"СБ" ПО_АНГЛИЙСКИ


Бомбардировщик Бристоль "Бленхейм"

Владимир Котельников


Взлет первого опытного "Бленхейма" 25 июня 1936 г.


Английский бомбардировщик Бристоль «Бленхейм» - достаточно известная машина, внесшая существенный вклад в историю воздушной войны. За ним числится немало заслуг и, пожалуй, не меньшее количество неудач.

Интересно, что создавался «Бленхейм» вовсе не как боевой самолет. В 1933 г. Ф. Барнуэлл, главный инженер фирмы «Бристоль аэроплейн», разработал эскизный проект небольшого двухмоторного пассажирского моноплана. В проект, названный «тип 135», были заложены все основные новинки того времени: цельнометаллическая конструкция с несущей гладкой обшивкой, убирающееся шасси, полностью закрытая кабина, в которой размещались два пилота и шесть пассажиров. Барнуэлл собирался использовать новейшие моторы «Ак-вила», которые тогда только создавались входившей в тот же концерн фирмой «Бристоль энджин». В начале 1934 г. уже был готов макет, который на следующий год хотели показать на Парижском авиасалоне.

К проекту «типа 135» проявил интерес газетный магнат лорд Ротер-мир, вынашивавший идею о создании в Европе сети скоростных авиалиний для деловых людей. Ему как раз требовался небольшой, но быстроходный и комфортабельный самолет. Лорд согласился частично финансировать создание машины Бар-нуэлла при условии доработки проекта под выставленные им требования по скорости и дальности, подписав в марте 1934 г. соответствующее соглашение. В итоге появился новый вариант конструкции, «тип 142», с более мощными (640 л.с.) и, в отличие от «Аквилы», уже хорошо доведенными двигателями Бристоль «Меркьюри» VI. Поперечные размеры фюзеляжа немного ужали, стремясь снизить аэродинамическое сопротивление.

Параллельно «Бристоль аэроплейн» за свой счет готовила «тип 143», аналогичную машину с моторами «Аквила», но на восемь (вместо шести) пассажиров. Степень унификации обоих самолетов составляла примерно 70%.

«Тип 142» рассматривался как чисто гражданский самолет, а «тип 143» - как машина двойного назначения. В начале 1935 г. финское правительство провело переговоры о возможной покупке девяти экземпляров «типа 143F». Они должны были совмещать функции тяжелого истребителя, бомбардировщика и скоростного транспортного самолета. В проект заложили моторы «Меркьюри» VI и сменные носовую и хвостовую оконечности фюзеляжа. Стрелковое вооружение «типа 143F» состояло из 20-мм пушки «Мадсен» в носу и 7,69-мм пулемета «Льюис» на турели сверху. Этот самолет построен не был, но его можно считать одной из важных ступеней на пути к будущему «Бленхейму». Гражданский же «тип 143» изготовили и испытали, но в серию он не попал.

Тем временем «тип 142» с гордым именем «Бритн ферст» благополучно собрали, а 12 апреля 1935 г. он совершил свой первый полет. Сперва самолет летал с четырехло-пастными деревянными винтами фиксированного шага, а затем их сменили на трехлопастные металлические двухшажные «Гамильтон стан-дард». По соглашению с Ротерми-ром, первый опытный экземпляр переходил в его собственность для личного использования. Чтобы получить на новый самолет сертификат летной годности, без которого эксплуатация пассажирской машины была невозможна, «Бритн ферст» в июне отправили в испытательный центр ААЕЕ в Мартлшем-Хис для официальных испытаний.


Прототип "Бленхейма" - Бристоль 142 "Бритн ферст"


Закончена сборка первого серийного "Бленхейма"


Начало сборки серийных "Бленхеймов" на заводе Бристоль


На испытаниях «Тип 142» показывал столь высокие результаты по скорости, что машиной пристально заинтересовались военные. Он обгонял новейший в то время истребитель-биплан «Гладиатор» примерно на 80 км/ч.

Ротермира попросили временно передать самолет в аренду ВВС для более подробных испытаний. Лорд сделал широкий жест и подарил машину правительству.

В том же самом ААЕЕ самолет подвергли доскональному изучению, но теперь с точки зрения возможности превращения его в скоростной бомбардировщик. С моторами «Мер-кьюри» VI-S2 он показал скорость 494 км/ч. Для того времени это было прекрасно: французские бомбардировщики Блок MB 130 и MB 131 «тип 142» опережал примерно на 150 км/ч, примерно на столько же - американский Мартин В-10В, а наш СБ -на 60 км/ч.

Находившийся же тогда на вооружении Королевских ВВС двухмоторный бомбардировщик-биплан Боултон-Пол «Оверстрэнд» проигрывал новому самолету более 250 км/ч. Английская авиация срочно нуждалась в массовом скоростном бомбардировщике, не уступающем тем, что поступали в ВВС других стран.

Сначала «Бритн ферст» летал с гражданскими обозначениями, а затем получил трехцветные кокарды и войсковой номер. К этому времени Барнуэлл уже подготовил проект «типа 142М», предложенный на рассмотрение министерства авиации 29 мая. Это был вариант с моторами «Аквила» и бомбовой нагрузкой 454 кг (1000 фунтов). Через месяц сделали еще один проект с двигателями «Меркьюри», который и отобрали для дальнейшей проработки. К июлю основные контуры нового бомбардировщика прояснились уже совсем четко. Крыло сдвинули в среднее положение («тип 142» был низкопла-ном), чтобы удобнее расположить бомбоотсек. За крылом сверху ввели полуубирающуюся турель Бристоль В.1 Мк.1 с одним пулеметом «Льюис». Горизонтальное оперение увеличили по размаху и приподняли вверх, ввели триммеры рулей высоты вместо подвижного стабилизатора, а хвостовое колесо сделали убирающимся (на «типе 142» оно было заключено в каплевидный обтекатель). Остекление уширенной носовой части продлили ниже, обеспечив прицеливание штурману-бомбардиру. В левом крыле смонтировали неподвижный пулемет Виккерс К. Предусмотрели также усиления конструкции в различных местах.

Оборонительное вооружение явно было слабовато, но, во-первых, все бомбардировщики подобного класса, выпущенные в 1933 - 37 годах, несли не более двух-четырех пулеметов, а во-вторых, конструкторы полагались на скорость. Они считали, что их самолет сможет «ускользать» от истребителей противника. Это было явным промахом, если учесть появление к этому времени «Харрикейна», а затем немецкого истребителя Мессершмитт Bf 109.

Экипаж самолета теперь состоял из пилота, штурмана-бомбардира и стрелка-радиста. Два первых попадали в свою кабину через большой сдвижной люк над местом летчика, а стрелок - через люк, расположенный перед турелью. На базе проекта «тип 142М» в августе 1935 г. министерство подготовило техническое задание В.28/35, а 22 августа «Бристоль» уже получила первый заказ на 150 бомбардировщиков. Опытного самолета строить не стали - торопились сменить в строю английских ВВС устаревшие бипланы серии «Харт» и неуклюжие «Оверстрэнды».

Советская разведка работала неплохо. Военного варианта «тип 142» еще не существовало, а в Москве в январе 1936 г. его уже включили в список самолетов, которые желательно было бы приобрести для ознакомления.

25 июля 1936 г. первый серийный «Бленхейм» I с номером К7033 поднялся в воздух. На нем стояли моторы «Меркьюри» VI-S2 и трехлопастные винты изменяемого шага «Де Хевилленд». Военное оборудование и вооружение существенно утяжелили машину (примерно на 900 кг) и скорость упала до 460 км/ч, но все равно самолет оставался одним из самых быстроходных бомбардировщиков мира. К примеру, СБ с моторами М-100А имел максимальную скорость 430 км/ч.

Первые четыре «Бленхейма» использовали для обширной программы испытаний, законченной к декабрю 1936 г., после чего ВВС заказали массовую серию бомбардировщиков этого типа. Поступили запросы и из-за границы. Всего на декабрь было заказано 1568 «Бленхеймов».


"Бленхеймы" I из 114-й эскадрильи, 1937 г.


Финский "Бленхейм" I на лыжном шасси


Начиная с пятого серийного экземпляра на самолете внедрили целый ряд изменений, подсказанных опытом опробования первых четырех машин. Двигатели «Меркьюри» VI-S2 уступили место «Меркьюри» VIII в 850 л.с. Сняли, как бесполезные, коки пропеллеров, ввели жалюзи моторных капотов, оставили только одну посадочную фару - на левом крыле, заблокировали в выпущенном положении стойку хвостового колеса. Такие самолеты пошли из цехов завода «Бристоль» с начала 1937 г. В марте того же года первый «Бленхейм» отправили в строевую часть, 114-ю эскадрилью, базировавшуюся в Уитоне. Однако блин вышел комом: из-за блокировки тормозов на посадке самолет скапотировал, и был совершенно разбит. Несмотря на эту неудачу, к апрелю 114-ю полностью перевооружили новыми бомбардировщиками. К концу года на «Бленхеймы» перешли еще четыре эскадрильи.

В начале нового, 1938 г., темпы выпуска достигли уже 24 самолета в месяц (начинали с шести). К производству «Бленхеймов» привлекли новые заводы фирм «Руте секьюритиз», «Остин» и «А.В. Роу». Согласно так называемой «Схеме F» развития британских ВВС, за 1938 г. предстояло сформировать или перевооружить «Бленхеймами» 12 эскадрилий, в том числе первую часть за рубежом -30-ю эскадрилью в Ираке; реально удалось укомплектовать 11 эскадрилий.

Переход на новую машину протекал не совсем гладко. Привыкшие к тихоходным бипланам с неубира-ющимся шасси и винтами фиксированного шага летчики с трудом осваивали скоростной и достаточно сложный «Бленхейм». Кое-чем этому «поспособствовали» и конструкторы. Например, самолет имел тенденцию к развороту на взлете. Ручки выпуска-уборки шасси и щитков расположили рядом. Перепутав их, пилот неизбежно попадал в аварию. Довольно тесными получились рабочие места штурмана и стрелка-радиста. Последнее обстоятельство повлекло за собой серию работ по новым модификациям, описанным далее.

Но «Бленхейм» все шире внедрялся в Королевских ВВС. «Бристоль» на заводе в Филтоне выпустила в общей сложности 650 бомбардировщиков типа I, еще 250 изготовила «А.В. Роу» и столько же - «Руте». Пик использования «Бленхейма» в Бомбардировочном командовании пришелся на конец 1938 г. - тогда на нем летали 16 эскадрилий.

Советский Союз неоднократно пытался приобрести образец «Бленхейма». В июле 1937 г. советская делегация во главе с начальником НИИ ВВС комдивом Баженовым познакомилась с ним на аэродроме Хэтфилд. Осенью того же года наше торгпредство пробовало купить два бомбардировщика и моторы «Меркьюри» к ним, но получило отказ. Англичане вполне резонно полагали, что за этим последует постройка «пиратской» копии или несколько видоизмененного советского варианта. Последний раз переговоры по этой теме вели в первой половине 1939 г. Наши настаивали на получении некоего «варианта 1938 г.». На этот раз вместо категорического отказа последовало контрпредложение продать 20 «Бленхеймов» по 30 000 фунтов каждый. Но столько нам было не нужно.

Часть самолетов англичане все-таки продали за рубеж. Но не Советскому Союзу. Наиболее крупным импортером стала Финляндия. Первоначально она заказала 18 машин и лицензию на их производство на новом авиазаводе в Тампере. Поставка этой партии финским ВВС началась с июля 1937 г. и закончилась в июле следующего года. Экспортные бомбардировщики отличались увеличенным бомбоотсеком, в котором можно было размещать более короткие и толстые бомбы американских и шведских образцов. Внешне это никак не отразилось на облике самолета. Единственным заметным отличием являлись размер и форма посадочных фар на левом крыле. У машин для английских ВВС они были полностью утоплены в крыло, не выходя за его профиль, а у экспортных рефлекторы фар имели больший диаметр, и фары размещались в цилиндрических наплывах на передней кромке. Кроме этого, на самолетах для Финляндии предусмотрели запасную выпускную радиоантенну, выходящую наружу через длинную трубку снизу на левом борту в задней части фюзеляжа.


Финский "Бленхейм" во время Зимней войны. Для перекатки такой машины требовалось усилие не менее 30 человек…


Подвеска 250-кг бомбы под финский "Бленхейм"


Кабина пилота "Блейнхейма" I



Впоследствии финны внесли в свои «Бленхеймы» еще ряд изменений, связанные в основном с зимней эксплуатацией. Например, установили коки, утепляющие втулки винтов. Английские летчики круглый год летали на колесах, в Финляндии же, где было мало аэродромов, но много замерзших озер, «Бленхеймы» поставили на лыжи. Последние изготовляли двух типов: неубирающиеся в виде огромной полукапли (стойки и подкосы шасси при этом прикрывали обтекателями) и убирающиеся, плоские с загнутым вверх мыском, крепившиеся к старой оси снятого колеса небольшой фермой, сваренной из труб. Хвостовой лыжонок в обоих случаях был неубираю-щимся. Эти самолеты участвовали в войне с Советским Союзом зимой 1939-40 годов. На «Бленхеймах» тогда летали три финских эскадрильи -42-я, 44-я и 45-я.

Финская авиация, количественно и качественно значительно уступавшая советской, использовалась в чисто оборонительном плане. «Бленхеймы» в основном бомбили передовые позиции Красной армии, не рискуя глубоко забираться в наш тыл. За всю войну было зафиксировано лишь восемь попыток финнов атаковать наши аэродромы Каркку, Ребо-ла и Лодейное Поле одиночными самолетами или звеньями, в том числе две - ночью. При этом один советский самолет был уничтожен и шесть повреждены. По советским данным, зимой 1939-40 годов финны потеряли пять «Бленхеймов» (все сбиты истребителями).



Турецкий "Бленхейм" I


Румынский "Бленхейм" I, использовавшийся в качестве разведчика в районе Сталинграда


Чтобы усилить финские ВВС, англичане передали им еще две дюжины «Бленхеймов» - 12 модификации I и 12 более поздних «четверок». Это были обычные серийные машины, не подвергавшиеся каким-либо доработкам. Но до наступления перемирия на фронт они попасть не успели.

Югославия начала переговоры о лицензии на производство «Бленхеймов» еще раньше, чем Финляндия. В июле 1936 г. она уже заключила контракт, предусматривавший передачу необходимой документации и двух самолетов-образцов. Обе образцовых машины прибыли в Белград в ноябре того же года. В марте 1939 г. завод «Икарус» в Земуне выпустил первый югославский «Бленхейм»; он ничем внешне не отличался от английского. К моменту нападения немцев на Югославию в апреле 1941 г. успели собрать 48 бомбардировщиков.

Самолеты югославской сборки немного отличались от прототипа. Под задней частью фюзеляжа, за бомбоотсеком, на них монтировались наружные бомбодержатели для мелких бомб. На них можно было подвешивать 12-кг осколочные бомбы местного производства, зажигательные и осветительные бомбы, а также доработанные снаряды к 75-мм гаубице. Усовершенствованное бомбовое вооружение сначала установили на одной машине (27-й серийной) и испытали на полигоне Бела Црква у румынской границы. Получив удовлетворительный результат, внедрили новшество в серии и приступили к доработке ранее выпущенных бомбардировщиков.

Стрелковое вооружение «Блен-хейма» в Югославии также подвергли критике. По-видимому, все машины, собранные заводом «Икарус», вооружались пулеметами «FN-Брау-нинг», изготовленными в Бельгии. На одной машине верхнюю турель заменили югославской, сделанной на заводе «Телеоптик» в Белграде. Она имела большие углы обстрела и комплектовалась итальянским 12,7-мм пулеметом «Бреда». Фюзеляж пришлось немного доработать и усилить. В дополнение к неподвижному пулемету в крыле, в пилотской кабине установили в гнезде «Браунинг», из которого вел огонь штурман. Защиту снизу обеспечил еще один пулемет в люке в днище фюзеляжа. Оба дополнительных пулемета имели боезапас по 500 патронов. Опытный образец успешно прошел испытания и 12 ноября 1941 г. «Икарус» получил контракт на переоборудование по этому эталону 61 самолета. Реально до апреля 1941 г. успели доработать только три машины.

Вместе с более современными «Бленхеймами» IV, прибывшими из Великобритании в начале 1940 г., «единички» состояли на вооружении 8-го бомбардировочного полка и 11-й отдельной группы югославских ВВС. Многие из них в первый день войны самолеты Люфтваффе уничтожили на стоянках. Уцелевшие бомбили немецкие колонны, двигавшиеся от болгарской границы, и даже нанесли удары по промышленным объектам в Австрии и Венгрии. Несколько «Бленхеймов» быстро продвигавшиеся части вермахта захватили на аэродромах. Впоследствии их передали ВВС марионеточного хорватского государства.

В апреле 1936 г. 12 «Бленхеймов» I заказала Турция. Первые два бомбардировщика перевезли в Стамбул морем в октябре 1937 г., а остальные десять перегнали по воздуху в марте-июне следующего года. Машины туркам понравились и последовал второй заказ на 12 самолетов, увеличенный позднее до 18. «Бристоль» выполнила его к февралю 1939 г.

В ноябре 1939 г. англичане заключили соглашение с Румынией о продаже 40 машин. На этот раз поставку осуществляла фирма «А.В. Роу». По некоторым данным, реально отправили только 37 самолетов. В 1941 г. румынские «Бленхеймы» участвовали в боевых действиях в Молдавии и на Украине.

На базе «Бленхейма» I построили две экспериментальные машины; в обоих случаях переделывались серийные самолеты. «Бленхейм» PR.I, по замыслу конструкторов, являлся скоростным невооруженным фоторазведчиком. Размах крыла немного урезали, законцовки его сделали почти прямоугольными, сняли верхнюю турель, тщательно загерметизировали все люки, уменьшили площадь остекления носовой части, форсировали двигатели и поставили новые винты-автоматы «Ротол». Для улучшения аэродинамики вместо нанесения обычного камуфляжа самолет покрасили очень гладкой краской «камутинт» и отполировали все поверхности. Однако эффект всех этих мероприятий оказался невелик, и серийно PR.I выпускать не стали.


Опытный разведчик "Блейнхейм" PR.I


Прототип "Бленхейма" IV с первоначальным вариантом носовой кабины


"Бленхеймы "IV, 1940 г


Другим интересным вариантом явился «Бленхейм» II с увеличенными запасом горючего и бомбовой нагрузкой. Дополнительные топливные баки поставили в консолях крыла, а под крылом между фюзеляжем и моторами смонтировали по одному наружному бомбодержателю, рассчитанному на бомбу калибром до 227 кг (500 фунтов). В связи с увеличением взлетного веса усилили шасси. Но испытания показали, что скорость самолета сильно уменьшилась по сравнению с серийными машинами, что делало «Бленхейм» II более уязвимым для перехвата истребителями. Дальнейшие работы по этой модификации прекратили.

Гораздо более успешными явились попытки создания «длинноносого» «Бленхейма», которые в итоге привели к появлению массовой модификации IV.

Еще в 1936 г. министерство авиации выдало задание 11/36 на разработку разведчика-бомбардировщика для Берегового командования, который должен был сменить Авро «Энсон». Используя практически все элементы «типа 142», конструкторы «Бристоль» выдали проект «тип 149». Его главной отличительной чертой была удлиненная носовая часть с выдвинутым вперед местом штурмана. Один из серийных «Бленхеймов» переделали в опытный образец нового варианта, получившего имя «Бо-лингброк». На него сразу выдали заказ на 134 экземпляра. 24 сентября 1937 г. «Болингброк» совершил свой первый полет. Штурман сидел теперь впереди и ниже летчика, имел столик для карт и свой комплект приборов. Зато хуже стало пилоту: врезав перед его местом еще одну секцию фюзеляжа, конструкторы так далеко отодвинули от его глаз лобовое стекло, что обзор значительно ухудшился. Пришлось перейти к традиционной «ступенчатой» компоновке фюзеляжа. Более того, для улучшения обзора пилоту, место которого располагалось левее оси машины, первоначально полукруглый верх над местом штурмана «вмяли» с левой стороны, сделав его асимметричным.

Пока доводили «Болингброк», Береговое командование обошлось без него. В США закупили патрульные самолеты Локхид «Хадсон», а та же самая фирма «Бристоль» успешно заканчивала разработку бомбардировщика-торпедоносца «Бофорт». Заказ на «Болингброк» передали Бомбардировочному командованию.Второй опытный образец «типа 149», выпущенный в середине 1938 г., отличался не только новой кабиной, но также дополнительными бензобаками в консолях, более мощными моторами «Меркьюри» XV (995 л.с.) и винтами изменяемого шага «Де Хевилленд». Все эти изменения настолько подняли вес машины, что посадка с невыработанным топливом стала просто опасной - настолько возросла посадочная скорость. Выход нашли в аварийном сливе горючего из консольных баков по специальным патрубкам, проложенным в крыле.

Новую машину приняли на вооружение британских ВВС как «Бленхейм» IV, отбросив имя «Болингброк». Все три фирмы, строившие первую модификацию, довольно быстро перешли на сборку «четверок», благо не так уж много пришлось менять. К началу Второй мировой войны все три завода вместе выпускали по 100 бомбардировщиков в месяц.


Турель стрелка-радиста на "Бленхейме" IV с пулеметом "Виккерс К"


Кабина пилота "Бленхейма" IV


Истребитель "Бленхейм" IF


В качестве «Бленхейма» III рассматривался переходный «длинноносый» вариант без дополнительных баков. Однако в итоге все самолеты с новым фюзеляжем шли как «четверки», хотя действительно машины первых серий консольных баков не имели и оснащались менее мощными двигателями «Меркьюри» VIII. Чтобы отличить «настоящие» «четверки» (с дополнительными баками), их иногда именовали IVL.

«Бленхеймы» IV поставлялись за рубеж. Уже упоминалось о передаче их в начале 1940 г. Финляндии и Югославии. В том же году 12 машин продали Турции, дополнив их еще 18 в 1943 г. В 1940 г. дюжину самолетов приобрела Греция. На них в октябре 1940 г., после вторжения в эту страну итальянских войск, воевала 32-я эскадрилья греческих ВВС. «Бленхеймы» в основном бомбили коммуникации итальянцев в Албании. Для компенсации боевых потерь греки весной 1941 г. получили шесть «единичек» из состава английских эскадрилий, дислоцированных в этой стране. Все эти самолеты были потеряны при захвате Греции немцами.

Гораздо позже, в 1943 г., 16 «Бленхеймов» IV по программе военной помощи передали Португалии. В эту партию входили восемь бомбардировщиков и восемь тяжелых истребителей IVF (о них речь пойдет далее). Ими вооружили эскадрилью ВА2 в Ото.

К началу Второй мировой войны «Бленхейм» IV почти полностью вытеснил более старые машины в бомбардировочных частях в метрополии; на «единичках» летали только две эскадрильи, с началом боевых действий превращенные в учебные. Однако в колониях их оставалось немало: пять эскадрилий - в Египте, три - в Адене, одна - в Ираке. «Бленхеймы» I участвовали в наступлении англичан в Киренаике, с октября 1940 г. воевали в Греции, в мае 1941 г. защищали остров Крит.

Боевой опыт показал, что скорость «Бленхейма» уже недостаточна, а его вооружение не может защитить его от истребителей противника. Потери в воздухе были очень велики. В частях пытались повысить обороноспособность самолета, меняя, например, устаревшие пулеметы «Льюис» на более современные Виккерс К, но это не могло кардинально изменить положение.

В середине 1941 г. все эскадрильи в Африке и на Ближнем Востоке получили «Бленхеймы» IV, «Веллинг-тоны» или американские бомбардировщики «Мэриленд» и «Балтимор». Лишь на Дальнем Востоке, в Малайе и Бирме, остались три эскадрильи «единичек». Машины, базировавшиеся в Северной Малайе, почти все сгорели на земле в ходе первых же налетов японской авиации в декабре 1941 г. В 60-й эскадрилье уцелел один самолет. Лейтенант Скарф повел его бомбить пляж у Сингоры, где выгружался японский десант. Бомбардировщик прорвался через зенитный огонь и поразил выгруженную на берег технику. На обратном пути его атаковали вражеские истребители. Смертельно раненый Скарф привел самолет на базу и умер в кабине.

Остатки разгромленных в Малайе эскадрилий участвовали затем в операциях на Суматре, потеряв почти все свои машины. Аналогично развивались события и в Бирме, где к апрелю 1942 г. «Бленхеймов» I практически не осталось. В метрополии же «единички» встретили войну в новом качестве - как дальние тяжелые истребители. Более легкие, чем «Бленхейм» IV, и вследствие этого, более быстроходные и маневренные, они лучше подходили для этой роли.

Опытный образец истребителя, обозначенного IF, был переделан на заводе «Бристоль» из серийного бомбардировщика путем установки под-фюзеляжного контейнера с четырьмя 7,69-мм пулеметами «Браунинг».



Последние "Бленхеймы" I, 1942 г.


Вес пулеметной установки с боезапасом в 2000 патронов оказался меньше прежней бомбовой нагрузки, а ее аэродинамическое сопротивление - невелико,так что летные данные машины не ухудшились. Самолет рассматривался первоначально как истребитель сопровождения для участия в дневных рейдах в глубокий тыл противника.

Переделку бомбардировщиков в истребители вели ремонтные мастерские ВВС. Контейнеры с пулеметами изготавливались на заводе фирмы «Саузерн рэйлуэй» в Эшфорде. Всего изготовили 1375 комплектов, считая несколько отличающиеся контейнеры для подобной модификации IVF.

С конца 1938 г. по сентябрь 1939 г. семь эскадрилий Истребительного командования получили самолеты «Бленхейм» IF, в основном вместо двухместных бипланов «Демон». Первой была 25-я эскадрилья в Хокинге. С началом войны этими машинами вооружили еще десять эскадрилий в метрополии и две за границей - в Индии и на Ближнем Востоке. Первоначально большинство самолетов этого типа обеспечивали ПВО Лондона и городов Центральной Англии, летая как днем, так и ночью.

Зимой 1939-40 годов «Бленхеймы» начали сопровождать конвои судов за пределами радиуса действия одномоторных истребителей. С ноября 1 939 г. их стали привлекать и к штурмовым ударам по целям в Германии. Например, 23-я и 601-я эскадрильи 25 ноября атаковали базу гидросамолетов в Боркуме.

В качестве штурмовиков «Бленхеймы» попробовали применять и в начале немецкого наступления на западе в мае 1940 г., но быстро отказались от этой практики из-за больших потерь от истребителей противника. Так, из шести «Бленхеймов», участвовавших в штурмовом налете на один из аэродромов в Нидерландах, на котором из транспортных самолетов выгружались немецкие десантники, противник сбил пять.

Во время массированных ночных налетов германской авиации на Англию в 1940 г., машины типа IF стали служить как барражирующие перехватчики. Их оснастили РЛС Al Mk.NI ; ее антенны устанавливались на носу самолета, на крыле и по бокам мотогондол. Это оборудование было слишком громоздким и сложным для одноместных самолетов, но вполне подошло для «Бленхейма». К середине 1940 г. в наличии имелась 31 машина с РЛС; 600-я эскадрилья проводила их войсковые испытания. В ночь на 23 июля «Бленхейм» впервые перехватил и уничтожил бомбардировщик Дорнье Do 17Z. Шесть эскадрилий, вооруженных этой техникой, участвовали в отражении немецкого «блица». Однако «Бленхей-му» в качестве истребителя явно не хватало скорости и огневой мощи. В мае 1941 г. последняя эскадрилья в Англии, 68-я, сменила их на новые «Бофайтеры».

Надолго задержался «Бленхейм» I в финских ВВС. Собственное производство их начали там лишь в 1941 г., выпустив 15 самолетов. Еще одну партию из 30 машин собрали в 1943 г. К эскадрильям, участвовавшим в войне с СССР зимой 1939-40 годов, добавились еще 48-я и 17-я учебная. В качестве основных бомбардировщиков финской авиации «Бленхеймы» выступали не только до конца Второй мировой, но и в первые послевоенные годы, вплоть до 1 950 г. Как транспортные учебные и патрульные лесной пожарной охраны они служили до 1956 г. В послевоенный период на этих машинах сняли вооружение, поменяли навигационное и радиооборудование, в связи с чем «спина» самолета украсилась различными дополнительными антеннами.

«Бленхейм» IV, в отличие от «единицы», стал основным средним бомбардировщиков английских ВВС в начальный период Второй мировой войны. «Бристоль» изготовила их 313 штук, «А.В. Роу» - 755 и «Руте» -2230. «Четверка» стала сменять предыдущую модификацию весной 1939 г. В марте их первой получила 90-я эскадрилья, к сентябрю ими вооружили восемь эскадрилий. Частично старые «Бленхеймы» заменили новые бомбардировщики «Хэмпден», но в сумме всеми модификациями (I, IF, IV) в начале войны были укомплектованы 32 эскадрильи - это был самый массовый в то время самолет британских ВВС. Именно «четверка» совершила первый во Второй мировой войне боевой вылет: 3 сентября, когда Великобритания объявила войну Германии, она провела фотосъемку немецких кораблей в Киле. На следующий день 10 машин из 107-й и 1 10-й эскадрилий отбомбились по военно-морской базе в Вильгельмс-гафене. Несколько бомб попало в «карманный» линкор «Адмирал Шеер», но пять английских самолетов не вернулись домой.


"Бленхейм" IV в составе учебного командования со спаркой пулеметов "Браунинг" в нижней носовой башне "Фрейзер Нэш", 1942 г.


"Бленхейм" IV в составе ВВС "Свободной Франции"


Впоследствии «Бленхеймы» участвовали в норвежской кампании. До отказа нагруженные горючим, они из Шотландии летали к побережью Норвегии бомбить наступающие немецкие войска и транспорты, подвозившие им снаряжение и боеприпасы.

В мае 1940 г. шесть эскадрилий «Бленхеймов» IV, размещенных во Франции, вступили в тяжелые бои, пытаясь остановить немецкие колонны, двигающиеся на запад. Их поддерживали части 2-й авиагруппы из южной Англии. Потери были очень велики. Так, 17 мая 82-я эскадрилья лишилась 11 из 12 вылетевших на задание самолетов.

Максимальная скорость «четверки» из-за возросшего веса упала до 420 км/ч и была много меньше, чем у немецких истребителей. Из-за слабого вооружения и полного отсутствия бронирования «Бленхейм» был очень уязвим от их атак. Не удивительно, что по количеству относительных потерь эта машина заняла первое место среди всех английских бомбардировщиков.

Нельзя сказать, чтобы фирма не пыталась усилить вооружение модификации IV, но большого эффекта эти меры не дали. Начали с установки усовершенствованной турели Мк.П с более мощным приводом, затем поменяли ее на Мк.Ш под пулемет Виккерс К с большей скорострельностью. С конца 1940 г. последовательно обращались к турелям Мк.ША с двумя Виккерс К и Mk.IV под два пулемета «Браунинг» с ленточным питанием (и «Льюис», и Виккерс К имели дисковые магазины). В последнем случае получили еще и существенный выигрыш в практической скорострельности. Некоторые машины дорабатывали под установку «Браунинга» в шаровом гнезде справа в носу штурманской кабины (иногда вместо неподвижного пулемета в крыле). Свою лепту в усовершенствование вооружения внесли и фронтовики. В 107-й эскадрилье несколько «Бленхеймов» получили 7,69-мм пулеметы в задней части мотогондол. Их пристреливали так, чтобы трассы сходились на определенном расстоянии за хвостом самолета, перекрывая «мертвую зону» за оперением. В той же эскадрилье встречались машины с пулеметом Виккерс К, смонтированным в обтекателе под хвостовой частью фюзеляжа, за стойкой колеса.

Для той же цели (защиты самолета снизу-сзади) «Бристоль» внедрила стрелковую установку, стоявшую под носом самолета. Неподвижный 7,69-мм пулемет «Браунинг» располагался в прозрачном веретенообразном блистере, смещенном на правую сторону. Позднее ввели стоявшую на том же месте угловатую дистанционно управляемую турель Фрэйзер-Нэш FN 54А с парой таких же пулеметов. Интересно, что для того, чтобы воспользоваться аварийным люком для прыжка с парашютом, приходилось прежде сбросить турель, имевшую специальные замки. В порядке эксперимента на одном самолете поставили вертикально 37-мм пушку COW. Из нее хотели стрелять по подводным лодкам.

Бронезащита на «Бленхейме» IV так и не появилась, но вот протекти-рование бензобаков в начале 1940 г. ввели. Сначала протектировали только основной бак в фюзеляже, а затем и баки в крыле. Для улучшения обзора у летчика поставили зеркало заднего вида и сделали каплевидные выступы на боковых стеклах фонаря. Все эти изменения привели к дальнейшему росту веса машины и ее летные данные от серии к серии постоянно ухудшались.

Несмотря на все свои недостатки, «Бленхейм» IV весьма широко использовался английскими ВВС в первой половине войны. С января 1941 г. они под сильным истребительным прикрытием начали атаковать немецкие аэродромы за Ла-Маншем. Весной того же года их привлекли на помощь Береговому командованию в поиске и уничтожении подводных лодок, а затем и в штурмовых ударах по надводным кораблям. До конца 1941 г. они совершали также рейды над Германией и оккупированной Францией, а затем начали постепенно сменяться новыми типами машин - «Бостонами» и «Москито». Несколько дольше «четверки» задержались в Северной Африке. Несколько эскадрилий (в том числе одна французская, GRB 1 «Лоррэн») участвовали в боях с итальянцами и Африканским корпусом Роммеля. Для борьбы с песчаной пылью, быстро разрушающей двигатели, на всасывающие патрубки карбюраторов под капотами ставили плоские коробки воздушных фильтров «Вокс», несколько уменьшавшие скорость самолета. В частности, «Бленхеймы» охотились за транспортами, снабжавшими противника. Базой служила Мальта.


Ночной истребитель "Бленхейм" IVF. Видна подфюзеляжная пулеметная гондола


Опытный "Болинброк" III на поплавковом шасси


Во второй половине 1941 г. союзникам удалось потопить 65% тоннажа судов, шедших с Сицилии в порты Северной Африки. Немалый вклад в это внесли «Бленхеймы», хотя заплатили за это весьма дорого. Из 26 экипажей, прибывших на Мальту, 24 погибли.

Пока «Бленхеймам» противостояли старые итальянские бипланы, их действия были довольно эффективны, но после модернизации итальянской истребительной авиации и появления «мессершмиттов» Люфтваффе, и в пустынях Ближнего Востока, им пришлось так же тяжело, как и в других местах. К концу февраля 1942 г. все части на «Бленхеймах» или были переведены на Дальний Восток, или перевооружены более современной техникой, хотя отдельные самолеты оставались в строю до начала 1944 г.

На Дальнем Востоке остатки 34-й эскадрильи, потрепанной в боях под Сингапуром в январе 1942 г., соединились с двумя эскадрильями, переброшенными из Африки. Они участвовали в боях на Суматре, Яве, пока 1 марта последние уцелевшие «четверки» не были захвачены японскими танкистами на аэродроме Ка-лиджати. Одна эскадрилья базировалась на Цейлоне и 9 апреля нанесла ответный удар по японскому авианосному соединению, самолеты которого перед этим бомбили Коломбо и Тринкомали. Японцы сбили пять «Бленхеймов», которым так и не удалось повредить корабли.

«Четверка» имела истребительный вариант IVF, аналогичный IF. Подфю-зеляжный пулеметный контейнер для него пришлось сделать немного большим, чем для предшественника, из-за несколько выступающей вниз носовой части фюзеляжа. Сперва «Бленхейм» IVF рассматривался как тяжелый ночной истребитель. Зимой 1939-40 годов первые машины этого типа получила 600-я эскадрилья, прикрывавшая Лондон. Так же, как на IF, на часть самолетов ставилась РЛС, но из-за худших летных данных эффективность «четверки» как перехватчика оказалась ничтожной. С сентября 1940 г. эти машины стали снимать с вооружения истребительных эскадрилий и передавать в Береговое командование для сопровождения конвоев, разведки и противолодочных операций. Их старались держать подальше от зоны действия немецких истребителей. А вот за гидросамолетами они сами охотились, и довольно успешно. Для борьбы с ними «Бленхеймам» хватало и скорости, и огня, хотя, для 1941 г. шесть пулеметов винтовочного калибра - не такая уж большая сила. Привлекали машины типа IVF и к поиску экипажей сбитых самолетов и потопленных кораблей. На «чет-верках»-истребителях летали не только английские, но и канадские летчики из эскадрилий, воевавших в Европе.

Из-за нехватки тяжелых истребителей, малоэффективные IVF все же удержались в строевых частях до августа 1942 г., пока не были окончательно сменены «Бофайтерами» и «Москито». Почти все самолеты этого типа базировались в Англии. За рубежом лишь 203-я эскадрилья в Адене применяла их для конвоирования судов в Красном море.

Во время Второй мировой войны, кроме Великобритании и Финляндии, «Бленхеймы» выпускали также в Канаде. Канадская фирма «Фэй-рчайлд эйркрафт» получила лицензию на производство самолетов этого типа в 1937 г. Машины, строившиеся в Канаде, несколько отличались от английских и именовались «Болингброк». Первая партия из 18 бомбардировщиков «Болингброк» I была изготовлена в 1 939 г. Поставка их канадским ВВС началась с 15 ноября; их получила 8-я эскадрилья, осуществлявшая противолодочное патрулирование над Атлантикой. На этих машинах стояли моторы «Меркьюри» VIII, а некоторое оборудование было американского производства. Два самолета оснастили поплавками фирмы «Эдо» как опытные образцы модификации II, но эксперимент оказался неудачным, и в 1942 г. поплавки сняли. Еще одну машину переделали в «Болингброк» III с иным радио- и навигационным оборудованием; но она тоже осталась лишь опытным образцом. Следующим серийным вариантом стал «Болингб-рок» IV с моторами «Меркьюри» XV и почти полным комплектом американского оборудования. Такие машины начали собирать с января 1941 г. Всего выпустили 151 бомбардировщик этой модификации, включая 14 самолетов типа IVW с двигателями Пратт-Уитни «Уосп Джуниор» в 825 л.с. и воздушными винтами «Гамильтон стандард». Бомбардировщики с американскими моторами внешне отличались капотами меньшего диаметра и без выштамповок под клапанные коробки. Один самолет, обозначенный IVC, оснастили моторами Райт GR-1820-G3B «Циклон» в 900 л.с, но ожидаемого прироста летных данных не получили. Последние «Болин-гброки» IV комплектовались двигателями «Меркьюри» XX в 950 л.с. Бомбардировщики канадского производства могли летать и на колесах, и на лыжах.


"Болинброк" IV-T


Один из последних изготовленных в Финляндии "Бленхеймов" с "длинным носом"


Один из первых серийных "Бленхеймов" V


Последним вариантом «Болингб-рока» стал тип IVT - учебно-тренировочный самолет с двойным управлением и двигателями «Меркьюри» XV. Всего построили 451 такую машину, из которых 51 военные не приняли.

«Болингброки» участвовали в боевых действиях на Алеутских островах. С апреля 115-я канадская эскадрилья вела разведку над морем у западного побережья Аляски. В июле того же года 8-ю эскадрилью на «Болинброках» IV перебросили на о. Якутат, откуда она бомбила острова Киска и Атту, занятые японцами. Привлекали их и к охоте за подводными лодками. Одна субмарина, поврежденная канадскими летчиками глубинными бомбами, была добита потом американскими кораблями.

В Финляндии завод в Тампере в 1944 г. изготовил десять «Бленхеймов» IV; сборка еще пяти не была завершена.

Эволюция «Бленхейма» завершилась модификацией V. Первоначальный проект штурмовика-бомбардировщика с носовой батареей из четырех 7,69-мм пулеметов на базе «четверки» был разработан в конструкторском бюро фирмы «Бристоль» в январе 1940 г. В мае министерство авиации выдало официальное техническое задание В.6/40 на самолет непосредственной поддержки. В итоге появился «тип 149CS» с экипажем из двух человек и введением бронезащиты, как для людей, так и для оборудования. Предполагалась установка низковысотных моторов «Меркьюри» XVI в 950 л.с. Министерство авиации заказало два опытных образца машины под обозначением «Бисли» I. Окончание боевых действий во Франции уменьшило потребность в штурмовике и один из самолетов решили переделать в бомбардировщик с кабиной штурмана (третьего члена экипажа) в носовой части фюзеляжа. Чтобы разместить штурмана в узком «утином» носу «Бисли», его ноги упрятали в подфю-зеляжную гондолу, где смонтировали также неподвижный, направленный назад, пулемет. Таким образом, параллельно готовили два варианта с разными носовыми частями фюзеляжа. Бомбардировщик именовался «тип 149НА», а позже «тип 160». Сверху у «Бисли» поставили новую турель Бристоль В.Х с двумя 7,69-мм пулеметами и гиростабилизирован-ным прицелом. Она, в отличие от всех предыдущих, свободно вращалась на 360°. Поскольку новая турель имела больший диаметр, чем старая, ее пришлось «утопить» в фюзеляже, сделав за ней вырез для увеличения поля обстрела. Возле мачты радиоантенны появилась антенна радиополукомпаса в каплевидном обтекателе. Саму мачту переместили вперед и поставили справа от сдвижной верхней секции фонаря. Сильно уменьшилась площадь остекления пилотской кабины. Приемник воздушного давления из-под носа самолета убрали и смонтировали под левым крылом. Сильно отличалось и шасси. Его опять усилили, поскольку вес машины существенно возрос. У всех предыдущих модификаций имелась только одна створка, прикрывавшая нишу для уборки колес в мотогондоле. Она откидывалась вперед. Теперь створок стало две и они открывались в стороны. Стойку хвостового колеса сделали «ломаной» и ввели в нее пневмо-мас-ляный амортизатор. Маслорадиаторы вынесли из гондол в консоли крыла.

Первым изготовили образец штурмовика. Он поднялся в воздух 24 февраля 1941 г. и, кроме нео-стекленного носа, отличался еще наличием коков на ступицах винтов. Затем взлетел и бомбардировщик; верхняя турель первое время на нем отсутствовала. Еще в сентябре 1940 г. у фирмы «Руте» заказали 780 «Бисли» взамен «Бленхеймов»-«четверок»; штурмовиков и бомбардировщиков намечали собрать поровну. Первый самолет установочной серии собрали в сентябре 1941 г. К этому времени машину уже твердо решили применять как бомбардировщик. Летные данные из-за роста веса опять упали, а в серии должны были еще более ухудшиться, поскольку на серийные самолеты планировали ставить моторы «Меркьюри» XXV и XXX меньшей мощности (840 л.с). Тем не менее, производство стали разворачивать. С октября началась приемка бомбардировщиков на заводе «Руте» в Блисс-Бридже, а в ноябре название машины изменили на «Бленхейм» V, поскольку сочли, что отличия не так уж и велики. В августе 1941 г. «Руте» получила новый заказ на 415 самолетов. Всего до июня 1943 г., когда «Бленхейм» окончательно сняли с производства, изготовили 942 самолета. «Пятерки» поздних выпусков отличались выпуклой средней секцией фонаря кабины штурмана. Под ней стояла радиостанция, перенесенная из средней части фюзеляжа. Для ночных действий многие самолеты оборудовались пламегасителями на выхлопных патрубках моторов. «Бленхейм» V поставлялся в Португалию (два экземпляра) и Турцию (в 1942 г.).




Боевое применение «пятерок» имело место практически только на второстепенных театрах. С ноября 1942 г. четыре эскадрильи таких машин базировались в Алжире. На самолетах там смонтировали противо-пыльные фильтры «Вокс». Несмотря на усиленное вооружение и введение бронезащиты, «пятерки» оказались так же уязвимы, как и «четверки». 17 ноября «мессершмитты» за пять минут сбили все 12 самолетов 18-й эскадрильи, отправившиеся на бомбометание.

«Бленхейм» полностью исчерпал себя, и никакие модернизации уже не могли ему помочь. Тем не менее, эти машины еще провоевали в Африке пять месяцев до капитуляции группировки Роммеля в Тунисе, а затем до конца 1943 г. применялись для патрулирования побережья. Две эскадрильи в Адене несли патрульную службу над Красным морем до 1944 г. Четыре эскадрильи «пятерок» воевали в Индии и Бирме до конца 1943 г. Последние «Бленхеймы» использовались в учебных подразделениях и вели метеоразведку до июля 1 945 г., когда их окончательно сняли с вооружения.

На этом фактически закончилась карьера столь много обещавшего самолета и столь быстро устаревшего.

Ненадолго задержались только отдельные машины на периферии. Так, индонезийским повстанцам достался «Бленхейм» IV, ранее захваченный у англичан японцами. Они восстановили самолет, оснастив его трофейными японскими моторами «Сакае». Последние взяли с какой-то японской машины вместе с капотами и винтами. Выбитое остекление носовой части зашили металлом, так же как и проем отсутствующей верхней турели. Известно, что этот «Бленхейм» летал, по меньшей мере, год. Участвовал ли он в боевых действиях против голландцев - неизвестно.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх