РАЗВИТИЕ САМОХОДНЫХ АРТИЛЛЕРИЙСКИХ УСТАНОВОК В ВЕЛИКУЮ ОТЕЧЕСТВЕННУЮ ВОЙНУ И ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

Опыт начавшейся Великой Отечественной войны потребовал увеличения мобильности и защищённости противотанковой и зенитной артиллерии, оснащения войск самоходными артиллерийскими системами поддержки пехоты, а в дальнейшем после перехода Красной Армии в стратегическое наступление потребовались средства для прорыва вражеских укреплений, особенно насыщенных долговременными сооружениями, которых было много на территории Германии.

Проблему оснащения войск самоходными артиллерийскими системами для решения этих задач пришлось решать в самые сжатые сроки, в условиях потери части промышленной базы и загруженности заводов массовым выпуском серийных боевых машин. Пришлось идти на использование только освоенных промышленностью базовых шасси и артсистем. Важное значение имела унификация и максимальная технологичность конструкций, порой даже с ущербом для боевых качеств.

В 1941-1942 годах в КБ Челябинского Кировского завода под руководством Главного конструктора Ж.Я.Котина на базе шасси тяжелого танка KB были созданы опытные самоходные установки КВ-6 (объект 226) и КВ-7 (объект 227), в бронированной рубке которых размещалось 2-3 орудия калибра 45 и 76 мм. Эти установки, обладающие высокой скорострельностью и возможностью ведения залпового огня, предполагалось использовать как машины сопровождения танков. Необходимость создания таких боевых машин была подсказана анализом боевых действий, когда артиллерия на механизированной или конной тяге не поспевала за атакующими танками. Артиллерийскую часть для КВ-6 и КВ-7 разрабатывали в КБ Уралмашзавода под руководством Л.И.Горлицкого и Н.В.Курина (оба прибыли с Кировского завода).

В декабре 1941 года в СКБ-2 ЧКЗ для прорыва укрепленных полос противника, разрушения оборонительных сооружений и уничтожения танков была создана боевая машина КВ-9 – тяжелый танк со 122-мм короткоствольной гаубицей. Хотя машина была рекомендована к принятию на вооружение, она осталась в единственном экземпляре.

В начальный период войны появилось несколько типов, так сказать, "импровизированных" САУ. Некоторые из них, например забронированные и вооружённые 45 мм пушками трактора СТЗ, использовавшиеся при обороне Одессы, или танки Т-26, переоборудованные в САУ в Ленинграде в 1942 году, представляли собой попытку "подручными средствами" решить проблему нехватки боевой техники "на месте". Созданная в КБ артиллерийского завода №92 в г. Горьком самоходная установка ЗиС-ЗО, представлявшая собой мощную 57-мм противотанковую пушку на шасси лёгкого артиллерийского тягача "Комсомолец", несмотря на имеющиеся недостатки. Всё же представляла собой очень нужное фронту боевое средство. Были предприняты и другие попытки создания импровизированных САУ. Так, например, осенью 1941 года на артиллерийском заводе № 8 была создана 85-мм зенитная САУ на базе тягача "Ворошиловец", НАМИ совместно с автозаводом им. Сталина в том же 1941 году построили опытные образцы 57-мм противотанковых колесных САУ ЗИС-41 на базе серийных удлиненных автомобилей ЗИС-42.

Значительно активизировались работы по созданию самоходной артиллерии в 1942 году. По указанным выше причинам их конструкция была жёстко привязана к конкретным типам базовых танков и артсистем. После передачи самоходной артиллерии в состав бронетанковых и механизированных войск и с постановкой для неё основной задачи по сопровождению танков в бою советская самоходная артиллерия и организационно превратилась в подвид танковой техники. Схожие процессы проходили и в германском вермахте, хотя у них нашлись возможности для создания САУ для решения именно "артиллерийских" задач, аналоги которых в РККА практически отсутствовали (зенитные САУ, легкобронированные САУ с орудиями, предназначенными, в основном, для стрельбы с закрытых позиций).

Для огневого прикрытия и сопровождения танков и пехоты на Уральском заводе тяжелого машиностроения (УЗТМ) в инициативном порядке летом 1942 года проектировались 37-мм зенитный артсамоход У-32 и 76-мм САУ У-34 на базе среднего танка Т-34. Работы были прекращены в связи с переходом завода на серийный выпуск средних танков Т-34.

Появление на фронтах Великой Отечественной войны новых немецких танков и САУ с тяжёлым бронированием и мощным вооружением потребовало создания боевых машин, которые могли бы эффективно бороться с танками противника. Основные отечественные танки Т-34 и KB имели лишь 76-мм пушки и были малоэффективны в борьбе с «Тиграми» и "Пантерами". Были начаты работы по усилению вооружения танков, но создать противотанковые САУ можно было в более короткий срок. Они должны были сопровождать танки в бою К работам сразу были подключены СКБ-2 ЧКЗ и КБ Уралмашзавода, руководимые Ж.Я.Котиным и Л.И.Горлицким. 19 октября 1942 года за №2429 вышло Постановление Государственного Комитета обороны (ГКО) о развертывании работ по созданию самоходных установок со 122-мм гаубицей типа М-30, бронированных как массовый средний танк Т-34, для поддержки и сопровождения танков и легкобронированных машин с 76-мм дивизионной пушкой типа ЗИС-З) для непосредственной огневой поддержки пехоты.

По Постановлению ГКО велась разработка нескольких вариантов 122-мм самоходных установок, в частности, КБ Уралмашзавода и КБ завода №592. В КБ Уралмашзавода (в дальнейшем Уральский завод транспортного машиностроения – УЗТМ) под руководством Главного конструктора Л.И.Горлицкого и Н.В.Курина в 1942 году на базе среднего танка Т-34 была создана 122-мм опытная закрытая установка У-35 с гаубицей М-ЗОС, которая после завершения комплекса испытаний пошла в серию под обозначением СУ-122. САУ и гаубицы производились Уралмаш- заводом. Стрельба из САУ по танкам противника велась в основном прямой наводкой, но из-за гаубичной баллистики орудия на небольшие дальности. В декабре 1942 года первая партия из 25 машин была отправлена на Волховский фронт. Всего в 1942-1943 годах было выпущено 638 установок СУ-122.

В дальнейшем на Уралмашзаводе были созданы и серийно производились: 85-мм установка СУ-85 и 100-мм СУ-100. Однако в дальнейшем выявилась возможность установки на танке Т-34 85-мм пушки, и производство 85-мм самоходной установки СУ-85 было прекращено. Продолжавшиеся работы по совершенствованию самоходной артиллерии позволили в 1944 г. принять на вооружение самоходную артиллерийскую установку со 100-мм пушкой СУ-100. Танковые подразделения получили мощное средство огневой поддержки. Установленная на базе танка Т-34 100-мм пушка имела дальность прямого выстрела более 1000 м и бронепробиваемость на этой дистанции бронебойным снарядом до 160 мм. Огневые средства и живую силу противника эта установка могла подавлять на дальностях свыше 10 км. Имея мощные броневую защиту и вооружение, она привлекалась к выполнению задач по уничтожению огневых средств и танков противника как огнем прямой наводкой, так и с закрытых огневых позиций. СУ-85 и 100-мм установки СУ-100 были выпущены в большом количестве и хорошо себя показали в боях. В 1944 году на базе танка Т-34-85 и СУ-100 была создана опытная САУ со 122-мм пушкой Д-25С – СУ-122П. Однако из-за того, что она имела большой вылет ствола и не могла вести огонь с ходу, в серию САУ не пошла.

В 1943-1945 годах конструкторы КБ Уралмаша на базе средних танков Т-34 и Т-44 создали опытные САУ оригинальной конструкции с мощным артиллерийским вооружением. Ими в те же годы были выполнены проекты следующих установок: 122-мм СУ-122М, 122-мм СУ-122-III, 85-мм СУ-85-1, СУ-85-II, 122-мм СУ-122-III, 85-мм СУ-85-IV, 152-мм СУ-Д15, 122-мм СУ-Д25, 110-мм СУ-100-2, 85-мм СУ-85БМ, 100-мм ЭСУ-100, 100-мм СУ-100М1 и СУ-100М2, 122-мм СУ-122-44 и некоторые другие. Большинство из них прошли испытания, но по разным причинам в серию не пошли.

В 1940-1943 годах под руководством Н.А.Астрова были созданы легкие танки Т-40, Т-60, Т-70, Т-80с автомобильными двигателями, ставшие базой для большого количества отечественных серийных и опытных легких САУ. На базе легкого танка Т-60, находившегося в серийном производстве с 1941 года, была создана опытная открытая САУ ОСУ-76 с 76-мм пушкой ЗИС-3, 37-мм зенитная установка СУ-11 и 76-мм легкая САУ с пушкой ЗИС-5.

Пушка ЗИС-3 создана в КБ завода №92 как дивизионная, а затем ее вариант стал основной пушкой для всех серийных легких САУ периода Великой Отечественной войны. Одной из первых была создана 76-мм опытная САУ СУ-12, изготовленная в конце 1942 года на заводе в г. Кирове на базе танка Т-60, которая пошла в серию под обозначением СУ-76 и предназначалась в качестве штурмового самоходного орудия для уничтожения прямой наводкой огневых средств и танков противника. Имея в боекомплекте бронебойный снаряд, установка на расстоянии 500 м пробивала танковую броню толщиной до 70 мм. Образец был принят на вооружение, однако в первых же боях выявилась недостаточная надежность установки. Конструкцию срочно пришлось доработать. В 1943 году после устранения ряда конструктивных недостатков, в серию пошла модернизированная САУ СУ-76М (Главный конструктор М.Н.Щукин), которая широко использовалась в боях Великой Отечественной войны. Установка оказалась пригодной для стрелковых подразделений. Для подразделений же, вооруженных танками с 76-мм пушками, СУ-76М представлялась недостаточно мощной и своими ходовыми качествами не удовлетворяла танковые подразделения

Во второй половине войны на базе легких танков было создано много опытных легких САУ с орудиями калибра от 57 до 85 мм: СУ-15, СУ-16, СУ-57Б, СУ-76Б, СУ-76Д, СУ-74, СУ-85А, СУ-85Б, ГАЗ-75 и др. На базе легких танков создавались опытные легкие зенитные самоходные установки с двумя крупнокалиберными пулеметами: Т-603, Т-90, Т-703 и др. Созданная на базе САУ СУ-76М зенитная САУ ЗСУ-37 с 37-мм пушкой с 1945 года пошла в серийное производство (ей предшествовали опытные САУ СУ-71 и СУ-72).

Острая нехватка самоходных артиллерийских установок в начальный период войны, особенно зенитных, была частично устранена за счет поставок по ленд-лизу союзными государствами. По ленд-лизу в 1941-1942 годах из США для оснащения Красной Армии поступали следующие самоходные артиллерийские установки: 76-мм легкая М-18 "Ведьма", 76-мм средняя М-10 "Вульверин", 37-мм зенитная М15А1.

В результате захвата Красной Армией значительного количества трофейных немецких средних танков T-III и T-IV конструкторскому коллективу завода №592 под руководством Г.И Каштанова была поручена разработка на их базе отечественных САУ с 76-мм танковой пушкой Ф-34 – СУ-76И и со 122-мм гаубицей М-30С – СГ-122. После испытаний этих САУ, они были приняты на вооружение Красной Армии и на заводах началось переоборудование трофейных танков в самоходные установки.

Для увеличения дальности поражения немецких танков «Тигр» до 1000 м и более требовалось создать мощную пушку. Такая работа шла на заводе №9 под руководством Ф.Ф.Петрова, где создавали 122-мм пушку. В качестве шасси было выбрано шасси тяжелого танка КВ. Дальнейшие конструкторские работы, проводимые Г.Н.Москвиным, Г.Н.Рыбиным и К.Н.Ильиным, позволили установить на шасси 152-мм пушку-гаубицу. Новая САУ создавалась на конкурсной основе коллективами Уралмаша и завода №9 с одной стороны (проект предусматривал изменение конструкции орудия) и СКБ-2 ЧКЗ с другой (по проекту удлинялся корпус танка КВ-1), проектами руководили Ф.Ф.Петров и Л.С.Троянов соответственно. По третьему варианту, предложенному Ж.Я.Котиным, который и стал в дальнейшем основным, качающуюся часть орудия размещали в раме и устанавливали в специально спроектированной орудийной рубке. В результате на базе тяжелого танка

KB-1С для подавления дотов, сопровождения пехоты и танков в наступлении в январе 1943 года КБ опытного завода № 100 (создан в 1943 году на базе опытного производства СКБ-2 ЧКЗ) под руководством Л .С.Троянова создает опытную 152-мм самоходную установку KB-14, которая с пушкой-гаубицей МЛ-20С в короткие сроки прошла испытания и была поставлена на серийное производство под обозначением СУ-152 (объект 236). Летом 1943 года машины первой серии приняли участие в боях на Курской дуге. После запуска в серийное производство усовершенствованного тяжелого танка ИС-2 на его базе с конца 1943 года были созданы и запущены в серийное производство более мощные САУ: ИСУ-152 (объект 241) со 152-мм пушкой-гаубицей МЛ-20С и ИСУ-122 (объект 242) со 122-мм пушкой А-19С. В дальнейшем в серию пошла ИСУ-122С (объект 249) с более совершенной 122-мм пушкой Д-25С.

В 1943 году в КБ ГАЗ под руководством В.А.Грачева на базе опытного грузового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-бЗ была создана оригинальная опытная 76-мм колесная самоходная пушка КСП-76 с использованием артиллерийской части дивизионной пушки ЗИС-3.

В 1944 году Уралмашзавод создал опытные оригинальные по конструкции САУ на базе узлов и агрегатов средних танков Т-34 и Т-44 с перекомпоновкой серийной СУ-100: СУ-101 со 100-мм пушкой Д-10С и СУ-102 со 122-мм пушкой Д-25С. Эти установки имели заднее расположение боевого отделения и переднее – двигателя и силовой передачи, что позволяло иметь малый вылет ствола и в отличие от СУ-100 исключить утыкание ствола в землю на сильно пересеченной местности и уменьшить перегрузку передних катков. Из-за выявленных в результате испытаний конструктивных недостатков СУ-101 и СУ-102 в серию не пошли.

В 1944 году на базе полугусеничного автомобиля повышенной проходимости была создана 37-мм зенитная САУ ЗИС-43 и на шасси автомобиля ЗИС-12 была установлена 25-мм спаренная зенитная установка 94КМ, созданная в КБ завода №8. Проведенные испытания, не позволили запустить эти САУ в серию.

В том же году в СКБ-2 опытного завода № 100 на базе ИСУ-152 были созданы опытные САУ с орудиями большой мощности калибров: 122-, 130- и 152-мм (объекты 243, 246, 247, 250 и 251), на них положительный эффект достигался увеличением массо- габаритных характеристик артиллерийских систем, что ухудшало условия работы экипажа машины, а следовательно падала скорострельность. Увеличенный вылет стволов этих САУ снижал маневренность установок при движении по пересеченной местности, в городах и в лесу. В основном по этим причинам установки в серию не пошли.

На базе тяжелого танка ИС-3, самого мощного отечественного танка времен войны, в 1945 году силами опытного завода №100 были созданы опытные 130-мм и 152-мм самоходные установки ИСУ-130 и ИСУ-152 (объект 704) с пушкой-гаубицей МЛ-20СМ.

Окончание Великой Отечественной войны позволило провести анализ применения бронетанковой техники и, в частности, САУ в боевых условиях. Сделанные выводы позволили скорректировать программу развития самоходных артиллерийских установок в послевоенное время.

Предприятия и организации оборонного комплекса продолжали возвращаться домой из эвакуации. С 18 февраля 1946 года в Ленинграде вновь заработало СКБ-2 Л КЗ (главный конструктор Ж.Я.Котин). Ценнейший опыт применения самоходных артиллерийских орудий в больших масштабах был накоплен Советской Армией в Великой Отечественной войне. Это в значительной мере повлияло на стремительное развитие самоходной артиллерии в Советском Союзе и наиболее развитых в промышленном отношении странах.

На основании проводившегося в послевоенные годы изучения и обобщения боевого опыта у нас была произведена классификация самоходных артиллерийских орудий В зависимости от назначения они подразделялись на следующие группы: противотанковые самоходные установки; штурмовые самоходные орудия; самоходные артиллерийские установки сопровождения; зенитные самоходные установки; специальные самоходные установки. К каждой группе предъявлялись свои специфические требования. Противотанковые самоходные установки предназначались для борьбы станками противника и его противотанковыми средствами при сопровождении своих войск. Считалось, что они должны иметь орудия среднего калибра (85-100 мм) с большой начальной скоростью снаряда (1000-1200 м/с), высокой скорострельностью (812 выстр./мин) и дальностью прямого выстрела не менее 1500 м. Кроме того, необходимы были мощное броневое прикрытие, быстроходная и высокоманевренная база. Штурмовые самоходные орудия намечалось использовать для разрушения прямой наводкой прочных долговременных сооружений на переднем крае обороны противника. Калибр орудий – 122-152 мм; броневое прикрытие- сплошное. В качестве базы для подобных орудий рекомендовались шасси тяжелых танков. Самоходные артиллерийские установки сопровождения должны были сопровождать огнем стрелковые и моторизованные части и соединения, выполняя задачи поражения живой силы и огневых средств противника, а также борьбы со средними и легкими танками. Броневое прикрытие на этих установках могло быть более легким и служило для защиты расчетов от осколков и пуль. Зенитные самоходные установки (ЗСУ) конструировались с использованием малокалиберных многоствольных автоматов на высокоманевренном базовом шасси со сплошным бронированием, предохраняющим экипаж от пуль и осколков. Установки служили для прикрытия войск на марше и в ходе наступления. К специальным самоходным установкам относились минометные и реактивные установки, а также полевые ракетные пусковые установки на самоходной базе. Принципы классификации самоходных орудий и предъявляемые к ним требования служили основой при конструировании новых образцов орудий.

В 1947-1950 годах в СКБ-2 Кировского завода были выполнены эскизные проекты новых тяжелых САУ (объекты 261 и 263) на базе танка ИС-7 со 152-мм пушкой М-31 и 130-мм пушкой С-70А соответственно, ведущий конструктор В.С.Старавойтов. По «объекту 263» был выполнен эскизный проект в трех вариантах, построен деревянный макет машины в натуральную величину.

Для координации разработки бронетанковой техники в Советском Союзе Постановлением совета министров СССР от 11 июня 1948 года на базе ленинградского филиала опытного завода №100 (территория ЛK3) был образован ВНИИ-100. В декабре 1950 года институту была выделена площадка в районе поселка Горелово, где организация находится до настоящего времени (ВНИИ Трансмаш).

В 1947 году в КБ завода № 40 (г. Мытищи) под руководством главного конструктора Н.А.Астрова была создана на специальной базе 76-мм авиадесантная самоходная установка АСУ-76. После испытаний машина была принята на вооружение, но в серийное производство не пошла. В 1948-1950 годах в разработке находилась другая авиадесантная САУ с 57-мм пушкой 4-51М – АСУ-57 (объект 572); в 1951 году установка была запущена в серийное производство для оснащения Воздушно-десантных войск. САУ могла десантироваться при помощи планера Як-14 или парашютированием с самолетов военно-транспортной авиации. Параллельно в 1949 году была создана опытная 57-мм легкая САУ К-73 на специальной гусеничной базе, которая уступила на испытаниях АСУ-57. В 1954 году на базе АСУ-57 была создана опытная плавающая самоходная артиллерийская установка АСУ-57П (объект 574). В серию машина не пошла из-за того, что для ВДВ в то время разрабатывались более мощные САУ.

На базе серийного среднего танка Т-54 в КБ омского завода №174 в 1949 году была создана самоходная установка СУ-122 (объект 600) со 122-мм пушкой Д-49 (вариант пушки Д-25С). При массе снаряда 25 кг и начальной скорости 795 м/с орудие имело максимальную дальность стрельбы 13400 м и дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м 980 м. САУ пошла в серийное производство в 1954 году. Для обеспечения противовоздушной обороны войск при их передвижении в 1950 году в НИИ-58 с использованием узлов и агрегатов танка Т-54 была создана зенитная установка ЗСУ-57-2, которая в 1955 году поступила на вооружение и серийно изготавливалась на заводе № 174 для Советской Армии и поставок на экспорт.

С появлением в конце 1940-х годов на вооружении Советской Армии колесных и гусеничных бронетранспортеров БТР-40, БТР-50 и БТР-152 на них стали устанавливать спаренные и счетверенные зенитные установки с крупнокалиберными пулеметами. Эти установки получили обозначение ЗТПУ-2, ЗТПУ-4 и др. Некоторые из них пошли в серийное производство.

В 1949 году КБ УЗТМ была создана 100-мм опытная самоходная установка СУ-1 ООП (объект 105) на специальной базе с пушкой Д-50/Д-50А. В дальнейшем на базе установки были созданы 152-мм самоходная пушка СУ-152П, 152-мм самоходная гаубица СУ-152Г, гусеничные шасси для ЗРК "Круг", опытный бронетранспортер БТР-112, прожекторные установки 117 и др. В 1952 году на Харьковском заводе № 75 была создана 100-мм опытная САУ (объект 416) с пушкой М-63„ размещенной в поворотной башне, установленной в корме машины.

В сентябре 1951 года СКБ-2 ЛK3 получило новое наименование – Особое конструкторское бюро танкостроения (ОКБТ), главным конструктором по прежнему был Ж.Я.Котин. В 1953-1955 годах тяжелые самоходные установки типа ИСУ-152, состоявшие на вооружении Советской Армии, подверглись модернизации и получили обозначение ИСУ-152К. На машине установили новый дизельный двигатель В-54К, ввели командирскую башню, разместили дополнительные внутренние и внешние топливные баки. В конце 1950-х годов был произведен более простой вариант модернизации ИСУ-152, не прошедших доработки по программе ИСУ-152К. На машинах, получивших обозначение ИСУ-152М, установили модернизированные агрегаты танка ИС-2М, зенитный пулемет ДШК, приборы ночного видения.

В 1960-1962 годах на базе самоходной установки ИСУ-122 были созданы бронированные тяжелые тягачи БТТ-1 и БТТ-1Т, приэтом снималось орудие и проводились другие необходимые работы. Шасси САУ ИСУ-152К с 1955 года стало использоваться для размещения самоходных пусковых установок «объект 803» для оперативно-тактических ракет Р-11М (8К11). В дальнейшем для транспортировки и пуска ракет были созданы «объекты 804, 807, 808, 816, 817» и др.

Появление ядерного оружия в Советском Союзе потребовало создание средств его доставки на большую дальность. Создавались специальные бомбардировщики, самолеты фронтовой авиации и управляемые ракеты. Вскоре стало ясно, что можно создать ядерный заряд сравнительно небольшого размеры, для доставки которого можно было бы использовать артиллерийские снаряды большого калибра. По этому в 1954 году на базе узлов и агрегатов танка Т-10 началась разработка самоходных установок для стрельбы тактическими ядерными снарядами. Калибр артсистем в 400-мм был определен размерами ядерного заряда. Совместными усилиями ОКБТ Кировского завода, ЦКБ-34, СКБ ГА, НИИ-58 были созданы САУ: 420-мм самоходный миномет 2Б1 "Ока" (объект 273) и 406-мм нарезная пушка 2АЗ "Конденсатор" (объект 271). Из-за возникающих при стрельбе из этих мощных артсистем больших сил отдачи для 2Б1 и 2АЗ была создана новая восьмикатковая ходовая часть с опускающимся ленивцем и гидроамортизаторами, частично поглощающими энергию отдачи. Моторно-силовая установка для этих орудий была заимствована от тяжелого танка Т-10. В 1957 году обе машины были показаны на военном параде в г. Москва на Красной Площади.

В 1959 году в ОКБТ Кировского завода на базе тяжелого танка Т-10 была создана опытная САУ (объект 268) с пушкой М-64. На ней устанавливалась механизированная система заряжания с цепным транспортером.

С использованием узлов ходовой части плавающего танка ПТ-76 в 1961 году была создана и запущена в серийное производство для Воздушно-десантных войск (ВДВ) 85-мм самоходная артиллерийская установка СУ-85 (объект 573) с пушкой Д-70. Успешно завершились работы по созданию закрытой самоходной артиллерийской установки СУ-85. Конструктивной особенностью этой системы являлось то, что на пушке были применены эжекторный механизм продувания ствола и высокоэффективный (71%) двухкамерный дульный тормоз. Установка могла вести огонь с закрытых позиций и прямой наводкой по бронированным целям.

По Постановлению СМ СССР от 13 апреля 1957 года для ПВО Сухопутных войск создавались в КБ "Уралмаша" 37-мм ЗСУ "Енисей" на базе шасси САУ СУ-100П и в ОКБ-40 23-мм ЗСУ "Шилка" на базе гусеничной машины ГМ-575. По результатам испытаний в 1965 году была принята на вооружение ЗСУ-23-4 "Шилка", ее серийное производство было развернуто на Мытищинском и Ульяновском МЗ. Эта установка более 30 лет находится на вооружении Советской и Российской Армии, неоднократно модернизировалась, применялась в середине 1980-х годов без станции наведения в боях в Афганистане для подавления наземных целей. Последние две модификации ЗСУ-25-4М4 и ЗСУ-23-4М5 появились в конце 1990-х годов. Установка ЭСУ-23-4 различных модификаций широко экспортировалась.

В 1960 году в КБ-14 была создана легкая перевозимая 23-мм спаренная установка ЗУ-23, хорошо себя зарекомендовавшая особенно в ВДВ. Для повышения мобильности использования ЗУ-23 стала устанавливаться сначала в войсках силами личного состава с применением подручных средств, позднее с использованием штатных приспособлений на самоходные колесные и гусеничные шасси: БТР-152В1, МТ-ЛБ, ГАЗ-66, ЗИЛ-131, БТР-Д и др.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх