Глава 7.

Ом

Ом – священный слог, первый звук, произнесенный создателем, звук, ставший родоначальником любого другого звука – музыкального или речевого.

В Упанишадах сей священный слог встречается как таинственный звук, являющий собой основу любой священной мантры. Звук этот – как первый в начале создания, так и последний при исчезновении всего сущего. Прошлое, настоящее и будущее заключены в этом одном звуке, и даже то, что переходит за эту конфигурацию времени, заключено в нем.

Поистине, когда изучают риги, произносят звук ОМ. Этот звук есть этот слог – бессмертный и бесстрашный. Находя в нем убежище, боги становятся бессмертными и бесстрашными.

(Чхандогья Упанишада)

В соответствии с текстом Тантрейя Упанишады появление языка приписывается усилиям Праджапати, из чьей медитации на трех словах возникли три Веды, а также три слога бхур, бхува и суа, представляющие землю, атмосферу и небо. Далее, в результате медитации на этих трех понятиях, возник божественный слог ОМ, ставший источником речи и представляющий единство Вселенной.

Барабан Шивы создал этот звук, и он разложился на ноты октавы – Са, Ри, Га, Ма, Пад, Ха, Ни, восприимчивые ухом человека. Шива в своей разрушительной и созидательной деятельности всегда использует ОМ, кроме прочего, и являет собой звуковую форму Атмана.

...сновидение дает нам гибкость, необходимую для того, чтобы войти в другие миры, разрушая нашу убежденность в знании этого мира. Он назвал сновидение путешествием в невообразимые измерения, когда после того, когда мы постигаем все доступное человеческому восприятию, наша точка сборки выскальзывает за пределы человеческого и достигает непостижимого.

(Карлос Кастанеда)

Как утверждают Упанишады, все – сущее и не сущее, все может быть осознанно произношением ОМ. Психотерапевтический эффект ОМ поистине безграничен, а произнесение его избавляет от ошибок в выполнении жертвенных обрядов. Медитация на ОМ помогает удовлетворить многие потребности и в конечном итоге ведет к освобождению.

ОМ в тибетской традиции.


ОМ на санскaрите.

И звенело болью мгновенной,

тонким воздухом и огнем,

Сотрясая тело Вселенной,

Заповедное слово «ОМ».

(И.Гумилев)

ОМ состоит из А, У, которые, сливаясь, дают звук О и М. Чтобы правильно произнести эту мантру, надо просто широко открыть рот и затем медленно закрыть, гамма звуков, возникшая при этом, и даст А, О, У, М. ОМ также имеет значение тримурти (триады) Брахмы, Вишну и Шивы. А – символизирует творение (Брахма), У – поддержание (Вишну) и М – разрушение (Шива).

Тишиной себя баюкаю заветной,

Помню всё, всё забываю я

В этом сне без сна, в печали беспредметной,

В этом бытии небытия.

(В.Маяковский)

Таким образом, А символизирует субъективное сознание, основанное на восприятии мира, то есть наше обычное сознание; У – сознание нашего внутреннего мира, то есть мира наших мыслей, чувств, желаний (духовное сознание), и, наконец, М – сознание недифференцированного единства, не разделенного более на субъект и объект и полностью пребывающего в самом себе.

Для дикаря или ребенка сны – эпизоды яви, у поэтов и мистиков вся явь может быть сном.

(Хорхе Луис Борхес)

Теперь обратимся к философии слога ОМ. В соответствии с древней традицией звук А олицетворяет так называемую материальную Вселенную, мир грубых чувств, которые наблюдаются в состоянии бодрствования (Джаграт). Все ощущения мира снов, астрального мира обозначаются звуком У (Свапна). Звук М представляет собой состояние глубокого сна, медитации без семени (шуньяты), и все те же феномены, которые находятся за пределами понимания интеллекта (Сушупти). ОМ в целом представляет всеобъемлющее космическое сознание (Турийя) четвертого уровня, за пределами слов и понятий – сознание четвертого измерения.

Основная вибрация. Ом, который выделяют все элементные звуковые формы молитв. Раджастхан. XIX в. Рисунок чернилами на бумаге.


Философия Запада (за исключением З.Фрейда, С.Грофа и некоторых других исследователей) принимает за основу ощущения человека в состоянии бодрствования и совсем мало придает внимания ощущениям во время сна. Учение Веданты и Тантры утверждает, что для достижения истины необходимо подвергнуть анализу все три состояния бытия человека. В состоянии сновидений, когда окружающая нас реальность не воспринимается, остается и воспринимается человеком только его ЭГО. Разум и сознание исчезают в состоянии глубокого сна, и все же истинное «Я» остается без изменений во всех трех состояниях, и эта «самость» является основной реальностью, которая ощущается в этих состояниях. Этот неизменный и непреложный принцип, эта внутренняя реальность представляет собой истинное «Я» или Атман. Это и есть ОМ.

ОМ похож на то, когда мы раскрываем свои руки, чтобы объять все живущее. Он подобен цветку, раскрывающему свои лепестки свету солнца... универсальность, испытанная в ОМ, изначальном звуке вневременной реальности, должна снизойти и быть постигнутой в глубине человеческого сердца, чтобы трансформироваться в вибрирующую жизнь.

(Лама Говинда)

Почти все молитвы и высказывания из священных писаний начинаются с произнесения ОМ. Эквивалентом его является ОМКАР, почитаемый таким же образом и представляющий собой воплощение божества.

Янтра ОМ. Раджастан, XVIII в.


В «Мундака Упанишаде» есть интересное изречение: «Взяв, как лук, великое оружие Священного Учения, вложи в него стрелу, заостренную непрестанной медитацией, натяни тетиву разумом, преисполненным Тем (Брахманом). Проникнись, о благородный, Вечным, как целью. ОМ – этот лук, стрела – Атман, Брахманом зовут эту цель. Проникнись Им со вниманием, и ты соединишься с ним, как стрела с целью».

Подвести итог можно словами Ламы Л.Говинды: «Подобно зеркалу, которое отражает всевозможные формы и цвета, ОМ отражает оттенки любых характеров и воплощается в любых формах высших идеалов, не ограничивая себя исключительно каким-либо одним из них. Если бы этот священный слог был отождествлен с каким-нибудь конкретным знанием, если бы он полностью принадлежал некоему частному идеалу, не сохранив иррационального, неосязаемого качества своей сути, он никогда не был бы способен символизировать то надсознательное состояние разума, в котором все индивидуальные устремления обретают свой синтез и свое воплощение».

АУМ есть радость, запечатленная в звуке.

Радость – начало миров и конец.

Ибо она не имеет конца и начала.

(В.Сидоров)






 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх