Панорама


Календарь «АиВ»


200 лет назад, 22 октября 1797 г., француз А.Ж.Гар-нерен в Париже совершил первый в мире удачный спуск на парашюте с аэростата с высоты 680 м.


90 лет назад, 13 ноября 1907 г., француз П.Корню на двухвинтовом вертолете собственной конструкции совершил первый свободный полет на высоте 0,3 м.


85 лет назад, 12 ноября 1912 г., американец Т.Элли-сон на гидросамолете Кертисса А-1 совершил первый в мире катапультный взлет с палубы корабля.


65 лет назад, 8 октября 1932 г., поднялся в воздух первый в СССР самолет с убирающимся шасси ХАИ-1.


50 лет назад, 14 октября 1947 г., американец Ч.Игер на самолете Х-1 фирмы "Белл" впервые в мире совершил сверхзвуковой полет, достигнув скорости 1126 км/ч на высоте 13715 м (М=1,06).


50 лет назад, 2 ноября 1947 г., совершил свой единственный полет самолет с самым большим в мире размахом крыла - летающая лодка Хьюз Н-4 "Геркулес" (длина 66,75 м, размах крыла 95,7 м ).


40 лет назад, 4 октября 1957 г., в СССР запущен первый в мире искусственный спутник Земли.


35 лет назад, 1 ноября 1962 г., советский парашютист Е.Андреев пролетел в свободном падении 24500 м, установив тем самым мировой рекорд.


30 лет назад, 3 октября 1967г., американецУ.Дж.Найт на экспериментальном самолете Х-15 на высоте около 30000 м развил скорость 7297 км/ч, превышающую скорость звука в 6,72 раза.


20 лет назад, 13 октября 1977 г., впервые в воздух поднялся МиГ-29.


24 августа на аэродроме «Чайка» под Киевом состоялось масштабное авиашоу, посвященное Дню независимости Украины. В нем приняли участие 25 типов летательных аппаратов, вт.ч. 10 - боевых. Приятной неожиданностью для десятков тысяч зрителей, собравшихся в этот день налетном поле, стал пролет стратегического бомбардировщика Ту-160 в сопровождении четырех истребителей Cy-27.


17 сентября министр промышленной политики Украины В.Н.Гуреев, отвечая на вопрос «АиВ» о путях замены парка боевых самолетов страны (закупка, производство собственными силами или совместное), сказал: «Сегодня неправильно ориентироваться только на собственные силы. В конце концов, некоторые типы самолетов мы сделать просто не можем. Да это и не нужно, т.к. сегодня мы многое делаем в партнерстве с Россией, и между нами существует соглашение о совместной разработке, производстве и ремонте авиационной техники. Программа авиастроения Украины предусматривает создание только транспортных и пассажирских самолетов, все остальные мы сможем закупать у России, конечно, если политическая ситуация будет оставаться благоприятной». В качестве примера сотрудничества с РФ г-н Гуреев назвал программу Ан-70, правда, сообщив при этом, что задолженность российской стороны за уже выполненные работы составляет на момент беседы 46 млн. USD. Однако Россия предпринимает усилия, чтобы погасить задолженность, и г-н министр не сомневается, что в будущем украинско-российское сотрудничество будет развиваться успешно.


17 сентября 1997 г. состоялся первый полет опытного экземпляра пассажирского самолета АН-140. Машину поднял экипаж в составе летчика-испытателя I класса А.К.Хрустицко-го, летчика-испытателя II класса Е.А.Галуненко и ведущего инженера по летным испытаниям А.С.Макияна. Экипаж произвел взлет с киевского аэродрома Святошино в 11 ч 23 мин и приземлился на аэродроме ЛИиДБ АНТК им. О.К.Антонова в Госто-меле в 12 ч 30 мин. В ходе полета проверялись характеристики устойчивости и управляемости самолета во взлетной, крейсерской и посадочной конфигурациях, с выпущенным и убранным шасси на высотах 1000 и 2000 м. Сбоев в работе силовой установки и бортовых систем не было. Программа полета выполнена полностью. За взлетом и посадкой АН-140 наблюдали: Президент Украины Л.Д.Кучма, министр промышленной политики страны В.Н.Гуреев, начальник Укравиарегистра В.П.Резник, другие официальные лица, создатели самолета, представители прессы.


На состоявшейся после полета пресс-конференции Генеральный конструктор АНТК им. О.К.Антонова П.В.Балабуев поздравил присутствовавших с этим знаменательным событием и сообщил, что второй летный экземпляр АН-140 будет готов в ноябре и поднимется в небо до конца 1997 г., а завершение сертификационных испытаний самолета планируется на конец будущего года. В число первых заказчиков лайнера войдут ряд авиакомпаний Якутии, Дальнего Востока и Красноярского края, а список этот возглавят «Авиалинии Украины», подписание соглашения с которыми состоялось прямо после разбора первого полета Ан-140. Отвечая на вопросы по силовой установке Ан-140, Генеральный директор АО «Мотор С!ч» В.А.Богуслаев подчеркнул, что примененный на ТВЗ-117ВМА-СБ2 газогенератор имеет международный сертификат летной годности и уже налетал на различных вертолетах более 10 млн. часов. В связи с этим он выразил уверенность, что в процессе испытаний Ан-140 самолетчики будут иметь меньше проблем с двигателем, чем на других опытных машинах. Ресурс двигателя до первого ремонта на момент сертификации самолета определен пока в 1500 ч, через год его планируется довести до 4000 ч, а полный жизненный цикл - до 20000 ч. Генеральный директор ХГАПП А.К.Мялица сообщил журналистам, что в Харькове на 80% завершена подготовка производства Ан-140, и первый серийный самолет предприятие выпустит уже через год. Примерно тогда же планируется постройка первых машин в Самаре и Исламской республике Иран. Для продвижения лайнера на рынок предусмотрена организация лизинга с привлечением банковских структур и государственных организаций Украины. В классе 40-59-местных самолетов, к которому относится Ан-140, сегодня в мире эксплуатируется около 2200 машин (27,6% мирового парка). Из них более 2/3 составляют старые самолеты, производство которых было прекращено в 70-80 гг. К 2011 году 3/4 из них будет списано. В тот же период прогнозируемые поставки новых самолетов составят более 2400 единиц, из них с ТВД - 1950.


По оценке службы маркетинга АНТК им. О.К.Антонова, емкость рынка для Ан-140 в странах СНГ (внутренний рынок) до 2011 г. составит около 645 единиц, при этом потребность авиаперевозчиков России - 430 машин. К середине 1997 г. 30 авиакомпаний стран СНГуже заявили о намерении приобрести 210-230 Ан-140 со сроками начала поставок в 1998-2002 гг. Заинтересованы в скорейшем приобретении этого самолета и авиаперевозчики стран Восточной Европы, Азии и Латинской Америки. Планируемый объем продаж Ан-140 на внешнем рынке - 200-300 самолетов. Кроме того, прогнозируемая потребность в различных вариантах и модификациях Ан-140 гражданского и военного назначения также составляет около 600 самолетов.


По данным министерства промышленной политики Украины, в 1992-97 гг. проданы 41 экз. Ан-32Б, 34 -Ан-72/74, 1 - АН-124 на общую сумму больше 1 млрд. USD.Q


20 сентября Президент Украины издал указ №1061/97 о награждении за личное мужество и высокий профессионализм, проявленный при испытаниях военно-транспортного самолета Ан-70, летчиков-испытателей: командира экипажа, советника Генерального конструктора АНТК им.О.К.Антонова по летным испытаниям Галуненко Александра Васильевича - орденом «За заслуги» III степени, второго пилота полковника ВВС РФ Андронова Анатолия Васильевича - орденом «За мужество» III степени.


25 сентября состоялось заседание Кабмина Украины, на котором рассмотрен ход выполнения Программы развития авиапромышленности страны. На заседание были приглашены руководители предприятий, задействованных в реализации Программы. Отмечено, что на протяжение последних двух лет реализуется ряд контрактов с зарубежными странами на общую сумму более 300 млн. USD, подписано Соглашение между правительствами Украины и России о сотрудничестве в сфере разработки, производства, поставок и эксплуатации авиатехники. Вместе с тем, отмечена недостаточная работа органов исполнительной власти, не создавших надлежащих условий для строительства опытных образцов Ан-70 и Ан-140, что привело к почти двухлетнему отставанию от намеченного графика.


Ряду министерств и ведомств были даны поручения, среди которых: подготовить предложения по изменениям проекта Закона Украины о госбюджете на 1998 г., касающимся формирования финансовых ресурсов для закупки 4 самолетов Ан-140 госпредприятием «Авиалинии Украины» и 1 самолета Ан-70 для МО; подать предложения по созданию на базе ассоциации «Укравиапром» государственной лизинговой компании; подать проект решения о предоставлении АНТК им. О.К.Антонова статуса Национального грузового воздушного перевозчика; подготовить предложения по схеме погашения долга России за выполненные работы по Ан-70 и соответствующее обращение к правительству РФ.


4 сентября на заседании правительства РФ был рассмотрен план реструктуризации авиапромышленности России. Было отмечено, что оставшийся в стране после развала Союза 131 серийный завод позволяет ежегодно производить около 650 гражданских и военных ЛА. Еще 133 предприятия заняты их разработкой и испытаниями. В то же время, даже по оптимистичным оценкам, платежеспособный спрос на авиатехнику до 2007 г. прогнозируется следующим: гражданских самолетов - 50-70 машин в год, военных - 15-25, военных и гражданских вертолетов - 20-40, экспорт - еще 25 машин. Таким образом, производственные мощности превышают потребные минимум в 4 раза. В этой ситуации предполагается ликвидировать ряддублирующих друг друга структур, а оставшиеся стянуть в 5-6 жизнеспособных корпораций, каждая из которых ориентирована на производство конкурентоспособной модели ЛА. Помимо них, планируется создать 10-12 корпораций по двигателям, авионике, материалам, вооружению. Более 200 предприятий отрасли в интегрированные структуры не попадут. Так, из двух вертолетных ОКБ должно остаться только одно. Министерство обороны РФ собирается лишить военного госзаказа 10 самолетостроительных заводов из 19, которые имеют его на сегодня, один вертолетный завод из семи, пять из 12 ракетных предприятий. С 20 до 12 сократится число двигателестроительных структур, работающих на оборону. В дальнейшем процесс пойдет в сторону создания многопрофильных объединений с полным циклом -от проектирования до производства и обслуживания авиатехники. Госзаказы будут распределяться только среди таких объединений.гп


По материалам «АКН», №34


4 сентября совершил первый полет вертолет Ка-226. Винтокрылую машину пилотировал экипаж в составе летчика В.Лаврова и бортмеханика А.Князева. «Подъем в воздух этого вертолета очень важен для нашей фирмы. Ка-226 способен выполнять самые различные задачи (предусмотрено 30 модификаций)», -отметил Генеральный конструктор С.В.Микеев. Ориентировочная стоимость Ка-226 - 1,5 млн. USD, серийно он будет выпускаться ПО «Стрела» (Оренбург). Г_|


25 сентября в Жуковском в условиях повышенной секретности совершил первый полет опытный экземпляр истребителя пятого поколения С-37 «Беркут» разработки АООТ «ОКБ Сухого» - сообщили российские СМИ. Самолет пилотировал летчик-испытатель фирмы Игорь Вотинцев. Ранее утверждалось, что эта машина, именуемая С-32, существует только в чертежах и в виде моделей. С-37 выполнен по схеме «интегральный триплан» и оснащен крылом обратной стреловидности. Такая аэродинамическая компоновка позволяет создать сверхманевренный истребитель, обладающий меньшей радиолокационной заметностью, лучшими взлетно-посадочными и крейсерскими характеристиками. На самолете установлены два двигателя Д-ЗОФ6, которые используются на тяжелых перехватчиках МиГ-31М. Предполагается, что это -нештатная силовая установка, и в дальнейшем С-37 будет оснащен создаваемыми в АО «Люлька-Сатурн» двигателями пятого поколения АЛ-41Ф с изменяемым вектором тяги. Разработчик самолета пока воздерживается от официальных заявлений по поводу своего нового детища, rj


29 октября в Новосибирском авиационном производственном объединении им. В.П.Чкалова состоялась передача первого серийного Ан-38-100 заказчику - хабаровской авиакомпании «Восток». На заводском аэродроме ведутся испытания второй серийной машины этого типа, также предназначенной для «Востока». Q


С 9 по 22 сентября в Турции прошла 1-я Всемирная авиационная олимпиада. В неофициальном общекомандном зачете сборная команда Украины заняла третье место, уступив спортсменам из Франции и Германии. В таких видах, как авиамоделизм и сверхлегкие летательные аппараты (СЛА), наши спортсмены добились первых мест, а по ракетомоделизму, дельтапланеризму и самолетному спорту (в мужском и женском зачетах) - третьих командных мест. Примечательно, что спортивная авиатехника украинского производства завоевывает все большее признание в мире. Так, на дельтапланах киевской фирмы «Аэрос» летала не только сборная нашей страны, но и США, а также большинство спортсменов из России, а в классе СЛА участвовало 5 самолетов А-20 производства еще одной киевской фирмы «Аэропракт», которые пилотировали спортсмены Украины, Польши и Венгрии. К сожалению, в ходе олимпиады произошла трагедия - погиб член нашей сборной по парапланеризму Владимир Курышев. До этого, отлетав 4 дня, команда парапланеристов шла очень хорошо, находясь на 5 месте из 26. После его гибели наши спортсмены день не летали и из-за пропуска ряда зачетных упражнений, несмотря на все усилия, заняли лишь 23 место. Также невысокие результаты показали наши воздухоплаватели (в личном зачете лучший украинский экипаж занял 32 место из 59, а командный зачет не проводился), что объясняется тем, что данный вид спорта в Украине находится в фазе становления, аппараты новой конструкции очень дороги, а опыт соперников огромен. Успехи сборной были бы невозможны без государственной поддержки - 1 млн. 380 тысяч USD выделило правительство Украины на закупку самолетов Су-29 и Су-31, подготовку команды и ее участие в олимпиаде. Кроме того, значительную помощь в доставке спортсменов и снаряжения в Турцию и обратно оказали ВВС Украины и авиакомпания «Ветеран». Q


По количеству тяжелых летных происшествий прошедший сентябрь стал весьма "урожайным". 1 сентября при возвращении на аэродром Килп-Явр под Мурманском потерпел катастрофу Су-27УБ ПВО России. Оба летчика погибли. 3 сентября в пномпеньском аэропорту во время тропического ливня потерпел катастрофу Ту-134 авиакомпании Vietnam Airlines. Погибли 64 человека. 6 сентября возле г. Рэйзин-виль (штат Мичиган, США) разбился находившийся в частном владении истребитель Р-51 Mustang. Пилот и пассажир погибли. 7 сентября в Малайзии разбился пассажирский Dornier 228, 10 человек погибли. 13 сентября у берегов Намибии столкнулись в воздухе самолет наблюдения Ту-154М ВВС ФРГ, оборудованный в рамках программы Open Skies, и транспортный С-141В Starlifter ВВС США. Находившиеся на борту германского (25 чел.) и американского (9 чел.) самолетов экипажи и пассажиры погибли. 14 сентября во время тренировочного полета разбился близ г. Райсут (Оман) истребитель ВМФ США F/A-18 Hornet с авианосца «Джон Ф.Кеннеди». Пилот погиб. В тот же день во время воздушного шоу в пригороде Балтимора (штат Мериленд) разбился ударный самолет «стеле» F-117A Nighthawk из 7-й АЭ 49-го авиакрыла ВВС США. Летчик катапультировался на высоте 150 м. В то же воскресенье в районе турецкого городка Гевас зацепился за провода и разбился вертолет производства Sikorsky. Погибли девять турецких военнослужащих. 15 сентября на востоке Исландии в неблагоприятных погодных условиях разбился американский военный вертолет фирмы Bell, пилот погиб. Ночью во время учебного бомбометания на полигоне близ г. Кейп-Хаттерле (штат Сев. Каролина) упал F/A-18D корпуса морской пехоты США. Оба пилота погибли. 16 сентября два самолета F-16 Fighting Falcon национальной гвардии США столкнулись в воздухе над Атлантическим океаном в 100 км от г. Атлантик-сити (штат


Нью-Джерси). Один из них дотянул до аэропорта, а другой упал в океан, летчики катапультировались. 17 сентября украинский Ми-8 из состава миротворческих сил ООН в бывшей Югославии попал в туман и столкнулся с горой в районе г. Бугойно (Босния). Экипаж в составе 4 человек остался в живых, а 12 пассажиров погибли. 18 сентября в Южной Корее во время тренировочного полета разбился F-16 ВВС страны. Пилот катапультировался. В тот же день упал в озеро Сингур в Свердловской области Ми-8 внутренних войск РФ. Десять человек погибли и 4 ранены. 19 сентября в штате Монтана разбился стратегический бомбардировщик В-1В Lancer ВВС США. Все 4 члена экипажа погибли. Под Барнаулом разбился Ми-8 Новосибирской таможни. Из экипажа двое погибли, третий в тяжелом состоянии доставлен в больницу. В тот же день истребитель ВВС Индии разбился в районе Кутч (штат Гуджарат). Пилоту удалось катапультироваться. 24 сентября в Ростове-на-Дону во время показательного полета потерпел катастрофу Як-52 местного аэроклуба. Оба пилота погибли. 26 сентября на севере индонезийского острова Суматра при подлете к городу Медан в условиях плохой видимости из-за дыма от лесных пожаров врезался в скалу авиалайнер А-300 местной авиакомпании. Все находившиеся на борту 234 человека погибли. В тот же день в Читинской области потерпел катастрофу Ми-8 Забайкальского погранокруга. Погибли пять человек. Недалеко от аэродрома Хатилово (Тверская обл.) при выполнении учебно-тренировочного полета разбился МиГ-31 ПВО России. Оба летчика катапультировались.


В общей сложности сентябрьские авиакатастрофы унесли жизни 396 чел. (с учетом 2 спортсменов, погибших на Авиационной олимпиаде в Турции). Мировой парк летательных аппаратов уменьшился на 22 единицы.Q


Будет ли разгадана тайна самолета Н-209?


12 августа 1937 г. в 18 часов 15 минут четырехмоторный гигант ДБ-А (URSS Н-209) после взлета со Щелковского аэродрома под Москвой взял курс на север. Экипаж машины: командир С.А.Леваневский, второй пилот Н.Г.Кастанаев, штурман В.И.Левченко, бортмеханики Г.Т.Побежимов и Н.Н.Годовиков, бортрадист Н.Я.Галковский. Начался третий в том году советский перелет через Северный полюс в Америку.


Знаменитый полярный летчик Герой Советского Союза Си-гизмунд Леваневский был одним из инициаторов трансполярных полетов. Весной 1935 г. Леваневский передал заместителю председателя СНК В.Н.Куйбышеву письмо с обоснованием такого перелета. Инициатива была поддержана, вышло соответствующее постановление СТО и образован комитет по дальнему перелету во главе с Орджоникидзе и Туполевым. 3 августа 1935 г. Леваневский, Байдуков и Левченко на самолете АНТ-25 вылетели по маршруту Москва - Северный полюс - Сан-Франциско. Однако, достигнув Баренцева моря, они были вынуждены перелет прервать из-за неисправностей в работе силовой установки. После этого Леваневский заявил на Политбюро, что одномоторная машина не подходит для такой задачи.


Полет через Северный полюс стал для Леваневского смыслом жизни, и вторую попытку он решает осуществить на новейшем четырехмоторном бомбардировщике ДБ-А. Первый экземпляр этого самолета, получивший регистрационный номер Н-209, к концу 1936 г. завершил летные испытания. Тем не менее, машина не была окончательно доведена. Однако после того, как в июне и июле 1937 г. были осуществлены два успешных трансполярных перелета на самолетах АНТ-25, Леваневский решает не откладывать далее свой полет. В конце июля он на специально подготовленном Н-209 совершил беспосадочный контрольный перелет по маршруту Москва-Мелитополь-Москва и 12 августа направил эту машину к полюсу.


Вначале полет Н-209 протекал нормально. 13 августа в 13.40 самолет пролетел Северный полюс на высоте 6000 м. Но уже в 14.30 была принята тревожная радиограмма о выходе из строя крайнего правого двигателя и о снижении до 4600 м в условиях сплошной облачности. В 15.58 поступило сообщение: «Все в порядке. Слышимость Р-1» (т.е. плохая), в 17.53 - «Как вы меня слышите? РЛ (позывной Н-209). Ждите…» 14 августа в 14.44 по Гринвичу радиостанция Анкориджа приняла последнее сообщение: «Не имеем ориентировки, …затруднения с радиопередатчиком». 22 августа на волне Н-209 принимали отдельные знаки, после чего рация РЛ умолкла… До ноября велись активные поиски самолета Леваневского в высоких широтах с советской и американской сторон. Каких-либо следов обнаружить не удалось. Спустя год поиски прекратили.


Через полвека, в августе 1986' г., газета «Советская Россия» организовала экспедицию в район озера Себян-Кюель в Якутии, где по утверждениям местных жителей перед войной затонул самолет. Но и эта попытка оказалась безрезультатной. Тем не менее, будем надеяться, что Н-209 удастся обнаружить еще в этом столетии. Нужно объединить усилия общественности России, Украины, США и Канады, чтобы к лету 1998 г. организовать экспедицию в район островов Спай и Тзитис у берегов Аляски. Частные лица и организации, желающие принять участие в подготовке экспедиции «Леваневский-Аляска-98», могут направить свои предложения в редакцию «АиВ».


Член Украинского фонда поиска Виктор Елецкий/ Запорожье








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх