Отечественные ПТРК

Р . Ангельский


Начало см. «ТиВ» N№ 9, 10/2000


«ШТУРМ»

Доброе слово «семья» на протяжении многих веков именовало одну из важнейших ценностей человеческой жизни. Тем не менее, и у него появился негативный смысл: на прогнившем Западе так стала называться первичная ячейка преступного сообщества. Да и в советском обществе понятие «семейственность» попахивало если не криминалом, то чем-то явно несовместимым с моральным кодексом строителя коммунизма.

Так и понятие «семейство» применительно к образцам вооружения и военной техники не всегда несет в себе однозначно положительный смысл. Унификация по системам и агрегатам и даже просто по принципиальным техническим решениям позволяет сократить сроки и стоимость разработки нового образца, упростить производство и эксплуатацию, но зачастую препятствует достижению наивысших показателей технического уровня.

В начале семидесятых годов на вооружение было принята разработанная тульским Конструкторским бюро приборостроения (КБП, незадолго до того КБ-14) система управляемого противотанкового вооружения, включающая переносимый комплекс «Фагот» и самоходный «Конкурс». По диапазону дальностей новые комплексы вполне могли заменить не только переносимый и самоходный варианты противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) «Малютка», но и более солидный самоходный ПТРК «Фаланга». Тем не менее, на смену последнему значительно позднее пришел другой ПТРК «Штурм», разработка которого в коломенском Конструкторском бюро машиностроения (КБМ, ранее СКБ) коллективом конструкторов во главе с С. П. Непобедимым началась практически одновременно с началом работ по комплексу «Конкурс».

Как известно, сжатые сроки создания «Конкурса», высокая технологическая, эксплуатационная и боевая унификация комплексов «Фагот» и «Конкурс» была достигнута за счет отказа от реализации требовавшейся от ракеты сверхзвуковой скорости полета. В середине шестидесятых годов это требование выдвигалось и натовскими генералами. Оно, в частности, осталось в названии широко известного комплекса «ХОТ» – Haut supersonique a guidage Optique et a Tubes (сверхзвуковая, управление оптическое, выстреливается из трубы).

Требование по обеспечению сверхзвуковой скорости для ПТУР большой дальности было обосновано тактическими соображениями. Продолжительность полета дозвуковой ПТУР на дальность 5 км составляла примерно полминуты. За это время при своевременном обнаружении пуска ракеты танкисты противника могли прикрыться дымовой завесой либо, обстреляв позицию ПТРК, физически или морально вывести из строя операторов, благо скорость артиллерийского снаряда многократно превышала соответствующий показатель противотанковой ракеты. При благоприятном стечении обстоятельств танк мог укрыться в складках местности или за какими-нибудь постройками.

Сложнейшая задача создания скоростной противотанковой ракеты была успешно решена специалистами КБМ. Время полета «Штурма» на максимальную дальность составило 14,5 с, на дальность 4000 м – 10,7 с, – вдвое быстрее, чем у ракет комплекса «Конкурс».

Однако за достижение максимальной скорости 560 м/с пришлось заплатить двукратным увеличением массы ракеты по сравнению с ПТУР «Конкурс». Транспортно-пусковой контейнер с ракетой весил 46 кг и мог переноситься только парой бойцов. Кроме того, большая скорость исключала возможность применения простой и помехоустойчивой проводной системы управления.

Комплекс «Штурм» разрабатывался в двух вариантах – самоходный «Штурм-С» для Сухопутных войск и вертолетный «Штурм-В» для армейской авиации. Если в наземном варианте ограничения по пуску ракет только с места или с короткой остановки практически не лимитировали тактические возможности, то боевые условия применения ракет с Ми-24 однозначно требовали обеспечить задействование управляемого ракетного оружия практически во всем диапазоне скоростей полета вертолета. Кроме того, авиационный вариант комплекса налагал достаточно жесткие ограничения и на массу ракет, пусковых установок и вертолетной аппаратуры наведения.


Способ применения и зона поражения комплекса «Штурм»



Боевая машина 9П149 комплекса «Штурм» на базе МТ-ЛБ



Компоновка ракеты 9М114 комплекса «Штурм»

Компоновка выполнена по разрезному макету в экспозиции Артиллерийского Музея в Санкт-Петербурге


Для снижения потерь на преодоление аэродинамического сопротивления ракету «Штурм» 9М114 спроектировали в малом диаметре Обводы облагородили, прикрыв обтекателем (1) оживальной формы кумулятивную боевую часть (2). Для уменьшения массы и габаритов ракеты органы управления выполнили по одноканапьной схеме, аналогично ранее созданным коллективом коломенского КБМ противотанковой ракете «Малютка» и ракете переносного зенитного ракетного комплекса «Стрела-2». В полете ракета вращалась относительно продольной оси, а установленные по схеме «утка» выдвигаемые из ниш вперед аэродинамические рули (3) с рулевыми машинами (4) размещались в одной плоскости. Управляющие команды от бортовой системы управления передавались в передние отсеки по кабелям, проложенным в трубе, проходящей по продольной оси ракеты внутри камеры сгорания маршевого твердотопливного двигателя (5). За двухсопловым блоком двигателя в хвостовом отсеке располагались основные элементы радиокомандной системы управления (б). На заднем торце маршевой ступени размещались источник инфракрасного излучения (8), фиксируемый наземной или вертолетной аппаратурой полуавтоматического управления, а также радиоантенна (7).

В транспортном положении хвостовой отсек охватывается четырьмя консолями крыльев. Крылья – прямоугольные в плане, при виде спереди изогнутые по дуге навстречу друг другу, раскрываются пружинным механизмом. Плоскости аэродинамических рулей сдвинуты на 45° по отношению к плоскостям крепления крыльев и под 90° к плоскости расположения осей сопл.

В кормовой части трубы транспортно-пускового контейнера размещался стартовый ускоритель – разгонный двигатель (8), отделяемый от ракеты по завершении его работы. Как и другие ПТУР второго поколения, ракета «Штурм» поставлялась с завода-изготовителя и эксплуатировалась в войсках в стеклопластиковом транспортно-пусковом контейнере (ТПК). Конструкция ТПК обеспечивает придание ракете вращения вокруг продольной оси в процессе старта.

Поставка ракет осуществлялась в технологической таре – укупорке размером 1,93 х 0,33 х 0,73 м.

Высокая помехоустойчивость комплекса обеспечивается узкой диаграммой направленности радиоантенн и относительной кратковременностью цикла излучения радиоаппаратуры, а также коммутацией 5 литерных частот и двух дистанционно управляемых кодов сигналов управления. Таким образом, обеспечивается возможность одновременного применения оружия группой до 10 вертолетов в ограниченном воздушном пространстве. Для исключения захвата пеленгатором вертолетной аппаратуры полуавтоматического наведения «чужой» ракеты сигнал инфракрасного излучателя ПТУР формируется в соответствии с частотой и кодом СВЧ-импульсов команд радиоуправления, поступающими на борт ракеты.

Пеленгаторы для приема сигнала инфракрасного излучателя ПТУР встроены в прицельные устройства вертолетной или наземной аппаратуры наведения. Так, вертолетная система «Радуга-Ш» имеет сектор захвата 9°, слежения – 2°. После пуска ракеты вертолет может совершать маневры в секторе ±60°.

Работы по вертолетному комплексу шли с опережением по отношению к варианту для сухопутных войск. Вертолет более отвечал условиям применения нового противотанкового вооружения большой дальности. Как правило, с воздуха можно было обнаружить и опознать цели на предельных дальностях, а сверхзвуковая скорость новой ракеты давала авиаторам большие шансы в дуэльной схватке с наземными средствами ПВО войск противника.

С самого начала опытно-конструкторской работы по вертолету Ми-24 «Штурм» рассматривался как основной вариант его управляемого вооружения. Однако разработка нового вертолетного ПТРК задерживалась, и летные испытания первого образца вертолета Ми-24А (изделия 240) были начаты 19 сентября 1969 г. применительно к оснащению комплексом К-4В с ПТУР «Фаланга-МВ». В серию также вначале пошел вариант Ми-24Д (изделие 246) с полуавтоматическим комплексом «Фаланга-ПВ».


Регламентная проверка ракеты


Контрольно – проверочная машина


Но уже в числе первой опытной партии из 10 Ми-24 один из вертолетов был оборудован для применения «Штурма». Летные испытания Ми-24В (изделия 242) с комплексом «Штурм-В» начались в 1972 г. Разработчикам удалось успешно решить ряд проблем, связанных с воздействием вибрации, обеспечением боевого применения ракет при полете вертолета со скоростью до 300 км/час.

Два варианта Ми-24, отличающихся типом управляемого вооружения – Ми-24Д с ПТРК семейства «Фаланга» и Ми-24В со «Штурмом», были приняты на вооружение одновременно – 29 марта 1976 г.

При массе аппаратуры «Радуга-Ш» 224 кг вертолетный «Штурм» практически соответствовал «Фаланге» с аппаратурой «Радуга-Ф». Несмотря на полуторакратное увеличение массы транспортно-пускового контейнера с ракетой «Штурм» по сравнению со стартовой массой ракеты «Фаланга», за счет упрощения пусковой установки и компактности ТПК удалось удвоить боекомплект вертолета Ми-24.

Позднее комплексы «Штурм» применялись и в составе вооружения Ми-24П (изделие 243), Ми-24ПВ (изделие 258), а также вертолетов Ка- 29 – транспортно-боевой версии противолодочного Ка-27.

За рубежом комплекс получил обозначение АТ-6 SPIRAL.

При разработке наземного варианта комплекса встретились свои сложности. В частности, наведению на цель препятствовала пыль, поднимавшаяся за летящей ракетой. Это явление почти не проявлялось при пусках дозвуковых противотанковых ракет. При полете «Штурма» вблизи поверхности земли помимо подсоса пыли струей двигателя сказывалось и воздействие ударной волны на грунт. При пусках с вертолетов эта проблема не возникала – наводимая по методу совмещения («трехточки») ракета постепенно снижалась, но в основном летела на достаточно больших высотах. По результатам исследований специалистов ЦАГИ пылевой след мог образовываться при полете ПТУР на высоте менее 6 м. Чтобы уменьшить влияние подсоса, тягу двигателя уменьшили до уровня, необходимого на маршевом участке. Разгон ракеты происходил на участке работы стартового двигателя – отделяемого ускорителя, работавшего, в основном, внутри транс- портно-пускового контейнера.

В наземной системе управления ракеты был введен специальный режим «Пыль». При реализации этого режима ракета на большей части траектории летит на высоте в несколько метров и только на удалении 500..700 м от цели выходит на линию визирования.

В качестве базы для боевой машины 9П149 самоходного комплекса «Штурм» выбрали плавающее легкобронированное гусеничное шасси МТ-ЛБ, серийно выпускавшееся на «Харьковском тракторном заводе». В сравнении с принятым в комплексе «Конкурс» колесным шасси семейства БДРМ-2 эта машина обладала очень хорошей проходимостью и значительным внутренним объемом, достаточным для размещения выдвижной пусковой установки и автоматизированного устройства заряжания. Боекомплект состоял из 12 довольно крупных ракет – транспортно-пусковой контейнер «Штурма» по длине более чем в полтора раза превышал ТПК комплекса «Конкурс».

Характерной особенностью новой боевой машины была наводимая по азимуту (в пределах ±85°) и по углу места (от – 5 до +15") пусковая установка, несущая всего один транспортно-пусковой контейнер с ракетой. Отказ от многоракетных пусковых установок определялся возможностью обеспечить быстрое перезаряжание относительно легкой установки с малыми моментами инерции, осуществляемое за время, меньшее продолжительности полета ракеты к цели, находящейся, как правило, на большой дальности. В целом для комплекса удалось обеспечить боевую скорострельность 3…4 выстрела в минуту. Размещенное на крыше машины по левому борту оптическое прицельное устройство с встроенным каналом слежения за инфракрасным излучателем ракеты обеспечивало обстрел целей, движущихся с фланговой скоростью до 60 км/час при фронтальной скорости до 80 км/час. Обеспечивается пуск ракеты из положения на плаву при движении боевой машины со скоростью до 5 км/час. По шоссе боевая машина массой 12,3 т может развивать скорость до 70 км/час, а запас хода по топливу составляет 500 км.

Время перехода комплекса в боевое положение – 15 сек, в походное – 12 сек. Экипаж – 2 человека.

В 1979 г. самоходный противотанковый комплекс «Штурм-С» с ракетой 9М114. был принят на вооружение частей армейского и фронтового звена.

Комплекс обеспечивал поражение целей с толщиной брони до 560 мм на дальностях от 400 до 5000 м. Скорость ракеты составляла 350… 400 м/с. При наличии более массового комплекса «Конкурс» ПТРК «Штурм» рассматривался как средство пресечения прорывов танковых частей противника в глубь обороны наших войск наподобие противотанковой артиллерии Резерва Верховного главного командования периода Великой Отечественной войны.

Спустя несколько лет был создан вариант ракеты 9М114Ф с фугасной, а точнее – термобарической, т. е. объемно-детонирующей боевой частью. Эта модификация предназначена, в основном, для поражения объектов типа ДОТов и ДЗОТов, живой силы противника в зданиях и других помещениях ограниченного объема.

Кроме того, комплекс обеспечивает и поражение воздушных целей типа низколетящих вертолетов в режиме зависания и полета на малых скоростях. Допускается применение ракеты как по наземным, так и по воздушным целям на высотах до 3 км от уровня моря.

Ракеты вертолетных комплексов «Штурм» успешно применялись в ходе войны в Афганистане и вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР.


«КОБРА»

Как известно, отмеченное еще лесковским Левшой мещанское пренебрежение англичан к блеску каналов ружейных стволов наряду с внедрением в их поверхность винтовых нарезов позволило королевским стрелкам за компанию со столь же обуржуазившимися воинами Французской империи спокойно, как в тире, избирательно перебить русских офицеров с большой дистанции, оставаясь практически недосягаемыми для пуль защитников нашего Отечества Тем самым была решена судьба сражения при Альме, да и Крымской кампании в целом. Отголоском этого кошмара бессилия перед дальнобойным оружием противника едва не стала ситуация на фронтах Великой Отечественной войны, когда с появлением «Тигров» гитлеровцы поучили возможность с расстояния до 2 км поражать «тридцатьчетверки», оставаясь вне зоны эффективного огня наших 76-мм танковых пушек.


Танки Т-64


Компоновка ракеты 9М112 комплекса «Кобра»


На протяжении всех послевоенных лет советские конструкторы прилагали все силы к обеспечению огневого превосходства отечественных танков над зарубежными. В середине пятидесятых годов открылась новая возможность поражения танков противника на больших дальностях – началась разработка танковых управляемых реактивных снарядов – ТУPC.

Для начала уточним, что ТУРС – это не управляемые артиллерийские снаряды типа «Коперхид» или «Краснополь», получающие основное приращение скорости непосредственно в стволе орудия. В пятидесятые годы еще не существовало малогабаритной аппаратуры бортовой системы управления, способной выдержать перегрузки в десятки тысяч единиц, действующие на снаряд при выстреле из классического артиллерийского орудия.

На первом этапе в роли танкового управляемого вооружения пытались использовать обычные пехотные ПТУР самоходных и даже носимых комплексов – французские SS-10 и SS-11, наши «Малютки». Однако само боевое назначение танков, как в первую очередь наступательного оружия, определило специфическое требование, не предъявлявшиеся к первым комплексам ПТУР – обеспечение возможности ведения точного огня в движении. В комплексах с ручным управлением этого достигнуть не удавалось.

Первый образец специально разработанного отечественного комплекса танкового управляемого вооружения – «Дракон» – отличался от современных ему ПТРК наличием полуавтоматической системы управления, а его ракета – применением складывающихся консолей крыльев. В качестве носителя был принят так называемый «истребитель танков» – ИТ-1. Как и прототип, он оснащался вращающейся башней. Таким образом, это был без малого танк. Этим «малым» стало пушечное вооружение, которое на ИТ-1 не устанавливалось. В результате он практически не имел преимуществ перед куда более легкими и дешевыми колесными боевыми машинами ПТРК «Шмель» и «Фаланга», кроме хорошего бронирования и возможности стрельбы с ходу.

Следующим этапом развития танковых управляемых комплексов стало создание танков со специальными орудиями – пусковыми установками, способными осуществлять пуск как управляемых, так и неуправляемых ракет. Эта идеология была близка к американской системе «Шиллела» со 155-мм орудием – пусковой установкой. В отличие от американских вооруженных сил, принявших на вооружение танки М60А2 и М551 «Шеридан», Советская Армия не ушла по этому тупиковому пути дальше создания экспериментальных образцов.

Наконец, во второй половине шестидесятых годов у советских полководцев сформировалось представление о том, что танковые управляемые ракеты (ТУР) являются дополнением к обычному неуправляемому вооружению и должны подстраиваться под мощную гладкоствольную 125-мм танковую пушку, ставшую к тому времени основным вооружением отечественных танков четвертого поколения, по возможности соответствуя по массе и габаритам неуправляемым боеприпасам. Положение усложнялось тем, что пушечное вооружение советских танков уже перешло от унитарных выстрелов к боеприпасам раздельного заряжения. Требовалось также обеспечить совместимость ТУР с танковыми автоматами заряжения. Большая дальность пусков – основное преимущество перед обычным танковым снарядом – определила сверхзвуковую скорость полета ракеты и, соответственно, применение полуавтоматической системы наведения с радиокомандной линией.

Разработка нового управляемого танкового вооружения с 1968 г. велась на конкурсных началах коллективами коломенского КБМ и московского Конструкторского бюро точного машиностроения (КБТМ, ранее ОКБ-16), возглавляемыми, соответственно, С. П. Непобедимым и А Э. Нудельманом. С начала семидесятых годов заказчик сделал выбор в пользу разработки КБТМ – комплекса управляемого танкового вооружения 9К112 «Кобра».

Исходя из требования совместимости с штатным вооружением танка Т-64А предназначенная для комплекса «Кобра» ракета 9М112 была выполнена в виде двух блоков, размещаемых раздельно в танковом автомате заряжения. Стыковка блоков происходит автоматически в процессе заряжания орудия. При этом для повышения надежности конструкторы стремились по возможности исключить стыковку электрических сетей, для чего сосредоточили в хвостовом блоке все элементы бортовой аппаратуры – приемник радиокомандной линии, блоки системы управления и органы управления. Это определило выбор компоновки ракеты по нормальной аэродинамической схеме. Головной блок 9М43 образовывала кумулятивная БЧ (1) и твердотопливный ракетный двигатель (2). В хвостовой блок 9Б447 включалась аппаратура системы наведения (3) с рулевым приводом (6), а также поддон и метательное устройство 9Д129. Консоли четырех аэродинамических рулей (5) раскрывались после выхода ракеты из ствола орудия. На хвостовом блоке размещены и дугооборазные прямоугольные в плане крылья (4), в транспортном положении прижатые к корпусу ракеты и раскрываемые специальным устройством после старта. Плоскости крыльев и аэродинамических рулей сдвинуты друг относительно друга на 45°. На хвостовом торце маршевой ступени размещался источник светового излучения (7) и антенна радиокомандной аппаратуры (8).


Танки Т-64 на марше


Стремление обеспечить требуемую длину головного блока определило размещение четырех косонаправленных сопл твердотопливного двигателя в «утопленном» положении в передней части камеры сгорания. Сопла располагались в тех же плоскостях, что и аэродинамические рули. Жесткие габаритные ограничения по размещению в ранее созданном танковом автомате заряжения не позволили применить оптимальные для сверхзвуковой ракеты заостренные обводы – оживальный контур носовой части ТУР начинается с развитого сферического притупления.

Предусмотрены три режима наведения ракеты.

В основном режиме старт ТУР осуществлялся при угле возвышения танкового орудия 3°, что практически исключало образование пылевого облака, закрывающего цель. После захвата ТУР на автосопровождение на удалении до 100 м от стреляющего танка начинался ее вывод на линию прицеливания, завершавшийся на расстоянии до 900 м. Маршевый двигатель работал до 9. . 10 сек, после чего управляемый полет ракеты продолжался до 17 с, когда излучение танковой аппаратуры автоматически прекращалось.

Второй режим применялся для стрельбы над пыльным грунтом. На основном участке траектории ТУР летела с превышением над линией визирования цели на 3…5 м. Вывод на линию прицеливания осуществлялся на конечном участке полета за 1,5…2 сек до попадания. Этот режим использовался и для ночной стрельбы – засветка от ракеты не мешала наводчику удерживать перекрестье прицела на цели.

Третий резервный режим предусматривал старт под малым углом возвышения – менее 1° и применялся для поражения целей, внезапно появляющихся в ближней зоне, на удалении менее 1 км.

Испытания проводились на обьекте 447 – переоборудованном Т-64А (обьекте 434) с прицелом 1Г21.

В 1976 г. комплекс управляемого вооружения 9К112 «Кобра» с ракетами 9М112 поступил на вооружение танка Т-64Б (обьект 447А).

Натовские специалисты обозначили новый советский комплекс как АТ-8 SONGSTER.

Комплекс обеспечивал поражение целей с толщиной брони до 700 мм, на дальностях от 100 до 4000 м, а также мог применяться для стрельбы по вертолетам, летящим со скоростями до 300 км/час на высоте до 500 м на дальностях до 4000 м.

Применение ракет обеспечивалось устанавливаемой на танках аппаратурой системы управления огнем 1АЗЗ и лазерным прицелом- дальномером 1Г42. В комплекс управляемого вооружения входила также танковая аппаратура управления 9С461.

В дальнейшем комплекс 9К112 «Кобра» поступил также на вооружение танков с газотурбинными двигателями Т-80Б и Т-80БВ (объектов 219Р и 219РВ).


«МЕТИС»

Обеспечение пехотинца эффективными средствами борьбы с танками долгое время было желанной, но недостижимой целью изобретателей и конструкторов многих стран. Связки гранат, бутылки с «коктейлем Молотова», да и противотанковые ружья были скорее средствами отчаянного героического самопожертвования, нежели обычным оружием. Только в середине Второй мировой войны развитие кумулятивных боевых частей позволило пехоте обрести по-настоящему эффективные средства борьбы с танками – «базуки» и «фаустпатроны». В послевоенные годы это направление обрело в нашем Отечестве должное развитие в виде семейства реактивных противотанковых гранатометов. Однако, как и их зарубежные предшественники, советские РПГ обладали существенным недостатком – небольшой дальностью прицельного выстрела, обусловленной малой скоростью и отсутствием управления.

Появившиеся в пятидесятые – шестидесятые годы противотанковые управляемые ракеты первого поколения обладали достаточной дальностью, но по массогабаритным характеристикам и стоимости могли использоваться только специальными подразделениями, включенными в состав полкового или батальонного звена армейской структуры, что не всегда обеспечивало требуемую гибкость боевого применения. С появлением ПТУР второго поколения создались предпосылки для создания достаточно простых и малогабаритных комплексов ротного звена. Работа над новым комплексом 9К115 «Метис» с максимальной дальностью порядка одного километра была поручена коллективу тульского Конструкторского бюро приборостроения во главе с А Г. Шипуновым, который реализовал в новой ракете большинство технических решений, хорошо зарекомендовавших себя в ранее созданных комплексах «Фагот» и «Конкурс».

Как и ее предшественницы, ракета комплекса «МетиС» была скомпонована по схеме «утка» с расположением аэродинамических рулей (1) и рулевого привода впереди кумулятивной боевой части (3) и маршевого двигателя (4). На ней были применены трапециевидные крылья (5), выполненные из двух выпуклых пластин, настолько тонких и гибких, что при сборке ракеты они без остаточных деформаций свертывались вокруг корпуса и до старта ПТУР находились в таком положении. После выхода из транспортно-пускового контейнера крылья распрямлялись под действием сип упругости. Правда, в отличие от ранее созданных ракет, на относительно легком «Метисе» были установлены всего три, а не четыре консоли крыла. Как и на ракете комплекса «Штурм», аэродинамические рули располагались в одной плоскости, а пространственное наведение при одно- канальном построении системы управления обеспечивалось за счет вращения ракеты относительно продольной оси. Для выбрасывания ракеты из транспортно-пускового контейнера использовался стартовый двигатель с многошашечным зарядом твердого топлива (8), вокруг которого размещалась катушка проводной линии управления (7).


Компоновка ракеты 9М115 комплекса «Метис»

Компоновка выполнена по разрезному макету в экспозиции Артиллерийского Музея в Санкт-Петербурге


Однако создание нового ПТРК требовало внедрения новаторских технических решений, направленных на миниатюризацию и удешевление комплекса, массовость которого должна была многократно превысить уровень «Фагота» – как-никак еще с царских времен каждый батальон наших чудо-богатырей состоял из трех. . .четырех рот!

Разработчики пошли на предельное упрощение и облегчение одноразового элемента комплекса – ракеты, допустив некоторое усложнение и удорожание многократно используемой наземной аппаратуры наведения.

Важным резервом снижения габаритов, массы и стоимости ПТУР стало упрощение бортовой аппаратуры системы управления. Как известно, наземная аппаратура полуавтоматического наведения ПТРК определяет положение ракеты следящими устройствами, связанными с наземной системой координат. Ранее созданные образцы вращающихся ПТУР с одноканальными органами управления оснащались гироскопами, обеспечивающими преобразование управляющих сигналов от наземной аппаратуры наведения в выдаваемые на органы управления команды, сформированные с привязкой к вращающейся вместе с ракетой системе координат. Гироскоп представлял собой довольно дорогостоящее изделие точной механики.

«Метис» оснастили трассером (6), установленным на законцовке одной из консолей крыльев. При полете трассер двигался по спирали. 8 результате наземная аппаратура получала информацию об угловом положении ПТУР, что позволяло соответствующим образом корректировать команды, выдаваемые по проводной линии связи на органы управления ракетой.

Другим трудоемким и дорогостоящим элементом ранее созданных ракет являлись элементы рулевого привода. В конструкцию ракеты комплекса «Метис» было внедрено новое важное изобретение – воздушно-динамический рулевой привод открытого типа, использующий давление воздуха набегающего воздушного потока для перемещения коробчатых аэродинамических рулей. При этом естественным путем достигалось наращивание мощности привода при росте возмущающих моментов – оба фактора увеличивались пропорционально скоростному напору. Отсутствие воздушного или порохового аккумулятора давления, применение для изготовления основных элементов привода пластмассового литья многократно снижали стоимость нового привода по сравнению с ранее применявшимися системами.

Кумулятивная боевая часть, маршевая двигательная установка, катушка проводной связи и стартовый двигатель аналогичны ранее созданным образцам.

В 1978 г. носимый противотанковый ракетный «Метис» 9К115 с ПТУР 9М115 был принят на вооружение. Ракеты была выполнена в минимальных для отечественных ПТКР габаритах: диаметр 93 мм, размах крыла – 187 мм.

Комплекс обеспечивал поражение целей с толщиной брони до 550 мм на дальностях от 40 до 1000 м. Средняя скорость ракеты составляла 180 м/с.

За рубежом комплекс получил обозначение АТ-7 SAXHORN.

Масса ракеты в транспортно-пусковом контейнере составляла 6,36кг, длина контейнера – 768 мм.

Пусковое устройство 9П151 включало станок 9П152 и наземную аппаратуру СУ с визиром 9С816, механизм фиксации и пуска, водостойкую. линию управления. Помимо принятого для более ранних комплексов пуска из положения лежа, «Метис» допускал пуск стоя, с плеча. Расчет комплекса состоял из двух человека, один из которых переносил вьюк №1 массой 17 кг с пусковой установкой и одним контейнером с ракетой, а другой – вьюк № 2 с тремя контейнерами с ракетами массой 19,4 кг. Время приведения комплекса в боевое положение составляло 12 с. Скорострельность Постигала 4…5 выстрелов в минуту.

Таким образом, советскими конструкторами был создан достаточно простой и дешевый массовый ПТРК, по своим боевым свойствам не уступающий американскому комплексу «Дракон» с почти вдвое более тяжелой ракетой.


Литература:

Оружие России. Том 7. Высокоточное оружие и боеприпасы

А В. Карпенко. Комплекс управляемого вооружения

«Кобра». Невский бастион №1, 1996 г. Российское ракетное оружие Рекламные проспекты КБП и КБМ А. Б. Широкорад, Ракетные танки. «Техника и оружие №4 за 1996 г.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх