3.3.3. Мысленное представление

Воспоминание весьма тесно связано с мысленным представлением. Использование этих двух упражнений в улучшении зрения едва ли может быть разделено. «Мысленное представление,– пишет Бэйтс,– тесно связано с воспоминанием, хотя и отличается от него. Представление зависит от воспоминания, поскольку представить какую-либо вещь можно лишь тогда, когда ее удается вспомнить. Вы не сможете представить закат, если никогда его не видели. Если вы попытаетесь представить голубое солнце, то вы станете, как покажет ретиноскоп (Прим.авт.: см. словарик в конце книги), миопиком. Ни мысленное представление, ни воспоминание не могут быть совершенны, если психика полностью не расслаблена. Следовательно, когда идеальны представление и воспоминание, зрение тоже идеально (конечно, если глаз не имеет какого-нибудь физического дефекта)» [16, с. 93].

Таким образом, можно прийти к выводу, что культивирование этих двух аспектов психической деятельности человека воспоминания и мысленного представления – способствует не только улучшению интерпретации полученного на сетчатке изображения, но и улучшению самих изображений. («Поскольку идеальное мысленное представление невозможно без идеального расслабления, то совершенное представление не только корректирует неправильную интерпретацию изображения на сетчатке, но и исправляет аномалию рефракции» [16, с. 93])

Представление же объектов в неистинном цвете, в цвете, в котором мы не привыкли его видеть, всегда приводит к напряжению психики. Например, если вы попытаетесь представить красные волны на морском побережье или голубое солнце, о котором писал Бэйтс, неизбежно появится напряжение. Возможно, оно не будет столь велико, что вы его заметите. Однако, в таких ситуациях приборы, предназначенные для регистрации кожно-гальванической реакции, засвидетельствуют ее изменение, что говорит о возросшей напряженности психической деятельности. Аппараты, построенные на подобном принципе, кстати, используются в качестве детекторов лжи, реагирующих на неверные утверждения обследуемого, поскольку и в этом случае возрастает психическое напряжение. Появившееся в результате такого представления объектов в неверной цветовой окраске напряжение достаточно, чтобы уменьшить или свести на нет эффект, даваемый пальмингом.

Попытайтесь проделать простое упражнение на мысленное представление, разработанное Р.С.Агарвалом [8, с. 46].

Упражнение №8

Закройте глаза и прикройте их ладонями. Представьте лист белой бумаги и попытайтесь мысленно написать на нем тушью свое имя. Если это удастся, то напишите по буквам свою фамилию и отчество, четко представляя себе каждую букву в отдельности. В конце записи поставьте точку. Теперь забудьте о буквах и вспоминайте только точку. Она должна казаться вам двигающейся из стороны в сторону короткими, медленными и легкими покачиваниями.

Если представление точки удается с трудом, то следует прибегнуть к другим методам расслабления, поскольку, как мы говорили ранее, останавливаться на методах, которые не дают быстрых результатов ошибочно.

………………………………………………………………

То, что мы видим, является интерпретацией нашим мозгом изображений, полученных на сетчатке. Мы можем улучшить эту интерпретацию с помощью мысленного представления. Каким образом? Чтобы это стало понятным мы приведем одно из упражнений Р.С.Агарвала 8, с. 178-179].

Упражнение №9

Возьмите проверочную таблицу и повесьте ее на таком расстоянии от себя, чтобы вы видели ее удовлетворительно (не слишком хорошо, но и не слишком плохо). Посмотрите на белый центр большой буквы "О" (Такая буква имеется в таблице Снеллена, но отсутствует в используемой у нас в стране таблице Сивцева. Вместо рекомендуемой Агарвалом буквы "О" вы можете воспользоваться одним из кружочков в правой части таблицы Сивцева. Кружочек в десятой строке соответствует приблизительно размеру большой буквы "О" в таблице Снеллена). Сравните белизну центра буквы "О" с белизной остальной части проверочной таблицы. Возможно вам это удастся легко. Если же это не удалось, то используйте ширму, т.е. карточку с маленьким отверстием в нем. Прикройте этой карточкой черную часть буквы "О" и обратите внимание на белый центр буквы, который остался видимым благодаря отверстию в карточке. Уберите ширму и заметьте, что белый центр буквы кажется белее, чем поля проверочной таблицы, когда черная часть буквы обнажается. Когда же она прикрывается ширмой, центр буквы "О" кажется имеющим такую же белизну, как и остальная часть проверочной таблицы. Следовательно, можно показать, что белый центр буквы "О" выглядит белее, чем он есть в действительности. Это и есть то, что Бэйтс называл мысленным представлением (воображением). Когда мы видим то, чего нет в реальности, мы на самом деле не видим, а лишь представляем себе это.

Сознательно представляя центр буквы "О" белее, чем он есть в действительности, мы способствуем увеличению контраста между черным и белым и, таким образом, улучшаем видение буквы.

Чем белее вы сможете представить себе центр буквы "О", тем лучше станет ваше зрение для нее, а когда улучшается видение буквы "О", улучшается видение и всех остальных букв на проверочной таблице.

Обычно белые части букв на проверочной таблице с расстоянии 4,5-6 метров кажутся для нормального глаза белее, чем края проверочной таблицы. Для глаза же с плохим зрением все выглядит наоборот.

………………………………………………………………

Очень важно в процессе мысленного представления продолжать сохранять четкий мысленный образ и после того, как это представление даст человеку возможность увидеть новые детали или объекты, о существовании которых человек даже не догадывался просто из-за своего плохого зрения. Вспомните, что мы говорили в предшествующем разделе о воспоминании точки. Бэйтс пишет, что «когда человек хочет верить в то, что буквы можно представлять, и готов их представлять без усилия увидеть или сравнить то, что он видит с тем, что он представляет (что всегда ведет обратно к напряжению), с помощью мысленного представления иногда можно добиться прекрасных результатов. Некоторым людям после того, как они представят, что видят одну букву совершенно черной и четкой, удается прочитать все буквы на нижней строчке проверочной таблицы. Большинство людей, однако, так отвлекается тем, что они видят, когда их зрение улучшается представлением, что теряют эту букву. Одно дело – суметь мысленно представить четкое видение какой-либо буквы, другое – суметь увидеть эту и другие буквы без потери контроля над этим представлением» 16, с. 94]. Для развития этой способности Бэйтс рекомендует следующее упражнение, предназначенное для миопиков. После соответствующей переработки это упражнение с успехом может быть использовано для лечения и других видов аномалий рефракции. Для выполнения этого упражнения вам надо будет предварительно ознакомиться с тем, что представляет собой центральная фиксация (раздел 3.4.1.).

Упражнение №10

Посмотрите на какую-нибудь букву с расстояния, с которого она видна лучше всего. Затем закройте глаза и вспомните ее. Повторяйте так до тех пор, пока воспоминание не станет таким же хорошим, как и видение в ближней точке. Повесив проверочную таблицу на расстоянии 6 метров, посмотрите на чистую пустую поверхность в сантиметрах тридцати или более того в стороне от нее и опять вспомните букву. Проделайте то же самое, сократив это расстояние сначала до 15, а затем и до 7-10 сантиметров. В последнем случае обратите внимание на появление букв на проверочной таблице в периферическом поле зрения. Если воспоминание по-прежнему совершенно, они покажутся тускло черными, но не серыми. При этом те буквы, что поближе к точке фиксации покажутся чернее, чем те, что подальше от нее. Постепенно сокращайте расстояние между точкой фиксации и буквой до тех пор, пока вы не сможете смотреть прямо на нее и представлять, что она видна так же хорошо, как вспоминается. Этот же принцип можно использовать для достижения воспоминания черной точки без утери видения при обретении улучшенного зрения.

Во время тренировки хорошо было бы время от времени закрывать глаза, прикрывать их ладонями рук и вспоминать совершенно черными эту букву или точку. Отдых и психический контроль, достигаемые таким способом, помогут добиться соответствующего контроля, когда человек смотрит на проверочну таблицу.

А теперь довольно длинная цитата, приводимая здесь лишь потому, что в ней отражены очень многие аспекты упражнений на воспоминание и мысленное представление. От того, насколько прочно вы усвоите то, о чем говорится в ней, будет зависеть ваша удача или неудача в достижении своей цели.

"Люди,– пишет Бэйтс,– которым этот метод приносит успех, не осознают, представляя четкую букву, видение в то же время нечеткой буквы и не отвлекаются, когда их зрение улучшается таким представлением. Многие люди могут совершенно четко вспоминать, закрыв глаза или смотря на место, где наверняка не могут увидеть букву, но как только они начинают смотреть на нее, появляется напряжение, и они теряют контроль над своим воспоминанием. А поскольку представление зависит от воспоминания, то они не могут представить видение этой буквы. В таких случаях я привык поступать одним из способов, описанных в предыдущей главе. Я начинаю с вопроса: «Можете ли вы представить черную точку в нижней части этой буквы и в то же время, четко представляя эту точку, способны ли вы представить, что вы видите эту букву?»

Иногда им это удается, но обычно – нет. Тогда их просят представить какую-нибудь часть этой буквы, обычно нижнюю. Когда им удастся представить эту часть прямой, изогнутой или открытой (в зависимости от ситуации), они смогут представить боковые и верхние части, все еще сохраняя точку внизу. Но даже после того, как они сделают это, они, возможно, по-прежнему не смогут представить всю букву целиком без потери точки. Стимулировать их к этому можно, поднося проверочную таблицу немного ближе к ним, а затем отодвигая ее. Связано это с тем, что при взгляде на поверхность, где есть какой-нибудь объект для рассматривания, представление улучшается пропорционально приближению точки, где зрение лучше вего, поскольку в этой точке глаза более всего расслаблены. Когда же на поверхности нет ничего особенного для рассматривания, расстояние не имеет значения, так как при этом не прикладывается никакого усилия увидеть.

Чтобы помочь людям мысленно представить, что они видят букву, им снова и снова надо внушать: «Разумеется, вы не видете букву. Я и не прошу вас увидеть ее. Я лишь прошу, чтобы вы ПРЕДСТАВИЛИ, что видите ее совершенно черной и совершенно отчетливой».

Когда людям с помощью мысленного представления удастся увидеть какую-нибудь известную букву, они могут применить тот же метод и к незнакомой букве. Это связано с тем, что как только любую часть буквы, такую как зона размером с точку, удается представить совершенно черной, вся буква будет увидена черной, хотя на первых порах зрительное восприятие этого факта может быть не столь длительным, чтобы человек осознал это" 16, с. 95-96].

Далеко не всегда человек способен заниматься представлением красивых пейзажей, сцен из фильмов и тому подобных вещей. Если вы слишком сильно устали или плохо себя чувствуете, чтобы воскресить в памяти какое-нибудь приятное воспоминание или же представить что-либо подобное, то последуйте совету М.Д.Корбетт и мысленно займитесь любым механическим процессом, например, рисованием картинок 47, с. 27-30]. Если талантов художника в себе вы не обнаружили, то поступите проще. Представьте, что у вас есть большой белый лист бумаги и ручка. Нарисуйте в верхнем углу листа квадратик со стороной в сантиметра 2-3. Теперь рядом с ним нарисуйте такой же квадратик, но стоящий на одной из своих вершин. Затем нарисуйте прямоугольник, длинная сторона которого горизонтальна. Нарисуйте еще один прямоугольник, но уже стоящий вертикально на своем коротком ребре. А как будет выглядить треугольник в различных положениях? Представили? Тогда нарисуйте в уме кружочек. Теперь было бы интересном рассмотреть различные комбинации ваших рисунков. Впишите кружочек в квадрат, поставьте его на на вершину треугольника, на верхний край прямоугольника или впишите его внутрь прямоугольника. Можете ли вы представить, что ваш кружочек перекатывается внутри прямоугольника от одного короткого ребра к другому и назад? Если вам это занятие не очень интересно, то придумайте сами что-нибудь аналогичное. Стоит только постараться и вы всегда найдете интересное занятие для мысленного представления.

Упражнения на мысленное представление, выполняемые правильно могут существенно улучшить ваше зрение, Бэйтс приводит в своей книги даже случаи достижения таким методом телескопического и микроскопического уровней зрения. Аналогичные описания можно встретить и в работах других авторов.


Примечания:



Библиография

1. Agarwal M.S. Everyday eyecare.– New Delhi, 1987.

2. Agarwal, Raghubir Saran. Better sight without glasses.– 2d pocket ed.– Delhi: Dr. Agarwal"s Eye Institute, 1961.– 108 p.

3. Agarwal, Raghubir Saran. Mind and vision, a handbook for the cure of imperfect sight without glasses.– 6th.ed.Pondicherry: School for Perfect Eyesight, 1972.– 269 p.

4. Agarwal, Raghubir Saran. Nature cure for your eyes.Delhi, 1964.– 173 p.

5. Agarwal, Raghubir Saran. Psycho-solar treatment for the eye; a guide for prevention and cure of defective eyesight without glasses.– Delhi: Dr. Agarwal"s Eye Institute, 1954.– 16 p.

6. Agarwal, Raghubir Saran. Secrets of Indian medicine. (An exposition of Vata, Pitta and Kapha in modern terms and principles of synthetic system of treatment).– 2d enl. ed.Delhi: Dr. Agarwal"s eye inst, 1958.– 173 p.

7. Agarwal, Raghubir Saran. Secrets of Indian medicine (Ayurveda); an exposition of vata, pitta and kapha in modern terms and principles of synthetic system of treatment.Delhi: Dr. Agarwal"s Eye Institute, 1953.– 23 p.

8. Agarwal, Raghubir Saran. Secrets of Indian medicine. Synthesis of all systems of medicine.– 3d. ed. – Pondicherry: Ashram, 1971.– 240 p.

9. Agarwal, Raghubir Saran. Synthetic research in ophthalmology; an attempt of unification of allopathy, Ayurveda, homeopathy and nature cure.– Delhi: Dr. Agarwal"s Eye Institute, 1948.– 12 p.

10. Agarwal, Raghubir Saran. Yoga of perfect sight with letters of sri Aurobindo. A guide to develop perfect sight and the divine vision.– Pondicherry, 1971.– 206 p.

11. Aldous Huxley"s vision // Journal of the American Medical Association.– vol.122.– July 31.– 1943.– p.951.

12. Barber, Theodore Xenophon. LSD, marihuana, yoga and hypnosis.– Chicago, 1970.– 337 p.

13. Basilio Gomez, Juan. Como se recupera la vision normal: el metodo natural del oftalmologo norteamericano doctor W.H.Bates por J. de S"Agaro [pseud.] – 4 ed. reformada y ampliada – Barcelona: LEDA, 1961.– 95 p.

14. Bates W.H. The Bates method for better eyesight without glasses.– New York: Holt, Rinehart and Winston, 1981.– 200 p.

15. Bates W.H. The Bates method for good sight without glasses.– London: Faber and Faber, 1944.– 159 p. (A new revised edit. of "The cure of imperfect sight by treatment without glasses).

16. Bates W.H. Better eyesight without glasses.– New Delhi: Orient paperbacks, 1987.– 199 p.

17. Bates W.H. Blindness relieved by a new method of treatment. Report of case.– 7 p.– // New York medical Journal.– Feb.5.– 1917.

18. Bates W.H. A case of miopie refraction relieved by eye education.– 4 p.– // Medical Record.– New York.– 1912.Ixxxii, 851 (Nov.9, 19..).

19. Bates W.H. The cause of myopia // New York medical journal.– 1912.– vol.XCV.– N 11.– p.529-532.

20. Bates W.H. A clinical and experimental study of physiological optics.– 8 p.– // American journal of clinical medicine.– Chicago.– July.– 1921.

21. Bates W.H. The cure of defective eyesight by treatment without glasses; or, The radical cure of errors of refraction by means of central fixation.– New York: A.R.Elliott Publ. Co., 1915.– 26 p.

22. Bates W.H. The cure of imperfect sight by treatment without glasses.– New York city: Central Fixation Publishing company, 1920.– 313 p.

23. Bates W.H. Eye training for the cure of functional myopia // New York medical journal.– 1912.– vol.XCV.– N 20.pp.1029-1032.

24. Bates, W.H. How to use the Snellen test card for the prevention and cure of imperfect sight in children and adults.– New York city: Central fixation publishing Co., 19-.– 4 p.

25. Bates W.H. Imagination and vision.– 6 p.– // Jour. Allied med. assoc. of Amer.– Oct.– 1921.

26. Bates W.H. The imperfect sight of the normal eye // New York medical journal.– Sept.8.– 1917.

27. Bates W.H. Improving the sight of soldiers and sailors and relieving pain.– New York, 1918.– 7 p.

28. Bates W.H. Memory as an aid to vision.– 10 p.// New York medical journal.– May 24.– 1919.

29. Bates W.H. Myopia prevention by teachers // New York medical journal.– 1913.– vol.xcviii.– pp.410-413.

30. Bates W.H. De la myopie fonctionnelle // La Clinique ophtalmologique.– Paris.– 1912.– xviii.– pp.188-191.

31. Bates W.H. Perfect sight without glasses.– New York: Central fixation publishing company, 1920.

32. Bates W.H. The prevention of myopia in school children // New York medical journal.– 1911.– vol.xciv.– N 5.– pp.237-238.

33. Bates W.H. The radical cure of errors of refraction by means of central fixation // New York medical journal.1915.– vol.CI.– N 19.– pp.925-933.

34. Bates W.H. Rechtes Sehen ohne Brille. Heilung fehlerhaften Sehens durch Behandlung ohne Brille / Autor. Ubers.aus dem Engl. von Elsbeth Friedrichs.– Grimma: P.Schrecker, 1931.– 353 s.

35. Bates W.H. Shifting as an aid to vision.– 7 p.// New York medical journal.– July 3.– 1920.

36. Bates W.H. Throw away your glasses.– 15 p.// Heart"s internat.– Sept.– 1923.

37. Bates W.H. Treatment of myopia without glasses.// Medical Record.– New York.– 1894.– xIv.– pp.104-106.

38. Bates W.H. The vision of a case of myopia improved by treatment without glasses // Virginia Medical Monthly.Richmond.– 1891-1892.– xviii.– pp.941-943.

39. Benjamin, Harry. Adventure in living; the autobiography of a myope.– London: Health for all pub. co., 1950.– 192 p.

40. Benjamin, Harry. Better sight without glasses.London: Health for all publ.co., 1958.– 106 p.

41. Beswick, Ethel. Eyes, their use and abuse; how to improve defective vision.– Ashingdon: Daniel, 1948.– 44 p.

42. Beswick K. Good eyesight: Our birthright.– London, n.d.– 58 p.

43. Better eyesight (a monthly magazine devoted to the prevention and cure of imperfect sight without glasses.vols. 1-14; July 1919 – June 1930)/ Ed. Bates W.H.– New York, N.Y.: Central fixation publishing company [1919-1930].

44. Bragg, Patricia. Bragg system to better eye-sight.10th print.– Santa Ana (Calif.): Health science, 1973.– 33 p.

45. Corbett, Margaret Darst. Help yourself to better sight.– 1st ed.– New York: Prentice Hall, 1949.– 218 p.

46. Corbett, Margaret Darst. How to improve your sight; simple daily drills in relaxation.– rev.ed.– New York: Crown Publishers, 1953.– 93 p.

47. Corbett, Margaret Darst. A quick guide to better vision. How to have good eyesight without glasses.– Englewood Cliffs (N.J.): Prentice-Hall, cop.1957.– 114 p.

48. Corbett, Margaret Darst. Vedere meglio senza occiali…– Milano: Longanesi and c., 1950.– 302 стр.

49. Corbett, Margaret Darst. Yoga des yeux: Cet ouvrage inspire des travaux du Dr. Bates, est une adapt. de l"oeuvre de Margaret Darst Corbett «Help yourself to better sight» par le Dr. Rene-Etienne Longue.– Verviers: Marabout, 1979.– 250 p.

50. Cornsweet T.N., Crane H.D. Training the visual accomodation system // Vision Res.– 13:713, 1973.

51. Curtin, Brian J. The Myopias: Basic science and clinical management.– Philadelphia, 1985.– 495 p.

52. Devaraj T.L. Speaking of: Ayurvedic Remedies for Common Diseases.– New Delhi, 1988.

53. Duke-Elder W.S. The Art of Seeing by A.L.Huxley, Book review // British Medical Journal.– vol.1.– May 22.1943.– p.635.

54. Friedrichs, Elsbeth. Lernt wieder sehen! Neue Heilwege fur kranke Augen. Eine Anleitung zur Selbstbehandlung Sehstorungen und zur Aneignung grosserer Sehscharfe fur Augenkranke und Gesunde. Nach den Grundsatzen des W.H.Bates dargestellt von Elsbeth Friedrichs.– 6 Aufl.Lorch: Karl-Rohm, 1931.– 135 стр.

55. Galton, Lawrence. Improve your sight without glasses // Coronet Magazine.– October.– 1955.

56. Hackett, Clara A. & Galton, Lawrence. Relax and see. A daily guide to better vision.– London: Faber and Faber, 1957.– 282 p.

57. Hauser, Bengamin Gayelord. Better eyes without glasses.– London: Faber and Faber limited, 1941.– 80 p.

58. Hauser, Bengamin Gayelord. Keener vision without glasses.– New York: Tempo books, inc., 1932.– 162 p.

59. Hill, Ann (ed.). A visual encyclopedia of unconventional medicine: A health manual for the whole person.– New York and London, 1979.– 240 p.

60. Hofstetter H.W. Optometry: Professional, economic and legal aspects.– St. Louis, 1964.– 412 p.

61. Hoopes A., Hoopes T. Eye power.– New York: Alfred A Knopf, 1979.

62. Huxley, Aldous Leonard. The art of seeing.– New York-London: Harper and brothers, 1942.– 273 p.

63. Huxley, A.L. Learning to see // Colliers.– New York.– vol.111.– April 21.– 1943.– p.24.

64. Jacques R.A. The Bates method of treating ametropia // The Optician.– vol.141.– N 3646.– February 17.– 1961.pp.143-144.

65. LeCron L. Experimental Hypnosis.– New York: Macmillan, 1954.

66. Lierman, Emily C. Stories from the clinic.– New York city: Central fixation publishing co., 1926.– 259 p.

67. Macfadden, Bernarr Adolphus. Strengthening the eyes; a system of scientific eye training.– New York: Macfadden publications, inc., 1924.– 201 p.

68. Macfadyen, Ralph J. See without glasses.– Greenwich, Conn., 1963.– 176 p.

69. Macfadyen, Ralph I. Weg mit der Brille! Das Heilen von Augenleiden und die Wissenschaft vom richtigen ehen.Stuttgart: Gunther, 1964.– 228 s.

70. Mangin-Millot, Georgette. Vos yeux; comment conserver une bonne vue, reeduquer la vision, corriger le strabisme, supprimer les lunettes, comment embellir vos yeux.– Paris: Editions Medicis, 1949.– 102 p.

71. Natural eye training for perfect vision without glasses.– New York: Centro-Vision institute, 1928.

72. Pascal J.O. On Aldous Huxley"s «The Art of Seeing» // Archives of Ophthalmology.– vol.26.– June.– 1943.– p.636.

73. Peppard, Harold M. Sight without glasses.London-Melbourne: Ward, Lock & co., 1956.– 153 p.

74. Ram Kumar E.R. Heal yourself with yoga: Specific asanas for specific diseases.– Bombay, 1987.

75. Sarma, L. Kamesvara. The natural cure of eye-defects.– 5th edition.– Pudukkottai, 1956.– 60 p.

76. Schlaegel T.F. Psychosomatic ophthalmology.Baltimore, 1957.– 523 p.

77. Sivananda, Swami. Health and hygiene. Anatomy and physiology.– 1st edition.– Rishikesh, 1957.– 423 p.

78. Sgrosso S. Il metodo di Bates al vaglio di un oculista // La riforma medica.– Napoli.– 1952.– Anno LXVI.N37.– pp. 1009-1010.

79. Snyder C. Bates, Huxley and myself // Int. Ophthalmol. Clin.– 2:921.– 1962.

80. Thomson, Charles Leslie. Your sight. Care and improvement by natural methods.– London: Thorsons, 1956.– 101 p.

81. Windolph, Michael. Easy eye exercises for better vision. Self-helps to sight improvement.– Hicksville (N.Y.): Exposition press, c.1974.– 159 p.

82. Глазные болезни: Учебник / Под ред.Т.И.Ерошевского, А.А.Бочкаревой.– 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Медицина, 1983. – 448 с.

83. Ковалевский Е.И. Глазные болезни.– 3-е изд., перераб. и доп.– М.: Медицина, 1986.

84. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров.– 3-е изд.– М.: Сов. энциклопедия, 1985.– 1600 с.







 


Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Другие сайты | Наверх