Р-5. 8А62

Разработка ракеты Р-5 начата в конструкторском бюро Сергея Королева в НИИ-88 в 1949 году. Новая ракета должна была иметь дальность стрельбы, вдвое превышающую дальность Р-2. В октябре 1951 года был закончен эскизный проект. В 1952 году вышло постановление правительства о создании баллистической ракеты, обладающей дальностью полета свыше 1 000 км.

К созданию форсированного маршевого двигателя для ракеты приступил Валентин Глушко.

"Двигатель РД-103 по сравнению со своими предыдущими вариантами РД-100 и РД-101 претерпел существенные изменения. Для обеспечения полетной дальности ракеты Р-5 (порядка 1200 км) двигатель форсировался до тяги 44 тс на земле. Форсирование тяги обеспечивалось путем повышения давления в камере, что потребовало принятия мер по обеспечению прочности узлов и агрегатов двигателя и интенсификации охлаждения камеры. Существенным отличием двигателя РД- 103 от его прототипов явилось введение насосной подачи перекиси водорода. Это позволило отказаться от тяжелого стального торового бака с рабочим давлением 50 атм и заменить его алюминиевым баком с давлением 3,5 атм. Конструкторским изменениям подверглись и остальные узлы и агрегаты двигателя. Была модернизирована система и автоматика запуска и управления двигателем, введено регулирование тяги двигателя в полете". (Однажды и навсегда… Документы и люди о создателе ракетных двигателей и космических систем академике Валентине Петровиче Глушко. – М.: Машиностроение, 1998. С. 453).

Транспортные агрегаты ракетного комплекса разработаны Московским КБТМ под руководством Владимира Петрова. В ЦКБТМ под руководством Николая Лейкина был создан в единственном экземпляре лафет 8У211 для транспортировки, установки на стартовое сооружение и обслуживания ракеты, а также спроектирован и изготовлен установщик на гусеничном ходу 8У220 повышенной проходимости.

Комплекс наземного оборудования разрабатывался в ГСКБ Спецмаш под руководством Владимира Бармина. Ракета имела техническую и стартовую позиции.

Если ракета Р-1 считалась аналогом немецкой ФАУ-2, а Р-2 – модернизацией ФАУ-2, то в конструкцию ракеты Р-5 и двигателя РД-103 были внесены столь существенные изменения, что и ракету, и двигатель, по утверждению специалистов, уже можно считать оригинальными отечественными разработками.

Первый пуск ракеты осуществлен 15 марта 1953 года. Первый испытательный пуск на уменьшенную дальность состоялся 2 апреля 1953 года на полигоне Капустин Яр. В ходе первого этапа летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) с апреля по май 1953 года было пущено 8 ракет. Первый успешный пуск на максимальную дальность проведен 19 апреля 1953 года.

В ходе второго этапа ЛКИ с октября по декабрь 1953 года произведено 7 пусков ракет на максимальную дальность. Третий этап ЛКИ проходил с августа 1954 года по февраль 1955 года. Было пущено 19 ракет. В 1954 году в ОКБ-1 на базе проходящей испытания Р-5 начата разработка баллистической ракеты Р-5М. Поданным, приведенным в брошюре "Памятные даты из истории НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко", ракета Р-5 принята на вооружение в 1955 году.

На основе баллистической ракеты Р- 5 разработаны геофизические ракеты Р- 5А, Р-5Б, Р-5В, которые применялись для исследования верхних слоев атмосферы, изучения Солнца, звезд, космических лучей и проведения медико-биологических исследований животных в космосе. В 1970-е годы в интересах социалистических стран – членов Совета экономической взаимопомощи – с помощью ракет, созданных на основе Р-5, проводились исследования космического пространства по программе "Вертикаль"







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх