ЛИИ им. М.М. Громова


Николай ВИНОГРАДОВ.

Вопреки общему развалу в авиационой и оборонной промышленности России, Летно-исследовательский институт им. М. М. Громова при минимальной финансовой поддержке ВВС продолжает теоретические и экспериментальные исследования по созданию катапультного кресла с управляемой траекторией. Целью этой работы является повышение эффективности спасения летчиков боевых самолетов в наиболее критических аварийных ситуациях при полетах с большими углами тангажа и крена, включая режимы перевернутого полета (Yc=180°).

Исследования проводятся по трем основным направлениям:. - комплексное решение задачи в результате быстрого приведения вектора тяги порохового ракетного двигателя кресла к земной вертикали и реализации его повышенного импульса оптимально вверх;

- снижение минимальной высоты безопасного катапультирования на режимах полета самолета с большими углами крена, которое осуществляется путем задержки включения штатного порохового двигателя кресла на время, необходимое для поворота кресла и реализации импульса тяги его ускорителя в верхнюю полусферу относительно земной поверхности;

- уменьшение минимальной высоты безопасного катапультирования на режимах полетов летательных аппаратов с большими углами крена путем отключения штатного порохового ракетного двигателя на кресле.

Летные эксперименты, проведенные на макетных креслах, разработанных и изготовленных в ЛИИ на базе серийного кресла типа К-36, подтвердили результаты теоретических исследований. Они показали возможность значительного повышения эффективности спасения летного состава отечественных ВВС в авариях. При имитации налетающей лаборатории АН-12БК режимов перевернутого полета макетное кресло первого типа (КУТ-1) обеспечивало наполнение парашюта спасения манекена на высоте, превышающей высоту полета ЛЛ в момент катапультирования.

Макетное кресло второго типа (КУТ-2) продемонстрировало уменьшение высоты безопасного катапультирования на режимах перевернутого полета в два-три раза по сравнению с серийным креслом типа К-36. Летные исследования показали, что эффективность такой схемы управления траекторией кресла сохраняется до индикаторной скорости полета - 850 км/ч. Отсутствие необходимого финансирования, а также более простое конструктивное исполнение этой схемы управления траекторией полета кресла (она может быть достаточно просто реализована на базе серийного кресла типа К-36) определяет сегодня данное направление исследований как наиболее перспективное.

Представленные фотографии хорошо иллюстрируют процесс катапультирования макетного кресла КУТ-2 при проведении эксперимента на летающей лаборатории МиГ-25РУ (ЛИИ) на индикаторной скорости 850 км/с. Зафиксированы момент отделения макетного кресла от ЛЛ на режиме перевернутого полета и момент включения в работу управляющего порохового двигателя малого импульса, который обеспечивает парирование угла кресла и выведение вектора тяги штатного порохового двигателя в верхнюю полусферу относительно земной поверхности.

Отключение порохового двигателя кресла является менее эффективным средством снижения минимальных высот безопасного катапультирования по сравнению с вышерассмот-ренным. Оно применимо в более ограниченном диапазоне режимов полета летательного аппарата с большими углами крена. Однако этот способ наиболее прост в реализации на современных ЛА и поэтому представляет определенный практический интерес для дальнейших исследований и отработки.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх