Как лунный «Союз» остался околоземным

Сравнение размеров ракет-носителей


Накануне 1960 г. в проектном отделе ОКБ-1 Государственного комитета по оборонной технике при Совете Министров СССР параллельно с подготовкой кораблей «Восток» к пилотируемым орбитальным полетам рассматривались возможные пути дальнейшего освоения космоса. Главный конструктор ОКБ-1 С.П.Королев вышел в правительство с предложением о разработке межпланетного пилотируемого корабля и соответствующей ракеты- носителя и добился выхода Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР «О создании мощных ракет-носителей спутников, космических кораблей и освоении космического пространства». К тому времени в ОКБ-1 уже трудились над проектом гигантской ракеты, которой Королев решил дать название «Н-1» («носитель – первый»), В июле 1962 г. проектные материалы по «Н-1» были представлены экспертной комиссии под председательством президента АН СССР М.В.Келдыша. Рассмотрев их, комиссия указала, что первоочередной задачей при создании «Н-1» следует считать ее боевое использование, однако в ходе дальнейших работ эта рекомендация выпала из поля зрения – слишком захватывали дух открывавшиеся перспективы полетов к Луне, Марсу и Венере.

Однако начало испытаний «Н-1» планировалось аж на 1966 г., а к Луне хотелось полететь немедленно, в очередной раз оставив американцев позади. Для этого в проектном отделе ОКБ-1, который возглавлял М.КТихонравов, в I960 г. был проработан вариант, предусматривавший использование достаточно отработанной к тому времени и надежной ракеты-носителя «Р-7» (8К71) – знаменитой «семерки». Но для прямого запуска пилотируемого корабля к Луне мощности этой ракеты не хватало, поэтому предложение Тихонравова предусматривало сборку корабля на околоземной орбите из предварительно выведенных отдельных блоков. Вначале предлагалось запустить разгонный блок «9К», затем отправить на орбиту четыре танкера-заправщика «11К» с горючим и окислителем, которые должны были состыковаться с «9К» и передать ему свой груз. После чего был запланирован старт космического корабля «7К» с экипажем из двух человек и его стыковка с заправленным разгонным блоком. Двигатели блока «9К» разогнали бы связку «7К-9К» до второй космической скорости и вывели на траекторию полета к Луне. После выполнения своей миссии «9К» отбрасывался, а «7К> с двумя космонавтами на борту должен бьи продолжить полет, облететь наш спутник без посадки и вернуться к Земле. Этот проект получил название «Союз». Несмотря на свою сложность, он не обеспечивал главного – высадки космонавта на поверхность Луны, и рассматривался лишь как временная мера, своего рода первый этап лунной программы.

Главный и решающий этап программы включал выведение корабля с двумя космонавтами на окололунную орбиту, посадку одного из них на поверхность Луны в специальном корабле, старт и стыковку с орбитальным кораблем, возвращение экипажа на Землю.

Однако все это можно было выполнить лишь с использованием носителя «Н-1», который бы выводил на околоземную орбиту головной блок «ЛЗ». Длина блока равнялась 43 м, максимальный диаметр – 6 м, масса – более 90 т. «ЛЗ» состоял из ракетных блоков «Г», «Д» и «Е», лунного орбитального корабля («ЛОК», чертежный индекс 11Ф93), лунного корабля («ЛК», 11Ф94), сбрасываемого после прохождения плотных слоев атмосферы головного обтекателя и системы аварийного спасения (САС), обеспечивающей в случае аварии на этапе выведения увод от ракеты-носителя спускаемого аппарата «ЛОК» с космонавтами.

В свою очередь, «ЛОК», представлявший собой доработанный корабль «7К», состоял из спускаемого аппарата (СА), бытового отсека со стыковочным агрегатом и двигателями ориентации и причаливания, приборно-агрегатного и энергетического отсеков, в которых размещались ракетный блок «И» и агрегаты системы энергопитания на кислородно-водородных топливных элементах. Бытовой отсек служил одновременно шлюзовой камерой при переходе космонавта в «ЛК» через открытый космос, для чего использовался лунный скафандр «Кречет». После этого лунный корабль с пристыкованным к нему блоком «Д» двигался бы 'с торможением к поверхности Луны до высоты примерно 3 км. По команде посадочного радиолокатора должен был включиться двигатель блока «Е», который обеспечивал дальнейшее торможение и зависание для выбора космонавтом места посадки.


Ракета-носитель «Н-1» в монтажно-испытательном корпусе космодрома Байконур


Ракета-носитель «УР-500К» получила название «Протон»


Беспилотный космический корабль «7К-Л1» готовится к облету Луны


Возвращение на Землю также имело свои особенности. Ввиду трудностей с точным «нацеливанием» корабля в очень узкий диапазон допустимых углов входа в атмосферу со второй космической скоростью, обеспечивающей нормальную посадку, был применен вариант торможения «с подскоком». Следовало задеть плотные слои воздуха буквально по касательной и сразу же выскочить из них, «притушив» скорость до первой космической, а затем вновь войти, но уже в конкретном месте и под определенным углом, чтобы попасть в нужный район посадки. Общее время экспедиции планировалось 11-12 суток

Весь комплекс, включавший ракету-носитель «Н-1» и головной блок «ЛЗ», получил название «Н1-ЛЗ» (индекс 11А52). Подготовить первую полноценную экспедицию на Луну предстояло в очень сжатые сроки – в 1967-68 гг. Но работа по реализации проекта вскоре застопорилась из-за разногласий между С.П.Королевым и главным конструктором двигательного ОКБ-456 В.П.Глушко: «бог огня» отказался разрабатывать для «Н-1» кислородно-керосиновый ЖРД, как того требовал Королев, а настаивал на необходимости создания двигателя на токсичных компонентах топлива.

Руководство страны попыталось ускорить ход событий, издав 3 августа 1964 г. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №655-268 «О работах по исследованию Луны и космического пространства». Видя недостаточный темп развития программы «Н-1» и трудности проекта «Союз», оно наметило облет Луны по варианту, предложенному фирмой Генерального конструктора В.Н.Челомея (ОКБ-52) и получившему название «УР500К-ЛК». По сути, новый вариант был той же программой «Союз», но избавленной от многочисленных стыковок на околоземной орбите за счет применения созданной в ОКБ-52 более мощной, чем «Р-7», ракеты-носителя «УР-500К» (8К82К), которой дали имя «Протон». Ее получили путем доработки двухступенчатой баллистической ракеты «УР-500» (8К82) – носителя 100-150-мегатонной термоядерной бомбы. ОКБ Челомея поручили делать и пилотируемый корабль, предназначенный исключительно для облета Луны. Работа была начата, однако занятые доводкой «Протона» специалисты ОКБ-52 не смогли уделить достаточного внимания решению этой задачи. В то же время, у Королева работы по созданию «ЛОК» на базе проекта корабля «7К» продвигались вполне удовлетворительно. И он выдвинул идею установить на «УР-500К» корабль с «Н-1», но в облегченном варианте – без бытового отсека. Кроме того, он предложил заимствовать с комплекса «Н1-ЛЗ» разгонный блок «Д». 26 августа 1965 г. у председателя Военно- промышленной комиссии при ЦК КПСС Л.В.Смирнова состоялось совещание, констатировавшее, что лунная программа реализуется неудовлетворительно, в результате чего «возникает серьезная угроза утраты приоритета Советского Союза в области освоения космоса». Предложения Королева были признаны способными исправить положение и полностью одобрены. Силу закона они получили после принятия Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 25 октября 1965 г. «О сосредоточении сил конструкторских организаций промышленности на создании комплекса ракетно- космических средств для облета Луны».

Таким образом, предложенный ранее проект «Союз» был отвергнут, разработка блоков «9К» и «11 К» прекращена, а пилотируемый корабль «7К» подвергся значительным изменениям. Фактически на его базе в ОКБ-1 стали разрабатывать три разных по назначению корабля. Один – уже упоминавшийся «ЛОК» для полета на Луну в составе комплекса «Н1-ЛЗ», другой – для облета Луны в составе комплекса «УР-500К-7К-Л1», третий – для отработки и испытаний бортовых систем первых двух кораблей на орбите Земли и решения широкого круга задач в околоземном пространстве с помощью модифицированной ракеты «Р-7». Второму кораблю присвоили индекс «7К-Л1» (11Ф91), а третьему – «7К-ОК» (11Ф615). Для будущих публикаций ему, по предложению Королева, в память об истоках оставили название «Союз». В процессе запуска этих кораблей предполагалось, в первую очередь, отработать средства сближения и стыковки космических аппаратов на орбите Земли.

Корабль «7К-Л1» ударными темпами становился реальностью. 13 ноября 1965 г. приказом министра был утвержден график его серийного изготовления, а также разгонных блоков и ракет «УР-500К» – всего 15 комплектов. Королеву и Челомею было предписано за две недели (до 25 ноября) завершить проработку вариантов облета Луны по новой схеме. 13 декабря эти два выдающихся конструктора утвердили «Основные положения по ракетно-космическому комплексу УР-500К- 7К-Л1», а в канун нового 1966 г. наметили план отработки этого комплекса на орбите искусственного спутника Земли. Баллистикам ОКБ-1 и ОКБ-52 удалось найти оптимальный вариант сочетания «королевского» разгонного блока «Д» с «челомеевской» ракетой- носителем, позволивший увеличить массу корабля на несколько сотен килограммов. В принятом варианте третья ступень «Протона» не выходила на орбиту, а падала в Тихий океан, окончательный доразгон до первой космической скорости выполнял блок «Д» при первом включении. Для перехода на траекторию полета к Луне предусматривалось второе включение этого блока.

Первый экземпляр «7К-Л1» использовался для наземных испытаний в составе макетно- технологического комплекса. Второй, упрощенной конструкции, 10 марта 1967 г. был запущен в сторону Луны. Все ступени «Протона» отработали на «отлично» – это был его пятый пуск и четвертый удачный. Также без замечаний отработал блок «Д», включившись, как и положено, два раза. ТАСС объявил о запуске искусственного спутника Земли «Космос-146».

Третий экземпляр «7К-Л1» стартовал 8 апреля 1967 г. Все шло нормально, но уже на следующий день сотрудникам ЦКБЭМ(7*) пришлось пережить горечь поражения – корабль к Луне не ушел. Причина случившегося оказалась до обидного простой. На борту находился автомат, подававший команду на отстрел блока «Д» после второго выключения его двигателя. Но по недосмотру третий «7К-Л1» ушел в космос с выключенным автоматом, и блок «Д» был отстрелен уже после первого сеанса работы. В результате у Земли появился искусственный спутник «Космос-154».

7* С начала 1966 г. ОКБ-1 получило открытое название Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ). ОКБ-52 в несекретной переписке стало именоваться ЦКБ машиностроения (ЦКБМ).


Схема лунного орбитальног корабля «ЛОК»


Схема лунного корабля «ЛК»


Лунный скафандр «Кречет»


28 сентября была предпринята попытка отправить в космос корабль «7К-Л1» №4. Намечалась работа по штатной программе полета к Луне с фотографированием Земли и ее спутника, но без участия экипажа. Попытка также не увенчалась успехом – подвела первая ступень ракеты «УР-500К». Зато впервые штатно отработали САС и система посадки, в аварийных условиях обеспечив спасение спускаемого аппарата. Он приземлился среди зловещего желто-коричневого облака из паров азотного тетраксида и гептила, образовавшегося в результате взрыва «Протона». И хотя сам СА стоял на холме и не был подвержен воздействию ядовитых паров, подойти к нему не было никакой возможности. Этот случай выявил огромные трудности с обеспечением безопасности космонавтов, если бы они стартовали в космос на «Протоне». При более глубоком изучении проблема оказалась столь серьезной, что в качестве выхода был предложен раздельный старт лунного корабля без экипажа на этой ракете, а космонавтов – на «семерке». На орбите предполагалась стыковка и переход людей в «7К-Л1».

При запуске 22 ноября пятого экземпляра корабля подвела вторая ступень РН. Один из четырех ее двигателей не вышел на режим, ракета стала заваливаться в сторону, и система безопасности выключила двигатели. Вновь пришлось отработать свое системам аварийного спасения и посадки, правда, на этот раз из-за сбоев в работе оборудования двигатели мягкой посадки СА отработали на высоте 4,5 км. В итоге посадка приблизительно в 80 км юго-западнее Джезказгана получилась довольно жесткой. Ракета упала примерно в 300 км от места старта.

«7К-Л1» №6, представленный широкой публике как «Зонд-4», был запущен 2 марта 1968 г. На этот раз облет Луны не предусматривался, а планировался полет по очень вытянутой эллиптической орбите с максимальным удалением от Земли на расстояние не менее 300000 км. При этом все бортовые системы корабля должны были работать по программе, максимально приближенной к штатному облету Луны, а возвращение на Землю предусматривалось по траектории управляемого спуска. В течение 7 суток системы корабля работали, в основном, нормально. Тем не менее, из-за загрязнения еще при старте объектива звездного датчика система ориентации не смогла развернуть корабль нужным образом, и в плотные слои атмосферы СА вошел по неуправляемой (баллистической) траектории. Посадка его могла произойти вне территории СССР, и над Бискайским заливом система аварийного подрыва объекта (АПО) ликвидировала его.

Об этой системе надо сказать отдельно. Дело в том, что запуски советских космических аппаратов почти всегда преследовали интересы не только научных ведомств, но и Министерства обороны, что накладывало отпечаток на их конструкцию. В некоторых случаях научные и военные аппараты были связаны общим происхождением. Так, на основе беспилотного спутника-разведчика «Зенит-2» конструкторы ОКБ-1 сделали пилотируемый корабль «Восток». Когда рассматривался вопрос комплектации «Востока», на котором должен был лететь Ю.А.Гагарин, было принято решение снять с него систему подрыва. Против этого возражал лишь один человек – первый заместитель Председателя КГБ СССР П.И.Ивашутин, соблюдение секретности для этого ведомства было главным делом. Поэтому нет ничего удивительного, что на беспилотных кораблях «7К-Л1» и «7К-ОК» установили систему АПО.

Запуск корабля «7К-Л1» №7 состоялся 23 апреля 1968 г. На орбиту он не вышел из-за прохождения команды «Авария системы автономного управления» в результате короткого замыкания сразу после сброса головного обтекателя. САС и система приземления обеспечили нормальное возвращение спускаемого аппарата на Землю.

При подготовке к запуску комплекса «7К-Л1» №8 произошла тяжелая авария. 14 июля 1968 г. на стартовой позиции из-за нерасчетного наддува лопнул бак окислителя разгонного блока «Д». При этом пострадали офицеры боевого расчета: к-н ИДХридин погиб, а м-р ВАБлохин получил травмы. Причиной случившегося стало замыкание в наземной кабельной сети системы поддержания избыточного давления. Ситуация сложилась драматическая. Корабль «7К-Л1» с полуразрушенным головным обтекателем провалился на несколько метров вниз и застрял на площадке фермы обслуживания. Топливный бак блока «Д» с пятью тоннами керосина и двумя ракетными двигателями, заправленными горючим и окислителем, оторвался от фермы и уперся в третью ступень «Протона», баки которого находились под давлением. Над головным обтекателем корабля в системе аварийного спасения находилось 1,5 т пороха, в главных двигателях -1,5т токсичных компонентов топлива, в двигателях ориентации – 30 кг высококонцентрированной перекиси водорода, для воспламенения топлива в блоке «Д» служили 4,5 л триэтилалюминия, в корабле и ракете было подключено более 150 пиропатронов. Кроме того, на борту «7К-Л1» стоял 25-килограммовый заряд аварийного подрыва объекта. Лишь по счастливой случайности ни одна из жидкостных трубок не была разрушена, ни один пиропатрон не сработал, и не произошел взрыв, грозивший неминуемой гибелью 150 специалистам, находившимся в тот момент на ферме обслуживания.


Лунный корабль предназначался для одного космонавта


«Зонд-5» в водах Индийского океана


«Зонд-5» на палубе «Василия Головнина»


Для ликвидации последствий случившегося была создана Государственная аварийная комиссия. Она поставила задачу спасти ракету-носитель и стартовые сооружения, для чего было необходимо снять корабль, предварительно разрезав на куски головной обтекатель, отстыковать систему спасения и пиропатроны, отключить электропитание, слить компоненты топлива. В нестерпимую жару (температура в тени достигала +45°С) в течение двух недель продолжалась связанная с огромным риском самоотверженная работа военных испытателей, специалистов ОКБ-1 и ОКБ-52, десятков предприятий Минобщема- ша, Миноборонпрома, Минэлектротехпрома и других министерств. Для снятия корабля на ферме обслуживания соорудили мостоподоб- ную конструкцию с блоками, через которые пропустили тросы, заканчивавшиеся бандажами вокруг корпуса «7К-Л1». Поддерживая и одновременно оттягивая в сторону, корабль сумели опустить на трейлер у основания фермы. Эта операция напоминала военную. Ввиду того, что опасность взрыва сохранялась, управлявшие лебедками монтажники находились в вырытых неподалеку окопах. И лишь четыре человека – Э.И.Корженевский, Ю.ИЛыгин, М.ИЛомакин и В.П.Пашкевич – оставались в критический момент на ферме. Они следили за подъемом и в случае, если бы корабль зацепился за ракету или ферму, должны были устранить зацеп. Беспрецедентную задачу удалось успешно решить.

15 сентября 1968 г. стартовал очередной корабль «7К-Л1» №9 и под именем «Зонд-5» начал выход на траекторию облета Луны. В качестве пассажиров на нем находились черепахи. 18 сентября он облетел Луну на расстоянии I960 км от ее поверхности. Во время рейса впервые была сфотографирована Земля с расстояния 85 тысяч км. 21 сентября СА корабля вошел в атмосферу Земли со второй космической скоростью и, снижаясь по баллистической траектории, благополучно приводнился в акватории Индийского океана. Хотя сообщение ТАСС говорило о посадке в расчетной точке, но штатным местом приземления все же была территория Казахстана. А в океанских водах «Зонд-5» оказался из-за несвоевременного выключения системы автономного управления, ошибок в работе датчика Земли и, опять-таки, загрязнения оптических поверхностей звездного датчика. Все это вообще ставило под угрозу возвращение спускаемого аппарата. Но специалисты группы управления, используя единственный оставшийся исправным оптический прибор – солнечный датчик, в течение 20 часов раскачивали корабль из стороны в сторону с помощью двигателей ориентации, постепенно набирая необходимый корректирующий импульс, и обеспечили приземление СА по резервной трассе.

По цепочке вдоль этой трассы в Индийском океане заранее были расставлены корабли и суда советского ВМФ, оснащенные необходимыми средствами поиска и подъема СА Вот что рассказывает об операции по спасению «Зонда-5» ее участник киевлянин В.П.Черненко: «Наше судно «Василий Голо- внин» находилось в дежурном режиме в точке с координатами 26° ю.ш., 74°59' в.д., когда поступила информация, что «Зонд» будет приводняться. Назвали примерный район посадки и расчетное время – через 6-8 часов. «Головнин» немедленно направился в указанный район, однако погода стала ухудшаться, и вскоре разыгрался настоящий ураган. Темп нашего продвижения замедлился, реальной стала угроза опоздания к моменту приводнения, и наш командир сообщил об этом на космодром. В ответ оттуда пришло указание: следите за вспышками в небе прямо по курсу, «Зонд» идет на вас. Все свободные от вахты моряки, несмотря на шторм и наступление ночи, высыпали на палубу, чтобы своими глазами увидеть возвращение на Землю ее посланца, облетевшего Луну. Вскоре мы заметили яркую вспышку на высоте нескольких километров – это пиропатрон выбросил вытяжной парашют. Вторую вспышку, когда сработали двигатели мягкой посадки, увидеть не удалось из-за волн. Практически сразу после приводнения на «Зонде» включился радиомаяк. Однако из-за того, что спускаемый аппарат все время то поднимался на гребень волны, то проваливался вниз, его сигнал был прерывистым и пеленговался с большим трудом.


Осмотр черепах – первых живых существ, облетевших Луну


Примерно к 5 часам утра шторм начал утихать, сигнал стал более устойчивым, мы смогли подойти ближе и увидели качающийся в волнах черный спускаемый аппарат. К этому времени рядом с нами уже крутился один американский корабль, и подошли еще 2 наших. Мы спустили на воду шлюпку, в которой к «Зонду» в сопровождении матросов отправился зам. командира по науке капитан- лейтенант ВП.Скопцов. Он сумел открыть люк СА, пробраться внутрь и отключить систему подрыва. После этого он вновь перебрался в шлюпку и закрыл люк. «Головнин» начал маневр по «вылавливанию» спускаемого аппарата в специальную сеть, установленную по левому борту. Из-за волнения океана это удалось лишь с третьей попытки примерное 11 утра.

«Зонд-5» подняли на палубу и долго поливали водой, чтобы смыть вытекавшие из него остатки топлива, затем опустили в трюм. В это время «Василий Головнин» в сопровождении гидрографического судна «Чириков» уже направлялся в Бомбей. Там на борт корабля поднялись специалисты, которые извлекли из СА контейнер с черепахами и различное оборудование. Мне довелось участвовать в снятии фотокамеры, которая сделала ставшие знаменитъши снимки Земли и Луны. В Бомбее «Зонд-5» перегрузили в Ан-12, на котором он отправился в Москву».

Спустя три месяца (21-27 декабря 1968 г.) Луну облетел американский Apollo 8. Разница заключалась в том, что, являясь по сути двухместным пилотируемым кораблем, «7К-Л1» №9 летал без экипажа, а в командном отсеке Apollo 8 вернулись на Землю после 10-кратного облета ночного светила три человека: Ф.Борман, ДжЛовелл и УАндерс. Интересно, что первоначально программа полета Apollo 8 предусматривала лишь продолжение его испытаний на околоземной орбите, но полет «Зонда-5» вынудил американцев пойти на рискованный шаг и отправить людей к Луне. После запуска первого спутника и полета Гагарина высадка на Луну стала для США программой национального престижа, и пропустить в очередной раз русских вперед американцы просто не имели права.

«7К-Л1» №12 стартовал 10 ноября 1968 г., а ТАСС сообщил о запуске космического аппарата «Зонд-6». Программа его полета, в основном, была выполнена: корабль успешно облетел Луну, сфотографировал ее поверхность с расстояния 8000 и 2600 км, а его спускаемый аппарат 17 ноября осуществил управляемый спуск на территорию Советского Союза. Однако на шестые сутки полета была зафиксирована разгерметизация спускаемого аппарата до 380 мм рт. ст., а на участке спуска давление упало до 25 мм рт. ст. В результате преждевременно, на высоте 5300 м, прошла команда на отстрел стренг парашютной системы, и аппарат упал прямо на космодроме Байконур в 16 км от площадки, с которой стартовал в космос. Подобных случаев «точного возвращения» история мировой космонавтики не знала. В разбившемся СА находилась фотопленка космических съемок и много другой ценной информации, включая записи автономного регистратора, необходимые для анализа причин аварии. Однако там же стояла система подрыва с зарядом около 10 кг тротила, состояние которой после удара о землю было неизвестно. Сам СА был смят и разорван, он вошел в землю так, что возвышался над ее поверхностью не более, чем на метр. Шаг за шагом сотрудникам ОКБ-1 пришлось снимать элементы корпуса и внутренней конструкции, пока, наконец, заряд был демонтирован и подорван в степи. Опаснейшая операция успешно завершилась. Благодаря спасенной фотопленке впервые были получены цветные фотографии Луны.

Корабль «7К-Л1» №13, стартовавший 20 января 1969 г., на орбиту не вышел из-за отказа второй ступени ракеты-носителя на 501-й секунде полета. Системы аварийного спасения и приземления обеспечили спасение спускаемого аппарата без замечаний – он опустился на парашюте юго-западнее города Иркутска на территории Монголии.

8 августа 1969 г. состоялся старт «7К-Л1» №11 – последнего корабля по программе облета Луны в беспилотном исполнении с манекенами на борту. Под именем «Зонд-7» он полностью выполнил намеченные задачи: 11 августа облетел Луну на расстоянии около 1200 км от ее поверхности, и 14 числа его СА приземлился южнее города Кустанай. Впервые в рамках этой программы СА выполнил управляемый спуск и мягкую посадку в намеченном районе с недолетом до расчетной точки всего 50 км. Таким образом, из 15 кораблей «7К-Л1» оставалось три. Один из них с космонавтами на борту в апреле 1970 г. собирались запустить в полет вокруг Луны. Однако успехи американских астронавтов, которые к тому времени не только облетели Луну, но и совершили там посадку, совершенно лишили такой полет политического смысла. А поскольку возможности комплекса «УР-500К-7К-Л1» ограничивались только облетом спутника Земли, то в конце 1969 г. правительство СССР приняло решение о нецелесообразности полета кораблей «7К- Л1» в пилотируемом варианте, тем более, что свою задачу – отработку всех систем, обеспечивающих полет к Луне, эти космические аппараты уже выполнили.

И мы «пошли другим путем» – ускорили темп развития комплекса «Н1-ЛЗ», обещавшего, пусть и с опозданием, высадку советского человека на Луну. В интересах доводки уже этого комплекса 20 октября 1970 г. стартовал «7К-Л1» №14, ставший «Зондом-8». Программа его полета была выполнена полностью, включая запланированный баллистический спуск в заданный район акватории Индийского океана со стороны Северного полюса. Это был последний полет комплекса «УР-500К-7К-Л1». Корабль №15, полностью оборудованный для пилотируемого облета Луны, так и остался невостребованным. Готовившиеся к полету на нем летчики-космонавты ААЛеонов, В.ИАр- тюхин, В.Ф.Быковский, О.Г.Макаров, П.Р.Попо- вич, В.И.Севастьянов и Н.Н.Рукавишников были переориентированы на полет по программе «Н1-ЛЗ».

Окончание следует


Алексангдр Чечин, Николай Околелов/Харьков

Фото предоставлены авторами


Примечания:



Как лунный «Союз» остался околоземным

Сравнение размеров ракет-носителей


Накануне 1960 г. в проектном отделе ОКБ-1 Государственного комитета по оборонной технике при Совете Министров СССР параллельно с подготовкой кораблей «Восток» к пилотируемым орбитальным полетам рассматривались возможные пути дальнейшего освоения космоса. Главный конструктор ОКБ-1 С.П.Королев вышел в правительство с предложением о разработке межпланетного пилотируемого корабля и соответствующей ракеты- носителя и добился выхода Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР «О создании мощных ракет-носителей спутников, космических кораблей и освоении космического пространства». К тому времени в ОКБ-1 уже трудились над проектом гигантской ракеты, которой Королев решил дать название «Н-1» («носитель – первый»), В июле 1962 г. проектные материалы по «Н-1» были представлены экспертной комиссии под председательством президента АН СССР М.В.Келдыша. Рассмотрев их, комиссия указала, что первоочередной задачей при создании «Н-1» следует считать ее боевое использование, однако в ходе дальнейших работ эта рекомендация выпала из поля зрения – слишком захватывали дух открывавшиеся перспективы полетов к Луне, Марсу и Венере.

Однако начало испытаний «Н-1» планировалось аж на 1966 г., а к Луне хотелось полететь немедленно, в очередной раз оставив американцев позади. Для этого в проектном отделе ОКБ-1, который возглавлял М.КТихонравов, в I960 г. был проработан вариант, предусматривавший использование достаточно отработанной к тому времени и надежной ракеты-носителя «Р-7» (8К71) – знаменитой «семерки». Но для прямого запуска пилотируемого корабля к Луне мощности этой ракеты не хватало, поэтому предложение Тихонравова предусматривало сборку корабля на околоземной орбите из предварительно выведенных отдельных блоков. Вначале предлагалось запустить разгонный блок «9К», затем отправить на орбиту четыре танкера-заправщика «11К» с горючим и окислителем, которые должны были состыковаться с «9К» и передать ему свой груз. После чего был запланирован старт космического корабля «7К» с экипажем из двух человек и его стыковка с заправленным разгонным блоком. Двигатели блока «9К» разогнали бы связку «7К-9К» до второй космической скорости и вывели на траекторию полета к Луне. После выполнения своей миссии «9К» отбрасывался, а «7К> с двумя космонавтами на борту должен бьи продолжить полет, облететь наш спутник без посадки и вернуться к Земле. Этот проект получил название «Союз». Несмотря на свою сложность, он не обеспечивал главного – высадки космонавта на поверхность Луны, и рассматривался лишь как временная мера, своего рода первый этап лунной программы.

Главный и решающий этап программы включал выведение корабля с двумя космонавтами на окололунную орбиту, посадку одного из них на поверхность Луны в специальном корабле, старт и стыковку с орбитальным кораблем, возвращение экипажа на Землю.

Однако все это можно было выполнить лишь с использованием носителя «Н-1», который бы выводил на околоземную орбиту головной блок «ЛЗ». Длина блока равнялась 43 м, максимальный диаметр – 6 м, масса – более 90 т. «ЛЗ» состоял из ракетных блоков «Г», «Д» и «Е», лунного орбитального корабля («ЛОК», чертежный индекс 11Ф93), лунного корабля («ЛК», 11Ф94), сбрасываемого после прохождения плотных слоев атмосферы головного обтекателя и системы аварийного спасения (САС), обеспечивающей в случае аварии на этапе выведения увод от ракеты-носителя спускаемого аппарата «ЛОК» с космонавтами.

В свою очередь, «ЛОК», представлявший собой доработанный корабль «7К», состоял из спускаемого аппарата (СА), бытового отсека со стыковочным агрегатом и двигателями ориентации и причаливания, приборно-агрегатного и энергетического отсеков, в которых размещались ракетный блок «И» и агрегаты системы энергопитания на кислородно-водородных топливных элементах. Бытовой отсек служил одновременно шлюзовой камерой при переходе космонавта в «ЛК» через открытый космос, для чего использовался лунный скафандр «Кречет». После этого лунный корабль с пристыкованным к нему блоком «Д» двигался бы 'с торможением к поверхности Луны до высоты примерно 3 км. По команде посадочного радиолокатора должен был включиться двигатель блока «Е», который обеспечивал дальнейшее торможение и зависание для выбора космонавтом места посадки.


Ракета-носитель «Н-1» в монтажно-испытательном корпусе космодрома Байконур


Ракета-носитель «УР-500К» получила название «Протон»


Беспилотный космический корабль «7К-Л1» готовится к облету Луны


Возвращение на Землю также имело свои особенности. Ввиду трудностей с точным «нацеливанием» корабля в очень узкий диапазон допустимых углов входа в атмосферу со второй космической скоростью, обеспечивающей нормальную посадку, был применен вариант торможения «с подскоком». Следовало задеть плотные слои воздуха буквально по касательной и сразу же выскочить из них, «притушив» скорость до первой космической, а затем вновь войти, но уже в конкретном месте и под определенным углом, чтобы попасть в нужный район посадки. Общее время экспедиции планировалось 11-12 суток

Весь комплекс, включавший ракету-носитель «Н-1» и головной блок «ЛЗ», получил название «Н1-ЛЗ» (индекс 11А52). Подготовить первую полноценную экспедицию на Луну предстояло в очень сжатые сроки – в 1967-68 гг. Но работа по реализации проекта вскоре застопорилась из-за разногласий между С.П.Королевым и главным конструктором двигательного ОКБ-456 В.П.Глушко: «бог огня» отказался разрабатывать для «Н-1» кислородно-керосиновый ЖРД, как того требовал Королев, а настаивал на необходимости создания двигателя на токсичных компонентах топлива.

Руководство страны попыталось ускорить ход событий, издав 3 августа 1964 г. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №655-268 «О работах по исследованию Луны и космического пространства». Видя недостаточный темп развития программы «Н-1» и трудности проекта «Союз», оно наметило облет Луны по варианту, предложенному фирмой Генерального конструктора В.Н.Челомея (ОКБ-52) и получившему название «УР500К-ЛК». По сути, новый вариант был той же программой «Союз», но избавленной от многочисленных стыковок на околоземной орбите за счет применения созданной в ОКБ-52 более мощной, чем «Р-7», ракеты-носителя «УР-500К» (8К82К), которой дали имя «Протон». Ее получили путем доработки двухступенчатой баллистической ракеты «УР-500» (8К82) – носителя 100-150-мегатонной термоядерной бомбы. ОКБ Челомея поручили делать и пилотируемый корабль, предназначенный исключительно для облета Луны. Работа была начата, однако занятые доводкой «Протона» специалисты ОКБ-52 не смогли уделить достаточного внимания решению этой задачи. В то же время, у Королева работы по созданию «ЛОК» на базе проекта корабля «7К» продвигались вполне удовлетворительно. И он выдвинул идею установить на «УР-500К» корабль с «Н-1», но в облегченном варианте – без бытового отсека. Кроме того, он предложил заимствовать с комплекса «Н1-ЛЗ» разгонный блок «Д». 26 августа 1965 г. у председателя Военно- промышленной комиссии при ЦК КПСС Л.В.Смирнова состоялось совещание, констатировавшее, что лунная программа реализуется неудовлетворительно, в результате чего «возникает серьезная угроза утраты приоритета Советского Союза в области освоения космоса». Предложения Королева были признаны способными исправить положение и полностью одобрены. Силу закона они получили после принятия Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 25 октября 1965 г. «О сосредоточении сил конструкторских организаций промышленности на создании комплекса ракетно- космических средств для облета Луны».

Таким образом, предложенный ранее проект «Союз» был отвергнут, разработка блоков «9К» и «11 К» прекращена, а пилотируемый корабль «7К» подвергся значительным изменениям. Фактически на его базе в ОКБ-1 стали разрабатывать три разных по назначению корабля. Один – уже упоминавшийся «ЛОК» для полета на Луну в составе комплекса «Н1-ЛЗ», другой – для облета Луны в составе комплекса «УР-500К-7К-Л1», третий – для отработки и испытаний бортовых систем первых двух кораблей на орбите Земли и решения широкого круга задач в околоземном пространстве с помощью модифицированной ракеты «Р-7». Второму кораблю присвоили индекс «7К-Л1» (11Ф91), а третьему – «7К-ОК» (11Ф615). Для будущих публикаций ему, по предложению Королева, в память об истоках оставили название «Союз». В процессе запуска этих кораблей предполагалось, в первую очередь, отработать средства сближения и стыковки космических аппаратов на орбите Земли.

Корабль «7К-Л1» ударными темпами становился реальностью. 13 ноября 1965 г. приказом министра был утвержден график его серийного изготовления, а также разгонных блоков и ракет «УР-500К» – всего 15 комплектов. Королеву и Челомею было предписано за две недели (до 25 ноября) завершить проработку вариантов облета Луны по новой схеме. 13 декабря эти два выдающихся конструктора утвердили «Основные положения по ракетно-космическому комплексу УР-500К- 7К-Л1», а в канун нового 1966 г. наметили план отработки этого комплекса на орбите искусственного спутника Земли. Баллистикам ОКБ-1 и ОКБ-52 удалось найти оптимальный вариант сочетания «королевского» разгонного блока «Д» с «челомеевской» ракетой- носителем, позволивший увеличить массу корабля на несколько сотен килограммов. В принятом варианте третья ступень «Протона» не выходила на орбиту, а падала в Тихий океан, окончательный доразгон до первой космической скорости выполнял блок «Д» при первом включении. Для перехода на траекторию полета к Луне предусматривалось второе включение этого блока.

Первый экземпляр «7К-Л1» использовался для наземных испытаний в составе макетно- технологического комплекса. Второй, упрощенной конструкции, 10 марта 1967 г. был запущен в сторону Луны. Все ступени «Протона» отработали на «отлично» – это был его пятый пуск и четвертый удачный. Также без замечаний отработал блок «Д», включившись, как и положено, два раза. ТАСС объявил о запуске искусственного спутника Земли «Космос-146».

Третий экземпляр «7К-Л1» стартовал 8 апреля 1967 г. Все шло нормально, но уже на следующий день сотрудникам ЦКБЭМ(7*) пришлось пережить горечь поражения – корабль к Луне не ушел. Причина случившегося оказалась до обидного простой. На борту находился автомат, подававший команду на отстрел блока «Д» после второго выключения его двигателя. Но по недосмотру третий «7К-Л1» ушел в космос с выключенным автоматом, и блок «Д» был отстрелен уже после первого сеанса работы. В результате у Земли появился искусственный спутник «Космос-154».

7* С начала 1966 г. ОКБ-1 получило открытое название Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ). ОКБ-52 в несекретной переписке стало именоваться ЦКБ машиностроения (ЦКБМ).


Схема лунного орбитальног корабля «ЛОК»


Схема лунного корабля «ЛК»


Лунный скафандр «Кречет»


28 сентября была предпринята попытка отправить в космос корабль «7К-Л1» №4. Намечалась работа по штатной программе полета к Луне с фотографированием Земли и ее спутника, но без участия экипажа. Попытка также не увенчалась успехом – подвела первая ступень ракеты «УР-500К». Зато впервые штатно отработали САС и система посадки, в аварийных условиях обеспечив спасение спускаемого аппарата. Он приземлился среди зловещего желто-коричневого облака из паров азотного тетраксида и гептила, образовавшегося в результате взрыва «Протона». И хотя сам СА стоял на холме и не был подвержен воздействию ядовитых паров, подойти к нему не было никакой возможности. Этот случай выявил огромные трудности с обеспечением безопасности космонавтов, если бы они стартовали в космос на «Протоне». При более глубоком изучении проблема оказалась столь серьезной, что в качестве выхода был предложен раздельный старт лунного корабля без экипажа на этой ракете, а космонавтов – на «семерке». На орбите предполагалась стыковка и переход людей в «7К-Л1».

При запуске 22 ноября пятого экземпляра корабля подвела вторая ступень РН. Один из четырех ее двигателей не вышел на режим, ракета стала заваливаться в сторону, и система безопасности выключила двигатели. Вновь пришлось отработать свое системам аварийного спасения и посадки, правда, на этот раз из-за сбоев в работе оборудования двигатели мягкой посадки СА отработали на высоте 4,5 км. В итоге посадка приблизительно в 80 км юго-западнее Джезказгана получилась довольно жесткой. Ракета упала примерно в 300 км от места старта.

«7К-Л1» №6, представленный широкой публике как «Зонд-4», был запущен 2 марта 1968 г. На этот раз облет Луны не предусматривался, а планировался полет по очень вытянутой эллиптической орбите с максимальным удалением от Земли на расстояние не менее 300000 км. При этом все бортовые системы корабля должны были работать по программе, максимально приближенной к штатному облету Луны, а возвращение на Землю предусматривалось по траектории управляемого спуска. В течение 7 суток системы корабля работали, в основном, нормально. Тем не менее, из-за загрязнения еще при старте объектива звездного датчика система ориентации не смогла развернуть корабль нужным образом, и в плотные слои атмосферы СА вошел по неуправляемой (баллистической) траектории. Посадка его могла произойти вне территории СССР, и над Бискайским заливом система аварийного подрыва объекта (АПО) ликвидировала его.

Об этой системе надо сказать отдельно. Дело в том, что запуски советских космических аппаратов почти всегда преследовали интересы не только научных ведомств, но и Министерства обороны, что накладывало отпечаток на их конструкцию. В некоторых случаях научные и военные аппараты были связаны общим происхождением. Так, на основе беспилотного спутника-разведчика «Зенит-2» конструкторы ОКБ-1 сделали пилотируемый корабль «Восток». Когда рассматривался вопрос комплектации «Востока», на котором должен был лететь Ю.А.Гагарин, было принято решение снять с него систему подрыва. Против этого возражал лишь один человек – первый заместитель Председателя КГБ СССР П.И.Ивашутин, соблюдение секретности для этого ведомства было главным делом. Поэтому нет ничего удивительного, что на беспилотных кораблях «7К-Л1» и «7К-ОК» установили систему АПО.

Запуск корабля «7К-Л1» №7 состоялся 23 апреля 1968 г. На орбиту он не вышел из-за прохождения команды «Авария системы автономного управления» в результате короткого замыкания сразу после сброса головного обтекателя. САС и система приземления обеспечили нормальное возвращение спускаемого аппарата на Землю.

При подготовке к запуску комплекса «7К-Л1» №8 произошла тяжелая авария. 14 июля 1968 г. на стартовой позиции из-за нерасчетного наддува лопнул бак окислителя разгонного блока «Д». При этом пострадали офицеры боевого расчета: к-н ИДХридин погиб, а м-р ВАБлохин получил травмы. Причиной случившегося стало замыкание в наземной кабельной сети системы поддержания избыточного давления. Ситуация сложилась драматическая. Корабль «7К-Л1» с полуразрушенным головным обтекателем провалился на несколько метров вниз и застрял на площадке фермы обслуживания. Топливный бак блока «Д» с пятью тоннами керосина и двумя ракетными двигателями, заправленными горючим и окислителем, оторвался от фермы и уперся в третью ступень «Протона», баки которого находились под давлением. Над головным обтекателем корабля в системе аварийного спасения находилось 1,5 т пороха, в главных двигателях -1,5т токсичных компонентов топлива, в двигателях ориентации – 30 кг высококонцентрированной перекиси водорода, для воспламенения топлива в блоке «Д» служили 4,5 л триэтилалюминия, в корабле и ракете было подключено более 150 пиропатронов. Кроме того, на борту «7К-Л1» стоял 25-килограммовый заряд аварийного подрыва объекта. Лишь по счастливой случайности ни одна из жидкостных трубок не была разрушена, ни один пиропатрон не сработал, и не произошел взрыв, грозивший неминуемой гибелью 150 специалистам, находившимся в тот момент на ферме обслуживания.


Лунный корабль предназначался для одного космонавта


«Зонд-5» в водах Индийского океана


«Зонд-5» на палубе «Василия Головнина»


Для ликвидации последствий случившегося была создана Государственная аварийная комиссия. Она поставила задачу спасти ракету-носитель и стартовые сооружения, для чего было необходимо снять корабль, предварительно разрезав на куски головной обтекатель, отстыковать систему спасения и пиропатроны, отключить электропитание, слить компоненты топлива. В нестерпимую жару (температура в тени достигала +45°С) в течение двух недель продолжалась связанная с огромным риском самоотверженная работа военных испытателей, специалистов ОКБ-1 и ОКБ-52, десятков предприятий Минобщема- ша, Миноборонпрома, Минэлектротехпрома и других министерств. Для снятия корабля на ферме обслуживания соорудили мостоподоб- ную конструкцию с блоками, через которые пропустили тросы, заканчивавшиеся бандажами вокруг корпуса «7К-Л1». Поддерживая и одновременно оттягивая в сторону, корабль сумели опустить на трейлер у основания фермы. Эта операция напоминала военную. Ввиду того, что опасность взрыва сохранялась, управлявшие лебедками монтажники находились в вырытых неподалеку окопах. И лишь четыре человека – Э.И.Корженевский, Ю.ИЛыгин, М.ИЛомакин и В.П.Пашкевич – оставались в критический момент на ферме. Они следили за подъемом и в случае, если бы корабль зацепился за ракету или ферму, должны были устранить зацеп. Беспрецедентную задачу удалось успешно решить.

15 сентября 1968 г. стартовал очередной корабль «7К-Л1» №9 и под именем «Зонд-5» начал выход на траекторию облета Луны. В качестве пассажиров на нем находились черепахи. 18 сентября он облетел Луну на расстоянии I960 км от ее поверхности. Во время рейса впервые была сфотографирована Земля с расстояния 85 тысяч км. 21 сентября СА корабля вошел в атмосферу Земли со второй космической скоростью и, снижаясь по баллистической траектории, благополучно приводнился в акватории Индийского океана. Хотя сообщение ТАСС говорило о посадке в расчетной точке, но штатным местом приземления все же была территория Казахстана. А в океанских водах «Зонд-5» оказался из-за несвоевременного выключения системы автономного управления, ошибок в работе датчика Земли и, опять-таки, загрязнения оптических поверхностей звездного датчика. Все это вообще ставило под угрозу возвращение спускаемого аппарата. Но специалисты группы управления, используя единственный оставшийся исправным оптический прибор – солнечный датчик, в течение 20 часов раскачивали корабль из стороны в сторону с помощью двигателей ориентации, постепенно набирая необходимый корректирующий импульс, и обеспечили приземление СА по резервной трассе.

По цепочке вдоль этой трассы в Индийском океане заранее были расставлены корабли и суда советского ВМФ, оснащенные необходимыми средствами поиска и подъема СА Вот что рассказывает об операции по спасению «Зонда-5» ее участник киевлянин В.П.Черненко: «Наше судно «Василий Голо- внин» находилось в дежурном режиме в точке с координатами 26° ю.ш., 74°59' в.д., когда поступила информация, что «Зонд» будет приводняться. Назвали примерный район посадки и расчетное время – через 6-8 часов. «Головнин» немедленно направился в указанный район, однако погода стала ухудшаться, и вскоре разыгрался настоящий ураган. Темп нашего продвижения замедлился, реальной стала угроза опоздания к моменту приводнения, и наш командир сообщил об этом на космодром. В ответ оттуда пришло указание: следите за вспышками в небе прямо по курсу, «Зонд» идет на вас. Все свободные от вахты моряки, несмотря на шторм и наступление ночи, высыпали на палубу, чтобы своими глазами увидеть возвращение на Землю ее посланца, облетевшего Луну. Вскоре мы заметили яркую вспышку на высоте нескольких километров – это пиропатрон выбросил вытяжной парашют. Вторую вспышку, когда сработали двигатели мягкой посадки, увидеть не удалось из-за волн. Практически сразу после приводнения на «Зонде» включился радиомаяк. Однако из-за того, что спускаемый аппарат все время то поднимался на гребень волны, то проваливался вниз, его сигнал был прерывистым и пеленговался с большим трудом.


Осмотр черепах – первых живых существ, облетевших Луну


Примерно к 5 часам утра шторм начал утихать, сигнал стал более устойчивым, мы смогли подойти ближе и увидели качающийся в волнах черный спускаемый аппарат. К этому времени рядом с нами уже крутился один американский корабль, и подошли еще 2 наших. Мы спустили на воду шлюпку, в которой к «Зонду» в сопровождении матросов отправился зам. командира по науке капитан- лейтенант ВП.Скопцов. Он сумел открыть люк СА, пробраться внутрь и отключить систему подрыва. После этого он вновь перебрался в шлюпку и закрыл люк. «Головнин» начал маневр по «вылавливанию» спускаемого аппарата в специальную сеть, установленную по левому борту. Из-за волнения океана это удалось лишь с третьей попытки примерное 11 утра.

«Зонд-5» подняли на палубу и долго поливали водой, чтобы смыть вытекавшие из него остатки топлива, затем опустили в трюм. В это время «Василий Головнин» в сопровождении гидрографического судна «Чириков» уже направлялся в Бомбей. Там на борт корабля поднялись специалисты, которые извлекли из СА контейнер с черепахами и различное оборудование. Мне довелось участвовать в снятии фотокамеры, которая сделала ставшие знаменитъши снимки Земли и Луны. В Бомбее «Зонд-5» перегрузили в Ан-12, на котором он отправился в Москву».

Спустя три месяца (21-27 декабря 1968 г.) Луну облетел американский Apollo 8. Разница заключалась в том, что, являясь по сути двухместным пилотируемым кораблем, «7К-Л1» №9 летал без экипажа, а в командном отсеке Apollo 8 вернулись на Землю после 10-кратного облета ночного светила три человека: Ф.Борман, ДжЛовелл и УАндерс. Интересно, что первоначально программа полета Apollo 8 предусматривала лишь продолжение его испытаний на околоземной орбите, но полет «Зонда-5» вынудил американцев пойти на рискованный шаг и отправить людей к Луне. После запуска первого спутника и полета Гагарина высадка на Луну стала для США программой национального престижа, и пропустить в очередной раз русских вперед американцы просто не имели права.

«7К-Л1» №12 стартовал 10 ноября 1968 г., а ТАСС сообщил о запуске космического аппарата «Зонд-6». Программа его полета, в основном, была выполнена: корабль успешно облетел Луну, сфотографировал ее поверхность с расстояния 8000 и 2600 км, а его спускаемый аппарат 17 ноября осуществил управляемый спуск на территорию Советского Союза. Однако на шестые сутки полета была зафиксирована разгерметизация спускаемого аппарата до 380 мм рт. ст., а на участке спуска давление упало до 25 мм рт. ст. В результате преждевременно, на высоте 5300 м, прошла команда на отстрел стренг парашютной системы, и аппарат упал прямо на космодроме Байконур в 16 км от площадки, с которой стартовал в космос. Подобных случаев «точного возвращения» история мировой космонавтики не знала. В разбившемся СА находилась фотопленка космических съемок и много другой ценной информации, включая записи автономного регистратора, необходимые для анализа причин аварии. Однако там же стояла система подрыва с зарядом около 10 кг тротила, состояние которой после удара о землю было неизвестно. Сам СА был смят и разорван, он вошел в землю так, что возвышался над ее поверхностью не более, чем на метр. Шаг за шагом сотрудникам ОКБ-1 пришлось снимать элементы корпуса и внутренней конструкции, пока, наконец, заряд был демонтирован и подорван в степи. Опаснейшая операция успешно завершилась. Благодаря спасенной фотопленке впервые были получены цветные фотографии Луны.

Корабль «7К-Л1» №13, стартовавший 20 января 1969 г., на орбиту не вышел из-за отказа второй ступени ракеты-носителя на 501-й секунде полета. Системы аварийного спасения и приземления обеспечили спасение спускаемого аппарата без замечаний – он опустился на парашюте юго-западнее города Иркутска на территории Монголии.

8 августа 1969 г. состоялся старт «7К-Л1» №11 – последнего корабля по программе облета Луны в беспилотном исполнении с манекенами на борту. Под именем «Зонд-7» он полностью выполнил намеченные задачи: 11 августа облетел Луну на расстоянии около 1200 км от ее поверхности, и 14 числа его СА приземлился южнее города Кустанай. Впервые в рамках этой программы СА выполнил управляемый спуск и мягкую посадку в намеченном районе с недолетом до расчетной точки всего 50 км. Таким образом, из 15 кораблей «7К-Л1» оставалось три. Один из них с космонавтами на борту в апреле 1970 г. собирались запустить в полет вокруг Луны. Однако успехи американских астронавтов, которые к тому времени не только облетели Луну, но и совершили там посадку, совершенно лишили такой полет политического смысла. А поскольку возможности комплекса «УР-500К-7К-Л1» ограничивались только облетом спутника Земли, то в конце 1969 г. правительство СССР приняло решение о нецелесообразности полета кораблей «7К- Л1» в пилотируемом варианте, тем более, что свою задачу – отработку всех систем, обеспечивающих полет к Луне, эти космические аппараты уже выполнили.

И мы «пошли другим путем» – ускорили темп развития комплекса «Н1-ЛЗ», обещавшего, пусть и с опозданием, высадку советского человека на Луну. В интересах доводки уже этого комплекса 20 октября 1970 г. стартовал «7К-Л1» №14, ставший «Зондом-8». Программа его полета была выполнена полностью, включая запланированный баллистический спуск в заданный район акватории Индийского океана со стороны Северного полюса. Это был последний полет комплекса «УР-500К-7К-Л1». Корабль №15, полностью оборудованный для пилотируемого облета Луны, так и остался невостребованным. Готовившиеся к полету на нем летчики-космонавты ААЛеонов, В.ИАр- тюхин, В.Ф.Быковский, О.Г.Макаров, П.Р.Попо- вич, В.И.Севастьянов и Н.Н.Рукавишников были переориентированы на полет по программе «Н1-ЛЗ».

Окончание следует


Алексангдр Чечин, Николай Околелов/Харьков

Фото предоставлены авторами







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх