«Гладиатор» небесного колизея


Александр В. Котлобовский, Александр В. Шпигунов/ Киев

Александр В. Котлобовский, Александр В. Шпигунов/ Киев

Gloster Gladiator Mk. II ВВС Финляндии. Март 1942 г.

В первой половине 30-х гг. британская фирма The Gloster Aircraft Co. Ltd создала довольно удачный истребитель Gauntlet. На его базе появился опытный самолет SS.37, поднятый в воздух 12 сентября 1934 г. летчиком-испытателем П. Сэйе-ром. Новая машина, как и предшественник, представляла собой одноместный одностоечный биплан с металлическим каркасом и полотняной обшивкой, неуби-раемым шасси и двигателем воздушного охлаждения. Самолет успешно прошел испытания и был принят на вооружение под названием Gladiator. С 1937 по 1938 гг. было построено 747 таких истребителей (из них 165 на экспорт) в следующих модификациях:

Gladiator Mk. I – оснащался двигателем Bristol Mercury IX мощностью 840 л. с. (за исключением 37 машин для ВВС Швеции, получивших обозначение J-8 и оборудованных моторами Nohab Mercury VI S2) и двухлопастными деревянными винтами постоянного шага. Всего построено 378 экз., в том числе 147 на экспорт;

Gladiator Mk. II – вариант с двигателем Bristol Mercury VIII мощностью 830 л. с. и трехлопастным металлическим винтом постоянного шага, а также с усовершенствованным приборным оборудованием. 18 самолетов с моторами Nohab Mercury VII S3 под обозначением J-8A были построены для ВВС Швеции. Всего выпущено 270 машин;

Sea Gladiator Interim – палубные истребители для Королевских ВМС. Получены путем переоборудования 38 «Гладиаторов» Mk. II. Они имели усиленную хвостовую часть, посадочный гак, новую радиостанцию и указатели скорости с градуировкой в узлах;

Sea Gladiator Mk. II – вновь построенные самолеты для Королевских ВМС. От предыдущего варианта отличались приспособлением для катапультного старта. Выпущено 60 машин.

Вооружение всех вариантов включало четыре 7,7-мм пулемета (два синхронных и два крыльевых) с общим боезапасом 2000 патронов. Машины первых партий оснащались пулеметами «Льюис» либо «Виккерс», а более поздних – «Браунинг».

Поступление «Глостеров» в строевые части Королевских ВВС (RAF) началось в феврале 1937 г., а ВМС – в декабре 1938 г. Они состояли на вооружении 40 сухопутных (из них 11 заморских) и 5 флотских эскадрилий. Служба истребителей в боевом составе завершилась в 1941 г.: у моряков – в мае, в RAF – в августе. Однако во вспомогательных подразделениях ВВС самолеты продолжали эксплуатироваться до начала 1945 г. Экспортирование «Гладиаторов» велось вплоть до 1943 г. В итоге британцы поставили их в Австралию, Бельгию, Грецию, Египет, Ирак, Ирландию, Китай, Латвию, Литву, Норвегию, Португалию, Финляндию, Швецию и Южную Африку. Дольше всех, до 1952 г., «Гладиаторы» служили в ВВС Португалии.

Боевое крещение истребители прошли в Китае в 1938-39 гг., где на них го-миньдановские пилоты сбили около 10 японских самолетов. Летчики RAF воевали на «Гладиаторах» в Норвегии, Франции, Греции, Северной Африке, Итальянской Восточной Африке, Ираке, Иране и Адене. Морские истребители использовались во время обороны Норвегии, в ходе прикрытия сил флота на Северном и Средиземном морях, а также над Мальтой. Южноафриканские и австралийские «Гладиаторы» применялись в боях над Африканским континентом. Наиболее результативными асами союзников на «Гладиаторах» стали англичане скуадрон-ли-деры И. Мейсон и Т. Пэттл, одержавшие по 14 побед.

Финны на истребителях этого типа в ходе зимней войны 1940 г. сбили 30 советских самолетов при потере 12 своих. Наибольших успехов добились сержант О. Туомине и л-т П. Берг (6,5 и 5 побед соответственно). На стороне Финляндии воевали также «Гладиаторы» Швеции, пилоты которых уничтожили в воздухе и на земле до 12 машин ВВС РККА. В 1941-45 гг. финны использовали «Гладиаторы», в основном, как разведчики, а в нейтральной Швеции их применяли для перехвата самолетов-нарушителей.

Gloster Gladiator Mk II of Finnish AF. March 1942

Термометры на внутренней стороне стойки крыла

Основные ЛТХ истребителей Gloster Gladiator

Пилоты семи норвежских «Гладиаторов» 9 апреля 1940 г. попытались оказать сопротивление люфтваффе, сбив один Ju 52 и два Bf 110. Однако вскоре немцы уничтожили либо серьезно повредили все «Глостеры» этой страны. В Бельгии истребители этого типа одержали единственную победу 20 апреля 1940 г (еще до вступления страны в войну), когда летчикам патрульного звена удалось сбить Не 111. 10 и 11 мая все бельгийские «Гладиаторы» были уничтожены, выполнив лишь 9 боевых вылетов. Греческие «Глостеры» в январе-мае 1941 г. воевали против итальянских, а позже и германских ВВС. Их пилоты сбили три итальянских бомбардировщика. Большинство литовских и латвийских «Гладиаторов», попавших в СССР после присоединения Прибалтики, были поставлены на хранение. В июне 1941 г. часть из них была уничтожена немцами на аэродромах, а остальные достались им в качестве трофеев и некоторое время использовались для учебных целей. В общей сложности летчики разных стран сбили на «Гладиаторах» немногим более 300 самолетов.

Теперь поговорим о моделях. На изделиях, изготовленных по «хитрым» технологиям (эпоксидное литье, вакуумное формование и т. д.) и ориентированных на опытных моделистов, останавливаться не будем. Обратим внимание на полистирольные копии «Гладиатора» в наиболее популярном масштабе 1:72. Существует три такие модели. Лучшая из них выпускалась французской фирмой «Эллер», являющейся ныне частью конгломерата «Хамброл»-«Эйрфикс»-«Эллер». Этот «кит» отличается высоким качеством отливок, хорошей деталировкой, соответствием геометрических параметров прототипу, возможностью собрать из одного набора несколько вариантов самолета. Сейчас эта модель встречается довольно редко. В каталогах она отсутствует, однако то ли производилась, то ли паковалась в последнее время небольшой американской фирмой «Энкор». Еще большим раритетом стал «Гладиатор», выпускавшийся когда-то фирмой «Фрог», чья пресс-форма затем находилась на одном из московских заводов игрушек. В клубах стендовиков мелькали, скорее всего, «левые» отливки из российской столицы, однако неясность судьбы пресс-формы не располагает к поиску этой модели. По уровню копийности, деталировке, качеству разлива она несколько уступала продукции «Энкор».

Наиболее доступную модель «Гладиатора» выпускает сегодня «Матчбокс». Она широко продается, в т. ч. и на отечественном рынке, и относительно не дорого стоит (3-4 USD). По качеству она примерно соответствует фроговской, от которой выгодно отличается прекрасно выполненной имитацией полотна и легкостью сборки. Обращает на себя внимание слишком упрощенный интерьер кабины, однако, если поместить внутрь неплохую фигурку пилота, этот недостаток будет не так заметен.

Найти «Гладиатор» в масштабе 1:48 почти невозможно. Такая модель заявлена американской фирмой «Линдберг», но сейчас нигде не рекламируется. Готовя эту статью, мы провели специальное расследование и не смогли найти человека, державшего такой «Глостер» в руках. Некоторый оптимизм любителям этого масштаба может прибавить тот факт, что «Линдберг» иногда переиздает свои старые изделия. Кроме того, по слухам, уже две киевские фирмы готовят к тиражированию «Гладиатор» как раз в 48-м.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх