Истребитель-бомбардировщик Рипаблик F-105 «Тандерчиф»

(Продолжение. Начало в АиК № 7/2005 г.)


Двухместные модификации F-105E и F-105F


Параллельно с серийным выпуском истребителей-бомбардировщиков F-105D фирма Рипаблик пыталась заинтересовать ВВС США в двухместной всепогодной ударной модификации самолета, получившей обозначение F-105E. Пять самолетов модели «Е» начали строить, но в 1959 г. ВВС категорически отказались от двухместной версии истребителя-бомбардировщика. Самолеты достроили как обычные F-105D. Опыт эксплуатации «Тандерчифов» заставил командование ВВС пересмотреть свое отношение к спарке – двухместный вариант признали необходимым для использования в процессе подготовки пилотов F-105D. В мае 1962 г. Макнамара дал добро на производство двухместных учебно-боевых самолетов F-105F.

Наличие кабины второго члена экипажа привело к удлинению носовой части фюзеляжа на 774 мм (30,5 дюйма). Чтобы компенсировать некоторую потерю путевой устойчивости, связанную с удлинением передней части истребителя-бомбардировщика, площадь вертикального оперения была увеличена на 15%. Приборное оборудование обеих кабин было идентичным. Несмотря на несколько большую массу, летные характеристики F- 105F сохранились на уровне F-105D.

Прототип двухместного учебно-боевого самолета (заводской номер 62- 4412) совершил первый полет 11 июня 1963 г., а уже через полгода, 7 декабря 1963 г., первый F-105F получили ВВС США. Всего до прекращения серийного производства «Тандерчифов» в 1964 г. изготовили 143 самолета варианта F-105F. F-105F с серийным номером 63-8566 стал последним, 833-м, построенным «Тандерчифом», самолет был сдан заказчику в январе 1965 г.

Двухместный «Тандерчиф» не являлся учебным в общепринятом смысле этого слова. По мнению командования ВВС ограниченный обзор из второй кабины не позволял обучать летчиков. Самолет предназначался для повышенной подготовки пилотов, в первую очередь обучению полетам по приборам в сложных метеоусловиях и ночью, а также тренировкам на боевое применение. До Вьетнама этой машине не придавали особого значения, о вышло так, что двухместные «Тады» сошли со сцены много позже одноместных.


Гроза радаров: F-105F/G " WILD WEASEL"

Мощная система ПВО Северного Вьетнама заставила американцев резко активизировать работы по созданию специализированного противорадиолокационного самолета в рамках программы «Wild Weasel». Первой такой машиной, нашедшей применение на поле боя, стал F-100F «Супер Сейбр», но F-100F не хватало,

а кроме того, «Супер Сейбр» уступал по скорости ударным самолетам («Тандерчифам»), которые призван был охранять. В январе 1966 г. командование ВВС одобрило решение о разработке «Wild Weasel» второго поколения на базе двухместного «Тандер- чифа». Почти отвергнутый учебно- боевой F-105F пришелся как нельзя более кстати. Прототип F-105F «Wild Weasel II» (серийный номер 62-4412) совершил первый полет 16 января 1966 г. Состав бортового электронного оборудования нового «Визеля» не отличался от оборудования самолета РЭБ на базе «Супер Сейбра»: система обнаружения электромагнитного излучения AN/APR-25(V), система предупреждения о пусках ракет AN/APR-26. Официально обозначение противорадиолокационного «Тандерчифа» не менялось – F-105F, но неофициально самолет чаще называли EF-105F.

Первые четыре EF-105F прибыли на таиландскую авиабазу Корат 28 мая 1966 г. Первый боевой вылет состоялся 6 июня. В тот день EF- 105F несли новейшее оружие борьбы с РЛС – управляемые ракеты AGM- 45 «Шрайк». К концу года в Юго-Восточной Азии находилось 23 EF-105F.


Первый двухместный F-105F


EF-105F наносит бомбовый удар. Под крылом – AGM-45 'Шройк"


F-105G, вооруженный AGM-78 "Стандарт"


В марте 1968 г. развернулось проектирование «официального» EF-105F, почти сразу же переименованного в F-105G «Wild Weasel III». Программа предусматривала переоборудование в вариант «G» самолетов F-105F.

Противорадиолокационные «Тандерчифы» состояли на вооружении 4519-й и 4537-й эскадрилий (1965- 69 гг.); 18-го авиакрыла (1973 г.); 561-й эскадрильи 35-го авиакрыла (начало 70-х гг.); 562-й и 563-й эскадрилий (1073-78 гг.); 354-й эскадрильи 355-го авиакрыла и 44 эскадрильи 388-го авиакрыла (конец 60-х г.г.); 561-й эскадрильи (до 1973 г.); 6010 и 17-й эскадрилий (1972-74 гг.).

В состав встроенного специализированного бортового оборудования самолета F-105F «Wild Weasel II» входили:

– станция постановки помех AN/ALQ-71;

– станция постановки помех AN/ALQ-87, как альтернатива станции AN/ALQ-71;

– приемник предупреждения о радиолокационном облучении AN/APR-25;

– приемник предупреждения о пусках пакет AN/APR-26.

Типовым вариантом внешней подвески считался следующий:

– внешние крыльевые пилоны: контейнер со станцией постановки помех AN/ALQ-71/87

– внутренние крыльевые пилоны: противорадиолокационная ракета AGM-45 «Шрайк», или AGM-78 «Стандарт», или до четырех 340-кг фугасных бомб М-117НЕ, или подвесной 450- литровый топливный бак

– центральный подфюзеляжный пилон: 650-литровый подвесной топливный бак или шесть 340-кг фугасных бомб М-117НЕ, или пять 454-кг фугасных бомб Мк.83НЕ.

На F-105G ставились более совершенные приемники предупреждения о радиолокационном обнаружении и пусках ракет. Система AN/ALR-46 могла одновременно анализировать и идентифицировать излучение 16 передатчиков, определяя примерные азимуты на источники.

В вариант F-105F 'Wild Weasel II было переоборудовано 86 учебно-боевых «Тандерчифов»; 56 из них дорабатывались под использование ракет AGM-45 «Шрайк», 30 – под AGM- 78 «Стандарт».


« Тандерчифы» летят но войну (Истребители-бомбардировщики F-105 в Индокитае)

Война для Вьетнама началась в 1941 г. и не прекращалась практически до 1975 г. ВВС США начали втягиваться в конфликт с 1961 г., когда на авиабазе Тансоннат была размещена американская военная миссия, предназначенная для оказании помощи в строительстве военно-воздушных сил Южного Вьетнама. В октябре 1962 г. миссия была преобразована во 2-ю воздушную дивизию, организационно входившую в состав 13-й воздушной армии Тихоокеанского командования ВВС США.

Участник войны во Вьетнаме майор Джеральд Д. Ларсон на страницах журнала «Эйр форс» как-то привел разговор двух летчиков: один летает на F-4, другой – на F-105:

– Я летчик-истребитель, я летаю на «Фантоме»!

– Как смеет парень, пилотирующий аэроплан с двумя двигателями и двумя кабинами, называть себя истребителем?!!

Запоминается обычно последнее, так и «Фантом», который в заключительные годы «грязной войны» взял на себя львиную часть боевой работы, стал символом присутствия США в Индокитае. «Мой «Фантом» как пуля быстрый…», – кто из поколения советских мальчишек 70-х годов не знал этой песни? На самом деле «первую скрипку» в 60-е годы в Индокитае играли неуклюжие внешне истребители-бомбардировщики Рипаблик F-105 «Тандерчиф», но вся слава досталась «Фантомам». Понятно, что летчики «Тандерчифов» не упускали возможности поддеть своих «якобы» коллег-истребителей, летавших на «двухместных аэропланах с двумя двигателями».

В начале августа 1964 г. на авиабазу Корат в Таиланд с южнокорейской базы Осан была переброшена 36-я тактическая авиационная эскадрилья. Официально «Тандерчифы» должны были обеспечивать прикрытие с воздуха поисково-спасательных операций в Лаосе и Камбодже. «Свою войну» в этих странах вело ЦРУ США. 9 августа восемь F-105D из 36-го TFS встали на боевое дежурство. Основными аэродромами базирования истребителей-бомбардировщиков F- 105D в Индокитае стали Корат и Текли. Эскадрильи разных авиакрыльев перебрасывались в Таиланд на ротационной основе. На театре военных действий эскадрильи находились в оперативном подчинении штабов двух авиакрыльев – 6234-го (Корат) и 6235- го (Такли).

Первый боевой вылет «Тандерчифы» выполнили спустя неделю после появления в Таиланде – 14 августа. Четверка «Тандерчифов» приняла участие в поисково-спасательной операции. Над Лаосом был сбит ЦРУш- ный Т-28. Звено F-105D взлетело с таиландской базы Корат на сопровождение поисково-спасательного вертолета. В ходе выполнения задания один F-105D (заводской номер 62-4371) получил прямое попадание 37-мм снаряда зенитки, но летчик лейтенант Дэйв Грэбин смог дотянуть на подбитой машине до Кората. В открытую «Тады» стали наносить удары по целям на территории Лаоса с 10 декабря 1964 г. В этот день началась операция «Баррел Ролл» – воздушная кампания по обеспечению действий Королевской армии Лаоса против отрядов Патет Лао.

США готовились к нанесению ударов с воздуха по территории Демократической республики Вьетнам загодя. Гораздо раньше, чем имела место атака вьетнамскими торпедными катерами американских эсминцев «Мэддокс» и «Тернер Джой», на столе начальника штаба ВВС США уже лежал список из 94 подлежащих уничтожению северовьетнамских объектов. Сей факт совершенно спокойно подтвердил в большом интервью журналу «Авиэйшн Уик» генерал-майор ВВС Гилберт Л. Мейер, интервью было опубликовано по горячим следам, в ноябре 1967 г.




'Тандерчифы" идут но войну: 562-я эскадрилья во время остановки на о.Гуам при перелете из Канзаса в Юго-Восточную Азию


Но снимке первый потерянный в Юго-Восточной Азии "Тандерчиф" – во время "свободной охоты" американских ВВС над Лаосом 14 августа 1964 г. самолет был поврежден 37-мм снарядом. И хотя пилот сумел вернуться на базу, "Тад" списали


Апрель 1965 г. F- 105D из состава 354-й эскадрильи летит бомбить Северный Вьетнам – самое начало операции "Роллинг тандер"


На начальном этапе полномасштабной войны политическое руководство США решало три стратегических задачи: оказание помощи правительству Южного Вьетнама в установлении контроля над территорией страны; пресечение поступления военной помощи «внутреннему» врагу; оказание поэтапного давление на Северный Вьетнам с целью заставить правительство ДРВ прекратить поддержку коммунистического движения на Юге.

Одним из главных инструментов решения последний задачи стали истребители-бомбардировщики F-105 «Тандерчиф». Поэтапное давление на Северный Вьетнам предполагало нанесение «дозированных ударов» по военным и промышленным объектам страны, нарушение транспортной системы, особенно в районах, прилегавших в демилитаризованной зоне вдоль 17-й параллели. «Поэтапная» стратегия «дозированных» ударов подвергалась ожесточенной критике со стороны «ястребов», того же генерала Мейера. Критике, надо сказать, обоснованной:

«Мы уничтожаем мост, его ремонтируют, мы опять уничтожаем мост и так далее…Мы разбили почти все электростанции Северного Вьетнама, но во Вьетнаме появилось примерно 2000дизель-генераторов, в результате система электроснабжения не была выведена из строя… Наша авиация выполняет тысячи самолето-вылетов но «вооруженную разведку», вместо того, чтобы нанести решительный удар по самому уязвимому месту ДРВ – порту Хайфон». Зачем превращить в пустыню тысячи квадратных миль джунглей, если можно просто вывести из строя все портовое оборудование Хайфона, через который Вьетнам получает до 85% необходимых грузов? Существование запретных для налетов авиации зон вдоль границы с Китаем и вокруг Ханоя приводит к неоправданным потерям». Мейер знал, о чем говорил – с апреля 1965 г. по август 1966 г. он являлся заместителем командующего 7-й воздушной армией ВВС США, американской авиационной группировкой в Индокитае. Потери в истребителях-бомбардировщиках были действительно высокими. Министр обороны США Роберт Макнамара так поставил задачу летчикам:

«…целью является оказать влияние на развитие ситуации в Южном Вьетнаме. Не следует наносить удары по электростанциям, топливохранилищам, портам, плотинам. Наши цели – дороги, места перегрузки военных материалов с одного вида транспорта на другой».

Указания Макнамары выполнялись не всеми и не всегда, тем не менее, министр обороны здорово повлиял на тактику и стратегию использования авиации над Северным Вьетнамом.

Воздушное наступление на ДРВ началось в феврале 1965 г., когда США создали в регионе мощную авиационную группировку. В Таиланд были переброшены дополнительные эскадрильи F-105 из США и Японии. 2 марта самолеты 12-й и 67-й эскадрилий бомбили военные склады в Ксомбонге, это был первый рейд «Та- дов» на Север. Из боевого вылета не вернулось три F-105, один пилот погиб, двоих вытащили вертолеты.

Сюрпризом для американцев стало появление в небе вьетнамских истребителей, причем появление весьма эффектное.

Утро 4 апреля началось для системы ПВО ДРВ с пролетов американских самолетов-разведчиков над Тхань- хоа. Затем появились большие группы ударных самолетов, которые направлялись к расположенному в Хам- ранге мосту (по мосту накануне уже наносила удар палубная авиация ВМС США) и в сторону электростанции в Тханьхоа. В 10 ч 20 мин. с аэродрома Нойбай взлетело отвлекающее звено истребителей МиГ-17 (летчики Ли Тронг Лонг, Фам Ван Так, Хо Ван Кай и Трон Минь Фуонг). Звено набрало высоту 8000 м, после чего стало патрулировать над Вабанем и Фулай, провинция Намха, отвлекая внимание американцев от ударной группы. Ударное звено МиГов возглавлял Тран Хань:


"Тандерчиф" увернулся от только что пролетевшей ракеты "земля-воздух" комплекса С-75


На хвосте у "Тандерчифа" вьетнамский МиГ-17


«Я был командиром ударного звена, моим ведомым летел Фам Гиай, ведущим второй пары – Ли Минь Хуан, ведомым второй пары – Тран Нгуен Нам. Я пошел на взлет в 10 ч 22 мин. Погода было облачной, над землей висел туман. На малой высоте мы взяли курс на восток, затем изменили направление полета на юго- восточное и вышли в район патрулирования. В 10 ч 30 мин. я установил визуальный контакт с противником: группой из четырех истребителей-бомбардировщиков F-105D «Тандерчиф». «Тандерчифы» как раз освобождались от бомб. Я приказал ведомому прикрыть меня.

Огонь по самолету противника из всех трех бортовых пушек открыл с дистанции в 400 м. «Тандерчиф» загорелся и рухнул в море. Американцы развернулись, чтобы атаковать нас, мы разошлись на пары. Я с ведомым взял курс но юг от моста в Хамронге, пара Ли Минь Хуана пошла на север. Ли Минь Хуан сбил второй F-105D. Бой продолжался, за счет численного превосходства противник сбил самолеты Фам Гиая, Ли Минь Хуана и Трон Нгуен Нома.

Вьетнамские летчики 4 апреля провели второй в истории ВВС своей страны воздушный бой (первый имел место 3 апреля). Три МиГ-17 были сбиты, но и ВВС США потеряли два «Тандерчифа». Американцы не зафиксировали побед своих летчиков в воздушном бою 4 апреля, возможно все три погибших вьетнамских летчика стали жертвами точной стрельбы «дружественной» зенитной артиллерии. Вполне мог сработать старый принцип зенитчиков: «Сначала стреляй, а потом выясняй по кому», тем более, что тогда вьетнамские истребители в небе пока еще являлись очень большой редкостью.

ВВС США официально признали потерю двух истребителей-бомбардировщиков F-105D из 335-го тактического авиационного крыла. Летчики, майор Ф. И. Беннет и капитан Дж. Э. Мэгнуссон, погибли. После боя 4 апреля ударные группы «Тандерчифов» в обязательном порядке сопровождали самолеты F-4C, оснащенные исключительно ракетами воздух-воздух, а в состав подвески F-105 стали включать один «Сайдуиндер» (на внешнем пилоне). Когда возросла угроза от ЗРК, на противоположном «сайду- индерному» пилоне пришлось монтировать контейнер QRC-160 с аппаратурой РЭБ.

Летом 1965 г. у американских летчиков появился новый противник. И, как показали дальнейшие события, противник более грозный, нежели МиГи. Первой жертвой ЗРК С-75 стал «Фантом», сбитый 24 июля. Первый «Тандерчиф» был сбит зенитной ракетой 30 сентября в 70 км юго-вос- точнее Ханоя. Огневые позиции зе- нитно-ракетных дивизионов прочно вошли в число самых приоритетных целей. Очередной «Тандерчиф» ракетчики сбили 5 ноября; 16 ноября группа F-105 атаковала позиции ЗРК, расположенные в 30 км от Ханоя. Ракетчики огрызнулись – нападающая сторона не досчиталась одного самолета. Высокая скорость и боль

шие размеры ракеты произвели большое впечатление на летчиков: «Скай- хок» без крыльев». Первые попытки поразить позиции ЗРК успеха не имели. До пуска ракет летчики не могли обнаружить хорошо замаскированные позиции, а после пуска вызванные по тревоге ударные группы прибывали к пустому месту – дивизионы быстро меняли позиции. Тогда появилась идея обнаруживать ЗРК по излучению радиолокаторов обзора воздушного пространства. Первым самолетом-охотником за РЛС стал А-4. «Скайхок» засекал цель, а удар наносили «Тандерчифы». Комбинация A-4/F-105 стала первым шагом на пути к появлению весьма эффективных противора- диолокационных самолетов «Уайлд Уизл».

Удары американской авиации по зенитно-ракетным комплексам начались с 27 июля. В этот день 46 «Тандерчифов» бомбили позиции двух дивизионов С-75 в 60 км северо-западнее Ханоя. Летчики рапортовали о поражении одной цели, однако первый зенитно-ракетный комплекс американская авиация «официально» уничтожила лишь 17 октября (в налете принимали участие палубные «Скайхоки» и «Интрудеры» с авианосца «Индепенденс»). 7 ноября впервые отличились пилоты «Тадов» – южнее Ханоя было уничтожено два комплекса. 23 ноября «Тандерчифы» нанесли удар по позициям зенитно- ракетного дивизиона в 55 км западнее Ханоя. 27 ноября несколько F- 105 разбомбили в Донгиме (35 км юго-западнее Ханоя) техническую позицию зенитно-ракетного дивизиона; 17 строений было полностью разрушено, остальные три сильно повреждены. Боевая нагрузка истребителей- бомбардировщиков состояла из шести 750-фунтовых бомб, летчикам строго предписывалось сбрасывать все бомбы с одного захода.


Бормбовый залп "Тадов"над Северным Вьетнамом. Под пилонами каждого F-105D контейнер РЭБ QRC-160


Оружейники ставят на "Тад" снаряженный магазин 20-мм пушки "Вулкан"


МиГ-17 в прицеле F-105. Очередь из пушки и подвесной топливный бок взрывается


Наличие постоянной угрозы со стороны ЗРК заставило американцев изменить тактику. «Тандерчифы» спустились со средних высот к земле, где их не могли достать ракеты, но резко возрастала вероятность поражения малокалиберной зенитной артиллерией. Командование считало, что ракеты страшнее, некоторые летчики придерживались иного мнения. Количество направленных в небо стволов калибра 20-, 37-, 57-, 85- и 100-мм исчислялось сотнями. «Пушки на Северном Вьетнаме размножаются как кролики в брачный период!» – рапортовал своему командиру один из пилотов F-105. К целям высшего приоритета теперь добавились позиции зенитной артиллерии. Все больше ударных самолетов отвлекалось от решения стратегической задачи «поэтапного давления» в пользу решения задач насущных – борьбы с системой ПВО.

Признанием силы системы ПВО ДРВ стало изменение окраски самолетов ВВС США, точнее – появление окраски. С 1943 г. американские боевые самолеты радостно блистали неокрашенным дюралем, теперь яркий блеск сменило скромное обо- яние камуфляжа. Первыми камуфляжную окраску получили «Тандерчифы».

В 1965 г. на долю истребителей- бомбардировщиков F-105 пришлось примерно 75% всех боевых заданий, выполненных американской авиацией над Северным Вьетнамом. Статистика боевых вылетов самолетов ВВС США на объекты Северного Вьетнама «типичного» месяца 1965 г. выглядит следующим образом: F-105 – 1274 F-4 – 581 F-104 – 48 В-57 – 36 А-1 – 19; «типичной» недели: F-105 – 272 F-4 – 50 А-1 – 8.

Ежемесячный налет на один F-105 составил 60 ч. Как правило, пилоты летали на боевые задания ежедневно, в месяц предоставлялось всего три дня для релаксации в обнимку с «Белой лошадью». За 1965 г. летчики «Тандерчифов», согласно американским данным, вывели из строя 315 мостов, в 2050 местах разрушили автомобильные и в 286 местах – железные дороги; 77 раз ударам подвергались склады боеприпасов, 595 раз – места дислокации подразделений вооруженных сил ДРВ, 20 раз – топливохранилища, 65 раз – позиции ЗРК. Потери ВВС США составили более 60 «Тандерчифов», в отдельных эскадрильях потери превысили 30% от числа имевшихся самолетов!

Большинство потерь произошло из- за потери управляемости вследствие выхода из строя обеих гидросистем F-105; летчики «тихим незлым» словом поминали конструкторов, посчитавших резервную ручную систему управления анахронизмом. Гидросистемы «Тандерчифа» дублировали друг друга и являлись независимыми, однако в отдельных местах их трубопроводы проходили бок о бок. Удачное попадание – и рабочая жидкость вытекает сразу из двух систем, после чего ручка управления уходит на летчика до упора и замирает в этом положении, а самолет переходит в пикирование. Успешное катапультирование являлось лишь началом игры в «русскую рулетку» – кто раньше успеет к месту приземления: поисково-спасательные вертолет или «Чарли»?

(Продолжение следует)


Группа поздних "Спитфайров" VIII из 452-й австралийской эскадрильи, базировавшейся на о.Моротаи, декабрь 1944 г.


Владимир КОТЕЛЬНИКОВ, Михаил НИКОЛЬСКИЙ







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх