ВЕЛИКОБРИТАНИЯ


ВАС PR Мк.9 Canberra


ВАС PR Мк.9 «Канберра»


ВЫСОТНЫЙ ФОТОРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЙ САМОЛЕТ

Предназначен для ведения высотной фоторазведки.

Проектирование самолета в версии легкого высотного тактического бомбардировщика с большой дальностью полета начала английская фирма «Инглиш электрик» в 1948 г. Высокие летно-технические параметры самолета позволили отказаться от оборонительного вооружения. Первый полет опытного экземпляра состоялся в мае 1949 г. Поставка серийных машин в Королевские ВВС велась с января 1951 г. Помимо Великобритании самолет состоял на вооружении ВВС Австралии, Индии и других стран.

Самолет строился в следующих модификациях. В Мк.1 – бомбардировщик Построен в двухместном варианте. Установлены двигатели Роллс-Ройс «Эвон» RА2, с тягой 2720 кг каждый.

В Мк.2 – тактический дневной бомбардировщик. Установлена РЛС. Самолет был оснащен двумя двигателями «Эвон» 101 RА3 с тягой по 2950 кг Изменена конструкция носовой части фюзеляжа для обеспечения бомбометания с оптическим прицелом Экипаж состоял из трех человек.

PR Мк.З – версия фоторазведчика, модификация В Мк.2. Оснащен оборудованием для ведения фоторазведки С целью размещения дополнительных топливных баков длина фюзеляжа была увеличена с 20,0 до 20,3 м. Снята прицельная аппаратура в носовой части фюзеляжа.

ТМк.4 – учебно-тренировочный самолет, модификация В Мк.2. Установлена двойная система управления. Места инструктора и курсанта расположены рядом, а штурмана – сзади.

В Мк.5 – самолет-указатель цели, усовершенствованный вариант В Мк.2. Изменена носовая часть самолета.

В Мк.6 – модификация В Мк.2. Увеличен запас топлива (как на PR Mk.3) и установлены двигатели «Эвон» R.A.7 с тягой по 3400 кг.

B(l) Мк.6 – версия ночного бомбардировщика. Установлено соответствующее оборудование для совершения ночных полетов.

PR Mk.7 – высотный фоторазведывательный самолет, модификация PR Mk.3. Установлены более мощные двигатели «Эвон».

B(l) Мк.8 – версия многоцелевого самолета. Использовался в качестве дальнего ночного и высотного бомбардировщика. Установлены двигатели «Эвон» R.A.7 с тягой по 3400 кг. Кабина экипажа смещена влево от оси самолета. В задней части бомбоотсека может быть расположена батарея из четырех 20- или 30-мм пушек, которая легко и быстро снимается для замены другим оружием. Оснащался ракетами «воздух-земля». Максимальная скорость полета достигала 1000 км/ч, практический потолок – 15000 м, дальность полета – 4800 км.

PR Mk.9 – версия высотного фоторазведчика. В отличие от предыдущих машин на самолете несколько увеличен размах крыла (до 20,73 м) и хорда центроплана. Кабина пилота, как и на бомбардировочной версии В Мк.8, смещена влево от оси самолета. Установлены двигатели «Эвон» 206 с тягой по 4990 кг.

U Мк.10 – беспилотный самолет-мишень.

Т Mk.11 – учебно-тренировочная версия. Предназначен для обучения пилотов и штурманов.

B(l) Мк.12 – модификация B(l) Мк.8 для ВВС Новой Зеландии и ЮАР.

Т Мк,13 – модификация Т Мк.4 для ВВС Новой Зеландии.

В Мк.15 – модификация В Мк.6. Оснащен подкрыльевыми узлами подвески для бомб и контейнеров НУР. Модернизировано БРЭО.

В Мк.16 – модернизация В Мк.15. Измен состав оборудования.

В Мк.20 – версия тактического бомбардировщика для ВВС Австралии. Установлены австралийские двигатели «Эвон» 109 (R.A.7).

Т Мк.21 – учебно-тренировочный самолет. Модернизация В Мк.20 и В Мк.2.

PR Мк.57 – модификация PR Mk.7 для ВВС Индии.

B(l) Мк.58 – модификация B(l) Мк.8 для ВВС Индии.

В-57А – тактический бомбардировщик. Построен по лицензии американской фирмой «Мартин». Оснащен двигателями «Райт» J65-W-1.

RB-57A -разведчик-бомбардировщик, модификация В-57А. Оснащен фоторазведывательной аппаратурой.

В-57В – ночной тактический бомбардировщик, модификация В-57А, Кресла двух членов экипажа установлены тандемно. В состав вооружения включены 8 пулеметов, 4 пушки, бомбы и ракеты. На самолете установлен вращающийся бомбоотсек, устраняющий завихрения воздуха, образующиеся при открывании обычных створок бомболюка на больших скоростях полета.

RB-57B – ночной разведчик-бомбардировщик, модификация В-57В Оснащен фоторазведывательной аппаратурой.

ЕВ-57В – самолет РЭБ, модификация В-57В. Оснащен соответствующей аппаратурой.

В-57С – учебный самолет. Установлено двойное управление.

В-57Е – буксировщик мишеней, модификация В-57В.




ЕВ-57Е – самолет РЭБ, модификация В-57Е. Оснащен соответствующей аппаратурой.

B-57G – модификация В-57В.

RB-57D – высотный стратегический разведчик. Увеличен размах крыла, оснащен двигателями Пратт- Уитни J 57.

EB-57D – самолет РЭБ, модификация RB-57D. Оснащен соответствующей аппаратурой.

RB-57J – высотный разведчик. Модернизация (фирма «Дженерал Дайнемикс») В-57В и RB-57D. Увеличен до 37,19 м размах крыла, оснащен двигателями Пратт-Уитни TF33-P-11 с тягой по 8165 кг и дополнительными малогабаритными двигателями Пратт-Уитни J60-P-9 с тягой по 1497 кг.

Вопреки общепринятой на то время тенденции к применению все более тонкого крыла с большой удельной нагрузкой, на самолете «Канберра» было установлено крыло с малым удлинением, умеренной относительной толщиной профиля и сравнительно небольшой удельной нагрузкой. Такие конструктивные параметры крыла были выбраны с целью достижения максимального практического потолка и дальности полета. Подобное крыло обеспечило самолету высокую маневренность на предельных высотах и хорошую управляемость на малых скоростях.

Экипаж стратегического разведчика состоял из 3 человек.

В 60-е годы американская фирма «Мартин» купила лицензию на производство этого самолета в США, Американскии вариант «Канберры» состоял на вооружении ВВС США более 20 лет.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Экипаж, чел. 3

Максимальная скорость, км/ч 990

Практический потолок, м 18300

Дальность перегоночная, км 6400

Масса максимальная взлетная, кг 24925

Габариты самолета, м:

размах крыла 20,73

длина 20,3

высота 4,75

Двигатель: ТРД Rolls-Royce «Avon» 206, кгс 4558








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх