СУПЕРМАРИН "СПИТФАЙР"

(Продолжение. Начало в №№ 1-4/2005 г.)


«Пятерки» в бою

Почетным командиром 603-й эскадрильи «City of Edinburgh» была Ее Величество королева Елизавета… «Спитфайры» Mk V эскадрилья получила в июне 1941 г. В июле эскадрилья вошла в состав авиакрыла особого назначения, перед которым стояла задача сопровождения новейших четырехмоторных бомбардировщиков «Стирлинг» в дневных рейдах на кон- титент. Лакомая цель в виде огромных бомбардировщиков привлекала германские перхватчики – практически каждый полет оборачивался боестолкновением.

В воздушном бою 8 июля 1941 г. с 15 Bf. 109 получил повреждения «Спит» флайт-лейтенанта Скотт-Мал- дена. На обратном пути самолет сержанта Вуда над Кале сначала подбили зенитки, а затем над Ла-Маншем окончательно добили «мессера». Тем не менее, Вуд сумел перетянуть через канал. «Спитфайр» плюхнулся на брюхо возле Кентерберри. В тот же день летчики эскадрильи провели еще один бой с полуторадесятком «мессеров», в котором удача улыбнулась британцам: над Лиллем сержант Тэбор сбил один Bf. 109.

Лилль стал едва ли не постоянным объектом налетов «Стирлингов», а значит и районом действия собственных Ее Величества «пятерок».

19 июля бомбардировщики сопровождали 11 «Спитфайров» Mk V из 603-й эскадрильи. 21 июля по одному «мессеру» над Лиллем сбили пай- лот-офицер Де Лорм, уинг-коммендер Степлтон и сержант Арчибальд. Сержант Тэбор уничтожил Bf. 109 на летном поле аэродрома Сент-Омер.

Тяжелое испытание выпало на долю пилотов эскадрильи 23 июля. В этот день на сопровождение «Стирлингов» в налете на Бетюн ушло восемь истребителей, но два вернулись. У одного самолета потекла маслосистема, у второго сорвало фонарь кабины. Почти сразу после пересечения береговой черты на бомбардировщики, которые прикрывала уже только шестерка «Спитов», обрушилось два десятка Bf. 109. В жестокой собачьей схватке был сбит сержант Тэбор. Флайт-лейтенант Гилрой и сержанты Стоур и Нейл одержали по одной победе. Гораздо важнее результатов воздушного боя между истребителями стал факт успешного выполнения задания и возвращения на базу всех бомбардировщиков, хотя ни один «Стирлинг» и не избежал попаданий.


"Пятерка" переделанная из Mk.l, потерянная 22 июня 1941 г. в бою с "Мессершмиттами"


Результат полета на бреющем – несмотря но повреждение винта, самолет вернулся на базу


Звено "пятерок" над Англией


Сбитый Mk. VB на французском пляже


Сбитый "Спитфайр" известного аса Роберта Стэнфорда-Така с отметками о 29 победах


Август и сентябрь также прошли в полетах на сопровождение бомбардировщиков. Накал воздушных боев в августе по сравнению с июлем несколько ослаб. Эскадрилья потеряла всего один «Спитфайр», но его пилоту, флайт-лейтенанту Мортону удалось спастись после недолгого «купания» в Ла-Манше. Дж. С. Мортона первый раз сбили еще в октябре 1940 г., а после второго прыжка, летчика, чтобы не искушать судьбу, перевели на тыловую должность. К этому моменту на счету Мортона значилось четыре достоверных победы, пять вероятных и пять самолетов он повредил.

Стоявшие в начале сентября туманы и низкая облачность мешали полетам. Первые две недели сентября боевые вылеты вообще не выполнялись. 27 числа 12 «пятерок» сопровождали 12 «Бленхеймов» в налете на Мазенгарбе. Берег Франции британские самолеты пересекли под аккомпанемент мощного огня зенитной артиллерии противника. Едва самолеты миновали зону действия зенитной артиллерии, как на них свалились «мессера». Пилоты «Спитфайров» сбили один Bf 109, один повредили, еще два «мессера» посчитали сбитыми «вероятно». Собственные потери оказались серьезнее: из полета не вернулись сержанты Аллард и Арчибальд, пайлот-офицеру Мэрланду и сержанту Беннету пришлось садиться на вынужденную, а сержант МакКилви с трудом дотянул до аэродрома на самолете с полностью разбитым рулем направления.

8 декабря летчики эскадрильи провели первый воздушный бой с Fw 190. Знакомство обернулось трагедией: «фоккеры» сбили три «Спитфайра», немецкая сторона потерь не понесла.

15 декабря эскадрилью перебазировали из района Лондона в более спокойную Шотландию. Здесь летчикам предстояло заняться перехватами ночных рейдеров люфтваффе. Увы, в первом же полете на перехват без вести пропал командир эскадрильи скуадрон-лидер Форшоу. Форшоу взлетел на перехват, но уже через несколько минут перестал отвечать на запросы с земли. Вероятно, не имевший опыта ночных полетов пилот столкнулся с водной поверхностью – на земле обломков самолета не нашли.

Пришлось организовать тренировки по выполнению полетов на перехват в темное время суток, но даже после окончания «курса боевой подготовки» несколько попыток перехватить одиночные Ju-88 успеха не имели.

В марте 1942 г. личному составу эскадрильи был предоставлен официальный отдых. В апреле подразделение перебросили в Клайд, где началась подготовка к переброске на Мальту. Наземный персонал отправили морем сначала вокруг Африки в Египет, а уже оттуда на Мальту. «Спитфайры» же перелетели в Гибралтар, где были погружены на американский авианосец «Уосп». Взлетев с авианосца в западном Средиземноморье, самолеты без помех добрались до Мальты, опередив инженерно-технический состав.


"Спитфайр"из состава 243-й эскадрильи, переброшенной в декабре 1942 г. в Северную Африку


Канадский Ас Джордж Бюрлинг


Дозаправка "Спитфайро" на Мальте


"Спитфайры" с тропическими фильтрами на о.Мольта


О Мальте, и роли этого острова в борьбе за Средиземное море написано достаточно много, поэтому остановимся только на мальтийских «Спит- файрах». Битва за Мальту стала самой яркой страницей в биографии «Спитфайра» Mk V. Первые 15 «Спитфайров» Mk VB из 249-й эскадрильи прибыли на остров, взлетев с авианосца «Игл», 7 марта 1942 г. До конца месяца на Мальту было доставлено еще 16 «спитов». Новые истребители подняли моральный дух защитников острова, но, чтобы переломить ситуацию, истребителей было слишком мало. Мальта подвергалась налетам германской и итальянской авиации ежедневно.

В апреле-мае три авианосца (два британских – «Игл» и «Аргус», и один американский – «Уосп») обеспечили прибытие на Мальту 120 «Спитфайров» Mk V. Это уже была сила. Силу, которую противник быстро ощутил на собственной шкуре: к середине мая интенсивность налетов на остров значительно ослабла. Всего за восемь месяцев авианосцы доставили на Мальту 367 «Спитфайров».

Одним из ведущих асов Мальты стал канадец сержант Патрик Шаэйд из 126-й эскадрильи, на счету которого 12 подтвержденных по бед, одержанных над средиземноморской твердыней. Шаэйд прибыл на Мальту в марте 1942 г. Свою первую победу он одержал 23 апреля, сбив Ju-87. Ас погиб в июле 1944 г. на «Спитфайре» Mk XIV.

Одну из первых побед в небе Мальты одержал флэг-оффицер Роберт МакНэйр, который прибыл на Мальту 7 марта 1942 г. 18 марта он подбил свой первый Bf. 109, а войну завершил, имея на совеем счету 16 побед, семь из которых были одержаны в небе Мальты.

На «Спитфайре» Mk VC "BR323" стал асом в одном боевом вылете канадец сержант Джордж Бюрлинг из 249-й эскадрильи: 6 июля 1942 г. он сбил два МС.202 и один Bf. 109. Бюрлинг стал одним из самых результативных летчиков-истребителей союзников – 31 победа в воздушных боях и лучшим асом Мальты – 27 побед. Ас разбился в тренировочном полете в Италии вскоре после войны. К этому моменту он уже был пилотом еще не созданных ВВС еще пока еще не признанного государства Израиль.


Первая "пятерка"с укороченным крылом на испытаниях


"Спитфайр" Mk.VLF


Обслуживание винта "Спита"


Обслуживание "Спитфайро"


Демонтаж пушки "Испано-Сюиза"



"Спитфайр " с нормальным и укороченным крылом


28 апреля 1943 г. на «Спитфайре» Mk VB «ЕР829» американец-доброволец Джон Линч, командир 249-й эскадрильи, поджег Ju-52/Зт – официально 1000-й самолет противника, сбитый в небе Мальты. В тот день Линчу записали 3,5 победы, всего на его счету десять сбитых, все – на «пятерках». Интересна судьба истребителя, на котором была одержана эта «юбилейная» победа. «Спитфайр» Mk VB «ЕР829» в конечном итоге достался

противнику, правда, бывшему. В1946 г. по программе военной помощи этот самолет передали ВВС Италии.

«Пятерки» из 603-й эскадрильи однажды одержали довольно необычную победу. «Спитфайры» перехватили итальянский гидросамолет Cant-506, машину, шансов против «спитов» не имевшую никаких. Получив пару очередей в крыло, пилот гидроплана при- воднил свою машину в миле от берега. Прежде чем Cant пошел ко дну, людей успел забрать британский катер. Спасено было пять итальянцев и четверо британцев – пилотов сбитого «Бофорта», которых, как пленников, везли на этом самолете. Парадокс же в том, что кресты «За летные заслуги» получили отнюдь не пилоты 603-й эскадрильи, а экипаж «Бофорта».

3 августа 1942 г. личный состав 603-й эскадрильи послужил ядром сформированной на Мальте 299-й эскадрильи.

Перед вторжением в Сицилию на Мальте были сосредоточены 15 эскадрилий, вооруженных «Спитфайрами» Mk V и одна эскадрилья «девяток».

В конце 1941 г. «Спитфайры» Mk. V поступили на вооружение 65-й эскадрильи. Эскадрилья привлекалась к сопровождению бомбардировщиков и «Харркейнов» с подвешенными бомбами в налетах на континент.

В феврале 1942 г. «пятерки» из 65-й эскадрильи принимали участие в попытках английской авиации сорвать прорыв линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзеноу» через Ла-Манш. Как известно, германские корабли благополучно прошли по опасному маршруту.


"Пятерка" – истребитель-бомбардировщик с 250-фунтовой бомбой


Первая фотография вооруженного четырьмя пушками"Спитфайра", сделанная в … США!


"Спитфайры"из 601-й эскадрильи с противопылевыми фильтрами "Абукир"


"Спитфайр" одной из двух австралийских эскадрилий на территории Великобритании


"Спитфайр" из польской эскадрльи


В воздушных боях с истребителями Fw.190 и Bf. 109, которые прикрывали германские линкоры, летчики 65- й эскадрильи сбили по официальным британским данным один «мессер» достоверно и два вероятно, эскадрилья потерь не понесла. Тогда же в отчаянной попытке «Суордфишей» достать германские корабли, торпедоносцев прикрывали «Спитфайры» Mk V из 72-й эскадрильи. Пилоты «пятерок» не сумели отвести беду от торпедоносцев, но сбили трех «фоккеров». Первый же Fw 190 летчики 72-й эскадрильи записали на свой счет 22 ноября 1941 г.

19 августа 1942 г. начался знаменитый рейд на Дьепп – заранее обреченная на неудачу демонстрация минивторжения в Европу. Одной из целей операции британское командование ставило провоцирование люфтваффе на воздушное сражение. Сражение состоялось. «Пятерки» из 65-й эскадрильи сбили два бомбардировщика Do-17 и один повредили.

«Спитфайры» Mk V оставались на вооружении 65-й эскадрильи до мая 1943 г.

Первыми «Спитфайрами» Mk V, прибывшими в Северную Африку в августе 1942 г, стали истребители 92-й эскадрильи. Вскоре все эскадрильи 244-го авиакрыла (145-я, 691-я и 92-я эскадрильи) получили «Спитфайры» Mk V.

В июле 1943 г., в преддверии высадки на Сицилию, авиакрыло было перебазировано на Мальту. Уже через несколько дней после начала операции, 92-я эскадрилья перелетела на Сицилию. 3 сентября 1943 г. войска союзников высадились в Италии. В числе других самолетов, прикрытие сил вторжения от атак с воздуха осуществляли «пятерки» 92-й эскадрильи. Той же осенью эскадрилья получила новые «Спитфайры» HF.VIII.

Вероятно в числе последних, в октябре 1943 г., «Спитфайры» Mk V поступили на вооружение действовавших в Бирме 607-й и 615-й эскадрилий. Базировавшиеся в Аракане «Спитфайры» привлекались к перехвату японских самолетов над Бенгальским заливом. Интересно, что наведение перехватчиков осуществлялось по данным РЛС. Всего было выполнено порядка 60 перехватов. К сожалению «Спитфайры» не обладали необходимой дальностью полета для эффективных действий над океанскими просторами.

Британские пилоты невысоко оценили выучку своих японских коллег. По официальным данным соотношение потерь в воздушных боях составило 8 : 1 в пользу летчиков «Спитфайров», а своим главным врагом британцы считали вовсе не японцев, а пыль грунтовых аэродромов. Очевидец вспоминал, что взлетающий «Спитфайр» даже с земли можно было увидеть за несколько миль по столбу пыли, поднятой винтом. В таких условиях техникам приходилось, мягко говоря, несладко. Техник 607-й эскадрильи отмечал, что только на удаление пыли с внешних поверхностей самолета после полета приходилось тратить не менее часа.


"Пятерки" из эскадрильи "Свободной Франции "


"Пятерка"в составе эскадрильи с чехословацкими пилотами


"Пятерка" 331-й эскадрильи (норвежской)



«Пятерки» оставались на вооружении бирманских эскадрилий сравнительно недолго – в марте 1944 г. их сменили «Спитфайры» Mk VIII.

Всего в разное время истребители «Спитфайр» Mk V состояли на вооружении более 100 эскадрилий RAF, а также ряда национальных формирований, действовавших в составе ВВС Великобритании.

(Продолжение следует)


Дмитрий Хазанов







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх