ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

Ааб (перс.) – вода, у суфиев четвертый из пяти элементов.

Авраам (Абрам) – в Библии родоначальник евреев, отец Исаака. По велению Яхве Авраам должен был принести сына в жертву, но в момент жертвоприношения был остановлен ангелом.

Азал (арабск.) – начало, источник, вечность, день рождения, когда определяется чья-то судьба.

Айна Хана (арабск.) – зеркальный зал, суфии так называют физический и ментальный мир, окружающий нас, где поступки и настроения множатся и распространяются.

Али-бен-Абу-Талеб, (Хазрат Али) – «первый мусульманин» и четвертый праведный халиф, родился в 602 г. в Мекке, вернейший сотрудник Магомета и муж его дочери Фатимы. После убиения Османа провозглашен халифом, боролся с враждебной ему Айшей и ее сторонниками, убит в январе 661 г. в Куфе. По преданию, его похоронили в Неджефе, ставшем одним из «святых» мест паломничества шиитов. Сохранились его изречения и лирические стихотворения. На протяжении всей истории ислама возникали общины шиитов, обожествлявших Али, отрицавших его смерть, полагавших, что он пребывает в облаках, что гром – его голос, а молния – его улыбка.

Аллах (арабск.) – так называют Бога мусульмане и египетские христиане.

Амир Хосров Дехлеви (1253–1325) – индийский поэт, ученый, музыкант, суфий. Тюрк по происхождению. Писал на персидском языке, урду и хинди. 5 лирических диванов: «Дар юности» (1272), «Полнота совершенства» (1293) и др., 5 поэм («Хамсе»). Литературоведческие и исторические труды.

Арвах (арабск.) – (мн. число от рух – дух), духи, души, у суфиев духовный план, духовное небо.

Арджуна (санскр.) – серебро, белый цвет, имя третьего из пяти братьев Панданов, являющихся действующими лицами индийского эпоса Махабхарата.

Арш (санскр.) – крыша, небесный свод, высшее небо, Престол Бога, у суфиев экзальтация воли, чакра в голове, сердце человека.

Асаф Низам (1866–1911) – титул, в основном даваемый визирям, псевдоним Мира Махебуба Али Хана, девятого Низама Хайдерабадского.

Асура (санскр.) – дух, высший дух, позже злой дух, демон, нестройная музыка.

Атман, или Атма – одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное (субъективное) духовное начало; начиная с упанишад и особенно в веданте утверждается тождество атмана с брахманом, космическим (объективным) духовным началом.

Ахадият (арабск.) – единство, также абсолютный звук.

Ашраф аль-Махлукат (арабск.) – правитель этой вселенной, замечательный в своем роде человек.

Аэтш (перс.) – огонь, у суфиев третий из пяти элементов.

Баад (перс.) – ветер, воздух, второй из пяти элементов.

Багх, Бахар и Бюльбюль (перс.) – Багх – цветник, фруктовый сад, у суфиев в персидской поэзии символ для «Зат». Бахар – весна, состояние цветения, в суфийской символике и в персидской поэзии символ Сифат (проявленного мира). Бюльбюль – соловей, у суфиев взгляд разума.

Бака (арабск.) – вечность, постоянство в Боге, следующее за Фана, аннигиляция, уничтожение «я», или Эго.

Бенэ Израэль (ивр.) – «сыновья Израиля»; так говорят о людях, принадлежащих к иудейской, христианской и мусульманской религиям.

Бодисатва, или Бодхисаттва (санскр.) – буквально, «тот, чья сущность (сатва) стала разумом (бодхи)».

Брахма, или Брахман (санскр.) – безличный, высший и непознаваемый Принцип Вселенной, из сущности которого все исходит и в кого все возвращается, который вечен, безначален и бесконечен. В брахманизме один из 3 высших богов, бог-создатель, творец Вселенной и всего сущего. Культ Брахмы практически отсутствует. Обычно изображается четырехликим, четырехруким, сидящим на лебеде.

Бурбанк Лютер (1849–1926) – выдающийся американский ботаник и агроном. Им выведено около 200 новых разновидностей растений. Бурбанк родился в городе Ланкастер, штат Массачусетс. С 1887 года до конца своей жизни жил и работал в городе Санта-Роза (Калифорния), где основал питомник для выведения растений. В своей работе использовал нетрадиционные методы воздействия на растения, вплоть до установки с растением мыслительной связи. Автор множества научных трудов на тему разведения растений.

Бхагаван (санскр.) – так индуисты называют Бога Вишну.

Бху-лока (санскр.) – земной мир.

Веды (санскр.) – «откровение», священные писания индусов, от корня «вид», «знать», или «божественное знание»; самый древнейший свод религиозных текстов, написанных на санскрите. Веды не являются целостным трудом, а состоят из отдельных Вед: «Самаведа», «Ригведа», «Яджурведа» и «Атхарваведа». Каждая из Вед, и почти каждый гимн в них писались различными авторами, которых отделяют целые эпохи.

Все ведические писания делятся на две большие части: «раздел деяний и трудов» и «раздел (божественного) знания», причем «Упанишады» относятся к последней категории.

Гопи – девушки-пастушки, которым Кришна обещал поиграть на флейте и потанцевать с ними, однажды ночью он явился в виде образа каждой из них.

Джабарут (арабск.) – всемогущество, рай, царство, у суфиев сфера души, астральная сфера.

Джам-э Каутир (арабск.) – название нектароносного источника в Раю, символ изобилия, процветания или мудрости.

Джаннат (арабск.) – райский сад.

Диван (персид.) – сборник стихотворений.

Дхарма (санскр.) – I) одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений: вечный моральный закон (аналог абсолюта); нравственно-социальное установление для «правильной жизни» (долг), в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму. 2) В буддизме первичные элементы бытия и психофизические элементы жизнедеятельности личности; дхармы вечны, постоянно появляются и исчезают; волнение их, источник страдания, прекращается в состоянии нирваны.

Дэва-лока (санскр.) – мир Богов, у суфиев мир джиннов.

Зат (арабск.) – букв, «природа», «сущность», «источник»; у суфиев Единый Сущий, Бог, или Абсолют.

Иблис (арабск.) – дьявол, Сатана.

Икбал Мухаммад (1873 или 1877–1938) – поэт, философ Индостана. Писал на языках урду и персидском. В гуманистических, патриотических стихах (сб. «Крыло Гавриила», 1935, «Дары Геджаза». 1938 и др.) воспел созидательную деятельность, призывал к переустройству социальной жизни.

Иман (арабск.) – вера, убежденность.

Кабир (ок. 1440 – ок. 1518) – индийский поэт. Писал на хинди. Был равно почитаем и мусульманами и индуистами. По профессии ткач. Один из проповедников учения бхакти.

Карма (санскр.) – букв, «действие», «работа», «деяние». Одно из основных понятий индийской религии (индуизма, буддизма, джайнизма) и философии, дополняющее понятие сансары. Кармой считается результат и ритм прошлых действий и поступков, она определяет характер нового рождения человека или его перевоплощения. Иногда карма рассматривается как влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.

Лахут (арабск.) – божественность, божественное естество, дух, у суфиев сфера Лахут ощущается во время сна.

Майя (санскр.) – понятие древней и средневековой индийской философии, имеет несколько значений, наиболее известное – иллюзорность всего воспринимаемого мира, скрывающего под видимым многообразием свою истинную сущность, Брахмана как единственная реальность.

Малак (арабск.) – ангел мужской природы.

Малакут (арабск.) – царство, государство, владение, у суфиев план джиннов, сфера мысли и воображения.

Манас (санскр.) – внутренний орган восприятия и постижения, разум.

Моисей – в Библии предводитель израильских племен, призванный богом Яхве вывести израильтян из фараоновского рабства сквозь расступившиеся волы «Чермного» (Красного) моря: на горе Синай Бог дал Моисею скрижали с «10 заповедями». У иудеев, христиан и мусульман Моисей – пророк.

Мункир и Накир (арабск.) – Два ангела, являющихся к человеку за его душой после смерти.

Мухаммед (Мохаммед, Мухаммад; в европейской литературе часто Магомет, Магомед, ок. 570–632) – основатель ислама, почитается как пророк. Выходец из рода Банухашим арабского племени курейшитов. Получив, по преданию, ок. 609 (или 610) откровение Аллаха, выступил в Мекке с проповедью новой веры.

Наза (арабск.) – последний вздох, предсмертная агония. У суфиев приостановка действия, чистилище.

Назар (арабск.) – поклон, подношение, подарок, у Инайят Хана название одной из молитв.

Насут (арабск.) – человечность, человеческое естество, у суфиев план физического существования.

Нахазат (арабск.) – ходьба, отправление, подъем.

Hyp (арабск.) – свет, сияние. Один из пяти элементов. Ан-Нур – одно из 99 имен Бога.

Нур-Захур (арабск.) – проявление Божественного Существа. В дословном переводе «захур» означает появление или проявление.

Пала (санскр.) – малейший отрезок времени, 24 часть секунды, мгновение, движение ресницы, пульсация. В случае меры веса – одна сотая толы (1.3 грамма).

Пралайя (санскр.) – разложение, разрушение, особенно в смысле Вселенной.

Расул (арабск. посланник) – один из терминов, которыми в исламе обозначается Мухаммед, считающийся посланником (расулом) Аллаха. Признание Мухаммеда посланником Аллаха, один из главных догматов ислама.

Рисалат (арабск.) – божественная миссия (рисала) Мухаммада по проповеди истинной веры и обращению людей в нее.

Руми – полное имя Джелал-уд-дин Руми («Рум» – так называлась Малая Азия), а Руми означает «человек из Малой Азии». В Турции он известен под именем Мевляна (наш Мастер). Родился в Балхе в 1205 г., большую часть своей жизни прожил в Конье (Турция). По образованию он был правовед и не интересовался суфизмом до тех пор, пока не встретил своего будущего учителя Шамса Табризского в 1240 г. После чего он становится знаменитым суфием и поэтом. Он написал сборник притч в стихах «Маснави», затем «Диван» («Диван Шамса Табризского»). Он является основателем ордена Мевлеви – «Танцующих дервишей». Покинул плотный мир в 1273 году.

Рух (арабск.) – душа, дух, жизнь.

Саади – персидский поэт и писатель (1184–1291). Настоящее имя Мусли-уд-дин. Всю свою жизнь он странствовал по мусульманскому миру, был в плену у франков и возвратился к себе на родину в Шираз уже пожилым человеком. В 1257 г. он опубликовал сборник стихов «Бустан» («Место сладких запахов»), а в 1258 г. написал произведение «Гулистан» («Розовый сад»), где проза перемежается с поэзией. Его стихи полны доброты, юмора и скрытого символизма, часто в них он зашифровывал описание тех состояний, которые испытывает мистик на своем пути.

Самадхи (санскр.) – «сведение вместе», союз, медитация, в которой ум приобретает способность выхода из своей ограниченной состоянием бодрствования деятельности в высшее и свободное состояние сознания, одна из последних ступеней йоги. То же, что у суфиев Амаль, Хахут, или Халь.

Саут-е-Сармад (арабск.) – вечный, или абстрактный, неизменный звук, музыка ангелических сфер.

Свар-лока (санскр.) – заоблачный, небесный мир, у суфиев сфера ангелов.

Сифат (арабск.) – хвала, качество, атрибут. У суфиев познаваемое, то, что познается при помощи «Я», проявление. Противоположное ему – Зат.

Сура (санскр.) – солнце, воздух, тон (дыхание, звук, ангел).

Тадж-Махал – памятник могольской архитектуры, мавзолей султана Шах-Джахана и его жены Мумтаз-Махал, построен в период с 1630–1652. Архитектором мавзолея предположительно является Устад Иса. Тадж-Махал располагается на берегу реки Джамны, в городе Агра (Индия). Высота сооружения 74 м. Вокруг прекрасный сад с фонтанами и водоемом.

Танзи (арабск.) – первая из трех ступеней к проявлению, незаметная, в противоположность ей ташби.

Ташби (арабск.) – аллегория, сравнение, у суфиев последняя из трех ступеней проявления, признание Единосущего посредством сравнения: «Он не это и не то».

Фана (арабск.) – буквально, разрушение, смерть, временность, проходящее состояние. У суфиев исчезновение, один из этапов на пути к Богу.

Фараби, или Аль-Фараби – Мохаммед бен-Торхан-Абу-Наср, арабский философ, комментатор Аристотеля, учил в Багдаде и Алеппо, умер в 954 году.

Хаак (перс.) – земля, у суфиев первый из пяти элементов.

Хадис (арабск.) – рассказ о поступках и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников, вводимый в обиход посредством устной передачи от рассказчика к рассказчику. Существует шесть главных и множество второстепенных сборников хадисов.

Хаир и Хар (арабск.) – два ангела, первый записывает добрые поступки и деяния человека. Второй ангел Хар записывает дурные поступки.

Хахут (арабск.) – осознание, у суфиев высший духовный опыт, в индуизме синонимом является понятие самадхи.

Худа (перс.) – Бог.

Чайтанья (санскр.) – осознанность, разумность. У Инайят Хана Дух, или Свет Бога.

Шамс Табризский (Табризи) – таинственный дервиш, поэт и мистик, которого в 1244 году встретил Джелал-уд-дин Руми. Проповеди Табризи оказали такое сильное воздействие на Руми, что тот стал его учеником.

Шанкарачарья – индийский философ, жил в 780–820 гг. Стремился построить духовный взгляд на жизнь на рациональном основании. Один из приверженцев адвайты недвойственности в философии. Эта концепция очень близка индийским суфиям.

Эмерсон Ральф (1803–1882) – американский философ и поэт; его поэзия и философия исходит из предположения нравственного миропорядка. Он стремился одухотворить жизнь, выдвигал духовное понимание природы, и особенно личную независимость.

Якин (арабск.) – доверие, уверенность, прямая вера.

Составитель словаря С.Э.Москалев








 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх