Воздушные драконы Поднебесной


Часть 4. Боевые действия истребительной авиацйи

Продолжение. Начало в «АиВ», №№ 4-6'2007, 3, 4'2008, 3-5'2009, 4, 5'2010.

После серьезного поражения в бою 29 апреля 1938 г. японцы, по утверждению китайских историков, в течение месяца не осмеливались организовать новый крупный налет. Только 31 мая они опять решили атаковать Ухань. Китайцы заранее получили агентурные данные о предстоящем налете и были готовы к его отражению. Из многочисленных источников следует, что около полудня Ухань попытались атаковать 36 (или 39) истребителей и 18 бомбардировщиков. Им навстречу поднялись 31 истребитель, который пилотировали советские добровольцы, и 18, управляемые китайскими летчиками. Они заняли позиции на высотах 1,5-2,4 км и встретили противника на подходе к городу.

По воспоминаниям участника того боя Н.Г. Козлова, встреча с большой группой А5М произошла в 15-20 км восточнее аэродрома. Японцы пошли в атаку, оставив одно звено на высоте. Повторяя маневры ведущего, Козлов выпустил очередь по круто уходящему вверх японцу, преследуемому К. Опасовым. В завертевшейся «карусели» этот японец оказался прямо в прицеле «чижа» Козлова, но очередь пришлась в уже загоревшийся самолет. Второй японец продолжал атаковать Козлова. В стороне И-16 вели бой на вертикалях. Инициатива постепенно перешла к советским и китайским летчикам. Бой распался на одиночные схватки и постепенно угас. На его исходе Козлов длинной очередью с дальней дистанции «загнал» японца под огонь двух «чижей», и А5М, вяло переваливаясь с крыла на крыло, стал падать.

Советские летчики в своих отчетах не раз отмечали, что японские бомбардировщики держат плотный строй, несмотря на атаки истребителей и пальбу зениток, при этом их стрелки ведут огонь очень организованно. Даже подбитые самолеты не покидают строй и, пылая, продолжают держать свое место до последней возможности. Вот и в этот раз «…китайские истребители зажгли ведущего, но он не вышел из строя – горевший пошел на цель, отбомбился и потом развалился. В группе нарушился строй. Тогда… истребители сбили еще восемь бомбардировщиков…». Согласно документам РГВА, всего в тот раз удалось сбить 13 японских самолетов. И китайцы, и советские добровольцы потеряли по одному самолету, погиб китайский летчик. По тайваньским данным, в бою был сбит И-16 из 21-й ИАЭ (борт. № 2107).

Как пишет в своих мемуарах А.Г. Ры- тов, летчик А.А. Губенко вернулся на поврежденном самолете с погнутым винтом и сообщил, что одного японца он сбил, а другого таранил: «Губенко открыл планшет, развернул карту и указал примерное место падения вражеского самолета… Назавтра поступило подтверждение. Разбитая машина валялась недалеко от озера, указанного Губенко, а труп летчика, выброшенного сильным ударом, нашли поодаль».

Этот таран, в отличие от всех остальных в той войне, получил широкую известность в СССР. А.А. Губенко стал Героем Советского Союза, в отечественной литературе утверждается, что он также был награжден Золотым орденом Китайской республики. Но самое интересное, что в хранящихся в РГВА отчетах и других документах, имеющих «китайское» происхождение, даже упоминания об этом таране пока не удалось обнаружить. Китайские источники хоть и подтверждают факт тарана Губенко, но ни о каком награждении его в Поднебесной не упоминают.

Японцы в свою очередь заявили, что таран совершил старшина третьей статьи Йосими Минами из 12-го флотского авиаполка. Его А5М был поврежден в бою с группой «чижей», и, когда боеприпасы закончились, Й. Минами ударил левой консолью по ближайшему истребителю. Несмотря на то, что примерно треть консоли оказалась отбитой, летчик решил возвращаться на свой аэродром. В конечном итоге он сел на вынужденную на берегу Янцзы и был подобран своим катером. Самолет якобы сгорел.

По японским данным, в том бою участвовали 35 А5М из 12-го и 13-го ИАП, сопровождавших 18 бомбардировщиков G3M2. Плохая видимость в районе цели привела к тому, что летчики 13-го ИАП не обнаружили противника. Их коллеги из 12-го полка вступили в «героический» бой с примерно полусотней истребителей. В схватке был сбит один японский самолет и якобы 18 китайских, в том числе старенький биплан «Белланка 28- 90» без вооружения, по-видимому, разведчик (откуда он там взялся, неясно).

Китайское командование было очень довольно действиями советских летчиков в бою 31 мая, отмечая, что «волонтеры, прибывшие в последнее время, более опытны, более дисциплинированны и дерутся лучше, чем первые партии добровольцев». По мнению китайцев, японские летчики, участвовавшие в налете на Ханькоу 31 мая, дрались очень не умело, по-видимому, не имея еще опыта воздушных боев, и отсюда сделали вывод: «Япония уже потеряла часть лучших летчиков, а оставшихся бережет и не посылает в бой, используя молодых, малоопытных летчиков». Данное предположение оказалось верным. К лету 1938 г. японская авиационная группировка в Китае начала массово пополняться молодежью, прошедшей ускоренный курс подготовки. Например, в Шанхай прибыло около 200 пилотов в возрасте 17-18 лет.


Советским летчикам в Китае неоднократно приходилось отражать налеты японских бомбардировщиков Mitsubishi G3M1


Весной 1938 г. китайская разведка получила сведения о том, что на южном побережье в районе Гуанчжоу японцы готовят крупную десантную операцию. Туда решили направить группу советских добровольцев. Как только они приземлились на местном аэродроме, он подвергся налету авиации противника. Потери оказались небольшими – всего один поврежденный И-16 и несколько пробоин в обшивке крыла И-15бис Н.Г. Козлова. Утром под крылья «чижей» были подвешены 25-кг бомбы, и они под прикрытием «ласточек» отправились бомбить город и порт Аомынь (Макао), где находилась неприятельская авиабаза. Японцы своевременно вывели самолеты из-под удара – аэродром оказался пуст, а зенитки встретили группу ожесточенным огнем. Сбросив на втором заходе все бомбы по стоявшему неподалеку японскому крейсеру («что слону дробина»), летчики без потерь вернулись в Гуанчжоу. Там они дожидались японского десанта неделю, но сведения оказались ложными. Часть группы осталась для усиления местной ПВО, а остальные вернулись в Наньчан. В целом той весной в воздушных боях над Гуанчжоу советские истребители сбили 8 японских самолетов. В июне того же года над северной частью провинции Гуандун – еще 6.

Летом 1938 г. произошла очередная ротация советских добровольцев. При этом командовавшего истребителями П.В. Рычагова сменил П.Ф. Жигарев, в дальнейшем главным советником по авиации стал Г.И. Тхор, затем – П.Н. Ани- симов, его заместителем по истребительной авиации стал С.П. Супрун, по бомбардировочной – В.А. Картаков.

Летом началось новое японское наступление на Ухань. После занятия Аньцина 12 июня японцы перебросили туда недавно созданный 15-й ИАП и продолжили движение вверх по Янцзы в направлении Учана. Несколько неожиданно для японцев активизировалась китайская авиация, совершившая 49 боевых вылетов против японских кораблей на реке и войск на суше.

В основном, советские истребители вели воздушные бои в районе Наньчана. Там находились только две запасные площадки: одна в 50 км и вторая в 85 км. Ими и пользовались истребители. Как отмечали авторы «Боевых действий истребительной авиации», «при налете противника несколькими волнами, с интервалом в 20 минут, работа с одного аэродрома была невозможна. С занятием Цзюцзяна на р. Янцзы сократилось количество постов ВНОС. Первые сведения о готовящемся налете поступали в Наньчан не раньше, чем за 15 минут до налета. Ясно, что за это время вылететь и набрать высоту 6000 м истребители не имели возможности». К тому же, связь между площадками осуществляли по одному телефонному проводу, который часто рвался, и руководить объединенной истребительной группой было затруднительно.

Несмотря на проблемы, советские истребители делали все от них зависевшее для выполнения поставленных задач. В разгар уханьской оборонительной операции не проходило дня без боевых вылетов. В июле почти каждый советский доброволец совершил не менее 20-25 вылетов. Дневной налет достигал 5-7 ч. Нередко они преподавали противнику уроки тактики. Так, в бою 22 июня они воспользовались большой дистанцией (2-3 км) между японскими истребителями и бомбардировщиками, зашли в середину строя и сбили два «бомбера».

После неудачных воздушных боев 29 апреля и 31 мая японское командование очень тщательно готовило новый налет на хорошо охраняемый истребителями аэродром и разработало оригинальную воздушную операцию. В ней решили задействовать 27 бомбардировщиков и 38 истребителей, которые разделили на три группы, атаковавшие с разных направлений (т.н. «звездный налет»). Цели для них в Уханском «трехградье» также выбирали различные, среди них – аэродром Ханькоу, военный завод в Ханьяне, Главный штаб в Учане и т.д.

Операция была проведена 26 июня. Первая группа заходила с северо-востока (девятка G3M в сопровождении 18 А5М), вторая (9 G3M и 15 А5М) – с северо-запада, третья (девятка «бомберов» и пятерка И-96 А5М) – с юго-востока. Китайские посты ВНОС сработали крайне плохо, обнаружив только одну группу, да и то не в полном составе, и сообщили, что в направлении Ханькоу идет всего 18 японских самолетов. Западные источники сообщают, что в тот день 48 G3M и А5М попытались скрытно атаковать Наньчан. Наперехват в 10.30 и 10.35 в воздух двумя звеньями поднялись 6 советских «ласточек». Пока они связывали боем первую волну «бомберов», взлетели еще десять И-16 и восемнадцать И-15 советских добровольцев, а также 5 китайских И-16. В сильный дождь пилот «Кобинка» (вероятно, Губенко) сбил два А5М, обломки которых позднее обнаружили в Янцзычжоу и Цинчжоу. В 12.00 к наньчанскому аэродрому удалось прорваться шести А5М и трем G3M. Они сбросили на два ангара 12 зажигательных бомб. Были легко повреждены три СБ (бортовые №№ В-1506, В-1534 и В-1568) и один «Хок-III» (борт Р-1368). Японская морская авиация потеряла еще три"А5М, а один бомбардировщик ушел, оставляя за собой черный дымный след. Китайские ВВС потеряли по одному И-16 и И-15 (бортовые №N° Р-5379 и Р-3904, соответственно). Летчик А.А. Губенко выбросился с парашютом, а А.Д. Штурмин погиб. Советские источники подтверждают его гибель и говорят, что в том бою добровольцы сбили 7 японских самолетов.

Крупный воздушный бой над Нань- чаном произошел 4 июля. Как указано в «Боевых действиях истребительной авиации», «истребительная группа не успела собраться и набрать боевую высоту и поэтому вынуждена была принять бой разрозненными подразделениями». По воспоминаниям советских ветеранов, во второй половине дня по тревоге почти все взлетали одновременно – и «ласточки», и «чижи», и СБ. В том бою японцы применили довольно странную тактику, пустив вперед бомбардировщики без прикрытия, а истребители компактной группой пришли позднее, атаковав уже выходящие из боя с «бомберами» истребители ВВС Китая. В результате добровольцы потеряли 7 самолетов, еще два И-15бис (летчики А. Губенко и Н. Козлов) были сильно повреждены. С парашютом выпрыгнул Гридин, получил ранение, но смог приземлиться на аэродроме Ровнин, а Е. Владимирову пришлось на поврежденном И-15бис садиться на рисовом поле, где его самолет скапотировал. Погибли ст. л-т К.Т. Опасов, л-ты В.А. Кош- каров, Е.И. Сухоруков и С.А. Хрычиков. Относительно гибели Опасова существуют две версии. По одной, он выпрыгнул с парашютом, но японцы расстреляли его в воздухе. По другой, которую приводит врач М.К. Куриленко, «К. Опасов сбил японский самолет и собирался было приземлиться, но у самой земли вдруг вошел в крутое пике и разбился. Следов огнестрельного ранения на теле летчика не нашли, а покрытие на стабилизаторе и руле высоты оказалось простреленным пулеметной очередью». Были сбиты и три китайских летчика. По советским данным, общий счет боя был ничейным, т.к. удалось уничтожить 10 японских самолетов: 4 бомбардировщика и 6 истребителей.


Бомбардировщик «Валти» V-11-G из состава ВВС Китая, совершивший вынужденную посадку. Предположительно лето 1938 г.


Развивая наступление, противник расширял аэродромную сеть, а число китайских постов ВНОС уменьшалось. При этом сокращалось и время от момента оповещения до появления японских самолетов. Это вынуждало командование китайских ВВС держать истребители в готовности № 1, когда летчики дежурили в кабинах своих машин, что было очень утомительно. По воспоминаниям Н.Г. Козлова, приходилось постоянно сидеть «в самолетах под палящими лучами солнца, прикрывая головы планшетами». 11 июля самолет Н.Г. Козлова в воздухе подожгли, но он благополучно выпрыгнул.

Японская авиация продолжала атаки. Так, 12 июля 68 самолетов совершили налет на Ухань, сбросили более сотни крупнокалиберных бомб, убив и ранив около 700 человек. По утверждению японцев, в течение июля сопротивление китайской авиации стало ослабевать, тем не менее, в воздухе над Наньчаном и Уханем продолжались ожесточенные воздушные схватки.

В целом июльские воздушные бои складывались очень тяжело для добровольцев. В том месяце погибли 11 советских авиаторов – более 10% всех боевых потерь 1937-39 гг. (Для сравнения, за предыдущие полгода в боях и авиакатастрофах погибли 24 советских летчика- истребителя, еще 9 человек получили ранения). В воздушных боях были сбиты 39 истребителей, еще 5 разбиты в происшествиях.

К сожалению, возвращение в СССР из спецкомандировки также не обходилось без потерь. Так, 16 марта 1938 г. в горном ущелье Инпань разбился ТБ-3, пилотируемый Гуо Цзяянем и Чжан Цзюньи, в котором летели 25 советских добровольцев. Сколько там погибло истребителей – неизвестно. 5 августа в районе Урумчи похоронили экипаж и пассажиров (10 человек) потерпевшего катастрофу советского военно-транспортного самолета. В октябре 1938 г. во время эвакуации из Уханя в воздухе по неизвестной причине загорелся С-47. Погибли 22 человека, в том числе 19 возвращавшихся в СССР добровольцев, среди них истребитель Соколов. 1 ноября в окрестностях уездного города Ханьчжун (провинция Шэнь- си) во время перелета из Ланьчжоу в Чунцин при невыясненных обстоятельствах потерпел катастрофу транспортный самолет – погиб 21 советский летчик. Очередная авиакатастрофа произошла 19 декабря в районе Чэнду и унесла жизни 17 авиаторов. Позже в горах разбился еще один С-47. В целом более половины советских летчиков, погибших в Китае, стали жертвами авиакатастроф. Подозревая массовые диверсии, а для этого были все основания, нарком обороны в начале 1939 г. категорически запретил добровольцам пользоваться воздушным транспортом без особого разрешения.

В одном из боев, проходивших над Наньчаном в июле-августе 1938 г., совершил таран советский доброволец Шарай. По воспоминаниям Д.А. Кудымова, он сумел после изнурительных маневров в «карусели» зайти в хвост опытному противнику, но очереди не последовало. Тогда разгоряченный боем летчик вплотную приблизился – «хоть попугать!» и… врезался в противника. За таран его наградили орденом Красного Знамени. Наблюдавший за боем с земли врач С.С. Белолипецкий обрисовал иную картину: «На небольшой высоте шел бой И-16 с И-96 (А5М). После короткой «карусели» японец вдруг круто взмыл вверх, повернул влево и сверху вниз дал пулеметную очередь по своему противнику. «Ласточка» пошла на снижение. Казалось, японец победил. Но вдруг он «провалился», задел по пути «ласточку» и врезался в землю». Легко раненный в ноги Шарай посадил поврежденный самолет.

Не исключено, что противником Шарая был очень известный японский летчик лейтенант-коммодор Морифуми Нанго, погибший 18 июля над Наньчаном. Его гибель вызвала настоящий шок в Стране восходящего солнца. Японцы утверждают, что в тот день шесть А5М из 15-го авиаполка встретились с 11 китайскими «Гладиаторами». Когда возглавлявший группу Нанго добил поврежденный китайский истребитель и разворачивался для поиска нового противника, в него врезался другой горящий китайский самолет. Обе машины рухнули в озеро. Китайцы подробностей этого боя не сообщают.

Английские историки утверждают, что утром 18 июля в районе Наньчана состоялся воздушный бой, в котором с японской стороны участвовали восемь А5М, сопровождавших палубные бомбардировщики, а с китайской – 25 И-15 и И-16. Ударные самолеты смогли проштурмо- вать аэродром, а три экипажа даже сели на летное поле и подожгли обломки разбитых самолетов (по два И-15 и СБ, четыре И-16, по одному Hs.123 и Дугласу 0-2МС). Такое в Китае происходило нередко, поскольку при воздушной тревоге на аэродроме не оставалось ни души. (Иногда японцы садились даже для того, чтобы поднять на мачте свой флаг). В воздушном бою китайцы потеряли одного из своих лучших летчиков Ван Иня из 3-й авиагруппы, был ранен и один советский пилот. У японцев погиб прославленный летчик морской авиации командир 15-го полка Морифуми Нанго, самолет которого таранил над озером Поянху В. Додонов. Через несколько дней японские солдаты извлекли тело знаменитого аса из воды и похоронили с воинскими почестями.

В книге «Иду на таран!» украинские авторы М. Жирохов и А. Котлобовский приводят еще одну версию того боя. По их утверждению, 18 июля 19 палубных бомбардировщиков и штурмовиков в сопровождении шести А5М из 15-го полка, ведомых Морифуми Нанго, атаковали Наньчан. Их встретили китайцы на «Гладиаторах» и «чижах», а также советские летчики из эскадрильи Благовещенского. В ходе боя японский ведущий зашел в хвост И-15бис л-та Валентина Додонова. Об опасности советский летчик узнал, лишь когда в его машину врезался японский истребитель. По всей видимости, японец таранить не собирался. Как оказалось, он страдал близорукостью и скорее всего неверно рассчитал дистанцию. Нанго при столкновении погиб. Додонов спасся с парашютом. М. Жирохов и А. Котлобовский не исключают, что таран мог выполнить и мл. л-т В.Е. Шарай. Завершают они описание этого эпизода компромиссным вариантом: «Вполне могло быть и так: пока Нанго занимался Додоновым, его таранил Шарай…».


Летчики Е. Николаенко, А. Ровнин и С. Супрун занимали во время командировки в Китай различные командные должности. Лейтенант-коммодор Морифуми Нанго (справа), погибший в бою 18 июля 1938 г.


12 августа над Уханем произошел крупный воздушный бой, в котором 40 истребителей м-ра Е.М. Николаенко сражались со 120 японскими самолетами. По советским данным, добровольцы сбили 16 машин противника, потеряв 5 своих. Погибли к-н А.П. Тихонов, ст. л-ты И.Н. Гуров, Х.Х. Чуряков, Н.М. Терехов, а также л-т А.Г. Магляк. Гибель И.Н. Гурова описал в своих воспоминаниях летчик Н.Г. Козлов: «Один самолет И-15бис в беспрерывных петлях одна за другой постепенно снижался. Выход из последней петли совпал с поверхностью земли; удар винтом и шасси о землю, самолет немного прополз на фюзеляже. Когда к самолету подбежали люди, они увидели: в кабине сидит крепко привязанный летчик с поникшей головой, левая рука застыла на секторе управления газом, правая рука сжимает ручку управления рулями, ноги на педалях, в груди шесть пулевых ран».

Попытки использовать истребители для штурмовых действий на поле боя оказались малоудачными. Японцы обычно встречали их на обратном пути, когда группы летели уже без патронов и с малым запасом горючего. Иногда противник атаковал сразу после посадки на аэродроме. Ввиду малочисленности китайской истребительной авиации от штурмовок пришлось отказаться.

К середине августа налеты японской авиации на Ухань настолько участились, что Авиационный комитет решил перебазировать свои основные силы на аэродром г. Хэнъяна (пр. Хунань, на полпути между Ханькоу и Гуанчжоу). Штаб ВВС 2-й армии 26 августа приказал срочно перебросить туда же китайские 7-ю и 8-ю ИАЭ на И-15, а 29 августа передислоцировать в Наньсюн (пр. Гуандун) для защиты от вражеских налетов 32-ю эскадрилью на «Гладиаторах» Мк.1.

С осени советские истребители все активнее стали участвовать в ночных перехватах японских бомбардировщиков. Еще весной Благовещенский организовал первое звено «ночников», а отработку тактики противодействия японцам провели А.З. Душин и А. Шиминас. Они задействовали имевшиеся зенитные прожектора, разбили район боевых действий на зоны с учетом маршрутов полетов бомбардировщиков противника, экипажи которых, как правило, ориентировались по руслу реки Янцзы и озеру Поянху. Впоследствии летчик-испытатель К.Коккинаки вспоминал, что «над Чунцином японские бомбардировщики появлялись, как правило, в лунные ночи, когда хорошо просматривались на земле крупные ориентиры. Летали они строем и, войдя в зону действия наших истребителей, время от времени по команде флагмана всеми самолетами открывали заградительный огонь в направлении наиболее вероятных атак истребителей. Зрелище было эффектное. Словно гигантская огненная метла подметала звездное небо». Осенью в ночных боевых вылетах особенно отличились комэск А.И. Лысункин и его ведомый Е. Орлов, а также молодой китайский летчик Ван. К сожалению, 9 сентября А.И. Лысункин погиб после ночного боя, разбившись при посадке вне аэродрома.

* По китайским данным, японцы только с июля по октябрь 1938 г. потеряли 758 самолетов и 1064 летчика.

Продолжение следует







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх