Глава 6

«Счастливые времена» и «золотые деньки»

С первых дней войны Дёниц установил для себя строгий распорядок дня, которого он придерживался в течение последующих пяти лет. В 9.00, всегда сосредоточенный и подтянутый, он появлялся в рабочем кабинете своего штаба и проводил ежедневное совещание. Картина предыдущего дня дополнялась полученными ночью радиограммами, данными разведки и радиоперехвата. Обсуждалась диспозиция и действия подводных лодок на текущий день. На стенах кабинета висели карты, на которых позиции «у-ботов» и движение британских конвоев отмечались флажками разного цвета. Флажков, означающих подлодки, было очень мало, с начала войны погибли 28 лодок, в строю действующих осталось около 30, из них часть составляли субмарины прибрежного действия II А серии, малопригодные для боевой работы в океане. Так что к началу лета 1940 года в море находилось не более 12 подводных кораблей. После обсуждения положения с работниками штаба Дёниц отдавал приказы на сегодняшний день и ближайшую перспективу.

После обеда «фюрер подводных лодок» отправлялся на пешую прогулку в окрестностях Вильгельмсхафена, во время которой продолжал анализировать ситуацию, продумывать дальнейшие действия. В этих прогулках его часто сопровождал новый адъютант Ганс-Йохен фон Кнебель Деберитц.

Фон Кнебеля отозвали в штаб подводных сил после того, как он трижды сходил в поход на U-23 с Отто Крегмером. Досаду от перевода на штабную работу отчасти смягчали теплые отношения, установившиеся с «патроном». Фон Кнебель вспоминал прогулку 22 июня 1940 года:

«Обычно мы играли с детьми на соседней ферме. Я всегда брал с собой плитку шоколада, чтобы Дёниц мог угостить ребятишек. Но в этот раз навстречу нам выбежала жена хозяина фермы. „Они капитулировали! Они капитулировали! — кричала она. — Франция пала!“ Все это было как-то совершенно неожиданно. Германские войска начали свое наступление всего лишь шесть недель тому назад… Вермахту удалось достичь знаменательной победы, разгром был полный».

Адъютант вспоминал, как разволновался Дёниц, услышав эти новости. Он сказал: «Теперь у нас в руках побережье Франции, так что надо срочно туда отправляться». Действительно, для Кригсмарине разгром Франции представлял новые возможности. В мемуарах Дёниц писал:

«23 июня 1940 года я выехал на побережье Бискайского залива… Рассчитывал в ходе поездки урегулировать все вопросы, связанные с использованием портов на побережье Бискайского залива для базирования подводных лодок. Представлялась целесообразной такая последовательность:

1. Использовать базы для снабжения подводных лодок топливом, продовольствием и водой.

2. Обеспечить возможность проведения ремонта.

3. Пo подготовке баз передислоцировать в данный район свой командный пункт».

Фон Кнебель вспоминал: «Вернувшись в штаб, я подготовил к поездке новенький шестицилиндровый БМВ. Кроме самого Дёница и его личного водителя в путешествие должны были отправиться офицер разведки Ганс Мекель и я. Мы понятия не имели, что ждет нас во Франции, ведь по была вражеская территория».

На полной скорости автомобиль мчался к портам французского Атлантического побережья. Дёниц думал о том, что теперь, когда эти порты перешли под контроль вермахта, его подлодкам не надо будет отправляться в опасное недельное плавание по Северному морю и огибать побережье Британии, чтобы добраться до района боевых действий в Атлантике. Благодаря этому увеличится время пребывания «у-ботов» на путях следования британских конвоев.

Дёниц надеялся, что это поднимет боевой дух его «мальчиков», которым за весь апрель удалось потопить лишь семь английских кораблей. Наконец, похоже, закончился несчастный «торпедный кризис» и, значит, можно рассчитывать в ближайшем будущем на успех.

Объехав порты Бискайского залива, Дёниц пришел в восторг: вот то место, куда необходимо срочно перебазировать большую часть подводного флота. Отсюда даже малые подлодки смогут выходить а Атлантику. Больше всего ему понравился порт Лорьян, его оборудование, ремонтная база, да и весьма дружелюбное население.

Он избрал Лорьян главной базой германских подводных лодок, а недалеко от города подыскал и место для развертывания своего штаба. Поместье Корневель находилось на берегу залива, образованного устьями трех рек: Скорф, Блаве, Тер. Построенное в конце XIX века, оно представляло собой шикарную приморскую виллу, здесь хватало места и для жилья, и для размещения всех штабных служб.

Уже 7 июля в Лорьян вошла первая германская подводная лодка U-30 Фрица-Юлиуса Лемпа, начавшая десять месяцев назад Битву за Атлантику.

Дёниц считал, что победа над Великобританией имеет первостепенное значение. Чтобы начать войну с главным «идеологическим и расовым противником» — большевистской Россией, Гитлеру также было желательно скорейшее окончание войны на Западе. Он полагал, что надолго Британии не хватит, рано или поздно она запросит мира. Люфтваффе и военно-морской флот должны были поставить Англию на колени. Планировался и морской десант на берега Туманного Альбиона; операция имела кодовое название «Морской лев».

В Англии поспешно готовились к грядущему вторжению. У. Черчилль, ставший в мае 1940 года премьер-министром, прямо сказал: «Битва за Францию окончена. Думаю, вот-вот начнется битва за Британию». О настроениях в Королевских ВМС вспоминал Питер Смизерс, в 1940 году двадцатишестилетний офицер морской разведки: «Преобладали такие настроения: „Мы остались одни, ну и слава богу! Теперь нам придется полагаться только на свои силы, на французов надеяться нечего“. Британская империя — один на один с врагом. Настроение сразу же портилось…

Каждый день я изучал данные аэрофотосъемки, из которых следовало, что немцы собрали практически все имевшиеся в их распоряжении плавсредства для высадки морского десанта на Британские острова».

Устоит или не устоит Великобритания? Во многом это зависело от военных поставок из США. Черчилль лично обратился к президенту Франклину Делано Рузвельту с отчаянным посланием: «Немцы захватили все побережье Франции, с которого они могут атаковать нас бомбардировщиками и подводными лодками. Кроме того, мы находимся под постоянной угрозой вторжения с моря. Господин президент… вы должны немедленно что-то предпринять».

Англичанам нужны были эсминцы и корветы для обороны в проливе Ла-Манш. А это означало сокращение противолодочных и эскортных сил конвоев как раз в тот момент, когда германские субмарины готовились окончательно перерезать снабжение Англии с моря. К июню 1940 года Королевские ВМС могли выделить в среднем два корабля сопровождения на каждый конвой…

Так начинался тот период, который позже германские подводники назвали «счастливыми временами».

Действуя с французских баз, командиры германских субмарин стали записывать на свой боевой счет просто невероятное количество потопленных судов. Их успехи вызывали жгучую зависть молодых командиров, проходивших в это время учебу. «Они опасались, — вспоминал Дёниц, — что не попадут в действующий флот, так как война может скоро кончиться. Я отвечал им: „Только не торопитесь! Война еще успеет вам надоесть. Не забывайте, что мы воюем против сильнейшей морской державы мира“».

Одним из первых в боевой поход из Лорьяна отправился Отто Кречмер на своей новой подлодке U-99. Она была гораздо мощнее прежней и относилась к средним лодкам VII серии. Приказ Дёница был вполне в его духе: «Атакуйте и атакуйте. Будьте бесстрашны и не теряйте мужества…»

Фолькмар Кёниг попал на U-99 в возрасте 20 лет, молодой фендрих цур зее[25] так отзывался о своем командире: «Кречмер был очень умным, очень хладнокровным. Он всегда знал, до какой степени можно рисковать».

U-99 пересекла Бискайский залив и двинулась на север к западным подходам к Британским островам. Дизельного топлива хватило бы и на месяц пребывания в море, но эта продолжительность ограничивалась запасом торпед, находившихся на борту, — 11 штук.

Если бы лодке повезло и охота оказалась удачной, она могла бы довольно скоро вернуться в Лорьян. А до тех пор 66-метровая «стальная труба» оставалась родным домом для 43 человек.

Экипаж U-99 был молодым и сплоченным. Большую часть его составляли 20-23-летние парни. Командиру только что исполнилось 28 лет, и за глаза его звали «стариком».

Подлодка разделялась на шесть отсеков. В походе половина экипажа размещалась в носовом торпедном отсеке. Здесь была сосредоточена основная боевая мощь субмарины — 4 торпедных аппарата, хранились запасные торпеды (четыре единицы). Для погрузки торпед имелся торпедопогрузочный люк, погрузочное и внутритранспортное устройства. Этот отсек являлся и жилым, над запасными торпедами находились матросские койки. Теснота, конечно, была ужасная. Зато с каждой израсходованной торпедой становилось просторней.

Кёниг вспоминал:

«Мы делили свои койки с товарищами. Пока один находился в течение четырех часов на вахте, у другого было время отдохнуть. Когда вахта сменялась, товарищ занимал еще теплую койку».

Около каждой койки стоял маленький шкафчик для личных вещей. Его содержимое свидетельствовало о спартанском образе жизни подводников. Необходимости в чистой смене белья, бритвах и даже мыле не было. Через несколько дней после отплытия из Лорьяна внешний вид и матросов, и офицеров сильно менялся. Усталость, напряжение, отсутствие солнечного света, невозможность побриться делали обитателей «стальной трубы» бледными, бородатыми, под глазами появлялись темные круги. Одежда становилась влажной, пропитывалась машинными маслами и соляром. Запасы пресной воды предназначались только для питья. Конечно, можно было умыться морской, но она вызывала зуд, раздражение кожи, поэтому мало кто из подводников умывался. На лодке имелось два крошечных гальюна, но поскольку один использовали под кладовую, вторым пользовались все 40 человек[26]. На «у-ботах» стоял специфический «аромат».

«То была смесь всевозможных запахов, — вспоминал Кёниг. — Доминировал запах соляра, но также воняло кухней и немытыми человеческими телами. Смешайте все эти запахи, выдержите этот коктейль несколько дней; вот ним и будет запах подлодки».

Некоторые обильно поливались одеколоном, чтобы заглушить эту вонь, но большинство к ней быстро привыкали.

Сразу за торпедным отсеком располагался офицерский кубрик, где ночевали и питались девять человек. Условия здесь были чуть-чуть лучше. У Кречмера имелась даже своя «каюта» — крошечное пространство, отделенное от кубрика занавеской. В «каюте» с трудом помещалась койка, откидной столик и встроенный шкафчик. Обедал командир имеете с офицерами за столом, стоявшим в проходе, так что прием пищи часто прерывался людьми, входящими и выходящими по делам службы из торпедного отсека.

В офицерском кубрике помещались также рабочие места радиста и акустика.

Мозгом субмарины являлся центральный пост. Здесь находились посты погружения и всплытия, управления горизонтальными и вертикальными рулями, один из двух перископов — зенитный. Выше располагалась боевая рубка, место командира в бою, с командирским перископом, прибором вычисления курса торпед. Рубка соединялась с центральным постом круглым люком с тяжелой крышкой. Еще один люк вел на открытый командирский мостик на ограждении рубки. В кормовой части ограждения стояла 20-мм автоматическая зенитная пушка, перед ограждением, на палубе, 88-мм неуниверсальное орудие, вспомогательное вооружение «у-бота».

К следующему отсеку — жилому помещению унтер-офицеров примыкал камбуз. В распоряжении кока имелись электроплита, два небольших духовых шкафа, варочный котел емкостью в 40 литров. Коки на субмаринах были мастерами своего дела, ведь готовить приходилось в условиях непрекращающейся качки. Однако пища была на удивление хорошей, это помогало подводникам преодолеть тяготы их нелегкой службы. Да и снабжались «у-боты» по высшей категории. Немецкий пехотинец ахнул бы, увидев все это разнообразие колбас, копченостей, овощей, фруктов, сыров, вина, которыми перед походом забивали все свободное пространство субмарины. Попадались и деликатесы: настоящий шоколад, кофе. Впрочем, продукты долго не хранились, в сырой и душной атмосфере они быстро покрывались плесенью, загнивали, добавляя зловония в атмосферу «у-бота». На вторую неделю плавания все уже питались консервированным хлебом, а на третью консервы превращались в основной продукт питания.

За камбузом находился двигательный отсек. Здесь стояли два дизельных двигателя общей мощностью до 3200 лошадиных сил, два электродвигателя для движения под водой мощностью по 375 лошадиных сил.

Последний, седьмой отсек — кормовой торпедный, с одним торпедным аппаратом, был также и жилым помещением, здесь же хранились запасные торпеды.

Постоянная качка изматывала экипаж и порой подводники молили бога, чтобы лодка хоть на пару часов ушла под воду. Но такое на переходе в район боевых действий случалось не часто, большую часть времени «у-бот» шел в надводном положении. На мостике несли вахту четыре матроса-сигнальщика и офицер.

Фолькмар Кёниг вспоминал:

«Когда море спокойно, лучше работы не придумаешь. Всматриваешься в горизонт… Быть может, появится одиночный корабль, а то и целый конвой. Днем приходится следить еще и за небом, чтобы не появились вражеские самолеты.

Но совсем другое дело, когда на море бушует шторм. Лодку захлестывают гигантские волны. Приходится надевать спасательный жилет и привязываться к тумбе перископа. Оставалось только пробиваться сквозь волны имеете с лодкой. Волны накрывали тебя полностью. У сигнальщиков на этот случай имелись специальные гидрокостюмы, как у водолазов. Мы называли их „костюмчики Микки-Мауса“».

Вахтенным офицером на U-99 был Хорст Эльфе. «Порой, — вспоминал он, — шторм так бушевал, что не могло идти и речи об атаке противника… Не удавалось даже прицелиться».

Если вахта на мостике видела на горизонте шлейф дыма, то U-99 начинала действовать. Из дизелей выжимали все возможное, чтобы сблизиться с противником на дистанцию торпедного залпа. Но случалось это не часто. Кёниг исноминал:

«Боевые действия составляли исключение. Обычно мы двигались по поверхности и искали добычу, но все это — заурядная рутина. На борту царила скука».

В таком вот маленьком мирке и обитал экипаж U-99, экипажи других подлодок. Посторонним служба на субмарине могла показаться тюрьмой, но, несмотря на весь дискомфорт, жизнь в «стальной трубе» была вполне сносной благодаря духу товарищества, взаимного понимания и взаимопомощи. Кёниг вспоминал: «Когда я впервые оказался в центральном посту, там находился едва ли не весь экипаж. По радио играла музыка, гудела вентиляция. Сразу почувствовал, что ко мне относятся дружелюбно».

То был особый «дух подводников», который усиленно культивировал Дёниц. На U-99 его поддержание зависело в основном от офицеров, а не от командира. Кёниг вспоминал:

«Кречмер никогда с подчиненными „пива не распивал“. Он обладал настоящей властью, и его все уважали. Когда он отдавал приказ, каждый понимал, что это не шутка. Но на корабле должны быть старшие по званию, с которыми матросы могли бы поговорить по душам, пошутить. Кречмеру повезло, что с ним служили такие офицеры. Именно они создавали на лодке ощущение единой семьи».

На подводном флоте Кречмера знали под кличкой «Молчун Отто». Эльфе свидетельствует: «Он был не из тех, кто любил пропагандистские речи. Он всегда сохранял спокойствие и хладнокровие, но сердце человеческое у него все же было. Члены экипажа с радостью служили под командованием Кречмера. Он был справедлив, и ему всегда везло».

Через трое суток после того, как U-99 вышла из Лорьяна, Отто Кречмеру довелось продемонстрировать свои достоинства командира. На рассвете 28 июля 1940 года у юго-западного побережья Ирландии сигнальщики обнаружили лайнер «Окленд Стар» водоизмещением 13 200 тонн, Кречмер метким залпом отправил его на дно. Следующий день стал последним для сухогруза «Клан Мензис». Поход начался очень удачно.

В то же самое время британский эсминец «Уокер» готовился сопровождать конвой из Ливерпуля. Вместе с ним в охранение вступил вооруженный траулер «Перивинкл» младшего лейтенанта Адамса. Эскорт всего из двух кораблей — это все, что мог выделить военно-морской флот. Путь конвоя пролегал как раз через район патрулирования U-99.

Рано утром 31 июля «у-бот» Кречмера атаковал одиночный транспорт. В предрассветной темноте он стрелял из надводного положения. «Атака с носовых курсовых углов. Одна торпеда с 900 метров. Попадание в корму», — записал Кречмер в вахтенном журнале. Уничтоженным судном был сухогруз «Джамайка Прогресс», шедший в Ливерпуль с грузом бананов. Хорст Эльфе вспоминал, что его поразило, — англичане еще плавали в одиночку через 10 месяцев после начала войны: «Они очень сильно рисковали».

Расправившись с сухогрузом, U-99 ушел под воду, торпедисты перезарядили аппараты, и вскоре гидроакустик доложил о шуме винтов множества кораблей. Конвой! Началась погоня.

«Пятнадцать пароходов в три линии строем фронта, защиты практически никакой, — записал Кречмер в журнал. — У меня весьма невыгодная позиция, но эсминец находится справа от конвоя, поэтому я могу подойти ближе. Конвой идет противолодочным зигзагом и, чтобы избежать столкновения, я погружаюсь… Я могу прицелиться лишь в крайний корабль средней линии, а не в танкер, который мне так хочется потопить. Выстрел одной торпедой с дистанции 800 метров. Похоже, это старый сухогруз».

«Раздался взрыв на „Джерси Сити“, — вспоминал Адамс. — Море было настолько спокойным… что кто-нибудь все же должен был заметить перископ, но никто его не увидел. Мы поняли, откуда пришла торпеда, и немедленно ринулись туда…»

«Нас ищут с помощью гидролокатора эсминца, — записал в вахтенном журнале Кречмер. — На нас сброшено два десятка глубинных бомб, но прицелились англичане плохо». Когда «Уокер» проходил над субмариной, ее экипаж, без всякой аппаратуры слышал грохот винтов. Эсминец едва не задел ограждение рубки «у-бота».

«Уокер» и «Перивинкл» продолжили путь в охранении конвоя. U-99 всплыла. На поверхности болтались две пустые шлюпки. Кречмер продолжил преследование. Он угадал направление движения конвоя, и через несколько часов сигнальщики доложили о дыме на горизонте. Однако внезапно появился гидросамолет, и U-99 «нырнула» под воду. Через пять часов «ныряния» немцы снова начали преследование конвоя.

В вахтенном журнале Кречмер так описал дальнейшие события:

«1 августа 1940 года. 22.18. С наступлением темноты взял курс на юг. Конвой прекрасно виден на фоне заката. Два эсминца (очевидно, Кречмер принял траулер за эсминец. — Р.Х.) сопровождения идут по обе его стороны, впереди.

2 августа 1940 года. 00.45. Эсминцы разворачиваются, обходят конвой… после чего исчезают в темноте. Что я и ожидал… У нас есть еще четыре торпеды.

02.51. Выстрел по самому большому танкеру. Попал в корму… Корма судна, голландского „Барендрехта“ (9385 тонн), быстро уходит под воду. Сигналов бедствия корабль не посылает. Команда поспешно садится в шлюпки. Корабли сопровождения расходятся. Вокруг полное смятение и неразбериха.

03.40. Выстрел по следующему танкеру. Дистанция 450 метров. Попал по центру. Судно выходит из общего строя, останавливается с сильным креном. Посылает сигнал бедствия. Это „Люцерна“, водоизмещением 6556 тонн. Команда садится в шлюпки. Я вхожу внутрь конвоя и иду вместе с ним. Корабли постоянно меняют курс. Подойти поближе к тяжелогруженому сухогрузу оказалось невозможно… Мы стреляем в него, он дает короткий гудок и разворачивается. Торпеда в него не попадает, но поражает танкер, идущий следом. Угодили в корму. Пароход остановился и кренится. Это „Алексия“, водоизмещение 8016 тонн.

04.27. Море фосфоресцирует, что позволяет нам проследить движение каждой торпеды. Порядок конвоя полностью нарушен. Суда расходятся в разные стороны. В самую многочисленную группу входит танкер. Его мы и атакуем. Стреляем из кормового аппарата. Торпеда взорвалась, не дойдя до корабля. Возвращаюсь к получившим пробоины пароходам. Если что, я смогу их добить, используя нашу пушку. „Алексия“ еще на плаву.

06.24–06.30. Тридцать выстрелов из пушки. Расстояние 2500 метров. Затем целимся в корабль, запрашивающий по мощи у эсминцев. Большинство снарядов попало в борт, по ватерлинии, и в машинное отделение. Корма судна уходит подводу. Большие клубы пара… Корабль уходит на дно. Он присоединяется к уже скрывшейся в пучине „Люцерне“.

06.52. В поле зрения перископа появился эсминец, спешащий к „Алексии“. Ухожу в северном направлении в надводном положении».

Атака продолжалась около 6 часов 30 минут. Действия Кречмера напоминали поведение волка, оказавшегося в стаде овец. Он атаковал дерзко: расстреляв последние торпеды, попытался утопить подбитые суда артиллерией. Этот поход длился 12 дней. Командир U-99 доложил в штаб подводных сил о потоплении семи вражеских транспортов общим водоизмещением в 56 тысяч тонн. Потрясающее достижение! Правда, было одно «но». В ночном бою Кречмер не имел возможности проследить окончательную судьбу своих жертв. Он считал, что отправил на дно все четыре торпедированных им судна. А на деле три из них остались ни плаву. Такие ошибки совершали все командиры-подводники Второй мировой войны. Что же касается танкеров, то суда этого класса отличаются повышенной живучестью за счет разделения корпуса на емкости под жидкое топливо — танки, поэтому одной торпеды для их уничтожения часто оказывалось мало.

Адамс вспоминал о трех поврежденных судах:

«Все они еще были способны двигаться со скоростью 10 узлов. Мы составили из них небольшой конвой и проводили обратно в Англию. В каждом из них зияли пробоины размером в двухэтажный автобус». Но бедолаги добрели до порта и вскоре были отремонтированы. Ничего этого Кречмер не знал. Первая встреча с эсминцем «Уокер» не произвела на него особого впечатления. Человек не ведает своей судьбы…

А пока U-99 под звуки марша подводников Кригсмарине входила в гавань Лорьяна. На пирсе обросший бородой Кречмер доложил главнокомандующему гросс-адмиралу Эриху Редеру и Дёницу о результатах похода. Суетились со своими камерами кинооператоры из Министерства пропаганды. Редер, здесь же на причале, наградил Кречмера Рыцарским крестом. Весь экипаж получил Железные кресты. Эльфе вспоминал:

«Гросс-адмирал Редер был просто ошеломлен, когда увидел всех нас в английской военной форме. Дело в том, что нашу новую форму еще не успели привезти из Германии, а свои грязные робы мы оставили на борту лодки. Вот и пришлось нам вырядиться в английскую форму, захваченную как трофей в Дюнкерке».

Дёниц уже знал, что из семи пораженных Кречмером судов три остались на плаву. Сообщила радиоразведка. Но он предпочел проигнорировать этот факт. Подводному флоту были нужны свои герои. И Министерство пропаганды Геббельса сделало из Кречмера и его товарищей этих героев — настоящих «серых волков Атлантики».

Вообще-то никакой необходимости в преувеличении успехов не было. Хотя Дёниц и вздыхал по поводу малочисленности «у-ботов», способных действовать в Атлантике, все они рапортовали об очень неплохих результатах охоты. Каждую из прибывших в Лорьян субмарин Дёниц встречал с шампанским и цветами, а командиров щедро награждал высокими орденами. Одним из награжденных в то лето был Фриц-Юлиус Лемп, успевший потопить, кроме «Атении», еще 16 кораблей общим водоизмещением более 80 тысяч тонн. Георг Хегель вспоминал, как радовалась награде командира вся команда:

«Ведь с самого начала мы были вместе, и в радости, и в горести, рисковали, подвергались различным опасностям. Так что, когда наш командир получил Рыцарский крест, все мы считали, что это заслуга всего экипажа».

Среди командиров подлодок началось настоящее соревнование: кто же потопит самое большое количество судов и уничтожит больше тоннажа противника. Эрих Топп вспоминал:

«„Все для войны, все для победы“ — это был самый главный девиз Германии того периода, и каждый хотел внести свой вклад в скорейшую победу в войне. После первых успехов в Атлантике мы пришли к выводу, что решающее слово в этом деле будет за подводными лодками». «Папаша Карл» воспитал «мальчиков» в нужном духе!

Двадцатишестилетний Топп летом 1940 года командовал маленькой подлодкой II С серии — U-57.

Немецкие подводники называли эти утлые суденышки «пронырами». На ограждении рубки Топп велел нарисовать двух красных дьяволов: «У каждого из них в руках было по два факела: факел жизни в одной и факел разрушения, смерти в другой. Картинка эта символизировала ту тонкую грань между жизнью и смертью, на которой мы балансировали».

Дёниц терпимо относился к непредусмотренным уставом и приказами «произведениям искусства» на рубках лодок. Считал, что, если это помогает «мальчикам» создать дух корпоративности, избранности подводников — это хорошо. На рубке U-47 Прина был изображен огнедышащий телец, другие корабли украшали гербы родных городов, изображения рыбы-пилы, снеговика…

Будучи молодым командиром и стремясь прославить себя и свой экипаж, Топп орудовал на пределе допустимого риска. Его лодка вышла в океан 14 августа 1940 года:

«Вскоре после того, как мы покинули Лорьян, нас атаковал неизвестно откуда взявшийся английский бомбардировщик. Бомбы разорвались так близко, что один из дизельных двигателей сбросило со станины. Я созвал срочное совещание… Механик сказал: „У нас остался лишь один исправный двигатель. Если выйдет из строя и он, то мы обречены“. Он настаивал, чтобы мы срочно вернулись обратно и занялись ремонтом. Тогда я поинтересовался мнением нашего старшего офицера. „Командир, у нас на борту пять неиспользованных торпед, — ответил тот. — Наш долг — атаковать врага“.

„Полностью с вами согласен“, — сказал я… Мы решили подойти к британскому побережью как можно ближе».

Ночью 23 августа U-57 установила контакт с противником:

«Появился конвой, и я выпустил по нему три торпеды из надводного положения. Каждая из них нашла свою цель».

Конвой ОВ-202 лишился двух сухогрузов, а третий получил серьезные повреждения. Но в ответ «красные дьяволы» были контратакованы эскортом:

«За нами началась погоня. Я попытался оторваться от противника, но наши преследователи оказались куда быстрее. Они вынудили нас погрузиться в районе с глубиной не более 50 метров. Можно сказать, что нам крупно повезло: на дне оказалась небольшая впадина, в нее мы и залегли. Противник стал засыпать нас глубинными бомбами. В течение 22 часов мы лежали на грунте. Почти все оборудование вышло из строя. Для нас это едва не стало катастрофой.

Вырубился свет, открылась течь. Стало трудно дышать: содержание СО2 сделалось просто угрожающим. Передвигаться я разрешил только тем членам экипажа, которые боролись за живучесть, а остальным приказал лежать на своих койках… В таком состоянии нам пришлось провести почти до полуночи следующего дня.

Затем, после 22 часов, проведенных на дне морском, я сказал: „Пора подниматься на поверхность. Продуть цистерны главного балласта!“ Но мы даже с места не двинулись, и тогда я решил сделать иначе. Я приказал запустить один остававшийся еще исправным электродвигатель и попытался сделать рывок. Попытка удалась… субмарина устремилась на поверхность.

Наверху стояла кромешная тьма. Приблизительно в миле от нас виднелся эсминец, но подлодку с него не заметили. Было непонятно куда идти — наш компас вышел из строя».

Лодка двинулась на север. На ходу экипаж пытался отремонтировать то, что было можно. Затем Топп обнаружил еще один конвой. Он вспоминал:

«Я решил атаковать танкер, выстрелил две последние торпеды. Они попали в цель. Танкер взорвался. Нас вновь забросали глубинными бомбами, но на сей раз они не причинили лодке никакого вреда, поскольку мы ушли на глубину 100 метров. После всплытия мы немного перекусили и отправились на базу».

Это был впечатляющий боевой поход: на одном дизеле, истратив 5 торпед, Топп отправил на дно три транспорта. Экипаж смог выжить, проведя под водой, под бомбежкой почти сутки. Топп рисковал, но он знал, что во всем может положиться на свой экипаж:

«Мы верили в успех. Моряки должны были вернуться домой героями, и это, безусловно, явилось решающим фактором».

Подлодка Топпа оказалась не единственной, которой пришлось туго в тот период. Британцы обнаружили несколько лодок и атаковали их, но с июля по октябрь смогли потопить лишь два «у-бота». В августе 1940 года в серьезную переделку угодила U-61 двадцатишестилетнего обер-лейтенанта Юргена Эстена. Он успел потопить с начала войны пять транспортов общим водоизмещением около 20 тысяч тонн. «Все это напоминало большую охоту, — вспоминал он. — Естественно, когда мы нападали на конвои, шедшие под охраной боевых кораблей, на нас самих начинали охотиться». Так и случилось к востоку от Оркнейских островов, сразу после успешной атаки британского сухогруза:

«Глубинные бомбы разрывались так близко, что прочный корпус субмарины получил большую вмятину. Лодке с трудом удалось добраться до причала на одном дизеле».

Когда Эстен сумел, наконец, выйти на связь с Дёницем, тот невозмутимо спросил: «Привет! А что вам угодно? Ведь англичане официально сообщили о том, что вас утопили?» — «Ну что ж, — ответил Эстен. — …Я уже вернулся, но могу и обратно уйти».

В переговорах с командирами подлодок Дёниц всегда демонстрировал такую демократичность и непосредственность. Подводники чувствовали, что он «свой», из их круга. Когда экипажи находились в море, «папаша Карл» посылал им последние известия из дома, сообщал о рождении сына или дочери. Заботился о каждом. И подводники ценили это, готовы были «поднапрячься» ради Дёница. Верность подводному флоту означала верность лично ему.

Лишь за последнюю неделю августа 1940 года германские подводные лодки потопили транспортные суда общим водоизмещением 110 тысяч тонн, и четверть этого тоннажа оказалась на счету Топпа. «Счастливые времена!»

«Папаша Карл» лично следил за тем, чтобы на берегу его экипажам обеспечивался хороший отдых и уход. Рихард Амштейн с U-123 вспоминал:

«Да, жили мы неплохо. И старались насладиться жизнью по полной программе. Матрос получал в жалованье небольшие деньги. Но когда ты находишься на борту подлодки, ты получаешь больше, а в походе зарплата еще увеличивается. Выплачивали надбавку за каждое погружение. То есть денежки у подводников всегда водились. А в Лорьяне всегда можно было найти прекрасное французское вино, отобедать в шикарном ресторане, а в каком-нибудь кафе встретить местную красотку. Как правило, на берегу мы искали кабак, где можно было как следует „залечь на дно“. В некоторых из них играл небольшой джаз-банд. И, конечно же, когда там появлялись девушки, мы старались с ними потанцевать… Выпивка в те времена практически ничего не стоила. Бутылка шампанского обходилась в двадцать франков. Для нас это были не деньги».

Лорьян — старый французский порт. Уставшие моряки могли удовлетворить здесь любую потребность, даже если носили вражескую форму. Командиры были не против, чтобы их команды на берегу «оторвались» как следует. Главное — чтобы потом были в состоянии выйти в море, в случае получения неожиданного приказа.

Официально поощрялся куда более спокойный отдых — отпуск, проведенный всей командой, где-нибудь на побережье Франции. Питание и обслуживание предлагались первоклассные. Во время отпуска можно было покрутить романы с местными девушками. Внимание героев-подводников всегда льстило им. Имелся даже специальный поезд для подводников, доставлявший их на родину, в Германию.

Некоторые офицеры предпочитали поселиться во Франции. Эриху Топпу выделили виллу близ базы в Сен-Назере. Он делил ее со своим другом Энгельбертом Эндрассом, бывшим старпомом Прина на U-47. Топп рассказывал: «Вилла прежде принадлежала какому-то актеру из Парижа. Но он сюда уж не вернулся. В доме все осталось в целости и сохранности вплоть до столовых приборов. Конечно, мы приглашали сюда наших подружек из Парижа: у Эндрасса была девушка — бельгийка, певичка, звали ее Моника, а у меня Петти — танцовщица из ночного клуба».

Наведывались друзья и в Париж. Там был ресторан русских эмигрантов, назывался он «Шахерезада» и служил местом встреч офицеров-подводников. Топп и Эндрасс были в числе завсегдатаев «Шахерезады» и именно там познакомились со своими подружками. «Все мы чувствовали себя там как дома», — вспоминал Юрген Эстен. Если жизнь немецкого подводника и была порой коротка, то, по крайней мере, она была веселой: девушки, шампанское, ночные развлечения…

«Счастливые времена» на берегу длились не дольше, чем требовалось на ремонт и подготовку «у-бота» к следующему боевому походу. Дёниц был решительно настроен с максимальным эффектом использовать неспособность Королевских ВМС защищать морские транспортные пути. Он писал: «Я очень заботился о том, чтобы наши лодки ежедневно топили корабли противника». Его штаб вел дневник активности британского судоходства, составленный на основе донесений с подводных лодок, данных радиоразведки. Если в течение двух суток в одном районе не замечалось конвоев, на лодки шел приказ сменить район патрулирования. Германские лодки действовали вблизи британского побережья, но определить изменение маршрута конвоев на западных подходах было довольно сложно. С мостика подлодки, пользуясь оптикой, можно было обозревать пространство радиусом в 25 миль, да и то лишь при ясной погоде. А в Северной Атлантике такая погода — большая редкость. Чтобы контролировать многие тысячи квадратных миль, 12–20 субмарин не хватало. Выход на конвой всегда оставался под вопросом. Дёниц считал необходимостью организацию воздушной разведки для наведения «у-ботов» на английские морские караваны. Но к его мнению на сей счет в верхах рейха не прислушивались. Командующий Люфтваффе рейхсмаршал Герман Геринг яростно отвергал любые попытки «фюрера подводных лодок» обзавестись собственной авиацией. «Все, что летает — мое!» — говорил он. Тем более для отказов Дёницу имелся предлог — шла воздушная «битва за Британию».

Тем не менее летние успехи опьяняли, и Дёниц решил использовать на практике тактику, над разработкой которой бился еще в довоенные годы. Она получила название тактики «волчьих стай» — действий против конвоев группами подводных лодок. Конечно, командиры германских субмарин достигали впечатляющих успехов и в одиночку, но «стая» имела возможность уничтожить конвой полностью. И это, вероятно, могло, наконец, поставить Британию на колени. Тактика не отличалась сложностью, а успехи подводного кораблестроения Третьего рейха, казалось, давали шанс. Дёниц планировал сосредотачивать субмарины в районах, которые пересекались маршрутами конвоев. Лодка, обнаружившая конвой, должна была передать по радио его координаты другим «у-ботам» «стаи» и, не нападая на транспорты, поддерживать контакт с конвоем.

Затем, когда соберется вся группа, с наступлением темноты подлодкам надлежало атаковать из надводного положения. Дёниц надеялся, что одновременная атака его лодок способна разрушить оборону любого конвоя. Роль командующего подводным флотом в сборе лодок в заданном районе была решающей. Впрочем, имелся риск: служба радиоперехвата могла отметить возросшую активность радиопереговоров «у-ботов» и штаба в Корневеле, а Адмиралтейство — принять меры противодействия. Но Дёниц готов был рискнуть. Жизнеспособность Британии теперь зависела от того, как она сможет противостоять на морях «волчьим стаям» германских субмарин.


Примечания:



2

В числителе у казаны надводные, в знаменателе подводные данные.



25

Кандидат на офицерское звание, курсант.



26

На американских субмаринах типа «Гэтоу» имелось 7 (!) «посадочных мест». Правда, и лодка была крупнее, и экипаж — около 80 человек.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх