Адаменко, Матиас и другие..

Малоизвестные страницы истории отечественной авиапромышленности

Фото из архива «АиВ»


Деятельность завода Адаменко началась с выпуска учебных бипланов -Фарман IV»


В целом история авиапромышленности Российской империи достаточно глубоко изучена. В то же время, в большинстве исследований основное внимание уделяется наиболее значительным предприятиям отрасли – заводам Лебедева, Щетинина, Анатры. -Дукс». Многие мелкие предприятия удостоились, в лучшем случае, одной-двух строчек в справочно-энциклопедических изданиях В Шаврова П Дуэя. В Савина. Этой статьей, написанной на основе материалов фондов Российского государственного военно-исторического архива, автор надеется приоткрыть завесу неизвестности над историей заводов Адаменко, Матиас, Терещенко и авиационных мастерских Киевского политехнического института


Завод Адаменко

История основания этого предприятия, располагавшегося в крымском городке Карасубазар (ныне Белогорск), в общем-то типична для российских авиазаводов того времени. Небедный дворянин либо предприниматель, став авиатором-спортсменом, пытался организовать собственное производство аэропланов. Наиболее успешным примером такого рода была деятельность Артура Анатры, создавшего третий в Российской империи по объемам производства авиазавод Дворянин Таврической губернии Василий Федорович Адаменко обучился пилотированию аэроплана во Франции до Первой мировой войны. Во время этой поездки он купил аппарат -Вуазен-, а вернувшись на родину, оборудовал в своем имении довольно примитивные мастерские, где построил самолет типа -Фарман».

С началом войны его предприятие, гордо именовавшееся -Аэропланный механический завод В.Ф. Адаменко-. выполняло заказы Севастопольской военной школы авиации, производя запчасти для самолетов. Накопив кое-какой опыт. Адаменко счел возможным приняться за серийное производство самолетов. Заручившись поддержкой начальника Севастопольской авиашколы. Василий Федорович 7 июля 1915г.(3*) направил в Главное военно-техническое управление (ГВТУ) письмо, в котором коротко охарактеризовал свой опыт в области авиации и сделал следующее предложение: -Первоначально я имею честь покорнейше просить дать мне заказ на 10 аппаратов Фарман Ns 4 учебного типа, так как для них я теперь могу иметь нужные материалы. Аппараты будут выполнены строго по данным чертежам и указаниям с наивозможной тщательностью в работе и выборе материалов». Надо сказать, что предложенный к постройке тип самолета был далеко не новым, но простым в изготовлении и эксплуатации. -Фарманы- этой модели широко использовались для обучения пилотов, и вполне вероятно, что запчасти именно к таким самолетам производил завод Адаменко. что позволило заявить о наличии нужных материалов.

Реакции долго ждать не пришлось. 5 августа Воздухоплавательный отдел ГВТУ извещает Адаменко о согласии сделать заказ. Потирая руки в предвкушении коммерческого успеха, предприимчивый дворянин уже собирался в Петроград для подписания контракта и просил телеграфировать размер задатка для закупки полуфабрикатов Но поездку пришлось отложить, поскольку у заказчика возникли сомнения в способности завода выполнить

контракт. Потребовалось представить свидетельство старшего фабричного инспектора Таврической губернии, который отнес его к предприятиям 5-го разряда и подтвердил производственные возможности завода, находившегося по адресу «г. Карасубазар. собственный дом-. Тем временем на завод прибыл назначенный наблюдающим за постройкой аэропланов капитан Макеев. В конце сентября из Одессы с завода Анатры прислали комплект чертежей -Фармана IV». а в октябре Адаменко получил первую партию необходимых проволоки и тросов. Наконец, 12 ноября 1915 г. был подписан контракт № 30033, предусматривавший поставку десяти самолетов -Фарман IV- по цене 4875 руб. В соответствии с принятой в России практикой, аппараты поставлялись без моторов и винтов. Обычно партии самолетов сдавали, используя 1-2 двигателя, которые по очереди устанавливали на подлежащие облету машины. Сроки выполнения заказа определялись довольно жесткие – к 6 января 1916 г. Вполне естественно. что недавно родившееся предприятие не смогло их выдержать – первые 5 самолетов представитель Центрального воздухоплавательного склада принял лишь 29 марта, а вторую партию передали Севастопольской авиашколе 24 июня 1916 г.

Успешная, хоть и просроченная, поставка первой пятерки аэропланов дала возможность получить очередной заказ, который 6 апреля 1916 г. одобрила Исполнительная комиссия при военном министре 28 апреля подписали контракт на поставку следующего десятка Фарманов IV по той же цене со сроком исполнения 4 месяца. В этот раз набравшийся опыта персонал завода сумел справиться с заданием, что называется, -тютелька в тютельку, представив самолеты военной приемке 28 августа Благодаря этому. Адаменко смог избежать неприятной необходимости оплаты предусмотренной контрактом 10% неустойки за срыв сроков.

Аппетит, как говорится, приходит во время еды Следующим этапом в развитии производства на -Первом крымском аэроплан- ном заводе- – так гордо теперь именовалось предприятие Адаменко – должен был стать выпуск учебного самолета «Фарман XVI-. 25 ноября 1916 г. подписали контракт № 39849/17333. предусматривавший закупку сразу 25 таких аппаратов по цене 8460 руб. Сроки поставок определяли следующие: 10 самолетов – через 4 месяца. 5 – через 6. и последние 10 – через 8 месяцев после подписания контракта. -Фарман XVI- также не относился к новинкам авиатехники В учебных заведениях был накоплен солидный опыт их эксплуатации, на основе которого представители Севастопольской и Кавказской авиашкол ходатайствовали о внесении в конструкцию ряда изменений – всего 14 пунктов (усилить костыль, изменить конструкцию крепления гондолы, усилить крепления сидений и хвостовой фермы и т.д.) Начальник Управления военного воздушного флота (УВВФ) генерал Пневский 3 января 1917 г. санкционировал внесение этих усовершенствований в конструкцию -Фарманов-. подлежавших изготовлению на заводе в Карасубазаре.

Примерно в то же время у Адаменко начались трения с военной приемкой. 31 декабря 1916 г. младший военный приемщик УВВФ по Южному району направил по инстанции рапорт о плачевном состоянии дел на предприятии. В нем отмечались теснота мастерских, их примитивное оборудование, а также отсутствие технического надзора со стороны администрации (на предприятии не работал ни один инженер), а также высказывались серьезные сомнения в том. что сроки поставок будут выдержаны. Очевидно, УВВФ высказало Адаменко соответствующие претензии, в ответ на которые он 17 января написал письмо, где отмечал, что работает в авиации с 1910 г. и наличие такого опыта вполне позволяет ему лич – но осуществлять технический надзор. Кроме того, излагал план расширения производственных мощностей, предполагавший постройку нового двухэтажного каменного корпуса размером 36x6 саженей ( 4* ) приобретение участка под склад и увеличение вдвое сборочного ангара

Но Адаменко не смог выдержать сроки поставок новых -Фарманов» – к техническим проблемам и трудностям со снабжением добавились -прелести» Февральской революции. 27 марта 1917 г. он направил в УВВФ письмо с прошением предоставить отсрочку на один месяц, мотивируя это тем. что. во-первых, не получены около десяти наименований комплектующих: во-вторых, ввиду усталости рабочих невозможно организовать сверхурочные работы; и. наконец, в-третьих, на предприятии наблюдалось «некоторое нарушение нормальности в работе ввиду переживаемых, самих по себе столь радостных, столь много светлого сулящих России, событий, в реагировании на которые рабочие, как единственная организованная группа в городе, не могли не принять самого активного участия-.

3* Все даты приведены по старому стилю

4* сажень – 2м 134 мм


На заводе Адаменко успели выпустить десяток «Фарманов XVI»


Адаменко получил отсрочку Она истекла 25 апреля, но предоставить военной приемке хоть один -Фарман XVI- не удалось. В ход снова пошли ссылки на отсутствие мелких комплектующих. В то же время Адаменко выступил с ходатайством о пересмотре стоимости контракта в сторону увеличения, мотивируя это раскручивавшимся маховиком инфляции. Удовлетворение этой просьбы было отложено до создания специальной комиссии, которая бы пересмотрела условия военных контрактов. Заказчик отклонил и просьбу о предоставлении дополнительного 30% аванса, поскольку ревизия, проведенная в начале июля 1917 г., выявила неудовлетворительное ведение отчетности по расходованию суммы первого аванса (в соответствии с существовавшей практикой, при заключении контракта российские поставщики получали от военного ведомства 30% предоплаты, остальная сумма выплачивалась по мере осуществления поставок). Также без положительного ответа осталось прошение о субсидии в 140000 руб. на расширение предприятия.

Состояние дел на заводе Адаменко вызывало все возрастающее беспокойство заказчика, и 30 июня 1917 г. предприятие посетила комиссия в составе главного военного приемщика УВВФ полковника гвардии Мезенцева и начальника Симферопольского отделения Севастопольской авиашколы. Итоги проверки оказались неутешительными. Было отмечено. что обтяжка поверхностей строящихся -Фарманов- слаба, качество лакировки неудовлетворительное, а используемая древесина значительно тяжелее, чем необходимо Кроме того, выяснилось. что самолеты не вполне отвечают стандарту, поскольку строились -Фарманы XVI- в Карасубазаре не по чертежам, а по образцу – поврежденному аппарату такого типа постройки завода Терещенко, чьи машины отличались многочисленными отклонениями от оригинала Наконец, Адаменко обвинили в первоочередном исполнении заказов Черноморской гидроавиации в ущерб интересам УВВФ. Вероятно, выводы комиссии возымели «воспитательное воздействие-, ибо 25 июля 1917г. Адаменко наконец-то сдал заказчику первую пятерку -Фарманов XVI-. 5 октября сдали еще 5 аппаратов, но судьба остальных пятнадцати повисла в воздухе Несмотря на нараставший революционный бардак, некоторые государственные структуры, в том числе и УВВФ. продолжали работать как бы по инерции, и 23 ноября начальник этого ведомства разрешил Адаменко поставить оставшиеся -Фарманы XVI- до 20 апреля 1918 г. с удержанием причитающейся по контракту неустойки.

После этого решения Василий Федорович воспрянул духом и сделал попытку получить следующий заказ, благоразумно решив вернуться к более простой модели. 30 ноября 1917 г. он направил в УВВФ заявление о готовности построить 15 -Фарманов IV» с поставкой первых пяти через 4 месяца после подписания контракта и остальных – через 6 месяцев. К заявлению была приложена калькуляция. определявшая стоимость одного -Фармана- в 17 721 руб Но ответ из Управления был неутешительным, хотя и вполне логичным с точки зрения текущего политического момента: Воздушный флот не намеревается в ближайшее время делать новые заказы и уж тем более не нуждается в столь устаревших самолетах.

31 января 1918 г. Первый крымский аэропланный завод посетила очередная комиссия, составившая детальный отчет о его состоянии Было отмечено, что предприятие располагает следующими отделениями слесарным, токарным, кузнечным, автогенно- сварочным, деревообделочным, малярным, обойным, никелировочным. литейным и сборочным Станочный парк состоял из 24 металлообрабатывающих станков и 12 – деревообделочных, еще 11 единиц оборудования хранились на складе ввиду отсутствия производственных площадей для их установки Велось строительство нового двухэтажного каменного корпуса под деревообделочное отделение и склад материалов, но для завершения этого объекта требовалось около 100 000 руб., а такими средствами предприятие не располагало. Главным источником энергии служил паровой локомобиль -Ланц- мощностью 30 л.с.(5*), кроме того, имелись 2 резервных нефтяных мотора. Особо отмечалось отсутствие подъездной железнодорожной ветки, ввиду чего снабжение велось исключительно гужевым транспортом. На предприятии трудились 104 рабочих и 10 служащих, причем их жалованье комиссия оценила как очень низкое – квалифицированные рабочие получали от 6 до 9 руб в день, подсобные – от 1 руб 25 коп. до 4 руб. 50 коп.

Кроме заказа УВВФ, завод Адаменко выполнял на тот момент контракт на поставку Гидроавиации Черного моря лодок и поплавков для гидросамолетов (из заказанных десяти комплектов пять уже были сданы, остальные находились в работе), а также текущие заказы на запчасти для авиаотряда Евпаторийской школы летчиков-наблюдателей.

Дальнейшая судьба завода Адаменко характерна для многих мелких предприятий бывшей Российской империи. 10 (25 н. ст.) марта 1918 г УВВФ получило последний отчет из Карасубазара. в соответствии с которым, пять -Фарманов XVI- были готовы к сдаче, а степень готовности остальных десяти оценивалась в 60%. 8 апреля (н. ст.) успевшее переехать в Москву УВВФ прислало Адаменко телеграмму с требованием сообщить состояние дел, но в более поздних документах Управления значится: -…с апреля сведений из Крыма не поступало-. Первый крымский аэропланный завод канул в Лету…

5* Паросиловая установка

Продолжение следует


Станислав Артамонов/ Москва, Михаил Жирохов/ г. Комсомольском,

Александр Котлобовский/ Киев







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх