Агуста-Уэстленд «Мерлин» НС.З и NH-Индастриз NH- 90. Долгое время в качестве кандидатов для замены вертолетов «Си Кинг» рассматривались перспективная модификация вертолета «Чинук» и также перспективный вариант вертолета Сикорский СН-53Х, причем вертолет Сикорского к числу фаворитов не относился.

Армии требуются легкий вертолет для замены вертолетов Уэстленд «Линкс» и Уэстленд «Газель». Новый вертолет должен обладать способностью взаимодействовать с боевыми вертолетами Агуста-Уэстленд «Апач» АН.1 и перевозить мелкие армейские подразделения. Программа BLUH в настоящее время считается несостоятельной, требуется установка на вертолет новых бортовых систем и снижение стоимости. Как вариант рассматриваются закупка 38 вертолетов «Линкс» или вертолетов NH- 90, Еврокоптер ЕС-145 или ЕС-645. Появление БПЛА «Уахткипер» и возможности вертолетов «Апач» АН.1 заставили пересмотреть программу в сторону снижения приоритета разведывательных возможностей вертолета BLUH.

Ожесточенные дебаты развернулись в отношении парк вертолетов ВМС. Существует две точки зрения: сохранить на вооружении несколько типов вертолетов или перейти к единому парку на базе вертолета «Мерлин». Вертолет SCMR в том виде, в каком он рассматривается сейчас, не способен служить заменой вертолетам «Линкс» HAS.3/HMA.8. Вариант с закупкой новых вертолетов «Супер Линкс», близкими по возможностям вертолетам, поставленным Малайзии и Оману, не потребует крупных инвестиций, но не исключается задержка с поставками вертолетов из-за наличия экспортных заказов. Программа MCSP предполагает снижение стоимости вертолета «Мерлин» при повышении его эффективности, что позволит использовать его в качестве многоцелевого, в том числе в качестве патрульного, ретранслятора, поисково- спасательного, вертолета снабжения судов и кораблей в море. Глубину модернизации вертолета «Мерлин» решит исход дебатов о пути развития вертолетного парка ВМС. В случае принятия решения о переходе на однотипный парк, вертолет подвергнется наиболее серьезной модернизации.

Рассматривается долговременная стратегия в плане замены порядка 40 поисково-спасательных вертолетов «Си Кинг», состоящих на вооружении ВВС и ВМС. Изначально предполагалось, что перспективный поисково-спасательный вертолет будет являться частью программы SABR, но теперь данный тип вертолета выделен в отдельную программу. Замена поисково-спасательных вертолетов намечена на середину следующего десятилетия.

Помимо планируемых закупок новых вертолетов ведутся работы по модернизации существующего парка. Вертолеты «Линкс» будут оснащены бортовым комплексом обороны, у них планируется усилить вооружение «ближнего» радиуса действия. Фирма Локхид-Мартин предложила для установки на вертолеты «Мерлин» комплект электронно-оптических датчиков, получивший в ВМС Великобритании обозначение L-3WESCAM MX-15 (американское обозначение AN/AAQ-35), как ожидается электрон- но-оптическая система расширит возможности вертолета при патрулировании прибрежной зоны, корректировке артиллерийского огня кораблей и при выполнении других задач. В дальнейшем предполагается вдвое увеличить массу полезной нагрузки вертолета «Мерлин».

Особое место занимают планы модернизации боевых вертолетов «Апач» АН.1, последний из 67 заказанных вертолетов «Апач» был передан армейскому авиационному корпусу в июле 2004 г. В самое ближайшее время на вертолеты будет установлено радиооборудование, совместимое с новейшей радиосвязной системой армии Великобритании Bowman. До конца марта 2005 г. должно было быть принято решение о возможной замене обзорно-прицельных систем боевых вертолетов. Фирма Локхид Мартин разработала модернизированную обзорно-прицельную системы M-TADS/PNVS (Modernised Target Acquisition and Designation Sight/Pilot Night Vision Sensor, «фирменное» наименование «Эрроухед») для армии США. Фирма Локхид Мартин успешно вела переговоры с фирмой Агуста-Уэстленд об установки данной системы на британские вертолеты «Апач». Новая обзорно-прицельная система позволит обнаруживать и идентифицировать объекты с больших дистанций. Новую систему можно устанавливать на вертолеты вместо старой во время планового ремонта вертолетов. Фирма Локхид-Мартин планирует к 2009 г. прекратить выпуск систем TADS/PNVS в связи с переходом на производство систем M-TADS/PNVS, поскольку армия США приняла решение о переоснащении этими системами 704 состоящих на вооружении боевых вертолетов «Апач». Таким образом, если вертолеты «Апач» АН.1 не будут модернизироваться, то могут возникнуть проблемы с запасными частями к системам TADS/PNVS.

К высшим приоритетам относится улучшение характеристик установленных на вертолетах «Апач» АН.1 двигателей Роллс-Ройс/Турбомека. Также проявляется интерес к работам фирмы Боинг в области усовершенствованной несущей системы для вертолетов AH-64D блок III.


Мерлин НС.З


Парк вертолетов вооруженных сил Великобритании по состоянию на январь 2005 г.

Израиль – США
Поставки новых боевых вертолетов Боинг AH-64D «Апач Лонгбоу»

Израильский AH-64D


ВВС Израиля получили первые три из 18 заказанных боевых вертолетов Боинг AH-64D «Апач Лонгбоу» (сумма контракта 640 млн. долл.). Согласно источникам фирмы Боинг Израиль закупит дополнительно еще шесть вертолетов, чтобы вооружить ими полноценную эскадрилью. Вертолеты АН- 64D получили в ВВС Израиля наименование «Seraph», вертолеты АН-64А «Peten». Вертолеты AH-64D «Seraph» прибыли 1 апреля 2005 г. на авиабазу Рамон в южной части пустыни Негев, здесь же базируются вертолеты АН-64А «Peten».

Согласно контракту, подписанному с фирмой в 2001 г., ВВС Израиля получат девять вновь построенных вертолетов AH-64D, еще три вертолета АН-64А «Peten» должны были быть модернизированы до уровня AH-64D «Seraph». ВВС Израиля посчитали, что 12 вертолетов не являются «критической массой», необходимой для полноценного использования всех их возможностей, поэтому в ноябре 2004 г. был заключен контракт на модернизацию еще шести вертолетов АН-64А «Peten» в вариант AH-64D «Seraph». Модернизация вертолетов рассчитана на 18 месяцев.

Источники в фирме Боинг считают очевидным потребность ВВС Израиля в 24 вертолетах AH-64D «Seraph», хотя финансирования на заказ дополнительных вертолетов не предусмотрено. Представитель фирмы Боинг заявил: «Израиль имеет более 40 вертолетов АН-64А, возможно он станет последней страной, имеющей на вооружении «Апачи» модели «А» из-за чего могут возникнуть проблемы с запасными частями».

На вертолете AH-64D «Seraph» установлена надвтулочная РЛС миллиметрового диапазона Лонгбоу Интернешнл AN/APG-78 «Лонгбоу». Ниже РЛС установлен радиочастотный интерферометр Локхид Мартин AN/APR-48 для пассивного поиска целей для ПТУР AGM-114L «Лонгбоу Хкллфайр 2». В дополнение к ПТУР с радионаведением в ассортимент вооружения вертолетов AH-64D ВВС Израиля входят ПТУР с лазерным наведением AGM-114К/М «Хеллфайр 2». И те, и другие ракеты подвешиваются на пилоны М299, которые также способны нести перспективные ракеты JCM (Joint Common Missile, единая управляемая ракета). Ракета JCM разрабатывается фирмой Локхид Мартин. ВВС Израиля отказались от оснащения вертолетов 70-мм НАР со складным оперением.

В носовой части вертолета АН- 64D «Seraph» установлена модернизированная обзорно-прицельная система Локхид Мартин Эрроухэд М- TADS/PNVS. Израильской фирмой Элбит для вертолета AH-64D «Seraph» разработана уникальная система боевого управления на основе системы HeliC3. Фирмой Элбит разработан также интегрированный нашлемный прицел/дисплей. Бортовой комплекс вертолета AH-64D «Seraph» включает пассивную систему предупреждения Элистра SPS- 65 и датчик предупреждения о радиолокационном облучении SPJ-40. Значительно усовершенствовано радиосвязное оборудование, в настоящее время вертолеты получили возможность обмениваться информацией только между собой, в перспективе планируется расширить возможности системы по обмену информацией.

В среде высшего командования Армии Обороны Израиля существует серьезная оппозиция вертолету «Апач Лонгбоу»: «Данная платформа разработана под требования традиционной войны, которые все меньше и меньше устраивают нас». Часть офицеров считает более перспективным направить ассигнования, затраченные на закупку вертолетов «Апач Лонгбоу», на беспилотные летательные аппараты.


США
Поставки вертолетов Боинг CH-47F «Чинук»

MH-47D "Чинук" из состава сил спецальных операций армии США


Контракт на сумму 549 млн. долл. на поставку 17 новых вертолетов СН- 47F «Чинук» подписан между армией США и фирмой Боинг 21 декабря 2004 г. Ранее был подписан контракт на поставку семи вертолетов CH-47F в декабре 2003 г. Вертолеты будут собираться на заводе фирмы в Ридли-Парк, Филадельфия. Начало поставок намечено на сентябрь 2006 г., окончание – на конец 2008 г. Согласно новой закупочной программе армии США, количество вертолетов «Чинук» в армейской авиации США намечено увеличить с 463 до 513. Предусмотрена модернизация 397 вертолетов CH-47D до уровня СН- 47F наряду с закупкой 55 новых вертолетов CH-47F. Кроме того, планируется увеличить количество вертолетов «Чинук» в силах специальных операций армии США с одновременной модернизацией состоящих на вооружении вертолетов. В настоящее время на вооружении сил специальных операций имеется 34 вертолета MH-47D/E, планируется иметь 61 вертолет MH-47G.


Новые самолеты AC-130U "SPOOKY"

Принято решение о модернизации четырех самолетов С-130Н в вариант AC-130U "Spooky". Первые самолеты-ганшипы были переоборудованы из транспортных С-47 в годы войны во Вьетнаме, затем «ганшипы» переоборудовались из военно-транспортных самолетов С-119 и С-130. Ганшипы на базе С-130 состояли и состоят только на вооружении Сил специальных операций ВВС США. Закупки новых самолетов АС-130 не проводились с 70-х годов, велась только модернизация существующих самолетов. Главным подрядчиком по модернизации транспортных С-130 в боевые АС-130 стала фирма Боинг. Самолеты предполгается оборудовать системой GMS2, которая включает И К обзорно-прицельную систему третьего поколения, низкоуровневую телевизионную обзорную систему и лазерный дальномер/целеуказатель.

Вероятно решение о закупке новых самолетов AC-130U связано с общей тенденцией возрастания удельного веса операций войск специального назначения и их авиационной компоненты в вооруженных конфликтах низкой интенсивности.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх