Французы на востоке

Окончание. Начало в "АиВ"', №№ 2, 4 2006


17 октября 1944 г. летчики -Нормандии- совершили 102 вылета и заявили о сбитии 16 самолетов противника (в зачет пошли 12). Рекордсменом сочли к-на Кюффо. записавшего на свой счет 4 победы (правда, позже нашла подтверждение лишь одна). Зенитным огнем была сбита машина аспиранта Эмоне. Раненый летчик выпрыгнул с парашютом и приземлился на нейтральной полосе. Его вытащил оттуда штурман сбитого Пе-2 135-го Г БАП ст. л-т С. Якубов. С помощью подоспевшего пехотинца он погрузил француза на проходивший танк, который и доставил Эмоне в медсанбат. За этот поступок Якубов был награжден французским Боевым крестом.

В тот же день прибыли 7 человек нового пополнения. Примечательной личностью был л-т Углоф (Углов), родившийся в казачьей семье и эмигрировавший с родителями на берега Сены после поражения белогвардейцев в гражданской войне. В последующих боях он показал себя отличным бойцом.

18 октября -Нормандии- вновь засчитали 12 побед. Наиболее примечательным стал бой, проведенный в середине дня восьмеркой Як-3, ведомой Альбером. В районе Гросс-Зоденена французские летчики атаковали группу штурмовиков Hs 129, шедшую на высоте около 2000 м. и сбили 4 -Хеншеля-. Один оказался добычей Альбе- ра. который в паре с Амаржи уничтожил еще один штурмовик, а две вражеские машины стали групповыми победами сразу пяти пилотов: Кюффо. Матра, де Жоффра, де ля Пуапа и Марши.

До конца октября в актив летчиков -Нормандии- записали еще 38 сбитых самолетов противника. Среди них был и уничтоженный 27 числа Альбером Bf 109, ставший двадцать третьей победой этого пилота и двухсотой в истории полка. (Правда, в тот день был сбит и спасся на парашюте Кюффо). В целом итог второго осеннего месяца 1944 г. оказался для -Нормандии- самым удачным за всю войну: выполнив 1060 боевых вылетов, летчики провели 59 воздушных боев, сбили 110 вражеских самолетов и еще 8 подбили.

Двухсотая победа полка совпала по времени с опубликованием Указа Президиума Верховного Совета СССР об очередном награждении орденами Советского Союза 25 французских летчиков, в т.ч. Пуйяда. Альбера, де ля Пуапа, братьев Шапль, де Сейна (посмертно). 28 октября Пуйяд сдал командование м-ру Дельфино и уехал в Москву.

На следующий день полк перелетел на новый аэродром – Дыдвиже. Жизнь на новом месте началась с неприятностей. 2 ноября около аэродрома подорвался на мине и вскоре скончался от гангрены аспирант Жан Мансо.

В ноябре ожидался приезд в СССР де Голля. Очевидно, к этому событию советское руководство приурочило особые поощрения для -Нормандии-. 28 ноября московское радио сообщило о присвоении звания Героя Советского Союза ст. л-ту Марселю Альберу и ст. л-ту Ролану де ля Пуапу. В тот же день вышел приказ Верховного Главнокомандующего. в котором, в частности, говорилось: «1-му отдельному истребительному авиационному полку Сражающейся Франции, отличившемуся в боях при прорыве обороны немцев на р. Неман, присвоить наименование -Йеменский- и впредь именовать 1-й отдельный истребительный авиационный Нема некий полк Сражающейся Франции -Нормандия-. По французской традиции полк стали называть -Нормандия- Неман» (Normandie-Niemen).

9 декабря в Краснознаменном зале Центрального дома Красной Армии командующий ВВС РККА главный маршал авиации А.А. Новиков вручил награды французским летчикам. Присутствовавший на торжестве де Голль объявил, что все пилоты «Нормандии-Неман- стали кавалерами ордена Почетного легиона. Такой же награды были удостоены м-р И. Вдовин, инженер- капитан С. Агавельян, генералы С. Левандович. Г. Захаров, Ф. Фапалеев, а также врачи Центрального авиационного госпиталя. Вручение Крестов ордена Почетного легиона состоялось в тот же день во французском посольстве.

В соответствии с заключенным соглашением, после года пребывания на советско-германском фронте французские добровольцы имели право на продолжительный отпуск. Им воспользовались и уехали на родину 15 человек, в т.ч. Пуйяд. Альбер, де ля Пуап, Риссо, Кюффо. С их отъездом полк вновь переформировали в трехэскадрильный. Командиром остался Дельфино.

В конце декабря -Нормандия-Неман- приступила к выполнению вылетов на прикрытие войск, перешедших границу Восточной Пруссии. 30 декабря последний бой года провела пара Марши-Ирибар Над г. Кляйн-Батчен летчики обнаружили четверку -Фокке-Вульфов-. Марши пошел в атаку, а ведомый его надежно прикрыл. В итоге ведущий сбил два вражеских истребителя, а Ирибар – третий. Это был хороший новогодний подарок!

Всего в течение 1944 г. полк находился на фронте 8 месяцев, за которые его летчики совершили 3000 боевых вылетов, провели 78 боев, сбили 126 самолетов противника. Свои потери составили 15 пилотов и 20 самолетов.

К концу первой декады января 1945 г. в составе «Нормандии-Неман- насчитывалось 42 Як-3 (6 неисправных) и 3 Як-9 (1 неисправный). 13 января началось новое наступление войск 3-го Белорусского фронта в Восточной Пруссии, однако сильный туман приковал самолеты к земле. На следующий день погода тоже не баловала, но авиация все же работала. Летчики полка провели 2 боя, сбили 8 самолетов противника и 3 повредили. Особо отличился л-т Р. Мартэн. которому засчитали два В( 109 и один FW 190 как достоверно сбитые, третий «мессер- – в качестве предположительной победы, а четвертый – поврежденным.

В конце дня «Нормандия-Неман» перелетела на аэродром Допенен. При этом аспирант Микель на посадке забыл выпустить шасси, в результате чего его машина получила повреждения. Восстановить ее удалось через день.

16 января французы прикрывали наступление 2-го танкового корпуса и отразили ряд налетов штурмовиков противника. В районе Гумбинена. Каушена и Шталупонена было проведено 8 боев и сбито 18 самолетов. главным образом. «Фокке-Вульфов» Особо отличился Жак Андре, в актив которого пошли 4 уничтоженных и один подбитый FW 190. По 2 победы одержали Углов, Блето, Кастен и Лорийо. Но в бою над Шталупоненом погиб Микель.


Инженер полка С. Агавельян возле сбитого «Фокке-Вульфа»


Командир «Нормандии-Неман» м-р Луи Дельфино (в центре) ставит боевую задачу


В последующие дни бои продолжались с не меньшим напряжением Всего за первый месяц 1945 г. полк совершил 454 боевых вылета, уничтожив 49 самолетов (Bf 190, FW 190. Hs 129) и 15повредив. Наибольшее количество побед (7) одержал Андре, по 6 сбитых пошли в зачет Блето и Соважу. Из вылетов не вернулись 4 французских летчика: помимо Микеля. погибли аспиранты Женевье, Пикено и Меню.

В феврале сопротивление немцев в воздухе усилилось, поскольку среди противников французов появились опытнейшие -эксперты- из JG 51 Molders («Мёльдерс-) и JG 54 Grunnherz (-Зеленое сердце»), -Нормандцы- не сразу сориентировались в изменившейся ситуации, что повлекло за собой новые потери. Так, 5 февраля четверка Як-3. патрулируя над портом Пиллау, подверглась нападению двенадцати FW 190. В результате погиб су-лейтенант Роже Пенверн, успевший выполнить 65 боевых вылетов и в 10 боях сбивший 4 самолета. 7 февраля де Жоффр, Матра и Лорийо отомстили за товарища, вогнав в землю -Фокке-Вульф-.

11 февраля Ирибар, Соваж, Углов и Морис Шалль вступили в бой с -Фоккерами- Ирибар увлекся и оторвался от своей группы. Атакуя вражескую машину, он не заметил, как другой -бош» зашел ему в хвост… Немецкий -эксперт- не допустил промаха, и его очередь поразила Ирибара прямо в кабине. В тот же день ведомая Дельфино шестерка -Яков- пришла на помощь группе советских истребителей, дравшихся с -Мессершмиттами». Комполка вместе с Гидо быстро сбили один -мессер-, а Мартэн и Перрен – еще два. Затем Дельфино погнался за оставшимся в одиночестве немцем. Тот принял бой. и вскоре французскому майору пришлось оставить его в покое, так как горючего в баках -Яка- оставалось в обрез. Кипя от злости, Дельфино прилетел на свой аэродром, где узнал, что из боя не вернулся аспирант Монж. К счастью, через несколько дней сбитый летчик благополучно вернулся в часть.

15 февраля ожесточенному зенитному обстрелу над Виттенбергом подверглась четверка -Яков-, пилотируемых Соважем, Марши. Угловым и Ревершоном. Все самолеты получили повреждения, а Ревершон был тяжело ранен и совершил грубую вынужденную посадку прямо у палаток советского полевого госпиталя. Летчик тут же попал на операционный стол, врачи спасли ему жизнь, хотя ампутировали ногу. Тем не менее, после войны он летал в гражданской авиации.

Тяжелый бой провела 20 февраля шестерка Як-3, повстречавшая в районе Пиллау дюжину Bf 109G. Некоторые немецкие летчики явно выделялись своей подготовкой, и один из них мастерски сбил аспиранта Блето. Тот выпрыгнул с парашютом и оказался в плену. Допрашивал француза командир группы III/JG 51 гауптман Йоахим Брендель. который и одолел его в бою (по заявлению немца, это была его 102-я победа, а войну он закончил, имея на счету 189 сбитых). Как ни странно, но Брендель не стал спешить с выполнением приказа Кейтеля и даже передал Блето некоторые вещи, принадлежавшие погибшему Ирибару. Через некоторое время французский летчик сумел бежать и присоединился к наземным частям Красной Армии.

После понесенных потерь в строю «Нормандии-Неман- осталось 24 летчика, что вынудило Дельфино перевести полк на двухэскадрильный штат. Заместителем командира части в это время стал к-н Матра.

23 февраля московское радио передало Указ о награждении 44 французских офицеров -Нормандии-Неман- различными орденами, а самого полка – орденом Красного Знамени.

Через 2 дня французы перелетели на аэродром Фридланд под Кенигсбергом(2*) Это место было связано с историей боевой славы Франции. Там почти 138 лет тому назад Наполеон одержал решающую победу в войне 1805-1807 гг., разбив русскую армию во главе с графом Беннигсеном, и в городе сохранился даже дом с памятной доской: -Hier wohnte Napoleon I. 4-15 Junl 1807» («Здесь жил Наполеон I. 4-15 июня 1807 г.»). От линии фронта -нормандцев- отделяло всего 10 км, однако из-за очень плохой погоды полк практически перестал летать.

20 марта в расположение -Нормандии- Неман- прибыли генералы Пети, Захаров и Левандович. Состоялось торжественное построение, на котором полку вручили ор

ден Красного Знамени, а также награды летчикам и механикам. В советских документах часть стала именоваться 1-м отдельным истребительным авиационным Краснознаменным Неманским полком -Нормандия-.

25 и 26 марта, в связи с улучшением погоды. интенсивность боевой работы французов усилилась. Было совершено 113 вылетов, сбиты 4 самолета и 4 подбиты. Отличились Андре, Соваж. Марши, Морис Шалль, де Жоффр. Но потери продолжали выкашивать ряды -нормандцев». 26 числа погиб ведомый Марши аспирант Монж. На следующий день та же трагическая участь постигла Мориса Шалля. Кроме того, при сопровождении -пешек- были подбиты Гидо. Мерцизиен и де Жоффр. Первые два смогли перетянуть линию фронта и посадить машины -на брюхо», а де Жоффру пришлось прыгать. Он опустился на поверхность залива Фриш-Гаф и более десяти часов провел в его холодных водах, но. в конечном итоге, был спасен советским к-ном Г.Х. Назарьяном.

9 апреля пал Кенигсберг Вылеты продолжались, но воздушный противник встречался все реже и реже. Завершающую победу полка и свою пятую одержал аспирант Жорж Анри. сбивший 12 апреля одного из •экспертов- JG 51 гауптмана Гюнтера Шака. имевшего на счету 174 победы. Сам Анри по возвращении из вылета погиб во время артобстрела от шального осколка, попавшего ему в голову. Это была последняя боевая потеря -Нормандии-Неман-.

Последний раз истребители -Нормандии-Неман- применяли оружие в ходе Второй мировой войны 25 апреля, когда обе эскадрильи совершили налет на Пиллау В полдень крепость пала. Вылеты на патрулирование французские летчики продолжали выполнять до 2 мая

В общей сложности за время пребывания на советско-германском фронте французские летчики совершили 5240 боевых вылетов, более половины из которых на прикрытие поля боя, 18,6% – на свободную охоту, 17,2% – на сопровождение бомбардировщиков и 7,6% – на перехват самолетов противника. В 869 боях были сбиты 273 (в различных источниках также называются цифры 268, 282) и подбиты 80 германских самолетов. Цена боевых успехов оказалась высокой: 71 потерянный самолет (из них 4 – в тренировочных полетах) и 45 погибших летчиков (3 – в ходе тренировочных полетов). За время войны в полку появились 39 асов, т.е. летчиков, сбивших 5 и более самолетов. Наиболее результативными стали: Марсель Альбер – 23 победы, Ролан де ля Пуап и Роже Соваж – по 16. Жак Андре и Луи Дельфино – по 15, Жорж Лемар и Роже Марши – по 13. Марсель Лефевр и Леон Кюффо – по 11. Морис Шалль – 10. По французской традиции, в указанные числа входят как индивидуальные, так и групповые победы, а также победы, одержанные на других ТВД.

2* Ныне российский г. Правдинск Калининградской области


Торжественная встреча «Нормандии-Неман» на аэродроме Ле Бурже. 20 июня 1945 г.


Служба Як-3 в составе ВВС Франции продолжалась около года


День Победы -Нормандия-Неман- встретила на аэродроме в Эльбинге. Знаменательное событие французы вместе с советскими однополчанами отметили грандиозным празднованием. Как вспоминал де Жоффр: «Восьмидесятиградусный спирт лился рекой- Вечером на По-2 прилетел Блето. который в поисках своего полка пересек половину Германии. Вскоре из отпуска вернулись Альбер и де ля Пуап. которым все были очень рады. Три недели французы -расслаблялись» в Эльбинге. Эти дни прошли как сплошной праздник, который сопровождался, по изящному выражению де Жоффра, -братанием- с представительницами прекрасного пола Германии.

1 июня -нормандцы- вылетели в Москву. Там они первым делом отдали почести павшим товарищам на одном из московских кладбищ, а затем несколько дней отдыхали и знакомились со столицей СССР, праздновали победу с москвичами. 4 июня вышел Указ о присвоении звания Героя Советского Союза ст. л-ту Марселю Лефевру (посмертно) и су-лейтенанту Жаку Андре 8 июня французские летчики вместе с советскими генералами и офицерами собрались в Центральном доме Красной Армии, где им были вручены очередные награды Французской Республики и СССР При этом награды Лефевра передали генералу Пети.

– Нормандия-Неман- начала готовиться к отправке на родину. Сталин решил сделать французам роскошный подарок. В телеграмме де Голлю советский лидер, в частности, писал: «… Полк пойдет на родину в полном вооружении, то есть при самолетах и авиационном вооружении, через реку Эльбу и далее на запад. Я считаю естественным сохранить за полком его материальную часть, которой он пользовался на восточном фронте мужественно и с полным успехом…-. -Нормандцам» был передан 41 Як-3 Кроме того, по решению Государственного Комитета Обороны СССР, летному составу и семьям погибших летчиков выдали денежное пособие в долларах, несмотря на первоначальный отказ французов.

11 июня французский полк взял курс на запад. Кроме -Яков-, во Францию летел Ли-2 с советским инженерно-техническим составом во главе с Агавельяном. 20 числа самолеты приземлились в Ле Бурже, где состоялась грандиозная встреча.

Дальнейшая судьба пилотов -Нормандии-Неман- сложилась по-разному. Многие продолжали летать, кто в военной авиации, кто в гражданской, кто на испытательной работе. Кое-кому пришлось вновь -понюхать пороху- в Индокитае, Алжире либо тропической Африке. Уже в первые послевоенные годы в авиакатастрофах и в боях погибли 12 летчиков: Марши, Амарже, Эмоне, Мурье, Лемар, Углов, Жанель, Шарра, Астье. Карбо, Пистрак, Мерцизиен.

Продолжила службу в составе ВВС Франции и -Нормандия-Неман- как Escadron de Chasse 2/30 Normandie-Niemen. Она воевала в Индокитае и Алжире, где выполнила 4977 и 1809 боевых вылетов, соответственно. В различные годы ее представители на своих боевых машинах прилетали с визитами в СССР, на подмосковную Кубинку. Ответные вояжи совершали и советские летчики. За послевоенное время состав авиапарка -Нормандии-Неман- неоднократно менялся, и сейчас полк летает на перехватчиках Mirage F1C. В последнее время в печати прошла информация, что в рамках плана реформирования Вооруженных Сил Франции эта славная авиачасть подлежит значительному сокращению и. в то же время, перевооружению на новейшие истребители Rafale.


Андрей Харук/ г. Нововолыиск Волынской обл.


Примечания:



Французы на востоке

Окончание. Начало в "АиВ"', №№ 2, 4 2006


17 октября 1944 г. летчики -Нормандии- совершили 102 вылета и заявили о сбитии 16 самолетов противника (в зачет пошли 12). Рекордсменом сочли к-на Кюффо. записавшего на свой счет 4 победы (правда, позже нашла подтверждение лишь одна). Зенитным огнем была сбита машина аспиранта Эмоне. Раненый летчик выпрыгнул с парашютом и приземлился на нейтральной полосе. Его вытащил оттуда штурман сбитого Пе-2 135-го Г БАП ст. л-т С. Якубов. С помощью подоспевшего пехотинца он погрузил француза на проходивший танк, который и доставил Эмоне в медсанбат. За этот поступок Якубов был награжден французским Боевым крестом.

В тот же день прибыли 7 человек нового пополнения. Примечательной личностью был л-т Углоф (Углов), родившийся в казачьей семье и эмигрировавший с родителями на берега Сены после поражения белогвардейцев в гражданской войне. В последующих боях он показал себя отличным бойцом.

18 октября -Нормандии- вновь засчитали 12 побед. Наиболее примечательным стал бой, проведенный в середине дня восьмеркой Як-3, ведомой Альбером. В районе Гросс-Зоденена французские летчики атаковали группу штурмовиков Hs 129, шедшую на высоте около 2000 м. и сбили 4 -Хеншеля-. Один оказался добычей Альбе- ра. который в паре с Амаржи уничтожил еще один штурмовик, а две вражеские машины стали групповыми победами сразу пяти пилотов: Кюффо. Матра, де Жоффра, де ля Пуапа и Марши.

До конца октября в актив летчиков -Нормандии- записали еще 38 сбитых самолетов противника. Среди них был и уничтоженный 27 числа Альбером Bf 109, ставший двадцать третьей победой этого пилота и двухсотой в истории полка. (Правда, в тот день был сбит и спасся на парашюте Кюффо). В целом итог второго осеннего месяца 1944 г. оказался для -Нормандии- самым удачным за всю войну: выполнив 1060 боевых вылетов, летчики провели 59 воздушных боев, сбили 110 вражеских самолетов и еще 8 подбили.

Двухсотая победа полка совпала по времени с опубликованием Указа Президиума Верховного Совета СССР об очередном награждении орденами Советского Союза 25 французских летчиков, в т.ч. Пуйяда. Альбера, де ля Пуапа, братьев Шапль, де Сейна (посмертно). 28 октября Пуйяд сдал командование м-ру Дельфино и уехал в Москву.

На следующий день полк перелетел на новый аэродром – Дыдвиже. Жизнь на новом месте началась с неприятностей. 2 ноября около аэродрома подорвался на мине и вскоре скончался от гангрены аспирант Жан Мансо.

В ноябре ожидался приезд в СССР де Голля. Очевидно, к этому событию советское руководство приурочило особые поощрения для -Нормандии-. 28 ноября московское радио сообщило о присвоении звания Героя Советского Союза ст. л-ту Марселю Альберу и ст. л-ту Ролану де ля Пуапу. В тот же день вышел приказ Верховного Главнокомандующего. в котором, в частности, говорилось: «1-му отдельному истребительному авиационному полку Сражающейся Франции, отличившемуся в боях при прорыве обороны немцев на р. Неман, присвоить наименование -Йеменский- и впредь именовать 1-й отдельный истребительный авиационный Нема некий полк Сражающейся Франции -Нормандия-. По французской традиции полк стали называть -Нормандия- Неман» (Normandie-Niemen).

9 декабря в Краснознаменном зале Центрального дома Красной Армии командующий ВВС РККА главный маршал авиации А.А. Новиков вручил награды французским летчикам. Присутствовавший на торжестве де Голль объявил, что все пилоты «Нормандии-Неман- стали кавалерами ордена Почетного легиона. Такой же награды были удостоены м-р И. Вдовин, инженер- капитан С. Агавельян, генералы С. Левандович. Г. Захаров, Ф. Фапалеев, а также врачи Центрального авиационного госпиталя. Вручение Крестов ордена Почетного легиона состоялось в тот же день во французском посольстве.

В соответствии с заключенным соглашением, после года пребывания на советско-германском фронте французские добровольцы имели право на продолжительный отпуск. Им воспользовались и уехали на родину 15 человек, в т.ч. Пуйяд. Альбер, де ля Пуап, Риссо, Кюффо. С их отъездом полк вновь переформировали в трехэскадрильный. Командиром остался Дельфино.

В конце декабря -Нормандия-Неман- приступила к выполнению вылетов на прикрытие войск, перешедших границу Восточной Пруссии. 30 декабря последний бой года провела пара Марши-Ирибар Над г. Кляйн-Батчен летчики обнаружили четверку -Фокке-Вульфов-. Марши пошел в атаку, а ведомый его надежно прикрыл. В итоге ведущий сбил два вражеских истребителя, а Ирибар – третий. Это был хороший новогодний подарок!

Всего в течение 1944 г. полк находился на фронте 8 месяцев, за которые его летчики совершили 3000 боевых вылетов, провели 78 боев, сбили 126 самолетов противника. Свои потери составили 15 пилотов и 20 самолетов.

К концу первой декады января 1945 г. в составе «Нормандии-Неман- насчитывалось 42 Як-3 (6 неисправных) и 3 Як-9 (1 неисправный). 13 января началось новое наступление войск 3-го Белорусского фронта в Восточной Пруссии, однако сильный туман приковал самолеты к земле. На следующий день погода тоже не баловала, но авиация все же работала. Летчики полка провели 2 боя, сбили 8 самолетов противника и 3 повредили. Особо отличился л-т Р. Мартэн. которому засчитали два В( 109 и один FW 190 как достоверно сбитые, третий «мессер- – в качестве предположительной победы, а четвертый – поврежденным.

В конце дня «Нормандия-Неман» перелетела на аэродром Допенен. При этом аспирант Микель на посадке забыл выпустить шасси, в результате чего его машина получила повреждения. Восстановить ее удалось через день.

16 января французы прикрывали наступление 2-го танкового корпуса и отразили ряд налетов штурмовиков противника. В районе Гумбинена. Каушена и Шталупонена было проведено 8 боев и сбито 18 самолетов. главным образом. «Фокке-Вульфов» Особо отличился Жак Андре, в актив которого пошли 4 уничтоженных и один подбитый FW 190. По 2 победы одержали Углов, Блето, Кастен и Лорийо. Но в бою над Шталупоненом погиб Микель.


Инженер полка С. Агавельян возле сбитого «Фокке-Вульфа»


Командир «Нормандии-Неман» м-р Луи Дельфино (в центре) ставит боевую задачу


В последующие дни бои продолжались с не меньшим напряжением Всего за первый месяц 1945 г. полк совершил 454 боевых вылета, уничтожив 49 самолетов (Bf 190, FW 190. Hs 129) и 15повредив. Наибольшее количество побед (7) одержал Андре, по 6 сбитых пошли в зачет Блето и Соважу. Из вылетов не вернулись 4 французских летчика: помимо Микеля. погибли аспиранты Женевье, Пикено и Меню.

В феврале сопротивление немцев в воздухе усилилось, поскольку среди противников французов появились опытнейшие -эксперты- из JG 51 Molders («Мёльдерс-) и JG 54 Grunnherz (-Зеленое сердце»), -Нормандцы- не сразу сориентировались в изменившейся ситуации, что повлекло за собой новые потери. Так, 5 февраля четверка Як-3. патрулируя над портом Пиллау, подверглась нападению двенадцати FW 190. В результате погиб су-лейтенант Роже Пенверн, успевший выполнить 65 боевых вылетов и в 10 боях сбивший 4 самолета. 7 февраля де Жоффр, Матра и Лорийо отомстили за товарища, вогнав в землю -Фокке-Вульф-.

11 февраля Ирибар, Соваж, Углов и Морис Шалль вступили в бой с -Фоккерами- Ирибар увлекся и оторвался от своей группы. Атакуя вражескую машину, он не заметил, как другой -бош» зашел ему в хвост… Немецкий -эксперт- не допустил промаха, и его очередь поразила Ирибара прямо в кабине. В тот же день ведомая Дельфино шестерка -Яков- пришла на помощь группе советских истребителей, дравшихся с -Мессершмиттами». Комполка вместе с Гидо быстро сбили один -мессер-, а Мартэн и Перрен – еще два. Затем Дельфино погнался за оставшимся в одиночестве немцем. Тот принял бой. и вскоре французскому майору пришлось оставить его в покое, так как горючего в баках -Яка- оставалось в обрез. Кипя от злости, Дельфино прилетел на свой аэродром, где узнал, что из боя не вернулся аспирант Монж. К счастью, через несколько дней сбитый летчик благополучно вернулся в часть.

15 февраля ожесточенному зенитному обстрелу над Виттенбергом подверглась четверка -Яков-, пилотируемых Соважем, Марши. Угловым и Ревершоном. Все самолеты получили повреждения, а Ревершон был тяжело ранен и совершил грубую вынужденную посадку прямо у палаток советского полевого госпиталя. Летчик тут же попал на операционный стол, врачи спасли ему жизнь, хотя ампутировали ногу. Тем не менее, после войны он летал в гражданской авиации.

Тяжелый бой провела 20 февраля шестерка Як-3, повстречавшая в районе Пиллау дюжину Bf 109G. Некоторые немецкие летчики явно выделялись своей подготовкой, и один из них мастерски сбил аспиранта Блето. Тот выпрыгнул с парашютом и оказался в плену. Допрашивал француза командир группы III/JG 51 гауптман Йоахим Брендель. который и одолел его в бою (по заявлению немца, это была его 102-я победа, а войну он закончил, имея на счету 189 сбитых). Как ни странно, но Брендель не стал спешить с выполнением приказа Кейтеля и даже передал Блето некоторые вещи, принадлежавшие погибшему Ирибару. Через некоторое время французский летчик сумел бежать и присоединился к наземным частям Красной Армии.

После понесенных потерь в строю «Нормандии-Неман- осталось 24 летчика, что вынудило Дельфино перевести полк на двухэскадрильный штат. Заместителем командира части в это время стал к-н Матра.

23 февраля московское радио передало Указ о награждении 44 французских офицеров -Нормандии-Неман- различными орденами, а самого полка – орденом Красного Знамени.

Через 2 дня французы перелетели на аэродром Фридланд под Кенигсбергом(2*) Это место было связано с историей боевой славы Франции. Там почти 138 лет тому назад Наполеон одержал решающую победу в войне 1805-1807 гг., разбив русскую армию во главе с графом Беннигсеном, и в городе сохранился даже дом с памятной доской: -Hier wohnte Napoleon I. 4-15 Junl 1807» («Здесь жил Наполеон I. 4-15 июня 1807 г.»). От линии фронта -нормандцев- отделяло всего 10 км, однако из-за очень плохой погоды полк практически перестал летать.

20 марта в расположение -Нормандии- Неман- прибыли генералы Пети, Захаров и Левандович. Состоялось торжественное построение, на котором полку вручили ор

ден Красного Знамени, а также награды летчикам и механикам. В советских документах часть стала именоваться 1-м отдельным истребительным авиационным Краснознаменным Неманским полком -Нормандия-.

25 и 26 марта, в связи с улучшением погоды. интенсивность боевой работы французов усилилась. Было совершено 113 вылетов, сбиты 4 самолета и 4 подбиты. Отличились Андре, Соваж. Марши, Морис Шалль, де Жоффр. Но потери продолжали выкашивать ряды -нормандцев». 26 числа погиб ведомый Марши аспирант Монж. На следующий день та же трагическая участь постигла Мориса Шалля. Кроме того, при сопровождении -пешек- были подбиты Гидо. Мерцизиен и де Жоффр. Первые два смогли перетянуть линию фронта и посадить машины -на брюхо», а де Жоффру пришлось прыгать. Он опустился на поверхность залива Фриш-Гаф и более десяти часов провел в его холодных водах, но. в конечном итоге, был спасен советским к-ном Г.Х. Назарьяном.

9 апреля пал Кенигсберг Вылеты продолжались, но воздушный противник встречался все реже и реже. Завершающую победу полка и свою пятую одержал аспирант Жорж Анри. сбивший 12 апреля одного из •экспертов- JG 51 гауптмана Гюнтера Шака. имевшего на счету 174 победы. Сам Анри по возвращении из вылета погиб во время артобстрела от шального осколка, попавшего ему в голову. Это была последняя боевая потеря -Нормандии-Неман-.

Последний раз истребители -Нормандии-Неман- применяли оружие в ходе Второй мировой войны 25 апреля, когда обе эскадрильи совершили налет на Пиллау В полдень крепость пала. Вылеты на патрулирование французские летчики продолжали выполнять до 2 мая

В общей сложности за время пребывания на советско-германском фронте французские летчики совершили 5240 боевых вылетов, более половины из которых на прикрытие поля боя, 18,6% – на свободную охоту, 17,2% – на сопровождение бомбардировщиков и 7,6% – на перехват самолетов противника. В 869 боях были сбиты 273 (в различных источниках также называются цифры 268, 282) и подбиты 80 германских самолетов. Цена боевых успехов оказалась высокой: 71 потерянный самолет (из них 4 – в тренировочных полетах) и 45 погибших летчиков (3 – в ходе тренировочных полетов). За время войны в полку появились 39 асов, т.е. летчиков, сбивших 5 и более самолетов. Наиболее результативными стали: Марсель Альбер – 23 победы, Ролан де ля Пуап и Роже Соваж – по 16. Жак Андре и Луи Дельфино – по 15, Жорж Лемар и Роже Марши – по 13. Марсель Лефевр и Леон Кюффо – по 11. Морис Шалль – 10. По французской традиции, в указанные числа входят как индивидуальные, так и групповые победы, а также победы, одержанные на других ТВД.

2* Ныне российский г. Правдинск Калининградской области


Торжественная встреча «Нормандии-Неман» на аэродроме Ле Бурже. 20 июня 1945 г.


Служба Як-3 в составе ВВС Франции продолжалась около года


День Победы -Нормандия-Неман- встретила на аэродроме в Эльбинге. Знаменательное событие французы вместе с советскими однополчанами отметили грандиозным празднованием. Как вспоминал де Жоффр: «Восьмидесятиградусный спирт лился рекой- Вечером на По-2 прилетел Блето. который в поисках своего полка пересек половину Германии. Вскоре из отпуска вернулись Альбер и де ля Пуап. которым все были очень рады. Три недели французы -расслаблялись» в Эльбинге. Эти дни прошли как сплошной праздник, который сопровождался, по изящному выражению де Жоффра, -братанием- с представительницами прекрасного пола Германии.

1 июня -нормандцы- вылетели в Москву. Там они первым делом отдали почести павшим товарищам на одном из московских кладбищ, а затем несколько дней отдыхали и знакомились со столицей СССР, праздновали победу с москвичами. 4 июня вышел Указ о присвоении звания Героя Советского Союза ст. л-ту Марселю Лефевру (посмертно) и су-лейтенанту Жаку Андре 8 июня французские летчики вместе с советскими генералами и офицерами собрались в Центральном доме Красной Армии, где им были вручены очередные награды Французской Республики и СССР При этом награды Лефевра передали генералу Пети.

– Нормандия-Неман- начала готовиться к отправке на родину. Сталин решил сделать французам роскошный подарок. В телеграмме де Голлю советский лидер, в частности, писал: «… Полк пойдет на родину в полном вооружении, то есть при самолетах и авиационном вооружении, через реку Эльбу и далее на запад. Я считаю естественным сохранить за полком его материальную часть, которой он пользовался на восточном фронте мужественно и с полным успехом…-. -Нормандцам» был передан 41 Як-3 Кроме того, по решению Государственного Комитета Обороны СССР, летному составу и семьям погибших летчиков выдали денежное пособие в долларах, несмотря на первоначальный отказ французов.

11 июня французский полк взял курс на запад. Кроме -Яков-, во Францию летел Ли-2 с советским инженерно-техническим составом во главе с Агавельяном. 20 числа самолеты приземлились в Ле Бурже, где состоялась грандиозная встреча.

Дальнейшая судьба пилотов -Нормандии-Неман- сложилась по-разному. Многие продолжали летать, кто в военной авиации, кто в гражданской, кто на испытательной работе. Кое-кому пришлось вновь -понюхать пороху- в Индокитае, Алжире либо тропической Африке. Уже в первые послевоенные годы в авиакатастрофах и в боях погибли 12 летчиков: Марши, Амарже, Эмоне, Мурье, Лемар, Углов, Жанель, Шарра, Астье. Карбо, Пистрак, Мерцизиен.

Продолжила службу в составе ВВС Франции и -Нормандия-Неман- как Escadron de Chasse 2/30 Normandie-Niemen. Она воевала в Индокитае и Алжире, где выполнила 4977 и 1809 боевых вылетов, соответственно. В различные годы ее представители на своих боевых машинах прилетали с визитами в СССР, на подмосковную Кубинку. Ответные вояжи совершали и советские летчики. За послевоенное время состав авиапарка -Нормандии-Неман- неоднократно менялся, и сейчас полк летает на перехватчиках Mirage F1C. В последнее время в печати прошла информация, что в рамках плана реформирования Вооруженных Сил Франции эта славная авиачасть подлежит значительному сокращению и. в то же время, перевооружению на новейшие истребители Rafale.


Андрей Харук/ г. Нововолыиск Волынской обл.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх