Вертикаль Поднебесной

Фото А. Хаустова, М. Лысцевой


25 лет назад на месте нынешнего Чжухая в дельте реки Сицзян стоял небольшой рыбацкий поселок и погранично-таможенный пост на рубеже с португальской колонией Макао. Все изменилось с проведением реформ, начатых лидером Китая Дэн Сяопином. Местности предстояло стать ядром одной из первых в КНР специальных экономических зон, в которых зарубежные концессионеры разворачивали выпуск товаров знаменитых мировых брендов с бирками Made in China. Сегодня Чжухай – полуто- рамиллионный город с современными предприятиями, широкими проспектами, небоскребами, парками и прекрасно развитой курортной составляющей, а также современным международным аэропортом, который не уступает киевскому Борисполю.

Изменились и сами китайцы. Умело используя традиционный великоханьский национализм и экономические достижения страны, руководству КНР удалось вызвать у населения патриотический подъем, который особенно возрос после блестяще проведенной Пекинской олимпиады и празднования 60-летия образования КНР в 2009 г. Работать в высокотехнологических отраслях в Китае сегодня очень престижно. Инженеров здесь ценят куда выше, чем юристов и представителей других модных у нас специальностей, а разница в оплате высоко- и низкоквалифицированного труда отличается в 4-5 раз.

Опираясь на достигнутые успехи, руководство страны приняло план, по которому КНР предстоит войти в число не только крупнейших мировых промышленных производителей, но и разработчиков высокотехнологичной продукции. При этом в авиационной сфере Китай намерен постепенно превратиться из покупателя в продавца авиатехники. Для этого уже предприняты эффективные меры, в результате качество и конкурентоспособность изделий авиапрома Поднебесной из года в год растут.

Эти тенденции были со всей очевидностью продемонстрированы на 8-м международном авиационно-космическом салоне Air Show China 2010, который прошел с 16 по 21 ноября в Чжухае. Ставшее уже традиционным мероприятие на сей раз произвело эффект взорвавшейся бомбы – такого количества «премьер» авиапромышленность Китая не устраивала никогда. Впервые были показаны 7 типов самолетов, 3 типа вертолетов и полноразмерный макет пассажирской кабины разрабатываемого магистрального лайнера С919 вместимостью 150-200 пассажиров. Состоялось первое публичное упоминание о разработке китайского широкофюзеляжного пассажирского самолета С929. Кроме того, были представлены БПЛА, различные образцы управляемого и неуправляемого авиационного вооружения, комплексы ПВО и тактические ракеты, а также космическая техника.

В салоне приняло участие около 600 предприятий авиационно-космической отрасли из 35 стран. В экспозиции был представлен 71 летательный аппарат. Выставку посетили 100000 авиационных специалистов и 220000 зрителей. Были подписаны контракты и соглашения о намерениях, касающиеся приобретения 254 самолетов разных типов. Общая сумма сделок превысила 14 млрд. USD, из них 9,3 млрд. пришлось на долю китайских гражданских самолетов (по сотне ARJ21-700 и С919). Следует вспомнить, что два года назад этот показатель на Air Show China составил всего 4 млрд. USD. Все это выводит Air Show China на место крупнейшего в Азии авиасалона, а в перспективе – одного из ведущих в мире. Для сравнения: на прошедшем летом британском авиасалоне Farn- borough 2010 дебютировали всего два самолета и один вертолет, число посетителей составило 120000 специалистов и 260000 зрителей. Конечно, по спектру заказов и стоимости заключенных контрактов (47 млрд. USD) Фарнборо значительно превосходит Чжухай, но тенденция, как говорится, налицо.

Остановимся на наиболее важных моментах салона. Для начала необходимо перечислить те пилотируемые летательные аппараты, которые в Чжухае дебютировали на международных авиашоу:

ARJ21-700 – региональный пассажирский самолет;

НО 300 (Sea Gull 300) – легкий шестиместный самолет-амфибия;

KJ-200 – самолет РЛДН на базе планера транспортного самолета Y-8;

Н-6Н – морской ракетоносец;

J-10S – учебно-боевой вариант истребителя J-10;

L-15LIFT – предсерийный учебно- боевой самолет с форсажными ТРДД АИ-222К-25Ф;

L-7 – самолет первоначального обучения;

АС313 – многоцелевой гражданский средний транспортный вертолет с коммерческой нагрузкой 4 т;

АС311 – многоцелевой легкий шестиместный вертолет, впервые поднявшийся в небо 8 ноября;

WZ-9G – многоцелевой вооруженный вертолет.



На выставке в Чжухае дебютировали вертолеты (сверху вниз): АС 313 и АС 311


Учебно-боевой самолет L-15LIFT, оснащенный запорожскими двигателями АИ-222К-25Ф



Учебно-боевой истребитель J-10S (сверху) и учебно-тренировочный самолет L-7


ГП «Антонов» принимал участие в создании китайского регионального пассажирского самолета ARJ-21-700 (слева), а также представил свой самолет этого же класса Ан-148-100


Главный упор Air Show China 2010 был сделан на новейших продуктах гражданского авиастроения КНР. Например, состоялся первый показ в статике и в воздухе регионального самолета ARJ21-700, имеющего несколько компоновок салона от 75 до 105 кресел. Было заявлено о разработке и продемонстрирована модель нового турбовинтового самолета для региональных линий МА700 на 70 пассажиров, как две капли воды похожего на франко-итальянский ATR72. Состоялась презентация проекта четырехмоторного транспортного и поисково-спасательного самолета-амфибии Dragon 600 на 12 т коммерческой нагрузки, который должен подняться в воздух в 2014 г. Демонстрировался турбовинтовой самолет МА600 на 50 мест, который в мае этого года получил китайский сертификат типа, а в следующем году ожидаются его первые экспортные поставки – две машины заказало правительство Лаоса. Была также представлена авиация общего назначения.

Большое внимание на салоне уделялось проекту С919. Перед открытием выставки интернет-издание Aviation EXplorer высказал предположение, что в его основе лежит российский Ту-204-120Е, один экземпляр которого китайцы приобрели немногим более года назад. Основываясь на увиденном, можно сказать, что С919 хотя внешне и отдаленно похож на Ту-204, но китайцы уже «выросли» из простого копирования. Они вышли на уровень грамотной интеграции в собственном продукте лучших достижений мирового авиастроения. Сегодня С919 представляет «смесь» заимствований от А320, Boeing 737NG и Ту-204, подкрепленную новыми агрегатами как иностранных, так и китайских фирм-поставщиков. Проект предполагает создание конкурентоспособного товара, который будет продаваться не только на местном рынке, но и экспортироваться. Предполагаемый рынок С919 оценивается в 2000 экземпляров. Начальник департамента маркетинга корпорации коммерческих самолетов (СОМАС) Чэнь Цзинь отметил, что в будущем СОМАС, Boeing и Airbus станут тремя столпами гражданского авиационного рынка. Согласно китайскому видению, эти «три кита» сформируют в будущем аббревиатуру «АВС» (Airbus + Boeing+COMAC).

Разработчики С919 заявили о трех «направлениях снижения»: эмиссии, массы и аэродинамического сопротивления. Ставится задача уменьшить выброс вредных веществ на 50%, сократить массу конструкции за счет применения композиционных материалов на 3%, увеличить аэродинамическое качество на 5%. Кроме того, предстоит добиться снижения уровня шума в салоне за счет звукоизоляции нового поколения, уменьшить по сравнению с существующими аналогами прямые операционные расходы на 10%, а затраты топлива на крейсерском режиме – на 15%. Первый полет С919 намечен на 2014 г., сертификация и начало поставок-на 2016 г.

Значительной проблемой для успешного развития программы С919 стало отставание Китая в двигателе- строении. Поэтому решено оснастить лайнер новыми двигателями модели LEAP-X франко-американской компании CFM. Однако мириться с зависимостью от зарубежных фирм китайцы не намерены и уже развернули работы по созданию собственных авиадвигателей коммерческого назначения. Так, компания Commercial Aircraft Corporation of China заявила на салоне, что в 2011 г. планирует

определить график разработки такого двигателя, а в течение двенадцатой пятилетки выпустить его экспериментальный образец. В ходе салона было показано более десятка «бизнес- джетов». Так, в полете демонстрировался А319 компании DeerAir, оснащенный V I Р – салоном и используемый для перевозки высокопоставленных лиц. Как было заявлено в ежедневном выставочном бюллетене Show News, продажи корпоративных самолетов Airbus в Китай в 2010 г. возросли «до более, чем двадцати», из которых шесть уже поставлены и еще два прибудут до конца года.

Впервые собственный прогноз развития рынка гражданских самолетов высказала корпорация СОМАС.




Модели самолетов Dragon 600, С919 и беспилотник WJ-600


Прогноз основан на предположении, что на протяжении следующих двух десятков лет объемы перевозок воздушным транспортом внутри КНР будут расти со среднегодовым темпом 7,7%. В этот период Китаю понадобится более 3750 новых магистральных лайнеров (2950 узкофюзеляжных и 800 широкофюзеляжных), а также 680 реактивных региональных машин вместимостью до 100 мест. Близки к этим оценкам и прогнозы ведущих мировых производителей авиатехники. Так, по расчетам специалистов «Боинга», внутренние перевозки в КНР в период до 2029 г. будут расти со среднегодовым темпом 7,9%, и для их обеспечения предстоит закупить 4330 новых авиалайнеров различных классов.

Естественно, что огромный рынок Китая не может не привлекать зарубежных производителей гражданских самолетов. Так, авиакомпания Air China заявила о приобретении 10 самолетов Airbus АЗЗО и 10 перспективных А350 на сумму 4,49 млрд. USD. Кроме того, лайнеры семейства А320 для потребностей КНР выпускает по лицензии авиазавод в г. Тянцзинь. Элементы оперения для них производит авиазавод в Харбине, где в перспективе намерены освоить и агрегаты А350, причем не только для китайских лайнеров. На салоне демонстрировался сверхбольшой пассажирский самолет А380, что связано как с текущими заказами на эту машину от китайских авиакомпаний (первый из 5 А380 для China Southern Airlines уже находится на окончательной стадии постройки), так и с перспективными контрактами.

Bombardier решает проблему проникновения в Китай своих новых лайнеров CS100 и CS300 путем кооперации с авиапромом КНР. Так, на авиазаводе в Шеньяне уже построен опытный отсек фюзеляжа самолета CS100. Такой подход привел к специфическим последствиям. Пользуясь статусом партнера и недостаточно продуманным со стороны канадцев текстом договора, китайцы командировали на Bombardier большую группу своих специалистов, а впоследствии провели их ротацию. В результате, канадская компания помимо своего желания осуществляет подготовку кадров для КНР и готовит себе же конкурентов.

Стремится развивать сотрудничество с Китаем в авиационной отрасли и Украина. На земле и в воздухе Чжухая демонстрировался региональный пассажирский самолет Ан-148-100, который вызвал интерес со стороны ряда лизинговых компаний страны. На стенде ГП «Антонов» были показаны модели самолетов Ан-74Т-200, Ан-74Т-200МП и Ан-70. Украинская составляющая салона включала также стенды ЗМКБ «Ивченко- Прогресс», ОАО «Мотор Сич», ГП «Вектор» и ГК «Укрспец- экспорт». Наиболее впечатляющих успехов в продаже продукции отечественного авиапрома удалось добиться запорожским моторостроителям. На салоне была достигнута предварительная договоренность с ОАО «Мотор Сич» о поставках в 2011-12 гг. в КНР 60-100 двигателей для УБС L-15. По оценке инвесткомпании Dragon Capital, стоимость этого заказа может составить 60-100 млн. USD.

Во время выставки состоялся ряд встреч руководителей предприятий авиапрома Украины и КНР. Так, Генеральный конструктор ГП «Антонов» Д.С. Кива обсудил с руководством AVIC вопросы продолжающегося сотрудничества по программе создания транспортного самолета V8F600, а с руководством СОМАС – аспекты дальнейшего развития программы лайнера ARJ-21, в которой «Антонов» принимал непосредственное участие. Не осталась без внимания и тема модернизации легендарного Ан-2, который в Китае до сих пор выпускают под обозначением Y-5. Обсуждались возможности замены поршневого двигателя на турбовинтовой, по аналогии с создаваемым ГП «Антонов» самолетом Ан-3-300 (вариант Ан-3 с украинским двигателем МС-14).

Военная составляющая салона оказалась достойной серьезного международного уровня. Безусловно, звездой авиашоу стала пилотажная авиагруппа ВВС НОАК «1 августа» на истребителях J-10 (подробнее об этом самолете см. «АиВ», № 3'2007). Эта машина, находящаяся в размерности МиГ-29, Mirage 2000, F-16, благодаря своей цене может серьезно изменить расклад продаж на мировом рынке.

На земле и в воздухе были продемонстрированы три истребителя FC-1 (подробнее см. «АиВ», № 5'2008) ВВС Пакистана, которые получили уже 20 таких самолетов. Этот относительно дешевый истребитель, оснащенный российским двигателем РД-93, в настоящее время предлагается также ВВС Египта, Бангладеш, Шри Ланки и Нигерии.

Обращает на себя внимание то, что КНР провела самостоятельную модернизацию истребителя J-11 (Су-27). Китайцы запустили в производство уже без российской лицензии самолет J-11 В, который по составу авионики отличается в лучшую сторону от оригинала. По количеству Су-27 и Су-30 (закупленных в РФ и произведенных у себя) Китай уже обошел Россию: примерно 280 машин у НОАК и около 250 в ВВС РФ. При этом производство «пиратского» J-11В только разворачивается. Однако и тут существует серьезная проблема с двигателями, т.к. эти машины оснащаются выпускаемыми в Китае WS-10, которые до сих пор имеют низкий ресурс и невысокую надежность.

КНР продолжает выпуск и поставки на экспорт истребителей семейства J-7 (МиГ-21). Так, на салоне было объявлено, что в апреле Нигерия получила первую партию из 12 F-7NI и трех «спарок» FT-7NI.

В Чжухае на статической стоянке демонстрировались основной тактический ударный самолет Китая JH-7, морской ракетоносец Н-6Н на базе бомбардировщика Н-6 (Ту-16) и устаревший истребитель-перехватчик J-8F. Сообщения об экспортных поставках этих машин отсутствуют. Судя по всему, история J-8 вообще подходит к концу. Хотя разработчик и предлагает глубокую модернизацию самолета путем оснащения его новой РЛС и двигателями, появилась информация, что принято решение о полной замене этих перехватчиков истребителями J-10 и J-11.

Еще одной приоритетной темой салона стала учебно-боевая авиация. В преддверии выставки с 14 по 15 ноября была проведена международная конференция Military Flight Training Conference 2010. На ней подчеркивалось, что ВВС НОАК планируют иметь полную линейку учебных самолетов: поршневой первоначального обучения L-7 (разрабатываемый совместно с РФ на базе Як-152), реактивный К-8 для основного курса летной подготовки и сверхзвуковой многофункциональный L-15 (подробнее см. «АиВ», № 5'2010) для отработки навыков боевого применения, включая воздушный бой на больших углах атаки. Все эти самолеты Китай намерен предлагать и на экспорт.


Тактический ударный самолет JH-7, истребитель-перехватчик J-8F и самолет дальнего радиолокационного обнаружения KJ200




Успешно развивается и программа учебно-тренировочного самолета К-8, который оснащен двигателем АИ-25ТЛК также украинского производства. На салоне самолет демонстрировала пилотажная эскадрилья ВВС Пакистана. В настоящее время К-8 проданы в 12 стран мира. Среди новейших получателей – Венесуэла. Начиная с марта 2010 г., в эту страну поставлено 18 K-8W, а Президент Уго Чавес объявил о желании, как минимум, удвоить число таких самолетов.

В отдельной зоне выставки демонстрировался самолет дальнего радиолокационного обнаружения KJ200, оснащенный неподвижной антенной с фазированной решеткой. Доступ на его борт был закрыт. Известно, что по заказу ВВС Пакистана на базе Y-8 создан экспортный самолет РЛДН ZDK-03, имеющий «классическую» вращающуюся надфюзеляжную антенну. По сообщению журнала Flight International, Пакистан получит первую из четырех таких машин к концу января 2011 г. Остальные должны быть переданы заказчику до конца того же года.

В ходе салона прошло сообщение о первых поставках на экспорт многоцелевых вертолетов WZ-9 (копия французского AS365 Dauphin). КНР и сама закупает за рубежом некоторые образцы винтокрылой техники. Так, во время пресс-конференции для российских журналистов ФГУП «Рособоронэкспорт» признал факт поставки в Китай вертолетов РЛДН типа Ка-31. Ранее такие машины поставлялись только ВМС Индии.

Отдельной темой, требующей специального рассмотрения, является развитие БПЛА. Сегодня перед авиапромышленностью КНР стоит задача достичь уровня лидирующих в этой области разработчиков из США и Израиля. В Чжухае Китай представил более 25 БПЛА самого различного назначения: разведывательных, ударных и мишеней. Как отмечает Wall Street Journal: «…очевидный прогресс в области производства беспилотных летательных аппаратов красноречиво подтверждает амбиции Китая в области модернизации вооруженных сил по мере роста его политического и экономического влияния. Большое количество представленных Китаем на авиасалоне БПЛА наглядно свидетельствует о том, что страна инвестирует значительные средства и уделяет много времени на разработку беспилотных технологий и активно продвигает свою продукцию на международном рынке».

По своему потенциалу больше всего впечатляет реактивный БПЛА WJ-600. Он предназначен для ведения разведки, РЭБ и нанесения ударов по наземным целям, несет две управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» или авиабомбы. На видеопрезентации было показано, как этот беспилотник уничтожает наземную цель, а также наводит противокорабельные ракеты берегового базирования на эскадру противника. Причем в качестве ретранслятора для него выступает дирижабль.

Другой беспилотник AVIC MALE llong внешне является копией американского ударного БПЛА Predator, который сегодня широко применяется в Ираке и Афганистане. Этот аппарат может нести до двух УР с лазерным наведением типа KJ-10. Еще одним достойным внимания аппаратом является БПЛА СН-3, который был представлен на стенде в виде полноразмерного макета. Он оснащен поршневым двигателем, выполнен по аэродинамической схеме «утка» и на двух подкрыльевых пилонах может нести полезную нагрузку массой до 640 кг.

В «космическом» павильоне салона находилось более 240 экспонатов. Среди них можно было увидеть модель уже запущенного в космос китайского аппарата зондирования Луны «Чанъэ-2» и перспективной станции «Тяньгун-1», вывод на орбиту первых модулей которой намечен на 2011 г.

Что можно сказать в заключение? Развитие экономики КНР ведет к последовательному росту благосостояния населения. Вместе с ним растет спрос на авиационные перевозки, а следовательно появляются все новые заказы на авиатехнику, причем все больше местного производства. Таким образом, китайский авиапром может успешно развиваться за счет огромного внутреннего рынка. Пока эксперты США и ЕС пытаются понять, проявляет ли их экономика признаки оживления или грядет новое падение, у Китая иные проблемы – сдерживание темпов роста. В результате серьезных усилий в этом году китайскому руководству удалось снизить увеличение национального ВВП с 11 до 9% для предотвращения кризиса перепроизводства. Западные экономисты в начале этого года часто задавались вопросом – не «перегреется» ли экономика Китая, не лопнет ли этот «пузырь»? Не перегрелась и не лопнула. Вероятно, и далее никакой катастрофы не случится.


Александр Чечин, Николай Околелов/Харьков

Фото предоставили авторы







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх