• Девять миров и двадцать четыре пути
  • Утарк и 24 пути
  • Многомерный утарк
  • Нордическая цветовая таблица
  • Глава 3

    Рунософия

    Знания о девяти мирах, описанных в нордической традиции, так же важны, как и знания о рунах. Девять миров — это не только обиталище мифических персонажей, они являют собой аспекты бытия и человеческого сознания. Девять миров связаны между собой ясенем Иггдрасилем, осью, находящейся в центре Вселенной. Миры можно разделить на три триады. Первые три — это «верхний мир» шаманов, суперэго человека. Три последующих — «срединный мир» и сознание, а три последних — это «подземный мир», подсознание и неизведанное.

    МУСПЕЛЬХЕЙМ. Мир жара и огня. Один из крайних полюсов космических сил. Слово «muspilli» означает «мировой огонь». Муспельхейм, который находится на юге, — это обиталище тех сил, которые начнут Рагнарек. Им управляет огненный великан Сурт, повелевающий легионами сынов Муспелля. У Сурта есть горящий меч. Муспельхейм представляет собой экстенсивные, расширяющиеся силы Вселенной. Муспельхейм — это плазма и чистая энергия.

    АСГАРД. Мир богов. Асгард — это обиталище асов и ванов. Вокруг Асгарда великаном была построена стена. Асы — боги войны и строители Вселенной. Они — хранители порядка космоса. Асы ведут с великанами войну, но иногда и сотрудничают. Асгард — средоточие «онда», духа и дыхания, дающих жизнь.

    ВАНАХЕЙМ. Мир ванов. Ваны — это другая группа богов. Часто считают, что они принадлежат к более старой и могущественной расе, чем асы. Тайнам магии Одина обучала богиня из ванов — Фрейя. Ваны связаны с плодородием и водой. Они — боги колдовства. Ванахейм — мир сексуальности. Принадлежащий к ванам бог Фрейр часто изображается с огромным эрегированным фаллосом. Фрейр и Фрейя объединены в «hieros gamos», священном сексуальном общении и браке. Ванахейм — средоточие «фюльгьи». Фюльгья — это тотемное животное и женский дух-хранитель каждого человека. Фюльгья связана с дисами, а главная из дисов — Ванадис, атрибут Фрейи.

    ЛЬЮСАЛЬФХЕЙМ. Светлые альвы — альвы небесные. Они — родственники ванов, которых в «Перебранке Локи» называют «альвами». Бог Фрейр обитает в Альфхейме. Асы подарили ему этот мир. Альвы были окружены большим почитанием, чем это показано в мифах. Альвы — духи природы, а светлые альвы связаны с феями. Солнце называют «alvglans». Льюсальфхейм, как и Ванахейм, связан с плодородием и сексуальностью, но также и с интеллектом и ясностью рассудка. Льюсальфхейм — средоточие «хугра», мысли.

    МИДГАРД. Мир людей. Материальный мир и физическая природа. В человеке Мидгард символизирует физическое тело, которое называется «лик». Оно не создано богами. Первые двое людей созданы из бревен. Воден, Вили и Be дали физическим телам (бревнам) жизнь и дух, понимание и чувства, эмоции и другие ощущения.

    СВАРТАЛЬФХЕЙМ. Темные альвы — альвы подземелий. Они — мастеровые и кузнецы, которые создают сокровища и лучшее оружие. Они связаны с карлами. Как и светлые альвы, темные — духи природы. Они обитают под камнями, в горах и под землей. Они символизируют формирующую силу, то, что создает форму, «хамр». Если светлые альвы — это интеллект, то темные — чувства.

    ЁТУНХЕЙМ. Мир великанов. По сравнению с богами великаны — более старая раса. Они символизируют хаос, силы, которые находятся вне космоса, упорядоченного богами. Замок Утгард находится в Ётунхейме. Великаны очень мудры, они сохраняют все знания с древнейших времен. В Ётунхейме находится колодец Мимира, которому Один, чтобы получить доступ к тайнам, «минни», жертвует собственный глаз. Ётунхейм — средоточие минни, магической памяти. Колодец Мимира — это то, что оккультисты иногда называют «хрониками акаши», место или уровень, на котором запечатлевается информация обо всем сущем.

    ХЕЛЬХЕЙМ. Хельхейм или Хель — мир мертвых. Это — самый неверно понимаемый из всех нордических миров. Истинное значение Хель скрыто невежеством. Неудивительно, потому что имя «Хель» означает «скрытый» или «спрятанный». Хельхейм — мир «ничто», он включает в себя девять миров, которые являются темными эквивалентами миров Иггд-расиля. Хель считался нордическим адом, где оказывались все, кто умирал от болезни (в постели). Хель — это мир скрытых тайн. Здесь не только смерть, но и то, что предшествует жизни. Хель, как и земля, дарует жизнь на основе гниения и смерти. Хель — темная богиня, обладающая двойной природой, жизнью и смертью. Ее лицо наполовину синее, наполовину телесного цвета. Иногда говорят, что оно наполовину белое, наполовину черное. Дорога в Хель ведет глубоко в подземный мир, в темные долины и через реку Гьелль. Хельхейм охраняет дева Модгунн, которая пропускает человека только после того, как он назовет свое имя и родословную. Другой страж Хельхейма — ужасный пес Гарм. Дорога в Хель занимает девять дней и наполнена множеством трудностей. Заметьте, что Один висит на Иггдрасиле девять дней. Хель — это мир смерти, где скрыты тайны бытия, руны. Хель — это завершение. Это — не место страданий, но область, в которой можно обрести полное знание, которое скрыто. Хель — средоточие двойника, которого называют «ворд».

    НИФЛЬХЕЙМ. Мир зимы и льда. Это самый нижний из миров, который лежит под Хель. Нифльхейм — другой полюс Вселенной, противоположный Муспельхейму. Это сила сокращения, всасывания. Хель, богиня смерти, которую сбросили в Нифльхейм, построила свой мир над ним. Нифльхейм иногда называют «Нифльхель». Считается, что это еще более темное и страшное место, чем мир смерти. Сюда после смерти попадают преступники. Из центра Нифльхейма в одиннадцать рек растекается источник Вергельмер.

    В Вергельмере обитает змей Нидхегг. Нидхегг — этот «антисилы» Вселенной, воплощение деструктивного принципа. Однако не следует забывать, что вся жизнь берет начало из вод Нифльхейма.

    Девять миров и двадцать четыре пути

    Наиболее важным символом западного оккультизма, описывающим Вселенную, является каббалистическое древо жизни. Оно состоит из десяти миров, соответствующих десяти уровням проявления и творения, от изначальной идеи до завершения. Десять миров соединены двадцатью двумя путями, которые соотносятся с двадцатью двумя арканами Таро или 22 буквами еврейского алфавита. В нордической традиции также есть символ Вселенной, однако он строится по другому принципу. Вместо того чтобы видеть лишь один источник творения, нордический миф о творении говорит о встрече двух противоположных сил. В созданных мирах есть и жизнь, и смерть, в то время как каббала фокусируется на дуализме между добром и злом: смерть и «зло» не включаются в структуры творения. Вместо этого создается гигантская тень древа жизни, «древо смерти». В нордической традиции этому в некоторой степени соответствует Хельдрасиль и девять миров Хель. Тем не менее, в нордической системе нет такого четкого дуализма. Жизнь и смерть едины. Боги и их враги, великаны, часто сотрудничают.

    Нордическое мировое дерево, Иггдрасиль, можно сравнить с древом жизни. Иггдрасиль можно изобразить так, что он будет похож на каббалистическое древо, но содержит двадцать четыре пути, соответствующие рунам. Руны — аспекты плетения, которое называется «плетением Урд (Вюрд)», объединяющим Вселенную и различные миры. Пути на мировом дереве, как и рунный ряд, разделяются на три этта по восемь рун каждый.

    Конечно, возможны несколько вариантов размещения путей, в зависимости от эттов, их имен и положения миров. Здесь мы используем метод, основанный на утарке, фокусируясь на идее, что все было создано в результате взаимодействия двух первобытных противоположных сил. Выделено три этта. Ур, который символизирует поток силы из миров огня и льда и является основанием для остальных миров. Науд, символизирующий время и колесо судьбы. Это — те космические силы, которые неподвластны контролю со стороны человека. Пройдя инициацию в тайны рун, человек получает возможность контролировать колесо судьбы и миры вне Мидгарда. Этт Бьярка — мир людей, их жизни и душевных качеств. Он также связан с инициацией и возрождением. Изначальные обиталища турсов здесь отделены от человека, который может обладать полной душой (лик, ворд, онд, хамр, фюльгья, хугр и минни здесь соединяются), которая находится между двух полюсов, но не притягивается ни к одному из них.

    Утарк и 24 пути

    Этт Ур

    УР. Нифльхейм-Хель: Вермельгер и изначальные воды, которые породили Вселенную

    ТУРС. Нифльхейм-Ётунхейм: в Нифльхейме создаются ледяные великаны, которые населяют Ётунхейм.

    АС. Муспельхейм-Асгард: из жара создаются боги. Божественная динамическая энергия.

    РЭЙД. Нифльхейм-Свартальфхейм: из тела изначального великана создаются карлы. Четыре карлика по сторонам света поддерживают мир.

    КЕН. Муспельхейм-Льюсальфхейм: искра из Муспельхейма в Льюсальфхейме становится светом и порождает солнце, Альв-гланс.

    ГИФУ. Асгард-Мидгард: боги дарят человеку жизнь и качества души. Человек приносит богам жертвенные подарки.

    ВЮНЬЯ. Муспельхейм-Ванахейм: свет и энергия. Радость и плодородие. Руна ванов.

    ХАГАЛЬ. Мидгард-Хельхейм: смерть и то, что скрыто. Инициация человека в тайны рун.

    Этт Науд

    НАУД. Хельхейм-Ётунхейм: Урд и Мимир. Предназначение и память. Хранит тайны рун.

    ИС. Ётунхейм-Свартальфхейм: пласты льда в подземном мире, которые преграждают путь человека в Хель.

    ЙАРА. Асгард-Ванахейм: встреча асов и ванов. Один и Фрейя.

    ПЕРТРА. Ётунхейм-Льюсальфхейм: колодец Мимира (или Урд), который объединяет память и мысли.

    ЭЙВАЗ. Свартальфхейм-Ванахейм: фаллический принцип, объединяющий основные инстинкты и плодородие.

    АЛЬГИЗ. Льюсальфхейм-Асгард: природа как божественное святилище. Дом фей среди деревьев.

    СОЛ. Льюсальфхейм-Ванахейм: Альвгланс, солнце как солярная природа бога Фрейра, правителя Ванахейма и Льюсальфхейма.

    ТЮР. Хельхейм-Свартальфхейм: адский волк, скованный цепью Глейпнир, которую изготовили карлы.

    Этт Бьярка

    БЬЯРКА. Мидгард-Ванахейм: возрождение. Плодородная сила ванов.

    Э. Асгард-Ётунхейм: сотрудничество великанов и асов. Рождение Слейпнира. Конное путешествие в Утгард.

    МАННАЗ. Мидгард-Свартальфхейм: создание формы человека.

    ЛАГУ. Хельхейм-Свартальфхейм: источник, в котором поднимаются подземные воды.

    ИНГ. Ванахейм-Хельхейм: семя, оплодотворяющее подземный мир.

    ОДАЛЬ. Мидгард-Ётунхейм: мир людей ограничен и защищен от сил хаоса.

    ДАГАЗ. Мидгард-Льюсальфхейм: человеческий интеллект. Просвещение. Ясность.

    ФЕ. Асгард-Свартальфхейм: сокровища богов, приобретенные у подземных карл.

    Многомерный утарк

    Руны не следует понимать линейно, всегда считая руну ур первой, а фе — последней. Руны символизируют многомерные принципы. Исследуя различные сочетания рун, можно понять их скрытые смыслы.

    24 руны можно поместить в 12 концентрических окружностей.

    Первая и последняя руны — на противоположных сторонах внешней окружности. Во внутренних окружностях попарно помещаются руны с противоположных концов утарка. Внутренняя окружность состоит из срединной пары — «пертра» и «эйваз». Итак, мы получили двенадцать пар рун. Числа 12 и 24 во многих отношениях важны. Они соотносятся со знаками зодиака, сутками, месяцами. и т. д. Пары рун символизируют противоположные силы, дополняющие друг друга. Значение некоторых из пар очевидно.

    УР — ФЕ (1 — 24). Первобытный бык/прирученный скот, природа/культура.

    ТУРС — ДАГАЗ (2 — 23). Ночь/день.

    АС — ОДАЛЬ (3 — 22). Асгард/Мидгард, небо/земля.

    РЭЙД — ИНГ (4 — 21). Тор/Фрейр, структура/природа.

    КЕН — ЛАГУ (5 — 20). Огонь/вода.

    ГИФУ — МАННАЗ (6 — 19). Даритель/получатель.

    ВЮНЬЯ — Э (7 — 18). Гармония/сотрудничество.

    ХАГАЛЬ — БЬЯРКА (8 — 17). Хель/Фригг, смерть/жизнь.

    НАУД — ТЮР (9 — 16). Один/Тюр, сошествие/сохранение.

    ИС — СОЛ (10–15). Зима/лето, Нифльхейм/Муспельхейм.

    ЙАРА — АЛЬГИЗ (11 — 14). Поле/лес.

    ПЕРТРА — ЭЙВАЗ (12 — 13). Чрево/фаллос.

    Можно разбить руны и на группы по три, четыре, шесть и восемь. Таким образом можно создать мощные знаки и обнаружить группы рун, которые раскроют еще более тайные смыслы. В основу самого распространенного в нордической магии знака положена скандинавская руна «хагаль»

    К ее шести концам приписываются руны или узоры. Другой сильный знак — «эгисхьяльмур». На его двенадцати концах можно разместить 24 руны по две штуки. Таким образом возникнет еще больше пар рун с интересными значениями.

    При исследовании значений рун обращается внимание на три основных аспекта: имя, форма и позиция.

    Все эти три аспекта поддерживают теорию утарка. Для примера рассмотрим руну «ур». Имя «ур» связано с истоком (шведск. «ursprung»), «первым» и т. д. Если помнить об этом, то положение руны в ряду становится логичным. Если перевернуть руну «ур» вверх ногами, чтобы она стала похожа на букву «U», ее форма бросается в глаза. Руна символизирует чашу или чрево, из которого все рождается. В мифологии это Гиннунгагап. Форма руны также символизирует рога первобытной коровы или быка. Известно, что, кроме Ими-ра, первым существом была Аудумла, корова. Практически очевидно, что руна «ур», символизирующая мифические описания первобытного состояния, стоит в ряду первой.

    Значение руны в основном определяется ее именем. Формы рун также более или менее очевидны. Чтобы запомнить значения рун, их следует многократно рисовать или вырезать, а затем медитировать над тем, что руна может означать. В этом случае смысл рун будет очевиден. Руна льда похожа на сосульку, руна «инг» — на семя. Не требуется большого воображения, чтобы увидеть в руне «бьярка» женское тело. Руна «тюр» обладает фаллической формой, а также иллюстрирует функцию Тюра как бога порядка. Тюр — это столб, поддерживающий небосвод. Руна «альгиз», символизирующая лося, дерево и человека, наглядно иллюстрирует все три значения (рога лося, ствол и ветви дерева, человек с распростертыми руками). Положение рун связано с их нумерологическим значением. Руна «ур» первая и означает число «один». Руна «туре» — вторая. Число два ассоциируется с силами тьмы. Во всём рунном ряде можно увидеть связь между положением руны и ее значением. Сигурд Агрелл в основном использует нумерологию, чтобы обосновать свою теорию.

    Есть и другой способ увидеть значения рун, который становится ясен», когда руны используются при гадании. Некоторые руны оказываются инвертированными (вверх ногами) или повернутыми. Руны могут себя вести четырьмя различными способами. Некоторые руны симметричны, и когда они инвертированы, их смысл и значение тоже инвертируются.

    УР, АЛЬГИЗ, ТЮР, Э, МАННАЗ, ОДАЛЬ.

    Некоторые руны не симметричны, они не меняются при инвертировании, но могут быть повернуты. Их значение тогда тоже меняется, но не инвертируется.

    ТУРС, КЕН, ПЕРТРА, БЬЯРКА.

    Третья группа — и поворачиваются, и инвертируются. Их значения также и инвертируются, и меняются.

    АС, РЭЙД, ВЮНЬЯ, ЛАГУ, ФЕ.

    Четвертая группа наиболее важна. Они не переворачиваются и не инвертируются. Их значение постоянно. Обратите внимание, что таких рун девять.

    ГИФУ, ХАГАЛЬ, НАУД, ИС, ЙАРА, ЭЙВАЗ, СОЛ, ИНГ, ДАГАЗ.

    В главе, посвященной гаданию при помощи рун, мы глубже рассмотрим этот вопрос. Поначалу бывает сложно увидеть разницу между инвертированными и повернутыми рунами. Только практика может дать истинное понимание. Сейчас же более детально рассмотрим девять неизменяемых рун. Они обозначают девять миров.

    МУСПЕЛЬХЕЙМ. Руна, обозначающая мир огня, — СОЛ. Ее форма похожа на молнию и иллюстрирует силы и динамику Муспельхейма. В своей изначальной и деструктивной форме руна относится к великану Сурту. Форма руны указывает и на горящий меч Сурта.

    АСГАРД. Обычно с Асгардом ассоциируют руну АС, однако руна ГИФУ также имеет к нему отношение. Руна даров символизирует встречу богов и людей. От богов мы получаем дары, а сам Асгард часто называют центром Вселенной.

    ВАНАХЕЙМ. Очевидно, что здесь руна — ИНГ. Руна ассоциируется с плодородием, а основной бог ванов — Фрейр, которого также называют Ингом.

    ЛЬЮСАЛЬФХЕЙМ. Это мир света и ясности, к нему относится руна ДАГАЗ. Форма руны, напоминающая бабочку, указывает на населяющих этот мир фей.

    МИДГАРД. Мир людей характеризуется цикличностью и сменой времен года. Руна Мидгарда — это ЙАРА, руна времен года.

    СВАРТАЛЬФХЕЙМ. Подземные альвы — жесткие существа, но они важны в магии. Они обитают в тоннелях под корнями Иггдрасиля, а их руна — ЭЙВАЗ.

    ЁТУНХЕЙМ. Мир великанов — это мир древних сил, который противостоит космосу, созданному богами. Это — силы хаоса и нужды, но также и мудрости. В мире великанов находится колодец Мимира, который связан с Колодцем Урд. Девятая руна, НАУД, относится к Ётунхейму.

    ХЕЛЬХЕЙМ. Хель — богиня смерти, в ее мире сокрыты тайны рун, которые обнаруживаются в кристалле кварца. Руна ХАГАЛЬ относится к миру Хель.

    НИФЛЬХЕЙМ. Руна льда — руна Нифльхейма.

    Нордическая духовность не дуалистична, то есть добро и зло не находятся в состоянии неразрешимого конфликта. Возможно, древние мудрецы уделяли больше внимания нюансам и понимали, что нет абсолютного добра или абсолютного зла. Часто боги мошенничают и ведут себя менее этично, чем великаны. Тьма и свет никак не связаны со злом и добром. И тьма, и свет сосуществуют в равновесии, как ночь и день. У каждой руны есть и светлая, и темная стороны. Тем не менее в рунном ряду можно выделить группу темных, светлых и нейтральных рун. Получится три группы по восемь.

    Темные руны называют «rokkr» или «myrk». К ним принадлежат:

    УР, ТУРС, ХАГАЛЬ, НАУД, ИС, ПЕРТРА, ЭЙВАЗ, ЛАГУ.

    Светлые руны, «heid»:

    АС, КЕН, ГИФУ, ВЮНЬЯ, СОЛ, ТЮР, ДАГАЗ, ФЕ.

    Оставшиеся руны нейтральны:

    РЭЙД, ЙАРА, АЛЬГИЗ, БЬЯРКА, Э, МАН-НАЗ, ИНГ, ОДАЛЬ.

    Помните, что у каждой руны есть и светлая, и темная стороны. Не следует, однако, понимать это в моральном смысле. Темные руны не обязательно злые. Они относятся к функциям, связанным со смертью и подземным миром, но также и с тайной мудростью. Некоторые из аспектов темных рун связаны с чревом первобытными силами, породившими мир. Светлые руны могут вызвать застой или истощение. Мир, согласно нордической традиции, — это равновесие между двумя противоположностями.

    Нордическая цветовая таблица

    В разное время и в разных традициях цвета делятся на разные категории. В Младшей Эдде Снорри Стурлусона описывается трехцветная радуга, другие источники говорят, что в ней семь цветов. Нордический цветовой диапазон можно поделить на девять частей, которые соотносятся с девятью мирами. Девять цветов — это четыре основных (красный, желтый, зеленый и синий), черный и белый, золотой, серебряный и цвет земли — коричневый.

    КОРИЧНЕВЫЙ. Мидгард. Цвет земли и почвы. Мать-Земля, та, кто дает жизнь и забирает ее. Питание и стабильность.

    ЗЕЛЕНЫЙ. Ванахейм. Цвет плодоносящей и цветущей природы.

    ЖЕЛТЫЙ. Льюсальфхейм. Цвет интеллекта. Легкость, ясность, общение.

    КРАСНЫЙ. Свартальфхейм. Сила, эмоции и инстинкты. Магическая сила. Потенциал. Железо и работа с металлами.

    СИНИЙ. Ётунхейм. Мир великанов на берегу моря. Вода и колодец Мимира. Память и сны о прошлом.

    ЗОЛОТОЙ. Асгард. Божественная сила, «онд». Слава и власть. Солнце и его лучи.

    СЕРЕБРЯНЫЙ. Хельхейм. Луна и ее свет. Свет в ночи. Сила колдовства и смерти. Сны и галлюцинации.

    ЧЕРНЫЙ. Нифльхейм. Абсолютная концентрация силы. Черная дыра. Смерть и абсолютный холод. Носитель жизни и скрытый свет. Потенциальное все.

    БЕЛЫЙ. Муспельхейм. Чистая энергия. Абсолютная и неограниченная сила, постоянно распространяющаяся и расширяющаяся.







     


    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх