Начиная с 1944 г. к нам стали пос...


«Спитфайр» HF-IX


Начиная с 1944 г. к нам стали поступать истребители «Спитфайр» LF-IX, а с весны 1945 г. - «Спитфайр» (LF)F-IX и HF-IX. Кроме того, в эксплуатации уже находилось 10 разведчиков «Спитфайр» PR-IV. Интересно, что самое большое количество «огневержцев» (свыше шестидесяти процентов) приходилось на авиацию ПВО.

«Спитфайр» HF-IX стал последней модификацией истребителя, поступившей из Великобритании в рамках военной помощи союзников.

Появилась «девятка» в результате замены двигателя «Мерлин» 45 на «Спитфайре» V на более мощный «Мерлин» 61. Одновременно был установлен водорадиатор и четырехло-пастной винт. Впоследствии на эти самолеты устанавливали мотор «Мерлин» 63 («Мерлин» 66 на модификацию LF-IX), а также уменьшили размах крыльев, отказавшись от эллиптических законцовок.

Конструкция истребителя, в отличие от советских машин, была цельнометаллической. Однолонжеронное крыло с работающей обшивкой состояло из центроплана и двух консолей. На крыло навешивались элероны типа «Фрайз» и посадочные щитки Шренка. Фюзеляж представлял собой полумонокок с работающей обшивкой. Свободно несущее оперение было набрано из симметричных профилей. Киль выполнен заодно с фюзеляжем. Управление самолетом тросовое, щитками, пневматическое. Хвостовое колесо свобод-ноориентирующееся, неубирающееся.

По сравнению с машиной (L F) F-IX на модификации HF-IX вернулись к эллиптическому крылу, в результате чего его площадь и размах возросли с 21,32 до 22,48 м2 и с 9,91 до 11,224 м соответственно. Вместо двигателя «Мерлин»66 был установлен более высотный мотор «тип 70» с двухскоростным и двухступенчатым нагнетателем. На взлете этот двигатель развивал мощность 1240 л. с, на боевом режиме при высотности 3350 метров - 1700 л. с, на второй границе высотности - 1475 л. с.

Вооружение истребителя состояло из двух крыльевых пушек «Испано» Мк-М калибра 20 мм с общим боезапасом 280 патронов, двух крыльевых пулеметов «Браунинг» М-2 калибра 12,7 мм с общим боезапасом 500 патронов, а также коллиматорного прицела G-M-2. Стрельбу можно было вести как раздельно из пушек и пулеметов, так и одновременно из всех четырех стволов. Характерно, что на всех «Спитфайрах» вооружение размещалось только в крыльях. Такая установка, пристреленная в тире в одну точку, приводила к значительному рассеиванию снарядов и пуль при стрельбе на дальностях, отличных от расчетных.

В состав бортового оборудования входила радиостанция РАФ-КВ-3 с кварцевой стабилизацией частоты, которая обеспечивала уверенную двухстороннюю связь на расстоянии до 70 километров с высоты 1000 метров. Кислородное оборудование, при условии оснащения самолета нашими отечественными кислородными приборами, позволяло выполнять полеты на высотах до 12500 метров.

Ведущими испытателями этого самолета в ГК НИИ ВВС были инженер В. В. Мельников и летчик-испытатель В. И. Хомяков. Кроме них.машину облетали П. М. Стефановский, А. Г. Кочетков, А. Г. Прошаков, В. Е. Голофас-тов, А. Г. Кубышкин и В. Г. Масич.

В отчетах летчиков отмечалось, что «…обзор (из кабины - авт.) передней полусферы хороший в полете и удовлетворительный на рулежке. Обзор задней полусферы неудовлетворительный.

На разбеге самолет устойчив, тенденций к разворотам нет. Техника взлета простая.

Несмотря на более заднюю центровку по сравнению с самолетом «Спитфайр» (LF) F-IX, продольная устойчивость с брошенной ручкой практически не улучшилась и осталась близкой к нейтральной. Самолет по технике пилотирования является доступным для летчика средней и ниже средней квалификации.

Самолет имеет хорошую горизонтальную маневренность. На вираже устойчив. Время выполнения виража на высоте 1000 метров - 20 секунд, а на высоте 5000 метров - 23 секунды. За время выполнения боевого разворота на высоте 1000 м самолет набирает 760-800 метров.

Управляемость на больших углах атаки хорошая. Посадка проста. На пробеге необходимо пользоваться тормозами осторожно, так как противокапотаж-ный угол самолета мал.

При одновременной стрельбе из всех огневых точек самолет вздрагивает, но наводка на цель не сбивается. Удобство ведения прицельной стрельбы обеспечивается хорошим качеством бронестекла, плексигласа фонаря отражательного стекла прицела.

Значительно облегчает пилотирование самолета автоматизация управления винто-моторной группой».

В заключительном акте по результатам государственных испытаний истребителя «Спитфайр» НГ-IX в ГК НИИ ВВС говорилось следующее:

«1. Самолет «Спитфайр» HF-IX с мотором «Мерлин» 70 по максимальным горизонтальным скоростям на малых и средних высотах значительно уступает отечественным серийным истребителям и имеет преимущество перед последними на больших высотах - свыше 7000-8000 метров. По скороподъемности и горизонтальной маневренности самолет находится на уровне лучших современных отечественных и иностранных истребителей, проходящих испытания в ГК НИИ ВВС, а по потолку имеет преимущество перед последними.

2. Самолет «Спитфайр» HF-IX может быть наиболее эффективно использован в качестве высотного истребителя-перехватчика в зонах ПВО и в качестве учебно-тренировочного высотного истребителя».

В Советском Союзе в 1946 г. самолетами «Спитфайр» модификаций VB и IX было вооружено 22 полка ВВС. В связи с начавшимся переходом авиации на отечественные самолеты, в следующем году планировалось оставить лишь 8 полков, эксплуатирующих эти самолеты. В 1948 г. все они должны были быть заменены на Як-9 и Ла-7.









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх