Глава 2. И немного практики


В предыдущей главе мы бегло рассмотрели три рабочие (и, что весьма для нас важно, реально работающие!) модели человеческой энергосистемы — индуистскую, буддийскую и энергологическую. Между собой их роднит, прежде всего, основополагающее предположение о нашей связи со всеобщим энерго-инофрмационным полем (ноосферой, параматмой — можно это называть как угодно) через прану (в человеческом теле — прана-вайю), или жизненную энергию, которой пронизано всё мироздание. О ней же (о пучках энергетических полей, являющихся эманациями Орла) нам сообщает и традиция толтеков. Ну, а в свете относительно недавних экспериментов с так называемыми торсионными полями сам факт существования всеобщей энерго-информационной взаимосвязи не вызывает сомнения даже у скептиков от науки, получивших закваску во времена развитого социализма. И, во-вторых, все известные нам школы личностного развития при всех своих особенностях и различиях в подходе к достижению цели, по существу, опираются на магию восприятия, магию наших чувств, ощущений и представлений.

Приверженцы индуистского тантризма своей главной целью считают подъём кундалини в высший центр жизненной энергии сахасрару, в результате чего человек достигает слияния с космическим сознанием. Но, так сказать, по пути, по мере подъёма «змеиной силы», сопровождающегося поэтапным раскрытием других тонких центров сознания, практикующий овладевает различными возможностями (сиддхами). Следует, впрочем, заметить, что эти самые сверхнормальные способности (ясновидение, яснослышание и т.п.) приходят к нему в полной мере лишь на относительно поздних этапах практики — с раскрытием аджна-чакры (шестой основной центр человеческого тела, расположенный на уровне межбровья). В своей работе по подъёму кундалини йог интенсивно использует пранаяму (особые дыхательные упражнения) с кумбхаками (длительные задержки дыхания), банхами, мудрами и другими специфическими приёмами йоги, которые могут оказаться не под силу многим представителям западной культуры. Но в сочетании с физическими приёмами индийская тантра предлагает использовать для овладения кундалини и медитативные методы, которые основаны на магии в нашем понимании — магии чувственных представлений.

Единственная цель многих буддийских традиций (особенно раннебуддийских) — это просветление, достижение состояния Будды. В буддизме ваджраяны, однако, наряду с нею подвижники могут ставить перед собой и какие-то другие задачи — более мелкие, если можно так выразиться. Среди тибетских буддистов распространено и такое суждение: далеко не всякий человек способен достичь «чарующей твердыни просветления»; так почему бы тем, кому этого не дано, не научиться хотя бы каким-то полезным магическим приёмам? В общем, магические методы буддизма ваджраяны являются, пожалуй, самыми разнообразными и изощрёнными из всех, о которым мы можем сегодня услышать. Чего стоит хотя бы метод медитации на ихоре (ихор — тиб.; мандала — санскр..), своеобразном магическом круге с чрезвычайно сложными ритуальньми диаграммами. Чтобы научиться только лишь составлять такую диаграмму зачастую требуются годы напряжённого обучения. Медитация на ихоре, как и многие другие буддийские методики — это подлинная магия, причём магия ритуальная. И всегда в её основе — наши чувственные представления.

Сегодня психология зачастую заново открывает старинные буддийские методики. Взять, к примеру, широко распространённую, вообще, в буддизме махаяны систему посвящений. Ученик получает от учителя посвящения буквально на все действия, из которых выстраивается его обычная жизнь — на утреннее умывание, на какие-то упражнения, на приготовление пищи, на работу и т.д. и т.п. Зачем это надо? Посвящение учителя в данном случае — это создание якоря, запускающего то или иное благое состояние сознания у ученика. Не так давно в практической психологии появилось понятие якорей, то есть пусковых рычагов наших условных рефлексов. (Тем из вас, кто читал мои предшествующие книги, этот термин понятен, надо думать.) Предположим, гипнотерапевт, приложив определённые усилия, вводит пациента на первом сеансе в транс. Затем на пике погружения в измененное состояние он, предположим, касается какой-то определённой точки на руке пациента (кинестетический якорь) или же как-то по-особому ему кивает (визуальный якорь). Затем на следующем сеансе он просто повторяет этот свой жест (или прикосновение), то есть воспроизводит ранее установленный якорь — и пациент моментально погружается в транс. Сие есть прямое следствие теории условных рефлексов, созданной нашим великим соотечественником академиком Павловым. Однако задолго до Павлова — очень-очень задолго — буддийские учителя приноровились создавать якоря из всего, что приходится в жизни делать их нерадивым ученикам. В итоге вся жизнь ученика превращалась в обучение: предположим, моется он — и автоматически погружается в какое-то полезное состояние; садиться пообедать — то же самое.

Я, например, некогда получил от Учителя даже посвящение... на курение. Пристрастие к табаку, конечно, само по себе — привычка неблагая, однако мудрый Учитель рассудил, что будет больше толку, если её использовать как механизм, автоматически погружающий меня в нужное состояние сознания, чем тратить драгоценную психическую энергию на борьбу с нею.

Кстати, с этим же Учителем — в отношении его главного посвящения — у меня вышла приблизительно та же история, о которой поведал Б.Сахаров в своей книге «Открытие третьего глаза». Эту историю, правда, я собирался рассказать вам позже, предварив ею описание оригинальной методики работы с аджна-чакрой, предложенной мне Учителем. Однако, наверно, большой беды не будет, если я расскажу её теперь же.

В ту пору я серьёзно занимался подъёмом кундалини, следуя традиционным индуистским методикам, иными словами, я пробуждал «змею» в нижнем центре, а затем при помощи изощрённых психофизических упражнений заставлял её ползти вверх по спинному хребту. Могу похвастаться: на том этапе избранный мною метод «работал» неплохо, и я отмечал ощутимый прогресс в своих занятиях. Но вот. Учитель из Индии предложил мне оставить прежние упражнения и сосредоточиться сразу же на раскрытии аджны, минуя все низшие центры, что в моих представлениях той поры не очень-то согласовывалось с принципами и методами, изложенными в самых авторитетных источниках. Да и сама система занятий, на которую я получил от Учителя посвящение, показалась мне чересчур простой... В общем, я попробовал усесться разом на оба стула — продолжая прежние упражнения, просто добавил к ним ещё одно. Но работа-то велась с жизненной энергией, которую следовало концентрировать, безусловно, в каком-то одном центре. Я же, напротив, безответственно разделил её на два потока. В итоге мои успехи в прежних занятиях резко пошли на убыль, а новое упражнение тоже большой пользы мне не принесло. Делайте выводы.

Когда я рассказываю о подъёме кундалини, меня обычно тут же спрашивают о моих субъективных ощущениях при этом. Что ж, могу сообщить, что я уверенно вёл «змею» лишь до анахаты (с раскрытием сердечного центра). Всё обычно начиналось с интенсивного ощущения тепла в области крестца, которое затем распространялось и на копчик, то есть вначале оно (тепло) как бы опускалось немного ниже. Затем в копчике начиналась особого рода пульсация, и тепло устремлялось вверх по позвоночнику. Ощущение при этом было такое, будто в спинной хребет вошёл раскалённый штырь. Однако это не было мучительно — скорее приятно. Объективно же — вдоль моего спинного хребта отмечались зоны интенсивного покраснения кожи; во многих местах кожа пульсировала, что было заметно невооружённым глазом.

По мере распространения тепла вверх по позвоночнику я погружался в различные изменённые состояния сознания, которые в целом я могу назвать прогрессирующим сомнамбулическим трансом. В этих состояниях, разумеется, у меня появлялись какие-то новые возможности — не столь впечатляющие, кстати. (Наступало, правда, видение биополей окружающих.) Как уже было сказано, настоящие сиддхи приходят к человеку лишь с подъёмом кундалини в аджна-чакру. Следует отметить, что способность к пробуждению и подъёму кундалини быстро прогрессирует от занятия к занятию — важно лишь в первый раз чего-то добиться, а потом это самое что-то будет вам даваться значительно легче. Мне, например, на пике моих достижений в данной области было достаточно просто вспомнить о кундалини или же кинестетически ощутить область крестца, как тотчас же в позвоночнике возникало интенсивное тепло.

Между прочим, раскрытие сердечного центра сопровождается одним интересным явлением — звуком нада. Когда кундалини в анахате, этот звук — в точности как колокольный звон. Не перезвон, а именно звон, благовест. Он очень отчётлив, даже громок. Стоило мне услышать нада в первый раз, как у меня моментально рассеялись все сомнения по поводу того, откуда в нашей церкви колокола и зачем они вообще. Учтите, христианские подвижники делают упор на раскрытии именно сердечного центра. У них — и «огонь сердечный»; они и слушают своё сердце и оттуда же возносят молитвы...

Однако мы остановились на изощрённых магических методах буддизма ваджраяны. Теперь хочу обратить ваше внимание на одну весьма важную деталь: все эти божества и прочие мифологические сущности, которых буддисты помещают в свои ихоры, а индуисты находят в чакрах — все они для тех и других почти столь же очевидны и реальны, как, предположим, листья на дереве или птицы в лесу. Для европейца же всё это даже просто вообразить будет нелегко, тем более — в это поверить. С другой стороны, всем нам с детства известно о существовании, к примеру, электромагнитных полей или радиоволн, и представить себе что-то подобное труда для нас не составит. И потому в магию Востока мы постоянно будем вносить западные коррективы. (Что, кстати, обычно и делают наши экстрасенсы.)

И только теперь мы можем перейти к практической части книги. Итак, вся магия Востока непременно начинается с позы — я имею в виду само положение тела мага или того любителя острых ощущений, который вознамерился магом стать. Индийские мудрецы утверждают, что положение тела йога (асана) непременно должно быть «устойчивым и приятным», чтобы тот мог практиковать в нём пранаяму и медитацию. Между тем, самые подходящие и чаще всего рекомендуемые для занятий асаны — падмасана (знаменитая «поза лотоса») и сиддхасана — сами по себе являются для нас чем-то вроде акробатического фокуса. А, уж, об их устойчивости и приятности для европейца нечего и говорить. К счастью, дело тут не в том, чтобы каким-то определённым образом скрестить ноги. А в чём же — это вы вскоре поймёте. Мы с вами будем в основном использовать две «спокойные» позы: первая — сидя на стуле обычным образом (или почти обычным); вторая — сидя на пятках по-китайски.

Сначала обычная поза. Вы удобно устраиваетесь на стуле или в кресле, которое не должно быть низким или чересчур мягким. Ноги помещаете на полу параллельно одна другой, немного раздвинув колени. Постарайтесь сесть так, чтобы нижняя часть спины (только поясница) слегка опиралась на спинку. Спину же и голову по возможности держите на одной линии, но особенно не напрягайтесь.

Поза на пятках. Пальцы ног сведены, то есть пальцы одной ступни чуть-чуть накрывают пальцы другой. При этом пятки, напротив, разведены по сторонам, так что седалище помещается между пятками (даже если ему там и не поместиться). Колени разомкнуты, между ними — расстояние примерно в кулак. Спина прямая, но не напряжённая. Эта поза (у индусов она называется ваджрасаной) должна быть очень удобной. В ней, в частности, выполняются дыхательные упражнения, которые будут описаны в этой книге.

У многих моих соотечественников даже эта восточная поза, наверно, простейшая из всех, вызовет поначалу затруднения. Одним будет больно в области коленей, другим — в области лодыжек. Однако, регулярно усаживаясь в ваджрасану буквально на три — четыре минуты утром и вечером, можно очень быстро развить свои связки и сухожилия до нужной степени. В итоге вам будет в этой позе даже удобнее сидеть, чем на стуле — в ней легче держать спину прямой.

К слову, для тех, кто хочет похудеть или не намерен поправляться, хотя к этому имеются предпосылки. Йоги настоятельно советуют усаживаться в ваджрасану, как минимум, на 10 минут после каждого приёма пищи, поскольку эта поза облегчает прохождение её по кишечнику и, вообще, способствует обмену веществ в организме.

Описывая основные позы, я не касался положения рук, о котором я буду сообщать вам в каждом конкретном случае.

Теперь мы можем перейти к первому магическому навыку, связанному с положением тела. Сначала — чуточку теории. В современной гипнотерапии широко используются методы так называемого рычажного наведения транса. Суть их — в том, что, воспроизводя у пациента какой-либо из феноменов транса, гипнотизёр тем самым автоматически погружает его в транс. Иначе говоря, между данной парой явлений — транс и феномен транса — существует как прямая, так и обратная связь. Одним из феноменов транса, который часто используется при гипнотизации, является каталепсия или восковая гибкость тела. Причём не обязательно всего тела, а какой-то одной его части — предположим, руки, головы или корпуса. Наверно, вы уже догадались: принимая позу для медитации, как говорят йоги, или же для использования своего сенсорного аппарата в магических целях, как можем назвать это мы, грех не воспользоваться этим положением тела, или, скорее, его состоянием, для того, чтобы перейти в особый психический настрой, в котором наш магический опыт только и может получиться. Теперь проделаем упражнение.


Упражнение 1 (предпосылки транса в позе).

Сядьте ровно на стуле, как это было описано выше. Кисти опустите на колени — лучше, если о них будут опираться внешние рёбра ладоней, но при этом ваши пальцы не до конца собраны, в кулаки. Не особенно старайтесь расслабиться. В этой позе как бы застыньте, закоченейте. Теперь обратите внимание на остаточный тонус мышц в руках — всё ваше внимание направлено на этот тонус, на его ощущение (кинестетическая модальность). Перенесите внимание на свою голову и лицо — почувствуйте остаточный тонус мышц этой части тела. Теперь перейдите к ногам, после них можете снова вернуться к рукам. Так поработайте с кинестетическим ощущением минуты три — четыре. Затем на минуту — другую перейдите в визуальную модальность. Для этого обратите внимание на любой предмет, который находится перед вами. Только ни в коем случае не двигайтесь. Не забудьте — ваше тело застыло, закоченело! Внимательно (но бесстрастно!) посмотрев какое-то время на выбранный предмет (визуальная модальность), вернитесь к кинестетическим ощущением. Можете опять начать с рук и действовать дальше по прежней схеме. Очень возможно, что к этому моменту ваши веки захотят опуститься — позвольте им это.

Обратите внимание на изменения в своём состоянии. Во-первых, ваше дыхание — оно изменилось само собой, стало медленным и глубоким. Затем, ощущение внутренней тишины и отстранённости от остального мира... Хорошенько прочувствуйте достигнутое состояние сознания, которое является одной из модификаций транса — видимо, начальной фазой сомнамбулического транса. Со временем (при регулярных упражнениях) вы будете погружаться в неё очень легко. Для этого вам будет достаточно просто принять выбранную позу (сработают якоря условного рефлекса).


Надеюсь, теперь вы понимаете, что подразумевают йоги под «устойчивой и приятной» позой для медитации. Когда же вы научитесь её принимать, то есть за счёт самой позы погружаться в изменённое состояние, мы можем попробовать работать с энергией.

Возьмём для начала очень простое, но и очень полезное упражнение. Собственно, это — один древний даосский тренинг, особо ценимый и поныне последователями различных восточных школ единоборств. Оно и не удивительно: эта относительно простая психотехника не только мощно стабилизирует психику, но и повышает проводимость наших нервных стволов, а значит, и скорость реакций. Предлагаю вам современный вариант этого упражнения, которое я рекомендую вам в дальнейшем выполнять ежедневно утром и вечером — так сказать, для поддержания в порядке своей энергосистемы.

Китайцы выполняют его в позе на пятках с прямой спиной и слегка разведёнными коленями (как это описано выше). Впрочем, можете сидеть на стуле, опустив руки на колени. При этом, если вы выполняете упражнение в направлении с позвоночника на грудь (основной вариант), то ладони повернуты вниз (лежат на коленях). Если же вы ведёте энергию-внимание вверх по груди, через голову и затем вниз по спинному хребту, то лучше развернуть кисти ладонями вверх.


Упражнение 2 (путешествие по Малому небесному кругу).

Приняв выбранную позу и затаившись в ней, как это было описано в Упражнении 1, полностью перенесите внимание на свой копчик. Попробуйте почувствовать его кинестетически, затем попытайтесь увидеть его внутренним взором. Задержавшись на копчике секунды 3-4, как бы хорошенько «зацепившись» за него вниманием, начинайте медленно подниматься своим вниманием по спинному хребту. При этом точно также начинайте с кинестетического ощущения того или иного участка и переходите затем к визуальному его представлению. Пройдите область крестца и перейдите к поясничному отделу позвоночника, затем — к грудному, шейному... Вскоре у вас возникнет ощущение, будто по хребту вместе с вниманием поднимается нечто жидкое и густое, точно ртуть в термометре. (Китайцы говорят о ци, энергии.) Возможны (но не обязательны) и сопутствующие ощущения: покалывание, тепло, пульсация в позвоночнике и др.

Некоторые места ваше внимание попытается «проскочить» побыстрее, словно там — пустота или, напротив, какая-то преграда. Это как раз и есть участки нервных блокировок. А потому подольше задержитесь на них вниманием, «снимая» тем самым блокировки. При этом можете несколько раз сменить систему представлений — с кинестетической на визуальную и наоборот. Но особенно не усердствуйте: при регулярных занятиях все ваши блокировки постепенно снимутся автоматически.

С шейных позвонков перейдите на среднюю линию затылка и поднимитесь по ней до макушки. Оттуда спуститесь на лоб и пройдите по носу. Под ним, в области рта, — естественный разрыв, разъединяющий заднюю и переднюю части энергопотока. Мостом для внимания-энергии в этом месте служит язык, прижатый к верхнему нёбу. Затем по средней линии подбородка опуститесь на шею, по ней между ключицами перейдите на грудь и продолжайте следовать вниманием вниз по средней линии тела. Точно так же задерживайтесь подольше на всех «тёмных» областях, через которые внимание стремится «перепрыгнуть». Проследовав область гениталий, вы натолкнётесь на второй естественный разрыв энергопотока, расположенный в районе ануса. Его можно преодолеть, немного подав вперед таз и слегка сократив мышцы ануса. Упражнение заканчивается, когда внимание возвращается в копчик.


По китайским представлениям, мы проходим таким образом по Малому небесному (энергетическому) кругу. Вся процедура может занимать у начинающих до пяти минут или даже больше; немного потренировавшись, вы будете с нею справляться за минуту-полторы, а то и меньше. Для стабилизации сознания и постепенного снятия блокировок нервных стволов вполне достаточно регулярно проделывать два-три таких экскурса.

Движение по Малому небесному кругу может выполняться в двух направлениях. Во-первых, в том, в котором оно описано выше. Это направление — основное; в вечерние часы упражнение выполняется только так. Ну, а в утренние часы можно прогуляться по Небесному кругу обратным путём, — проследовать вниманием вверх по передней срединной линии тела, начиная от ануса, и опуститься по спинному хребту (данный режим предпочтительнее в тех случаях, когда вам предстоят серьёзные физические или психические нагрузки).

Следующее упражнение — подготовительное, его цель — научиться «чувствовать» энергию.


Упражнение 3

Сядьте так, как вам удобно. Положите кисти на колени ладонями вниз. Начните с левой руки (если же вы — «левша», то с правой). В утренние часы вначале сосредоточивайтесь на мизинце, в вечерние — на указательном пальце.

Итак, глядите на палец, внимательно его рассматривайте в течение, предположим, 30 сек. Затем зрительно представьте, как этот палец постепенно наполняется энергией. Эта энергия — небыстрая, вязкая, тяжёлая. Она похожа на ртуть в термометре (не цветом, конечно). «Увидев», что энергия наполнила палец, перейдите в кинестетическую модальность. Теперь ощутите эту энергию, почувствуйте, как из пальца она понемногу начинает перетекать в ладонь. Во-первых, почувствуйте её тяжесть, затем у вас возникнут какие-то другие ощущения — может быть, тепло, «мурашки», покалывание, лёгкое онемение... Постепенно наполните энергией всю кисть — из «пускового» пальца она вначале перетечёт в ладонь, а затем уже оттуда распространится и во все остальные пальцы, заполнив их целиком. Чередуйте системы представлений: вначале вы сосредоточиваетесь на том, чтобы энергию «видеть», и лишь затем — на том, чтобы её ощутить. (Некоторые люди найдут, что им легче действовать в обратном порядке — прежде ощущать, а потом «видеть».)

Добившись удовлетворяющего вас результата в работе с левой кистью, перейдите к правой и повторите с нею всё в том же порядке. Теперь это у вас получится значительно легче и быстрей.

Завершая упражнение, поднимите кисти до уровня живота и соедините ладони. Смешайте энергии правой и левой рук: вначале увидьте-почувствуйте, как из правой ладони энергия перетекает в левую. При этом основное ваше внимание — на ощущениях левой ладони. Потом ощущайте правой ладонью, как в неё перетекает энергия из левой. В итоге общий энергетический заряд, который вы собрали в ладонях, должен существенно возрасти.

Заканчивая упражнение, верните руки на колени и позвольте энергии уйти через ноги в землю, что тоже займёт некоторое время, может быть, минуту или две.


Изюминка метода — в смене модальностей чувственных представлений. Переходя от зрительных представлений к кинестетическим и наоборот, вы стимулируете весь процесс визуализации, а также своё погружение в изменённое состояние сознания.

И последнее упражнение в этой главе. Наверно, я предлагаю вам его рановато и, тем не менее, попробуйте его выполнить: у многих из вас эта техника всё-таки «заработает» — лучше или хуже, — а это прибавит вам уверенности в себе и желания заниматься в дальнейшем. Те же, у кого это упражнение не пойдёт совсем или, скорее, кому покажется, что оно не получается, смогут вернуться к нему через некоторое время, когда уже в некоторой степени разовьют свои экстрасенсорные способности.


Упражнение 4 (магический столб энергии).

Сначала проделайте со своими руками всё то же, что и в Упражнении 3 — вплоть до того шага, когда ладони соединяются перед животом. Теперь же приподнимите их, разверните друг к другу, но не соединяйте — пусть между ними останется расстояние в 10-15 см. Теперь вы должны почувствовать-увидеть энерго-информационное поле, возникшее между вашими ладонями.

Начните с кинестетики. Глядя на свои руки расфокусированным взглядом (как бы сквозь них), попробуйте ощутить левой ладонью незначительные колебания правой ладони, которые, так или иначе, имеют место. При этом, несмотря на то, что основное ваше внимание направлено на кинестетические ощущения в левой ладони, у вас они непроизвольно возникнут в правой — может быть, холодок, тепло, покалывание, мурашки или же чувство «отталкивающего» поля. Через некоторое время проделайте то же самое в обратном порядке, то есть, попытайтесь почувствовать правой ладонью колебания левой и получите аналогичный результат. Возможно, вам поначалу придётся повторить всю процедуру не один раз, смещая внимание с ощущений левой ладони на ощущения в правой и обратно. В результате же вы почувствуете между ладонями нечто вроде упругого силового столба энергии. В дальнейшем я буду называть его первичным энергетическим столбом.

Теперь можно перейти в визуальную модальность. Но прежде попробую растолковать вам, КАК нужно смотреть. Я у же упомянул про расфокусированный взгляд сквозь то, на что вы смотрите. Главное же, конечно — КАК его достичь, поскольку от этого зависит в данном случае (и в других) очень многое. Искомый немигающий расфокусированный взгляд получится у вас, если вы попробуете смотреть не «глазами», а «мозжечком», то есть, из затылка и через межбровье. А для этого крайне желательно вначале кинестетически ощутить ту область, из которой (или даже которой) вы и смотрите. Проще всего почувствовать свой мозжечок (медуллу) — это с умеренной силой надавить корнём языка на мягкое нёбо поближе к горлу. Попробуйте это проделать, и вы сразу же почувствуете давление внутри головы. Это и есть искомое место, из которого нужно «смотреть». Впрочем, существует и немало других способов его ощутить. Можно, к примеру, с закрытыми (или полузакрытыми) глазами скосить их на переносицу и как бы «упереться» в неё взглядом. В итоге через небольшое время ваш внутренний взор сам собой оттянется назад, и вы почувствуете давление в мозжечке. (Этот приём широко используется в йоге при выполнении так называемой тратаки, то есть интенсивного сосредоточения на межбровье.)

Итак, перейдя в визуальную модальность, вы глядите немигающим расфокусированным взглядом из затылка (в дальнейшем я буду называть его магическим) на энергетический столб, который ощущаете между ладонями. Теперь с этим столбом вы можете проделать множество интересных и полезных вещей, например, «зарядить» воду, воздействовать на ту или иную систему организма, собственного или чужого, и даже создать амулет. В дальнейшем к этому мы ещё подойдём. А пока ограничимся тем, что попытаемся его ещё и «увидеть». Для этого снова на короткое время перейдите в кинестетическую модальность, но на сей раз обратите внимание на вибрации энергетического столба — попытайтесь ощутить их ритм и темп. Вероятно, он окажется весьма интенсивным, то есть частота колебаний будет высокой, значительно превышающей ваш собственный внутренний ритм. Для начала хорошо её почувствуйте и только потом перейдите снова в визуальную модальность и своим магическим взглядом попробуйте «увидеть» вибрирующий энергетический столб. Если это вам почему-либо не удастся с первого раза, повторите попытку, оттолкнувшись, как это было указано, от кинестетического ощущения вибрирующего энергетического столба.


При выполнении этого упражнения вы, наверно, обратите внимание на некоторые вещи, которые будут с вами происходить. Прежде всего, самопроизвольно изменится ваше дыхание. (Только не стоит насильственно его менять!) На этом этапе оно станет более глубоким — значительно глубже, чем обычное ваше дыхание. Потом оно начнёт само по себе затаиваться, при этом у вас появится ощущение, будто лёгкие наполнены воздухом, который почти не выходит из них — вы лишь время от времени его выдыхаете. Не пугайтесь, это нормально. Также напомню вам, что изменение дыхания есть вернейший показатель вашего перехода в иное психическое состояние, в данном случае — в состояние формирующегося транса. Вообще, наше дыхание и состояние сознания — это как бы два связанных между собой рычага. Если воздействовать на какой-то из них, то автоматически приходит в движение и другой. В классической йоге обычно начинают с дыхания, которому посвящён целый её раздел — пранаяма. Мы в данном случае пошли обратным путём — начали прямо с сознания, а именно, с чувственных представлений, что, как показывает опыт, западному человеку даётся легче. Впрочем, в дальнейшем мы воспользуемся и простейшими дыхательными упражнениями йогов, которые также могут нам помочь.

Теперь о том, что вы можете увидеть. Вообще-то, зрительный образ может быть каким угодно. У одной моей знакомой это — нечто, напоминающее светящуюся паутину, у другой — цветовые пятна различной интенсивности. (Имейте в виду: то, что мы видим в данном случае, есть лишь интерпретация определённых чувственных сигналов, произведённая нашим разумом.) Большинство же видит некое слабое свечение, так сказать, лёгкий нимб. Которому, кстати, мы по собственной воле можем придавать какой-то цвет, тем самым наделяя поле определённым качеством. Например, оранжевые тона будут у нас соответствовать повышению активности, агрессии и, вместе с тем, психо-волевого потенциала. Интеллектуальный цвет — золотистый, а целебный — серебристый. В дальнейшем эти вопросы мы обсудим подробнее.

Ну, а закончить главу я хочу словами, которыми начинается «Песнь человека», пропетая Джебран Халиль Джебраном в его знаменитом «Страннике»:

«Я был прежде вечности — и вот я. И я буду до конца века, и нет бытию моему завершения.

Я плавал в пространстве бесконечности и летал в мире фантазии, и приблизился к центру вышнего света — и вот теперь я узник материи.

Я слышал учение Конфуция, и внимал мудрости Брахмы, и сидел около Будды под древом познания — и вот теперь я борюсь с невежеством и отрицанием. Я был на Синае, когда явился Яхве Моисею; был у берегов Иордана и видел чудеса Назарея; я был в Медине и слушал речи апостола арабов — и вот теперь я пленник сомнения».

Учтите, по тому же Джебрану, сомнение есть начало любого познания.








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх