НА НОВОМ ПОДЪЕМЕ

Моторы Климова: 85 лет в строю

Старейший отечественный центр двигателестроения - Федеральное государственное унитарное предприятие "Завод им.В.Я.Климова" (г. С.-Петербург), образованный в 1914 году под названием "Русский Рено" и поставлявший моторы еще для бомбардировщиков И.И.Сикорского "ИльяМуромец"и летающих лодок Григоровича, сегодня по-прежнему сохраняет лидирующие позиции как в нашей стране, так и за рубежом.

"Климовцы" - создатели широкого ряда газотурбинных двигателей различного профиля, начиная с моторов ВК-105 - самого массового мотора Великой Отечественной войны, двигателей, объединенных маркой ТВ-117, и до двигателей самолетов-истребителей пятого поколения. Сегодня речь пойдет о новых газотурбинных двигателях с маркой ВК.

Современные политические реалии заставляют искать новые формы и структуры, обеспечивающие наиболее эффективную работу российско-украинского авиационно-космического комплекса.

В конце 1999-го на заседании Межгосударственного координационного совета по сотрудничеству в области авиационного двигателестроения России и Украины было одобрено предложение разработчика - «Завод им. Климова» и серийного завода ОАО"Мотор Сич" об образовании в Москве акционерного общества, получившего название "Двигатели " Владимир Климов - Мотор Сич" (сокращенно "ВК-МС").

Основное направление деятельности "ВК-МС"- реализация общих программ по разработке, производству и техническому обслуживанию газотурбинных двигателей семейства ТВЗ-117 для вертолетов и самолетов. Совместное предприятие обеспечивает внебюджетное финансирование разработок новых авиационных проектов, ведет маркетинговые исследования и распространение авиадвигателей "Климова" -"Мотор Сич" на отечественном и зарубежном рынках.

Турбовальный ТВЗ-117, созданный в ОКБ В.Я.Климова и запущенный в серийное производство на Запорожском моторостроительном заводе (ныне "Мотор Сич"), успешно эксплуатируется во всех регионах планеты на самых массовых вертолетах среднего класса Ми-8МТ (Ми-17), Ми-14, Ми-24, Ка-27, Ка-32 и других винтокрылых машинах.

Двигатель отличается хорошей экономичностью, неприхотливостью в эксплуатации и высокой надежностью. Так, а 1990-х годах не было зафиксировано ни одною отказа двигателя этого типа в полете по конструктивной или производственной причине. Общий налет ТВЗ-117 превышает 12 млн. часов.

В 1999-2000 годах на базе сертифицированной модификации ТВЗ-н 117ВМА (сертификаты типа АР МАК, Канады, Китая и Индии) разработаны новые газотурбинные ВК-2500 и ВК-1500, на которые сегодня делается ставка.

ВК-2500 предназначен для установки на модернизированных и новых вертолетах среднего класса фирм "Миля" и "Камова". По сравнению с предшественником, он обладает большей мощностью и имеет ряд преимуществ при эксплуатации в условиях высокогорья и жаркого климата.

Использование новой, более мощной силовой установки позволяет значительно повысить летно-технические характеристики вертолетов: потолок увеличивается на 1000 м, грузоподъемность возрастает, в зависимости от типа вертолета, на 1-2 т, обеспечивается поддержание постоянной мощности двигателя при температурах до +40°С. В конструкции ВК-2500 реализованы мероприятия, которые обеспечили существенное увеличение межремонтного и назначенного ресурсов. Управление двигателем обеспечивается новой цифровой системой автоматического регулирования и контроля БАРК, которая оптимизирует эксплуатационные характеристики силовой установки и вертолета в цепом, расширяет возможность эксплуатации по техническому состоянию.

Счетчик наработки и контроля, позволяет вести объективный контроль фактического времени работы на различных режимах. Эти агрегаты разработаны и изготовляются на новом производстве "Завод им. В.Я.Климова". Новый ВК-2500 полностью взаимозаменяем с ТВЗ-117 всех модификаций на всех типах вертолетов "Ми" и "Ка". Ресурсы нового двигателя увеличены по сравнению с ТВЗ-117 в 1,5-3 раза в зависимости от условий эксплуатации вертолета,

К вертолетам, оснащенным новыми двигателями, уже проявил интерес ряд зарубежных заказчиков. В первую очередь, ВК-2500 нужны странам, эксплуатирующим авиатехнику в высокогорных районах с жарким климатом. После оснащения Ми-17 и Ка-32 двигателями ВК-2500 экспортный потенциал российских вертолетов еще более возрастет.

Активно проходят летные испытания модернизированных вертолетов с ВК-2500. Серийное производство ВК-2500 будет налажено только на "Заводе им. В.Я.Климова и "Мотор Сич". При капитальном ремонте двигателей типа ТВЗ-117 заказчику будет предлагаться переоборудование их в вариант

Другая, не менее важная программа - сертификация и освоение серийного производства турбовапьного ВК-1500 в классе мощности 1500 л.с, предназначенного вместе с сертифицированными винтами АВ-36 и АВ-17для оснащения российских и украинских самолетов местных воздушных линий.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх