Панорама

100 лет тому назад, 21 ноября 1910 г., создано первое в России военное летное училище – Севастопольская офицерская школа авиации (последнее название – Качинское высшее военное авиационное училище летчиков).

После ряда перебазирований училище находилось в г. Волгограде вплоть до расформирования в 1998 г. За годы существования в этом учебном заведении подготовили 16 574 летчика, из которых 342 стали Героями Советского Союза, 10 были удостоены этого звания дважды, а А.И. Покрышкин – трижды, еще 17 стали Героями Российской Федерации. Сегодня официальным преемником знаменитой «Качи» является 783-й учебный авиационный ордена Ленина Краснознаменный центр подготовки летного состава в г. Армавире (Краснодарский край).


80 лет назад, 22 декабря 1930 г., в СССР совершил первый полет цельнометаллический четырехмоторный моноплан АНТ-6, ставший прототипом знаменитого ТБ-3 – самого массового четырехмоторного бомбардировщика 1930-х гг. (построено 819 экз.).


75 лет назад, 17 декабря 1935 г.,в США совершил первый полет пассажирский самолет Douglas DST – впоследствии знаменитый DC-3, ставший классикой коммерческой авиации. В США было построено 10655 таких машин в многочисленных вариантах, включая военно-транспортный С-47. Кроме того, в императорской Японии было построено 485 таких самолетов под наименованием Showa L2D, а в СССР по лицензии выпустили 6157 экз. ПС-84 (Ли-2). Ветерана DC-3 можно и сегодня встретить в летном состоянии.


70 лет назад, 25 ноября 1940 г., в Великобритании совершил первый полет прототип скоростного двухмоторного бомбардировщика De Havilland DH 98. Под названием Mosquito он получил мировую известность. «Москито» имели потолок до 11000 м и скорость до 675 км/ч, что делало их практически неуязвимыми для вражеских поршневых истребителей. Самолет выпускали в вариантах бомбардировщика, разведчика, истребителя-бомбардировщика, ночного истребителя и учебного. До 1950 г. построили 7781 машину этого типа.


40 лет назад, 21 декабря 1970 г., в США совершил первый полет истребитель F-14 Tomcat. Под обозначением F-14A в сентябре 1974 г. его приняли на вооружение ВМС США. Всего было произведено 712 истребителей в вариантах F-14A/B/D, из них 79 было поставлено в Иран. Самолет принял участие в ряде конфликтов, в т.ч. над заливом Сидра в 1981 г., в ходе операций «Буря в пустыне» и «Умеренная сила», Ирано-иракской войне. В США он состоял на вооружении до 22 сентября 2006 г., а в Иране остается в строю по сей день.


20 лет назад, с 1 по 4 декабря 1990 г., состоялся кругосветный перелет на самолете Ан-124 (сер. № 05-07) по маршруту: Австралия (Мельбурн- Южный полюс-Северный полюс-Австралия с промежуточными посадками в Бразилии (Рио-де-Жанейро), Марокко (Касабланка) и СССР (Воздвиженка). Экипаж под командованием начальника ГК НИИ ВВС генерал-л-та Л.В. Козлова состоял из офицеров 235-го ВТАП (14 человек). Кроме того, на борту «Руслана» находились спорткомиссар ФАИ А.В. Стрельникова и 8 пассажиров.


16 декабря исполнилось 80 лет Юрию Александровичу Нагаеву, основателю и президенту ОАО «Авиасалон», лауреату Ленинской премии, профессору МАИ, почетному гражданину города Жуковский.

Ю.А. Нагаев родился в Алма-Ате в семье военнослужащего. Окончив с отличием МАИ, в 1953-56 гг. работал на заводе №30 (ныне входит в РСК «МИГ»), Затем перешел в ЛИИ им. М.М. Громова, где прошел путь от инженера до заместителя начальника института – главного инженера. Ю.А. Нагаев является одним из ведущих специалистов отрасли в области создания, отработки и внедрения систем аварийного покидания и жизнеобеспечения экипажей летательных аппаратов. Ему принадлежит более 40 печатных научных статей, изобретений и книг. Трижды подряд Ю.А. Нагаева избирали народным депутатом Жуковского городского Совета. Он был членом исполкома горсовета и заместителем председателя Совета директоров города. Ю.А. Нагаев является одним из основных инициаторов регулярного проведения в России Международных авиационно-космических салонов, бессменно руководил в течение 11 лет (1992-2002 гг.) исполнительной дирекцией проводимых авиасалонов, являясь генеральным директором ОАО «Авиасалон». Ю.А. Нагаев награжден орденами «Трудового Красного Знамени», «Дружбы народов», «За заслугу перед Отечеством» IV степени, орденом «Золотая Звезда», а также медалями.


9 ноября на иранском острове Kish открылся 5-й международный авиасалон Persian Gulf AirShow 2010. В ходе его состоялась публичная демонстрация нового легкого разведывательно-ударного вертолета Shahed 285А. Информация о нем впервые появилась в иранских СМИ 24 мая прошлого года. На выставке «Шахид» позиционировался как чисто иранская разработка, но западные эксперты считают, что в этом вертолете широко использованы компоненты Bell 206 JelRanger, которые были поставлены в Иран в 1968 г.


24 ноября третий самолет Ан-74Т-200А, построенный в Харькове для ВВС Арабской Республики Египет, направлен заказчику. Таким образом, ХГАПП завершило выполнение египетского контракта на поставку трех Ан-74, заключенного в ноябре 2003 года. Первый самолет был передан Египту в 2004 г., второй – в декабре прошлого года. 25 ноября в Каире Премьер- министр Украины Николай Азаров в торжественной обстановке передал новый Ан-74Т-200А на оснащение базы транспортной авиации египетских Воздушных сил.


22 ноября на ОАО «Казанский вертолетный завод» совершил первый полет по кругу второй прототип вертолета Ми-38. Он оснащен турбовальными двигателями PW 127/TS производства Pratt amp; Whitney Canada и современным комплексом авионики ИБКВ-38 со «стеклянной кабиной». Ми-38 ОП-2 конструктивно доработан с учетом результатов испытаний первого прототипа Ми-38. Запуск серийного производства нового вертолета в Казани запланирован на 2013 г.


12 ноября в Харькове состоялись торжества по случаю 80-й годовщины со дня основания Харьковского университета Воздушных Сил имени Ивана Кожедуба (ХУВС). В них приняли участие знаменитые выпускники этого вуза, в т.ч. командующий Воздушных Сил Украины генерал-лейтенант Сергей Онищенко, летчик-космонавт дважды Герой Советского Союза Алексей Леонов, бывший министр обороны СССР маршал авиации Евгений Шапошников. «Сегодняшний день можно по праву назвать международным праздником. Ведь он соединил почти 125-тысячную армию выпускников нашего вуза. Низко склоняюсь перед памятью трижды Героя Советского Союза Ивана Кожедуба и от имени всего личного состава учебного заведения, которое носит его имя, обещаю дальше преумножать подвиги ХУВС и равняться на его профессиональные подвиги», – отметил, выступая на торжественном митинге, начальник ХУВС генерал-лейтенант Виктор Ткаченко. В ходе митинга состоялось открытие памятника Ивану Кожедубу (на фото).

Свою историю ХУВС ведет от 9-й военной школы летчиков и летчиков-наблюдателей, которая была сформирована 12 ноября 1930 г. в Чугуеве. Нынешний статус университет приобрел в ходе реформирования системы военного образования в Украине. Он стал правопреемником двух военных академий и девяти высших военных училищ, среди которых: Харьковская военно-инженерная радиотехническая академия ПВО им. Л.О. Говорова, Киевские зенитно-ракетное инженерное училище и институт Военно-воздушных сил, Полтавское зенитно-ра- кетное командное училище, Черниговское военное авиационное училище летчиков. Всего за многолетнюю историю учебное заведение подготовило 125000 отечественных офицеров и свыше 1000 военнослужащих из 14 стран мира. Среди выпускников 513 Героев Советского Союза, 27 дважды Героев, а маршал авиации Иван Никитович Кожедуб был удостоен этого звания трижды. Также вуз гордится своими выпускниками Героями Украины: Заслуженным летчиком-испытателем Александром Галуненко и первым космонавтом независимой Украины Леонидом Каденюком.


14 ноября авиакомпания «Международные Авиалинии Украины» (МАУ) завершила 100-е трудоемкое техническое обслуживание (C-check) самолета «Боинг-737». Данное ТО по сложности, технологичности и объемам выполняемых работ является аналогом капитальных ремонтов отечественных воздушных судов. Такие работы МАУ производит на собственной технической базе в киевском аэропорту Борисполь уже 10 лет. Авиакомпания является единственной в Украине, самостоятельно осуществляющей все виды техобслуживания и ремонта воздушных судов. Причем она обслуживает не только собственный парк самолетов, но и оказывает такого рода услуги другим авиакомпаниям, среди которых: Belavia (Беларусь), «АэроСвит» (Украина), «КД Авиа» (Россия), Georgian Airways (Грузия). Как отметил вице-президент МАУ по техническому обслуживанию и инженерному обеспечению Александр Саустенко, за прошедшие годы «мы значительно расширили ремонтную базу в направлении тяжелых видов технического обслуживания и ремонта металлических и композитных конструкций, а также предметов интерьера воздушных судов. Это дало возможность увеличить объемы технического обслуживания и расширить базу наших клиентов. Юбилейное, 100-е ТО на нашей базе – это не только впечатляющая цифра, но и начало нового этапа – в ближайшее время мы начинаем выполнение планового технического обслуживания самолетов нового поколения – «Боинг 737-800».


22 ноября Министерство транспорта и связи Украины распространило информацию, согласно которой за 10 месяцев 2010 г. услугами украинских аэропортов воспользовались 8802800 человек, что на 12,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. За те же сроки объем пассажироперевозок украинских авиакомпаний вырос на 16,4% и составил 5238300 человек, из них 4416000 – на международных линиях.


12 ноября Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий первым из государственных структур заключило твердый контракт на два самолета Ан-148. Контракт подписали начальник авиации МЧС России генерал- лейтенант Р.Ш. Закиров и Президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» А.И. Федоров. Первый самолет должен быть передан заказчику до ноября 2012 г., второй – в конце 2013-го. Обе машины будут поставлены в специальном исполнении на основе платформы Ан-148-100Е. Этот вариант отличает увеличенная до 43 т максимальная взлетная масса и, соответственно, большая дальность полета по сравнению с эксплуатируемыми сейчас Ан-148-100В. Самолеты для МЧС будут выполнены конвертируемыми. Основной вариант – медицинский, с размещением в салоне 6 модулей для перевозки тяжелораненых и мест для сопровождающего медперсонала. Другие три варианта – для пассажирских перевозок. При необходимости транспортировать как можно больше человек салон конфигурируется в монокласс на 75 мест. Если такой потребности нет, то пассажирская кабина разбивается на три отсека: главного пассажира, его заместителей и прочих сопровождающих лиц.


15 ноября был официально передан заказчику и прибыл в Китай тяжелый транспортный вертолет Ми-26ТС, построенный на ОАО «Роствертол», который входит в холдинг «Вертолеты России». Это уже третий Ми-26ТС, поставленный в КНР в рамках контракта, подписанного между «Роствертолом» и китайской компанией Lectern Aviation Supplies Co., Ltd. в марте 2010 г. Новый вертолет планируется направить на дежурство в одну из провинций КНР для тушения лесных пожаров.


22 ноября, по имеющейся в нашей редакции информации, первый самолет Ан-148-100Е, представляющий собой вариант с увеличенной дальностью полета, совершил первый полет. Этот самолет (сер. № 41-01) является и первым Ан-148, построенным авиазаводом в Воронеже на экспорт – для ВВС Мьянмы. Машина выполнена в одноклассной компоновке и предназначена для перевозки 75 пассажиров на дальность 4400 км.



13 ноября в испытательной зоне около испанского г. Севилья совершил прыжок с парашютом из третьего опытного экземпляра ВТС А400М Grizzly исполнительный директор Airbus Том Эндерс (Tom Enders), который в молодости служил десантником в Бундесвере. Вместе с ним прыгнул и директор программы А400М европейского Объединенного агентства военных поставок (OCCAR) Бруно Деланной (Bruno Delannoy). Испытания А400М на десантирование начались 4 ноября. Личное участие руководителей в этих испытаниях должно, очевидно, продемонстрировать успех программы А400М, которая вызывает критику со стороны заказчиков из-за задержек и превышения расчетной стоимости. К общему соглашению о дополнительном финансировании программы и продолжении работ семь стран-участников пришли только 5 ноября.


1 декабря инфракрасная обсерватория SOFIA (Stratospheric Observatory for Infrared Astronomy), размещенная на борту специально доработанного самолета Boeing 747SP, завершила свой первый «боевой» вылет, во время которого ученые провели исследования области активного звездообразования в туманности Ориона. Самолет поднялся со взлетной полосы американской авиабазы в Пальмдейле. (Калифорния) и провел в воздухе около 10 часов.

SOFIA – совместный проект NASA и германского аэрокосмического агентства DLR, начатый в конце 1996 г. Поскольку значительную часть инфракрасного излучения из космоса задерживают нижние слои атмосферы, ученые решили подняться повыше. Для этого они установили 2,5-метровый инфракрасный телескоп на борту самолета, способного подниматься на высоту более 13000 м. «Первый научный полет показал, что обсерватория работает очень хорошо», – сказал руководитель проекта с германской стороны Алоиз Химмес (Alois Himmes).


2 декабря сайт Compulenta.ru, ссылаясь на ряд французских СМИ, сообщил о новом рекорде скорости для электросамолетов – 262 км/ч. Это достижение установлено на электрической версии французского СЛА Cri-Cri («Сверчок»), Два поршневых мотора заменили на четыре электродвигателя суммарной мощностью 22 кВт.Двигателипитаютсяотлитиево-полимерныхаккумуляторных батарей, емкости которых хватает на 30 минут полета. Чтобы компенсировать массу аккумуляторов, в конструкции самолета применили полимерные композиционные материалы. Электрический «Сверчок» создан европейским исследовательским центром EADS Innovation Works. Впервые самолет взлетел в конце августа.


3 декабря на американской авиабазе Ванденберг (Калифорния) совершил успешную посадку первый американский беспилотный космический корабль многоразового использования Boeing Х-37В, известный также как Orbital Test Vehicle (OTV). Этот корабль был запущен ракетой-носителем Atlas 5 с мыса Канаверал (Флорида) 22 апреля и провел в космосе более 220 суток. О целях этой миссии и достигнутых результатах американские военные не сообщают.

Орбитальный самолет Х-37В создан подразделением Phantom Works концерна Boeing и используется секретным подразделением ВВС США – RCO (Rapid Capabilities Office). При полетной массе этого корабля около 5 т масса полезной нагрузки составляет 900 кг. Максимальная продолжительность его космического полета – 270 суток. По мнению ряда экспертов, Х-37В предназначен для использования в разведывательных целях либо как космический перехватчик, способный инспектировать чужие космические объекты и в случае необходимости выводить их из строя. «Этот полет открывает новую эру в космических исследованиях. Запуск второго экземпляра OTVзапланирован на 2011 г., – сказал Пауль Раснок (Paul Rusnock), вице-президент Boeing и директор программы Х-37В. – Объединяя лучшее от самолета и космического корабля, этот беспилотный орбитальный аппарат предоставляет RCO беспрецедентные возможности».



Игорь Михелевич/ Калининград







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх