Основной боевой танк Т-54



Танк Т-54 был разработан в конце 1940-х годов. Возможно, это самый массовый из всех советских танков послевоенного времени. Машины поставлялись во многие государства мира, на Ближнем Востоке их использовали арабские страны в войне против Израиля.

Прототип танка Т-54 был разработан в 1946 году, а серийное производство началось спустя несколько лет. Т-54 и созданные на его базе Т-55 выпускались большими партиями и стали самыми массовыми танками советского производства послевоенного периода. Выпуск продолжался до 1980 -1981 годов, всего было построено более 50 000 таких машин, немало танков было поставлено на экспорт. Кроме СССР, танки Т-54/55 производились по лицензии в Чехословакии и Польше. В Китае был организован выпуск танков «тип 59» - почти точной копии Т-55.

Корпус Т-54 был разделен на три отделения - механика- водителя, боевое и моторнотрансмиссионное. Механик- водитель размещался в передней части корпуса слева, он же вел стрельбу из 7,62-мм курсового пулемета, установленного справа (кнопка спуска была установлена на правом рычаге управления). В башне находились места трех членов экипажа - командира и наводчика слева от казенной части пушки, заряжающего справа от нее. Башня была литой, однако ее верхняя часть с люками - сварной. Слабым местом конструкции Т-54 являлись двигатель и трансмиссия, которые нередко выходили из строя.


Вооружение

Основное вооружение включало 100-мм нарезную пушку Д-10 с боекомплектом 34 снаряда различных типов. Подготовленный экипаж мог вести прицельный огонь с темпом четыре выстрела в минуту. Вскоре после принятия Т-54 на вооружение был разработан кумулятивный противотанковый снаряд к пушке Д-10, который был способен пробить броню толщиной 200 мм на дальности 1000 м. По вертикали отрицательный угол наведения орудия составлял всего -5°- и танк не мог вести огонь с возвышенности по расположенным ниже целям. В состав дополнительного вооружения вошли спаренный и курсовой 7,62-мм пулеметы, а также установленный сверху башни у люка заряжающего зенитный пулемет ДШКМ калибра 12,7 мм.

Танки были оборудованы системой дымопуска (в отработанные газы впрыскивалось дизельное топливо, и из выпускного патрубка с левого борта вырывалось густое облако серо-белого дыма). В модификации Т-54А пушка была стабилизирована по вертикали, модель Т-54Б имела орудие, стабилизированное в двух плоскостях, а также ИК-приборы. Т-54В не имел зенитного пулемета, однако впоследствии их вновь стали устанавливать. На базе Т-54 были созданы многочисленные модели специальной техники, в частности огнеметный танк, БРЭМ (свои варианты выпускали в СССР, Польше и Чехословакии), танковые мостоукладчики (выпускались в различных модификациях в СССР, Чехословакии и ГДР), инженерные танки с бульдозерными ножами, отвалами и кранами, машины разграждения с различными минными тралами и удлиненными зарядами. Впоследствии танки неоднократно модернизировались, на них были установлены системы управления огнем и лазерные дальномеры. Танки Т-54 принимали активное участие в боевых действиях на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Анголе и на Дальнем Востоке. В единоборстве с западными аналогами - английскими танками «Центурион» и американскими М48 - Т-54 оказались уязвимыми, что особенно ярко проявилось в войнах Египта и Сирии против Израиля.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх