Над всей Венесуэлой безоблачное небо

Миниатюрная гражданская война, о которой пойдет речь в данной статье, длилась всего один день, однако отличалась очень активным использованием авиации. За неполные сутки было выполнено более полусотни боевых вылетов, состоялось несколько воздушных боев, истребители и ПВО сбили минимум 6 летательных аппаратов. Такое во внутренних конфликтах увидишь нечасто!

Эта история связана с именем бравого венесуэльского полковника-спецназовца Уго Чавеса. Выходец из беднейших слоев общества, друг Фиделя Кастро, этот проникшийся крайне левыми настроениями офицер обрел у себя на родине немалую популярность и авторитет среди военных. Неудовлетворенный положением в стране, он решил свергнуть режим президента Переса, для чего организовал маленькую революцию – одну из тех, что регулярно сотрясали Латинскую Америку. Выступление состоялось 4 февраля 1992 г. Вдохновленные полковником десантники захватили президентский дворец «Мирафлорес» в Каракасе, но Перес успел скрыться, и к концу дня верные ему войска подавили восстание. Главный бунтарь был арестован и препровожден в тюрьму, однако сдаваться не собирался. Заточение не помешало ему связаться с оставшимися на свободе соратниками и организовать новый мятеж, во главе которого был поставлен ближайший сподвижник Чавеса инспектор службы тыла ВВС бригадный генерал Висконти.

Заговорщики готовились тщательно и собирались идти до конца, не проявляя позорных колебаний и шатаний. Висконти отвечал за проведение воздушного парада в честь Дня ВВС и решил воспользоваться тем, что на расположенной в 90 км от Каракаса авиабазе «Эль-Либертадор» (г. Маракай) были собраны внушительные авиационные силы: три OV-lOE и шесть OV-lOA «Бронко» из состава 15-й авиагруппы спецопераций (АГСО), двадцать четыре F-16A/B из 16-й ИАГ, 16 транспортных самолетов (8 С-130Н, б G222 и 2 заправщика «Боинг-707») из 6-й ТАГ, 20 вертолетов (8 «Супер-Пума» и 12 UH-1D) из 10-й АГСО. Кроме того, здесь находились 2-3 «Миража 50EV» из проходившей переформирование 11-й ИАГ и два CF-5A из 12-й ИАГ. Из всего этого «великолепия» к участию в антипрезидентской акции Висконти привлек личный состав обеих АГСО, а также летчиков «Миражей». Наземные силы мятежников включали несколько небольших подразделений Вооруженных сил и группу партизан левацкого толка. В общей сложности удалось наскрести немногим более 1000 человек.

Мятеж начался 27 ноября 1992 г. в 03.30 по местному времени. Висконти лично возглавил ударный отряд, который обстрелял комплекс административных построек на авиабазе и захватил ее часть, включая командный центр и казарму 16-й ИАГ. Поскольку летчики этой авиагруппы отказались примкнуть к выступлению, то их взяли под арест. Но пилоты дежурного звена к-н Элименес Лабарка и теньенте Виельма после первых же выстрелов взлетели на своих F-16A и направились на авиабазу «Теньенте Висенте Ландаэта Хиль» (г. Баркисимето), которая не присоединилась к мятежу. Здесь находилось несколько учебно-бое- вых Т-2 «Бакай», а также поставленных на консервацию CF-5A.

Другая группа мятежников захватила находившуюся в том же Маракае авиабазу «Марискаль Сукре», где располагались: авиационная академия, летная школа, 14-я учебно-тренировочная авиагруппа, включавшая 10 Т-34А и 18 АТ-27 «Тукано», а также несколько перелетевших из Баркисимето Т-2. В 04.30 бунтовщики овладели столичной телестанцией и начали передавать в эфир записанное обращение Чавеса к народу. Восставшие также взяли под контроль расположенную в столичном пригороде Ла-Кар- лота авиабазу «Хенералисимо Франсиско-де-Миранда», где находилась большая часть самолетов и вертолетов морской и армейской авиации.

Однако вдохновленный быстрой февральской победой президент Перес отдавать власть не собирался, а на сторону мятежников более никто не переходил. Тогда испытывавший острый недостаток наземных сил генерал Висконти пустил в дело авиацию. В 06.15 «Миражи» обстреляли из пушек находившиеся к западу от Каракаса казармы «Фу- эрте-Тиуна». Одновременно до дюжины «Бронко» и «Тукано», а также один Т-2 нанесли удар по дворцу «Мирафлорес», казармам Президентской гвардии, штаб-квартире полиции и зданию МИД, применив 70- мм НАР и 113,5-кг бомбы. Ряд объектов в столице атаковали вертолеты. Один из них был сбит наземным огнем, погибли четыре находившихся на борту участника мятежа. Вскоре самолеты Висконти стали бомбить и обстреливать правительственные войска, продвигавшиеся к авиабазам, которые контролировали восставшие.

В 7.00 начала действовать президентская авиация. После неоднократных приказов Лабарка и Виельма вылетели на F-16 в сторону столицы для перехвата «Бронко» и «Тукано». Они доложили по радио, что ни одного мятежного самолета в воздухе не встретили, хотя в это время несколько штурмовиков вовсю «утюжили» правительственные части. Те огрызались, сбив огнем 20-мм зенитных пушек и стрелкового оружия «Бронко» (борт FAV 1103), экипаж которого катапультировался и попал в плен. А оба F-16 направились на «Эль-Либертадор» и прочесали эту авиабазу огнем своих пушек. Висконти сразу оценил, сколь большую угрозу несет пара несознательных летчиков, пилотировавших грозные «Файтинг Фалконы», и приказал своим авиаторам атаковать Баркисимето.



Учебно-тренировочные самолеты АТ-27 «Тукано» (слева) и Т-2 «Бакай» мятежники использовали как штурмовики


"Миражам» мятежников не удалось нейтрализовать правительственные истребители


F-16 сыграли важнейшую роль в сохранении власти президента Переса


Линейка законсервированных CF-5A на авиабазе «Теньенте Висенте Ландаэта Хиль»


Кроме F-16, опасение вызывали и законсервированные там истребители, которые правительство могло бросить в бой. Несколько «Миражей» и «Бронко» нанесли внезапный удар и уничтожили на стоянках три CF-5. Невинно пострадал находившийся на полосе гражданский авиалайнер MD-80, в который угодили два 30-мм снаряда. Участники налета посчитали, что достигли куда больших успехов, заявив о восьми уничтоженных CF-5- Но даже если бы они сожгли 128 самолетов, главную задачу выполнить не удалось: F-16 уцелели, более того – приняли активное участие в отражении налета. Они как раз возвращались с задания и с ходу пошли в атаку. В результате Виель- ма сбил два «Бронко»(3*), при этом летчик одного из них теньенте Домадор погиб. По всей видимости, машина Виельмы также получила повреждения, поскольку после заправки и пополнения боекомплекта воевать продолжил только Лабарка. Но нельзя исключить и того, что гибель пилота «Бронко» удручающе подействовала на Виельму, который мог знать его по совместной учебе.

Между тем, обстановка на земле складывалась не в пользу мятежников. Во-первых, военная полиция быстро отбила телестанцию и подавила начавшиеся в столице беспорядки. Механизированный батальон окружил базу в Ла-Карлоте, а к «Эль-Либертадор» стягивались верные президенту войска, в т.ч. танки. Против них Висконти бросил свои штурмовики, кроме того, авиация восставших снова принялась обрабатывать столичные объекты, в т.ч. «Мирафлорес». В это время над Каракасом появился F-16, пилотируемый Лабаркой. Поразить малоскоростные и весьма маневренные штурмовики оказалось непросто, и, пытаясь занять удобную позицию для пуска «Сайдуиндеров» либо стрельбы из пушки, он начал выписывать круги над Каракасом. Столица Венесуэлы находится между двумя высотами, к тому же Лабарка стремился избежать поражения гражданских объектов на земле, поэтому маневрировал весьма осторожно и долго. В конце концов капитану удалось выпустить прицельную очередь из «Вулкана» и поразить «Тукано». Однако для дальнейших атак топлива не осталось, пришлось уходить на Баркисимето, и тут появился «Мираж». Вот что вспоминал столичный житель Хуан Coco: «Они не стреляли друг в друга, т.к. сбитые одного из та означало многочисленные жертвы среди населения на месте падения сбитого самолета. Я видел, как F-16 какое-то время преследовал «Мираж». Эта нечаянная встреча истребителей так ничем и не закончилась.

Штурмовики мятежников продолжали действовать и понесли новые потери. Около полудня у одного «Бронко» вышел из строя левый двигатель: то ли по техническим причинам, то ли от попадания 12,7- мм пули. Летчик немедленно направил машину на авиабазу для совершения экстренной посадки. Когда до полосы оставалось около 300 м, самолет начал быстро терять высоту, затем аварийный двигатель вспыхнул, и экипажу пришлось катапультироваться. Люди уцелели, а «Бронко» рухнул слева от ВПП и сгорел. Почти в то же время армейцы ракетой ЗРК «Роланд» сбили еще одну «раму». Рассказывает тот же Хуан: «Я видел, как один из самолетов был поражен ракетой. Он только заходил в атаку и вдруг окутался дымом. Летчик выпустил шасси и стал уходить в сторону от города, пытаясь сбить пламя, которое разгоралось. Спустя некоторое время я его уже не видел из-за деревьев. Потом мой друг, живущий недалеко от авиабазы, показывал запись, на которой ему удалось запечатлеть, как «Бронко» упал прямо на взлетную полосу».

Около 13.00 авиация мятежников боевую работу прекратила. F-16 (неясно, оба или один – в источниках разночтения) проштурмовали «Эль-Либертадор», повторив через два часа налет и попутно обстреляв «Марискаль Сукре». Стало ясно, что мятеж не удался. Висконти и еще 92 офицера на С-130Н (борт FAV 3716) бежали в Перу. Два летчика угнали «Миражи» на голландский о. Аруба, а экипаж одного «Бронко» перелетел на о. Кюрасао. Вертолетчики на «Супер-Пумах» разлетелись по стране и бросили свои «вертушки» где попало. Правительственные войска после этого захватили мятежные авиабазы. Им сдалось около тысячи солдат и офицеров.

Перес праздновал очередную победу и охотно поощрял сохранивших ему верность офицеров, в частности, Лабарка и Виельма были объявлены «героями нации». Однако нельзя забывать, что среди латиноамериканских военных, особенно авиаторов, очень силен корпоративизм. Поскольку Лабарка и Виельма оказались единственными летчиками, принявшими участие в подавлении мятежа, то коллеги смотрели на них, как на «белых ворон». Оба героя подвергались сильнейшему психологическому прессингу, а их карьеры быстро пошли к закату. Виельму поначалу отправили в США для обучения в качестве инструктора на T-2D. Однако плохое знание английского заставило его быстро вернуться на родину. Неясно, продолжает ли он сейчас службу. Судьба Лабарки и вовсе оказалась трагичной. Не выдержав сложившейся атмосферы, он дезертировал, но был найден и арестован. Поступок летчика посчитали результатом помешательства и отправили несчастного в психолечебницу, где он пребывает по сей день.

Следующие выборы президент Перес проиграл. Высший пост в стране занял Рафаэль Сельдара, в 1996 г. амнистировавший Чавеса. Революционный эпизод в биографии энергичного полковника только добавил ему популярности, и через два года он занял «Мирафлорес» мирным путем, победив на очередных выборах.

3* Существует и версия, по которой Виельма повредил третий «Бронко», разбившийся при вынужденной посадке.


Этот OV-10A Bronko из 15-й АГСО был сбит над Каракасом 27 ноября 1992 г.



АТ-27 Tucano из состава 14-й УТАГ ВВС Венесуэлы


F-16А из состава 16-й ИАГ ВВС Венесуэлы


Miraqe 50EV из состава 11-й ИАГ ВВС Венесуэлы


Андрей Совенко/ «АиВ» Фото Lockheed Martin


Примечания:



Над всей Венесуэлой безоблачное небо

Миниатюрная гражданская война, о которой пойдет речь в данной статье, длилась всего один день, однако отличалась очень активным использованием авиации. За неполные сутки было выполнено более полусотни боевых вылетов, состоялось несколько воздушных боев, истребители и ПВО сбили минимум 6 летательных аппаратов. Такое во внутренних конфликтах увидишь нечасто!

Эта история связана с именем бравого венесуэльского полковника-спецназовца Уго Чавеса. Выходец из беднейших слоев общества, друг Фиделя Кастро, этот проникшийся крайне левыми настроениями офицер обрел у себя на родине немалую популярность и авторитет среди военных. Неудовлетворенный положением в стране, он решил свергнуть режим президента Переса, для чего организовал маленькую революцию – одну из тех, что регулярно сотрясали Латинскую Америку. Выступление состоялось 4 февраля 1992 г. Вдохновленные полковником десантники захватили президентский дворец «Мирафлорес» в Каракасе, но Перес успел скрыться, и к концу дня верные ему войска подавили восстание. Главный бунтарь был арестован и препровожден в тюрьму, однако сдаваться не собирался. Заточение не помешало ему связаться с оставшимися на свободе соратниками и организовать новый мятеж, во главе которого был поставлен ближайший сподвижник Чавеса инспектор службы тыла ВВС бригадный генерал Висконти.

Заговорщики готовились тщательно и собирались идти до конца, не проявляя позорных колебаний и шатаний. Висконти отвечал за проведение воздушного парада в честь Дня ВВС и решил воспользоваться тем, что на расположенной в 90 км от Каракаса авиабазе «Эль-Либертадор» (г. Маракай) были собраны внушительные авиационные силы: три OV-lOE и шесть OV-lOA «Бронко» из состава 15-й авиагруппы спецопераций (АГСО), двадцать четыре F-16A/B из 16-й ИАГ, 16 транспортных самолетов (8 С-130Н, б G222 и 2 заправщика «Боинг-707») из 6-й ТАГ, 20 вертолетов (8 «Супер-Пума» и 12 UH-1D) из 10-й АГСО. Кроме того, здесь находились 2-3 «Миража 50EV» из проходившей переформирование 11-й ИАГ и два CF-5A из 12-й ИАГ. Из всего этого «великолепия» к участию в антипрезидентской акции Висконти привлек личный состав обеих АГСО, а также летчиков «Миражей». Наземные силы мятежников включали несколько небольших подразделений Вооруженных сил и группу партизан левацкого толка. В общей сложности удалось наскрести немногим более 1000 человек.

Мятеж начался 27 ноября 1992 г. в 03.30 по местному времени. Висконти лично возглавил ударный отряд, который обстрелял комплекс административных построек на авиабазе и захватил ее часть, включая командный центр и казарму 16-й ИАГ. Поскольку летчики этой авиагруппы отказались примкнуть к выступлению, то их взяли под арест. Но пилоты дежурного звена к-н Элименес Лабарка и теньенте Виельма после первых же выстрелов взлетели на своих F-16A и направились на авиабазу «Теньенте Висенте Ландаэта Хиль» (г. Баркисимето), которая не присоединилась к мятежу. Здесь находилось несколько учебно-бое- вых Т-2 «Бакай», а также поставленных на консервацию CF-5A.

Другая группа мятежников захватила находившуюся в том же Маракае авиабазу «Марискаль Сукре», где располагались: авиационная академия, летная школа, 14-я учебно-тренировочная авиагруппа, включавшая 10 Т-34А и 18 АТ-27 «Тукано», а также несколько перелетевших из Баркисимето Т-2. В 04.30 бунтовщики овладели столичной телестанцией и начали передавать в эфир записанное обращение Чавеса к народу. Восставшие также взяли под контроль расположенную в столичном пригороде Ла-Кар- лота авиабазу «Хенералисимо Франсиско-де-Миранда», где находилась большая часть самолетов и вертолетов морской и армейской авиации.

Однако вдохновленный быстрой февральской победой президент Перес отдавать власть не собирался, а на сторону мятежников более никто не переходил. Тогда испытывавший острый недостаток наземных сил генерал Висконти пустил в дело авиацию. В 06.15 «Миражи» обстреляли из пушек находившиеся к западу от Каракаса казармы «Фу- эрте-Тиуна». Одновременно до дюжины «Бронко» и «Тукано», а также один Т-2 нанесли удар по дворцу «Мирафлорес», казармам Президентской гвардии, штаб-квартире полиции и зданию МИД, применив 70- мм НАР и 113,5-кг бомбы. Ряд объектов в столице атаковали вертолеты. Один из них был сбит наземным огнем, погибли четыре находившихся на борту участника мятежа. Вскоре самолеты Висконти стали бомбить и обстреливать правительственные войска, продвигавшиеся к авиабазам, которые контролировали восставшие.

В 7.00 начала действовать президентская авиация. После неоднократных приказов Лабарка и Виельма вылетели на F-16 в сторону столицы для перехвата «Бронко» и «Тукано». Они доложили по радио, что ни одного мятежного самолета в воздухе не встретили, хотя в это время несколько штурмовиков вовсю «утюжили» правительственные части. Те огрызались, сбив огнем 20-мм зенитных пушек и стрелкового оружия «Бронко» (борт FAV 1103), экипаж которого катапультировался и попал в плен. А оба F-16 направились на «Эль-Либертадор» и прочесали эту авиабазу огнем своих пушек. Висконти сразу оценил, сколь большую угрозу несет пара несознательных летчиков, пилотировавших грозные «Файтинг Фалконы», и приказал своим авиаторам атаковать Баркисимето.



Учебно-тренировочные самолеты АТ-27 «Тукано» (слева) и Т-2 «Бакай» мятежники использовали как штурмовики


"Миражам» мятежников не удалось нейтрализовать правительственные истребители


F-16 сыграли важнейшую роль в сохранении власти президента Переса


Линейка законсервированных CF-5A на авиабазе «Теньенте Висенте Ландаэта Хиль»


Кроме F-16, опасение вызывали и законсервированные там истребители, которые правительство могло бросить в бой. Несколько «Миражей» и «Бронко» нанесли внезапный удар и уничтожили на стоянках три CF-5. Невинно пострадал находившийся на полосе гражданский авиалайнер MD-80, в который угодили два 30-мм снаряда. Участники налета посчитали, что достигли куда больших успехов, заявив о восьми уничтоженных CF-5- Но даже если бы они сожгли 128 самолетов, главную задачу выполнить не удалось: F-16 уцелели, более того – приняли активное участие в отражении налета. Они как раз возвращались с задания и с ходу пошли в атаку. В результате Виель- ма сбил два «Бронко»(3*), при этом летчик одного из них теньенте Домадор погиб. По всей видимости, машина Виельмы также получила повреждения, поскольку после заправки и пополнения боекомплекта воевать продолжил только Лабарка. Но нельзя исключить и того, что гибель пилота «Бронко» удручающе подействовала на Виельму, который мог знать его по совместной учебе.

Между тем, обстановка на земле складывалась не в пользу мятежников. Во-первых, военная полиция быстро отбила телестанцию и подавила начавшиеся в столице беспорядки. Механизированный батальон окружил базу в Ла-Карлоте, а к «Эль-Либертадор» стягивались верные президенту войска, в т.ч. танки. Против них Висконти бросил свои штурмовики, кроме того, авиация восставших снова принялась обрабатывать столичные объекты, в т.ч. «Мирафлорес». В это время над Каракасом появился F-16, пилотируемый Лабаркой. Поразить малоскоростные и весьма маневренные штурмовики оказалось непросто, и, пытаясь занять удобную позицию для пуска «Сайдуиндеров» либо стрельбы из пушки, он начал выписывать круги над Каракасом. Столица Венесуэлы находится между двумя высотами, к тому же Лабарка стремился избежать поражения гражданских объектов на земле, поэтому маневрировал весьма осторожно и долго. В конце концов капитану удалось выпустить прицельную очередь из «Вулкана» и поразить «Тукано». Однако для дальнейших атак топлива не осталось, пришлось уходить на Баркисимето, и тут появился «Мираж». Вот что вспоминал столичный житель Хуан Coco: «Они не стреляли друг в друга, т.к. сбитые одного из та означало многочисленные жертвы среди населения на месте падения сбитого самолета. Я видел, как F-16 какое-то время преследовал «Мираж». Эта нечаянная встреча истребителей так ничем и не закончилась.

Штурмовики мятежников продолжали действовать и понесли новые потери. Около полудня у одного «Бронко» вышел из строя левый двигатель: то ли по техническим причинам, то ли от попадания 12,7- мм пули. Летчик немедленно направил машину на авиабазу для совершения экстренной посадки. Когда до полосы оставалось около 300 м, самолет начал быстро терять высоту, затем аварийный двигатель вспыхнул, и экипажу пришлось катапультироваться. Люди уцелели, а «Бронко» рухнул слева от ВПП и сгорел. Почти в то же время армейцы ракетой ЗРК «Роланд» сбили еще одну «раму». Рассказывает тот же Хуан: «Я видел, как один из самолетов был поражен ракетой. Он только заходил в атаку и вдруг окутался дымом. Летчик выпустил шасси и стал уходить в сторону от города, пытаясь сбить пламя, которое разгоралось. Спустя некоторое время я его уже не видел из-за деревьев. Потом мой друг, живущий недалеко от авиабазы, показывал запись, на которой ему удалось запечатлеть, как «Бронко» упал прямо на взлетную полосу».

Около 13.00 авиация мятежников боевую работу прекратила. F-16 (неясно, оба или один – в источниках разночтения) проштурмовали «Эль-Либертадор», повторив через два часа налет и попутно обстреляв «Марискаль Сукре». Стало ясно, что мятеж не удался. Висконти и еще 92 офицера на С-130Н (борт FAV 3716) бежали в Перу. Два летчика угнали «Миражи» на голландский о. Аруба, а экипаж одного «Бронко» перелетел на о. Кюрасао. Вертолетчики на «Супер-Пумах» разлетелись по стране и бросили свои «вертушки» где попало. Правительственные войска после этого захватили мятежные авиабазы. Им сдалось около тысячи солдат и офицеров.

Перес праздновал очередную победу и охотно поощрял сохранивших ему верность офицеров, в частности, Лабарка и Виельма были объявлены «героями нации». Однако нельзя забывать, что среди латиноамериканских военных, особенно авиаторов, очень силен корпоративизм. Поскольку Лабарка и Виельма оказались единственными летчиками, принявшими участие в подавлении мятежа, то коллеги смотрели на них, как на «белых ворон». Оба героя подвергались сильнейшему психологическому прессингу, а их карьеры быстро пошли к закату. Виельму поначалу отправили в США для обучения в качестве инструктора на T-2D. Однако плохое знание английского заставило его быстро вернуться на родину. Неясно, продолжает ли он сейчас службу. Судьба Лабарки и вовсе оказалась трагичной. Не выдержав сложившейся атмосферы, он дезертировал, но был найден и арестован. Поступок летчика посчитали результатом помешательства и отправили несчастного в психолечебницу, где он пребывает по сей день.

Следующие выборы президент Перес проиграл. Высший пост в стране занял Рафаэль Сельдара, в 1996 г. амнистировавший Чавеса. Революционный эпизод в биографии энергичного полковника только добавил ему популярности, и через два года он занял «Мирафлорес» мирным путем, победив на очередных выборах.

3* Существует и версия, по которой Виельма повредил третий «Бронко», разбившийся при вынужденной посадке.


Этот OV-10A Bronko из 15-й АГСО был сбит над Каракасом 27 ноября 1992 г.



АТ-27 Tucano из состава 14-й УТАГ ВВС Венесуэлы


F-16А из состава 16-й ИАГ ВВС Венесуэлы


Miraqe 50EV из состава 11-й ИАГ ВВС Венесуэлы


Андрей Совенко/ «АиВ» Фото Lockheed Martin







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх