Р-14. 8К65

Разработка ракеты Р-14 в ОКБ-586 под руководством Михаила Янгеля была начата в соответствии с постановлением правительства от 2 июля 1958 года. Эскизный проект разработан в декабре 1958 года. Ракета должна была обладать дальностью стрельбы, достаточной для поражения любого военного объекта на территории Западной Европы, включая базы США в Испании.

"КБ Глушко специализировалось на мощных двигателях с использованием как криогенных компонентов на основе жидкого кислорода в качестве окислителя, так и высококипящих (т.е. жидких в нормальных условиях), дол- гохранимых. Несколько меньший удельный импульс тяги, обеспечиваемый высококипящими компонентами ракетного топлива, и свойственная им, как правило, токсичность, компенсировались при проектировании ряда комплексов такими положительными факторами, как возможность длительного пребывания ракет в заправленном

состоянии, большая боеготовность, самовоспламенение компонентов… В конце пятидесятых годов по инициативе Гпушко началось освоение нового азотсодержащего горючего: несимметричного диметилгидразина (НДМГ). С азотнокислотными двигателями это горючее обеспечивает на 6-8 с больший удельный импульс тяги, чем широко применяемые нефтепродукты (в частности, керосин). Расчеты были подтверждены экспериментально".

(Однажды и навсегда… Документы и люди о создателе ракетных двигателей и космических систем академике Валентине Петровиче Глушко. – М.: Машиностроение, 1998. С. 478-479). Несимметричный диметилгидразин (НДМГ) был разработан учеными Ленинградского Государственного института прикладной химии (ГИПХ). К началу 60- х годов удалось освоить технологию промышленного производства этого горючего.

Маршевый двигатель РД-216, состоящий из двух двухкамерных модулей РД-215, разработан в ОКБ- 456 под руководством Валентина Глушко. Каждый модуль имел турбонасосный агрегат, газогенератор и агрегаты автоматики. Компоненты топлива – горючее НДМГ и окислитель АК-27И. Газогенераторы работали на основных компонентах топлива, что позволило исключить перекись водорода. Впервые в ракете применялись только два жидких компонента, что улучшало ее эксплуатацию в войсках.

Подвижной стартовый комплекс и наземное оборудование разработаны в Московском ГСКБ Спецмаш под руководством Владимира Бармина. Разработка начата в соответствии с решением правительства от 2 июля 1958 года.

"При создании этого комплекса агрегатов особое внимание В.П.Барминым было уделено отработке схемы обеспечения заданных доз заправки ракеты с помощью системы контроля уровня (СКУ), по сигналам которой заправочные агрегаты автоматически переходили на заданную производительность или прекращали заправку; вопросам электротермостатирования боевых частей ракеты в процессе ее нахождения на старте; реализации принятой схемы подвода к пусковому столу заправочных коммуникаций и кабелей и защите их от воздействия газовой струи двигателя ракеты, а также вопросам работы агрегатов и комплекса в целом с новым высокотоксичным компонентом топлива".(Корнеев Н.М., Неустроев В.Н. Генеральный конструктор, академик Владимир Павлович Бармин. Основные этапы жизни и деятельности. М., 1999. С. 44).



Р-14 на стартовой позиции


На первом этапе работ для Р-14 в ГСКБ Спецмаш совместно с кооперацией предприятий под общим руководством Владимира Бармина был создан подвижной (возимый) грунтовой наземный стартовый комплекс. Этот стартовый комплекс в составе ракетного комплекса был принят на вооружение в апреле 1961 года. Позже в КБТМ под руководством Владимира Петрова начата разработка стационарных наземных стартовых комплексов, которые были созданы в небольшом количестве. В КБТМ разработано также транспортно- установочное оборудование. В ЦКБТМ под руководством главного конструктора Николая Кривошеина разработан установщик 8У224. Пусковой стол ракеты перевозился на отдельной автомашине.

Огневые стендовые испытания двигателя ракеты начаты в Загорском НИИ- 229 28 марта 1960 года. Летно-конст- рукторские испытания ракеты Р-14 на полигоне Капустин Яр начались 6 июня 1960 года. Район падения головных частей находился неподалеку от Братска. В декабре 1960 года испытания завершили. Поданным НПО "Энергомаш", 12 апреля 1961 года подписан приказ председателя Госкомитета по оборонной технике о завершении летно-конструкторских испытаний ракеты Р-14. Поданным ГКБ "Южное", 24 апреля 1961 года Р-14 для наземных стартовых комплексов была принята на вооружение. По данным НПО "Энергомаш", ракета принята на вооружение в мае 1961 года.

Для автономной инерциальной системы управления ракеты была впервые разработана гиростабилизированная платформа. Торможение корпуса в конце активного участка траектории осуществлялось с помощью трех пороховых ракетных двигателей, размещенных снаружи приборного отсека. Органами управления являлись газоструйные рули. Гарантийный срок хранения заправленной ракеты – 30 суток.

В 1960 году серийное производство Р-14 освоено на Государственном союзном заводе № 586 в Днепропетровске и на Красноярском машиностроительном заводе № 1001. На Южмаше изготовлялись также двигатели РД-216.

В 1962 году, в связи с загруженноетью КБ "Южное", документация Р-14 и разработка ракет, созданных на базе Р- 14, была передана в Красноярское КБ- 10 (НПО прикладной механики), возглавляемое Михаилом Решетневым, где проводилась доработка ракеты и ее головной части. Позже КБ Решетнева передало конструкторскую документацию и право на авторское сопровождение в производстве и эксплуатации ракеты в КБ Омского ПО "Полет" (головное предприятие по сборке космических ракет- носителей, созданных на базе Р-14, прежнее название – авиазавод № 166). Главным конструктором КБ ПО "Полет" был А.С. Клинышков.

В декабре 1962 года первые полки Р-14 приступили к боевому дежурству на Украине и в Латвии. Вспоминает полковник запаса Николай Монахов:

"В декабре 1962 года мне пришлось участвовать в постановке на боевое дежурство 1-го дивизиона Приекульского полка (полк Витебской ракетной дивизии, дислоцированный вблизи латвийского города Приекуле – прим. авт.)- Дивизион был вооружен первыми пусковыми установками ракет Р-14, которые могли решать стратегические задачи на всю глубину Западного ТВД, включая военно-морские базы ПЛАРБ "Поларис". С неуязвимостью этих грозных ядерных средств было покончено". ((Ветераны-ракетчики вспоминают. – ЦИПК, 1994. С. 193).

В сентябре 1962 года с полевой позиции, расположенной вблизи железнодорожной станции Ясная под Читой, по условной цели на ядерном полигоне Новая Земля произведен первый успешный пуск Р-14, оснащенной термоядерным боезарядом.

Вспоминает генерал-лейтенант в отставке Григорий Лысак:

"Весной 1962 года (подготовка к операции была начата весной – прим. авт.) мне было поручено руководить работами по развертыванию полевой стартовой и технической позиции южнее г. Читы для проведения испытаний ракеты Р-14 с ядерной головной частью. Предстояло выполнить небольшой объем строительных работ, а также подготовить несколько аэродромно-гаражных помещений для испытания ракет и головных частей. Председателем комиссии по испытаниям был назначен генерал Ф.П. Тонких, я был утвержден его заместителем и ответственным за подготовку всего комплекса… В очень короткий срок нам удалось провести подготовительные работы, принять прибывшие с запада необходимые ракетные подразделения с техникой и обеспечить их всем необходимым… Запуск ракет по полигону Новая Земля прошел успешно, что оказалось чрезвычайно полезным для дальнейшей практической работы войск". (Ветераны-ракетчики вспоминают. – ЦИПК, 1994. С. 150).

Полк ракет Р-14 для наземных стартовых комплексов состоял из двух стартовых дивизионов. На вооружении каждого дивизиона имелось четыре пусковые установки ракет. Таким образом, на вооружении полка было восемь ПУ Р- 14.

В 1978 году начата замена ракет Р- 14 комплексами "Пионер". Ракета снята с боевого дежурства в 1981 году. В соответствии с Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности последние шесть ракет Р-14 были уничтожены к 21 мая 1990 года.

На базе ракеты Р-14 созданы двухступенчатые космические ракеты-носи- тели 8К65С, 8К65М, 11К65, 11К65М "Космос-3", "Космос-ЗМ" и "Интеркосмос", пуски которых осуществлялись с полигонов Капустин Яр и Плесецк. Под руководством главного конструктора Михаила Решетнева разработана модификация К65М-Р для испытания головных частей. Пуски К65М-Р производились со стартовых комплексов 11П865М, разработанных Московским КБТМ и размещенных на полигоне Капустин Яр.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх