«КРЕЙСЕР», СТАВШИЙ БОМБАРДИРОВЩИКОМ


Сергей КОЛОВ


13 мая 1940 г., то есть на четвертый день наступления войск вермахта на Западе, в ВВС Голландии оставался всего один боеспособный бомбардировщик - Фоккер TV (V - римская цифра «пять»). Чтобы хоть немного задержать танковые колонны гитлеровцев, направлявшихся к Роттердаму, необходимо было разрушить два моста между Бредой и Дордрехтом. Именно эту задачу и поручили выполнить экипажу последнего двухмоторного «фоккера». Ранним утром 13 мая лейтенант Свагерман оторвал свой бомбардировщик с двумя бомбами по 300 кг от взлетной полосы аэродрома Шипхол. Сопровождали самолет два двухмоторных двухба-лочных истребителя Фоккер G-1, чтобы хоть как-то защитить бомбардировщик в случае встречи с «мессершмиттами». Поначалу голландцам везло, и тройка самолетов с оранжевыми треугольниками на крыльях добрались до цели, не встретив на пути истребителей Люфтваффе. Однако из двух сброшенных бомб одна упала мимо моста, а другая просто не взорвалась. На обратном пути голландцы были атакованы девяткой Bf 109, и вслед за одним из Фоккеров G 1 бомбардировщик TV рухнул на землю, разбившись вместе с экипажем. Так трагически закончился последний боевой вылет Фоккера TV, основного бомбардировщика немногочисленных голландских ВВС.

Поначалу самолет задумывался вовсе не как бомбардировщик, а как «воздушный крейсер» (по-голландски «jucht kruises»). В первой половине 30-х годов была модной концепция многоместного тяжелого истребителя, способного продолжительное время барражировать в воздухе и перехватывать бомбардировщики противника. «Воздушный крейсер» и сам мог привлекаться к бомбардировкам, но лишь при необходимости. Первые проработки такого самолета начались на голландской фирме «Фоккер» в 1933 г. под руководством главного конструктора Хентсена, которого в марте 1934 г. заменил Шацки.

Значительную роль в ускорении работ по «воздушному крейсеру» сыграл доклад командира воздушной дивизии полковника Беста министру обороны Голландии. Доклад был представлен весной 1935 г. через несколько недель после первого вылета истребителя Фоккер D XXI. В нем указывалось, что новый истребитель не может по своим характеристикам и вооружению эффективно бороться с бомбардировщиками и предлагалось срочно финансировать выпуск достаточного количества «воздушных крейсеров».

К декабрю 1935 г. конструкторы «Фоккера» разработали два варианта самолета, получивших обозначение TV и TVA. Это были двухмоторные монопланы со среднерасположен-ным крылом, различавшиеся размерами. TVA имел большую длину и размах крыла. Для борьбы с самолетами противника обе машины должны были получить в носовой части подвижную пушку калибра 20 мм. Такая же пушка планировалась для установки в задней огневой точке за крылом, а снизу самолеты защищались пулеметом калибра 7,9 мм. TVA мог брать в бомболюк шесть 300-кг бомб, а бомбовая нагрузка TV составляла 1000 кг. В мае 1936 г. из двух проектов выбрали TV, оставив тот же размах 21 метр, но немного уменьшив длину фюзеляжа. Окончательный вариант самолета утвердили осенью, и 7 декабря 1936 г. министр обороны подписал контракт с фирмой на поставку шестнадцати «воздушных крейсеров» TV.

К сборке первой машины приступили в феврале 1937 г. на заводе в Амстердаме. В конце 30-х годов уже строились цельнометаллические самолеты, но TV имел устаревшую смешанную конструкцию. Фюзеляж состоял из трех технологически разъемных частей. Носовая часть вместе с кабиной выполнялась цельнометаллической с дюралевым шпангоутами, стрингерами и обшивкой. Центральная часть имела деревянные шпангоуты с фанерной обшивкой. Хвостовая часть состояла из ферменного каркаса хромо-молибденовых труб, обшитого полотном. Крыло с профилем NACA 23017 в корневых отсеках и NACA 23009 в концевых, было полностью деревянным. К двум коробчатым деревянным лонжеронам крепились фанерные нервюры, и вся конструкция обшивалась фанерой. Элероны и рулевые поверхности двухкилевого хвостового оперения имели трубчатый каркас, покрытый полотном. В корневой части крыла располагались закрылки. Два девятицилиндровых двигателя воздушного охлаждения Бристоль Пегас XXVI взлетной мощностью по 830 л.с. вращали трехлопастные винты постоянного шага Гамильтон Стандарт. Бензин размещался в двух крыльевых баках по 750 литров. Основные стойки шасси гидроцилиндрами убирались в мотогондолы, а хвостовое колесо было неубираемым. Экипаж - 5 человек. В застекленном носу находился штурман-бомбардир, управляющий передней подвижной пушкой «Solothurn» калибра 20 мм. Сразу за летчиком сидел стрелок. Его пулемет «Браунинг» калибра 7,9 мм был утоплен в фюзеляж и закрыт люком. При необходимости люк отодвигался назад, а спереди откидывался козырек с остеклением, защищающий стрелка от набегающего потока. В середине фюзеляжа было рабочее место радиста, который мог вести огонь из двух пулеметов «Браунинг». Один из них направлялся вниз, а другой можно было переставлять с одного борта на другой. Еще один стрелок лежал в застекленном конусе в хвосте самолета, обороняя заднюю полусферу из четвертого пулемета. Одну тонну бомб можно было подвесить в бомболюке, створки которого открывались гидравликой.


Первый Фоккер TV на летных испытаниях

Первый Фоккер TV на испытаниях (Шипхол, сентябрь 1937 г.)


16 октября 1937 г. летчик-испытатель фирмы Эмиль Мей-неке поднял в воздух первый Фоккер TV с аэродрома Шипхол. Никаких неожиданностей при испытаниях не обнаружили, самолет оказался простым в управлении, и в феврале 1938 г. TV продемонстрировали командованию ВВС. Данные самолета оказались даже немного выше запланированных, хотя к концу 30-х годов были уже недостаточными.

К первому «фоккеру» добавились в течение 1938 г. следующие десять серийных машин, и все они поступили на вооружение голландских ВВС. В 1939 г. собрали последние пять из заказанных машин. При эксплуатации самолета столкнулись с рядом технических проблем. Оказалось, что двигатели «Пегас» расходуют слишком много масла, из-за чего пришлось увеличить объем маслобака. Много нареканий вызывали ненадежные пропеллеры. К тому же постепенно происходила и переоценка концепции «воздушного крейсера». Опыт боев в Испании и Китае доказывал, что для борьбы с бомбардировщиками лучше подходят более легкие скоростные одноместные истребители. Поэтому Фоккер TV рассматривался теперь только как бомбардировщик. Но ввиду невысоких летных данных и проблем с эксплуатацией, руководство голландских ВВС планировало заменить свои шестнадцать TV на 24 более современных Дорнье Do 215, однако к началу второй мировой войны сделать этого не успели.

К 10 мая 1940 г., когда немецкие войска перешли границу Голландции, на аэродроме Шипхол находилось девять бое-готовых TV. В ангарах на аэродроме имелось еще четыре бомбардировщика, но один стоял без двигателей, на двух было снято вооружение, а четвертый был почти весь разобран на запчасти. Еще две машины находилось в помещениях фирмы, где проходили ремонт после повреждений при грубых посадках. А последний из 16 Фоккеров TV был в это время в летной школе на острове Тексель (впоследствии этот самолет подожгли на стоянке немецкие Bf 110, и он не успел совершить ни одного боевого вылета).

Утром 10 мая экипажи «фоккеров» в Шипхоле получили задачу срочно начать взлет и атаковать вторгшиеся немецкие войска. Самолеты уже начали выруливать, когда над аэродромом появилась пара Не 111, сбросившая бомбы на ангары. Один TV получил повреждения и не смог взлететь, но остальные восемь бомбардировщиков поднялись в воздух и сразу вступили в бой с Не 111, к которым присоединились и другие самолеты Люфтваффе. Несмотря на количественный перевес гитлеровцев в воздухе, двум Фоккерам TV удалось сбить по одному немецкому бомбардировщику, а сами голландцы потерь не имели, так что по иронии судьбы свой первый воздушный бой «фоккеры» приняли именно как «воздушные крейсеры», хотя уже считались чистыми бомбардировщиками.

В Шипхол вернулся только один TV, а остальные самолеты экипажи увели на другие базы, опасаясь повторной бомбардировки. Один «фоккер» приземлился на аэродроме Берген, а другой на морской базе Де Кой, получив при посадке серьезные повреждения. Третий TV сел на полосу в Флис-сингене, где экипаж узнал, что их родная база в Шипхоле цела. Быстро дозаправившись, самолет взял курс обратно. Однако в полете «фоккер» был по ошибке сбит своими же зенитчиками. Летчик сумел посадить подбитый самолет, но на следующий день его добили немецкие бомбардировщики. Оставшаяся четверка TV совершила посадку в Руйген-хоеке, причем у одного самолета обнаружились неполадки в двигателе, и он не участвовал в дальнейших вылетах. Таким образом, из девяти боеготовых Фоккеров TV, имевшихся к началу военных действий в Шипхоле, осталось только пять. А ведь прошло всего лишь несколько часов после начала войны.

События 10 мая продолжали стремительно развиваться, и Генеральный штаб голландской армии потребовал все имеющиеся бомбардировщики направить к стадиону Окен-бург около Гааги, где скопилось большое количество Ju 52, высаживавших десант. Первым появился над стадионом «фоккер», взлетевший с аэродрома Шипхол. Экипаж лейтенанта Свагермана спокойно зашел на цель и сбросил две 100-кг и четыре 50-кг бомбы, которые легли очень удачно. Несколько «юнкерсов» тут же запылали. Однако на обратном пути одинокий TV перехватили «мессершмитты», и голландский бомбардировщик упал в море. Хотя экипаж и выбрался из тонущей машины, до берега смог доплыть лишь один пилот…


TV (сентябрь 1935 г.). Второй экземпляр TV (бортовой номер 851), 1938 г.

Через полчаса над Окенбургом в тесном строю показалась тройка TV, взлетевшая в Руйгенхоеке. Сбросив свой смертоносный груз с высоты 2000 метров, самолеты тут же ушли в направлении моря, оставив на земле охваченные огнем остальные Ju 52. Три «фоккера» благополучно достигли Шипхола, откуда, дозаправившись и взяв новый груз бомб, направились к аэродрому Ваалхавенн под Роттердамом, где также приземлились немецкие десантники. К бомбардировщикам присоединился эскорт из семи Фоккеров D XXI. Однако, над целью голландцев уже поджидали «мессер-шмитты», и из трех бомбардировщиков обратно вернулся только один. Так что к концу столь насыщенного событиями первого дня боевых действий в ВВС Голландии остались только два боеготовых Фоккера TV. Один уцелел после налета на Окенбург, а второй оставался в Бергене.

Серийный Фоккер TV

Третий экземпляр TV (бортовой номер 852), 1938 г.

На следующий день, 11 мая, чтобы хоть как-то приостановить наступавшие немецкие части, необходимо было разрушить мост через реку Маас. Подвесив в бомболюки по восемь 50-кг бомб, последняя пара TV в сопровождении трех D XXI поднялась в воздух. Пройдя на высоте 1000 метров его в полете. Недалеко от Амстердама их настигли «мессер-шмитты». Не принимая боя, голландцы ушли в облака и на бреющем полете вернулись домой. Как уже говорилось, на следующий день последнему Фоккеру TV уже не повезло, и он погиб вместе с экипажем.

Военные действия в Голландии закончились 14 мая, и к тому времени ВВС страны были почти полностью уничтожены, Сказалось неравенство сил и превосходство самолетов Люфтваффе по всем параметрам. Но все равно нельзя не восторгаться героизмом голландских летчиков, сражавшихся буквально до последнего самолета. Символом этой героической борьбы по праву можно считать вместе с другими голландскими самолетами и двухмоторный бомбардировщик Фоккер TV.

«фоккеры» сбросили бомбы с горизонтального полета, но неудачно. Дозаправившись и довооружившись в Шипхоле, самолеты снова появились над целью. Теперь штурманы одновременно нажали кнопки бомбосбрасывателей с пикирования, но мост опять уцелел. Возвращаясь за новой процией бомб, «фоккеры» были атакованы двенадцатью Bf 110. Потери оказались «один к одному». Второй Фоккер TV чудом спасся, скрывшись в облаках, и вернулся в Шипхол. 12 мая уцелевший и единственный боеготовый TV вылетел для атаки немецких колонн в провинции Фрисландия. Истребителей уже не хватало, и лишь один D XXI сопровождал









 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх