ПЛЕТЕНЫЙ БОМБАРДИРОВЩИК


Создание бомбардировщика, предназначенного для замены устаревших дневных бомбардировщиков Болтон-Пол (Boul-ton Paul) Оверстренд, было поручено ряду британских авиастроительных фирм в октябре 1932 г. Предусматривалось, что новый самолет должен доставить 680 кг бомб на расстояние 970 км с крейсерской скоростью 200 км/ч. Максимальная скорость - не менее 306 км/ч. Эти достаточно высокие по тем временам летные данные должны были быть достигнуты машиной, сухой вес которой не превышал бы 6000 кг, в соответствии с решениями Женевской конференции по разоружению. Но в связи с провалом переговоров в Женеве в 1934 г. все весовые ограничения были сняты.

Среди многих авиакомпаний задание на разработку бомбардировщика получила компания Виккерс-АрмстронгАвиэйшн. Она имела большой опыт в создании тяжелых самолетов, первым из которых стал знаменитый F.B.24 Вими, принятый на вооружение еще в конце первой мировой войны. Для нового самолета конструкторским коллективом под руководством Рэка Пирсона были выбраны двигатели Goshawk фирмы Роллс-Ройс мощностью 600 л. с. с пароиспарительной системой охлаждения. 29 мая 1933 г. были объявлены победители конкурса на создание бомбардировщика: ими стали фирмы Виккерс и Хэндли Пейдж (Handley Page).

Виккерс предложил двухмоторный среднеплан с убирающимся шасси. Наибольший интерес вызывал фюзеляж, который представлял собой так называемую «геодезическую» конструкцию из металлических труб, соединенных уголками в сложный набор, напоминающий сетку земных координат. Все эти «меридианы и параллели» обтягивались полотном. Разработчиком данной силовой схемы был инженер-прочнист Бэрнс Вэллис, чей опыт базировался на созданных фирмой Виккерс жестких дирижаблях.

Отмена весовых ограничений позволила использовать более тяжелый, но значительно более мощный 915-сильный девятици-линдровый двигатель воздушного охлаждения Пегасус P.E.5S М (Pegasus) фирмы Бристоль. Ко времени первого полета 15 июня 1936 г. взлетный вес нового бомбардировщика вырос до 9500 кг, а с помощью паровой катапульты он мог быть выстрелен в воздух с полетным весом почти в 14 т. Экипаж состоял из четырех человек: пилота, штурмана (он же бомбардир и носовой стрелок), стрелка-радиста и хвостового стрелка. Самолет развил максимальную скорость 402 км/ч на высоте 2400 м, значительно перекрыв требования военных. В том же месяце бомбардировщик был представлен среди новых образцов военной техники на авиашоу в Хендоне, причем обширные площади остекления носовой и кормовой турелей были заклеены плотной бумагой из-за строго секретной «геодезической» конструкции фюзеляжа, которую можно было бы увидеть сквозь плексигласе.

В соответствии с программой перевооружения Королевских ВВС Великобритании требовалось резкое увеличение количества боевых самолетов. Запущенный 15августа 1936 г. в серийное производство новый бомбардировщик фирмы Виккерс за счет легкой, но весьма необычной и исключительно трудоемкой конструкции фюзеляжа, был способен поднимать 2040 кг бомб, более чем втрое превысив требования заказчика. За счет использования под бомбы только фюзеляжного пространства и использования объема крыльев для размещения топливных баков боевой радиус с полной бомбовой нагрузкой составил 1200 км и 2400 км без бомб - в варианте разведчика. Поначалу названный Креси (Grecy) по месту победы английской пехоты над французской рыцарской кавалерией во времена Столетней войны, бомбардировщик был перекрещен в Веллингтон (Wellington) в честь британского военоначальника, разгромившего Наполеона при Ватерлоо.

Вслед за первым контрактом на 180 машин, в 1937 г. последовал второй на 200 бомбардировщиков. Серийные самолеты Веллингтон Мк.1 значительно отличались от прототипа, потерпевшего катастрофу 11 ноября 1936 г. из-за отрыва руля высоты. Было радикально переделано оперение, на 15 см увеличена высота киля, хвостовое колесо сделано убирающимся. Линии фюзеляжа спрямлены, новые турели конструкции фирмы Виккерс установлены в оконечностях бомбардировщика - в носу и в корме с одним пулеметом калибра 7,67 мм. Для защиты верхней полусферы использовали стрелявший через сдвигавшийся назад люк пулемет Виккерс «К» с плечевым упором, которым оперировал стрелок-радист. Для защиты нижней полусферы применили выдвижную установку FN9 фирмы Фразер Нэш с пулеметом винтовочного калибра в фюзеляже, у задней кромки крыла. Установка этой весьма тяжелой и ненадежной турели потребовала увеличения экипажам породила проблемы центровки, поэтому ее устанавливали не всегда. При выпущенной турели максимальная скорость бомбардировщика снижалась на 24 км/ч. Также были несколько переделаны створки основных стоек шасси: большие окна появились по обеим сторонам фюзеляжа. Кабину оборудовали обогревом и противообледенительной системой, что в полтора раза повысило практический потолок бомбардировщика. Первый серийный Веллингтон Мк.1 с двигателями Пегасус X (так стал называться серийный Пегасус P.E.5SM) с трехлопастными винтами изменяемого шага фирмы де Хави-ленд (de Havilland) поднялся в воздух 23 декабря 1937 г.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх